Русская беседа
 
17 Мая 2024, 22:53:32  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Парадигма русского театра  (Прочитано 3365 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 28 Января 2010, 19:11:14 »

Парадигма русского театра
Идейно-эстетические основы национальной сцены

Русский национальный профессиональный драматический театр с момента своего возникновения в середине ХУШ в. был плотью от плоти многовеко­вой, прочно сложившейся отечественной культуры. Русская сцена возникла и развивалась на основе православного мироотношения и высоких идеалов национальной цивилизации. Реализм, идейность, народность – коренные особенности нашего театра, стремившегося отражать жизнь в ее главных проявлениях, верного канонам правдоискательства и добротолюбия, нрав­ственной взыскательности и веры в Богоустановленное назначение чело­века. В лучших своих произведениях, в искусстве своих корифеев театр стремился идти от жизни, а не от сцены. Как и русская литература, театр был сосредоточен на поисках человеком смысла своего бытия, защищал идеалы человечности, одухотворенной любви и братского единства людей". Родина и народ, мир и человек, их духовный свет и нравственный идеал – вот вызревшая в недрах народного сознания мера оценки уровня отечест­венной литературы и театра.

О назначении искусства напряженно размышляли наши классики, "искусст­во есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расст­ройства", – писал Н.В.Гоголь. Л.Н.Толстой в статье "Что такое искусство» утверждал, что искусство не игра и не развлечение, "не есть наслажде­ние, а есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах... Искусство должно сделать то, чтобы чувства брат­ства и любви к ближним, доступные теперь только лучшим людям общества, стали привычными чувствами, инстинктом всех людей... Назначение искусства в наше время – в том, чтобы... установить на место царствующего теперь насилия то царство Божие, то есть любви, которое представляется всем нам высшей целью человечества... Задача христианского искусства – осу­ществление братского единения людей".

Изначально сильны были в нашем театре мотивы, типичные для русского сознания – темы совести, справедливости и милосердия, терпения и надежды. В этом смысле красноречиво содержание одного из первых спектаклей основателя русского театра Ф.Г.Волкова, точно выраженное в его загла­вии – «О покаянии грешного человека".

Изначально в традиции русского национального театра укоренился па­фос патриотизма, любви к Отчизне-матери. "Любовь к Отечеству есть перьва добродетель", – провозглашал драматург А.П.Сумароков, вместе с Ф.Г.Вол­ковым закладывавший фундамент нашей сцены.

Историческая реальность опровергает распространяемое антирусскими театроведами /но никак научно не доказанное/ мнение, будто наш театр произошел от скоморошьих игрищ, праздничных увеселений и потешных обря­дов языческого толка. Исстари скоморошьи игрища воспринимались на Руси настороженно, а то и враждебно. Не без основания считалось, что подоб­ные игрища и "глумления" – "вредят душе". По той причине – сошлемся на средневекового автора – что "там слова постыдные и дела постыднейшие, и таковые же прически, и таковые же походки, и одежды, и возгласы, и виляние членов, и очей развращение, и свирели, и сопели, и деяния, и поступки, и попросту все исполненное конечного стыда". Такого рода представления именовались в старину "позорищами".

Характерны и летописные указания на "латинский" костюм скоморохов и другие их признаки, чуждые русской почве. По компетентному мнению известного историка А.И.Веселовского, "на Руси скоморохи «захожие люди". И отвергали их не только церковь и правительство, но и общественность. Тот же Веселовский писал: "Светские люди в сущности сходились с церковной оценкой скоморохов, не доходя лишь до крайностей ее практических выводов".

Взращенная православием природно-национальная русская культура ут­верждала представления об абсолютной ценности человеческой личности и общий для всех нравственный кодекс, основанный на чувстве вины и голо­се совести. Нашу культуру нередко называют культурой совести.

В русском театре, как и в культуре в целом были укоренены каноны целомудрия и чистоты. Он, конечно, произошел не от потех, исполненных "конечного стыда", а от театра "школьного", возникшего и развившегося в России при духовных учебных заведениях в первой половине XVIII в. И эстетика русской сцены тесно связана с его нравственными, духовным основа­ми.

Естественность, органическую простоту русская театральная традиция всегда ценила и в эстетической новизне, в любых исканиях и эксперимен­тах художника. При этом вопрос об отношениях искусства и действитель­ности виделся в такой их взаимосвязи, когда почти не улавливаются раз­личия, граница между ними. К примеру, зритель начала XX в., посещая новаторские по тому времени чеховские спектакли московского Художест­венного театра, ощущал себя не в театре, а "в гостях у сестер Прозоро­вых" («Три сестры»).

Русский театр в лучших своих образцах представал "растеатраленным", игровое начало как бы гасилось в нем, отступало на второй план. Влияла присущая народной культуре неприязнь к подражательству, обезьян­ству, лицедейству, к проявлениям неискренности /лицемерию/ в любой форме. "Ряжение" вызывало недоверие. Один из исследователей русского фольклора замечал: "Переряживание /отнюдь не перевоплощение как таковое, то есть не любого типа перевоплощение/ осознавалось в народе как акт нечистый, греховный. Предположительно такая его оценка коренится в "перекличках" ряжения с оборотничеством персонажей народной демоноло­гии". И "маска" отчасти понималась как опасный объект.

Уважалась подлинность, ибо имелась органическая убежденность в том, что явления человеческого духа – не игра. Такую сценическую эстетику еще в XVIII в. формировали А.П.Сумароков и Ф.Г.Волков. "Старайся... чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить, что будто не игра то действие твое, но самое тогда случившись бытие", – требовал от актеров Сумароков. Выдающийся театральный деятель следующего поколения П.А.Плавильщиков настаивал на том, что "отечественность в театральном сочинении... должна быть первым предметом", он видел в "зрелище" нравоучительное "подобие истинных происшествий". И великий артист XIX в. М.С.Щепкин не случайно призывал "всегда иметь в виду натуру". Разницу между механически передающим, передразнивающим чувства исполнителем и "сочувст­вующим артистом", он видел в том, что "там надо подделаться, здесь надо сделаться".

Философской основой русского театрального реализма становились прин­ципы, формировавшиеся в недрах классической культуры. По слову А. С.Пуш­кина, "выдумать форму нельзя, ее надо взять из того, что существует". В отличие от европейской сценической традиции в русском театральном каноне изображение жизни предполагало соответствие не только ее сути, но и сообразность /что не исключает приемов гиперболизации, фантазии/ ее естественному лику, ее чувственным формам, соприродным органическо­му бытию /и быту!/ человека. Не забывали, что в центре спектакля – реальная живая личность: актер. Православное сознание русских художни­ков создавало эстетику на основе доверия тому, что создано Богом – миру и человеку.

Эту коренную особенность нашего театра отстаивали и развивали лучшие его представители на протяжении столетий. Великий режиссер ХХ в. Вл.И. Немирович-Данченко настойчиво призывал: "Не надо забывать, что именно наше русское искусство обладает всеми качествами настоящего высокого и глубокого реализма – чертами, которые не могут охватить ни француз­ская декламационность, ни немецкая напыщенность, – это самая глубокая простота... Это, может быть, самая глубокая и основная черта русского – искусства... На этой простоте базируются самые лучшие наши актеры".

Поколения русских артистов передавали друг другу как самое дорогое достояние чувство правды, сосредоточенность на нравственной природе человека, на его психологии, естественность в выражении чувств. Заветы корифея московского Малого театра Щепкина были прямо восприняты Худо­жественным театром. "Не только дорогие воспоминания связывают нас с Малым театром, нас тесно сближают еще и общие основы нашего искусства, унаследованные от Щепкина и его великих союзников... Мы дух от духа и плоть от плоти Малого театра и гордимся этим", – писал величайший гений мировой театральной культуры К.С.Станиславский. Основатели "режиссерского театра" – МХАТа – не раз подтверждали, что первым лицом в спектакле является актер, то есть человек. И главное на сцене – "жизнь человеческого духа". В конце своей жизни Немирович-Данченко напомнит своим ученикам: "Весь театр существует для познания человеческого".

Так складывалась отечественная сценическая традиция: на подмостках русской сцены торжествовало искусство, которое пренебрегало фантасмаго­рией маскарадности, узорчатостью игры, звонами шутовских бубенцов, эстетскими пряностями и чарами отвлеченной театральности. Цель, смысл и поэзия творчества виделись в ином: не блеск внешних форм, не лице­действо, а обнаженность правды, человеколюбие, душевность, гражданствен­ность художника, призванного зорко различать добро и зло. На сцене русскому зрителю были интересны не ряженые, а люди, не раскрашенные маски, а живые души. Маски же, если и возникали /как форма человечес­кого поведения/, то лишь для того, чтобы быть сорванными.

Русскому театру присущи традиционно глубокие связи со Словом, с Гла­голом – и в пушкинском его понимании, и в том смысле, о котором говори­лось, например, в "Российской грамматике" / XVIII в./ А.А. Барсова: глагол показывает "состояние лица или вещи, то есть бытие, действие или стра­дание". Писатель А.Н.Толстой проницательно заметил: "В русском народе всегда преобладало чувство слова над чувством жеста. Это впоследствии определило путь русского театра – в глубь психологического переживания".

Прочная связь литературы и театра в России выразилась и в том, что почти все крупные русские литераторы были одновременно и драматургами. Огромное воздействие на театр оказали произведения, ставшие классичес­кими: "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии" Пушкина, "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор» Гоголя, "Маскарад» Лермонтова, грандиозный мир произведений А.Н.Островского, драматические трилогии А.К.Толстого и А.В.Сухово-Кобылина, пьесы Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького, позднее – Л.М.Леонова, В.С.Розова. Большой мир классики помогал раздвигать идейные, духовные горизонты сцены.

Окончание в следующем сообщении
Записан
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #1 : 28 Января 2010, 19:11:37 »

Исключительно важное значение в истории русского /и мирового/ театрального процесса имели реформы предпринятые Станиславским и Немировичем-Данченко. Основанный ими в 1898 г. Художественный театр противостоял тенденциям разрушения и распада культуры, наступлению декадентства и модернизма, характерным для "серебряного века". Программа МХТ отразила стремление к восстановлению культурных связей, надорванных временем, к собиранию почвенных традиций и нравственной целостности. На более высоком, чем прежде уровне осмыслялись внеэстетические функции искусст­ва и сценическая поэтика. Театр на новом этапе сам обрел качественно иное единство – он стал режиссерским. Первым таким театром в России и явился московский Художественный театр. На его подмостках Станиславс­кий и Немирович-Данченко осуществили еще один мощный прорыв в пространство сценического реализма, в глубины художественной правды и "жизни человеческого духа".

"Расширять сценическую картину до картины эпохи" – один из главных канонов МХТ в подходе к театральному воплощению жизни. Сверхзадача творчества усматривалась в содействии духовному обновлению мира, в борьбе за "очищение души человечества", в воспитании у людей стремления «жить лучшими чувствами и помыслами души". В противовес зрелищному, постановочно изощренному, забавляющему искусству МХТ строился как театр идейный и нравственно учительный.

В реформе Станиславского и Немировича-Данченко внимание к литерату­ре, к Слову имело фундаментальное значение. МХТ имел славу не только первого режиссерского театра, но и образцового литературного театра. "Слово становится венцом творчества, оно же должно быть и источником всех задач", – писал Немирович-Данченко. Он же требовал изучать не только конкретную пьесу, но и "лицо автора".

Слово, внимание к нему – одна сторона русской театральной эстетики. Не менее важна и другая. "От избытка сердца говорят уста", – сказано в Писании. Наш театр – не только прибежище разума, "кафедра" знаний, но и школа нравственных чувств: "Глаголом жги сердца людей" /курсив мой. – М.Л./. Такой взгляд на назначение и природу искусства был связан с пониманием того, что сумма знаний, умозрительно усвоенных норм и правил сама по себе еще не делает человека совестливым, добрым и честным. Глубина и действенность наших прозрений определяется тем, выстраданы ли они, подкреплены ли опытом эмоциональным. Гражданская и нрав­ственная чуткость зрителя зависит от возможности со-чувствия, со-переживания. Эти душевные свойства нуждаются в воспитании и упражнении, как и другие. И русский театр в этом смысле – могучая сила. Это вели­колепно понимал уже А.П.Сумароков /чей талант и универсальность недоо­ценены/: "Трудится тот вотще, кто разумом своим лишь разум заражает, не стихотворец тот еще, кто только мысль изображает, холодную имея кровь, но стихотворец тот, кто сердце заражает".

Потому и "ум" Пушкина требовал от русского драматического писателя прежде всего "истины страстей и правдоподобия чувствований". Лишь такое искусство может наиболее глубоко и полно захватить зрителя, заставить его не только понять, но и пережить совершающееся на подмостках, эмоционально обогатить его опыт, оставить в душе неизгладимые следы. "Голые тенденции и прописные истины недолго удерживаются в уме, – писал замечательный драматург А.Н.Островский, – они там не закреплены
чувством... Но чтобы истины действовали, умудряли, убеждали – надо, чтобы они прошли прежде через души... Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть умами и сердцами дано только избранным".       

Разрабатывая принципы русской актерской школы, Станиславский назвал ее "искусством переживания". Утверждая, что ценность искусства опреде­ляется его духовным содержанием, великий реформатор театра полагал, что полноценно выявить, воплотить его способно только творчество, опи­рающееся на принцип естественного переживания, на живую природу человека-артиста: "Легче всего воздействовать на ум через посредство серд­ца, и этот верный путь по преимуществу избрало для себя наше искусство".

Не только раскрыть внутренний мир героя, но и увлечь им. Так кри­сталлизовалась самобытная основа нашей сцены: ее язык – язык сердца, сердца доброго, чистого и возвышенного.

На всем протяжении отечественной истории театра, его лучшие предста­вители воспринимали сцену как универсальное средство совершенствова­ния человека. Их привлекали жизнетворческие, созидательные возможности театрального искусства. Так понимали его назначение и крупнейшие идео­логи русского театра – А.С.Пушкин, Н.В,Гоголь, М.С.Щепкин, А.Н.Островс­кий. Л.Н.Толстой. Большой вклад в разработку концепции национальной сцены внесли статьи В.Г.Белинского, А.А.Григорьева, А.И.Герцена. В XX в. успешно развивали театральную методологию мхатовские воспитанники ре­жиссеры А.Д.Попов, М.Н.Кедров, замечательный театровед В.Н.Прокофьев.

Кроме МХТ цитаделями национальной театральной школы и в XX в. оставались, старейшие императорские (в советскую эпоху именовавшиеся академическими) коллективы – Малый театр в Москве, Алек­сандринский театр в Петербурге-Ленинграде. В этом русле работали и многие театры в провинции, среди которых наиболее заметными были Ярос­лавский, Нижегородский, Казанский, Саратовский, Харьковский.

В XX в. после крушения русской государственности и захвата страны иудо-большевистской кликой /1917/ русский театр, как и вся культура, подвергся мощному, разрушительному по своим результатам, политическо­му и организационному давлению: еврейские большевики стремились прев­ратить его в орудие своей пропаганды, подчинить догмам марксистской эстетики и фальшивой методологии т.н. "социалистического реализма". Лишь громадный творческий потенциал, накопленный ранее, и сила кон­сервативной культурнической инерции позволили русскому театру в пер­вые советские десятилетия выжить и оказывать определенное сопротивле­ние большевистскому тоталитаризму. Ценности и идеалы русской цивили­зации оживали в реалистическом и одухотворенном творчестве старейших театров, в искусстве рожденных народом, взращенных национальной почвой великих актеров, в спектаклях русской классики, в продолженной и в советское время деятельности театральных гениев Станиславского и Немировича-Данченко.

Русский народ, изнемогая в "немой борьбе» (А.А.Блок) с иудо-большевистскими оккупантами, все же вынуждал правящий режим идти на уступки, не допус­кая полного разгрома культуры. В лучших произведениях театрального искусства сохранялась ориентация на реализм и классическое наследие, обозначилось противостояние дегенеративному антиискусству, авангардизму и мейерхольдовщине. В 1930-е годы Немирович-Данченко, нап­равляя деятельность МХАТа, следовал своему кредо: "Самое высокое в ис­кусстве исходит только из недр глубоко национальных".

Однако во второй половине XX в. снова необычайно усилилась еврейская экс­пансия в сферу российского театрального искусства, которое постепенно утрачивало свою национальную русскую природу и эстетику. Еврейскому захвату подверглись административный аппарат, управлявший театральным процессом, сфера театрального образования, в особенности подготовка режиссерских кадров и театроведов.

С уходом из жизни русских режиссеров и театральных деятелей "второ­го поколения" – А.Д.Попова, М.Н.Кедрова, Ю.А.Завадского, Н.П.Охлопкова, Б.И.Равенских, А.А.Брянцева, А.МЛобанова, В.П.Кожича, Л.С.Вивье­на, а также плеяды блистательных мастеров, игравших на сценах акаде­мических театров – утрачиваются последние опоры национальной сценической традиции, прерывается живое преемство поколений творцов Русского Театра, подвергаются забвению и даже поруганию его каноны, исчезает его худо­жественный камертон.

Именно национальная самобытность нашей сцены подверглась разрушающей агрессии со стороны космополитических и воинствующе антирусских сил, сплотившихся в Малый народ, ядро которого попрежнему составляли евреи.

Эту опасность ясно провидел Станиславский, который еще в первые послереволюционные годы резко протестовал против засилья левых, аван­гардистских и в сущности русофобских "театров и направлений". Он писал: "Далеко не все из них органичны и соответствуют природе русской твор­ческой души артиста. Многие из новых театров Москвы относятся не к русской природе и никогда не свяжутся с нею, а останутся лишь наростом на теле». Критикуя моду на "теории иностранного происхождения", Станиславский ставил правильный диагноз: "Большинство театров и их деятелей – нерусские люди, не имеющие в своей душе зерен русской творческой культуры». По поводу одного из них, – внедрившегося в МХАТ еврейского режиссера И.Я.Судакова – Станиславский весьма категорично заявлял: "В течение почти десяти лет судаковская группа не может слиться и ни­когда не сольется с МХТ... Это кончится плохо, сколько бы ни представ­лялся Судаков моим ярым последователем. У всех этих лиц другая приро­да. Они никогда не поймут нас".

В конце ХХ века в театральном пространстве России образовалась гран­диозная художественная химера с очевидными признаками духовного, нравственного и эстетического нигилизма и с преобладанием жизнеотрицающего /по отношению к России и русскому народу/ настроя. Ее своеобразие – в интегральной дисгармонии, возведенной в эстетический канон. Её основы – инородческий менталитет режиссеров /"брюнетов-пессимистов" по выражению Станиславского/, насильственная дрессура русских актеров, превращаемых в покорных марионеток, мещанская драматургия, создаваемая полчищами местечковых авторов, пасквилянтская интерпретация отечествен­ной классики, изображение русской жизни как сплошного темного царства.

В океане русскоязычной театральной антикультуры на рубеже XX-ХХ I столетий скромными остров­ками еще пока уцелевшей исконно русской сценической эстетики с присут­ствием неискаженной классики в репертуаре остаются московские труппы: возглавляемый Ю.М.Соломиным Малый театр, МХАТ имени Горького под руковод­ством Т.В.Дорониной, Русский духовный театр "Глас" /рук. Н.С. Астахов, Т.Г. Белевич/, немногие провинциальные сцены. Если и их погубят, дело возрождения Русского национального театра встретит громадные трудности.

Марк Любомудров

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"
http://voskres.ru/idea/ljubomudrov.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!