Русская беседа
 
18 Мая 2024, 06:47:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
Автор Тема: Народный капитализм по-русски  (Прочитано 14482 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« : 17 Мая 2009, 16:21:39 »

В продолжение темы "Русский ответ капитализму" (http://www.rusbeseda.ru/index.php/topic,4648), хочу предложить статью для обсуждения.

СУМЕЕТ ЛИ РАБОЧИЙ УПРАВЛЯТЬ ЗАВОДОМ?

"Если вы строите воздушный замок - так тому и быть. Но чтобы ваши усилия не пропали зря и чтобы ваше сказочное строение не "растаяло" в дымке времени, надо не забыть подвести под него фундамент", - заметил американский философ Генри Торо. Здание рыночной экономики, которое мы строим, пока очень похоже на такой воздушный замок, под который забыли подвести фундамент. То, что сегодня вырисовывается, явно не устраивает большинство населения, а значит, рано или поздно рухнет, как рухнуло в прошлом столетии государственное устройство, которое одни не могли терпеть, а другие не хотели.

Чтобы этого не случилось, демократические ценности, которые нам предлагают в качестве краеугольного камня, надо использовать не для украшения витрины, а закладывать в фундамент здания. Таким фундаментом в современном обществе является средний класс. На Западе богатые не вызывают всеобщего раздражения и протеста масс, потому что там "лишь горсточка бедна", а большую часть общества составляет средний класс - граждане с приемлемым для данной страны уровнем жизни.

У нас переход от социализма к капитализму привел к росту материального благосостояния небольшой части населения за счет снижения жизненного уровня большинства, в том числе и тех граждан, которых принято называть средним классом: ученых, инженеров, квалифицированных рабочих, врачей, учителей. То есть к обнищанию главной движущей силы любого развитого общества. Нынешнее социальное спокойствие, обусловленное девальвацией рубля и быстрым экономическим подъемом, весьма обманчиво, ибо зиждется на необычайно высокой цене нефти, которая обеспечивает приток нефтедолларов. Все прекрасно понимают: поток этот в любую минуту может иссякнуть. Но верхи (я имею в виду тех, кто снимает сливки) ни за что не хотят отказаться от манны небесной, которая плывет в их руки, а низы не теряют надежды, что на их долю тоже что-то достанется, и пока мирятся с происходящим.

Не последнюю роль играет и тот факт, что большая часть наших граждан в равной степени не любит ни новых русских, ни новых коммунистов и не желает возврата к тому социализму, который у нас был. А потому на выборах голосует не "за", а "против". Но так долго продолжаться не может. Рано или поздно бурный поток нефтедолларов иссякнет, и нынешнее равновесие будет нарушено.

В связи с этим, если мы не хотим, чтобы маятник российской истории снова качнулся влево, нужна альтернатива - нужны механизмы перераспределения получаемых доходов и расширения слоя мелких собственников, того самого среднего класса, без которого "нет мира под оливами". Таким механизмом может стать "народный капитализм", который в последнее время с успехом работает во многих странах.

Ярым сторонником и теоретиком народного капитализма был американский экономист Луис Келсо. Наемный работник, человек, работающий на чужого дядю, - плохой работник, считал Келсо, он работает спустя рукава. Единственное лекарство от этой "болезни" - собственность. Чтобы людей, которых К. Маркс называл пролетариями, сделать собственниками, Келсо предложил часть зарплаты пролетариям, он их называл "бедняками по происхождению", выдавать акциями предприятия, где они работают. Этот метод наделения работников собственностью - "ЭСОП" - получил распространение во многих странах.

Сегодня в США около 15 процентов рабочих и служащих трудится в компаниях, где им принадлежит значительная часть акций. Там ЭСОПы введены в 11 000 частных компаний. Как правило, они принадлежат семьям или партнерам, и численность работающих может достигать десятков тысяч. Около 8,5 млн. человек наделены акциями предприятий, на которых они работают. Эти предприятия контролируют около 400 млрд. долларов.

ЭСОПы дают работникам право покупать акции по цене на 15 % ниже их стоимости на рынке. Таким образом, при выходе на пенсию многие американцы помимо пенсии получают еще и акции, в том числе и того предприятия, на котором они работали. Пенсионные фонды используют эти деньги в качестве инвестиций.

За последние десять лет число работников, получивших таким образом акции, выросло с 1 до 7 - 10 миллионов человек. А с учетом тех, кто покупал акции своих предприятий самостоятельно, число американцев, ставших миноритарными акционерами, составляет 25 - 30 миллионов, или 30 процентов всей рабочей силы страны.

Программы передачи работникам акций предприятия получают распространение и в других странах. Во Франции ЭСОПы особенно популярны в крупных корпорациях, таких, как "Эр-Франс". Не отстают от французов Англия и Ирландия. В Англии уже миллионы людей стали обладателями акций своих компаний. И в Китае правительство при приватизации отдает предпочтение таким формам собственности, при которых государственная собственность передается тем, кто работает на данном предприятии.

Проведенное Главным счетным управлением США исследование показало, что владение работниками акциями в сочетании с их участием в управлении увеличило производительность на предприятиях на 52 процента.

В России ЭСОПы тоже существуют. С 1 октября 1998 года вступил в силу Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", законодательно решающий проблему создания и функционирования предприятий, в которых большая часть уставного капитала принадлежит работникам. За четыре года, которые прошли со времени принятия этого закона, в стране появилось около 80 народных предприятий, на которых работает сегодня около 30 000 человек. Практически все они трудятся весьма эффективно. И ничего удивительного в этом нет.

Главное достоинство "народных предприятий" - их демократизм. Глубокая пропасть между менеджментом и рабочими, царящая на большинстве предприятий, где работники лишены права голоса, - сегодня одно из самых катастрофических последствий "демократических" реформ. Народные предприятия живут по схеме: один человек - один голос. И голос этот новый собственник подает не только на собрании акционеров. Он - не безучастный наемник, а заинтересованное лицо.

Едва ли надо доказывать, что высокоэффективное предприятие - это то предприятие, где используют свои внутренние резервы. А какие внутренние резервы могут быть ценнее того, что теперь называется человеческим капиталом! Конечно, не менее важны и материальные ресурсы, но без человеческого фактора они ничто. Весь мир уже понял, что в экономике произошла переоценка ценностей, и только в России это понимание очень медленно пробивает себе дорогу. И яркое тому подтверждение - всего 80 предприятий, сделавших ставку на народный капитализм, а следовательно, на человеческий фактор.

Известный русский мыслитель Владимир Соловьев в статье "О роли нравственности и этики в развитии российской экономики" еще в начале ХХ века утверждал, что вера является первым условием успеха в любом деле.

"Вы никогда не сделаете человека ответственным и уж тем более эффективным собственником, - вторит ему в ХХI веке известный ученый из Института США и Канады, доктор экономических наук, профессор Яков Керемецкий, - если не дадите ему возможность принимать управленческие решения хотя бы на своем рабочем месте. Но большинство наших директоров не желают делиться властью. И тем более - деньгами. Нигде в мире разрыв в оплате труда между рядовыми работниками и высшими управляющими не превышает десятикратной отметки. А в России он подчас достигает значительно большей величины".

Отличительная особенность народных предприятий - их полная прозрачность. Даже зарплата генерального директора не является коммерческой тайной, ибо устанавливается и утверждается общим собранием. Так, у генерального директора картонно-бумажного комбината в Набережных Челнах в 2001 году она составила, например, 29 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата по комбинату была около 10 тысяч, а у генерального директора ЗАО "НП "ПОДОЛЬСККАБЕЛЬ" - 89 000 при средней по заводу 8,9 тысячи. Так решили работники-акционеры.

...Сегодня "народные предприятия" бросают вызов существующей системе хозяйствования. Они показывают, что олигархическому российскому капитализму есть альтернатива. Надо дать им возможность реализовать этот шанс. Приобретенный в процессе конфликта опыт их многому научил, а главное - помог осознать, что люди на производстве отнюдь не винтики большой системы. С ними нужно считаться. И для этого вовсе не нужно ничего изобретать и открывать Америку.

Тарасов Владимир вице-президент РСНП, кандидат экономических наук
 
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200304180710407
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #1 : 18 Мая 2009, 17:15:56 »

ИТОГО постулатов:
- в фундамент надо закладывать демократические ценности,
- чем больше сытых бюргеров, тем стабильнее,
- надо делиться богатым с бедными перераспределением,
- надо наделять рабочих акциями.
Результат внедрения постулатов - стабильное государство.

Диагноз: Либерализм + нежелание или боязнь (или неспособность) зрить в корень.
Записан

Андрей
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #2 : 18 Мая 2009, 23:25:33 »

Диагноз: Либерализм + нежелание или боязнь (или неспособность) зрить в корень.

Если Вы зрите в корень - поделитесь, будет интересно.

Мне тоже не нравятся некоторые утверждения автора, но лично я нахожу нечто полезное в этой статье, а именно: существует многократно опробованное на практике решение для устранения противоречия между собственником и работником, заключающееся в превращении последнего в первого.

Почемы я считаю это полезным: В ходе кризиса многие предприятия почти ничего не будут стоить и могут быть переданы в собственность государства. Соответственно, государство получит возможность заложить новый принцип в основу экономики, разделив собственность на предприятия между собой (то есть, всем обществом) и работниками. При наличии законодательной защиты упомянутого механизма и взвешенной протекционистской промышленной политики государства есть шансы быстро поднять отечественную промышленность.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #3 : 19 Мая 2009, 14:47:24 »

Диагноз: Либерализм + нежелание или боязнь (или неспособность) зрить в корень.

Если Вы зрите в корень - поделитесь, будет интересно.

Даже времени жалко - все же всё понимают. НО если коротенько, то все выделенные мной постулаты на Западе реализованы. И что мы там сегодня наблюдаем? Наблюдаем мы там жуткую жуть в развитии (в смысле - ещё более жуткая жуть на подходе уже к осени).


Мне тоже не нравятся некоторые утверждения автора, но лично я нахожу нечто полезное в этой статье, а именно: существует многократно опробованное на практике решение для устранения противоречия между собственником и работником, заключающееся в превращении последнего в первого.

Почемы я считаю это полезным: В ходе кризиса многие предприятия почти ничего не будут стоить и могут быть переданы в собственность государства. Соответственно, государство получит возможность заложить новый принцип в основу экономики, разделив собственность на предприятия между собой (то есть, всем обществом) и работниками. При наличии законодательной защиты упомянутого механизма и взвешенной протекционистской промышленной политики государства есть шансы быстро поднять отечественную промышленность.

Про выделенное красным. Ничего оно не существует, поскольку:
- вот выпустит собственник допэмиссию акций в момент, когда это захочется его левой задней ноге, и будет рабочий не мелкий собственник, а нанособственник.
- кредо рабочего - продавать свою рабочую силу и с этого жить, кредо собственника перпендикулярно креду рабочего. Если в голову рабочего качественно запихать два этих креда, то возникнет раздвоение личности (в медицине зовомое шизофренией).
Записан

Андрей
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #4 : 19 Мая 2009, 19:34:23 »

Даже времени жалко - все же всё понимают. НО если коротенько, то все выделенные мной постулаты на Западе реализованы. И что мы там сегодня наблюдаем? Наблюдаем мы там жуткую жуть в развитии (в смысле - ещё более жуткая жуть на подходе уже к осени).

Речь идет не о выделенных Вами "постулатах", а о "народном капитализме", который на Западе не был широко реализован. Там победил финансовый капитализм. То, о чем Вы говорите - результаты "финкапа".

Цитировать
Про выделенное красным. Ничего оно не существует, поскольку:
- вот выпустит собственник допэмиссию акций в момент, когда это захочется его левой задней ноге, и будет рабочий не мелкий собственник, а нанособственник.
- кредо рабочего - продавать свою рабочую силу и с этого жить, кредо собственника перпендикулярно креду рабочего. Если в голову рабочего качественно запихать два этих креда, то возникнет раздвоение личности (в медицине зовомое шизофренией).

Я упоминал про законодательную защиту. Недопущение лишения мелких собственников их собственности технически гораздо проще, чем внедрение самого "народного капитализма".

Для мотивирования современного работника (не только рабочего) недостаточно просто платить ему заплату и премию за перевыполнение плана. А участие в собственности, как правило, очень сильно меняет отношение к работе.
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #5 : 20 Мая 2009, 14:32:41 »

Для мотивирования современного работника (не только рабочего) недостаточно просто платить ему заплату и премию за перевыполнение плана. А участие в собственности, как правило, очень сильно меняет отношение к работе.

Уважаемый Андрей! Абсолютно согласен с Вами, что для мотивирования труда недостаточно просто платить зарплату и премию за перевыполнение плана. И это относится не только к современному работнику. Достаточно вспомнить известный (как мне кажется, убедительный) пример с оплатой труда жнеца-протестанта и жнеца-католика. Собственно, и протестантский жнец работал не ради денег, а ради олицетворенной в них его веры. Поэтому мне странно слышать даже от православных людей объяснение мотивации труда если не заинтересованностью в зарабатывании денег, то через другие меркантильные причины - в данном случае участием в собственности. Должен сказать, что я лично, во всяком случае, воспринимаю как проклятие заклинания демократов уже где-то с 1985-86 года о "чувстве собственника", без которого, якобы, эффективный труд невозможен. Странно, родители меня, например, еще в детстве учили делиться с товарищами своими игрушками. Своего сына я тоже этому учил. Кончно, жадность активно этому противится. Надеюсь, мы понимаем, что в данном случае речь не идет о том, что еще Тарас Бульба категорически не допускал отдавть в чужие руки - жену, коня и трубку. И вот получается, по существу, что жадность даже некоторыми православными людьми признается наиболее сильной мотивацией к труду. По-моему, в данном случае даже протестанты с их идеей указания на спасение зарабатыванием больших денег как-то более симпатичны. Все-таки, есть более благородные и вдохновляющие мотивы, чем чувство собственника, для более производительного труда. Думаю, наиболее важным из таких мотивов является чувство разделения труда по умножению мощи и процветания Отечества. Именно такое чувство дает наибольшее удовлетворение. Если же оно подкрепляется заслуженным почетом, то такой труд становится вдвойне привлекательным. Недаром японцы переняли у советской системы доски почета, грамоты, награждение переходящим вымпелом и т.п. Прошу прощения, если понял что-то неправильно и отвлекся от темы.
Владимир К.
« Последнее редактирование: 20 Мая 2009, 14:45:49 от Владимир К. » Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #6 : 20 Мая 2009, 14:52:52 »

Для мотивирования современного работника (не только рабочего) недостаточно просто платить ему заплату и премию за перевыполнение плана. А участие в собственности, как правило, очень сильно меняет отношение к работе.

Уважаемый Андрей! Абсолютно согласен с Вами, что для мотивирования труда недостаточно просто платить зарплату и премию за перевыполнение плана. И это относится не только к современному работнику. Достаточно вспомнить известный (как мне кажется, убедительный) пример с оплатой труда жнеца-протестанта и жнеца-католика. Собственно, даже протестантский жнец работал не ради денег, а ради олицетворенной в них его веры. Поэтому мне странно слышать даже от православных людей объяснение мотивации труда если не заинтересованностью в зарабатывании денег, то через другие меркантильные причины - в данном случае участием в собственности. Должен сказать, что я лично, во всяком случае, воспринимаю как проклятие заклинания демократов уже где-то с 1985-86 года о "чувстве собственника", без которого, якобы, эффективный труд невозможен. Странно, родители меня, например, еще в детстве учили делиться с товарищами своими игрушками. Своего сына я тоже этому учил. Кончно, жадность активно этому противится. Надеюсь, мы понимаем, что в данном случае речь не идет о том, что еще Тарас Бульба категорически не допускал отдавть в чужие руки - жену, коня и трубку. И вот получается, по существу, что жадность даже некоторыми православными людьми признается наиболее сильной мотивацией к труду. По-моему, в данном случае даже протестанты с их идеей указания на спасение зарабатыванием больших денег как-то более симпатичны. Все-таки, есть более благородные и вдохновляющие мотивы, чем чувство собственника, для более производительного труда. Думаю, наиболее важным из таких мотивов является чувство разделения труда по умножению мощи и процветания Отечества. Именно такое чувство дает наибольшее удовлетворение. Если же оно подкрепляется заслуженным почетом, то такой труд становится вдвойне привлекательным. Недаром японцы переняли у советской системы доски почета, грамоты, награждение переходящим вымпелом и т.п. Прошу прощения, если понял что-то неправильно и отвлекся от темы.
Владимир К.

Мне тоже кажется, что деньги и акции своего собственного предприятия скорее будут избаловывать, чем мотивировать. На счет процветания и мощи отечества - лично для меня понятие странное. Будешь вкалывать как папа Карло, а можешь оказаться в положении "попка-дурак". Найдется какой-нибудь ушлый человек где-нибудь наверху, который просто обкрадет тебя, заберет себе твои результаты и будет почивать на лаврах. В довесок на тебя еще прикрикивать будет, чтобы ты пахал еще вдвое больше.

Для меня главное - видеть реальные результаты труда. Чтобы это было красиво, чтобы это приносило пользу, тебе индивидуально или коллективу - не важно. Главное, чтобы был виден результат. А если это будет еще на пользу родной стране - тогда вообще замечательно.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #7 : 20 Мая 2009, 15:08:18 »

Даже времени жалко - все же всё понимают. НО если коротенько, то все выделенные мной постулаты на Западе реализованы. И что мы там сегодня наблюдаем? Наблюдаем мы там жуткую жуть в развитии (в смысле - ещё более жуткая жуть на подходе уже к осени).

Речь идет не о выделенных Вами "постулатах", а о "народном капитализме", который на Западе не был широко реализован. Там победил финансовый капитализм. То, о чем Вы говорите - результаты "финкапа".

Цитировать
Про выделенное красным. Ничего оно не существует, поскольку:
- вот выпустит собственник допэмиссию акций в момент, когда это захочется его левой задней ноге, и будет рабочий не мелкий собственник, а нанособственник.
- кредо рабочего - продавать свою рабочую силу и с этого жить, кредо собственника перпендикулярно креду рабочего. Если в голову рабочего качественно запихать два этих креда, то возникнет раздвоение личности (в медицине зовомое шизофренией).

Я упоминал про законодательную защиту. Недопущение лишения мелких собственников их собственности технически гораздо проще, чем внедрение самого "народного капитализма".

Для мотивирования современного работника (не только рабочего) недостаточно просто платить ему заплату и премию за перевыполнение плана. А участие в собственности, как правило, очень сильно меняет отношение к работе.

Не возможно создать закон, который нельзя нарушить. Я, в общем то, высказался всвязи с тем, что вся эта заглавная статья темы живо напомнила мне как ещё в школе изучавшиеся экономические "требования" меньшевиков у нас и подобные же "требования" профсоюзов на всём Западе, так и сладкие речи дерьмократов-чубайсоидов-гайдарастов в начале славных дел раннего ельциноидизма. В кавычки же я слово "требования" взял потому, что как тогда ещё учителя истории-обществоведения говорили, что вся борьба меньшевиков-экономистов предназначена для отвлечения рабочего класса от  настоящей классовой борьбы, так и мы сейчас понимаем (я по крайней мере), что это дейстивительно для отвлечения. Только отвлечения не рабочего класа и не от классовой борьбы, а просто Людей от просто Спасения. Повторюсь: никакими законами Вы не заставите вора не хотеть воровать. А если он хочет, то рано или поздно он сможет. Поэтому говорить о народном капитализме или народном социализме глупо - не в ту сторону смотрим, а значит и не туда стремимся, а значит и не туда дойдём. Стремиться нужно к обществу, где СТАТИСТИЧЕСКОЕ большинство считает свою жизнь Служением и средством к Спасению. Как такое целевое общество назвать - дело десятое. Либерасты назовут его монастырём и будут правы.
Про участие в собственности и отношении к работе: Одно на другое влияет только если это влияние возможно, т.е. если есть достаточно большая доля, а это возможно только в нанобизнесе (в смысле размера капитала). Если доля мала, то никакого влияния нет, а есть или желание срубить дольку прибыли на дивидендах (если не умный) или поиграться на курсах на бирже (если умный).
« Последнее редактирование: 20 Мая 2009, 15:18:17 от Андрей » Записан

Андрей
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #8 : 20 Мая 2009, 16:24:32 »

И вот получается, по существу, что жадность даже некоторыми православными людьми признается наиболее сильной мотивацией к труду. По-моему, в данном случае даже протестанты с их идеей указания на спасение зарабатыванием больших денег как-то более симпатичны. Все-таки, есть более благородные и вдохновляющие мотивы, чем чувство собственника, для более производительного труда.

Уважаемый Владимир! Было несколько странно прочитать Ваши вышепреведенные слова. Ведь о культивировании жадности речь не идет. Если собственность отождествлять с жадностью, то тогда наиболее жадным человеком в Российской империи должен был быть Государь-Император. Но если Вы обратитесь к многочисленным материалам, посвященным описанию быта последней Царской семьи, то увидите всю абсурдность подобных умозаключений.

А материальная мотивация к труду как наиболее действенная (но, конечно же, не единственная) мера признана повсеместно. И, на мой взгляд, получение собственности как части честного заработка никак не противоречит духовным устремлениям человека. Кроме того, надо и посмотреть правде в глаза: нынешнее население России в большинстве своем на первое место ставит материальное благополучие.

Конечно же, православные могут самоустраниться от решения глобальных государственных проблем. Но тогда эти проблемы будут "решать" свойственными им методами олигархи и чиновники. Все это у нас перед глазами.
Записан
Алексей Петрович
Постоялец
***
Сообщений: 173


Просмотр профиля
православный
« Ответ #9 : 20 Мая 2009, 16:45:26 »


Для мотивирования современного работника (не только рабочего) недостаточно просто платить ему заплату и премию за перевыполнение плана. А участие в собственности, как правило, очень сильно меняет отношение к работе.

Мне кажется, эта мысль бесспорна. И дело здесь не только в материальной стимуляции. Каждому человеку свойственно чувство ответственности, в котором нет ничего противоречащего нравственным ценностям. А реализовываться оно может, в частности, через участие в собственности.

Другое дело, что такая форма собственности может быть чистой фикцией. Но это уже дело конкретного предприятия.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Сообщений: 3230


Просмотр профиля
Православный
« Ответ #10 : 20 Мая 2009, 18:49:43 »


Для мотивирования современного работника (не только рабочего) недостаточно просто платить ему заплату и премию за перевыполнение плана. А участие в собственности, как правило, очень сильно меняет отношение к работе.

Мне кажется, эта мысль бесспорна. И дело здесь не только в материальной стимуляции. Каждому человеку свойственно чувство ответственности, в котором нет ничего противоречащего нравственным ценностям. А реализовываться оно может, в частности, через участие в собственности.

Другое дело, что такая форма собственности может быть чистой фикцией. Но это уже дело конкретного предприятия.


Не согласен, что чувство ответственности может реализовываться через участие в  собственности. Но на мой взгляд эти вещи в принципе никак не связаны - это разные категории, типа как хорошее и сладкое. Совестливость и ответственность или есть, или их нет, нельзя быть немножко ответственным, а немножко безответственным. А вот бережное отношение к СВОЕЙ собственности безотносительно того - есть у человека совесть или нет - может существовать только если есть эта самая собственность. Собственность у вас (не у Вас лично) есть тогда, когда вы лично можете с ней что-то делать по своей воле. А если воля есть, бумажка про право собственности есть, а сделать ничего нельзя при любой силе желания, то в общем статистическом случае скорее всего бережного отношения не будет (если нет совести).
Записан

Андрей
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #11 : 20 Мая 2009, 19:02:30 »

Ведь о культивировании жадности речь не идет. Если собственность отождествлять с жадностью, то тогда наиболее жадным человеком в Российской империи должен был быть Государь-Император. Но если Вы обратитесь к многочисленным материалам, посвященным описанию быта последней Царской семьи, то увидите всю абсурдность подобных умозаключений.

А материальная мотивация к труду как наиболее действенная (но, конечно же, не единственная) мера признана повсеместно. И, на мой взгляд, получение собственности как части честного заработка никак не противоречит духовным устремлениям человека. Кроме того, надо и посмотреть правде в глаза: нынешнее население России в большинстве своем на первое место ставит материальное благополучие.

Уважаемый Андрей! Вы написали слово "собственник", а оно весьма отягощено. Есть замечательный роман Джона Голсуорси, который так и называется - "Собственник". В нем очень хорошо раскрыто все то, что нам в последнее время пытаются навязать как "скромное обаяние буржуазии". Голсуорси хорошо изучил русскую литературу, и по этому роману видно, что она оказала на его творчество большое влияние. Если хотите, он смотрит на капитализм по-русски, даже отчасти по-православному. Конечно, описанный им "собственник" в принципе не является таким собственником, которым был Государь-Император. Но и предлагаемый вами вариант собственника, насколько я понял, никакого отношения к Государю-Императору не имеет. Этот "собственник" гораздо ближе к какому-нибудь Гобсеку, во всяком случае, он его дальний родственник. Наверно, я, все-таки, увожу тему в сторону, потому что вижу проблему именно в психологии собственничества. А она в большой мере определяется воспитанием, чем у нас сейчас и заняты идеологические силы. К сожалению, вижу некоторое участие в этом и части православных людей. А ведь можно делать упор в воспитании не меркантильных интересов, а того, о чем сказал еще Пушкин:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Простите, если сбиваю Вас с толку.
Во Христе
Владимир К.
« Последнее редактирование: 20 Мая 2009, 19:27:02 от Владимир К. » Записан
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #12 : 20 Мая 2009, 22:41:12 »

Не возможно создать закон, который нельзя нарушить. ... никакими законами Вы не заставите вора не хотеть воровать. А если он хочет, то рано или поздно он сможет.

Я думаю, что описанный механизм будет как раз очень эффективен против воров. Сейчас на них смотрят безразлично, а в описываемой ситуации каждый будем понимать, что обворовывают не далекого дядю и не безликое государство, а непосредственно его.

То, что законов идеальных не бывает, еще не повод отказаться от использования законов. Это не аргумент.

Цитировать
Поэтому говорить о народном капитализме или народном социализме глупо - не в ту сторону смотрим, а значит и не туда стремимся, а значит и не туда дойдём. Стремиться нужно к обществу, где СТАТИСТИЧЕСКОЕ большинство считает свою жизнь Служением и средством к Спасению. Как такое целевое общество назвать - дело десятое. Либерасты назовут его монастырём и будут правы.

Сейчас это самое большинство сидит с пивом у телевизора. У Вас есть конкретные предложения, что нужно сделать на государственном уровне, чтобы началось движение к целевому обществу в Вашем понимании?
Записан
Андрей Киселёв
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля WWW
Русская православная церковь МП
« Ответ #13 : 20 Мая 2009, 23:51:45 »

Уважаемый Андрей! Вы написали слово "собственник", а оно весьма отягощено. ... Наверно, я, все-таки, увожу тему в сторону, потому что вижу проблему именно в психологии собственничества. А она в большой мере определяется воспитанием, чем у нас сейчас и заняты идеологические силы. К сожалению, вижу некоторое участие в этом и части православных людей.

Уважаемый Владимир! Благодарю Вас за ответы, они весьма полезны для меня. Но все же я пока остаюсь при своем мнении, что "народный капитализм" - полезная и актуальная для нашей экономической ситуации идея.

К сожалению, большинство важных общественных и экономических понятий отягощено множеством трактовок. Для меня понятие "собственность" все же скорее именно "ответственность", как написал уважаемый Алексей Петрович, чем "право/возможность потребления". Мне кажется абсолютно необходимым пробуждение народного сознания через осознание ответственности не только за себя и свою семью (здесь, в основном, ответственность Церкви), но и за свой завод, за свой город, за свою страну (здесь - ответственность государства).

Ведь формально мы, как граждане РФ, являемся собственниками всего государственного имущества. И на нас лежит ответственность за то, что это имущество не работает на благо народа. Но это формально, почти никто на практике этого не ощущает. Возродить ответственность можно и нужно - такое мое личное мнение. Ни либерализм, ни социализм, с их крайностями, для нас решением не являются: в обоих случаях это движение по нисходящей, это цивилизационный тупик.

Также я думаю, что сам термин "народный капитализм" многих смущает из-за чрезвычайной затасканности обоих слов. Но суть он отражает верно. Я уже писал раньше на форуме, и еще раз повторю, что капитализм - нейтральное понятие. Его умышленно исказили, отождествив с либерализмом. Поэтому отторжение, возникающее именно на уровне ощущений и образов, а не логического рассуждения, ничем не обосновано.
Записан
Алексей Петрович
Постоялец
***
Сообщений: 173


Просмотр профиля
православный
« Ответ #14 : 21 Мая 2009, 12:43:42 »


Мне кажется абсолютно необходимым пробуждение народного сознания через осознание ответственности не только за себя и свою семью (здесь, в основном, ответственность Церкви), но и за свой завод, за свой город, за свою страну (здесь - ответственность государства).

Также я думаю, что сам термин "народный капитализм" многих смущает из-за чрезвычайной затасканности обоих слов. Но суть он отражает верно.

Мне кажется, что Вы очень четко сформулировали мысль о «необходимости пробуждения народного сознания через осознание ответственности». Двумя руками – за.

Однако термин "народный капитализм" не очень ясен. Не могли бы Вы коротко наметить основные параметры этого понятия.
Записан
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!