Русская беседа
 
02 Мая 2024, 18:52:17  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Армения - третий партнёр США в Закавказье?  (Прочитано 1559 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103854

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Мая 2012, 22:10:14 »

Владимир ИВАНОВ, историк, политолог

Парламентские выборы в Армении и их оценка в США



На фоне иных событий состоявшиеся 6 мая с.г. в Армении парламентские выборы не привлекли к себе особого внимания. Результат их в целом был вполне ожидаемый. По итогам голосования Республиканская партия Армении (РПА) стала обладателем 44,02% голосов, партия «Процветающая Армения» (ППА) набрала 30,12 % от общего числа голосов, Армянский национальный конгресс - 7,8 %, АРФ «Дашнакцутюн» - 5,67%, «Наследие» - 5,76%, «Страна законности» - 5,51%. Иные политические организации, принявшие участие в выборах, не сумели преодолеть избирательный барьер и в парламент не прошли. Таким образом, в парламент 5-го созыва с небольшими количественными вариациями вошли за исключением оппозиционного АНК те же партийные силы, что и раньше.

В плане внутренней политики все внутриполитические вопросы рассматривались в ходе избирательной кампании сквозь призму «президентского треугольника» (Республиканская партия, партия «Процветающая Армения» и Армянский национальный конгресс, возглавляемые соответственно действующим президентом С. Саргсяном, предпринимателем Г. Царукяном, который слывёт человеком Р.Кочаряна, и Л.Тер-Петросяном), а также с точки зрения борьбы старых и новых элит. Впервые за много лет очень мощно зазвучала тема социально-экономического положения в стране. Критика политики властей в этом отношении была весьма жесткой. Действующему президенту, лично возглавившему Республиканскую партию, пришлось своим авторитетом поддерживать реноме республиканцев, в период правления которых в экономике республики был зарегистрирован беспрецедентный спад. На этой почве также началось сближение позиций АНК и «Процветающей Армении».

В области внешней политики Республиканская партия в ходе  избирательной кампании акцентировала внимание на своей «многовекторности» (установление отношений с Европейской народной партией, встречи с представителями российских политических кругов и т.д.), тогда как ППА, создававшая имидж основной «пророссийской силы», в основном делала ставку на создание у избирателя впечатления о ее тесных связях с российской политической элитой. Неоднократно в этом контексте фигурировала тема поездок Р. Кочаряна в Москву.

 Взгляды коалиционных партнеров-противников на целый ряд внешнеполитических вопросов заметно различались. Жесткая критика «футбольной дипломатии» как предыстории появления армяно-турецких протоколов, подозрения относительно судьбы карабахского урегулирования и ряд других ключевых проблем резко отличали позицию В. Осканяна (которого воспринимают как «рупор» Р.Кочаряна) от позиции главенствующей политической силы – Республиканской партии во главе с действующим президентом С. Саргсяном. В этих условиях Москва явных предпочтений ни одной политической силе не отдала.

Что касается позиции США, то их давняя заинтересованность в Армении сомнений не вызывает. Так, еще 24 февраля с.г. премьер-министр Т. Саркисян принял посла США в РА Джона Хефферна и обсудил с ним широкий круг проблем политики Армении перед предстоящими 6 мая парламентскими выборами. Посол в тот же день дал интервью армянской службе радиостанции «Свобода», в котором заявил: «США желают содействовать Армении в вопросе становления демократической и свободной страны, и для того, чтобы это произошло, предстоящие выборы в республике должны пройти справедливо и свободно. Для проведения справедливых выборов необходимо обеспечить равные условия для политических сил, доступные СМИ и реальную конкуренцию» (1).

18 мая, комментируя окончательные итоги выборов, Дж. Хефферн отметил: «Мы внимательно и с близкого расстояния следили за выборами. Считаю, что зафиксирован большой прогресс, большой прогресс по нескольким направлениям, в связи с пользованием СМИ ситуация была лучше, чем в прошлом, и это хорошо, на избирательных участках все было в порядке, члены комиссий были подготовлены, на избирательных участках были установлены видеокамеры. То есть были положительные тенденции».

Прозвучавшее из уст посла США в Армении одобрение состоявшихся там 6 мая парламентских выборов симптоматично, ибо США редко без особых причин регистрируют «большой прогресс» в избирательных процессах на постсоветском пространстве. Ещё более симптоматично появление вслед за этим резолюции Палаты представителей штата Род-Айленд от 17 мая 2012 г., призывающей президента и Конгресс США признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (2), а также предложения Подкомитета по зарубежным операциям Комитета по ассигнованиям Палаты представителей США увеличить гуманитарную помощь Карабаху с $2 млн. до $5 млн. в 2013 фискальном году (3).

С одной стороны, ничего чрезвычайного в этом нет. С другой стороны, «Род-Айлендовская» резолюция явно увязана с прошедшими 6 мая выборами. Вполне очевидно, что заинтересованность и вовлечённость США в происходящее в Армении будет возрастать, особенно в свете настоящих и будущих событий вокруг Ирана. О многом говорит здесь стойкий оптимизм Госдепа по поводу возможного разблокирования границы между Арменией и Турцией (после фактического «замораживания» армяно-турецких протоколов от 10 октября 2009 г.).

По ряду признаков ввиду приближения намеченных на 2013 год президентских выборов в Армении в стране начались процессы переформатирования внутриполитического пространства (с участием тех, кто «внимательно и с близкого расстояния следили за выборами»). На сегодняшний день направленность этих процессов ещё не ясна, но развиваться они будут довольно быстро.

______________________________________________

(1) К. Геворкян. Тревожные звоночки для Еревана: США готовятся к «честным» выборам в Армении - http://bs-kavkaz.org/2012/02/trevozhnye-zvonochki-usa-gotovjatsja-k-vyboram-v-armenii/

(2) Палата представителей Род-Айленда приняла резолюцию, призывающую признать Нагорно-Карабахскую Республику // http://news.am/rus/news/105969.html

(3) США увеличат помощь Карабаху // http://www.lragir.am/russrc/politics-lrahos24825.html

__________________

http://www.fondsk.ru/news/2012/05/19/parlamentskie-vybory-v-armenii-i-ih-ocenka-v-usa.html
« Последнее редактирование: 14 Декабря 2012, 10:12:18 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103854

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 06 Июня 2012, 08:17:33 »

Инесса ЧИЛИНГАРОВА

Оправдает ли «превосходный лидер Армении» надежды США?



В преддверии визита госсекретаря США в Армению многие официальные источники в Ереване намекали на то, что очередной раунд армяно-американских переговоров пройдет в хорошо известном политическом формате shaking hands - ни к чему не обязывающих рукопожатий. По их мнению, Хиллари Клинтон совершает протокольное зарубежное турне, являющееся обычной практикой во внешнеполитическом ведомстве США. Однако даже поверхностный анализ геополитической ситуации, сложившейся сегодня вокруг Армении, подсказывает, что нынешний визит госсекретаря США следует рассматривать в русле классической американской стратегии опережающих действий - он имеет множество подтекстов, касающихся внешней и внутренней политики армянского государства. И к нему надо отнестись всерьез. Можно только согласиться с мнением директора армянского филиала Института стран СНГ политолога Александра Маркарова, отвергшего предположение ереванских журналистов о том, что поездка Клинтон на Южный Кавказ носит церемониальный характер: «Думаю, для церемониальных визитов в госдепартаменте есть более подходящие лица, чем глава внешнеполитического ведомства США».

Дипломатическая рекогносцировка

В свете обостряющейся геополитической конкуренции за влияние в Закавказье визит Хиллари Клинтон можно назвать знаковым, если не критическим для всех южнокавказских стран, так как он во многом может определить ход дальнейших событий и развитие ситуации в целом. По мнению многих экспертов и политических наблюдателей, сегодня Ближний Восток и Южный Кавказ превращаются чуть ли не в основное поле глобального противостояния между мировыми центрами силы, посему визит госсекретаря США в Закавказье связан с американскими усилиями по ускоренному переформатированию геополитического пространства в указанных регионах.

По всем правилам ратного искусства перед началом боевых действий проводится рекогносцировка, в данном случае – дипломатическая: уточнение позиций и геополитических ориентиров колеблющихся, окончательно не определившихся сторон, их пристрастия и возможная смена настроений с учетом последних событий в арабских странах, где прежние фавориты Запада «вдруг» оказались свергнутыми оголтелыми поклонниками Фейсбука и Твиттера.

Речь, в первую очередь, об ориентирах и внешнеполитических пристрастиях Еревана, Баку и Анкары (с позицией Тбилиси проблем у американцев пока что нет). Часть региональных стран обладает колоссальными запасами энергоресурсов, другая – уникальными транзитными возможностями, третья – потенциальной способностью торпедировать все глобальные геоэкономические и геостратегические проекты Запада (как, впрочем, и Востока). Армения относится к числу последних, посему и является, по словам американского эксперта армянского происхождения Ричарда Киракосяна, «стратегически важной страной в регионе». Прочно обосновавшийся в Ереване г-н Киракосян, возглавляющий Центр стратегических исследований, и не скрывает, что важность Армении определяется «существованием еще двух других факторов, представляющих интерес для США – это Россия и Иран», с чем, по его словам, также связан нынешний визит американского госсекретаря. Проще, как говорится, не скажешь.

Но задача, вставшая перед главой госдепартамента США, прямо скажем, – нелегкая. По части Армении, раздражающей Вашингтон геополитическим традиционализмом, – тем более. Согласно некоторым сведениям, одной из главных целей поездки Клинтон в регион является уточнение позиций трех закавказских государств и в вопросе Ирана. Соединенные Штаты, по тем же сведениям, попытались склонить Армению к участию в возможной антииранской кампании, в этом контексте они намерены и впредь оказывать теневое давление на Ереван. Если Азербайджан и Грузия, так или иначе, состоят в западной коалиции, то с Арменией ничего пока не ясно. Камнем преткновения для США по-прежнему остается этот вопрос – в Тбилиси, а с недавних пор и в Баку западной дипломатии не приходится сталкиваться с проблемами подобного свойства. Поэтому все силы сегодня брошены на переориентацию никак не определяющегося руководства РА. Кампания по трансформации позиций армянских властей ширится на соответствующем информационном фоне, не оставляющем и тени сомнений относительно намерений ее организаторов. Примером чему является, скажем, Чикагский саммит НАТО, перед визитом Клинтон нажавший на самую болевую для Еревана точку и принявший явно проазербайджанскую резолюцию по Нагорному Карабаху. Но и это не сработало.

Однако Карабах – не единственная мишень и средство устрашения. За 9 месяцев до президентских выборов в Армении, которые пройдут весной 2013 года, общественно-политические структуры Запада приступили к хорошо скоординированному нажиму на Ереван, намереваясь добиться от правящей Республиканской партии Армении во главе с президентом Саргсяном серьезных уступок также в вопросе улучшения отношений с Турцией и, как следствие, демонтажа российской военной базы в республике (последнее желание все чаще озвучивается через подконтрольные в РА политические партии и организации). Скорейшее урегулирование этих проблем даст возможность евроатлантическим центрам добиться серьезного ослабления позиций традиционных геополитических конкурентов на Кавказе, а в перспективе – вытеснить их из региона без чувствительного ущерба для своих интересов.

Несмотря на это, президент Армении Серж Саргсян пока предусмотрительно избегает четкого внешнеполитического позиционирования, особенно по вопросу Ирана, с которым республика сохраняет дружественные отношения. Подобная «многовекторная» тактика до сей поры устраивала многие центры силы. Посему и требуются особые технологии воздействия на увертливого армянского лидера.

Классика жанра: сначала кнут…

Тот факт, что свой первый визит Хиллари Клинтон совершила в Армению – самую «неамериканскую» страну южнокавказского региона, – далеко неслучаен. Вообще, цели и намерения Государственного департамента США можно безошибочно угадать по заявлениям и образу действий многочисленных НПО и целой россыпи мелких оппозиционных партий, словно специально взращенных для корректировки внешнеполитического курса не совсем подконтрольной страны. Стоит последней несколько сбиться с «фарватера», как тут же, словно из рога изобилия, одно за другим сыплются их многочисленные заявления о «недемократичности выборов», «нетолерантности к сексменьшинствам», разнообразных «трафикингах», «нарушении свободы слова», «нетранспарентной деятельности госструктур» и прочих чувствительных зонах американского мироощущения. В подобных случаях «шестое чувство» «пятой колонны» срабатывает безотказно – она, как правило, точно определяет «скрытые» желания патрона.

Не стал исключением и нынешний визит Хиллари Клинтон. Особо отметилась в этой связи правозащитная организация «Freedom House», за день до визита г-жи Клинтон обнаружившая в Армении многочисленные «препятствия для реформ из-за глубоких связей между политикой и бизнесом». А бизнес – пожалуй, самая болезненная тема для многих армянских «политиков», блезиру ради даже не скрывающих свою неконституционную причастность к этой сфере не только в стране, но и далеко за ее пределами (скажем, в солнечной Калифорнии, в экономику которой инвестирует и родной брат президента Армении).

Активизировался и вездесущий USAID, уже в день визита госсекретаря организовавший в Ереване круглый стол, участники которого долго и авторитетно ворчали о необходимости скорейшей нормализации армяно-турецких отношений и недопустимой пассивности сторон этого процесса, в особенности СМИ двух стран.

Впрочем, на сей раз инициатором «гуманистического негодования» в связи с положением дел в Армении стал сам госдепартамент США, за 10 дней до визита Хиллари Клинтон выступивший с разгромным докладом о правах человека в республике. Президенту Армении припомнили всё: и ограничения свободы слова, и самоцензуру в СМИ, и зависимость судебных органов, и препятствия для проведения митингов, и сомнительные случаи смертей в вооруженных силах, и неуставные отношения военнослужащих, перенаселенность тюрем Армении, регулярные избиения граждан со стороны полиции, ограничения религиозных и сексуальных свобод, дискриминация в отношении инвалидов почти во всех сферах жизни, нарушения трудового кодекса и т.д., и т.п. Под конец госдепартамент США напомнил властям Армении об убийстве «2 служащих полиции и 8 гражданских лиц в ходе волнений, произошедших после президентских выборов 2008 года». Госдеп утверждает, что «в опубликованном со стороны правительства докладе не были обнаружены те лица, которые несут ответственность за эти убийства». Настоящую ярость местных комментаторов вызвала следующая формулировка доклада: «Этнические армянские сепаратисты при поддержке Армении продолжают контролировать большую часть Нагорно-Карабахского региона Азербайджана и семь прилегающих азербайджанских территорий».

Начало визита г-жи Клинтон и впрямь не предвещало ничего хорошего для армянского руководства. Из ереванского аэропорта Звартноц госсекретарь США отправилась не на Баграмяна, 26 – засвидетельствовать свое почтение президенту Армении, а направилась в посольство США, где ее с нескрываемым восторгом ждала большая толпа местных политиков, журналистов и правозащитников. Представителей того самого гражданского общества, с которыми обычно беседуют после протокольных встреч с властями. И самая примечательная деталь: основную часть приглашенных составляли люди, которых смело можно назвать злейшими, даже личными врагами Сержа Саргсяна – от главы Ванадзорского офиса «Хельсинкской ассоциации» Артура Сакунца, неоднократно обвиненного властями в подрыве государственных устоев Армении, до лидера самой радикальной оппозиционной партии «Республика» Арама Саркисяна, недавно заявившего СМИ, что «Армении нечему учиться у России». Один из руководителей не менее радикального оппозиционного Армянского Национального Конгресса Левон Зурабян, во всех своих выступлениях требующий «немедленной смены преступного режима в Армении», и страстный «сержененавистник» Никол Пашинян –главный редактор самой оппозиционной газеты «Армянское время» –лишь дополняли общую картину. К слову сказать, на встречу с госсекретарем США были приглашены представители всех без исключения прозападных СМИ и практически всех оппозиционных партий Армении. Более того: Клинтон приняла участие в торжественной церемонии вручения наград многим из присутствовавших, по мнению американской стороны, «отличившихся в области защиты прав человека». Мероприятие было организовано посольством США в Армении, посольством Великобритании, офисами ОБСЕ и Европейского Союза. Госсекретарь США приветствовала участников мероприятия и по отдельности поговорила с ними. А заклятый «любимец» армянских властей Артур Сакунц был удостоен награды «Защитника свободы» – за «активную защиту меньшинств» и «борьбу с нетерпимостью». Диссонансом на этом фоне стало награждение заместителя начальника Полиции РА Артура Осикяна – за вклад в реформы в правоохранительных органах республики. Видимо, для объективности.

Ереван официально не среагировал ни на доклад госдепартамента, ни на оскорбительную, по сути, церемонию в посольстве США. Зато дружно возмутились СМИ, контролируемые властями. Один из рупоров последних – русскоязычная газета «Голос Армении» – назвала доклад госдепа США «артобстрелом, предваряющим визит Клинтон… Стало быть, сам визит, его повестка и интонация переговоров, скорее всего, будут содержать в себе элементы атаки».

Ну да, всё, казалось бы, в рамках правил того самого ратного искусства: сначала артобстрел, потом - атака. Но коллеги из уважаемого издания несколько поспешили с выводами: не всё так просто в округе Колумбия…

А вот и пряник…

«США приветствуют процесс углубления демократии в Армении». Об этом на пресс-конференции в Ереване заявила г-жа Клинтон, на сей раз одарив своей лучезарной улыбкой министра ИД Армении и представителей уже провластных СМИ. Она отметила, что рада достаточно положительным оценкам со стороны европейских наблюдателей прошедшим в Армении парламентским выборам, согласно которым все кандидаты имели возможность равной конкуренции. Глава госдепа уверена, что Армения вместе с ОБСЕ продолжит путь к становлению демократических реформ. «Одними выборами процесс не завершается», - отметила госсекретарь, выразив надежду, что последующие выборы будут «более демократичными и прозрачными».

Но это далеко не единственный подарок, который преподнесла Хиллари Клинтон властям Армении в ходе, скажем так, официальной части своего визита. Приветствовав процесс нормализации армяно-турецких отношений без предисловий, на чем обычно настаивает Ереван, она подчеркнула: «Как я заявила два года назад, когда находилась здесь, мяч, как и прежде, находится на поле Турции».

Дальше – больше. Касаясь отношений между Арменией и Азербайджаном в контексте армяно-турецкого процесса, г-жа Клинтон подчеркнула, что нагорно-карабахское урегулирование и армяно-турецкое сближение - отдельные друг от друга процессы. «Между этими процессами нет связи», - сказала она. Отметим, что это заявление также созвучно позиции официального Еревана.

Но и это не всё. Проармянская доза в заявлениях госсекретаря США росла, что называется, на глазах. Как известно, 4 июня, в день визита Клинтон в регион, на северо-востоке Армении азербайджанская сторона в очередной раз нарушила режим прекращения огня, попытавшись продвинуться в направлении армянских опорных пунктов сел Бердаван и Чинари Тавушской области РА. В результате военной диверсии погибли трое военнослужащих ВС Армении, есть раненые. Госсекретарь США прокомментировала этот инцидент. «Военного пути решения карабахского конфликта нет, и быть не может», – об этом г-жа Клинтон сказала на пресс-конференции, состоявшейся в тот же день, – 4 июня. Она заявила, что с грустью узнала о последних событиях и обеспокоена бессмысленной гибелью молодых солдат. «Использование силы не решит вопроса, поэтому необходимо исключить ее применение», – подчеркнула она. Клинтон призвала все стороны конфликта воздержаться от насилия и заявила, что то же самое она скажет в Баку 6 июня. Вместе с тем, по словам госсекретаря, эти грустные события не должны удерживать стороны от переговорного процесса. «Необходимо найти путь к окончательному решению, и в этом важна роль не только президентов, но и граждан двух стран», – заметила она, добавив, что это долгий путь, но необходимо двигаться вперед. «Подобные инциденты содержат угрозу того, что могут перерасти в худшие инциденты с более сложными последствиями», – сказала Клинтон, отметив, что Минская группа ОБСЕ делает все, чтобы избежать такого развития событий.

Дальше – просто соловьиная трель для армянских ушей. «США считают, что нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе всех принципов Хельсинского акта без приоритетности какого-либо из них – неприменения силы или угрозы силы, территориальной целостности и самоопределения народов. Невозможно вытянуть один из этих принципов, они должны быть единым целым для того, чтобы прийти к устойчивому разрешению конфликта», – подчеркнула госсекретарь. Хотя Чикагский саммит НАТО «вытянул»-таки один из них, а именно – принцип самоопределения наций, лелеемый армянской стороной, но НАТО госдепу – не указ, посему приоритетным в Ереване посчитали мнение госсекретаря США.

Но поток приятных для Еревана заявлений на этом не иссяк: пряник стремительно превращался в праздничный торт. Апофеозом этого «изобилия» стали следующие слова г-жи Клинтон, обращенные к Сержу Саргсяну: «Я и президент Обама высоко ценим контакты с Вами. Я знаю, с каким усердием лично Вы работали в поиске решений региональных проблем, относящихся к Армении. Мы ожидаем продолжения диалога. Соединенные Штаты готовы поддерживать и оказывать содействие Вашей, как превосходного лидера, деятельности».

В переводе с дипломатического языка это означает следующее: «Мы видим прозападный уклон в Вашей деятельности, но одного уклона мало, надо чтобы он превратился в наклон, а чуть позже – в окончательный поклон. Иначе в Армении полно других саркисянов и сакунцев, с которыми я встретилась до того, как явиться к Вам, и они лучше Вас знают, что нужно Соединенным Штатам в этом регионе»...

Призрак цугцванга бродит по Армении?

Внешнеполитическая доктрина Еревана до сей поры развивается в духе известного армянского романса «Любовь моя пусть тайной остается…». Правительство Сержа Саргсяна, как и раньше, продолжает руководствоваться принципами «комплементарной» политики, предполагающей равноудаленность от всех мировых центров силы. Однако последние события в арабских и не только арабских государствах лишают президента Армении оптимистических ощущений безопасности своей будущности, включая надежды на воспроизводство собственной власти в 2013 году.

Может быть, именно поэтому «отношения Армении и США переходят на новый этап», о чем заявил г-же Клинтон министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. «В течении всех 20 лет независимости США оказывали большое содействие Армении. Сегодня гуманитарная помощь США постепенно переходит в сферу программ развития и расширения сотрудничества», - подчеркнул он, не уточнив, что это за «новый этап» и почему он должен раскрыть «новые, более широкие возможности в двусторонних отношениях».

По мнению местных наблюдателей, тонкий знаток и любитель шахматной игры Серж Саргсян в обозримом будущем может оказаться в ситуации цугцванга, когда эксцентричные заблуждения в дипломатии или любой неудачный внешнеполитический выбор приводят к чересчур уж дорогостоящим последствиям для действующей власти. Опыт последних лет показывает, что для большинства неугодных режимов этот выбор закончился либо расчленением, либо полной десуверенизацией государства. Говорят, американские специалисты в сфере психологических операций крайне консервативны и практически всегда действуют строго по шаблону, который один раз уже был успешным.

Оправдает ли «превосходный армянский лидер» все надежды США и удастся ли маленькой Армении быть одинаково любезной со всеми титанами мира сего, сказать очень трудно. Русская пословица по этому случаю гласит: «Всем угодлив – никому не пригодлив»…

Ереван

http://www.fondsk.ru/news/2012/06/06/opravdaet-li-prevoshodnyj-lider-armenii-nadezhdy-usa.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103854

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 14 Декабря 2012, 10:08:56 »

Севада ТОНУНЦ

«Любовь» с первого взноса: у США появился третий партнер в Закавказье?



 В начале 60-х гг. минувшего столетия американский теоретик Джон Скотт, комментируя взаимоотношения США со стратегическими конкурентами и «не определившимися странами», писал, что поставленных целей в психологической войне против них следует добиваться «посредством дипломатических маневров, экономической помощи или давления, информации и дезинформации, провокаций и запугивания, саботажа и террора, путем изолирования противника от его друзей, от тех, кто его поддерживает».

С тех пор в мире мало что изменилось. Вашингтон, как и в былые годы, использует указанные методы против всех, кто не собирается обслуживать интересы Соединенных Штатов на международной арене. Со дня обретения своей независимости, особенно за последние 14 лет, Армения сполна испытала на себе все прелести «демократической» агрессии США, все более открыто и бесцеремонно вмешивающихся во внутренние дела республики.

Причиной натиска американских властей на армянском направлении служила неуступчивая позиция официального Еревана по некоторым вопросам внешнеполитического характера. От властей Армении (в недалеком прошлом – от Роберта Кочаряна, а ныне от правящей Республиканской партии во главе с президентом Сержем Саргсяном) западные партнеры требовали серьезных уступок в вопросе Нагорного Карабаха (к примеру, сдачи территорий Азербайджану до границ 1988 г.), ускоренной нормализации отношений с Анкарой, параллельного открытия армяно-турецкой границы и демонтажа российской военной базы в республике. Последнее желание все чаще транслируется через подконтрольные в Армении СМИ, политические партии и общественные организации. Урегулирование упомянутых проблем позволило бы США и союзным евроструктурам достичь чувствительного ослабления позиций геополитических конкурентов на Южном Кавказе, а в перспективе – вытеснить их из региона без ощутимого ущерба для своих интересов.

До последней поры самым серьезным региональным препятствием на этом пути была «не определившаяся» Армения, поскольку в Грузии и в Азербайджане американской дипломатии не приходилось решать вопросы подобного характера (хотя в сегодняшней Грузии им, похоже, снова придется поднатужиться). Посему все силы были брошены на переориентацию «разновекторного» армянского руководства, благо социально-экономическая и политическая уязвимость последнего создавала для этого все необходимые предпосылки. Кампания по трансформации позиций властей Республики Армении (РА) - точечные информационно-психологические удары по официальным лицам республики и экономические меры по ослаблению их внутриполитических позиций - в годы правления Роберта Кочаряна окончилась безрезультатно.

Надо сказать, Кочарян подвергался более жесткому давлению властей США, чем нынешний президент Армении, однако позиция Еревана в те годы не претерпела изменений. Одной из форм этого давления стало решение США лишить Армению экономической помощи в размере 236 млн. долларов, которые Вашингтон обязался в прошлом выделить Еревану в рамках корпорации «Вызовы тысячелетия». Роберт Кочарян тогда получил письмо от исполнительного директора этой структуры Джона Даниловича, в котором последний прямо заявил, что из-за «недемократических тенденций в Армении» выделение указанной суммы является проблематичным. Под угрозой срыва в те годы оказалась и благотворительная помощь республике в 110 млн. долларов, предоставлявшаяся обычно американским миллиардером армянского происхождения, владельцем многочисленных игорных домов в Лас-Вегасе Кэрком Кэркоряном. А руководитель прибывшей в Ереван делегации корпорации «Вызовы тысячелетия» Джон Хьюко на пресс-конференции прямым текстом, без дипломатического жеманства заявил журналистам о том, что судьба 236 млн. долларов, предназначенных для Армении, зависит от итогов выборов в республике.

Сегодня ситуация в РА, судя по всему, меняется кардинально. По мнению оппозиционных источников, стоящих близко, в частности, к партии «Процветающая Армения», нынешние власти республики готовы к серьезнейшим, можно сказать, судьбоносным уступкам в вопросе Нагорного Карабаха и армяно-турецкого «примирения», которые могут быть осуществлены за счет национальных интересов РА и ее традиционных союзников. Что касается российской военной базы, гарантирующей безопасность республики, то в этом вопросе, к счастью, пока нет тревожных изменений, хотя зловещий информационный фон, сгущающийся в последнее время, наводит на серьезные размышления.

Одним из удобных поводов для вмешательства, как известно, являются парламентские и президентские выборы, особенно в таких окончательно «не сориентированных» странах, как Армения. Опыт последних лет подсказывает, что США «развивают демократию» именно в таких государствах. Ведь в «союзнических» Соединённым Штатам государствах, где порой свирепствует настоящая охота на инакомыслящих, великие заветы Линкольна и Джефферсона обычно не действуют.

Вашингтон, по мнению ереванских наблюдателей, уже принял самое деятельное участие в еще не состоявшихся президентских выборах в Армении, которые официально пройдут 18 февраля 2013 года. Надо сказать, выборы в Армении обычно проходят задолго до их официального старта – как правило, после краткосрочных визитов «основного претендента» в главные столицы мира. После чего многострадальным гражданам Республики Армения предлагается «всенародно» поучаствовать в «долгосрочной» избирательной буффонаде под лозунгом «Все на выборы двух зол!», где и «выбирается» «меньшее» из них. Как и в 2008 году, эта роль сегодня отведена действующему президенту РА С. Саргсяну. Партия «Процветающая Армения», связываемая в общественном мнении республики с преимущественно пророссийской ориентацией, 12 декабря официально отказалась от участия в президентской гонке.

Сразу после этого в армянской печати появилась информация о том, что американская корпорация «Вызовы тысячелетия» намерена возобновить финансирование РА в следующем году. Особо упоминается, что корпорация прекратила финансирование программ в Армении по причине ухудшения «политических показателей» в стране. Сейчас же «благодаря нейтрализации властями Армении своих политических оппонентов и в результате проведения «тихих» выборов, а также благодаря внешнеполитическому курсу действующих властей, взявших курс на евроинтеграцию и сумевших освободиться от однозначной пророссийскости, финансирование стало вновь возможным». При этом корпорация «Вызовы тысячелетия» намерена не только продолжить, но и серьезно увеличить финансирование Армении. Источники сообщают: «Есть информация, что если власти Армении сумеют противостоять России и не присоединятся к Евразийскому союзу, США по различным программам, в том числе по линии корпорации «Вызовы тысячелетия», безвозмездно предоставят Армении 2 млрд. долларов».

Поступают интересные новости и из США, где 11 декабря возглавляемая премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном делегация посетила центр компании IBM, находящийся в Силиконовой долине. 12 декабря пресс-служба правительства РА сообщила, что с указанной компанией была достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая изучит возможности, потенциал и перспективы двустороннего сотрудничества. Представители IBM посетят Армению и ознакомятся с действующими в ИТ-сфере компаниями и деятельностью занимающихся фундаментальной наукой учреждений. До окончания первого квартала 2013 года рабочая группа представит результаты изучения, на основе чего между правительством Армении и компанией IBM будет подписано соглашение о реализации будущей совместной программы. Напомним, что компания IBM является мировым лидером в рейтинге по лицензированию изобретений не только в ИТ- сфере, но и в различных областях фундаментальных наук.

А сам премьер-министр Армении сообщил, что США намерены построить в Ереване «завод по производству чипов». И это, дескать, только начало.

Наблюдатели считают, что Вашингтон пошел ва-банк и намерен ускорить процесс переориентации всего Закавказского региона. После шумного утверждения в Грузии и «незаметного» внедрения в Азербайджан США собираются окончательно обосноваться и в Армении… Параллельно они намерены добиться от Баку и Еревана подписания хоть какого-нибудь, пусть даже декларативного документа по вопросу Нагорного Карабаха, чтобы под этим предлогом ввести «миротворческие» силы в зону армяно-азербайджанского противостояния. После этого у американской стороны появятся широкие возможности по контролю над изменившейся геополитической ситуацией, связанной с тем же иранским вопросом, решением глобальных энергетических проблем, разрывом вековых связей стран региона с традиционными партнерами.

Для этого Соединённым Штатам осталось преодолеть последний рубеж – армянскую общественность, где пока еще сильны пророссийские настроения. Добропорядочные граждане никак не «демократизирующейся» Армении, разумеется, не сомневаются в благомыслии американского Сената, Конгресса, Госдепа и Белого дома, страдающих от плачевного состояния экономики и народовластия в далеком закавказском государстве. Видимо, из чистой любви к «библейской Стране Араратской» они вновь решили облегчить кошельки американских налогоплательщиков, чувствительно отощавшие после «демократизации» Ирака, Грузии, Украины, Туниса, Ливии и Египта.

И, надо признаться, расчет Вашингтона может снова оказаться верным: есть в Армении силы, верящие в «любовь» с первого взноса. Силы эти не всегда оппозиционные и далеко не общественные. И развивать «молодую армянскую демократию» они намерены отнюдь не на площадях и улицах Еревана...

Ереван

http://www.fondsk.ru/news/2012/12/14/lubov-s-pervogo-vznosa-u-usa-pojavilsja-tretij-partner-v-zakavkaze.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!