Русская беседа
 
08 Мая 2024, 15:22:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
  Начало Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
  Просмотр сообщений
Страниц: [1] 2 3 ... 218
1  Общий раздел / Новости, общество, политика / Глупые вопросы, или Почему европейцы начали валить в Россию : 01 Августа 2013, 15:26:42
31 июля 2013      Тим Керби

Иногда я получаю очень, очень умные вопросы и комментарии. Читатели рассказывают мне о нереально интересных событиях и выдают отличные идеи. Моя аудитория очень расширила моё мировоззрение: без читателей я, вероятно, остался бы ещё одним туповато-наивным иностранцем, пишущим те же глупости, что и другие «аналитики», обсуждающие Россию без понимания её языка и культуры.

Но есть класс вопросов, которые даже не столько ужасают меня своей тупостью, сколько заставляют недоумевать: зачем человек, который вообще ничем не интересуется, всё же берёт и задаёт вопросы?

Например, как вам такой диалог:

— Тебе нравится Россия?

— Блин, если мне не нравится Россия, почему я живу здесь уже 7 лет? Зачем добровольно иммигрировать туда, где мне не нравится?!

— Ну, не знаю… Просто все хотят к вам туда…

— Не все, мягко говоря. Кстати, кое-кто «оттуда» тоже хочет сюда.

— Как так?! Ты же единственный иностранец, который в Россию переселился!

— Единственный?!.

Часто слышу это: «Тебе действительно нравится Россия?» и «Ну ты же единственный иностранец в России».

В таких случаях всегда стараюсь максимально прояснить ситуацию. Может быть, они имеют в виду, что я единственный уроженец Запада, продвигающий Россию на Ютубе? Или я единственный «западник» на радио в России? Или я, может быть, просто единственный, о котором они знают? Но нет, ребята. Собеседники сразу подтверждают, что не ошибся: я — ЕДИНСТВЕННЫЙ иммигрант с запада всея Руси!

Как люди могут быть настолько распропагандированы, не знаю. Но я точно знаю, что скоро этот миф разрушится, и я точно не буду «единственным» в массовом сознании.

Понимание России на Западе меняется. Она становится более привлекательной. Например, уже известная в Рунете статья из шотландской газеты бросается в глаза жирным шрифтом цитаты одного читателя: «Нам нужен такой же, как Путин». Даже сам автор поясняет: он не очень верит, что такие слова могут быть сказаны на Западе, но — факт есть факт.

Но почему им нужен «Путин» и вообще «русскость»? Автор очень хорошо в конце статьи резюмирует, почему русскость им нужна и почему (по моему мнению) Россия привлекает западных жителей:

«Контраст между Западом и Россией проявляется в том, как первый охвачен либерализмом, культурным мазохизмом, депопуляцией, отвращением к семье и гедонизмом, заменяющим личную ответственность, в то время как вторая демонстрирует мужественную нацию, твёрдую политическую волю и безжалостное отстаивание национальных интересов».

Та же привлекательность подтверждается — уже не эмоциями, а цифрами — в известной статье «Пора валить в Россию». Перед нами уже не рассказы тёти Любы с Брайтона, а факты: ТЫСЯЧИ выходцев с Запада получают российское гражданство. Согласно статье, в 2012 году из традиционных европейских раев в Россию перебрались: французов — 4503, немцев — 4191, финнов — 1925, итальянцев — 1800 человек и так далее.

Даже мечтать об этих цифрах 5 лет назад было невозможно. Тогда, может быть, не было совсем полным идиотизмом заявлять, что я «единственный» пришелец в Россию с Запада, но теперь это – очевидная глупость.

Нет, как ветеран Рунета, я понимаю, что мои любимые нытики будут писать в комментариях под статьёй, что это «глюк» или «враньё». Или «если 60 тыс. русских уехали, то 15 тыс. европейцев взамен — мало».

Да, пока мало. Но имеется перелом тенденции. Пока что сальдо отрицательное, но уже можно считать баланс — несколько лет назад об этом было глупо думать, а сейчас уже можно вычислять, когда мы выйдем с Западом на чистую «миграционную прибыль».

…Кстати. Я уже вижу несколько лет статьи с заголовками типа «Рекордное количество американцев отказывается от гражданства». Даже «Форбс» об этом пишет в статье «Тренды сейчас: отказ от гражданства». Ниже вы можете видеть таблицу с количеством людей, отказавшихся или от американского гражданства, или от грин-карты. Даже из «доброй старой Англии» 20% представителей коренной молодёжи собираются уехать.  Авторы этих статей обвиняют в бегстве молодых отсутствие хороших мест работы и высокие налоги, но это не совсем полная правда. Если человек очень любит свою страну, город, народ, да хотя бы национальную кухню, — то поедет ли он в другую страну с целью «платить налогов поменьше»? Может быть, это так, но я не уверен, что каждый из этих эмигрантов в таком же восторге от налоговой российской политики, как мультимиллионер Депардье. Думаю, что многие уезжают просто по велению души.



Ну и ещё, кстати. Иммиграция важна, но нам нельзя забывать о том, что можно просто делать больше своих собственных граждан — традиционным методом. Тем более что и это в России получается лучше, чем на Западе: тот же «Форбс» пишет, что «уровень рождаемости вымирающих русских теперь выше, чем в США».

Да, и это правда. В безнадёжной «Рашке» рождаемость теперь выше, чем в благополучном мире, — особенно если мы сравним её с цивилизационной Германией.

Между прочим, согласно статистике, с каждым годом всё меньше и меньше русских ищут себе «цивилизацию и уровень жизни» в Германии.


Братья, простите за эту немножко хаосную статью. Иммиграция и демография — огромные темы, но я могу сказать, что, пока я слежу за новостями, вижу следующие тенденции:

1. Количество западных иммигрантов в Россию резко поднимается. Я даже лично получаю много сообщений по Фейсбуку от них.

2. Даже если не в Россию, «англосаксы» начинают покидать родину.

3. Хотя демографическая ситуация в России ещё хрупкая, всё равно она лучше Запада.

Мои советы как человека, который, может быть, ошибочно получает зарплату как обозреватель, такие. Нам надо в России продолжать отвергать все гибельные тенденции, перечисленные в статье в этой шотландской газете. Чем больше Россия отвергает дикий либерализм, отвращение к семье и культурный мазохизм, тем больше сюда приезжают. Делать из России хреновую копию Запада бессмысленно: Запад уже есть, и те, кто так хочет жить, по-западному, не будут никогда довольны низкокачественной копией, когда можно на самом Западе жить. Наоборот, чем больше Россия выбрасывает идиотизм Запада и жёстче Содому показывает средний палец, тем больше недовольных там будут смотреть на Россию, как на рай и спасение. Так как чем больше тут духа, тем больше будет западных иммигрантов, если вы их вообще хотите.  

Источник: http://www.odnako.org/blogs/show_27115/
2  Разное / О работе форума / Re: http://www.rusbeseda.ru/ не работает : 29 Июля 2013, 19:30:45
Дорогой Владимир! Пока такое получается. Мне уже задавали такой вопрос. Последние годы наш форум (после хакерской атаки) работает на отдельном от Русского Воскресения сервере. Эту работу по восстановлению форума и переносу его проделал Константин. В ходе всех этих действий пришлось сделать и привязку фактического адреса нового расположения форума к старому адресу Русской Беседы. В результате иногда получается, что полное совпадение адресов не происходит, это специфика работы интернета. 
Во Христе
Владимир К.
3  Общий раздел / Церковная жизнь / Папа Франциск зажигает менору : 25 Июня 2013, 05:49:21
Папа Франциск зажигает... (видео)

Недавно избранный конклавом на должность папы римского Хoрхе Мaрио Бергoльо, ныне папа Франциск, в свободное от работы время, оказывается, любит надевать кипу и зажигать ханукальную менору в буэнос-айресской синагоге (см. начиная с 0:59).
 
http://goo.gl/Q1jaI
4  Общий раздел / Новости, общество, политика / Re: Рассмотрим коммунизм - как выбор православного народа : 16 Июня 2013, 06:12:31
Уважаемый Александр Васильевич. Вы знаете,как я отношусь к большевизму и классовой теории Маркса.
Но у меня личные интересы в этой проблеме. У меня мама верует в большевиков и считает,что они спасли страну от Николашки. Что делать? Не ссориться же из-за этого с родной матерью. И таких людей много. Этот спор проходит по нашим семьям. И эту проблему нам придётся как-то решать. Как? Я не знаю.

Дорогая Анна! Мне кажется, уважаемый Александр Васильевич дал Вам очень верный ответ. Я только хотел бы внести уточнение по Вашему утверждению, что "таких людей много". Но это моё личное мнение и оно основывается на моём личном опыте. Я думаю, что у абсолютного большинства людей, которые, условно говоря, принимают "большевистскую идею", нет чёткой формулы вроде той, что Вы привели - "спасли страну от Николашки". Мне представляется, что все причины симпатий к социализму находятся в трудно формулируемом ощущении социальной справедливости, которая, как сейчас стало очевидно, присутствовала в советское время. У меня отец был коммунистом, отец жены тоже был коммунистом, но я уверен, что они пришли к этому только из-за декларирования компартией целей социальной справедливости. Я сам мог бы стать коммунистом, но когда ещё был молод и не очень хорошо понимал жизненные обстоятельства, то искренне думал, что ещё не вполне готов для такой ответственности. Когда же стал что-то понимать, то увидел, что среди коммунистов много приспособленцев, и уже это как-то отталкивало от желания стать коммунистом. Должен сказать, что сюда ничуть не накладывались какие-то религиозные мотивы. Мой отец был крещён, его старшая сестра тётя Васса была старостой храма в Бодайбо. Она крестила меня и мою сестру в последний год жизни Сталина. На первый взгляд (по логике либералов) здесь какая-то несовместимая мешанина, но ничего несовместимого здесь нет, если рассматривать большевистскую деятельность только со стороны установления социальной справедливости. Монархия органично вписывается в такую систему социальной справедливости, как доказал Сталин. Конечно, его правление больше соответствовало определению диктатуры, но это было просто ответом на вызовы времени. В общем, я бы сказал, что если бы больше совестливых и грамотных людей решились в советское время вступить в КПСС, то они могли бы просто большинством голосов преодолеть разрушительное влияние карьеристов и приспособленцев, пристроившихся в партию для своих корыстных целей. Я вижу это на своём личном опыте. Видимо, это было грехом, что я побрезговал стать коммунистом. Я бы точно боролся с приспособленцами, но сейчас это уже только упущенная возможность.
Во Христе
Владимир К. 
5  Общий раздел / Новости, общество, политика / Re: Болотный «марш миллионов» : 08 Мая 2013, 05:24:35
Замечательная статья Захара Прилепина о либеральной (болотной) интеллигенции. Напечатана в журнале "Наш современник":
http://www.nash-sovremennik.ru/archive/2013/n2/1302-11.pdf
6  Разное / Объявления, просьбы о помощи / Re: усыновление трудного ребёнка : 12 Марта 2013, 05:22:49
Уважаемая Наталья! Прошу Вас прислушаться к мнению отца Георгия. Исхожу из горького личного опыта. У нас есть похожие трудности с воспитанием родного внука. А в ситуации с приёмным ребёнком они могут многократно возрасти. Мне кажется очень верным предложение отца Георгия просто помогать мальчику и навещать его. Со своей стороны хочу отметить ещё одно обстоятельство. К сожалению, современная информационная среда, которая на детей воздействует особенно легко, чрезвычайно опасна.  Дети, оказывается, слушают из эфира всякие матерщинные песни, по телевизору легко увидеть безобразные сцены. Мы с супругой даже не задумывались о подобном, а оказалось, что наш внук (и другие дети) слушает непотребные песни через сотовый телефон. Мы с супругой звонили в Москву в редакцию поганого радио "Шансон" и выразили возмущение их передачами, но в ответ получили только "разъяснение", что пускай дети не слушают. Поэтому в наше время воспитание трудного ребёнка требует неимоверных усилий - нужна ещё непонятно как осуществляемая защита от тлетворного влияния современных всепроникающих СМИ. Простите, если смутил своим беспокойством.
Во Христе
Владимир К.
7  Общий раздел / Новости, общество, политика / Re: Галина Старовойтова: "Убивайте русских" : 26 Февраля 2013, 05:01:33
.На самом деле,банальная коммерция.Деньги,деньги,деньги....

Мне кажется, нельзя не думать, что в таких случаях есть что-то провиденциальное. Например, известно, что Мейерхольд предлагал производить расстрелы на театральных подмостках. Была у него даже своя "художественная теория" на этот счёт, а кончилось тем, что расстреляли самого Мейрхольда.
8  Разное / Объявления, просьбы о помощи / Re: Крестный Ход 4 ноября - мероприятие расколоучителя Михаила Назарова? : 25 Октября 2012, 07:21:48
Поэтому не названо НИ ОДНО ИМЯ священников РПЦ. Боюсь, что спецслужбы США и кагала, не удовлетворившись болотным "маршем миллионов", начали через своих клевретов мутить воду в Церкви, пытаяь превратить Крестный ход в некое подобие болотного "марша миллионов"...

Спаси Вас Бог, дорогой Александр Васильевич! Вы очень точно всё определили. Думаю, такие действия Администрации Русской Беседы подтверждают, что мы не зря свой хлеб едим.
Во Христе
Владимир К.
9  Общий раздел / Новости, общество, политика / Пару слов о западных СМИ от главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян : 21 Октября 2012, 06:26:24
Пару слов о западных СМИ от главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян
16 Окт 2012


Маргарита Симоньян рассказывает об избитом в канадском СИЗО парне из России и удивляется, что крупные западные СМИ остались к этой истории равнодушными.

Веселый парень Денис Теляков поехал в Канаду учить английский. Семья взяла кредит, чтобы оплатить сыну и брату блестящее будущее. С будущим не задалось. Денис не только не выучил английский, но и с русским теперь управляется плохо — его состояние врачи называют вегетативным. Всего два дня в канадском СИЗО – и все, овощ.

В СИЗО Денис оказался за хулиганку – поссорился с однокурсником. Та самая хулиганка, за которую, по дружному мнению нашего прогрессивного общества, в СИЗО вообще сажать нельзя. Но его посадили, а пока родня искала деньги на залог, сокамерники избили Дениса до состояния комы, ногами по голове. «Просто так, ни за что», — как впоследствии сами они объяснили.

«Было бы гуманнее позволить ему умереть», — заявили врачи, оценив состояние Телякова. Он никого не узнает, сам не ест, голову не поднимает и если и будет дальше жить, то жить будет плохо. С Дениса быстро сняли обвинения, чтобы СИЗО больше не оплачивало его лечение. Кто будет оплачивать теперь — неясно. Родственники и кредит за блестящее будущее еще не выплатили.

Эту историю я обнаружила на нашем рашатудэйском сайте. Ни у CNN, ни у BBC, ни у других светочей про Дениса нет ни слова. Ну а что, какого-то русского зря запихнули в СИЗО, практически там убили, теперь за лечение не платят — делов-то.

То ли дело если б наоборот! Если бы канадский парень Дэнис у нас в МГИМО наорал на Торкунова, его бы за это в СИЗО – там ногами по голове – ой, мама. Мне страшно представить эти заголовки! «Путинская Россия опасна для западных студентов!» «Канадец изувечен в путинском ГУЛАГе!» «Наказан кровавым режимом за желание учить русский». «Список Дэниса» точно бы сразу какой-нибудь нарисовался, ну а как без него?

В общем, посмотрела я этот сюжет, и стало мне как-то обидно. За ведущие западные СМИ, что они такие ненастоящие. Как будто и не СМИ вовсе, а информобеспечение НАТОвских спецопераций. За Канаду – нам-то все кажется, что у них так не бывает, это только у нас, а у них виноград на заборах и в лужах – стерильное молоко. Но обиднее всего мне за нас – что мы такие тихие. Нас бьют, а мы молчим. Вот разве на радио расскажу – может, кто услышит?

oko-planet.su
10  Разное / Объявления, просьбы о помощи / Re: Осторожно, мошенники! : 05 Октября 2012, 14:35:18
Дорогие братия! Забанил Тихомирову Наталью Геннадиевну. Достаточно того факта, что в одном объявлении у неё дочь 12-ти лет, а в другом - 13-ти. Несомненное мошенничество. Объявления размещены на огромном множестве порталов, можно проследить очень показательные эволюции содержания текстов.
Во Христе
Владимир К.
11  Общий раздел / Обсуждение материалов сайта "Русское воскресение" / Чувство блаженства : 09 Августа 2012, 04:22:19
Чувство блаженства
VI Международные Ушаковские сборы. Второй этап


Павел Самсонов и Юрий Сторчак в Москве

Международные Ушаковские сборы в Арзамасе нужны для воспитания в молодежи любви к Родине, своему народу, Русской Православной Церкви, изучения истории, понятия её роли в истории России, восприятия исторической преемственности.

Понравился мне особенно Арзамас и прежде всего тем, что это православный город. Это Родина одного из самых знаменитых иерархов нашей Церкви в ХХ веке – патриарха Сергия Страгородского. В АГПИ ему установлена мемориальная доска.

Поражают своей красотой величественный собор Воскресения Христова 1796 года постройки и скромная церковь Святого Духа.

В соборе Всех святых мы прикладывались к чудотворному Кресту Господнему.

В городе возрождается Свято-Никольская женская обитель, которую опекал преподобный Феодор Санаксарский.

Не менее интересной оказалась поездка в Болдино - усадьбу великого русского поэта А.С. Пушкина. Ведь Пушкин – это светильник российской литературе, и не знать о нем – значит не быть русским. В Болдине мне открылся пушкинский мир, его тайны и загадки.

 В Дивеевском монастыре я ощущал трепет перед Господом, Его благодать. Ведь нам, молодым юношам и девушкам, выпала великая честь приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, блаженных дивеевских стариц. Мне было очень интересно познакомиться с историей Дивеевской обители. Я читал 150 раз «Богородице Дево радуйся», ходя по святой канавке Божией Матери. Красиво и непревзойденно выглядел Казанский собор. У мощей преподобного батюшки Серафима я просил благословения и покровительства и очень надеюсь на помощь этого великого русского святого.

Пребывая в селе Суворово, мы зашли в Успенскую церковь и купили житие святых Пузовских мучениц Евдокии, Марии, Дарии и Дарии. Изучив его, я понял, что такое верность Богу, твердость в вере. Стяжая смирение, святые мученицы смогли вытерпеть страдания за Христа и обрести жизнь вечную.

Но самый знаменательный день нашей поездки наступил 5 августа 2012 года. Мы приехали в Санаксары. Тогда был праздник прославления адмирала Федора Ушакова в лике святых.

Отстояв вечернюю службу 4 августа, на следующий день мы исповедались и подошли к Святому Причастию. После приобщения к святым Крови и Телу Христовым на душе стало легче, приятнее. Святого праведного воина Феодора Ушакова я молил об исполнении всех своих планов на будущее.

Также я познакомился с отцом Венедиктом, архивариусом Санаксарского монастыря. Он хороший, добрый и милосердный, умеет поддержать в трудной ситуации.

Была братская трапеза, где читалось житие святого праведного воина Федора.

Епископ Краснослободский и Темниковский Климент благословил нас иконами Серафима Саровского и Федора Ушакова и подарил нам книги «Архистратиг державы Российской». Это был самый незабываемый момент в моей жизни.

В тот же день были подведены итоги. Нас отметили дипломами, а ректор АГПИ, профессор истории Е. П. Титков подарил нам книгу о патриархе Сергии «Первосвятитель Церкви мучеников». Каждый получил диски с фильмами по истории России, журналы «Роман – Журнал XXI века», «О Русская земля», «Новая книга России». Всем нам было радостно и весело на душе.

Наконец сбылась моя давняя мечта. Я побывал в монастырях, прикладывался к мощам батюшки Серафима и святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова, помолился за себя и родных. Хочется верить, что мы сюда еще раз вернемся, на новые, VII Ушаковские сборы Арзамасе.

Ушаков! Ушаков! Ушаков!

Суворову слава! Слава! Слава!

Батюшке Серафиму поклон!

Юрий Сторчак, ученик 10-го класса (Николаев, Украина)
http://voskres.ru/school/storhak.htm
12  Общий раздел / Обсуждение материалов сайта "Русское воскресение" / Вместе – мы сила! : 09 Августа 2012, 04:18:57
Вместе – мы сила!
VI Международные Ушаковские сборы. Второй этап


Ушаковцы в Болдино. 2012

Ушаковские сборы по маршруту Москва-Арзамас-Болдино-Дивеево-Темников-Санаксарский монастырь – нужны для укрепления дружбы ушаковцев из разных стран и городов, познания ими русской культуры, развития в юных ушаковцах патриотизма и православного духа.

Во время YI Международных Ушаковских сборов я познакомился с хорошими, интересными людьми, нашел много новых друзей. Я посетил величайшие святыни Православной России: Дивеево, Санаксарский монастырь, где сподобился причаститься святых Христовых Тайн и приложиться к святым мощам Фёдора Ушакова, Серафима Саровского и других русских святых, причём о некоторых из них, например, о Святых Пузовских мученицах, я узнал только благодаря Ушаковским сборам.

Также я посетил музей А.С. Пушкина в Болдине и узнал много нового о его жизни в этом селе. Я узнал, какую важную роль в развитии русской литературы сыграла поездка Пушкина в Болдино.

Ещё мне было очень интересно послушать лекции местных писателей и ученых. Я многое узнал про Отечественную войну 1812 года, про адмирала Ушакова, про историю развития православия на здешних землях.

Я посетил столицу России – Москву и её знаменитые на весь мир Красную площадь, Кремль, храм Христа Спасителя.

Также я открыл для себя неповторимые российские пейзажи с дремучими лесами, бескрайними полями, чистыми реками, сельскими избами.

Я с удовольствием побывал в таких российских городах, как Арзамас, Темников, Лукоянов, Саранск.

На закрытии сборов 5 августа всех награждали дипломами и ценными подарками, и мы пели замечательную песню “Вспомни, матушка-Россия”, которую быстро выучили еще в первые дни сборов.

Больше всего мне запомнилось Дивеево, Санаксарский монастырь, имение Пушкина в Болдине, город Москва.

Я очень рад, что каждый год проводятся такие встречи, благодаря которым крепнет наше ушаковское общество, мы становимся общительнее, увереннее и понимаем, что вместе – мы сила!

Павел Самсонов (Николаев, Украина) Вместе – мы сила! VI Международные Ушаковские сборы. Второй этап

http://voskres.ru/school/pavel.htm
13  Общий раздел / Обсуждение материалов сайта "Русское воскресение" / Re: Ученики : 09 Августа 2012, 04:10:11
Гора – по-гречески όρος. Как эхо в ущелье перекликаются, отзываясь друг другу, два слова разных языков.

И только ли эти? Славянин скажет: птица. Грек произнесёт: πτηνόν или чуть иначе – πετεινον. Снова слышны звуковые подобия, как в подражаниях скворцов. Но кто кому подражает у людей?

Иногда такие звуковые переклички волнуют почти зеркальным сходством:

дом – δόμος,

дверь – δύρα,

дар – δωρον,

имя – όνομα,

мельница – μύλος,

кость – όστεον,

дерево – δένδρον,

лён – λινον,

ночь – νύξ,

ныне – νύν,

вино – οινον…

Эти подобия, схожести и переклички, будоражат воображение не только в именах, но и в глаголах:

спаси – σωσον,

дай – δός,

пей, пейте – πιε, πιετε,

видеть – ειδον,

     плыть – πλέω,

стоять – στήκω,

плести – πλέκω,

валить – βά́λλω…

А если сходства как будто идут на убыль, то всё равно напрягшийся слух может уловить признаки родства по одному, двум одинаковым звукам:

соль –  ά́λς,

уста – στόμα,

сердце – καρδια,

ухо – ούς,

жито – σίτος,

жена – γυνή                 

Солуняне в рыночных своих разговорах по поводу того, что у греков и славян очень похожи названия цифр от единицы до десяти, часто посмеивались: эти словене, они же скифы – варвары, неучи. Они только от нас и лишь недавно научились счёту, чтобы не сплоховать на торгу.

δύω – два

τρεις – три

τέτταρες – четыре

πέντε – пять

δέκα – десять

Теперь-то Мефодий с братом могли без труда оспорить насмешливое объяснение своих земляков. Собственные слова для счёта есть у каждого языка, даже если он живёт на отшибе и никогда не отлучается от своего порога по торговым делам. Не зная счёта, невозможно срубить деревянную лачугу или построить самый простой дом из камней. Невозможно определить величину семьи и рода своего, сутки поделить на части, а год на месяцы, запомнить длину дороги. Если бы славяне не знали своего счёта, мир бы никогда не узнал об их существовании. Не знающие счёта долго не проживут.

А слова, напоминающие о каком-то своей родственной схожести, есть у греков и славян лишь потому, что, значит, когда-то в древности сами греки и славяне состояли в некоем семейном родстве, но потом их пути по каким-то причинам надолго разошлись, и родство постепенно позабылось, – так ведь бывает и теперь в больших и разрастающихся семьях. Впрочем, разве не известна причина того давнего расхождения? Это о ней сообщает Писание, изображая незавидную участь строителей Вавилонской башни, переставших понимать речь друг друга.

О том древнем родстве можно догадаться хотя бы по одному слову μήτηρ –мать, матерь, одинаковому у греков и у славян. Самое первое слово в языке народившегося человека и оно же – самый первый свидетель того, что был в той древности общий материнский язык.

Но совсем рядом и ещё одно свидетельство изначального родства, ещё одна речевая перекличка, такая внятная и отчётливая: слово – λόγος. Имеющий уши да слышит! Эта двоица явно была когда-то одним, общим для славян и эллинов созвучием и смыслом. Но разве и по сей день не осталась таким же общим смыслом?

Братья хорошо знали рассуждение, идущее ещё от древних философов: в понятии λόγος различается сразу несколько дополняющих друг друга значений. Да, конечно, логос – это, в первую очередь, отдельно взятое слово, всякое слово вообще. Но и целое предложение, законченная мысль – тоже логос. И все слова языка, вся их великая совокупность – не что иное, как логос. Любое знание, любая наука – они тоже подходят под определение логос. Всякое ведение о человеке, о мире, всякое разумение сути бытия – логос. Однако философы языческого мира не сумели додумать и сказать главного о смысле этого величайшего и святейшего из земных слов. Такое стало возможно лишь с приходом в мир Христа.

Ибо только христианину дано ведать, что Логос изначален, потому что до всякого знания, до всех людских языков и речений, до сотворения мира у Бога уже был великий замысел о мире, и этот замысел был Логос. У Бога был Логос, у Бога было Слово.

Эту  великую тайну о себе Иисус Христос открыл своему ученику и евангелисту Иоанну. А через него и нам, недостойным, открылось, что Христос есть всеведущий Логос, превечное Отчее Слово. В Откровении того же Иоанна Христос говорит: Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний.

Не удивительно ли, что для такого простого, – куда проще! – такого наглядного представления о себе Христос-Слово избирает первую и последнюю буквы алфавита, а значит, и всё, что между ними! Тем самым Сын Человеческий освящает каждое наше старание, каждый, пусть и робкий поначалу, азбучный, ученический порыв к Нему…

Солуняне, помнится, знали по их прозвищам многие племена, жившие в ближних и дальних окрестностях города. Знали драгувитов, берзеритов, знали область северян и сёла смолян, но для тех и других и третьих общее имя было одно и то же – словене. И ведь это общее имя вовсе не солуняне для них придумали. Нет, оно пришло от самих словен. Значит, они, таким именно словом называя всех своих родичей, хотели сказать о себе: мы – люди слова, люди, говорящие понятными друг другу словами. Нас соединила речь нашего рода на земле.

Иные же считают, что правильнее зваться славянами, то есть, людьми, наделёнными особой перед всеми славой. Но разве у других народов не было и нет славных воинов, прославленных воевод? Какое же из двух имён истинное? Какое лучше выражает суть народа?..

Понятие слово, как и логос, – что не трудно заметить, – тоже имеет не одно значение. Первое из них, когда говорим о каждом отдельном слове. И когда произносят не одно, а целую клятву, называя её честным словом. А когда просят кого-то произнести перед всеми своё слово, то ожидают услышать от него уже целую речь. И неисчислимое множество слов, которыми владеет народ, неисчислимое, как сам он, – что это, как не его великая сокровищница слов, его самое ценное в мире приобретение, его общее всегдашнее, непрерывно пополняемое достояние?

А теперь приходит на Гору и своё молитвенное словенское слово, обращаемое ко Христу-Слову, к Божией Матери, ко Пресвятой Троице и всем святым…

Как знать, может, в эти их олимпийские годы исподволь стали навещать Константина слова какого-то желанного общения – не только с несколькими слушающими и внимающими, но с каким-то куда более людным собранием, подобным поспевающей жатве… И перед таким чаемым собором он бы заговорил:

Слышите ли, Словенские народы,

слышите, слово от Бога прииде,

слово, кормящее человеческую душу,

слово, крепящее сердца и умы,

слово, готовящее Бога познати…

А Гора, слышала ли она тихие беседы братьев в малом кругу их самых первых учеников?

Да, она им целомудренно внимала, собирая, как в кокон, часы духовных созерцаний. То, что беседы были, то, что они  от года к году прирастали как кольца на молодом дереве, то, что наставники и подопечные равно нуждались в этих встречах, не подозревая, что они когда-то превратятся во Встречу на веки веков, – то, что всё это было, такая же реальность, как и то, что жития братьев целомудренно молчат о начальном событии, потому что для рассказа о нём не находилось ещё тогда достаточного времени. Как не находилось, не находится и до сих пор достаточного словесного искусства.

Летом 860-го года из столицы на Малый Олимп стали долетать вести одна тревожнее другой. Осенью Философу и его старшему брату пришли письма  письма из императорского дворца и из патриархии с настоятельной просьбой, не откладывая надолго, прибыть в Константинополь.

 

* В связи с отсутствием в «Житии Кирилла» датирующих уточнений, касающихся убийства Феоктиста, получила хождение и другая последовательность описываемых событий, изложенная словенским автором Францем Гривсом: якобы  сам Феоктист незадолго до своей насильственной смерти и дал разрешение Константину отлучиться в монастырь для краткого отдыха («…carska uprava dala mu e kratak odmor»; см. Franc Grives. Slavenski blagovjestvici sveti Ciril I Metod. Zagreb.1985.)

** Обычно ссылаются на исследования двух французских авторов: Menthon B. Ľ Olimpe de Bithinie. Paris, 1935; Janin R. Les eglises et monastires des grands centres bizantins. Paris, 1975.

 

Юрий Лощиц
http://voskres.ru/bratstvo/yuriy3.htm
14  Общий раздел / Обсуждение материалов сайта "Русское воскресение" / Re: Ученики : 09 Августа 2012, 04:09:02
ΣΛΑΒΑΤΙΓΟΣΠΟΔΙΣΛΑΒΑΤΙ

Ну, как не умилиться, как не возблагодарить Господа за эту жажду веры, такую очевидную и так нуждающуюся в поощрении! Подлинно, слава Тебе, Христе, дающему на Горе бодрый прибыток этих нищих духом, кротких и чистых сердцем, алчущих и жаждущих правды Твоей!

И можно ли на их встречные шаги, то неуверенные, то слишком поспешные, как у детей, резво порывающихся скорей самим освоить ходьбу, можно ли не ответить – тоже встречными – шагами?

Что, если такая встреча как раз им, Мефодию с Константином, на роду написана? Тут есть о чём подумать в тишине, где каждый звук – лесной птицы, спешащего в камнях ручья, овечьего бубенца на поляне  – раздаётся чисто, отчётливо и щемяще.

И не они ведь, славяне, порываясь завести собственное письмо, первыми обращаются к облику букв и значениям греческого алфавита. Так и латиняне поступили когда-то, собрав свою письменность по большей части из этрусских буквенных начертаний, а этруски брали их прямиком у греков. Так позже и копты в Египте для своего христианского письма взяли часть букв у эллинов. Так и готы постарались. И не те, не другие, не третьи не сговаривались ведь друг с другом о таких одолжениях у греков. Просто оказались единодушны в своём равнении на внушительную красоту греческого письма. Не зря же в ромейской школе умение писать буквы красиво – самая первая из дисциплин. Буквы просто обязаны быть стройными, прочными, красивыми, и тогда на них почтительно засматриваются те, кому собственных письмен ещё не дано.

Но, ценя своё родное письмо, братья не могли не видеть: далеко не всё в нём способно служить образцом для подражания. Как бы не перестараться новеньким с гласными знаками! Увы, так уж сложилось: гласные на письме у ромеев то и дело не соответствуют произносимым звукам. Взять хотя бы самый часто звучащий в речи союз – «и». Пишется και, а звучит «кэ». И такие несовпадения между звучанием и написанием гласных – на каждом шагу. Обученный грамоте ромей со школьной скамьи помнит, что именно греки первыми среди письменных народов применили и узаконили буквы для гласных звуков. В алфавите у евреев, у других семитов гласные отсутствуют. Но мало кто помнит, как медленно, как тяжело давалось грекам это их изобретение. В память о грамматических тяжбах между разными греческими диалектами осталось множество двойных гласных, и каждая из этих двоиц читается как один звук, то и дело не совпадающий со значением написанного. Если славяне намерились строить своё письмо, взяв за образец греческое, зачем же им подражать и путанице с гласными? Вполне возможно сразу избежать подобной путаницы и подобрать одно начертание для каждого гласного звука, пусть при этом и окажется в славянском алфавите ещё на три или четыре буквы больше.

Строя такой алфавит, нужно исходить из чистоты, выразительности самих звуков. Прислушайся к певчим птицам. Вот у кого надо учиться красоте, отчётливости, внятности каждого звучания. Какие сочные гласные у  иволги, у соловья, да у той же кукушки с её прекрасным по грустной красоте «у»! А какие у птиц замечательные посвисты, перещёлкивания, цоканья, чоканья, перезвяки, звоны. До чего же старательны эти горлышки, эти крошечные грудки, эти неутомимые сердечки! С какой любовью, с каким ликованием издают они благодарные молитвенные признания своему Творцу! Вот где школа звуковой красоты!

Но, впрочем, разве не те же заботы и у людей? Наше ухо тут же замечает чей-то звуковой ущерб, голосовую оплошку. И сразу услышим недовольное: этот шепелявит, этот сюсюкает, тот бубнит, гугнявит или гундосит, тот глотает звуки или целые слова, тот тараторит или болоболит, у того каша во рту… И не один кто-то, особо рьяный, а все наперегонки стараются отличиться в этой заботе о чистоте и красоте нашей звучащей под небом речи.

Но наступит же, наконец, время, когда совместными встречными стараниями наставнки и ученики разберутся со всеми звуками славянской цевницы: для каждого определена своя буква, что-то при этом взято взаймы у греков, а то, что у них отсутствует, от самих добавлено. Как это «от самих»? А так, что теперь уже не трудно и самим дописать недостающее. Трудно звук, неизвестный тебе, различить, поймать на слух его отдельность, неповторимость. А когда расслышал, отличил от других,  смело художествуй, пиши для него образ-букву, непохожую на остальные! Так и древние когда-то впервые отваживались. Почему у древних О получилось круглое? Потому что сам звук круглый, и губы образуют круг, когда он произносится. Или почему I вышлоузким? Не потому ли, что сам звук узок, стиснут, выходит на волю сквозь тесную щель в зубах и губах. Озираясь на такие примеры, не зазорно и славянину для своего жужжащего Ж изобразить знак, похожий на ползущего по древесной коре жука?

Да, алфавит – великий и важный почин. Минуя его, невозможно подступиться к письменности. Но он – только первый начаток, первый шаг во врата письменной речи. А  дальше что? Дальше, за звукорядом, за алфавитным строем у славян, как и у всех, письменных и бесписьменных народов, должно непременно стоять собственное строение по имени… грамматика. Пусть язык ещё без письма собственного обходится, но значит ли это, что грамматическое устройство у него отсутствует? Такие пустоты просто невозможны в человеческой природе. Не будь грамматики, любой язык тотчас бы развалился. Люди даже одного племени, одной семьи вдруг перестали бы разуметь друг друга, лишились бы рассудка, разбежались кто куда от стыда или от ужаса. Что такое грамматика как не великий свод законов, управляющих всякой человеческой речью? Мы можем пока что ни одного из этих законов не знать по имени и по сути его, но всё равно они существуют и подсказывают нам говорить или писать так, а не иначе. Подсказывает же мать младенцу, как правильно произносить самые первые слова. Она может и сама не знать этих законов, но подсказывает, потому что и ей во младенческие её дни мать или повитуха подсказывала. Ласточка не знает, как вылепить гнездо, но почему-то обязательно прилепляет его к стене и выводит полукруглой чашечкой, а не в виде кубика. И пчелы лепят соты и приносят мёд каждая в свою ячею, а не сливают его как попало в порожнее дупло.

 В том, как собрано, как слеплено одно-единственное слово, обнаруживается уже несколько обязательных, неотменяемых правил, знаем мы их или нет. А за тем, как несколько слов собраны в предложение, стоит уже почти вся грамматика. Стоят склонения, спряжения, соподчинения, связи, скрепы-союзы. И везде есть иерархия, пусть большинство из нас и не догадывается, что она и здесь присутствует. Даже в отдельно взятом слове есть неизменная основа и служащие, приданные ей части. Так и в предложении – главная и служащие, подчинённые ей, дополняющие её части. И  непременно есть между ними всеми уговор, согласованность, обязанности, помощь друг другу. Есть общее дружное старание о том, чтобы родился достойный существования смысл. Вот за всем этим и во всём этом – Божественная власть и красота грамматики.

 

Λόγος – Слово

 

В самые последние дни декабря 858 года монастыри Малого Олимпа облетела весть совершенно неожиданная, многих сильно смутившая: в Константинополе только что объявлен новый патриарх. Прежний, Игнатий, лишён власти, на трон первоиерарха церкви возвели Фотия. Его имя старым насельникам горы почти ничего не говорило, поскольку человек этот до самого недавнего времени к церковной иерархии никакого отношения не имел. Немало удивлён был и Константин, знавший Фотия как самого выдающегося из своих учителей в придворной школе, который, к тому же, в разные годы занимал высокие светские должности.

Сочувственники отстранённого Игнатия, а их на Горе оказалось немало, быстро выведали причину чрезвычайных перемен. При этом опять всплыло имя кесаря Варды, и монахи тут же вспомнили его причаст ность к убийству логофета Феоктиста. Говорили, что Игнатий, пытаясь усовестить распутного Варду, недавно наотрез отказал ему в церковном причастии. Такой повод для отстранения патриарха выглядел бы слишком скандальным, похожим на мелочную месть, и, похоже, кесарь постарался найти какие-то более весомые доводы, чтобы острастить упрямца.

Без малого сорокалетний Фотий, насколько его знал Константин, вовсе не был ни отчаянным честолюбцем, ни наивным мечтателем. Человек меры и всеохватной учёности никак не мог бы решиться на самую непредвиденную перемену в своей жизни, действуй он наобум. Но его, как вскоре выяснилось, поддержало большинство епископов, желавших решительно поднять уровень образованности в монашеской и священнической среде. Фотия и самого должно было сильно смущать, что он до сих пор ни дня не прослужил ни священником, ни дьяконом. Но ему напомнили, что в истории константинопольской патриархии уже было два случая, когда в трудные для империи ромеев дни на первосвятительский престол возводили достойнейших из мирян. Он и сам не мог не знать, о ком шла речь. От одного из тех патриархов, Тарасия, тянулась к его семье нить прямого родства. Да и молодой василевс мог ему во время уговоров напомнить, что и они ведь оба пребывают в родстве, поскольку родной брат Фотия женат на родной тётке Михаила.

Почти тут же до ревнивого слуха монашествующей на Горе братии дошла весть о том, что для Фотия прохождение иерархических степеней посвящения, – перед тем, как нарекли его епископом Константинополя, – заняло всего шесть дней.

Как-то уж очень быстро поветрие партийности донеслось из столицы и сюда. Вдруг стали в разных обителях делиться на игнатиан и фотианцев. Мефодий с Константином постарались, чтобы эти словопрения не смутили их малосведущих и малоопытных в витийстве учеников, не отвлекли надолго или навсегда от забот возрастания в грамоте – мирской и духовной…
Окончание в следующем сообщении
15  Общий раздел / Обсуждение материалов сайта "Русское воскресение" / Re: Ученики : 09 Августа 2012, 04:06:53
Для собравшихся в Никее жизнь и не думала задерживаться на великолепном торжестве победителей, как предполагалось по первоначальному замыслу императора. Она стремительно неслась дальше, требуя ещё и ещё, на целые недели продлевать сроки собраний, – пока не вразумят, не урезонят упрямца Ария (вполне, как позже выяснилось, и не  вразумили!), пока не найдут для итогового текста Символа Веры самых точных и безоговорочных определений, которые  дошли бы до сердца и разума каждого, будь ты епископ, каменотёс или сам император.

Философ знал не понаслышке, что Никейский вселенский собор в том отдалённом 325 году не решил всего – раз и навсегда. Но потому он и первый из вселенских, что открыл возможность для чреды следующих соборов, и на них, вооружённые опытом предыдущих полемик, уже смелее возвращались к прежде недорешённому или обличали новые еретические покушения на  догмат о Троице. Собирались то в Константинополе, то в Эфесе, то в Халкидоне, потом, ещё дважды, снова в самой столице.

Но седьмой из них по счёту завершился опять здесь, в Никее, через которую проезжал сейчас Константин. Содержание этого собора по-особому ему было близко, заставляло припомнить свой недавний поединок с упорствующим иконоборцем, опальным патриархом Яннесом.

Этот Седьмой, состоявшийся семьдесят лет  назад, в 787-м, понадобилось провести именно для защиты иконопочитания. Подготовка к нему велась исподволь, прикровенно. Потому что самое огорчительное стояло время для тех, кто, вопреки воле императоров-икононенавистников, отстаивал право христианина поклоняться через видимый образ невидимому божественному первообразу. Как раз катилась волна повальных кощунств над мощами святых, иконами, фресками, храмовыми мозаиками. Аресты непокорных епископов, отлучения, ссылки, казни… Снова в воздухе повеяло репрессиями  массовыми, как при Диоклетиане.

Тогдашний патриарх Константинопольский Павел принял прибывшего на свой страх и риск из Таврики епископа Готского Иоанна. Тот незадолго до этого тайно прислал Павлу полученный от Иерусалимского патриарха сборник древних и новых свидетельств в защиту иконопочитания. Подумать лишь, какими кружными путями добывалось слово правды! От Святого города до провинциальной готско-скифской епархии, а уже оттуда, через Понт, к Золоторожской бухте. Патриарх Павел устроил Иоанну встречу с императрицей Ириной. Августа сочувственно отнеслась к предложению настойчивого гостя провести собор. Открыли его в Константинополе, уже при новом патриархе, Тарасии. Иконоборцы, под влиянием которых пребывал молодой сын императрицы, постарались с помощью его гвардейцев сорвать первое же заседание, науськав на собравшихся иерархов толпу с кинжалами и кольями в руках. Хотя зачинщиков и исполнителей нападения вскоре удалось арестовать и выдворить из столицы, продолжили прерванный собор лишь в следующем году. И не в столице, а в Никее.

Но на ту пору Иоанна Готского, едва ли не главного вдохновителя собора, уже не было живых.

Многие подробности, касающиеся этих событий, Константин мог

знать и раньше. Но мог их услышать и теперь, в Никее. Даже самого краткого пребывания в маленьком уютно дремлющем городке было достаточно, чтобы осмотреть два здания, в которых происходили две великие встречи: императорский дворец на берегу озера, и скромный по размерам собор святой Софии на главной улице. Лежащая в котловине между пологими вифинскими холмами, Никея и встречает и провожает путника чешуйчатым блеском озёрной равнины. Мягкий воздушный ток расшевеливает бесконечные заросли камыша, открывая выцветшие под солнцем белёсые, исхоженные чайками плёсы. Будто в мерном шелесте пролистывается здесь книга, написанная ещё при событиях сотворения света.     

 

Школа

 

В житиях младшего и старшего братьев не упомянуто ни имя, ни местоположение  монастыря, в котором на ту пору подвизался Мефодий. А как бы хотелось знать и само название, и подлинное местоположение обители. Дело в том, что к середине девятого века по Рождеству Христову число иноческих сообществ на Малом Олимпе приближалось, ни много ни мало, к… целой сотне. Хотя такого рода округления теперь ни у кого не вызывают доверия, тщательные пересчёты и перепроверки, произведенные уже в недавнее время, всё равно дают цифры внушительные: от семидесяти до восьмидесяти монастырей.**

Возникновение первых монашеских общин у подножий и на склонах Вифинского  горного кряжа обычно относят к VI веку. Но тогда это были только единичные очаги иноческой  жизни. Небывалый прирост обителей пришёлся на конец VIII века; он продолжался и дальше – в первой половине  следующего столетия. Монахи Палестины, Сирии, даже Египта, страдая от натиска арабов, бежали на север и находили приют в буковых и еловых лесах, у можжевеловых полян вифинской Горы. Сюда же, прячась от преследований императоров-иконоборцев, устремлялись во множестве иноки из опорных областей империи, из того же Константинополя и его окрестностей.

Хотя на Горе монахов (Кешиш-даг  – по-турецки) никогда не учреждали общего управления, Малый Олимп не случайно, как и позднее Афон, приобрёл облик целого содружества монастырей. Тут уже была своя местная история, свои особо почитаемые старцы, подвижники, даже свои мученики за веру. Первым среди других называли отшельника Неофита, пострадавшего ещё при императоре Диоклетиане. Олимпийцы вписывали в поминальные книги, с благоговением произносили в келейных беседах имена скитника Платона Исповедника, Иоанникия Великого, игумена Никиты Исповедника. Из недавно прославленных отцов называли Феодора Студита, который несколько десятилетий назад тоже игуменствовал на Горе. А из ныне доживающих здесь свой отменно долгий век – игумена Евстратия. Он на одном только Олимпе подвизается уже семьдесят пять годов, а сколько всего старцу от роду, одному лишь Господу ведомо.

Константину на первых порах удивительно было слышать здесь, как часто его старший брат в свободное от храмовых служб время то с одним, то с другим трудником или послушником вдруг заговаривает по-славянски. Объяснилось всё просто: сюда, на Гору по своей воле и немалым числом стекались для разных работ по хозяйству потомки славян-переселенцев, тех самых, что, по договорённости с византийским правительством, из поколения в поколение справляли в малоазийских фемах пограничную службу. Трудников принимали на заготовку дров для трапезных и келий, на разбивку огородов и гряд, на кладку новых храмовых и жилых помещений, каменных оградок.

Этих-то людей из воинского сословия Мефодий быстро располагал к себе. Не только свободной и невысокомерной речью на их языке. Не только тем, что превосходно разбирался в обязанностях воина-граничара, а также в прошлом их семей и родов, знал, при каком из василевсов какой род попал сюда, перевезясь из Фракии или Македонии.

Главное же, он притягивал к себе для разговора по душам. И не один из них, понизив голос от волнения, уже просил у него креститься. Чтобы, крестившись, навсегда уже остаться в монастыре, потому что где же ещё на свете может быть человеку лучше. И бывал крещён, после того, как испытывался в разумении смысла «Символа веры» и самых важных, самых каждодневно необходимых христианину молитв. Поскольку же молитвы нужно было разуметь по-гречески, то Мефодий слово за словом объяснял их суть по-славянски, и эти объяснения сами непреложно и счастливо оказывались… молитвами. И кто бы его переубедил в том, что такие превращения, вызывающие тихий восторг его слушателей, в меньшей мере достойны быть молитвами, чем греческие! Нет же, по его раз от разу крепнущему убеждению, они становились молитвами, ничуть не менее угодными для всеслышащего и всеразумеющего Господа.

А разве не так? Ведь если произнёс ты про себя или вслух Δόξα Σοι, Κύριε, δόξα Σоι! и тут же произносишь Слава Ти, Господи, слава Ти!, то это уже две славы из единых уст, и вторая ничем не уступает в силе первой.

Вроде бы простенькое на вид открытие Мефодия, состоящее в том, что крестникам его равно пригодится знание молитв не только греческих, но и славянских, побуждало его духовных чад к новым и новым приобретениям. Они в своём постижении монастырской храмовой службы и келейного правила продвигались с завидной скоростью. То и дело досаждали наставнику, прося растолковать трудное место ещё одной молитвы, тропаря, псалма, чтобы и этой драгоценностью пополнить, с благословения аввы, свой пока маленький изустный славянский молитвослов.

В таком сладостном для них труде, похожем на благодатную игру, была особого свойства радость, та, что не убывает, а лишь прирастает и полнится. Не так ли и ангелы играючи исполняют принятые свыше поручения, и находят чудесную награду в созерцании прибывающего множества усвоенных заданий..

А в том, что его крестники то и дело досаждали Мефодию, обременяя своими просьбами, сам он, как они убеждались, не усматривал никакого для себя ущерба. Напротив, только возрастала в нём ответная радость при виде пчелиной стремительности, с которой они порывались к нему за нужными смыслами. «Толцыте, и отверзется вам, ищите, и обрящете», – мог он теперь говорить им по-славянски словами Христа.

Вот с такими богатствами и застал Константин старшего брата по прибытии на Гору. И можно ли было Мефодию сомневаться в том, что младший сразу и безоговорочно примет его радость как собственную, а его новых друзей как своих?

Первые христиане, первые монахи из славян… О таком им и прежде приходилось изредка слышать. Но эти, с которыми теперь Философу тоже предстояло жить бок о бок? В том, как они намеревались ступить на иноческий путь, ему различалось что-то совсем неожиданное, дерзновенное. Им мало уразуметь и усвоить греческую церковную службу. Им одновременно хочется присвоить её и своему языку. Они порываются молиться ещё и родными для них словами.

Но в таком их рвении, вполне естественном, потому что воистину «Всякое дыхание да хвалит Господа», – нет ли, однако, и ребяческой самонадеянности?  Да, не так уж трудно запомнить наизусть несколько греческих молитв и затем, по подсказкам брата Мефодия, вслед за «Κύρίε ελεισον!» произносить «Господи, помилуй!». Или даже «Отче наш» кое-как выговаривать, равняясь на «Πάτερ ίμων». Но память не беспредельна, и удастся ли подлинное научение, если эти новички, лепечущие свои первые молитвы, не знают даже греческих букв? А ведь за алфавитом – за ним простирается превысокая гора боговедения, и как на неё карабкаться, почти не зная греческого языка, не догадываясь о его внутреннем грамматическом строе?

Правда, и они с братом Мефодием, выходцы солунские, не решатся о себе сказать, что достаточно знают славянскую речь, хоть и слышали её и ради игры привыкали к её смыслам с самого детства? Где там! Только кое-что на слух усвоили, на память надеясь и наитие. Когда на солунском рынке раздавался говор македонских славян, то щекотал им, детям, уши, забавлял и поощрял к подражанию целый ворох звуков, каких не знает греческий алфавит, каких не умеют отчётливо выговорить гортань, язык и губы даже сведущего в науках ромея. Ну, попробуй правильно произнести вслед за мальчишкой-славянином хотя бы слово «жук»! И ему смешно, и тебе самому, потому что у тебя получается какой-то «зук» или «сук». Или постарайся чисто выговорить «бревно». Опять окружающие заулыбаются или захихикают, услышав, что у тебя выходит неловкое «первно» или «превно». И всего-то, казалось бы, нужна малость – быстро разомкнуть губы и чуть посильней напрячь гортань, но никак вместо «п» не выговаривается «б». Не даются тебе ни их «ч», ни «ц», ни «ш», ни «щ»… Особенно же это «щ» сопротивляется, для которого нужно чуть не до ушей расщеливать губы и одновременно зубы сжимать и кончик языка приподымать чуть вверх.

Вот как искусно различил Создатель народы, чтобы не перепутались друг с другом! Не только цветом кожи или разрезом глаз, не только языками различил, но и умением произносить звуки, которые не даются соседям. У славян и согласных звуков в речи больше, чем у греков, и гласных. Есть ведь у них такие смягчённые «а», «у» и «э», будто по два звука склеены в каждом, но произносится он как один.

Мефодиевы крестники между тем порывались не только греческие молитвы и песнопения на слух осилить, но и греческий алфавит выучить, письмом и чтением греческим овладеть. Мало того, нетерпение толкало их и самые первые свои славянские молитвы записывать с помощью греческих же букв. С благоговением и робостью приносили они ему эти начаточки, выведенные старательной рукой то на клочке козьей кожи, то на дощечке, натёртой воском…
Продолжение в следующем сообщении
Страниц: [1] 2 3 ... 218
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!