Русская беседа
 
02 Мая 2024, 19:56:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Западный обряд вне русской традиции  (Прочитано 1514 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103856

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Декабря 2011, 12:32:56 »

Протоиерей  Игорь  Шитиков

Западный обряд вне русской традиции



От редакции РНЛ. Это письмо мы получили из-за океана со следующим пояснением: «Дорогая редакция! В последнее время в РПЦЗ насаждается западный обряд. На нашей приходской странице www.standrewsroch.com я постарался ответить своим прихожанам на их смущения. Возможно, вы найдете это актуальным для «Русской народной линии».

* * *

В заявлении Архиерейского синода Русской Православной Церкви Заграницей от 10 декабря 2011 года говорится: «Русская Зарубежная Церковь была создана для объединения русских людей, оказавшихся на чужбине и желавших оставаться верными чадами Поместной Русской Православной Церкви, чая ее возрождение, и с самого своего начала имела миссионерскую задачу распространения Православной веры среди жителей стран ее пребывания. Эти задачи остаются неизменными».

 Действительно, на протяжении всей истории своего существования, Зарубежная Церковь сохраняла русские православные традиции и распространяла эти традиции среди коренного населения стран ее пребывания. Но в последнее время, особенно начиная с 2007 года, Зарубежная Церковь начала широкое распространение так называемого «западного обряда». Наличие этого обряда ставит под сомнение утверждений в послании Синода о неизменности задач сохранения и распространения русских православных традиций, ибо «западный обряд» к таким традициям не относится.

 В самом западном обряде нет ничего особенного, тем более страшного. Это просто другая, не восточная (не православная в ее современном понимании) богослужебная традиция. Главной службой суточного богослужебного круга, как в восточной, так и в западной церквах, является литургия. В этой службе совершается таинство Евхаристии, то есть воспоминание совершенного Спасителем искуплении мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения. Таинство Евхаристии было установлено Господом нашим Иисусом Христом в Тайной вечери. Ее повторение и воспоминание Господа и есть Божественная литургия. Таким образом, древнейший чин литургии - это ритуал еврейской пасхальной вечери. В Древней Церкви существовали десятки чинов литургии. К седьмому столетию на Востоке бывшей Римской империи повсеместно совершались литургии по чину святых Василия Великого и Иоанна Златоустого. Употребляемая повсеместно на Западе Римская месса была утверждена только в 16 веке на Тридентском соборе. Так сложились две традиции: восточная и западная. Стоит заметить, что обе традиции допускали и допускают служение более ранних чинов.

Например, в некоторых Православных Церквях до сих пор служат литургию апостола Иакова в день его памяти 23 октября. Кое-где в Африке совершают литургию апостола Марка египетского типа.

 Православная традиция - это служение литургии по чину Иоанна Златоустого и в определенные, указанные Уставом дни, Литургии Василия Великого. Кроме того, в определенные дни Великого поста, когда не положено совершать Евхаристию, служится Литургия Преждеосвященных даров по чину святого Григория Двоеслова. Других чинов литургии Русская Православная Церковь не практикует. Русская богослужебная традиция имеет свои особенности и в служении литургии, которых нет в греческой традиции. Например, это молитва 3-его часа, которая искусственно вставляется в единую евхаристическую молитву. Имеются и другие отличия. По виду облачений можно отличить русского священника от греческого. Можно говорить о том, что это все не главное, а второстепенное. Но именно из этого второстепенного и складывается русская традиция, которую вроде как должны хранить русские священнослужители со своей православной паствой.

 Под миссионерской деятельностью Русской Православной Церкви всегда понималось распространение именно русской православной традиции на языках коренных народов. Многие наши англоязычные батюшки являются замечательными подвижниками и хранителями этой русской традиции.

 Западный обряд, принятый в Зарубежной церкви нельзя назвать западным в чистом виде. Когда православные церкви заключали унию с Ватиканом, то они сохранили у себя православные богослужебные традиции. Это действительно настоящие восточные традиции в Западной церкви. Как не покажется странным, но униатские церкви являются большими хранителями православного обряда, чем иные поместные православные церкви. Так в украинских греко-католических церквях вне Украины почти повсеместно сохранен старый (юлианский) календарь, а в большинстве православных украинских церквях на западе служат по григорианскому календарю. А в наших же зарубежных западно-обрядных приходах служат вовсе не западную литургию. Там в литургические чины, если нет проскомидии и евхаристического канона добавляются вставки из литургии Иоанна Златоустого. А это уже не западный, а извращенный западный обряд. Как бы он не назывался, но ни к русской православной традиции и ни к ее миссионерскому служению это не имеет никакого отношения.

 В 1978 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял решение о так называемом западном обряде/традиции. Приведем дословный текс этого решения:

«ПОСТАНОВИЛИ: Западный обряд в ее нынешнем виде был введен после отступничества запада от Православной Церкви, который находится не в соответствии с литургической жизнью Православной Церкви, и с которой она была единой на протяжении многих веков. Он (западный обряд) не отражает литургической традиции Православной Церкви. Таким образом, он не удовлетворяет обращенных в православие, когда они ознакомились с ней в большей степени, и нигде (западный обряд) не пользовался успехом. Вследствие этого, Архиерейский Собор не признает возможным использование традиций западного обряда в Русской Церкви».


 Вопрос о равенстве восточного и западного обрядов пришел в нашу церковь от католиков. Это так называемое «неоуниатство». Иезуитский орден в течение почти 4-х веков поднимал вопрос в Риме о равноправии обрядов. В 1923 году Рим принял план католического архиепископа Роппа о биритуализме под властью римского престола. Именно западный обряд в форме биритуализма и вошел в нашу Зарубежную церковь. Биритуализм позволяет одному и тому же священнослужителю совершать богослужения как по-восточному, так и по западному. Когда в российских информационных источниках было сообщено о том, что в РПЦЗ создано викариатство западного обряда, но это не так. Никакого викариатства нет. Просто одному викарному епископу позволено служить и так, и эдак. Приезжая в традиционный зарубежный приход, он облачается по православному. Посещая же западно-обрядный, тот же иерарх облачается в западные одежды. Фотографии русского епископа в таком западном облачении вызвало немало смущений среди православных в том числе и в России, где эти фотографии были широко распространены.

В Русской Церкви нет равенства обрядов. В ней принят один русский православный обряд. Даже в самой либеральной Поместной церкви Антиохийской запрещен для клириков биритуализм. А это в современном православии - единственная церковь вместе с РПЦЗ где практикуются западные традиции. В 1959 году Святитель Иоанн (Максимович), будучи тогда правящим епископом Западно-Европейской епархии, принял под свой омофор так называемую группу Ковалевского «l'Eglise Catholic Orthodoxe de France» где практиковалась реставрированная Римская месса. Но и тогда никакого биритуализма в РПЦЗ не допускалось.

После земной кончины святителя Иоанна в 1966 году эта группа покинула нашу церковь. Были и другие единичные случаи принятия общин западного обряда в Зарубежную церковь. Все они в конце концов уходили от нас, чувствуя себя в инородном теле. Этот опыт закончился тем, что Собор Зарубежных русских архиереев сказал достаточно экспериментов, и принял решение, процитированное выше.

Теперь мы опять пытаемся реанимировать мертвые традиции. Если не остановиться, то дело может дойти до восстановления чина древней еврейской вечерни. Ведь ни у кого же нет сомнений в том, что это была первая православная литургия, на которой Сам Господь Иисус Христос установил таинство Евхаристии и причастил Святых Апостолов.

 Очевидно, мы являемся свидетелями того печального времени, когда потеряны ориентиры Русской Православной Зарубежной Церкви. За последние годы мы превратились из самой консервативной православной церкви в самую либеральную. Наши архиереи перестали быть хранителями русских православных традиций. Они позволяют себе облачаться в западные одежды, и не только богослужебные, сослужить с православными новостильниками. Они все больше и больше говорят об универсальности православия, и все меньше и меньше о русских традициях.

18 декабря 2011

Впервые опубликовано на веб-странице прихода св. мч.Андрея Стратилата Русской Православной Церкви Заграницей

http://www.ruskline.ru/analitika/2011/12/22/zapadnyj_obryad_vne_russkoj_tradicii/

http://www.standrewsroch.com/

Фото: Преосвященнейший Иероним, Епископ Манхэттенский, РПЦЗ


http://www.standrewsroch.com/
« Последнее редактирование: 21 Декабря 2011, 12:35:15 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!