Русская беседа
 
23 Мая 2024, 17:08:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Среда Пятой Седмицы Великого Поста  (Прочитано 3845 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Апреля 2008, 18:27:05 »

СРЕДА 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
 
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.
Преподобный Нил Синайский


Старец Зосима причащает прп. Марию Египетскую.
Сретенский монастырь. Иконостас левого предела в честь
прп. Марии Египетской.


В среду вечером в православных храмах совершается особая служба - "Мариино стояние". На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. По этой особенности утреннее Богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, - и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели - возбуждения и сил, и внимания кающихся - служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.

 
Тропари преподобной Марии Египетской из Великого канона

Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.

Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.

 
Житие преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. "В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: "Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!" Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пищи, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя". Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, что бы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: "Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары?" Причастившись, святая подвижница просила еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле ее на песке были начертаны слова: "Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля". Это было 1 апреля 524 года, в самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Мощи святой Марии частями находятся в разных городах Европы.

http://www.pravoslavie.ru/put/040324112803

« Последнее редактирование: 17 Апреля 2013, 20:36:49 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Апреля 2014, 10:33:06 »

Покаяние - это вторая победа





Сегодня наш Пост достигает вершины. «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Эти двадцать четыре покаянных стихиры звучали на вечерни. И сегодня вечером — Мариино стояние, когда мы услышим целиком Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. То, что мы слышали в первые дни Поста, вновь предлагается нам, чтобы мы увидели, достигли ли мы покаяния Церкви. Когда путь подходит к концу, мы должны увидеть, куда мы пришли. Церковь предупреждает, что мы можем оказаться слепыми и глухими. Сколько раз приходилось мне за долгое священническое служение слышать на исповеди, как какая-нибудь бабушка, стоя перед Крестом и Евангелием, громко говорит, что нет у нее никаких грехов, что она пост соблюдает, молится, всем делает только добро. А когда священнику же кричит: «В чем же Вы каетесь, зачем Вы сюда пришли?» — она отвечает: «Я не слышу, я глухая». Докричаться уже невозможно. А если она еще к тому же и неграмотная (такое тоже случается), то и написать свои грехи не может. Но если бы она и была грамотная и с хорошим слухом, тоже нужно как-то докричаться. За всю жизнь Церковь не докричалась до нее, не услышала она, что самое главное в жизни. А теперь что делать?

Христос говорит: «Я пришел спасать не праведников, а грешников». Потому что зачем праведников спасать — они и так уже спасенные, от чего их спасать, от праведности что ли? Но поскольку Христос пришел спасать всех, весь род человеческий, то ясно, какое разделение происходит между людьми — кто праведники и кто грешники. Поэтому Церковь и молится в течение всего Поста главной великопостной молитвой преподобного Ефрема Сирина, которая как печать всех наших коленопреклоненных молитв: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения». Мы постоянно напоминаем слова святых, что видеть свои грехи — это больше, чем видеть ангелов. Почему же больше? Потому что видеть свои грехи значит начать видеть, что совершает Христос. Это значит различать добро и зло на той глубине, где Крест Христов, где открывается наше спасение. Христос бесконечно милостив, Он богат богатством жизни Божественной. У Него полнота жизни. И Писание называет Его так же богатым милостью. Но Он не обогащает того, кто богат, кто считает, что у него всё уже есть. Он не просвещает того, кому кажется, что он и так все знает и не нуждается в просвещении. Он не протягивает руку к тому, кто считает, что он сам твердо стоит на ногах — он не спотыкается и не падает. Господь не дает утешения тому, кто считает, что у него и без Бога все хорошо. Хорошо ему в этом мире, какое ему еще нужно утешение?

Господь спасает только того, кто понимает, что он в беде, что он в грехе, что он в отчаянии, что он в таком состоянии, из которого ему не выбраться никогда, что бы он ни предпринимал. И никто ему не поможет. Нет такой силы, которая могла бы ему помочь, кроме  крепости Божией, и нет такого милосердия, которое могло бы это увидеть и в этом сострадать, кроме Его любви. Так что молитва о том, чтобы мы видели свои грехи, является самой главной.

Святая Церковь предупреждает нас также, что могут быть грешники ложные —лжегрешники. Что это за явление? Это те, кто вместе со всеми перед Чашей Христовой говорят: «От них же, грешников, я первый».Вместе со всеминазывают себя великими грешниками: «Без числа согреших, Господи». А на самом деле они ничего не переживают — ни горя у них от этого нет, ни ужаса. Слова такие у них есть, они знают, что смирение и покаяние — великая ценность в Церкви.Но Христос, Врач душ и телес наших, видит, кто настоящий больной, а кто притворяется больным. Не то, что этот человек не больной, но в данном случае он является притворным больным. Больной он, но болезнь его к смерти, где ему никто уже не может помочь, Сам Бог не может ему помочь, потому что он отвергает Бога. Бог ему не нужен, у него и так все благополучно. Откуда появился атеизм и прочее безумие? Не потому что человек своей скудоумной головой сообразил так, а потому что ему не нужно ничего, он считает, что он и сам со всем справится. Либо он приходит в полное отчаяние, когда видит, что смерть и зло торжествуют в мире, и нет никакой надежды.

Эта молитва: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» напоминает нам о том, что мы должны дойти в духовном возрастании до такого предела, где увидим, что погибаем. В начале Поста мы слышали слово пророка Исаии: «Если будут грехи ваши яко багряное, как снег убелю. Если будут грехи ваши яко пурпур, как волну (как белую шерсть овечью) убелю». Слово Божие свидетельствует, что состояние человека может быть таким, что вся жизнь его становится как бы окрашенной в красный цвет крови. Он уподобляется той самой кровоточивой жене, которая ни от кого не могла получить исцеления. Душа истекает кровью, скоро наступит предел ее жизненных сил. Грех кровоточит, мы истекаем кровью, и жизнь наша окрашена, как говорит пророк Исаия, в цвет смерти. Но только когда человек на самом деле осознает это, когда начнет кровоточить его совесть, когда вся она станет сплошной мучительной раной, тогда Господь введет его в глубину покаяния, которая откроет ему истинную жизнь.

Только когда мы изо всех сил будем противостоять злу, можем мы дойти до самого дна видения того, что есть зло, что есть смерть, «из глубины воззвать», и только тогда будет дано нам узнать силу прощения Христова, побеждающую смерть.

Мы призваны участвовать в том, что Господь совершает с нами. Это требует подвига. Есть такое слово. Мы все знаем его. Но куда нам до подвигов! Однако только подвигом можем мы приобщиться спасению, говорят все святые, другого пути нет. Кто отказывается от подвига, отказывается от спасения. Покаяние это путь подвига, это путь крестный. Оно равнозначно мученичеству. То, что сказал пророк Исаия об этой крови, об этом цвете покаяния, относится ко всей жизни христианина. Мы помним слова святителя Игнатия (Брянчанинова), что в покаянии заключены все заповеди Божии. И точно так же в мученичестве — исполнение всех заповедей Божиих. Покаяние и мученичество — единый путь. С самого начала Церковь прославилась великим множеством мучеников, запечатлевших ее веру своей кровью, показавших, что есть в роде человеческом люди, которые готовы отдать Господу все, чтобы быть причастниками Его новой жизни.

Кто знает, может быть, на последнем этапе истории — после эпохи мученичества древних христиан, после явления бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Российских, наступит новая эпоха, духовно не менее богатая, чем древние времена, чем новейший период истории Церкви. Но для этого мы должны осознать, что означает подвиг наших мучеников, ради чего Христос пришел в мир. Подлинное осознание этого и станет нашим подлинным покаянием.

Святые отцы говорят, что покаяние это вторая победа. Первая победа это победа Христа над смертью. И наше приобщение первой победе — когда Господь дает нам узнать благодать вечной жизни, хотя мы еще не принесли Ему настоящего покаяния. Это первая любовь, о которой говорит Откровение: «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое… Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр. 2: 2-4). В покаянии, во второй победе, открывается еще большая, может быть, радость, чем в первой победе, чем в первой любви, потому что мы всей мыслью, всем сердцем, всей крепостью своей, всем своим существом через покаяние приобщаемся Крестному дару Господню.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/02/pokayanie_eto_vtoraya_pobeda/
« Последнее редактирование: 13 Апреля 2021, 22:32:50 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 104109

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 13 Апреля 2016, 10:28:53 »

Наш Пост достигает вершины

Слово протоиерея Александра Шаргунова на литургии Преждеосвященных Даров в среду 5 седмицы Великого поста



Сегодня наш Пост достигает вершины. «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Эти двадцать четыре покаянных стихиры звучат на вечерни. И сегодня вечером — Мариино стояние, когда мы услышим целиком Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. То, что мы слышали в первые дни Поста, вновь предлагается нам, чтобы мы увидели, достигли ли мы покаяния Церкви. Когда путь подходит к концу, мы должны увидеть, куда мы пришли. Церковь предупреждает, что мы можем оказаться слепыми и глухими. Сколько раз приходилось мне за долгое священническое служение слышать на исповеди, как какая-нибудь бабушка, стоя перед Крестом и Евангелием, громко говорит, что нет у нее никаких грехов, что она пост соблюдает, молится, всем делает только добро. А когда священник уже кричит: «В чем же Вы каетесь, зачем Вы сюда пришли?» — она отвечает: «Я не слышу, я глухая». Докричаться уже невозможно. А если она еще к тому же и неграмотная (такое тоже случается), то и написать свои грехи не может. Но если бы она была и грамотная, и с хорошим слухом, тоже нужно как-то докричаться. За всю жизнь Церковь не докричалась до нее, не услышала она, что самое главное в жизни. А теперь что делать?

Христос говорит: «Я пришел спасать не праведников, а грешников». Потому что зачем праведников спасать — они и так уже спасенные, от чего их спасать, от праведности что ли? Но поскольку Христос пришел спасать всех, весь род человеческий, то ясно, какое разделение происходит между людьми — кто праведники и кто грешники. Поэтому Церковь и молится в течение всего Поста главной великопостной молитвой преподобного Ефрема Сирина, которая как печать всех наших коленопреклоненных молитв: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения». Мы постоянно напоминаем слова святых, что видеть свои грехи — это больше, чем видеть ангелов. Почему же больше? Потому что видеть свои грехи значит начать видеть, что совершает Христос. Это значит различать добро и зло на той глубине, где Крест Христов, где открывается наше спасение. Христос бесконечно милостив, Он богат богатством жизни Божественной. У Него — полнота жизни. И Писание называет Его так же богатым милостью. Но Он не обогащает того, кто богат, кто считает, что у него всё уже есть. Он не просвещает того, кому кажется, что он и так все знает и не нуждается в просвещении. Он не протягивает руку тому, кто считает, что он сам твердо стоит на ногах — он не спотыкается и не падает. Господь не дает утешения тому, кто считает, что у него и без Бога все хорошо. Хорошо ему в этом мире, какое ему еще нужно утешение?

Господь спасает только того, кто понимает, что он в беде, что он в грехе, что он в отчаянии, что он в таком состоянии, из которого ему не выбраться никогда, что бы он ни предпринимал. И никто ему не поможет. Нет такой силы, которая могла бы ему помочь, кроме крепости Божией, и нет такого милосердия, которое могло бы это увидеть и в этом сострадать, кроме Его любви. Так что молитва о том, чтобы мы видели свои грехи, является самой главной.

Святая Церковь предупреждает нас также, что могут быть грешники ложные — лжегрешники. Что это за явление? Это те, кто вместе со всеми перед Чашей Христовой говорят: «От них же, грешников, я первый». Вместе со всеми называют себя великими грешниками: «Без числа согреших, Господи». А на самом деле они ничего не переживают — ни горя у них от этого нет, ни ужаса. Слова такие у них есть, они знают, что смирение и покаяние — великая ценность в Церкви. Но Христос, Врач душ и телес наших, видит, кто настоящий больной, а кто притворяется больным. Не то, что этот человек не больной, но в данном случае он является притворным больным. Больной он, но болезнь его к смерти, где ему никто уже не может помочь, Сам Бог не может ему помочь, потому что он отвергает Бога. Бог ему не нужен, у него и так все благополучно. Откуда появился атеизм и прочее безумие? Не потому что человек своей скудоумной головой сообразил так, а потому что ему не нужно ничего, он считает, что он и сам со всем справится. Либо он приходит в полное отчаяние, когда видит, что смерть и зло торжествуют в мире, и нет никакой надежды.

Эта молитва: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» напоминает нам о том, что мы должны дойти в духовном возрастании до такого предела, где увидим, что погибаем. В начале Поста мы слышали слово пророка Исаии: «Если будут грехи ваши яко багряное, как снег убелю. Если будут грехи ваши яко пурпур, как волну (белую шерсть овечью) убелю». Слово Божие свидетельствует, что состояние человека может быть таким, что вся жизнь его становится как бы окрашенной в красный цвет крови. Он уподобляется той самой кровоточивой жене, которая ни от кого не могла получить исцеления. Душа истекает кровью, скоро наступит предел ее жизненных сил. Грех кровоточит, мы истекаем кровью, и жизнь наша окрашена, как говорит пророк Исаия, в цвет смерти. Но только когда человек на самом деле осознает это, когда начнет кровоточить его совесть, когда вся она станет сплошной мучительной раной, тогда Господь введет его в глубину покаяния, которая откроет ему истинную жизнь.

Только когда мы изо всех сил будем противостоять злу, сможем мы дойти до самого дна видения того, что есть зло, что есть смерть, «из глубины воззвать», и только тогда будет дано нам узнать силу прощения Христова, побеждающую смерть.

Мы призваны участвовать в том, что Господь совершает с нами. Это требует подвига. Есть такое слово. Мы все знаем его. Но куда нам до подвигов! Однако только подвигом можем мы приобщиться спасению, говорят все святые, другого пути нет. Кто отказывается от подвига, отказывается от спасения. Покаяние это путь подвига, это путь крестный. Оно равнозначно мученичеству. То, что сказал пророк Исаия об этой крови, об этом цвете покаяния, относится ко всей жизни христианина. Мы помним слова святителя Игнатия (Брянчанинова), что в покаянии заключены все заповеди Божии. И точно так же в мученичестве — исполнение всех заповедей Божиих. Покаяние и мученичество — единый путь. С самого начала Церковь прославилась великим множеством мучеников, запечатлевших ее веру своей кровью, показавших, что есть в роде человеческом люди, которые готовы отдать Господу все, чтобы быть причастниками Его новой жизни.

Кто знает, может быть, на последнем этапе истории — после эпохи мученичества древних христиан, после явления бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Российских, наступит новая эпоха, духовно не менее богатая, чем древние времена, чем новейший период истории Церкви. Но для этого мы должны осознать, что означает подвиг наших мучеников, ради чего Христос пришел в мир. Подлинное осознание этого и станет нашим подлинным покаянием.

Святые отцы говорят, что покаяние это вторая победа. Первая победа это победа Христа над смертью. И наше приобщение первой победе — когда Господь дает нам узнать благодать вечной жизни, хотя мы еще не принесли Ему настоящего покаяния. Это первая любовь, о которой говорит Откровение: «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое… Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр. 2, 2—4). В покаянии, во второй победе, открывается еще большая, может быть, радость, чем в первой победе, чем в первой любви, потому что мы всей мыслью, всем сердцем, всей крепостью своей, всем своим существом через покаяние приобщаемся Крестному дару Господню.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/13/nash_post_dostigaet_vershiny/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 10 Апреля 2019, 02:48:54 »


Святоотеческие толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 15

20 Сын премудр веселит отца, сын же безумен раздражает матерь свою.
21 Несмысленнаго стези скудны ума: муж же разумен исправляя ходит.
22 Отлагают помышления не чтущии сонмищ: в сердцах же советных пребывает совет.
23 Не послушает злый его, ниже речет полезно что и добро общему.
24 Путие живота помышления разумнаго, да уклонився от ада спасется.
25 Домы досадителей разоряет Господь, утверди же предел вдовицы.
26 Мерзость Господеви помысл неправедный, чистых же глаголы честны.
27 Губит себе мздоимец, ненавидяй же даров приятия спасется: милостынями и верами очищаются греси, страхом же Господним уклоняется всяк от зла.
28 Сердца праведных поучаются вере, уста же нечестивых отвещают злая: приятни пред Господем путие мужей праведных, имиже и врази друзие бывают.
29 Далече отстоит Бог от нечестивых, молитвы же праведных послушает: лучше малое приятие со правдою, нежели многа жита с неправдою: сердце мужа да мыслит праведная, да от Бога исправятся стопы его.
30 Видящее око добрая веселит сердце, слава же благая утучняет кости.
31 Слушаяй обличений живота посреде премудрых водворится.
32 Иже отметает наказание, ненавидт себе: соблюдаяй же обличения любит свою душу.
33 Страх Господень наказание и премудрость, и начало славы отвещает ей (, предидет же смиренным слава).

Гл.16

1 Человеку предложение сердца: и от Господа ответ языка.
2 Вся дела смиреннаго явленна пред Богом, и укрепляяй духи Господь.
3 Приближи ко Господу дела твоя, и утвердятся помышления твоя.
4 Вся содела Господь Себе ради: нечестивии же в день зол погибнут.
5 Нечист пред Богом всяк высокосердый: в руку же руце влагаяй неправедно не обезвинится.
6 Начало пути блага, еже творити праведная, приятна же пред Богом паче, нежели жрети жертвы.
7 Ищай Господа обрящет разум со правдою:
8 праве же ищущии его обрящут мир.
9 Вся дела Господня со правдою: хранится же нечестивый на день зол.  




Святитель Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона


Святитель Иоанн Златоуст


Глава XV

Притч. 15:27.  Губит себе мздоимец.

    (Губят) себя, а не дающего; во вред себе принимает; он берет меч, так как вынуждается делать много худого. Не только не должно брать, но и нужно ненавидеть, так как не берущий не есть уже ненавидящий. «Милостынями и верами очищаются греси: страхом же Господним уклоняется всяк от зла». Указал лекарства для ран; указал и путь, идя которым не получишь ран. И не просто очищаются, а совершенно очищаются. Или: нужно не только миловать, но и знать Повелевшего хранить правую веру.

Притч. 15:28. Сердца праведных поучаются вере.

    Попечение такого сердца обращено к Богу, поэтому и вера составляет предмет этого попечения. Нечестивый лишен этого, (у него) от злого сердца выходят слово. «Имиже и врази друзи бывают». Посвятив себя Богу, они посредствуют и другим сделаться близкими к Богу, так как они на деле познали правило: не будешь возбуждать вражды, помиришь враждующих,

Притч. 15:29. Далече отстоит Бог от нечестивых.

   Далече не по месту, а по противоположности расположения. Бог слышит молитвы праведных, как близких к Богу, очевидно, не по месту. «Лучше малое приятие с правдою». Если кто преуспевает в добродетели, то, благодаря ей, переходит в лучшее состояние; а переходящему свойственно не на это всецело смотреть, а переходить от одного к другому.

Притч. 15:30. Слава благая утучняет кости.

    «Слава», какую или слышит, или сам себе устрояет. Хорошо направленные стремления души действуют укрепляющим образом. «Страх Господень наказание» (παιδεία) и премудрость (Притч. 15:33). Страх Господень делает правильною жизнь деятельную и созерцательную. А этому наказанию будет отвечать премудрость, служащая причиною славы, или выступит ему иа встречу, или найдет его, или усвоится (ему).


Глава XVI

Притч. 16:2. Вся дела смиреннаго явленна пред Богом.

То есть, светлы, ясны, как свет, потому что он все делает как бы пред Его очами. Не малый путь подвигов показывает нам смирение, потому что сокрушенному человеку не свойственно не делать великого. Дел гордых (Господь) не хочет видеть.

Притч. 16:4.  «Нечестивии в день зол погибнут».

То есть не устоят в опасностях. Злым днем называет день суда.

Притч. 16:5.  «Рукама» (χειρσὶ) «в руце влагаяй неправедно не обезвинится».

Присоединяющий (одни) беззаконные дела к другим, стягиваемый веревками своих грехов, будет наказан. Возжелав премудрости, соблюдай заповеди, и Господь даст ее тебе. Если путь знания есть Бог, то начало его — закон, сделавшийся руководителем ко Христу, и никогда - созерцание (θεωρία).

Притч. 16:6.  «Творити праведная приятна пред Богом паче, нежели жрети жертвы».

«Зане милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» (Οс. 6:6).

Притч. 16:7.   «Ищай Господа обрящет разум с правдою».

Кто действительно ищет Господа, тот сделает правильною (κατορθώσει) жизнь созерцательную и деятельную.

Притч. 16:8.   «Праве же ищущии Его обрящут мир».

То есть, в спокойствии освободятся от страданий, будут жить в безмятежии. «Хранится нечестивый на день зол». (ст; 9), то есть, для великой опасности, тяжкого несчастья. Почему не уничтожает, говорит Павел? Чтобы открылось великодушие. Пусть будет кто-нибудь зол; если переменится, получит пользу, а если останется злым, также полезен для других, представляя основание для большаго наказания.


***


Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу" (Прит. 15, 24). Всем известно, что есть ад и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук "авось", но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, "авось" обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как уклонившись от ада, спастись.


***


А.П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Притчей Соломоновых

В ст. 20-30 приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные - источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. X:1; XVII:25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. XI:14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. XI:7; XIV:32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32-32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).

Гл.16

1-3. Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер X:23), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс XXI:9; XXXVI:5).

4-9. Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6), соединенные с страхом Божьим (6), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).


http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanija-na-pritchi-solomona/#0_12
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/solomon/txt14.html
« Последнее редактирование: 29 Марта 2023, 00:52:21 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 07 Апреля 2022, 00:44:06 »


Среда пятой седмицы

Великий пост. Ежедневная колонка главного редактора

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)





Душа человеческая призвана быть милующей, наполненной деятельной любовью к Богу и ближнему, и тогда подобие Божие отразится в ней.

***

Любиши ли Мя? (см. Ин. 21:15) — спрашивает Господь у отрекшегося от Него Петра. И в Ветхом Завете мы читаем: «Сыне, даждь Мне твое сердце» (Притч. 23:26). Сердца и любви ждет от падшего и предающего Бога человека Бесконечный, Совершенный, Всемогущий Господь. Именно для любви, для того, чтобы разделить радость жизни, наполненной Самим Богом, и сотворен человек.

***

Господь Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы верующие в Него этой верой соединились с Ним настолько сильно и неразлучно, что и по смерти, по переходу нашему из этой временной жизни в жизнь вечную, оказались вместе с Ним.


6 апреля 2022 г.

https://pravoslavie.ru/145560.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 29 Марта 2023, 01:04:52 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 15

В среду пятой седмицы Великого поста. (Притч. XV, 20–38; XVI, 1–9).


Гл. XV, 20. Сын премудр веселит отца, сын же безумен раздражает (осмеивает) матерь свою.

Сын мудрый, поставляющий началом своей мудрости страх Божий, веселит своего отца и мать почтением к ним, послушанием и заботами о них особенно в их старости. Но глупый сын, чуждый страха Божия, причиняет огорчение отцу и матери своим пренебрежением к ним, непростительною дерзостию, с какою он позволяет себе осмеивать их, глумиться над их недостатками и немощами их старости.

21. Несмысленного стези скудны ума, муж же разумен исправляя (прямою дорогою) ходит.

Несмысленный поступает несмысленно и не ходит прямою дорогою; разумный поступает разумно и ходит прямою дорогою. Какая мысль заключается в этом стихе? Должно полагать, что идет речь о необходимости твердых правил и убеждений для руководства во всех обстоятельствах жизни. Несмысленный не имеет таких правил и убеждений, и потому в его словах и поступках нет постоянства и правильности: ныне об одном и томже предмете он так говорит, завтра иначе; ныне одобряет, что завтра будет порицать; ныне совершает поступок, от которого на другой день откажется, — так что на его слова трудно положиться, и вести с ним какое–нибудь дело нельзя, — он колеблется всяким ветром, говорит и действует, смотря по обстоятельствам, по случайным влияниям на него разных лиц; ныне подчиняется одному влиянию, завтра противоположному. Поистине стези его скудны ума, чужды рассудительности и он ходит не прямо. Истинно разумному свойственно держаться твердых, однажды навсегда усвоенных правил и убеждений, и под руководством их идти твердою ногою по пути долга и совести, не уклоняясь в сторону, не увлекаясь ветром всяких сторонних, часто противоположных мнений, соблазнами и искушениями.

22. Отлагают помышления не чтущии сонмищ (собраний), в сердцах же людей советных пребывает совет.

Подобная мысль выражена в словах: спасение, т. е. благо, во мнозе совете (Притч. XI, 14). Этой истины не хотят принимать к сведению и руководству не чтущие собраний, презирающие суждения людей, собравшихся для совещания о делах общественных. Они слишком горды для того, чтобы согласиться с их мнениями, признать правильными их решения. Для них не существует авторитета, которому они могли бы подчиниться в своем суждении. Но, не разделяя ничьих мнений, они однако отлагают свои помышления, — откладывают до неопределенного будущего свои решения. Они любят опровергать чужие решения, но взамен их ничего не предлагают; от них не скоро дождешься, когда–то они наконец выскажутся положительно по тому или другому вопросу. Они любят спорить, а не решать. Не так поступают люди советные, любящие советоваться. Они мирно обмениваются своими мыслями, с уважением прислушиваются к голосу других, своим участием в обсуждении дела содействуют удовлетворительному решению его и в этом успевают, так что в их сердцах «пребывает совет», т. е. их сердца находят твердую опору в совете, в том решении, которое достигнуто путем совещания.

23. Не послушает злый его, ниже речет полезно что и добро общему (общине).

Этот стих имеет связь с предыдущим и служит подтверждением сказанного там о презирающих общий совет. Презирать его свойственно только злому человеку, и своего презрения он ничем оправдать не может. Добро бы он сам взамен общего решения предложил свое мнение, достойное предпочтения пред мнениями других. Нет, совета других он не послушает и только поглумится над ним, а сам ничего доброго и полезного для общины не выскажет. Поистине такой человек есть злой человек.

24. Путие живота помышления разумнаго, да уклонився от ада спасется.

Если ад — место отшедших душ — до пришествия Христова вмещал в себе не одних нечестивых, но и праведных, то конечно спастись от ада никто не мог, как никто не может спастись от смерти. Но в аде не одинакова была участь праведных и нечестивых, как показывает Евангельская притча о богатом и Лазаре. Между теми и другими была там великая пропасть, — они не смешивались, так что одним хорошо жилось и в аде, другим худо. Должно полагать, что в рассматриваемом стихе идет речь о месте мучения в аде для грешников. Никому, разумеется, не желательно попасть в место мучений, но спастись от них может только истинно разумный. Он тщательно размышляет о способах Богоугождения, о путях, ведущих к благополучию в будущей жизни, — с тою целию, чтобы не сбиться с этих путей и «спастись от ада», от вечной погибели, грозящей уклонившимся от путей живота.

25. Домы досадителей (обидчиков) разоряет Господь, утверди же пределы (укрепил межу) вдовицы.

Вдову и сироту беспомощных не трудно обидеть; но за них вступается Господь — Отец сирот и Судия вдов (Псал. LXVII, 6). Он не допустит, чтобы в отношении к вдове дерзнул кто–нибудь поступить против закона, строго запрещающего передвигать межу ближнего (Второзак. XIX, 14), т. е. посягать на целость и неприкосновенность его владений. И горе обидчикам вдовы и вообще людей беспомощных и беззащитных! Господь разоряет домы обидчиков, лишает их домашнего благосостояния, не дает им счастия ни в хозяйстве, ни в детях.

26. Мерзость Господеви помысл неправедный, чистых же глаголы честны.

Слова и мысли имеют необходимую связь: что на уме, то на языке. Люди не всегда примечают эту связь, — они нередко снисходительно относятся к словам нечестия и беззакония, предполагая, что невоздержный на слова может быть добрейшим по душе. Не так судит о человеке Господь, святейший и всеправедный. Ему одинаково ненавистны беззаконные помышления и беззаконные слова. — Беззаконные слова может изрыгать только сердечно испорченный человек. Наоборот в очах Господа честны, достойны похвалы глаголы чистых, неукоризненных людей, как порождения святых помыслов.

27. Губит себе мздоимец, ненавидящий же даров приятия спасется. Милостынями (милостями) и верами (верностями) очищаются греси, страхом же Господним уклоняется всяк от зла.

Горе корыстолюбивому судии, за подарки превращающему суд, оправдывающему виноватого и обвиняющему невинного: он губит себя; рано или поздно он будет уличен в своих преступлениях по должности и его должна постигнуть кара Божеского и человеческого правосудия. Напротив, бескорыстный судия, ненавидящий мздоимство, судящий по совести и нелицеприятно, спасется, сохранит свою безопасность и благополучно, под осенением благоволения Божия, скончает свой век. — Правда, будучи чужд корыстолюбия, он может иметь другие какие–нибудь грехи; но эти грехи очищаются милостями и верностями, — прощаются ему грехи за его милосердие к подсудимым, за его снисходительность к ним в пределах закона, и за его верность долгу совести и закону в отправлении судейских дел. С милостию и справедливостию в отношении к ближним бескорыстный судия соединяет страх Божий: он потому и добр и справедлив к людям, что смотрит на вверенную ему судебную должность, как на дело Божие. Он помнит, что призван творить суд Божий, что он есть видимый орган судебной власти Божией. От неправды и жестокости он ограждает себя страхом Божиим, который удерживает его, как и всякого богобоязненного, от зла греха и от зла наказания.

28. Сердца праведных поучаются вере (верности), уста же нечестивых отвещают злая.

Сравнивается беседа с праведными и беседа с нечестивыми. Праведные, выслушав вопросы и недоумения собеседника, наперед тщательно в сердце своем обдумывают свой ответ, чтобы дать верный и полезный ответ, и уже тогда уста их отверзаются для требуемого ответа. Не так поступают нечестивые. Они не принимают к сердцу положения людей, беседующих с ними, равнодушны и даже презрительно относятся к ним, и потому не дают себе труда хорошенько вникнуть в их вопросы и недоразумения. Они отвечать не отказываются, но отвечают только злая, — ответ их никуда не годен, и принять его к сведению и руководству было бы поистине злом.

Приятны пред Господем путие мужей праведных, имиже и врази друзи бывают.

Господь любит праведников, благоволительно взирает на их пути, — на подвиги их благочестия и добродетели. Уверенность в этом благоволении утешает их в скорбях, какие они терпят от нечестивых. Последние враждуют против них, видя в их жизни обличение себе. Но случается, что непоколебимая стойкость праведников в благочестии и добродетели побеждает эту вражду, врагов превращает в друзей. Так велика была вражда языческого нечестия против христианского благочестия в первые века христианства, — враги Христовой веры употребляли все возможные усилия уничтожить ее, — и победа осталась на стороне гонимых: гонители обратились в друзей гонимых, сами обратились к вере, ими исповедуемой.

29. Далече отстоит Бог от нечестивых, молитвы же праведных послушает.

К Господу Богу обращаются с мольбою не одни праведные, но иногда нечестивые. Но Он не внемлет мольбам нечестивых. Он далек от них, потому что они далеки от Него своим сердцем, хотя призывают Его устами. Они не оставляют своего нечестия, хотя иногда прикрываются личиною благочестия. Напротив, «очи Господа на праведных и уши Его в молитву их (Псал. ХХΧΙΙІ, 15). Близ Господь всем призывающим Его, призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет» (Псал. СХLIV, 18–19).

Лучше малое приятие (приобретение) с правдою, нежели многая жита с неправдою.

Никому не возбраняется приобретать многое, умножать свое богатство, но вменяется в великое преступление наживать богатство неправдою, — обманом, насилием, лихоимством. Лучше иметь немного для своего продовольствия и пользоваться немногими средствами с спокойною совестию, с сознанием, что они приобретены правдою, честным трудом, чем располагать огромным богатством с угрызением совести при мысли о неправедном его приобретении, с неизбежным опасением за целость его.

Сердце мужа да мыслит праведная, да от Бога исправятся (будут направляемы) стопы его.

Если кто хочет, чтобы Господь направил стопы его, т. е. помог ему достигнуть успеха в задуманном предприятии, то для сего нужно, чтобы он задумывал предприятия праведные, одобряемые совестию и законом Божиим: только под этим условием может благословлять их Господь.

30. Видящее око доброе веселит сердце, слава же благая утучняет кости.

Идет речь о благотворном действии на душу и на тело впечатлений зрения и слуха. Зрелище прекрасного (доброго) в природе, или в произведениях искусства не только радует сердце, но и утучняет кости, т. е. живительно, успокоительно действует на самое тело, — радостное душевное настроение отзывается в самых костях, проникает до мозга костей. Тоже благотворное действие производит на человека благая слава. Всяк, дорожащий добрым именем, естественно радуется и чувствует себя бодрым по душе и телу, когда доходят до его слуха добрые отзывы о нем со стороны людей мудрых и благонамеренных.

31. Слушаяй обличения живота, посреде мудрых водворится.

Обличения наших недостатков, заблуждений и пороков горьки для самолюбия, зато ведут к животу, — к правильной и благополучной жизни. Потому слушающий их от людей мудрых благодушно и смиренно, «посреде мудрых водворится», — сам сделается мудрым, сам сделается членом их общества.

32. Иже отметает наказание (наставление), ненавидит себе, соблюдаяй же обличения любит свою душу.

Отвергающий, пренебрегающий наставление людей опытных и благожелательных, поистине ненавидит себе, потому что отвергает то, что было бы для него спасительно. Отвергать вразумления и обличения свойственно только самолюбивым. Самолюбие есть превратная, часто пагубная, любовь к себе. Любовь к себе истинная состоит в том, чтобы с благодарностию принимать вразумления и обличения и руководствоваться ими в жизни к несомненному своему благу.

33. Страх Господень наказание (наставление) и премудрость, и начало славы отвещает ей. Предъидет же смиренным слава.

Мудрости можно научиться вниманием к наставлениям. А лучший наставник есть страх Божий, благочестие, или иначе закон Господень, в котором поучается день и нощь благочестивая душа. Но если страх Божий есть начало мудрости, то мудрость есть начало славы. Мудрость сама по себе есть честь и слава, и сопровождается прославлением со стороны людей: поистине ей ответит (будет служить для ней отзвуком) начало славы. Истинно мудрые не ищут славы, — они смиренны, ибо сознают, что не себе, а страху Божию обязаны мудростию; и смиренным предидет слава. Они не домогаются славы, но слава и молва о них, идет пред ними, как тень пред телом, — она неразлучна с ними, хотя бы они её не желали.

Гл. XVI, 1. Человеку предложение сердца (человек предполагает сердцем), и от Господа ответ языка.

Здесь указывается на одно из поразительных доказательств зависимости человека от Бога. Иной в уме своем тщательно обдумает, как решить то или другое дело, как распорядиться, как поступить в известном случае; остается ему только объявить свое решение или распоряжение. Но обстоятельства слагаются так, что ему приходится отказаться от своих предположений и на вопрос о том, на каком мнении или решении он остановился, дать ответ противный тому, что он положил в своем сердце. Например, полководец обдумал план нападения на неприятеля; но когда наступило время привести свой план в исполнение, встречаются неожиданные препятствия, и заранее обдуманное распоряжение оказалось нужным отменить и заменить другим. Человек властен над своими мыслями, но не над обстоятельствами, зависящими в течении своем не от нас, а от Бога.

2. Вся дела смиреннаго явна пред Богом, и укрепляяй духи (дух) Господь.

Истинно смиренный не ищет известности, похвалы и славы у людей; все, что делает, он делает с мыслию о Боге, во славу Божию. Он не обижается тем, что люди не ценят его, даже совсем не обращают на него внимания и не знают его; он утешает себя тем, что его знает Бог Сердцеведец, праведный Судия и Мздовоздаятель. И действительно: вся дела смиренного явны пред Богом: Господь знает их, — знает не только все, что он делает, но и душу его, духовное настроение его, чистоту и святость побуждений, руководствующих им, и зная сие, укрепляет дух, — Своею незримою помощию поддерживает в смиренных духовную бодрость, охраняет их от малодушие и уныния, так что они остаются довольны своим скромным положением и не завидуют людям богатым и высокопоставленным.

3. Приближи (поручи) ко Господу дела твоя, и утвердятся помышления твоя.

Внушается надежда на Промысл Божий. Кто свои дела делает с этою надеждою, и ею ободряет себя к перенесению тягости своих трудов, тот получает успех в своих предприятиях. Итак, усердно трудись для устроения твоего благополучия, но успеха трудов ожидай от Бога, Ему поручай дела твои и будь уверен, что помышления твои, — задуманные предприятия, — утвердятся — окажутся устойчивыми, найдут твердую опору в помощи Божией.

4. Вся содела Господь себе ради, нечестивии же в день зол погибнут.

Нельзя безнаказанно не воздавать славы имени Божию. Господь все создал Себе ради, для славы Своей, так чтобы все творения Его свидетельствовали о славе Его премудрости, благости, всемогущества. Но нечестивые не воздают славы Богу, не исповедуют Его совершенств, следы которых должны бы видеть во всем сотворенном от Бога, — живут в забвении о Боге, и за сие погибнут в день зол: Господь долго терпит их нечестие, ожидая их покаяния; но горе им, если не раскаются: наступит день зол, день гнева Божия, и они погибнут, — и в этой и в будущей жизни испытают тяжесть гнева Его.

5. Нечист пред Богом всяк высокосердый (надменный), в руку же руце влагаяй неправедно необезвинится.

Высокосердый — тоже, что надменный. Он высокого мнения о себе и низкого о ближних. На ближних он смотрит свысока и презирает их. Презрение свое к ним он не всегда выражает в словах и на лице, — он питает к ним глубокое презрение в сердце. Этого могут не замечать презираемые, но видит его сердце Всеведущий и потому нечист пред очами Его всяк высокосердый. — Тяжко грешит и строгой ответственности подлежит (не обезвинится) пред Ним также в руку руце влагаяй неправедно, т. е. тот, кто для успеха в делах неправды соединяется с другими, действует с ними за одно, держась рука за руку. И если он попадется в преступлении, то не оправдает себя тем, что не один совершил его, а с участием других (См. тоже Притч. XI, 26. Паримия в понедельник 4–й седмицы В. поста).

6. Начало пути блага еже творити праведная, приятна же пред Богом паче, нежели жрети жертвы.

На пути Богоугождения главное (начало) дело состоит в том, чтобы творить правду, — ревновать об исполнении нравственного закона. Это угоднее (приятнее) Богу, чем исполнение обрядового закона, — принесение жертв.

7. Ищай Господа, обрящет разум с правдою.

Источник ведения и правды заключается в Боге; посему кто ищет Господа, стремится к общению с Ним, предпочитает благо общения с Ним всякому другому благу, тот обрящет в Нем разум с правдою, тот в законе Господнем найдет руководство к разумению истины и к содеянию правды.

8. Праве же ищущий Его обрящут мир.

Мир, который найдут истинно ищущие Господа, состоит в чувстве радости о том, что они нашли в Боге, чего искали, — удовлетворение потребности истины, добра и счастия.

9. Вся дела Господня с правдою (праведны), хранится же нечестивый на день зол (бед).

Господь есть праведный Судия и Мздовоздаятель. Его правда открывается во всех делах Его, во всех распоряжениях Его относительно участи человека. По–видимому эта истина не подтверждается опытом, ибо мы видим нечестивых благоденствующими. Но благоденствие нечестивых непрочно: Господь бережет их до поры до времени в ожидании их покаяния, и если не дождется от них покаяния, то наступит для них день зол, — великих бед, и чем дольше терпел их Господь, тем строже они будут наказаны и в сей и в будущей жизни.


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 29 Марта 2023, 01:05:09 »


Среда пятой седмицы Великого Поста
 
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.
Преподобный Нил Синайский



Старец Зосима причащает прп. Марию Египетскую. Сретенский монастырь. Иконостас левого предела в честь
прп. Марии Египетской.


В среду вечером в православных храмах совершается особая служба - "Мариино стояние". На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. По этой особенности утреннее Богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, - и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели - возбуждения и сил, и внимания кающихся - служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.

 
Тропари преподобной Марии Египетской из Великого канона

Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.

Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.


 
Житие преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. "В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: "Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!" Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пищи, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя". Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, что бы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: "Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары?" Причастившись, святая подвижница просила еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле ее на песке были начертаны слова: "Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля". Это было 1 апреля 524 года, в самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Мощи святой Марии частями находятся в разных городах Европы.


https://pravoslavie.ru/1666.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!