Русская беседа
 
02 Мая 2024, 05:32:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Как у нас капитализм зарождался и рос  (Прочитано 2362 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 24 Января 2010, 19:53:10 »

Как у нас капитализм зарождался и рос
Из записок библиофила

Известно, что в XIX веке в России преобладало крестьянство. И было оно в положении весьма неприглядном – оттого бунтовало многократно, Вот и решил император Александр II принять Манифест. Готовился он в тайне – многие помещики и чиновники его боялись. Но вот 5 марта 1861 г. он был обнародован. Говорили, что кое-где сам император читал его перед народом, это и художник Лебедев изобразил. Почитаем и мы: «Божьей милостью мы, император и самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочее, и прочее, объявляем: ...Мы усмотрели, что государственное законодательство... не достигло равномерной деятельности к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно закреплены под властию помещиков... Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностью законом, место которого заступали предание, обычай, добрая воля помещика... и добродушного повиновения крестьяне»...

Так что же он призывал крестьян к неповиновению помещикам? Может быть, не зря перед оглашением анифеста некоторые чиновники боялись «революции». Как и отец Александра II.

Но следующие строки Манифеста никак не забывали интерес помещиков – был он составлен по принципу «овцы целы и волки сыты». «Великую реформу» поддержала немалая часть общества, хотя не очень-то понимали и одобряли её сами крестьяне – об этом свидетельствовало оппозиционное движение, начавшееся в селе Бездна и охватившее несколько уездов Казанской губернии, Было оно мирное, но подавлялось властями и полицией.

А вот как среагировал на Реформу поэт и гражданин Н.Некрасов: «одним концом по барину, другим по мужику».

И ещё: «Вместо цепей крепостных, люди придумали много других».

Вряд ли упрекнешь Некрасова, его соратников и демократически настроенную часть русского общества в равнодушии к судьбе России. Вот несколько образцов некрасовской сатиры «Современники», написанной в 1875-76 гг. и весьма похожей на действительность тех и наших лет.

Лакей принес пучок газет.

Я жадно их раскрыл,

Минуя кражу и пожар

и ряд самоубийств,

Встречаю слово «юбиляр»,

Читаю список лиц,

Стяжавших лавры.

Счета нет

 

Вторая часть поэмы называется «Герои нашего времени»:

«Зацепа – красивый старик белокурый...

Был сборища главным вождем,

Профессор, юрист, адвокат знаменитый

И два инженера – с ученым значком

Его окружали почетною свитой —

Григорий Аркадьич Зацепин   стяжал

в коммерческом мире великую славу

  и львиную долю себе выделял...

Придёт вам охота в аферы пуститься

Старайтесь его к предприятью привлечь».

 

Богатство, вроде бы само шло в их руки – и они ничуть не стесняясь швыряли деньги в свое удовольствие: «Какие, братец у меня рысаки! Каких двух француженок содержу – пальцы оближешь! Кутим напропалую! Об обстановке и говорить нечего: отделка одного кабинета стоит 26 тысяч. Свой зимний сад завел!» (в «Отечественных записках» 1875 г.)

В «Современниках» появляется еще оратор:

«Писклива речь его была:

«Времена наступают тревожные,

Кризис близится: мало дают

Предприятья железнодорожные,

Банки тоже не бойко идут;

Половину закрыть не мешало бы!

 

На проект отвечала толпа

Нерешительным, сдержанным гулом.

Ждали мненья Зацепы-столпа.

Да, – сказал он, – доходное дело,

  Но советую вам подождать…

Двинув раньше вперед спекуляций,

Чем прогресс узаконит ее,

Потеряете вы репутацию

И погубите дело своё.

Подождите! Прогресс подвигается,

И движенью не видно конца:

Что сегодня постыдным считается,

Удостоится завтра венца».

 

Такое произошло и в наши 90-е годы, осуждаемая в обществе и уголовным кодексом СПЕКУЛЯЦИЯ стала законным БИЗНЕСОМ. Его суть: «В нашем банке заседают пять ростовщиков, меж собой распределяют весь наличный капитал»

Его идеалогия:

«Грош у новейших господ

Выше стыда и закона;

Нынче тоскует лишь тот,

Кто не украл миллиона.

Бредит Америкой Русь,

К ней тяготеет сердечно.

Шуйско-ивановский гусь

Американец? Конечно!

Что ни попало – тащат.

«Наш идеал» – говорят –

Заатлантический брат:

Бог его – тоже, ведь, Доллар!»

 

Оставался ли «доллар» нашим идеалом в конце XIX века? Отнюдь. При бурном тогда развитии промышленности в России встали иные проблемы, о них в 10 номере «Истории России в XIX веке», изданном в 1912 г. Немало написано. Стремительно развивался капитализм, но и то заводчикам и фабрикантам стало понятно, что тут без рабочих не обойтись. А они от непосильного и плохо оплачиваемого   труда стали бунтовать стихийно, неорганизованно. В большой статье Л. Мартова подробно, со статистическими выкладками, об этом написано. Стачечное движение распространилось почти по всем губерниям: от 31195 стачечников в 1895 г. до 97 498 в 1899-м г.

Главным требованием повсеместно было снижение рабочего дня с 14-15 часов до 11-ти, без снижения заработной платы и штрафов на «непослушных». Понятно, что заводчикам и фабрикантам это не нравилось – им же было важнее наращивать свой капитал, без дополнительных затрат на обновление техники и без сокращения рабочего дня. Где-то побеждали стачечники, где-то хозяева. Иногда шли на взаимные договоренности. Часто с помощью тех же штрафов, а то и казаков и солдат, далеко не милосердно разгонявших стачечников. Стал известен случай, описанный в той же статье: событие в Шуйском уезде – на фабрике Каретниковых, там управляющий англичанин Крош выстрелил в толпу обступивших его рабочих и убил одного из них. За что был «растерзан в клочья».

Интеллигенция, занимавшаяся в рабочих кружках просветительством, стала переходить к агитации за объединение разрозненных групп и призывов отстаивать свои права.

Немалое беспокойство фабрикантов и властей вызвала забастовка на петербургской Новой бумагопрядильне, приуроченная к 1 маю. Власти пошли на крайние меры: рабочих нагайками и прикладами заставили вернуться на фабрику.

На металлургических заводах появились и такие владельцы, которые поняли, что конфликты с рабочими им невыгодны: при 14-ти и даже 12-тичасовых и ночных сменах заметно падала производительность труда. Дошло это до Правительства – 2-го июня 1897 года был принят Закон, устанавливающий рабочий день для всех заводов и фабрик – 11 с половиной часов в сутки. Что ничуть не мешало наживаться капиталистам.

Через сто с лишним лет наш Президент (Б.Н.Ельцин) призвал всех обогащаться. Любым путем. Не желая понять, что обогащение одних ведёт к обнищанию других. Мы это на себе испытали.

Дорогие читатели! Вы резонно заметили изъяны капитализма: его непорядочность, а порой и подлость. Наивно рассуждать и мечтать о каком-то честном капитализме. Нечестность лежит в его сути. Об этом еще Томас Моор писал на примере действий плутократов. Я признаю частную собственность. У меня, например, собрана очень неплохая библиотека. У других автомобили. Но вот как толкует Словарь, изданный т-вом истинного демократа И.Сытина, слово «Приватный»: «Приватный – частный в отличие от государственного или общественного». Из этого следовало: создавай своим трудом частные (и акционерные) предприятия, а государственного не трожь. Так было и до 1917 года, и потом до 90-х. Тогда в стремлении создать капиталистов, «демократическая» власть стала призывать приватизировать, точнее, «прихватизировать» государственное и общественное, т.е. народное. Фабрики, заводы, недра приватизировали люди их не создававшие. Недавно это называлось хищением государственного имущества и наказывалось строго. Теперь больше внимания обращают на кражи частного, даже и не значительные. Зато стала ненаказуемой скупка краденого – в частных магазинах, приемных пунктах металлических изделий.

Дошло до того, что деньги стали товаром, такое нашим предкам и не снилось. В Словаре В.Даля: «товар»; имение, имущество, пожитки, военный обоз… Примеры: «товаром лавка красится. По товару цена. Ваши деньги, наш товар», «торговать – покупая товар или получая его по доверию продавать», «Торговать – не воровать», «он ветром торгует» и т.п. И ни слова о купле-продаже денег. Это недавнее изобретение – вершина капитализма: ничего не производя, можно наживаться. Создаются биржевые университеты, обучающие этому.

Такое прежде называлось абсурдом (в переводе с латыни: глупость, нелепость). По опыту прошлого он отнюдь не безобиден, особенно если абсурдом заражены власть имущие.

Одна из статей в десятом номере «Истории России в XIX веке» посвящена Финансам. Начинается просто «Финансы – не арифметика, финансы – политика». Видать, одна из сторон политики у нас направлена не на производство товаров потребления и продовольствия, необходимых народу, а на их куплю-продажу. Продаем, в основном, нефть, газ, древесину – благо их производить не надо – матушка Природа нам их подарила.

Наверное, оттого сократилось число рабочих. А может быть и потому, что они опасны капиталистам, хотя они и без рабочих жить не смогут. Всё это наглядно показали события в России начала XX века: неуважительное – мягко говоря – отношение предпринимателя к рабочим и крестьянам привело к забастовкам и стачкам, а они к революциям и к краху капитализма.

Юрий Закревский, кинорежиссер

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"
http://voskres.ru/articles/zakrevskij.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!