С Праздником Вознесения Господня!

<< < (9/9)

Дмитрий Н:

А теперь мы должны восходить к Нему…

Священник Василий Куценко

    



Взросление учеников

Праздник Вознесения Господня всегда празднуется на сороковой день после праздника Пасхи. Почему? Ответ на этот вопрос можно прочитать в Новом Завете, в книге Деяний апостолов (учеников Господа Иисуса Христа), где сказано, что Иисус Христос после воскресения из мертвых в течение сорока дней являлся ученикам и говорил им о Царстве Божием (см. Деян. 1, 3). А после этого Он собрал учеников и дал им повеление: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым <…>, вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1, 4-5, 8-9).

Вознесение Христа стало символом «взросления» первой христианской общины – ближайших учеников Христа. Господь научил их всему, теперь же они сами должны были нести свет христианской проповеди о Царстве Божием в мир. Теперь апостолы не только ученики, но и учителя. Все это относится к современным христианам. Продолжая оставаться учениками Христа, слыша Его слово через Евангелие, через богослужение, приобщаясь Господу в Таинстве Причащения Его Тела и Крови, мы должны делиться нашей верой и радостью с другими.

В отрывке из книги Деяний есть очень важное и интересное слово – «свидетель». Мы призваны быть свидетелями славы Христа, такими же, какими были Его ученики-апостолы. Но если апостолы были очевидцами всех этих событий, и их проповедь – проповедь из первых уст, то как же мы может следовать им? Мы не просто можем, но и должны. Иначе христианская проповедь должна была бы прекратиться со смертью двенадцати апостолов. Но этого не произошло. Ведь Господь говорит ученикам о том, что их проповедь будет совершаться силою Духа Святого. То есть Сам Бог будет направлять человека. Поэтому один и тот же Дух Святой действовал и через апостола Петра – ближайшего ученика и, можно сказать, лидера всех остальных апостолов, и через апостола Павла, который не был последователем Христа при Его земной жизни, но потрудился в деле проповеди даже больше других. Тот же Дух Божий действует и в нас, давая нам силы быть свидетелями Иисуса Христа. Ведь проповедь – это не только слова, это все доброе, совершенное во имя Бога: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

День славы Христа

Но все равно может показаться, что Вознесение – грустный праздник. Если до этого дня в храмах можно было каждый день услышать радостные пасхальные песнопения – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то теперь нам придется ждать целый год, до следующей Пасхи. Но наша радость не должна уменьшаться. Да и само Священное Писание и церковные песнопения говорят о том, что Вознесение стало для учеников Христа (а значит, должно стать и для всех нас) – днем радости. Например, мы читаем в Евангелии от Луки, что Иисус вывел учеников из Иерусалима к Вифании, а затем: подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53). Или в одном из главных песнопений праздника – тропаре – мы услышим: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира» (в русском переводе: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира»).

Вознесение Спасителя – это явление Его божественной славы. Спаситель пребывал с Богом Отцом, как Сын Божий, теперь Он пребывает с Отцом и как Сын Человеческий. Очень точно эту мысль выразил апостол Павел: Сын Божий будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). Сын Божий – будучи равным Отцу, уничижает Самого Себя, отказывается от Своей славы, становится человеком – самым обычным человеком, принимает страдания и смерть в бесславии. Но Бог за это прославляет Его, даруя высшую славу, которой никто и никогда не может достигнуть. Вот этой славе Учителя и радуются ученики. Поэтому они не скорбят, что Христа больше нет с ними. Да, Его нет физически среди нас, но Он всегда пребывает в Церкви – среди верующих. Эту радость, испытанную учениками в день Вознесения Христова, должны сохранять и мы. Ведь этой славой Господь желает с нами поделиться.

Путь на небо

Великий христианский святой, подвижник и писатель – преподобный Максим Исповедник сказал, что Христос уже сошел к нам, теперь мы должны восходить к Нему. Праздник Вознесения Господня напоминает всем нам об открытой дороге на небеса. Небо всегда было символом божественного величия и славы. Христос соединил небо и землю, земное и небесное, снова открыв нам путь к Богу. Нам нужно только подняться по духовным ступеням лестницы, которой является Сам Господь Иисус Христос.

Есть одно не совсем правильное понимание христианства как некоей древней традиции. Христианство живет не прошлым, оно всегда устремлено вперед. Когда отца Александра Меня спросили, что для него значит христианство? Он ответил: «Я воспринимаю христианство не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее». Точнее просто не скажешь. Христианство – это не прошлое, это настоящее и будущее. Потому что Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8 ).А мы все - как апостолы, которые стояли и смотрели вверх, на возносящегося Христа, пока облако не покрыло Его. Но апостолы не остались там стоять с поднятыми вверх головами. Мы уже знаем, что они с радостью возвратились в Иерусалим, а после дня Пятидесятницы, когда им дарована была благодать Духа Святого – вышли на проповедь. Христианство – это побуждение к действию. Живя здесь и сейчас, мы устремлены в будущее.

Но вот еще очень важный и яркий момент христианской веры. Мы ожидаем наступления Царства Божия, когда все зло исчезнет из мира и творение обновится. Но это будущее Царство, по слову Христа, наступает в сердце каждого уверовавшего – здесь и сейчас. Царствие Божие внутрь вас есть, - говорит Христос (Лк. 17, 21). Во время литургии – главного церковного богослужения – священник произносит слова молитвы, где говорится, что Бог не оставил нас, пока не исполнил всего – «на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее». Будущее Царство, но данное уже здесь, в эту самую минуту. И путь в это Царство – царство небесной славы – открывается не где-то, а в человеческом сердце.

Возносясь на небо, Христос зовет нас за Собой. Но не через какое-то время, а прямо сейчас. Он говорит нам: стань выше всего, что отдаляет тебя от любви Божией, преодолей грех внутри себя, победи свои недостатки, умножь дарования, яви любовь и милосердие. Ведь в этом и состоит Царство Божие. Ведь оно держится не на силе оружия или материальном благосостоянии. Нет. Это Царство Христа, отдавшего Свою жизнь для спасения человека.

Наши грехи вознесли Христа на крест, но Бог вознес Христа на вершины Своей славы. И Господь желает, чтобы и мы разделили эту славу с Ним. Поэтому праздник Вознесения Господня становится напоминанием о нашем личном вознесении – вхождении в Царство Божие. Мы прославляем вознесшегося Христа, надеясь увидеть Его славу уже здесь – в наших собственных душах и сердцах.


http://www.pravoslavie.ru/103802.html

Дмитрий Н:

«Я с вами»

Священник Димитрий Выдумкин




Событие Вознесения Господня описывает подробно только евангелист Лука. Апостолы Матфей и Иоанн Богослов не упоминают о нем вовсе, а Марк описывает его в шести словах. Лука рассказывает подробно, ибо лишь ему рассудилось «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать твердое основание того учения, в котором был наставлен» его ученик – достопочтенный Феофил. Причем его рассказ о Вознесении Господа мы находим не только в конце его Евангелия, но и в начале книги Деяний святых апостолов, чем, бесспорно, подчеркивается неразрывная связь проповеди Христа с дальнейшими апостольскими трудами Его учеников. Семя Евангельской Истины, просеянное в пласт новозаветной истории, проклевывается молодым ростком истории новозаветной Церкви.

В евангельском повествовании о Вознесении мы читаем о том, как ученики, поклонившись возносившемуся Христу, «возвратились в Иерусалим с великою радостью». Чему они радуются? Их радость может показаться странной. Их покидал Учитель, всего месяц как Воскресший и воскресивший их надежды на то, что «в сие время Он восстановит царство Израилю». Лишь чуть больше месяца назад они перестали прятаться по домам «страха ради иудейского». Христос воскрес, и их постоянное общение с воскресшим Учителем внушало им смелость и уверенность в безопасности быть рядом с Ним. Вдохновенные беседы Христа о Царстве Божием – о том, что они не способны были вместить раньше, – не допускали задумываться над тем, что будет дальше, когда Учитель уйдет. А знали ли они вообще, что Он уйдет? Несомненно, знали. Здесь и укрывается ответ на вопрос, почему они радовались при Его Вознесении. Апостол Лука не случайно совместил рассказ о Христовом Вознесении с прощальной беседой Христа с апостолами, когда Он «отверз им ум к уразумению Писаний». Вместе с рассказами о том, что раньше было для них невместимо, Господь подготовил их и к Своему уходу, повторив: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16: 7). Обетованием Святого Духа Господь творит ученикам радость, вместо скорби вдыхает в них радость от грядущей разлуки. Да и разлуки-то по сути нет, ибо «Я с вами во все дни до скончания века». Об этом читаем у Матфея, умолчавшего о Вознесении.

А мог ли Христос вообще не уходить? Не уходить, а привлечь, используя все возможности Своего воскресшего тела, в Свои «сети» огромный «улов» и пройти победоносно вместе с апостолами по всему миру? Наверное, мог. Но это был бы уже возврат к искушениям в пустыне и попытка христианизировать мир «хлебом и зрелищами», попытка насадить Царство Небесное на земле. От всего этого Богочеловек отказался еще во время Своей земной многоскорбной жизни, ибо «Царство Мое не от мира сего». Да и не место Воскресшему, Бессмертному и Неизменяемому среди тления и смерти.

    Кто есть Христос – Авторитет или Истина?

Господь Свой уход связал с необходимостью прихода Утешителя, Духа Истины. Почему Дух Истины не мог прийти в телесном и видимом присутствии Христа? На этот счет есть интересная мысль у одного из наших славянофилов. Рассуждая о Вознесении Христовом, он задается вопросом: кто есть Христос – Авторитет или Истина? Истина, как и Сам Он сказал. Но пока Он находился с учениками, то был для них Авторитетом. Не потому, что Христос так хотел, а просто в силу общей, присущей всякому человеку немощи таким ореолом «обрастает» Человек, Воскрешающий мертвецов и несколькими хлебами Насыщающий тысячи. Этот авторитет Христа в глазах учеников еще вырос после Христова Воскресения. Это создавало опасность, что и они, и будущие ученики последуют за Христом не потому, что примут сердцами истину учения Христова, а потому, что так делает и учит Авторитет – Христос. Поэтому для принятия Истины – Святого Духа – Христу необходимо скрыть Свое присутствие, изменить образ Своего единения с учениками. И отныне со Христом соединяет Святой Дух, Дух Истины, посланный Им же от Отца.

Святые отцы Церкви, рассуждая о Вознесении Господнем, видят и в этом событии заботу Промысла Божия о человечестве. Святитель Димитрий Ростовский приводит яркую иллюстрацию того, каким образом отдаление Господа приближает к нам Его помощь. «Как какой-либо царь, собрав множество воинов своих на рать и желая видеть все полки свои, восходит на высокое место, на гору или какое-либо здание, чтобы с высоты всё увидеть и устроить, так и Господь наш, Царь царей, собирает воинствующую на земле Церковь, в которой сколько чинов, столько и полков, и вознесся в горние небеса, чтобы с высоты видеть подвиги каждого. Хорошо подвизающимся Он сплетает венцы, изнемогающим простирает руку Своей помощи, падающих поднимает и соделывает их более сильными для борьбы с супостатом, а гонящим нас творит препятствия. Подвизается, например, в страдальческом подвиге святый первомученик Стефан, побиваемый камнями иудеями, а Господь наш с высоты славы Своей, отверзши небо, смотрит на него, так что страдалец взывает: “Вижду небеса отверста, Иисуса стояща одесную силы”»[1].

    Возносится Господь на небо, чтобы открыть и обустроить путь туда всякому христианину

Возносится Господь на небо, чтобы открыть и обустроить путь туда всякому христианину, ибо «до Вознесения Господня на небо никто из людей не имел пути к небу: “Никтоже взыде на небо, – говорит апостол, – токмо сшедый с небесе”, “Сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес” (Ин. 3: 13; Еф. 4: 10). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков; им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники; им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым; для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им»[2].

Возносится Господь и для того, чтобы, как Сам Он сказал, приготовить место истинному христианину, дабы вечно жил и соцарствовал со Христом. «“В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14: 2–3). Добра и полна радости сия причина. Господь вознесся от нас на небо, чтобы каждому приготовить на небесах место: людям, любящим Бога, место между серафимами; богомудрым – между херувимами; богоносным – меж богоносными престолами; добрым господам – среди господствий; храбрым воинам, подвизающимся за отечество, – между силами; разным властям – между властями; всяким начальникам, управляющим своею областью по-Божески, – им место среди начал; тем, которые друзей и нищих утешают и помогают им в бедствиях и напастях, – им место среди архангелов; наконец, живущим во плоти на земле по-ангельски – место на небесах вместе с ангелами»[3].

«Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32): Господь возносится, но продолжает совершать дело насаждения Своей Церкви на земле. Он посылает апостолов во вселенную, всюду сопутствуя и содействуя им, ибо помимо еврейского рода есть у Него и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Ему привести (см.: Ин. 10: 16).

Наконец возносится Господь от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцем. «Вот что говорит Богослов: “Аще кто согрешит, ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о гресех наших” (1 Ин. 2: 1–2). Апостол же Павел говорит в послании к Евреям: “Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас” (Евр. 9: 24), а в послании к Римлянам так: “Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас” (Рим. 8: 34)»[4].

    В самых глубинах тайны Святой Троицы – человек. Человек Иисус Христос. Человеческая природа покоится в недрах Господних

Основание для получения этих даров – то участие человеческой природы в жизни Божественной, которого удостоила ее Премудрость Божия. Бог в Лице Богочеловека соединился с человечеством и вознес его одесную Бога Отца, так что теперь мы с ужасом и удивлением, по словам святителя Иоанна Златоуста, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы – человек. Человек Иисус Христос. Человеческая природа, носителями которой имеет счастье быть каждый из нас, покоится в недрах Господних. «Так возлюбил Бог мир».

«Когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 10–11). Вознесение Господне не обозначает завершения земной истории Богочеловека. Вестники Божественной Истины возвещают о конце земной истории, вместе с которым наступит и конец вынужденной разлуки Учителя с учениками, Отца с детьми. Обетование быть с поколениями учеников во все дни до скончания века утверждает уверенность непрестанного невидимого соприсутствия Христа на период разлуки. Но всякой разлуке наступит конец. Христос непременно вернется к Своим ученикам, подарив им новые сердца и тела и преобразив весь мир. И Царствию Его уже не будет конца. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).


[1] Димитрий Ростовский, святитель. Поучение на Вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.


http://www.pravoslavie.ru/put/79425.htm

Дмитрий Н:

«Что вы стоите и смотрите на небо?»




«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4, 8 ).


Вознесение Господне прежде всего возвещает об отшествии Христа. Оно открывает Его отсутствие. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9).
 
Ученики, которые не всегда хорошо понимали Своего Господа, даже после Воскресения («Не в сие ли время Ты устрояешь Царство?») стоят, опустив руки, и смотрят на небо. Им невыносима разлука с Человеком, Который сейчас торжественно уходит от них. «Не прикасайся ко Мне!» — сказал по Воскресении Своем Христос Марии Магдалине. Ученикам надо лишиться этого присутствия Христова, чтобы узнать другое Его присутствие, которое будет дано всему миру, во всей Его силе и безграничной благодатной полноте. Но для этого необходима Пятидесятница.
 
Они стоят и ждут. Ждут чего? Вне сомнения, исполнения обетования Отца Небесного. Но они еще не знают по-настоящему, что это значит. Вне сомнения, они ждут возвращения Христа на землю со славою. А пока время как бы остановилось. Им ничего не остается, как только ждать. Один Господь может все изменить, Он один может установить Царство. Разве не такое же впечатление производит порой духовная жизнь многих верующих? Они стоят и ждут. Разумеется, с молитвой и церковными песнопениями. Но время как бы остановилось, все сосредоточено на грядущем Дне Господнем, на конце времен. Их взоры обращены «к небу». Но пока не облекутся они «силою свыше», все, что совершил Христос ради них на земле, будет как бы отнято от них. И молитва их — самое драгоценное делание христианина — еще не все. Не потому, что время еще не пришло, а потому, что они почти сознательно закрывают глаза на страдания людей, на то, что происходит в мире. В то время как созерцание неба, устремленность ко Второму Пришествию Господа во славе могут и должны более всего вдохновлять на Христов труд на земле. И Христос призывает Своих быть «в мире, но не от мира» (Ин. 17, 14—18).
 
И мы слышим ангелов, которые хотят возвратить нас на землю: «Мужи и братия, что вы стоите и смотрите на небо?» Здесь и сейчас это происходит. Здесь Господь встречается с вами, не там. Здесь вы должны свидетельствовать о Нем, здесь и до пределов земли, чтобы уготовить Ему встречу, чтобы Он был познан всеми и узнан. Здесь — значит в ваших домах, в ваших городах, в вашей стране, в вашей скорби и радости. Не существует «другого мира», не существует такого неба, где Христос находился бы в священном убежище, скрываясь от нас. Дело Божие, слава Божия — здесь, в этом мире, который — Его творение и который должен стать «другим», то есть соответствующим любви, предлагаемой Богом. Будем внимательными к тому, что Церковь говорит о небе и земле, об этом мире и том мире, о времени и вечности. Потому что Господь Вознесением Своим зовет нас к непрестанным усилиям в духовном восхождении, к нашему участию на земле в служении Царству Божию.
 
Вознесение Господне — это начало времени Церкви, призванной являть Христово присутствие, реальность и конкретность Его спасительного действия во всех местах и во все времена до скончания века. В Своей Первосвященнической молитве Христос открывает нам тайну этого единения Его Церкви с Ним и с Отцом Небесным. Единого служения — Его и Церкви. «Я уже не в мире, но они в мире... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 11; 20—21).
 
Таинство Евхаристии, которое совершается в Церкви каждый день, — разве не достаточное свидетельство этого постоянного присутствия Христа Спасителя с нами? Но для того приобщаемся мы Христу, как говорит святой Иоанн Златоуст, чтобы обрести способность видеть в каждом человеке «другого Христа». Как это откроется при Втором Пришествии Господа, о котором возвещает нам праздник Вознесения. Да будет дано нам узнать, что мы принадлежим Церкви Его, что «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 5). И Вознесения.
 
Но все совершается Господом по порядку. Вначале — «подобием смерти Его» и только потом — «подобием воскресения». И Вознесения. Суть нашей веры заключается в том, чтобы мы даром Пятидесятницы достигали «возраста Христова» и становились учениками, способными понести без всякой самонадеянности, но и без страха, страшное служение Самого Христа в этом мире.

 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/24/chto_vy_stoite_i_smotrite_na_nebo/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница