Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 04:52:55  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 10
 61 
 : 07 Ноября 2024, 21:29:29 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Священномученик Иоа́нн Смирнов, пресвитер


Дни памяти:

9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых

6 ноября


Житие священномученика Иоанна Смирнова

Родился 4 августа 1884 года в селе Сутка Мологского уезда Ярославской губернии. Окончил Пошехонское духовное училище. Рукоположен в сан священника, служил в церкви села Колегаево Некоузского района. Ревностно исполнял свой пастырский долг, увещевая в проповедях прихожан жить по Закону Божьему, призывая к единению во Христе и в Его Церкви. 23 октября 1937 года был арестован и обвинен в “систематической контрреволюционной пропаганде, призывах к свержению власти и распространении провокационных слухов”. Свою причастность к контрреволюционной деятельности священник твердо отрицал.

2 ноября тройкой при УНКВД по Ярославской области приговорен к расстрелу. Расстрелян 6 ноября 1937 года в Ярославской области. Сведений о захоронении нет. 19 мая 1989 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-smirnov-drugoj

 62 
 : 07 Ноября 2024, 21:14:13 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Исповедник Аре́фа (Митренин), иеромонах


Дни памяти:

9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

29 июня (переходящая) - Собор Санкт-Петербургских святых

24 августа (переходящая) - Собор Валаамских святых

6 ноября


Житие исповедника Арефы (Митренина)

Иеромонах Арефа, в миру Александр Федорович Митренин, родился 21 ноября 1879 года в городе Кронштадте в мещанской семье. Поступил в Валаамский монастырь 26 мая 1902 года. Пострижен в монашество 22 мая 1910 года. Рукоположен во иеродиакона 30 июля 1915 года. В феврале 1917 года отец Арефа был переведен на Московское подворье Валаамского монастыря, где проходил клиросное послушание и правил чреду священнослужения. По обычаю Валаамского монастыря на подворья направляли наиболее укрепившихся в вере и известных начальству монастыря своей благочестивой жизнью монахов. 28 апреля 1921 года отец Арефа был посвящен в сан иеромонаха.

После Октябрьской революции Валаамский монастырь, территориально принадлежащий Финляндии, оказался отрезанным от России. Прервалась регулярная переписка с братией, проживающей на подворьях. Из отдельных писем, доходивших до монастыря, узнавали, что живется им крайне тяжело. Неоднократно братия обращались с просьбами вернуть их на Валаам, где в то время протекала мирная монашеская жизнь. Особенно тяжело стало жить, когда в 1923 году большую часть Московского подворья заселили социальными женщинами. Но всякое испытание, каким бы тяжелым оно ни было, отец Арефа принимал как посланное Богом, как крест, кроткое несение которого есть путь ко спасению.

В 1924 году на Московском подворье было получено послание из монастыря, подписанное соборными старцами: «Минуло уже несколько лет, как все вы, наши дорогие собратья, оказались вне своей духовной Родины и все это время жизнь ваша протекает в условиях многих соблазнов и мирской суеты. Хорошо сознавая, как трудно инокам жить в городе и тем более в такое смутное время, мы сперва решили всех вас отозвать на Валаам, невзирая на убедительные просьбы прихожан и на утрату нашего подворья со всем его достоянием. Но Бог судил иначе. <…>

Тщательно и всесторонне обсудив этот вопрос, мы пришли к решению: братство подворья сократить… Кроме того мы полагаем, что для душевной вашей пользы некоторым из вас необходимо теперь же оставить подворье и ни мало не медля возвратиться в родную обитель»[1].

Среди монастырской братии, которым вменялось за святое послушание в первую очередь вернуться в обитель, был и иеромонах Арефа. В монастыре он, наконец, обрел долгожданный мир и покой, однако ненадолго. 1924-1925 годы стали одним из трагических периодов в истории Валаамской обители. В 1921 году Финляндская Православная Церковь получила автономию от Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Впоследствии, в 1924 году, Финляндская Православная Церковь под давлением правительства Финляндии переходит в ведение Константинопольского Патриархата. Начинается насильственное введение в православных приходах Финляндии, в Валаамском и Коневском монастырях нового, григорианского, стиля. В единой доселе монашеской семье Валаамской обители произошел раскол среди братии на новостильников и старостильников.

Из дневника валаамского инока: «1925 года 10 сентября на Валааме было разделение старого и нового стиля. Стали принуждать переходить на новый стиль. Многие из братий остались по-старому. Начались суды. Приехало Церковное Управление во главе с нашим игуменом отцом Павлином, был суд; стали призывать по одному каждого из братий. Многих уволили из обители»[2]. Вызванный на суд Церковного Управления иеромонах Арефа с твердостью засвидетельствовал верность святым канонам Православной Церкви и 22 октября 1926 года был выслан из монастыря в Россию.

Вернувшись в Россию, отец Арефа поселился в часовне Валаамского монастыря в Ленинграде, на Васильевском острове, 16 линия, д.81. Пришло время беспощадных гонений на Православную Церковь. 15 мая 1932 года декретом правительства за подписью Сталина объявляется безбожная пятилетка. Она предполагает полную ликвидацию Церкви к 1 мая 1937 года. Само имя Божие должно быть забыто на территории СССР. Но несколькими месяцами раньше наступила страшная дата – 18 февраля 1932 года, которую один из очевидцев событий назвал Страстной пятницей русского монашества. В этот день в Ленинграде было арестовано 318 монахов и монахинь из разных монастырей, в их числе 9 братий с Валаамского подворья[3]. Среди них был и иеромонах Арефа.

Из протокола допроса иеромонаха Арефы: «...против советской власти никогда активно не выступал, но советским человеком быть не могу, так нас, монахов, лишили всего: монастыри и церкви закрывают, священнослужителей высылают, вообще советской властью везде гонение на религию».

Из обвинительного заключения по следственному делу № 276 - 32 г. по обвинению Васильевой Т.Н., Врасской-Котляровской В.С. и других: «В 1931-1932 году 9/111 ОГПУ в ЛВО4 стало известно, что в Александро-Невской Лавре, бывшем Ново-Девичьем монастыре, и в бывшем Киевском подворье, сосредотачиваются контрреволюционные элементы, ведущие систематическую контрагитацию, а также заготавливающие и распространяющие церковно-монархические сочинения в виде гимнов, стихов и акафистов.

С целью ликвидации упомянутых контрреволюционных очагов были произведены обыски, арестовано и привлечено к ответственности 50 человек.

При обысках были обнаружены церковно-монархические сочинения (стихи, гимны и акафисты) и пишущая машинка, на которой печатались антисоветские произведения.

В процессе следствия, показаний всех обвиняемых установлено, что привлеченные к ответственности лица вели агитацию против советской власти и коллективизации сельского хозяйства, стремились к подрыву и свержению советской власти.

Устраивали паломничества на могилы «блаженного Матвея» и «молчальника Патермуфия» (Александро-Невская Лавра), превращая эти паломничества в антисоветские демонстрации».

«… В том, что создали нелегальные монашеские общежития и превратили их в места контрреволюционных элементов и в источник распространения церковно-монархических сочинений, гимнов, контрреволюционных стихов и всяких провокационных слухов…

…поддерживали тесную связь с заключенными в концлагере и с ссыльным духовником путем переписки, посылки денег и продуктов.

Устраивая нелегальные богослужения, анафематствовали (проклинали) советскую власть, стремясь к реставрации монархического строя»[5].

По окончании следствия иеромонах Арефа по статье 58-10 и 58-11 Уголовного Кодекса был выслан в Казахстан сроком на 3 года. Скончался в ссылке в ноябре 1932 года, в возрасте 53 лет. Погребен в городе Ташкенте[6].

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 13 – 16 августа 2000 года, был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских XX века.


Примечания

[1] Переписка монастыря за 1918-1925 годы. – Архив Ново-Валаамского монастыря.

[2] Монах Борис (в схиме Николай) Монахов. Дневник. - Машинопись. Архив Валаамского монастыря.

[3] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. – С.260.

[4] Объединенное Государственное Политическое Управление в Ленинградском военном округе.

[5] Архив ФСБ. Центральный архив ВЧК-ОГПУ-НКВД. Следственное дело по обвинению Васильевой П.Н. и других, арх. № II-75829. Дело в 2-х т. Арх.№ 29890 . – Т.1. - л. 184-189; л. 446 –526.

[6] Архив Валаамского монастыря. Ф.3, оп.7. Метрическая книга о умерших за 1932 г.



https://azbyka.ru/days/sv-arefa-mitrenin

 63 
 : 07 Ноября 2024, 21:06:17 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
(Окончание)

Получив начальное домашнее образование, Алексей Нейдгарт как представитель высшего дворянского сословия был отдан на воспитание в Пажеский корпус Его Императорского Величества, который он окончил по первому разряду 29 августа 1873 года, после чего был зачислен в пажи Высочайшего императорского двора.

В дальнейшем Алексей, по сложившейся традиции, продолжил свое светское военное образование. После окончания полного курса наук в 3-й Московской военной гимназии (переименованной в дальнейшем в Кадетский корпус), приказом по военно-учебным заведениям 29 июля 1881 года он был переведен в Московское военное Алексеевское училище. И осенью этого же года его определили на службу в Пажеский корпус, в котором еще недавно он учился.

29 сентября 1882 года девятнадцатилетний Алексей был произведен в чин камер-пажа Его Императорского Величества, а 8 января 1883 года его утвердили в звании фельдфебеля. В качестве камер-пажа он вместе с другими представителя дворянства принимал участие в коронации Государя Императора Александра III, которая состоялась 28 мая 1883 года. Именно в этот день Алексей Нейдгарт удостоился своей первой своеобразной награды. Во время торжеств он получил из рук Его Императорского Величества высочайший подарок — золотой портсигар с коронационным жетоном и вензелем, а также памятную бронзовую медаль для ношения в петлице на Алексеевской ленте. После сдачи экзамена на офицерский чин, в августе 1883 года Алексей Нейдгарт был произведен в прапорщики лейб-гвардии Преображенского полка, а на следующий год — в подпоручики. Но на действительной военной службе он находился недолго.

27 октября 1884 года родная сестра Алексея княжна Ольга Борисовна Нейдгарт вступает в брак с видным политическим деятелем России, председателем Совета министров Петром Аркадьевичем Столыпиным. А младшая сестра Анна станет супругой министра иностранных дел — Сергея Дмитриевича Сазонова. Алексей Борисович являлся убежденным сторонником политики, проводимой выдающимся русским государственным деятелем П. А. Столыпиным, с которым, кроме родственных уз, имел общие взгляды и убеждения. Впоследствии именно эти родственные связи, а также приближенность к императорской семье сыграет трагическую роль в судьбе всей семьи дворян Нейдгартов.

Видным политическим деятелем был и старший брат Алексея Борисовича — Дмитрий Борисович Нейдгарт (1862–1942), тайный советник, сенатор, гофмейстер Высочайшего двора и член правой группы Государственного совета. Начав свою карьеру младшим офицером лейб-гвардии Преображенского полка, Дмитрий Борисович Нейдгарт служил под началом наследника престола Николая Александровича — будущего самодержца Всероссийского Императора Николая II.

7 января 1887 года, на праздник Рождества Христова, подпоручик Алексей Борисович Нейдгарт по благословению родителей обвенчался в московской Николаевской церкви в Плотинках с Любовью Николаевной Трубецкой. Таинство венчания совершал настоятель домовой церкви при Московском Мариинском женском училище, выпускницей которого являлась невеста — Любовь Трубецкая, дочь генерал-майора Николая Николаевича Трубецкого, губернатора города Минска.

Сразу же после свадьбы Алексей подает в отставку с военной службы. В марте 1887 года он вышел в запас в звании офицера гвардейской пехоты. Спустя семь лет, в 1894 году, он окончательно был уволен с воинской службы в звании гвардии поручика и переехал из столицы на постоянное жительство в провинцию, в свое родовое имение, расположенное в Нижегородской губернии.

Имение Отрада в Княгининском уезде между селом Пелекшево и деревней Козловка было подарено Алексию Нейдгарту его отцом в качестве приданного на свадьбу. Двухэтажный усадебный дом, лесные и водные угодья на берегу небольшой речки Пьяны общей площадью более 450 десятин земли были приобретены Борисом Нейдгартом в 1879 году, у барона Дмитрия Николаевича Дельвига. Помимо этих земель, еще раньше в 1864 году во владение Нейдгартов перешло еще более обширное соседнее имение, оставшееся после смерти князя Дмитрия Борисовича Черкасского, находившееся при селах Ичалки и Большой Якшени, а также деревни Малая Якшень.

В течение двенадцати лет Алексей Нейдгарт фактически безвыездно проживет в Отрадном, всецело посвятив себя воспитанию детей, хозяйственной и общественно-политической деятельности. Кроме главного дома и флигеля для прислуги, в усадебный комплекс Отрадного также входили: скотный двор, сыроварня, две конюшни (одна для породистых рысаков, другая для рабочих тяжеловозов), псарня, прачечная. Вокруг дома был обустроен регулярный парк, пруд и фруктовый сад.

На этих землях рядом с селом Ичалки по инициативе Алексея Борисовича началась разработка и добыча известняка. Кроме этого очень щедро и заботливо относилась семья Нейдгартов к своим крестьянам. Обширной библиотекой в усадебном доме мог воспользоваться любой желающий, стремление простых жителей к самообразованию всячески поощрялось. Хозяйство в усадьбе считалось образцовым.

По свидетельствам современников, хозяин Отрадного слыл большим хлебосолом, в доме Алексея Борисовича подолгу гостили многочисленные родственники и местные помещики со своими семьями. Частым гостем здесь был и Петр Аркадьевич Столыпин, который наведывался сюда обычно летом. Происходило это еще и потому, что он являлся владельцем усадьбы в соседнем селе Анненково, которое получила в качестве приданного его супруга, родная сестра Алексея Борисовича.

11 ноября 1888 года у Алексея Борисовича и Любови Николаевны родилась старшая дочь Елизавета. На территории имения храма не было, и владельцы усадьбы молились в небольшой домовой церкви, расположенной в восточной части особняка, рядом с которым стояла небольшая деревянная звонница. Поэтому крещение первого младенца в семье было совершено в приходской Спасо-Преображенской церкви села Пилекшево, рядом с имением. По просьбе Алексея Борисовича в парке специально прорубили просеку, чтобы из окна его кабинета был виден этот храм, расположенный на противоположном от усадьбы холме, за рекой Пьяной.

1 августа 1890 года здесь же, в Отрадном, в семье Нейдгартов родилась средняя дочь Мария, а на следующий год, 17 декабря, родился наследник — сын Борис, которых также крестили в Пилекшево. 30 января 1893 года в Москве на свет появилась младшая дочь — Наталья.

29 августа 1890 года Алексей Борисович Нейдгарт, согласно реформе Императора Александра III, вводившей институт правительственных чиновников, как крупный землевладелец был назначен участковым земским начальником 3-го участка Княгининского уезда. В обязанности входила всесторонняя опека местных крестьян.

27 мая 1895 года ему был присвоен чин титулярного советника. Cпустя год Алексей Нейдгарт «в воздаяние отлично-усердной службы и особых трудов» был пожалован императорским орденом Святой Анны III степени, а также получил от Правительствующего Сената серебряную медаль на алексеевской ленте, учрежденную в память Императора Александра III.

21 декабря 1896 года Нижегородское губернское дворянство избирает его кандидатом на должность своего Предводителя, а затем утверждает в этой должности сроком на три года. Затем эти полномочия Алексей Борисовича будут дважды продлены государем императором вплоть до 1906 года. В 1899 году на очередном Княгининском уездном земском собрании его избрали почетным мировым судьей, а в 1901 году его единогласно избрали сроком на три года попечителем Ардатовской земской больницы.

В официальном послужном списке Алексея Борисовича указаны его награды за государственную, благотворительную и общественную деятельность на благо россиян. 30 сентября 1897 г. он получил памятную бронзовую медаль для ношения на груди «за труды по первой всеобщей переписи населения», а также удостоился права на ношение специального вензельного знака в память 10-летия существования ведомства благотворительных учреждений Государыни Императрицы Марии. 6 декабря 1899 года его наградили орденом Святого Владимира III степени.

12 декабря 1902 года Алексей Борисович был пожалован званием камергера двора Его Императорского Величества и на следующий год получил чин статского советника.

Находясь у власти и на государственной службе, мученик Алексей Нейдгарт широко занимался благотворительностью. С 1901 года он являлся почетным опекуном Опекунского Совета учреждений Императрицы Марии Федоровны по Санкт-Петербургскому присутствию.

Всю свою жизнь А. Б. Нейдгарт щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей не только в Нижегородской епархии, но и в столице, за что неоднократно удостаивался благословения правящих архипастырей и Святейшего Синода, как «ревностный созидатель Божьих храмов».

Он состоял (с 1906 г.) ктитором Екатерининского храма при приюте для бедных дворян. На свои личные средства и вклады горожан А. Б. Нейдгарт выстроил в Нижнем Новгороде Народный дом. В 1904 году он был избран пожизненным почетным членом миссионерского братства во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода. Помимо этого, Алексей Борисович являлся попечителем целого ряда приютов и учебных заведений города.

В отчетах нижегородского губернатора говорится о его примерно-полезной и разумной деятельности в качестве земского начальника. Так, за проведенную Алексеем Борисовичем работу во время борьбы с холерной эпидемией, на отчете нижегородского губернатора Государь Император Николай II сделал пометку: «Заслуживает полной похвалы».

Незадолго до первых революционных потрясений в России Алексей Борисович Нейдгарт был вновь призван Государем Императором на службу на благо Отечества. 19 марта 1904 года он был утвержден в должности Екатеринославского губернатора, с дальнейшим производством в чин действительного статского советника, с оставлением в придворном звании. В это же время, являясь одесским градоначальником, его родной брат Дмитрий Нейдгарт, как и многие верные Российскому престолу чиновники, стал жертвой террора — он был ранен бомбой, брошенной в него эсерами. Не сложилась служба в качестве губернатора и у Алексея Борисовича, который в связи с болезнью попросился в отставку, и уже 5 января 1906 года был уволен с этой должности.

Революционные настроения коснулись и имений братьев Нейдгартов на Нижегородчине. В 1905 году произошел бунт крестьян в селе Ичалки, рядом с имением Отрадное. Крестьяне самовольно стали рубить и вывозить лес из помещичьего владения, была попытка ограбить и разорить и саму усадьбу. Местные полицейские урядники пытались усмирить крестьян, но безуспешно. Навести порядок удалось лишь с помощью казаков, которые прибыли из Арзамаса. Самые активные участники бунта были арестованы и сосланы в ссылку, несмотря на то что Алексей Борисович просил никого не наказывать.

С этого же времени ранее далекий от всякой политики Алексей Борисович активно включается в политическую жизнь страны. Он становится одним из виднейших участников съездов Объединенного дворянства и сразу же, с первого дня его существования, избирается членом Постоянного совета дворянских съездов. В 1906 году его также выбирают членом Государственного совета от Нижегородского губернского земского собрания.

Оказавшись в числе членов Государственного Совета, А. Б. Нейдгарт стал одним из лидеров этого высокого собрания сановников. Разделяя взгляды политической организации «Союз Русского народа», Алексей Борисович принимал самое непосредственное участие в ее деятельности, направленной на защиту интересов России. С самого начала работы «Русского окраинного общества», созданного в Петербурге в 1908 году для борьбы с сепаратизмом в национальных окраинах Российской империи, Нейдгарт являлся активным его членом. А в 1909 году он выступил в качестве одного из организаторов Всероссийского национального клуба — культурно-просветительской и политической организации.

В Государственном совете А. Б. Нейдгарт активно трудился в ряде комиссий, в том числе по общегосударственному законодательству для Финляндии, по постройке Амурской железной дороги, по волостному земству, по местному суду и др., был докладчиком по реформе волостного суда. Государственная и патриотическая деятельность Нейдгарта не осталась незамеченной в высших сферах, и 13 апреля 1908 года он был пожалован в гофмейстеры Высочайшего двора. А когда срок полномочий Нейдгарта в Госсовете в очередной раз истек, Государь в 1915 году личным указом назначил Алексея Борисовича его членом.

Несмотря на занятость государственными делами, Алексей Борисович не оставлял и своей деятельности по возведению храмов Божиих. За труды в строительном комитете по сооружению в Санкт-Петербурге Феодоровского собора в память 300-летия царствования Дома Романовых он получил Высочайшую благодарность от Императора Николая II и 4 марта 1914 года был назначен ктитором этого храма-памятника.

В годы Первой мировой войны А. Б. Нейдгарт был привлечен к работе Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, в котором председательствовала Императрица Александра Федоровна. Он являлся председателем нижегородского губернского комитета помощи беженцам. Кроме того, с 16 сентября 1914 года он стал председателем комитета Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.

Будучи, по оценке одного из своих современников, «фигурой крупного масштаба», Алексей Борисович неоднократно выдвигался в это тяжелое для России время на министерские должности. Так, в августе 1915 года председатель Совета министров, известный политический деятель И. Л. Горемыкин предлагал кандидатуру Алексея Нейдгарта на должность министра внутренних дел, а в конце 1916 года сменивший Горемыкина на посту премьера А. Д. Протопопов выступил с инициативой поставить Нейдгарта во главе кабинета министров. Но в обоих случаях Государь Император Николай II сделал иной выбор.

После февральских событий, в связи с упразднением должности члена Государственного совета по назначению, Алексей Борисович Нейдгарт в мае был выведен за штат, а 25 октября 1917 года окончательно уволен с государственной службы большевиками. Оставшись без государственной службы, Алексей Борисович вернулся в свое родовое имение в Нижегородскую губернию, где вскоре и принял мученический венец.

7 июня 1918 года вместе с епископом Балахнинским Лаврентием (Князевым), викарием и временно управляющим Нижегородской епархией, и настоятелем Нижегородского кафедрального собора протоиереем Алексеем Порфирьевым Алексей Нейдгарт поддержал воззвание-обращение к сельским приходам от имени съезда епархиального духовенства с братским призывом — возвратить причтам отнятую у них землю и «восстановить в полной мере все нарушенные в революционное время способы их материального обеспечения».

Впервые граф Алексей Борисович Нейдгард был арестован сотрудниками Арзамасской ЧК 22 сентября 1918 года вместе со своим сыном Борисом, который только что возвратился с фронта. Через несколько дней Алексей Борисович был освобожден, но по постановлению арзамасских чекистов его сын, которого отправили в Нижегородский концентрационный лагерь, находился под арестом в качестве заложника за отца.

Спустя месяц, 21 октября 1918 года, Алексея Борисовича арестовали вторично и также отправили в концентрационный лагерь. 6 ноября 1918 года, в канун годовщины Октябрьского переворота, Алексей Борисович Нейдгарт вместе с другими мучениками — Преосвященным Лаврентием и протоиереем Алексием Порфирьевым был расстрелян по приговору Нижегородской губернской ЧК. В этот день Святая Церковь чествует икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Супруге Алексия Борисовича, урожденной княжне Трубецкой, впоследствии удалось спастись от подобной участи бегством за границу. В эмиграции оказались и сестры Алексия Борисовича — Ольга Столыпина и Анна Сазонова, а также родной брат Дмитрий.

Сын же его Борис Алексеевич Нейдгарт, имевший высшее юридическое образование, служивший в годы Первой мировой войны штабс-ротмистром в Туркменском конном полку на юго-западном фронте, по постановлению Нижегородской Губчека в 1918 году был приговорен к заключению в концлагерь «на срок до окончания гражданской войны». Несмотря на все попытки его старшей сестры Елизаветы Нейдгарт, которая также осталась в России, добиться его освобождения не удалось. Вплоть до конца 1920 года Борис Нейдгарт оставался в заключении. Дальнейшая судьба детей Алексея Борисовича остается неизвестной.

По книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

https://azbyka.ru/days/svv-lavrentij-knjazev-aleksij-porfirev-aleksij-nejdgardt

 64 
 : 07 Ноября 2024, 21:05:23 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Сщмчч. Лавре́нтий (Князев), Балахнинский, епископ, Алекси́й Порфирьев, пресвитер и мч. Алекси́й Нейдгардт


Дни памяти:

9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

14 сентября (переходящая) - Собор Нижегородских святых

6 ноября


Священномученики Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский и протоиерей Алексий Порфирьев


Епископ Лаврентий (в миру Евгений Иванович Князев) родился в 1877 году в городе Кашире. Происходил из духовного звания. Был единственным сыном у матери-вдовы. Начальное образование получил в Веневском духовном училище, среднее – в Тульской семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 28 января 1902 года пострижен в монашество на Валааме архиепископом Сергием (Страгородским), а 5 февраля рукоположен в иеромонаха.

28 февраля 1912 года назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, в то время, когда там был архиепископ Тихон, будущий патриарх.

В 1917 году митрополит Тихон представил его к хиротонии, и в феврале 1917 года архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

Епископ Лаврентий был усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом оптинских старцев.

Однажды оптинский старец Анатолий Зерцалов на вопросы одной женщины, правильно ли воспитывает ее владыка и что ему передать, ответил, что совершенно правильно, и трижды земно ему поклонился. Это было незадолго до мученической кончины епископа.

В Нижнем Новгороде епископ Лаврентий благословил создание Спасо-Преображенского братства по возрождению церковно-общественной жизни, организованного А. Булгаковым. Тогда же было организовано религиозно-философское общество, просуществовавшее до января 1918 года.


Собрания проходили по средам в доме А. Булгакова. Епископ Лаврентий был непременным их участником.

В Нижнем Новгороде епископ жил и служил в Печерском монастыре. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Скоропослушницы. За каждой службой говорил проповеди и после литургии благословлял весь народ.

Три последние свои проповеди заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время – всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество». В доме Булгаковых говорил, что ему предсказана мученическая кончина. Рассказывали, что во время пребывания в Вильно, он отдал в женский монастырь свой клобук, чтобы его привели в порядок. Монахиня, занимавшаяся этим, все вычистила, выгладила наметку, надела ее на камилавку и подошла к зеркалу взглянуть, правильно ли она сидит. Подняла клобук над головой, чтобы надеть на себя, и вдруг упала без чувств. Она увидела над клобуком огненный венец. Пробыл владыка в Нижнем Новгороде один год и семь месяцев и все это время один управлял епархией; правящий архиерей, архиепископ Иоаким Левицкий, летом 1917 года уехал в Москву для присутствия на Поместном соборе и не вернулся. Из Москвы поехал в Крым, где у него была дача, и там был повешен бандитами.

3 апреля 1918 года епископ Лаврентий писал патриарху Тихону: «...дела, дела, просители, посетители задавили, и главное, что со дня хиротонии всё один и один... А тут еще приходится себе повторять пословицу: от сумы да от тюрьмы не отрекайся... Но что делать? Надо уж видно нести такой крест, пока Господь дает силы».

В заботах о епархиальных делах, в тревогах за пастырей и паству прошли вся весна и лето 1918 года. 23 августа он писал патриарху: «...чувствую большое утомление и усталость от столь тяжелого, но лежащего на моих одиноких плечах бремени... Оставаясь один на епархии в такое трудное и исключительное время, каждый день и почти каждый час приходится принимать вести одну тревожнее другой, не раз желая и не решаясь оставить Нижний и приехать в Москву для присутствия на соборе, хотя для меня это было бы очень важно и интересно, и поучительно... Некоторые из арестованных священников отпущены, другие ещё в тюрьме. 28 июля я с большими трудностями мог добыть себе пропуск и посетить их. Попытки получить разрешение на совершение в тюремной церкви богослужения не увенчались успехом (ибо заведующий – иудей)...»

В конце августа 1918 года чекисты арестовали владыку Лаврентия.

В тюрьме ему предложили занять отдельную камеру, но он предпочел остаться в общей и первую ночь провел на голом полу. На следующий день его духовная дочь Е.И. Шмелинг передала епископу постель. Об этой постели возникло поверье, что того, кто полежит на ней, отпустят домой. И это исполнялось. Многие просились отдохнуть на его койке.

Покидал епископ камеру только тогда, когда его требовали к допросу или для выполнения принудительных общественных работ – чистки тюремного двора, метания сена, поездки с бочками за водой.

В свободное время, находясь в камере, епископ непрестанно молился, не обращая внимания на сыпавшиеся в первое время замечания и насмешки сокамерников, молился с таким усердием, что насмешки скоро прекратились, и находившиеся здесь, умилившись молитвенному подвигу архипастыря, невольно сами стали подражать его примеру.

Немалым утешением для епископа послужило полученное им от властей разрешение священнодействовать в тюремном храме, и он не пропускал ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не принести Господу бескровную жертву о себе и о людях.

Духовные дети владыки передавали ему через келейника архиерейское облачение и продукты. Владыка высылал записку, пустую посуду, белье. Однажды выслал изношенные четки с просьбой заменить на новые. Они были переданы иеромонаху Варнаве (Беляеву), впоследствии епископу Васильсурскому который, взяв их, сказал: «Трудовые четки».

Говорят, что епископ дважды посылал своего келейника к протоиерею города Балахны, прося, чтобы прихожане обратились к властям с просьбой о его освобождении как Балахнинского епископа. Жители города собрали около шестнадцати тысяч рублей, которые намеревались внести как залог, и собирали подписи под прошением об освобождении архиерея. Под таким же прошением собирались подписи и в храмах Нижнего Новгорода.

Власти, однако, не собирались освобождать святителя. На Воздвижение, 14/27 сентября, когда он служил в тюремной церкви, туда пришли представители советской власти, чтобы посмотреть на него.

И таков был духовный облик святителя, так ярко горел свет его веры, что они единодушно решили убить его во избежание духовного подъема среди населения города. Но необходим был предлог.

В 1918 году государство постановило отобрать у Церкви земли и церковное имущество. Поместный собор единодушно это отверг; отобрание у Церкви храмов и церковного имущества было ничем иным, как открытым гонением на Церковь.

7 июня 1918 года состоялся съезд духовенства Нижегородской епархии. Съезд принял постановление протестовать против отобрания храмов, монастырей и церковного имущества. Было составлено соответствующее воззвание к пастве, которое подписали епископ Лаврентий как председатель съезда, настоятель собора протоиерей Алексий Порфирьев как секретарь собрания и бывший губернский предводитель Нижегородского дворянства Алексий Борисович Нейдгардт.

В воззвании были приведены слова апостола «облецитесь во всеоружие Божие». Властями они были истолкованы как призыв к вооруженному восстанию.

Когда обвинение было найдено, власти арестовали протоиерея Алексия Порфирьева.



Отец Алексий родился в многодетной семье крестьянина Симбирской губернии и избрал священство по влечению сердца. Был большим молитвенником. Из всех икон Божией Матери более всех почитал образ «Всех скорбящих радости».

После ареста о. Алексия не вызвали ни на один допрос, и у него сложилось впечатление, что его освободят. В день перевода в тюрьму ЧК, накануне празднования иконы «Всех скорбящих радости», у него было особенное настроение, и, прощаясь со всеми в камере, он говорил, что уверен – идет на волю.

К годовщине установления нового порядка по всей стране прокатился красный террор, тысячами были мучимы миряне, священники и епископы.

Вечером 23 октября/5 ноября епископа Лаврентия перевели на Воробьевку, в тюрьму ЧК. Вели его через весь город в сопровождении одного вооруженного солдата. По дороге люди подходили за благословением, а следовавшие сзади видели, как он вынимал из кармана платок, по-видимому, плакал. Проходя мимо подворья Пицкого монастыря, епископ остановился. Там праздновался престольный праздник иконы «Всех скорбящих радости» и шла всенощная. Узнав, что здесь епископ, молящиеся выходили и получали от него последнее благословение.

24 октября/6 ноября епископу Лаврентию и протоирею Алексию было сказано, что их расстреляют, и предложено помилование, если они откажутся от сана.

Нечего и говорить, что такой отказ был немыслим, палачи и сами не верили в него и потому, не дожидаясь ответа, принялись избивать священномучеников, а затем объявили окончательный приговор – расстрел.

У владыки Лаврентия были с собой Святые Дары. Он причастился сам и причастил о. Алексия. Епископ был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал.

– Почему вы плачете? Нам надо радоваться, – сказал епископ.

– Я плачу о моей семье, – ответил о. Алексий.

– А я готов, – сказал епископ.

Вскоре к ним присоединили Алексия Нейдгардта и повели в сад, где уже была вырыта могила, у края которой их всех поставили.

Епископ стоял с воздетыми руками и пламенно молился, о. Алексий – с руками, сложенными на груди, опущенной головой и молитвой мытаря на устах: «Боже, милостив буди мне грешному».

Русские солдаты отказались стрелять, потому что услышали в этот момент пение Херувимской. Позвали латышей, и они привели приговор в исполнение. Это было около одиннадцати часов вечера.

Следователь-латыш, ведший дело епископа Лаврентия, в ту же ночь пришел к Ю.И. и Е.И. Шмелинг, принес владыкины вещи и сказал, что у епископа не было никакого состава преступления, и сам вскоре уехал на родину в Латвию.

Через несколько дней Елизавета Шмелинг, идя утром к ранней обедне и проходя мимо здания ЧК, увидела, как из ворот выехала телега, на которой лежали два тела.

– Кто это? – спросила она возчика.

– Это тела епископа и священника.

– Куда вы их везете?

– На Мочальный остров, оттуда велено сбросить их в Волгу.

Иеромонах Дамаскин (Орловский)

«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1». Тверь. 1992. С. 161-167

Библиография

1. Воспоминания монахини Серафимы (С. Булгаковой).
2. ЦОА КГБ СССР, «Дело Патриарха Тихона». Арх. № Н-1780. Т. 17, л. 139, 423, 424.
3. Госархив Горьковской области. Ф. 588, on. 586, д. № 417.



Житие мученика Алексия Нейдгардта


Мученик Алексей Борисович Нейдгарт родился 1 сентября 1863 года (по ст. стилю) в Москве в благочестивой дворянской семье обер-гофмейстера двора Его Императорского Величества действительного тайного советника Бориса Александровича Нейдгарта. Алексей был третьим, младшим сыном в семье своих родителей.

Именитый род дворян Нейдгартов, верных слуг Российского престола, имеет австрийское происхождение. По линии отца мученик Алексей был внуком Александра Ивановича фон Нейдгарта (1784–1845), легендарного боевого генерала от инфантерии, участника основных войн России в XIX столетии, являвшегося московским генерал-губернатором и генерал-адъютантом государя императора Николая I. Во время подавления польского восстания 1830–1831 годов он особо отличился при взятии Варшавы, за что удостоился одной из высочайших военных наград Российской империи — ордена св. Георгия IV степени.

Отец мученика Алексия — Борис Александрович Нейдгарт (1819–1900), был известным общественным деятелем и крупным помещиком, который женился на представительнице другого дворянского рода — Марии Александровне Талызиной (1831–1904).

Алексей Борисович Нейдгарт с одной стороны был внуком графа Николая Александровича Зубова (1763–1805), одного из участников цареубийства Императора Павла I, а с другой — через свою бабку Наталью Александровну (1775–1844), приходился правнуком выдающемуся русскому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову (1730–1800).

Положение семьи Нейдгартов в светском обществе было весьма высоким, они пользовались большим уважением и покровительством царской семьи. Младшая дочь Бориса Александровича, родная сестра мученика Алексия Анна Нейдгарт, была частой гостьей на балах, устраиваемых Великой княгиней преподобномученицей Елизаветой Федоровной и ее супругом Великим князем Сергеем Александровичем. Однажды ей довелось даже танцевать с наследником престола цесаревичем, будущим Императором Всероссийским Николаем Александровичем.

(Окончание следует)

 65 
 : 07 Ноября 2024, 20:43:11 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Исповедник Гео́ргий (Карслидис)


День памяти - 6 ноября

Житие

Будущий старец родился в Аргируполе Понтийском в 1901 году в благочестивой семье Саввы Карслидиса и Софии. Во Святом Крещении получил имя Афанасий. Афанасий рано лишился родителей, его несколько лет воспитывала бабушка. Перед смертью бабушка благословила внука и подарила ему маленькую икону Панагии.

Афанасий не смог прижиться в семье старшего брата, тайно покинул родные края, путешествовал по Кавказу, зимой его покровителем стал турок (тайный христианин), которому однажды во сне было открыто, что "ребёнку, которого он облагодетельствовал, предопределено привести многие души к Богу". Позже и самому Афанасию чудесным образом было открыто, что он станет монахом. Вскоре, по промыслу Божиему, "с помощью святого Георгия" Афанасий попадает в Тифлис Грузинский. Из воспоминаний старца Георгия:

– "Когда я пришёл в монастырь, мне было 7 лет. Тогда была большая вера и сердечная чистота. В одной монастырской келии с незапертой дверью хранились все деньги... Все были преданы Богу, и никто не интересовался деньгами".

Монастырь был посвящён Живоносному источнику и являлся местом поклонения всего окрестного района. Игумен монастыря взяв сироту под свою защиту, стал его духовным наставником. Первые годы в обители были годами обучения послушанию, смирению и молитве. По послушанию Афанасию пришлось шить, ткать, готовить еду...

20 июня 1919 года он был пострижен в монахи архимандритом Георгием, получил новое имя – Симеон. К всеобщему удивлению, во время пострига юноши начали сами звучать била и звонить колокола. Следует отметить, что после революции 1917 года начались гонения, был запрещён и звон колоколов.

Вскоре монастыри повсеместно стали закрываться, монахов выгоняли или арестовывали. Вместе с другими монахами попал в тюрьму и Симеон, ему предстояло вытерпеть пытки, перенести унижение, "пережить" расстрел. Это случилось после чудесного знамения, когда в ночь на Пасху заключённые запели "Христос Воскресе": "Потряслась тюрьма и её двери открылись сами собой. Жители города видели в воздухе трёх священных мужей, державших Честной Крест... Знамение продолжалось всю ночь". Наутро заключённых повели к месту расстрела. Расстреляли всю группу. Симеон после трёх ранений чудом остался жить, одна из пуль ударилась о металлическую оправу иконы и отскочила (Панагию, благословение бабушки, юноша всегда носил на груди). Врач, обследовавший Симеона, сказал: "Не бойся. Существует закон, согласно которому раненный тремя пулями, но не убитый, остаётся на свободе". Так и произошло.

8 сентября 1925 года Симеон рукополагается митрополитом Иоанном Циапараскисом во священника в церкви святого Мины в Схете Грузинской и получает имя Георгий. Уже тогда верующие почитали отца Георгия как старца, многие приходившие к нему за духовным советом удивлялись его рассудительности и проницательности.

В 1929 году благочестивая семья Яннакидиса, переезжающая в Элладу, помогла и от. Георгию выехать в Грецию. 19 февраля он прибыл в порт Фессалоники (Салоники), оттуда – в селение Алонию и Куккос. С 1930 года старец попадает в селенье Сипса близ города Драма. В 1934 году строится монастырь Вознесения Господня, где старец проводит оставшееся время своей жизни. Тяжелобольному старцу всё это время помогали его духовные чада, самостоятельно передвигаться он не мог.

Вот что рассказывал о своём исцелении старец Георгий:

– Я был почти парализованным и не мог обслуживать сам себя. Однажды вечером оставил я все слёзы души моей. Тогда явился мне один старец и сказал мне:

– Почему плачешь дитя моё?

– А кто ты? – спросил я его.

– Я – Божественный Николай. Если станешь здоров, приходи, найдёшь меня. Я живу за этой горой.

На другой день я его разыскал. Ходил на четвереньках. Истёк кровью... Взял и батюшку, и мы совершили Таинство Елеосвящения. Помазался по всему телу. Стал здоров с помощью Святого и с тех пор ел сам".

Питался старец очень скромно, жизнь его была непрерывный пост, мясо он не ел вообще. Рыбу крайне редко, по большим праздникам. Питался бобами, макаронами, картофелем, кашей из пшеничной крупы, любил щавель, маринованные овощи, жареный лук, употреблял и крапиву. Бывали дни, когда старец поддерживался себя лишь одним горячим питьём. Однажды, когда ему предложили поесть, ответил: "Не голоден, пост, когда причащусь Божественных Тайн, могу держать четыре дня". Бдения, несмотря на болезни, он совершал почти каждый день. Старец говорил: "Пост, бдение, молитва – дарования небесные. Нужны, однако, и дела, защита и помощь бедным". Старец Георгий заботился о бедных, старых людях, помогал материально и заключенным, жертвовал те деньги, которые приносили ему за сорокоусты и поминовения. При этом сам ходил в изношенной одежде, а когда ему однажды предложили сшить новый подрясник, заметив, что старый почти износился, ответил: "Тридцать лет он на моих плечах, с ним и уйду". Несмотря на свою физическую немощь, он много трудился: возделывал огород, сам изготовлял пряжу, вязал, шил...

Для Божественной литургии старец использовал просфору, которую изготовлял сам, иногда принесённую женщиной, известной своим благочестием. Благоговейные верующие во время Божественной литургии видели, что он ходил, не касаясь ногами пола. Один изумлённый посетитель, увидев это впервые, стал рассказывать верующим, узнав об этом, старец строго сказал ему: "То, что видишь, не будешь говорить другому".

Божественная литургия была чрезвычайно важна для старца, он говорил своим духовным детям: "Заботьтесь, чтобы укрепилась вера ваша, и на Божественной литургии будьте сосредоточенны на совершенном, чтобы удостоиться увидеть величие Божие... Святой Дух нисходит на Святую Трапезу... Не сидите во время Божественной литургии. Ум ваш да не летает здесь и там".

Старец Георгий не допускал к Святому Причастию тех, у кого была "тяжесть на сердце" к другим людям, часто он говорил: "Пойди попроси прощения, смирись, примирись и потом приходи исповедоваться".

Последование он обычно начинал в полночь, говорил, что "ночью открыты Небеса, и молитвы слышатся".

Аскезой, чистотой и смирением старец привлёк Божию благодать. Сердца людей были для него открытой книгой. Бывали случаи, когда старец называл незнакомых ему людей по имени, первый начинал рассказывать пришедшим об их проблемах...

Одна благочестивая женщина из г. Драмы собиралась подарить лампаду в церковь св. Трифона, но, увидев, что в церкви много лампад, решила принести её в монастырь старца. Лампаду повесили пред иконой св. Иоанна Предтечи, однако, когда лампаду зажигали, она начинала раскачиваться и падала вниз. Когда женщина пришла в монастырь следующий раз, старец подозвал её и сказал: "Лампаду, которую ты принесла сюда, ты уже обещала другому. Нехорошо обещать одному, а другому приносить "дар по обету".

Слухи о прозорливости старца приводили многих в монастырь, однако, старец Георгий не старался приобрести много духовных чад. Деятельность духовника считал многотрудной и ответственной. Справедливая его строгость увеличивалась, когда он видел, что некоторые нарочно скрывали грехи. Бывал, по дарованию своему, обличительным, обнаруживал скрытое так, чтобы заблуждающийся смирился и раскаялся. Нередко старец налагал эпитимию. Так, однажды женщине, которая не позаботилась о том, чтобы причастить супруга перед смертью, не разрешил причащаться, пока она не прочтёт за неделю Псалтырь. При этом ей необходимо было всё это время строго поститься, подавать милостыню, каждый вечер ходить на повечерье.

Другой женщине, оставившей без помощи роженицу, ребенок которой в результате умер, после исповеди старец велел просить милостыню в семи соседних селениях, а потом раздать всё собранное бедным. Когда женщина спросила, может ли она раздать свои деньги, старец ответил: "Грех этот не прощается деньгами, но попрошайничеством, чтобы смириться, чтобы ушёл эгоизм, чтобы – носом до земли".

Женщине, имевшей трёх внебрачных детей, старец так же сказал: "Станешь попрошайкой в семи деревнях... Всё, что соберешь – принесёшь в тюрьмы и в дом престарелых в Драме".

Старец считал, что милость – одна из важнейших добродетелей. Часто кающимся советовал творить милостыню. Он говорил: "Молитва без милости мертва... Творите милостыню вдовам и сиротам. Милостыня и молитва идут рука об руку".

Однажды к старцу пришли две женщины, он обличил их в том, что они не дали воды солдатам, которые попросили напиться, строго сказал им: "Заботьтесь о милостыне, если хотите приходить к старцу, будьте очень внимательны в своих делах, обличайте самих себя всегда, чтобы вас любил Бог и радовался старец".

По молитвам старца многие страждущие получали исцеление. Часто старец по своему смирению советовал посетить те или иные святые места, при этом сам неустанно молился, вскоре больные исцелялись.

В начале 1959 года старец Георгий сказал своим духовным чадам: "В этом году я уйду... Следует мне уйти грешному... Воля Божия есть мне уйти. Грех очень продвигается. Мир во грехе валяется и не понимает того. И это меня утомляет, не выдерживаю. Жалею только сад свой, в котором деревья не успели окрепнуть и с первым ветром согнутся. Овцы мои рассеются... Придут, однако, другие... Не расстраивайтесь. Все мы уйдем из этой жизни. Мы – пришельцы здесь. Сюда пришли показать наши труды и уйти..."

Незадолго до кончины одному духовному чаду старец показал на пальцах, что уйдёт на четвёртый день. За несколько дней до смерти он отказался принимать еду и воду.

4 ноября 1959 года блаженный старец отошёл ко Господу. Осиротевшие духовные чада несколько дней непрерывной цепочкой шли прощаться с любимым пастырем, целовавшие руку старца утверждали, что и на третий день она была тёплой. Когда тело старца положили в могилу, все увидели, как два кипариса наклонились, как бы отдавая последний поклон праведнику. Присутствующие на похоронах рассказывали, что птицы буквально окружили храм, они не пугались людей, долго летали над могилой...

Чудеса не прекращались и после похорон, так, например, жительница Сипсы на утренней заре видела светлый столп, нисходящий с неба, который остановился позади священного алтаря храма.

Приведём несколько случаев чудесного исцеления по молитвам к старцу:

В благочестивой семье Кулиармоса родился в 1989 году мальчик, который не мог открыть глаза. Родители уже собирались сделать ребёнку операцию, но соседка принесла им книгу о блаженном старце. Когда отец начал читать, ребёнок расплакался, стал тереть глаза и прозрел. Когда через два года благодарные родители привезли мальчика в монастырь, ребёнок долго не отходил от гроба блаженного старца, постоянно кричал "батюшка" и целовал камилавку старца на фотографии, показывая взрослым свою любовь и благодарность за исцеление старцу.

В 1990 году вдова Мария Ситариду, прочитав книгу о старце приехала с больной дочерью на могилу праведника. Её дочь Домна горячо молилась и просила старца Георгия: "Прошу тебя, не оставляй меня на операцию". Она помазала крестообразно липому величиной с орех, а через неделю засвидетельствовала её чудесное исчезновение.

Отец Анастасий Моисиадис однажды заснул за рулём, во сне увидел старца Георгия, выходящего из-за куста, от испуга, что он может наехать на старца, проснулся и резко нажал на тормоз. Автомобиль остановился на краю дороги, внизу была пропасть. Так старец предупредил духовного сына об опасности.

Господи, упокой душу старца Георгия, со святыми упокой и его молитвами спаси нас!



Духовные наставления старца Георгия

"Любите всех людей, ещё и врагов ваших. Это самое основное. Всегда имейте любовь и к тем, кто нас любит, и к тем, кто нас ненавидит. Простим им и будем любить всех, и пусть нам делают хоть самое большое зло. Тогда будем истинные чада Божии.... Как духовные мои чада, любите вообще мир, без всякой ненависти. Тогда только вы будете чада старца – сейчас и в жизни вечной. Проповедуйте только любовь. Это основной закон Божий. Любовь и только любовь..."

"Пусть не прельщают вас ни богатство, ни слава, но всегда ходите праведно. То, что вы приобрели честно, не расточайте бесцельно. Живите честно и смирно. Сколько можете, простирайте руку вашу на милость... Стучите в двери бедных, болящих сирот. Более же предпочитайте дома скорбящих, нежели дома радующихся. Если делаете добрые дела, будете иметь великую награду от Бога. Удостоитесь видеть чудеса и в иной жизни будете иметь бесконечное веселие".

"Никогда не завидуйте... Всегда просите скромно и смиренно, без эгоизма. Всегда старайтесь любить старых, сирот и бедных. Общайтесь с бедными и с людьми, которых остальные унижают..."

"Рука ваша да будет всегда открыта... Не обижайте никого... Молитва и милость идут вместе..."

"Мир ушёл от невинности и благости. Чем больше проходят годы, тем ближе мы к катастрофе. Бог жалеет нас. Бог не хочет этого".

"Люди удалились от простодушия и доброты. Каждый день все их заботы в шествии ко злу. Сколько лет они идут к гибели, но Бог того не желает".

"Великое достоинство и награду имеет тот христианин, который любит всех собратьев и первым прощает тех, кто сделал ему зло. Поэтому если мы и делаем все добрые дела, а ближнего своего не любим, то мы не делаем ничего. Сами по себе мы – ноль, ничто. Любви, братья мои, ждет от нас Бог".



Библиография

Блаженный старец Георгий Карслидис. Монах Моисей Агиорит. Издание Сретенского монастыря Свято-Покровской монашеской общины. 2000 г.


Источник: svet77-77.narod.ru

https://azbyka.ru/days/sv-georgij-karslidis

 66 
 : 07 Ноября 2024, 20:34:56 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Священномученик Петр Богородский, пресвитер


Дни памяти:

9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых

6 ноября


Житие священномученика Петра Богородского


Священномученик Петр родился в 1878 году в селе Ильинское-на-Югу в семье диакона. В 1885 году окончил Духовное училище и Ярославскую певческую школу. С 1896 по 1903 годы был псаломщиком в селе Старо-Петровское Пошехонского уезда Ярославской губернии. С 1903 по 1906 годы нес послушание псаломщика Троицкого собора в городе Пошехонье Ярославской губернии. С 1906 года в течение 10 лет Петр Николаевич работал учителем в сельских школах. С 1916 по 1918 годы он состоял письмоводителем, а в 1918 году возвратился к церковному служению в должности псаломщика Успенской кладбищенской церкви в Пошехонье, где служил до 1926 года. В 1926 году рукоположен в священника к Сохотскому женскому монастырю, а после его закрытия переведен в село Федоринское.

31 января 1931 года он был осужден по статье 58-10 УК РСФСР. Приговор — ссылка в Северный край. В ссылке жилось очень тяжело, голодно, часто приходилось питаться одной травой: многие болели тифом и умирали. Отец Петр ссылку пережил, и, оказавшись на свободе, стал помогать материально оставшемуся там духовенству, старался поддержать и духовно — в частности, епископа Стефана (Виноградова). В 1933 году, возвращаясь из ссылки, шел пешком 500 километров. Поселился в городе Пошехонье-Володарске. Помогал верующим разобраться в обновленческом движении и освободить от обновленцев Успенскую кладбищенскую церковь. Отец Петр по возвращении служил священником в селе Давыдовское, затем в Успенской церкви Пошехонья. Он поддерживал «тихоновские» общины в Пошехонье-Володарском районе, никогда не отказывал в совершении необходимых треб, крестил «взрослых» детей (в возрасте от 1 до 13 лет). Все это было поставлено ему в вину. 11 ноября 1936 года отец Петр был арестован и обвинен в организации контрреволюционной группы церковников, распространении террористических настроений, проведении нелегальных сборищ, противодействии снятию колоколов, помощи ссыльному духовенству, антисоветских проповедях. Участие в контрреволюционной деятельности священник категорически отрицал. Он был осужден 15 августа 1937 года на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, заключен в Севвостоклаг (Дальний Восток, Магадан, бухта Нагаева). Скончался священномученик 6 ноября 1938 года в лагере.

Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 года) по представлению Ярославской епархии. День памяти – 24 октября/6 ноября. Ежегодно проводится Божественная литургия в день памяти священномученика Петра в Успенском храме города Пошехонье.

https://azbyka.ru/days/sv-petr-bogorodskij

 67 
 : 07 Ноября 2024, 20:27:50 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Священномученик Николай Никольский, пресвитер


Дни памяти:

9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых

6 ноября



Житие священномученика Николая Никольского

Священномученик Николай Дмитриевич Никольский (1882‒1937) родился 30 октября 1882 года в селе Дерменино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1903 году окончил Ярославскую духовную семинарию. 10 декабря 1906 года рукоположен в сан священника к Успенской церкви села Владычное Пошехонского уезда. Был законоучителем в двух земских школах. Примерно в 1918‒1919 году был переведен в село Никольское на Ухтоме, в этом селе ранее служил его отец. Своих детей у батюшки не было, поэтому они с матушкой взяли на воспитание приемную дочь. Прихожане церкви уважали отца Николая как хорошего пастыря, внимательного к их нуждам, отзывчивого и смиренного человека. В 1919 году в селе Никольском была объявлена мобилизация в Красную армию, но мужики только что вернувшиеся с фронта не желали идти воевать. Они устраивали бурные митинги протеста против призыва идти в армию. Многие «зачинщики» митингов был арестованы и расстреляны. Отец Николай не принимал никакого участия в этих событиях, тем не менее, позднее ему неоднократно ставили в вину «участие в бело-зеленом восстании и активной эсеровской деятельности, служение молебнов за победу белобандитов, укрытие повстанцев на своей квартире». В 1930 и 1931 году он был арестован. В обоих случаях ареста отцу Николаю припоминали «бело-зеленое восстание», но оба раза его освобождали за недоказанностью обвинения. 29 октября 1937 года был вновь арестован. От отца Николая требовали «признать» свое участие в бело-зеленом восстании 1919 г., «антисоветской пропаганде в период коллективизации, террористических призывах против представителей советской власти, активной эсеровской деятельности». Следователь не скупился на средства принуждения. Проверка расследования, проведенная в 1959 г. показала, что оно «проводилось с грубым нарушением уголовно-процессуального закона». И в третий раз священник не согласился с ложью и не признал свою виновность в антигосударственных преступлениях. 2 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Ярославской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян 6 ноября 1937 года в Ярославле. 12 января 1960 года был реабилитирован Ярославским областным судом по 1937 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-nikolskij

 68 
 : 07 Ноября 2024, 20:21:10 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Преподобный Аре́фа Печерский, затворник


Дни памяти:

16 марта (переходящая) - Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

11 октября - Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

6 ноября


Житие

Преподобный Арефа Печерский (XII в.) подвизался в Киево-Печерском монастыре и погребен в Ближних пещерах. Родом из Полоцка. Проживая в монастыре, он хранил в своей келлии много богатства. Однажды воры обокрали его. Жалея о потерянном имуществе, преподобный Арефа стал роптать на Господа, за что был поражен тяжкой болезнью. Будучи при смерти, он видел, как пришли к нему Ангелы и бесы и начали спорить между собою. Бесы заявляли, что за скупость и ропот на Бога он должен быть предан им, Ангелы же, обратясь к нему, молвили: "Несчастный человек, если бы ты возблагодарил Бога за украденное имущество, это вменилось бы тебе в милостыню". После видения преподобный Арефа был возвращен к жизни. Последние дни свои он провел в затворе, в сокрушении и раскаянии о грехах, отрекшись от всего земного. Скончался святой Арефа не позже 1190 года. По Иконописному Подлиннику преподобный изображается так: "Подобием надсед, брада подоле Козмины немного, ризы преподобнические".

Память преподобному 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.



Тропарь, глас 2

Бога́тство твое́ душе́вное погуби́ти хотя́ враг,/ помрачи́л тя бя́ше бога́тством тле́нным испе́рва,/ но всех спаса́яй Госпо́дь/ бога́тство ги́бнущее окра́сти попусти́,/ душе́вное же невре́дно соблю́д,/ Небе́сных сокро́вищ насле́дника тя показа́, Аре́фо,// тем тя чтим и ублажа́ем.

Кондак, глас 2

И́ова терпеливоду́шнаго ревну́я благодаре́нию,/окраде́ний тле́ннаго своего́ име́ния претерпе́л еси́ благода́рне, преподо́бне Аре́фо,/ тем с ним обре́т нетле́нное име́ние на Небеси́,// моли́ Христа́ Бо́га о всех нас.

https://azbyka.ru/days/sv-arefa-pecherskij

 69 
 : 07 Ноября 2024, 20:12:55 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Мученики Маркиан, чтец и Мартирий Константинопольские


День памяти - 7 ноября

Жития мучеников Маркиана и Мартирия

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: "Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс.32,15,43,23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни". После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее по указанию святого епископа Иоанна Златоуста мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.



Тропарь, глас 1

Му́ченик дво́ица единонра́вная,/ Маркиа́н с Марти́рием сла́вным, А́риево нече́стие разруши́ша/ и Соприсносу́щна Сы́на Отцу́ и Ду́хови ве́ровати научи́ша,/ Па́влу повину́ющеся и́стинных повеле́ний учи́телю,/ те́мже мече́м убие́ни, умро́ша;/ и при́сно со Христо́м живу́ще,/ о нас Того́ мо́лят// спасти́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.


Кондак, глас 4

Подви́гшеся до́бре от младе́нства,/ Маркиа́не с му́дрым Марти́рием,/ отсту́пника А́рия низложи́сте,/ невре́дно сохра́нше Правосла́вную ве́ру,/ Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю,/ те́мже с ним обрето́сте живо́т,// я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

https://azbyka.ru/days/svv-markian-konstantinopolskij-chtec-martirij-konstantinopolskij

 70 
 : 07 Ноября 2024, 20:02:32 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Преподобный Марти́рий Печерский, затворник


Дни памяти:

16 марта (переходящая) - Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

10 сентября - Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах

7 ноября


Житие

В «Полном христианском месяцеслове» (Киев, 1875 г.) под 25-м числом октября сказано: «Преподобного Мартирия диакона и преподобного Мартирия, затворника Печерского». Но и о втором преподобном Мартирии не сохранилось никаких сведений. Оба стяжали нетление и покоятся в Феодосиевых пещерах в Киеве. Память прп. Мартирия затворника совершается 28 августа/10 сентября совместно с преподобными Дальних пещер, а 25 октября/7 ноября память его положена ради тезоименитства его с св. мучеником Мартирием.

https://azbyka.ru/days/sv-martirij-pecherskij-zatvornik

Страниц: 1 ... 5 6 [7] 8 9 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!