Русская беседа
 
16 Сентября 2025, 10:35:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
 21 
 : 13 Сентября 2025, 08:09:24 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
«Вашингтонская карусель» Мерца: секретные страницы биографии канцлера



Что же вселяет в нового канцлера уверенность? Почему «Северный поток» вбил клин между канцлером и его спонсорами? Кто именно покровительствует Мерцу, и как ему помогли связи дедушки-нациста?

Май 2025 года. В должность нового канцлера Германии вступает Фридрих Мерц. Впервые в истории страны его кандидатуру утверждают только со второй попытки, против голосуют даже однопартийцы по блоку ХДС/ХСС. И тем не менее в первой же официальной речи он категоричен: «Россия представляет угрозу как для Германии, так и для всей Европы». Что же вселяет в нового канцлера уверенность? Почему «Северный поток» вбил клин между канцлером и его спонсорами? Кто именно покровительствует Мерцу, и как ему помогли связи дедушки-нациста?

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://tvzvezda.ru/video/programs/2019961015-Gj7DW.html/20256251148-42r8T.html

 22 
 : 13 Сентября 2025, 07:48:09 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Церковный календарь: 13 сентября (Старый стиль 31 августа)


Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы (395–408)


Священномученик Киприа́н Карфагенский, епископ


Святитель Генна́дий, патриарх Константинопольский


Собор новомучеников Ясе́новацких


Священномученик Алекса́ндр Любимов, пресвитер


Священномученик Влади́мир Двинский, диакон


Священномученик Михаил Косухин, пресвитер


Священномученик Ми́рон Ржепик, пресвитер


Священномученик Дими́трий Смирнов, пресвитер

СУББОТА

Седмица 14-я по Пятидесятнице

Поста нет. Глас 4-й

 Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы (395–408)

Сщмч. Киприа́на, епископа Карфагенского (258)
свт. Генна́дия, патриарха Цареградского (471)
Собор новомучеников Ясе́новацких (1941–1944) (Серб.)

Сщмчч. Алекса́ндра Любимова, пресвитера, и Влади́мира Двинского, диакона (1918)сщмчч. Михаила Косухина и Ми́рона Ржепика, пресвитеров (1937)сщмч. Дими́трия Смирнова, пресвитера (1938)

https://azbyka.ru/days

 23 
 : 12 Сентября 2025, 13:50:01 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
(Окончание)


Святитель Спиридо́н, патриарх Сербский, песнописец


Святитель Макарий, патриарх Сербский

https://azbyka.ru/days/storage/images/icons-of-saints/3495/p1dvc86kl41mq71d281k4hmjtmnp3.jpg



Святитель Григо́рий, епископ Сербский


Святитель Варлаа́м (Моцок), митрополит Молдавский


Священномученик Петр Решетников, пресвитер


Преподобномученик Аполлина́рий (Мосалитинов), иеромонах


Священномученик Павел Малиновский, пресвитер


Преподобномученица Елисавета (Ярыгина), монахиня


Мученик Фео́дор Иванов


Преподобномученик Игна́тий (Лебедев), схиархимандрит


Исповедник Петр Чельцов, пресвитер

ПЯТНИЦА

Седмица 14-я по Пятидесятнице

Постный день. Глас 4-й

Свтт. Алекса́ндра (340), Иоа́нна Постника (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских
прп. Алекса́ндра Свирского, игумена (1533)
 Обре́тение мощей блгв. кн. Дании́ла Московского (1652)
 Перенесение мощей блгв. вел. кн. Алекса́ндра Невского, в схиме Алекси́я (1724)

Прп. Христофо́ра Римлянина (VI)
прп. Фанти́на чудотворца, в Солуни (IX–X)
Святителей Сербских: Са́ввы I (1237), Арсе́ния I (1266), Са́ввы II (1271), Евста́фия I (ок. 1285), Иа́кова (1292), Никоди́ма (1325), Дании́ла II (1337–1338), архиепископов, Иоанни́кия II (1354), Ефре́ма II (1395–1400), Спиридо́на (1388), Макария (1574), Гаврии́ла I (Райича) (1659), патриархов и Григо́рия, епископа

свт. Варлаа́ма, митрополита Молдавского (1657) (Румын.)

Сщмч. Петра Решетникова, пресвитера (1918)прмч. Аполлина́рия (Мосалитинова), иеромонаха (1918)сщмч. Павла Малиновского, пресвитера, прмц. Елисаветы (Ярыгиной), монахини и мч. Фео́дора Иванова (1937)прмч. Игна́тия (Лебедева), схиархимандрита (1938)св. Петра Чельцова, исп., пресвитера (1972)

https://azbyka.ru/days/2025-09-12

 24 
 : 12 Сентября 2025, 12:17:49 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Церковный календарь: 12 сентября (Старый стиль 30 августа)


Святитель Алекса́ндр, патриарх Константинопольский


Святитель Иоанн Постник, патриарх Константинопольский


Святитель Павел Новый, патриарх Константинопольский


Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен


Благоверный князь Дании́л Московский


Благоверный великий князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский


Преподобный Христофо́р Римлянин, Палестинский


Преподобный Фанти́н Солунский (Фессалоникийский)


Святитель Са́вва I, архиепископ Сербский


Святитель Арсе́ний I, архиепископ Сербский


Святитель Са́вва II, архиепископ Сербский


Святитель Евста́фий I, архиепископ Сербский


Святитель Иа́ков, архиепископ Сербский


Святитель Никоди́м, архиепископ Сербский


Святитель Дании́л II, архиепископ Сербский


Святитель Иоанни́кий II, патриарх Сербский

(Окончание следует)

 25 
 : 11 Сентября 2025, 16:32:09 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Тень над легендой: вся правда о падении Лии Ахеджаковой на дно

Актриса театра и кино Лия Меджидовна Ахеджакова – 87-летняя народная артистка РФ, обладательница государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, ордена Почета, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, трех премий «Ника», «Человек года» (2021) по результатам открытого голосования Ассоциации театральных критиков России.



Все эти и другие награды она получила за десятилетия своего труда, почти полвека играла на сцене легендарного театра «Современник», пользовалась без преувеличения всенародным признанием и любовью.

Как же легко оказалось обесценить свои заслуги, стать объектом всеобщего осуждения, лишиться работы и заработать звание предателя Родины!

Свою гражданскую позицию Ахеджакова проявляет давно и весьма ярко. Несмотря на небольшой рост, артистка никогда не оставалась незамеченной на митингах, акциях протеста и прочих мероприятиях.

Говорила уверенно, громко, подбирая эффектные выражения, которые потом еще долго обсуждали журналисты, политики, коллеги и пользователи сети.

Началось, как водится, с малого, а закончилось громадным скандалом, в результате которого Лия Меджидовна открыла свой новый путь — ко всеобщему забвению.

Впрочем, ряд ее по достоинству оцененных работ из истории не выбросишь, но тень над ними так и висит.

Режиссер Эльдар Рязанов считал ее гениальной актрисой, тонко чувствующей, искренней, скромной, неизменно восстающей против несправедливости, чудом, сотворенным природой.

Что стало с этим образом, и как звезда кино и театра пришла к сегодняшней репутации?

Детство и первые роли Лии Ахеджаковой

Артистка родилась 9 июля 1939 года в Днепропетровске (Украинская ССР), ее мама была актрисой, а отчим – главным режиссером Адыгейского драматического театра.

Детство в военное время было трудным, полным испытаний для всей семьи, когда Лии было десять лет, ее мать и тетя тяжело болели туберкулезом и таяли на глазах. И она решила написать письмо Иосифу Сталину с просьбой о помощи



В этом письме она обещала окончить школу с золотой медалью, активно строить коммунизм, приложила фото в пионерском галстуке. Как признавалась сама Ахеджакова, она не уверена, что лидер СССР читал ее послание.

Но кто-то точно прочитал, потом перенаправил в Рижский фармацевтический завод, и оттуда прислали лекарство.

Родители не прочили Лии карьеру артистки. Отчим настаивал на инженерной специальности, и полтора года девушка таки отучилась в Московском институте цветных металлов и золота.

Но потом не справилась с внутренним протестом, бросила его и поступила в театральный – в ГИТИС. Поступок взрослым был непонятен – золотая медаль, престижный вуз, перспективы…

И она все это отдала за актерство. И не сразу ей удалось доказать, что выбор сделала соответствующий своим талантам.

Карьера Лии Ахеджаковой в театре и кино

Первые десять лет Ахеджакова играла в ТЮЗе, в основном в амплуа травести. Мальчишки были ее персонажами! Причем лет до 30-ти.



Хрупкая, маленькая (всего 153 сантиметра), специфической внешности, обаятельная – какие там роковые героини!

Но в 1977 году ее разглядели в театре «Современник», приняли в труппу, и всё изменилось. Да, с тех пор артистка сыграла много комичных персонажей, но не только их, да еще у каких режиссеров!

На этой сцене она работала вплоть до 2023 года. Недолго оставалось ждать большого юбилея, но отметить его там, с размахом и почестями, уже не удастся.

Одна из первых заметных работ Ахеджаковой — спектакль Романа Виктюка «Квартира Коломбины», в нем она сыграла сразу четыре роли.

Известность также получила пьеса «Персидская сирень», с которой звезда гастролировала по стране 15 лет. Сотрудничество с Эльдаром Рязановым вписало в карьеру актрисы фильмы «Гараж», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Андерсен. Жизнь без любви».



Маэстро готов был отложить проект, если Лия Меджидовна не могла приступить к съемкам немедленно. Всего в фильмографии актрисы более сотни полнометражных лент и сериалов.

Проблемы на работе, если так можно выразиться, стали активно обсуждаться несколько лет назад. Из-за посыла некоторых проектов, в которых участвовала Ахеджакова.

Например, в 2021-м скандал случился из-за спектакля «Первый хлеб», в ее монологе многие зрители увидели оскорбления в адрес ветеранов. Общественники тут же начали требовать лишения званий.

Но некоторые коллеги активно защищали звезду и просили прекратить травлю. Но со временем списать скандал на «такую роль» не получилось, артистка подбросила дровишек в эту печь самостоятельно.

Политика в жизни Лии Ахеджаковой

Все началось еще в 2010 году, когда актриса стала чаще мелькать в новостях как участница протестов, чем как представитель творческой профессии.

В 2012-м, например, она решила поддержать своим знаменитым лицом противников «закона Димы Яковлева». Этот митинг называли открыто проамериканским, а выступивших активистов осуждали.



Сама же Ахеджакова вместе с единомышленниками заявляла о той самой несправедливости, с которой она не может не бороться.

Публика уже не восхищалась звездой театра и кино, выходившей на сцену несмотря ни на что – и со сломанной рукой, и с серьезной травмой бедра, и с воспалением легких. Вся самоотдача ее была перенаправлена в другое русло.

Откровенно ссориться со своими поклонниками артистка начала в 2014-м, когда назвала возвращение Крыма «незаконной аннексией». А потом, некоторое время спустя, пошла на акции в поддержку Алексея Навального*.

Кто-то на Лию Меджидовну обижался, кто-то посмеивался над высокопарными речами, кто-то сдавал билеты.

Над борьбой Ахеджаковой за справедливость шутил в своих выступлениях небезызвестный Максим Галкин**, высмеивал ее приставания к большим политикам и попытки поговорить с ними о судьбе России.

В интервью для YouTube-канала «Культура памяти» актриса подчеркивала, что юморист не имеет права пользоваться ее именем, чтобы насмешить своих зрителей, издеваться над ней и представлять в дурном свете.

Была уверена, что от подобных реприз пострадает только его репутация. Но по состоянию на сегодня…

Последствия настигли обоих. Комик теперь тоже «большой политик». И скитающийся иноагент.

Увольнение Лии Ахеджаковой из «Современника»

После высказываний актрисы по поводу Крыма стоило ожидать, пожалуй, соответствующего поведения в 2022 году, когда началась спецоперация по защите Донбасса.

В своих интервью она осуждала позицию Москвы, но при этом отмечала, что демонстративно уезжать и все бросать не собирается.



Поговаривали про уход из театра, но звезда все отрицала. В интервью KP.RU говорила, что уже получила репертуар наперед, и в нем есть ее спектакли.

И даже упоминала скандальный «Первый хлеб», который все еще идет. Еще «Игру в джин» и «Сказку про последнего ангела» в Театре наций, в котором специально для нее режиссер Андрей Могучий написал роль.

Но вскоре ситуация изменилась. В графике Ахеджаковой осталась только одна постановка. По ее словам, директор «Современника» заявил, мол, разозлила людей, в театр приходят жалобы, ролей больше не будет. А потом ее убрали совсем.

Лия Меджидовна жаловалась, сокрушалась, рассказывала о пролитых слезах и невозможности что-то изменить. При этом уволена актриса не была, она по-прежнему состояла в труппе и получала зарплату, а на сцену не выходила.

В 2023-м она решила уйти по собственному желанию, так как сочла свое положение унизительным.

В том же году общественники требовали возбудить уголовное дело в отношении Ахеджаковой и признать иноагентом. Обвиняли ее в финансовой поддержке Украины.

Артистка признавалась, что ее теперь курирует адвокат, «запрещает рот открывать», но работа есть. Звезда, в частности, гастролировала со спектаклем «Мой внук Вениамин» по разным странам – Германия, Франция, Канада, США, Финляндия.

Залы наполовину пустовали, но хоть что-то… Жить предпочитала по-прежнему в Москве.

В сентябре 2023-го разразился новый скандал. На гастролях в Бремене после выступления, уже на поклоне, кто-то вручил Ахеджаковой украинский флаг. Она оправдывалась, мол, подсунули вместо цветов нехорошие провокаторы.

Но вскоре уже отвечала нацистским лозунгом одной из поклонниц, в МВД начали проверку по статье о дискредитации армии России. Вот такой выхлоп знаменитость получила от своих политических амбиций.

Поддерживает только муж и беглые коллеги

В окружении Лии Ахеджаковой осталось немного единомышленников. Сейчас они тоже ищут счастья за границей – и в работе, и в личной жизни. Многие переехали.

Самой крепкой опорой остается муж, фотограф Владимир Персиянов.



Актриса дважды неудачно выходила замуж. От первого супруга, актера Валерия Носика, она ушла из-за его алкоголизма. При этом бывший умудрился оставить себе подаренную отчимом Ахеджаковой двухкомнатную квартиру.

Подробности второго развода с художником Борисом Кочейшвили артистка не раскрывала. По слухам, когда у него дела пошли в гору и финансовая помощь жены стала не нужна, испарился.

Второй развод пришелся на тяжелые времена – от рака умерла мама Ахеджаковой, новые отношения были связаны с большими страхами и неуверенностью.

В 63 года актриса встретила Персиянова, он был на 20 лет моложе. Об этом браке она никому не говорила, даже родителям, боялась.

Супруги все еще вместе, детей у артистки нет, избранник – ее главная поддержка.

«Если от меня уйдет муж — мне конец», — признавалась звезда в интервью «Собеседнику».

Он проверяет, что пишут в интернете, удаляет фейковые аккаунты жены, защищает ту, которая «не знает, по какому признаку выбрана мишенью».


* — внесен в список террористов и экстремистов Росинформинга, признан иноагентом

** —признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ


https://dzen.ru/a/aLFsLXW3f3OY0zGi



Эта отвратительно-мерзкая Ахъеджакова. Ей не место среди русских! Пускай едет к своим ИГИЛовцам... Не имеет она права жить среди ненавидимых ею русских!





YouTube

 26 
 : 11 Сентября 2025, 13:38:39 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Судоплатов. Хроники тайной войны глазами очевидца. Документальный фильм



6 сентября смотреть онлайн "Судоплатов Хроники тайной войны глазами очевидца" 06.09.2025

В основу фильма легли последнее интервью легендарного разведчика и диверсанта Павла Судоплатова и сенсационные документы, о которых много лет ходили лишь слухи. Откровенные воспоминания об операциях, которые перекроили мир и людях, что стояли за ключевыми событиями двадцатого века, изменят привычный взгляд на события перед началом самой масштабной войны в истории человечества. И объяснят причины самых острых инцидентов последних лет.

Павел Судоплатов умер в 1996 году в возрасте 89 лет.

См. видео по нижеприведённой ссылке:

https://ren.tv/project/sudoplatov-khroniki-tainoi-voiny-glazami-ochevidtsa/1364822-sudoplatov-khroniki-tainoi-voiny-glazami-ochevidtsa

https://www.kinodraiv.pro/27199-sudoplatov-hroniki-tainoi-voiny-glazami-ochevidca-06-09-2025.html

https://ren.tv/player/edition/embed/1364822#autoplay=1;

 27 
 : 11 Сентября 2025, 11:04:57 
Автор EVG - Последний ответ от Александр Васильевич
ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Преподобный Андрей Рублев. Житийная икона

Иноческая жизнь

Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев родился, как принято считать в современной искусствоведческой науке, около 1360 года. Сведения о его родителях и месте  рождения отсутствуют. Некоторое представление о происхождении иконописца дает прозвище «Рублев», сохранившееся за ним в монашестве. Судя по всему, это не что иное, как фамильное прозвище. Не исключено, что Андрей происходил из семьи московских землевладельцев, которым принадлежало село Рублево. Неизвестно даже имя художника, так как Андрей – его второе, монашеское имя.

Точно определить время монашеского пострига Андрея Рублева не представляется возможным. Предполагается, что он принял монашество перед 1405 годом. Место пострижения Андрея Рублева неизвестно. Его иноческая жизнь связана с Троицким на Маковце и московским Спасо-Андрониковым монастырями, насельники которых находились в тесном духовном общении. Преподобный Иосиф Волоцкий в 10-й главе своего «Духовного завещания» («Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих») со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона сообщает, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и его сопостник Даниил Черный «толику добродетель имуще и толико потщение о постничестве и о иноческом жительстве, оноже им Божественный благодати сподобитися и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных вапов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняхуся; и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху». Преподобный Андрей Рублев находился в тесном духовном общении с учениками преподобного Сергия Радонежского – преподобными Никоном Радонежским, Андроником Московским, Саввой Сторожевским, Афанасием Высоцким Старшим. По духу Андрей Рублев несомненно является учеником преподобного Сергия.

Становление иконописца

Пребывая в высокой духовной среде, преподобный Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живыми образцами подвижничества, которые являли окружавшие его иноки. Андрей Рублев глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал их наставлениям, что и позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

Преподобный Андрей Рублев хорошо знал образованных людей своего времени и, по-видимому, был знаком с высокохудожественными образцами византийского искусства. Среди его возможных собеседников, в первую очередь, следует назвать митрополита Киприана. Иноку Андрею был близок его духовный мир. Известно, что святитель Киприан прошел школу афонского монашества. Через это общение преподобный Андрей воспринимал духовное влияние двух самых ярких представителей афонского исихазма. Митрополит Киприан был учеником святого Патриарха Филофея Коккина, ученика святителя Григория Паламы. Возношение «ума и мысли» к «невещественному и Божественному свету» от созерцания святых икон («возведение чувственного ока») – эта совершенно исихастская характеристика неслучайно дана преподобным Иосифом Волоцким Андрею Рублеву и Даниилу Черному.


Основные творения Андрея Рублева:

иконостас и росписи Благовещенского собора Московского Кремля;
росписи и иконостас Успенского собора Владимира;
Владимирская икона Божией Матери для Успенского собора во Владимире;
росписи и иконостас Успенского собора Звенигорода;
Деисусный чин из собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря;
росписи и иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря;
росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Но самым знаменитым его произведением, безусловно, является икона Пресвятой Троицы, написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой обители «в похвалу преподобному Сергию».

«Всех превосходящий в премудрости зельне», по словам преподобного Иосифа Волоцкого, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения священномученика Дионисия Ареопагита, переведенные в XIV веке афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи со спорами об исихазме. Преподобный Андрей знакомился и с творениями святого Григория Синаита. В круг чтения иконописца, несомненно, входили «Богословие» преподобного Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и многие другие творения.

Андрей Рублев и Даниил Черный


В 1408 году инок Андрей впервые упоминается вместе со своим сопостником Даниилом Черным. Тесная духовная связь двух знаменитых иконописцев продолжалась около двадцати лет. Предание об их общении бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано преподобным Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Это предание доносит до нас светлый образ двух подвижников, истинных монахов и аскетов. Преподобный Иосиф кратко изложил суть их отношения к иконописи. Созерцание икон для них является праздником, исполняющим сердце «божественной радостью и светлостью».

Преподобный Андрей Рублев умер между 1427–1430 годами «в старости велицей». В житии преподобного Сергия Радонежского говорится, что Андрей Рублев преставился в Спасо-Андрониковом монастыре. Это подтверждается и более поздними источниками.

Прославление в лике святых


Преподобный Иосиф Волоцкий в своем «Отвещании» пишет, что сопостник Андрея Рублева Даниил Черный, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «Виде… Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное лоно и бесконечное блаженство». Аналогичное свидетельство приводится и в житии преподобного Никона Радонежского, составленном Пахомием Логофетом: «Егда бо хотяше Даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андреа, в радости призывающа его. Он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям предстоящим поведа им сопостника своего пришествие и абие предаси дух». Преподобный Андрей как бы принял душу праведного Даниила при ее разлучении с телом. Местом упокоения двух подвижников стал Андроников монастырь.

Вскоре после кончины Андрея Рублева началось почитание его как преподобного. В XVI веке на миниатюрах рукописей появились изображения Андрея Рублева в нимбе. Стоглавый Собор, состоявшийся в середине XVI века, возвел его «Святую Троицу» во всеобщий образец. «Сказание о святых иконописцах» сообщает о нем и о Данииле Черном как о преподобных. Строгановский иконописный лицевой подлинник конца XVI века характеризует иконы Андрея Рублева как особенно благодатные и указывает на принадлежность его к духовной традиции преподобных Сергия и Никона Радонежских. В числе святых иноков Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил Черный названы в месяцеслове Симона (Азарьина), относящемся к середине 50-х годов XVII века. В Троице-Сергиевом монастыре Андрей Рублев всегда почитался как местночтимый святой, его память совершалась в один день с памятью преподобного Андрея Критского.

В XVIII–XIX веках творчество Андрея Рублева пребывало в забвении. Но в начале XX века интерес к нему пробудился вновь. Получило оно и международное признание. Сегодня имя преподобного Андрея является бесспорным символом благодатных традиций древнего русского иконописания.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года причислил Андрея Рублева к лику святых для общецерковного почитания. «О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним, – говорится в Деяниях Собора. – Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ «Святой Троицы», ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».


Богословский смысл подвижнического служения преподобного иконописца раскрывается в словах канона Андрею Рублеву, составленного после его канонизации: «Верою Христа в сердце вселив, блаженне Андрее, со всеми святыми постигл еси, что есть широта и долгота, глубина и высота Святыя Церкве, и иконами показуеши тайны Царствия Небеснаго, глаголя: слава силе Твоей, Господи!»


Тропарь преподобного Андрея Рублева, глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Кондак преподобного Андрея Рублева, глас 8

От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.


Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева, глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева, глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

https://andronikov-monastery.moscow/st-andrei-rublev

 28 
 : 11 Сентября 2025, 10:28:27 
Автор EVG - Последний ответ от Александр Васильевич
Тропари, кондаки, молитвы и величания преподобному и богоносному отцу нашему Андрею Рублеву


Тропарь, глас 2

Плоды́ доброде́телей на земли́ прине́сше,/ преподо́бнии отцы́,/ в Небе́сных черто́зех ны́не благоуха́ете, я́ко ра́йстии цве́ти,/ и лице́м к лицу́ зри́те Пресвяту́ю Тро́ицу,// Ю́же дерзнове́нно моли́те// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 3

Боже́ственнаго све́та луча́ми облиста́емый,/ преподо́бне Андре́е,/ Христа́ позна́л еси́ Бо́жию Прему́дрость и Си́лу,/ и ико́ною Святы́я Тро́ицы всему́ ми́ру пропове́дал еси́/ Еди́нство во Святе́й Тро́ице./ Мы же со удивле́нием и ра́достию вопие́м ти:/ име́яй дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице// моли́ просвети́ти ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3
Вас мо́лим, преподо́бнии отцы́ на́ши,/ те́лом почива́ющия на земли́,/ ду́хом же Бо́жию Престо́лу предстоя́щия:/ моли́теся о гра́де Москве́// и о всех, почита́ющих честну́ю па́мять ва́шу.

Кондак, глас 8

От ю́ности к Боже́ственней красоте́ устремля́яся,/ чу́дный иконопи́сец в земли́ Росси́йстей был еси́,/ и, богоно́сным твои́м учи́телем поревнова́в,/ сия́нием доброде́телей украси́лся еси́, преподо́бне Андре́е,// те́мже и яви́ся Це́ркве на́шея похвала́ и ра́дование.



Молитва

О, преди́вный иконопи́сче преподо́бне о́тче Андре́е! Услы́ши моле́ния на́с, гре́шных, с ве́рою, наде́ждою и любо́вию взыва́ющих тебе́, и бу́ди предста́телем на́шим пред Свято́ю Тро́ицею. Твори́вый благода́тно в хра́мех Бо́жиих, помози́ и на́м созида́ти хра́мы во сла́ву Бо́жию. Пости́гнув та́йны красоты́ и́стинныя, озари́ на́с позна́нием красоты́ богослуже́ния нетле́нныя. Исцеля́яй ду́ши взира́нием на ико́ны твоя́, да́руй на́м и моще́й твои́х цельбу́. Послужи́вый едине́нию ве́рных, исхода́тай и на́м еди́ным се́рдцем и еди́ны устны́ восхвали́ти утиша́ющаго ро́зни ми́ра сего́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.


2-я Молитва

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Андре́е! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х, моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду, и не пре́зри на́с, ве́рою и любо́вию чту́щих тя́: помина́й на́с недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м бо тя́ су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти жи́в сы́й пребыва́еши, не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́я на́с от стре́л вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя́ вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о на́с Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе ду́ш на́ших, и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


3-я Молитва

О, преподо́бне о́тче Андре́е, зело́ облагода́тствованный пресве́тлым да́ром виде́ния первоо́бразов красоты́ Боже́ственных! О, ди́вный пло́де Це́ркве Росси́йския, о́трасле блага́я Се́ргием вели́ким насажде́нного дре́ва! В гро́зное бо вре́мя поста́ви тя Госпо́дь свиде́теля своего́ и земли́ на́шея моли́твенника вели́ка тя соде́ла. Кто испове́сть безчи́сленныя труды́ и по́двиги твоя́, ра́зум земны́й превосходя́щия и еди́ному то́кмо ве́домых Го́споду, и́миже благода́ть писа́ния чудотворя́щих ико́н стяжа́л еси́! Ты благоуха́нием святы́х твои́х ико́н весь мир испо́лнил еси́, наипа́че о́бразом Пресвяты́я Тро́ицы, да воззре́нием нань побежда́ется вся́кий грех и ненави́стная рознь ми́ра сего́. О, преподо́бне и пречу́дне о́тче, при́зри с высоты́, иде́же в Боже́ственнем све́те пребыва́еши, и услы́ши моли́твы нас, гре́шных, и, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице, со преподо́бным Се́ргием и все́ми святы́ми моли́ Влады́ку всех, о е́же Це́рковь его́ укрепи́ти, разобще́нных соедини́ти, расточе́нных собра́ти и в разуме́ние и́стины всем приити́, отврати́ти от нас пра́ведный гнев Свой и испо́лнити даро́в Ду́ха Свята́го, любве́, ра́дости, ми́ра, долготерпе́ния, бла́гости, милосе́рдия, ве́ры, кро́тости, воздержа́ния, земно́е же стра́нствие прейти́ нам, гре́шным, безбе́дно, в бу́дущем же ве́це сподо́бится с тобо́ю и все́ми святы́ми прославля́ти Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Величание

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче наш Андре́е, о́браз Пресвяты́я Тро́ицы нам дарова́вый, и тем луча́ми Триипоста́снаго Божества́ всех нас просвети́вый.

https://azbyka.ru/days/sv-andrej-rublev

 29 
 : 11 Сентября 2025, 10:13:49 
Автор EVG - Последний ответ от Александр Васильевич
Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Андрею иконописцу


Кондак 1

Истиннаго богословия обретение, преподобне Андрее, познав Всесвятую Троицу во Единице, начертал еси изображения святая, чудесами прославленная, мир просвещающая. Имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, моли просветити и наша души, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Икос 1

Ангельскаго жития от юности твоея возжадал еси, преподобне: убо ко святей обители великаго Сергия притекл еси и в послушании авве земли русския, дондеже призва тя Господь в небесную обитель, живописа святии образы еси и ныне благодать даруяй всем припадающим к ним. Темже и мы благодарно вопием ти:

Радуйся, ангельскую чистоту возлюбивый;

Радуйся, во ангельстем образе послуживый;

Радуйся, в одежду послушания облаченный;

Радуйся, тезоименный храбрости, во иночестве Андреем нареченный.

Радуйся, смирения ради мирское имя сокрывый;

Радуйся, смирения образы на иконах явивый.

Радуйся, Безначальныя Троицы во Единице воспевателю;

Радуйся, Трисветлаго Бога служителю.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 2

Видя скорбь и разорение земли русския от нечестивых, Андрее славне, оставил еси надежду на князей и возложив ея на Единаго Человеколюбца, научаеши и нас с верою взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богоозаренный, Андрее всехвальне, стяжав, в истощенней нашествии иноплеменными земли возскорбел еси оскудевшаго верою Отечествия ради и служителем Спасителя стал еси. Сего ради мы с любовию восклицаем ти:

Радуйся, скорби земли русския в свое сердце сложивый;

Радуйся, сосудом Божиим послуживый.

Радуйся, полона иноплеменнаго избежал еси;

Радуйся, от плена страстей сердце удержал еси.

Радуйся, в обители Святыя Троицы духом возраставый;

Радуйся, Триипостасное Божество воспевавый.

Радуйся, в любви Христове ныне пребываеши;

Радуйся, нас в вере, надежде и любви укрепляеши.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 3

Силою Всевышняго притекла благодать к воздвижению монастыря Нерукотвореннаго образа Спасова, волею Господа направился ты, преподобне, к сему месту святому и пел еси Богу песнь ангельскую: Аллилуиа.

Икос 3

Имея сердце, послушное Богу и авве Сергию, в обитель на Яузе реце ко святому Андронику направился еси, Андрее богомудре, ведал бо преподобный Сергий грядущее прославление тобою имени Божия во граде Москве. Мы же, дивяся Божию промышлению, воспеваем ти таковая:

Радуйся, благодатию Божиею в град Москву приведенный;

Радуйся, ко святому иконописательству определенный.

Радуйся, искуснаго живописца Даниила спостника обрел еси;

Радуйся, дар образописания растил еси.

Радуйся, Евангелия в красках воплотителю;

Радуйся, Нерукотвореннаго Спаса изобразителю.

Радуйся, яко иконы твоя свидетельство православныя веры явили;

Радуйся, яко чрез тебе явленныя образы вселенную просветили.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 4

Бурею житейскаго моря сокрушаемы есмы, созерцанием мира горняго на иконах твоих, Андрее пречудне, тихое пристанище обретаем. И светом дивным озарены есмы, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав, создателю икон дивных, посвящение времени праздников Богу Единому, сии дни не писал еси образов, но святыя иконы созерцал еси. Темже ти рцем таковая:

Радуйся, во дни Господския и Богородичныя созерцанием икон к первообразам восходивый;

Радуйся, слезными мольбами у Господа подвига иконописательства испросивый.

Радуйся, яко Первому Творцу икон, создавшему ветхаго Адама уподоблен еси;

Радуйся, яко Искупителя Адамова падения в ликах воплотил еси.

Радуйся, иконотворчеством окна в Царство Божие открывый;

Радуйся, себе в икону Божию претворивый.

Радуйся, яко к невидиму свету ум возносиши;

Радуйся, от мира дольняго к миру горнему нас возводиши.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 5

Богородицу и Матерь Света достойнословля, со тщанием писал еси образы Ея, воздавая хвалу Единаго от Троицы Бога Слова Рождшей, и воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видев нашествие грознаго врага, Андрее святый, молил еси со Церковию и всем народом о даровании избавы от полчищь вражиих. Радость же спасения Державною Помощницею града от супостата запечатлел еси в иконе Всемилостивыя Заступницы. Мы же, видя любовь твою ко Пречистой, умиленно поем:

Радуйся, любовь велию ко Всепетой Мати имеяй;

Радуйся, в печали и скорби Ей молитвенно предстояй.

Радуйся, защиты Отечествия ради ко Пресвятей Заступнице взывавый;

Радуйся, по изгнании сопостатных поган Приснодеву величавый.

Радуйся, на руку Своею Царя Славы несшую превозносиши;

Радуйся, рукама своима образ Присноцарствующей запечатлеваеши.

Радуйся, сретение с Богом в сердце хранивый;

Радуйся, Сретенскому монастырю образ Богоматери подаривый.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 6

Проповедник живописательный Царствия обетованнаго верным был еси, и благим своим житием и милостию Божиею обрел еси его. Помози, отче, достигнути райских блаженств и нам, дерзающим взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял дар богодухновенный в соборней Церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, егда пророчески созидал еси, Андрее богоизбранне, со Феофаном Гречином и старцем Прохором с Городка. Дивляся видению твоему, поем:

Радуйся, изрядный молитвенниче и постниче;

Радуйся, Андрее светлоподобниче.

Радуйся, подобно учеником Христовым Фаворским светом освященный;

Радуйся, Небеснаго Владыки служителю верный.

Радуйся, ангелов собеседниче;

Радуйся, равноангельнаго жития проповедниче.

Радуйся, со Феофаном и Прохором зерцало райскаго блажества нам даруеши;

Радуйся, к Царствию Небесному путь показуеши.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 7

Хотя обновити Успенский собор во граде Владимире, великий князь призва тя со спостником Даниилом. Вы же двоица блаженная, возводяще ум к Невещественному и Божественному Свету, вознесеста молитву: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя и чудныя образы написали еста, Данииле и Андрее, во утихновение страждущим. Украсили еста Владимирский собор Успения Пресвятыя Богородицы шествием в рай праведных со святыми апостолы Петром и Павлом во главе и Второе пришествие Господа Иисуса Христа начертали еста. Мы же, дивляся провозвещению твоему, отче Андрее, глаголем:

Радуйся, собора Успения Пресвятыя Богородицы обновителю;

Радуйся, не оставляющия нас во успении своем дивный похвалителю.

Радуйся, скорбное и светлое шествие праведников в рай начертал еси;

Радуйся, ангелов огнь испускающих расписал еси.

Радуйся, Втораго пришествия Господа Всевышняго прославителю;

Радуйся, пространств и времен просветителю.

Радуйся, велию радость граду Владимиру доставляяй;

Радуйся, по окончании трудов в Москве пребываяй.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 8

Странником на земли бе еси Андрее светонаставниче, дара образописания ради в веси многажды призываемь. Но и пешешествуя, ум и сердце в стоянии пред Богом держал еси, непрестанно воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Веси иныя преукрасив, старче Андрее, направил еси стопы твоя во Звениград, идеже во соборе Успения по благословению святаго Саввы игумена создал еси Деисус чудно велми. Сего ради тебе зовем:

Радуйся, по зову Божию стопы своя в путь направляеши;

Радуйся, ум и сердце к стоянию пред Богом принуждаеши.

Радуйся, собора Успенскаго дивный украсителю;

Радуйся, красоты совершенныя в образе Спасове явителю.

Радуйся, Священнаго Писания ревнителю усердный;

Радуйся, учения Христова живописателю верный.

Радуйся, Святыя Руси прозябение;

Радуйся, града нашего заступление.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 9

Весь монастырь разорение от нечестиваго князя понесл есть, ты же, Андрее святе, ведая о упреждении братии обители Пресвятыя Троицы аввою Сергием в тонцем сне, возгласил еси: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии како могут поведати скорбь и тесноту земли русския от нашествия князя татарскаго, грады жегущаго и грабящаго. Ты же, Андрее преподобне, призван был образописати в каменнем храме во имя Пресвятыя Троицы, воздвигнутем вместо сожженныя древяныя церкви. Молим тебе: укрепи верою сердца наша, страстьми пожженная, и запечатлей в них образ Пресвятыя Троицы. Милостив буди нам, поющим:

Радуйся, свидетелем спасения братии аввою Сергием ставый;

Радуйся, икону Господа Иисуса Христа-Спасителя написавый.

Радуйся, учиши бо и по разорении церкви не унывати;

Радуйся, помогаеши бо крепчайший храм воздвизати.

Радуйся, образы в обители обновляеши;

Радуйся, образ Божий в сердцах возставляти научаеши.

Радуйся, храма во имя Пресвятыя Троицы украсителю;

Радуйся, себе в храм Трисияннаго Божества претворителю.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 10

Спасти хотя землю русскую от розни мира сего и памятуя о ревнители Святыя и Живоначальныя Троицы преподобном отце нашем Сергии уподобился, отче Андрее Аврааму гостеприимцу, в образе триех странник у дуба Мамврийскаго Единаго Господа воспринимая, и написал еси икону Пресвятыя Троицы, непрестанно моляся: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною необоримою буди всем православным христианом, Андрее славословимый, дерзновенно моля Пресвятую Троицу о нас, поющих тебе сице:

Радуйся, сподобился еси явление Триипостаснаго Бога у дуба Мамврийскаго написати;

Радуйся, помогаеши бо душам в Царство Небесное прорастати.

Радуйся, Церкви Российския чудный плоде;

Радуйся, иконописателю таинственнаго догмата Троицы.

Радуйся, преподобнаго Никона прилежный послушниче;

Радуйся, святаго Сергия Радонежскаго чудотворца достойная похвало.

Радуйся, тобою бо Единство в Троице Отца и Сына и Святаго Духа прославляется;

Радуйся, воззрением на чудотворныя иконы твоя рознь мира побеждается.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 11

Пение ангельское ублажа тебе, егда возвратився в Андроникову обитель, в небесныя обители преселитися готовился еси, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоявлением во славе Даниилу спостнику, на одре смертнем лежащу призвал еси последовати себе, и сретил еси с любовию от мира сего отшедшаго. Чесо ради водворение тебе, преподобне Андрее, во Царствие Пресвятыя Троицы воспеваем:

Радуйся, земная странства завершивый;

Радуйся, друга из мира дольняго и в мире горнем любивый.

Радуйся, свидетельство истины Православия всему миру являеши;

Радуйся, и ныне истинно Бога в Троице прославляеши.

Радуйся, талант вверенных умножение;

Радуйся, Царствия Святыя Троицы достижение.

Радуйся, и по преставлении нас не оставляеши;

Радуйся, радость православным христианом доставляеши.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 12

Благодать храма во имя твое, иконописче Андрее, изливается окрест и зовет всех отвратився от тленнаго, обратити ум, сердце и дела к Богу, прославляя Его: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще созидание храма твоего в Раменках, ублажаем тя, отче наш Андрее, яко молитвеннаго предстателя за ны Пресвятей Троице и возглашаем ти таковая:

Радуйся, нас яко овчу заблудшую на рамена взявый;

Радуйся, по прославлении местом храма своего Раменки избравый.

Радуйся, общину верных Пресвятей Троице созидая;

Радуйся, святым житием твоим к святости призывая.

Радуйся, дерзновением к познанию истины поучаеши;

Радуйся, Отца и Сына и Святаго Духа прославляеши.

Радуйся, един из воинства Христова;

Радуйся, пастырю наш предобрый.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 13

О дивный иконописче, преподобне и богоносне отче Андрее! Приими с любовию тебе приносимое малое сие хваление и моли Пресвятую Троицу: да укрепит веру православную, да избавит нас от розни и сподобит со избранными своими воспевати славимаго в Троице Бога: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Ангельскаго жития от юности твоея возжадал еси, преподобне: убо ко святей обители великаго Сергия притекл еси и в послушании авве земли русския, дондеже призва тя Господь в небесную обитель, живописа святии образы еси и ныне благодать даруяй всем припадающим к ним. Темже и мы благодарно вопием ти:

Радуйся, ангельскую чистоту возлюбивый;

Радуйся, во ангельстем образе послуживый;

Радуйся, в одежду послушания облаченный;

Радуйся, тезоименный храбрости, во иночестве Андреем нареченный.

Радуйся, смирения ради мирское имя сокрывый;

Радуйся, смирения образы на иконах явивый.

Радуйся, Безначальныя Троицы во Единице воспевателю;

Радуйся, Трисветлаго Бога служителю.

Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

Кондак 1

Истиннаго богословия обретение, преподобне Андрее, познав Всесвятую Троицу во Единице, начертал еси изображения святая, чудесами прославленная, мир просвещающая. Имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, моли просветити и наша души, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-prepodobnomu-i-bogonosnomu-otcu-nashemu-andreju-ikonopiscu.html

 30 
 : 11 Сентября 2025, 10:04:17 
Автор EVG - Последний ответ от Александр Васильевич
(Окончание)

Несомненно, инок Андрей хорошо знал и святого митрополита Фотия, заменившего умершего митрополита Киприана в 1409 г. Это следует со всей очевидностью хотя бы из того, что Андрей и Даниил к приезду Фотия расписывали в 1408 г. кафедральный митрополичий собор во Владимире. Фотий также принадлежит к числу высокообразованных, духовных и деятельных иерархов, ему принадлежит ряд посланий, которые инок Андрей, несомненно, знал.

«Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению преподобного Иосифа, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения святого Дионисия Ареопагита, переведенные на славянский язык в XIV в. Афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи с исихастскими спорами. Ему были близки и творения святого Григория Синаита, доступные русскому читателю. В круг чтения просвещенного человека и, несомненно, святого Андрея входили «Богословие» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и другие творения православных писателей и отцов Церкви.

В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета мая 25-го начата бысть расписываться великая и соборная церковь Пречистая Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев».

В коротком летописном сообщении обращает внимание, что указана дата начала росписи. Это исключительный случай. Очевидно, росписи придавалось огромное значение, что объясняется ожиданием приезда из Константинополя нового митрополита, которым после смерти Киприана в 1406 г. стал Фотий (в 1409 г.).

Владимир продолжал считаться городом-резиденцией митрополита, а городской собор соответственно являлся кафедральным собором. Поэтому митрополичий собор должен был обладать росписями, достойными высокого посланца Константинопольской Церкви, и показать не меньшее достоинство Русской Церкви. Иконописцы, таким образом, осуществляли своего рода «представительскую миссию», причем задача их была очень трудной, если учесть исключительно высокие требования Греческой Церкви того времени к церковному искусству, требования, в первую очередь, духовного свидетельства истины в искусстве, а отсюда и его качества. К тому же ожидаемый митрополит сам по себе был, без сомнения, хороший знаток и ценитель церковного искусства, что следует из его константинопольского воспитания.

Высокая миссия была доверена Даниилу Черному и преподобному Андрею, который упоминается вторым, как более младший. Иконописцы достойно выполнили возложенное на них послушание.

В 1408 г. инок Андрей впервые упоминается вместе со своим «сопостником Даниилом Черным», также ведшим высокую духовную жизнь. С этого года мы знаем о тесной духовной связи двух иконописцев-подвижников, продолжавшейся до самой их смерти, около 20-ти лет. Красноречивые, хотя и краткие свидетельства о духе Христовой любви, соединявшей их, показывает высочайший образец этой любви, подобной тому, что мы встречаем в сказаниях о древних подвижниках христианского Востока. Предание о тесных духовных узах святого Андрея и Даниила бережно сохранялось на протяжении XV века и было написано святым Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Приведем широко известный текст: «Поведаше же нам и се честный он царь Спиридон... чуднии они пресловущии иконописцы Даниил и ученик его Андрей... толику добродетель имуще, и толико потщение о постничестве и о иночском жительстве, оноже им Божественныя благодати сподобится и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных валов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения, на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыка Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное лоно и бесконечное блаженство».

Приведенное краткое сказание святого Иосифа доносит до нас удивительно светлый образ двух подвижников-художников, истинных иноков и аскетов. Они «предуспели» в Божественной любви, которая открылась им и привлекла их к себе. Стяжанием великой божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, «яко никогда же о земных упражнятися». Выше уже говорилось об их подлинно исихастском опыте. Святой Иосиф кратко излагал их опыт отношения к иконописи, который является подлинно духовным опытом, научающим нас правильному восприятию образа. Созерцание икон для них является праздником, исполняющим сердце «Божественной радостью и светлостью», поскольку возводит ум «от вещественных валов», то есть от материального, огрубленного, недвижимого подражания невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти.

«Сего ради», то есть ради столь высокого и столь духовного образа жизни «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея его «сопостник» Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по смерти, умирая, получает откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «виде... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное лоно и бесконечное блаженство». Это особенно важное свидетельство приводится также в несколько иной редакции, в «Житии святого Никона Радонежского», составленном Пахомием Логофетом: «Егда бо хотяше Даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андреа, в радости призывающа его. Он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям престоящим поведа им сопостника своего пришествие и абие предаси дух...».

Таким образом, мы имеем два указания о смертной славе святого Андрея. Младший в земной жизни, он указывается старшим в духовном мире и как бы принимает душу праведного Даниила при ее разлучении с телом. Местом вечного упокоения обоих подвижников стал Спасо-Андроников монастырь.

На протяжении ХIV–ХVII вв. память обоих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троице, как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о святом Андрее, хорошо известном отцам Собора.

Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (кон. ХVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...». Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах.

Место их погребения помнили до конца XVII в. Согласно более позднему источнику, «святые их мощи погребены и почивают в том Андрониеве монастыре под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым, и тем самым предадеся забвению (память) о тех их святых мощах».

Старая колокольня находилась, как предполагают, к северо-западу от западной стороны Спасского собора. Для уточнения ее местонахождения необходимы археологические изыскания.

На миниатюрах рукописей XVI в. святой Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; Лицевое житие святого Сергия. Конец ХVI в. Из Большого собрания Троице-Сергиевой Лавры).

Приводимые источники удостоверяют, что в XV–XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублева, как и в высокой праведности Даниила.

Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 июля, в день памяти святого Андрея Критского.

XVIII–XIX вв. были временем забвения многих православных традиций и, в частности, канонического иконописания, поэтому данный период не был благоприятен для почитания памяти святых иконописцев. Известность святого Андрея стала возвращаться лишь с начала XX в., когда пробудился интерес к традициям православного иконописания. На протяжении этого столетия она чрезвычайно возросла. По явному Промыслу Божию, именно в XX веке «Святая Троица» преподобного Андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины православия перед лицом всего мира.

Преподобный Андрей канонизирован на основании святости жизни, на основании его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом, а также на основании свидетельства о его святости преподобного Иосифа Волоцкого.

Примечание

Точная дата кончины прп. Андрея Рублева – † 17.10.1428, – установлена академиком О.Г. Ульяновым.


https://azbyka.ru/days/sv-andrej-rublev

Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!