Русская беседа
 
11 Апреля 2021, 19:18:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
 11 
 : Сегодня в 13:05:28 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Возле жилых домов в ДНР замечены украинские БМП и "Рапиры"


MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS

На территории ДНР обнаружили 49 единиц украинской военной техники, а также вооружения. Об этом сообщили в управлении Народной милиции республики.

Как рассказал журналистам представитель Народной милиции ДНР, военная техника и оружие размещались поблизости от жилых зданий и муниципальных объектов. Среди найденной техники были самоходная зенитная установка "Шилка" и несколько самоходных артиллерийских установок 2С1 "Гвоздика".

Кроме того, были обнаружены противотанковые пушки "МТ-12 Рапира" и боевые машины пехоты ВСУ. Находки были сделаны в разных населённых пунктах республики.

Напомним, с 27 июля в Донбассе действуют дополнительные меры обеспечения перемирия, согласно которым запрещено не только вести огонь, но и размещать вооружение в населённых пунктах и вблизи них. За нарушение режима прекращения огня предусмотрена дисциплинарная ответственность.

Между тем Киев ситуацию обостряет. Эксперты опасаются начала открытых боевых действий. А в Донбассе всё больше тех, кто хочет жить под крылом России. Как отмечал в эфире "Первого русского" учредитель Царьграда Константин Малофеев, жители Донецкой и Луганской народных республик хотят быть с Россией:

"Они хотят в Россию, мы обязаны их принять. Мы следовали Минским договорённостям, которых достиг наш президент за 16 часов переговоров с лидерами Франции и Германии.

И если эти лидеры, я уже молчу про Украину как несамостоятельный субъект, не собираются эти Минские договорённости выполнять, не собираются заставлять Украину выполнять эти договорённости, тогда что нас останавливает от того, чтобы эти несколько миллионов русских людей наконец зажили так же, как остальные.

Почему Крым в России, а Донбасс не в России? Донбасс должен вернуться в Россию, как и Крым. Мы имеем все возможности для этого. Статья 1-я Устава ООН о праве народа на самоопределение по-прежнему действует. Проведите референдум, с любыми контролёрами всех стран света".

https://tsargrad.tv/news/vozle-zhilyh-domov-v-dnr-zamecheny-ukrainskie-bmp-i-rapiry_343033

 12 
 : Сегодня в 12:58:11 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
"Украина развязывает войну, но…": Киеву намекнули на неожиданную альтернативу угрозам


ФОТО: STATE DUMA RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS

Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий намекнул Киеву на неожиданную альтернативу угрозам. "Украина развязывает войну, но…" - произнёс депутат, анализируя сложившуюся политическую ситуацию.

Слуцкий напомнил, что Россия своих не бросит, и отметил – в Киеве это прекрасно понимают.

"Украина развязывает войну, но развязывание войны, безусловно, будет концом украинской государственности", - подчеркнул политик в эфире YouTube-канала "Соловьёв Live".

Глава думского комитета намекнул, что на любые формы угрозы Россия может отреагировать альтернативно - совсем не тем способом, к которому её подталкивают "политические оппоненты". При этом реагирование будет адекватным, подчеркнул Слуцкий, у Москвы для этого есть все возможности.

Ранее аналогичное мнение высказал заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак. Он считает, что активные боевые действия в Донбассе будут означать "начало конца Украины", а развязывание войны украинцами станет политическим самоубийством для Киева.

https://tsargrad.tv/news/ukraina-razvjazyvaet-vojnu-no-kievu-nameknuli-na-neozhidannuju-alternativu-ugrozam_342978

 13 
 : Сегодня в 12:32:28 
Автор Anna - Последний ответ от Александр Васильевич
"Продолжает курс опасных провокаций": Европа потребовала новых санкций против России


NICOLAS ARMER/GLOBALLOOKPRESS

В Европарламенте потребовали ввести ряд новых санкций против России: там заявили, что Москва "продолжает курс опасных провокаций" и пугает Запад "усилением военного присутствия" у границы с Украиной.

В случае эскалации военного конфликта на востоке Украины против России следует ввести новые санкции. Об этом заявил лидер одной из ведущих фракций Европарламента - Европейской народной партии (ЕНП) - Манфред Вебер в беседе с изданием медиагруппы Funke.

Он считает, что Россия представляет опасность для Запада, усиливая своё военное присутствие близ восточной части Украины. Действия Москвы он назвал "опасными провокациями" и предложил два варианта ужесточения ограничений.

В частности, он призвал заморозить счета русских олигархов и отключить нашу страну от банковской системы SWIFT в случае эскалации.

Напомним, в прошлом месяце ЕС в очередной раз продлил санкции против отдельных граждан и компаний России. В отношении 177 человек и 48 фирм были введены такие ограничения, как заморозка счетов и блокировка доступа к европейским экономическим ресурсам.

https://tsargrad.tv/news/prodolzhaet-kurs-opasnyh-provokacij-evropa-potrebovala-novyh-sankcij-protiv-rossii_342993

 14 
 : Сегодня в 12:17:45 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Возмущённой министру обороны Германии дали совет: "В принципе не вспоминать" о русской армии


FLORIAN GAERTNER/GLOBALLOOKPRESS

Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр возмутилась тем, что Россия перемещает свои войска к границе с Украиной, и потребовала объяснений. В России ей ответили чётко: пока наши войска не перемещаются по территории Германии, министр обороны Германии "не имеет никакого основания интересоваться этим процессом публично". И порекомендовали "в принципе не вспоминать" о русской армии, памятуя об истории.

Глава немецкого военного ведомства Аннегрет Крамп-Карренбауэр выступила с обращением к властям России. В своём Twitter она опубликовала пост, в котором потребовала от Москвы объяснений по поводу передвижения русских военных возле границы с Украиной.

Она, в частности, убеждена, что если России "нечего скрывать", то объяснить, "какие войска, куда и с какой целью они перемещаются", ей будет легко.

Заявление Крамп-Карренбауэр прокомментировал в своём Телеграм-канале известный военный журналист Евгений Поддубный. "Пока российские войска не перемещаются по Германии, министр обороны Германии не имеет никакого основания интересоваться этим процессом публично", - указал он. Военкор также посоветовал министру обороны Германии "в принципе вспоминать про две армии мира: русскую и еврейскую".

Это далеко не первый случай, когда западные политики открыто вмешиваются во внутренние дела России. Так, ранее министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан потребовал от Кремля "объяснить мотивы" переброски военных к восточной границе Украины, а также перемещений войск в Крыму.

В ответ на претензии пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия имеет право перемещать войска в пределах своей территории и на своё усмотрение. Он также отметил, что сегодня Украина в любой момент может превратиться во "взрывоопасную территорию", поэтому России вынуждена принимать меры на границе для защиты собственной безопасности.

А официальный представитель МИД Мария Захарова, высказавшаяся на эту тему, считает, что следить за передвижением российских войск на территории России не имеет для других стран никакого смысла.

https://tsargrad.tv/news/vozmushhjonnoj-ministru-oborony-germanii-dali-sovet-v-principe-ne-vspominat-o-russkoj-armii_342996

 15 
 : Сегодня в 12:13:26 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
"Спутник V" не спасёт - слишком поздно: В Европе признали горькую правду


ASHRAF AMRA/GLOBALLOOKPRESS

Евросоюз получит русскую вакцину от COVID-19, но, к сожалению, будет слишком поздно. Как заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон, "Спутник V" наверняка будет признан и запущен в производство в Европе, но этот процесс займёт слишком много времени.

Бретон, курирующий политику использования вакцин в Европе, напомнил, что одобрение вакцины "Спутник V" на европейском рынке вовсе не означает, что препаратом тут же можно будет начать прививать население. Он подчеркнул, что может потребоваться несколько месяцев, чтобы наладить производство вакцины и начать производить её в больших количествах.

Поэтому к моменту, когда вакцина будет доступна, будет уже слишком поздно. Бретон имеет в виду план Евросоюза привить всех граждан до конца 2021 года."Спутник V" придёт попросту слишком поздно", - сообщил еврочиновник. Об этом пишет немецкий Spiegel.

Ранее, напомним, Австрия завершила переговоры с Россией о "Спутнике V". Финальный этап пройден. Канцлер Себастьян Курц сообщил, каким будет следующий шаг.

В конце марта Курц встречался с послом России Дмитрием Любинским. Тогда появилась информация о финальном этапе перед заключением контракта на поставку "Спутника V".

Теперь финальный этап пройден. Канцлер Австрии назвал возможной закупку вакцины из России. "Переговоры о контракте де-факто подошли к концу", - отчитался он.

После интриг против русской вакцины её постепенно стали признавать на Западе. Так, сразу 20 сотрудников ОБСЕ выказали желание привиться "Спутником V" на территории России. Об этом на брифинге сказала официальный представитель МИД России Мария Захарова.

"На прошлой неделе началась вакцинация сотрудников группы наблюдателей ОБСЕ на пунктах пропуска Гуково и Донецк российско-украинской границы. Речь идёт о вакцинации от COVID-19 вакциной "Спутник V", - заметила Захарова.

https://tsargrad.tv/news/sputnik-v-ne-spasjot-slishkom-pozdno-v-evrope-priznali-gorkuju-pravdu_342999

 16 
 : Сегодня в 12:06:43 
Автор Павел Б. - Последний ответ от Александр Васильевич
В Иране на ядерном объекте произошло ЧП


IRAN'S PRESIDENCY OFFICE/GLOBALLOOKPRESS

На ядерном объекте в городе Натанзе произошло ЧП. Как сообщают местные СМИ, пострадавших нет.

Иранское агентство Farsсо со ссылкой на Организацию по атомной энергии Ирана сообщило об аварии в сети распределения электроэнергии. Сейчас власти проводят расследование, чтобы установить причины произошедшего. Подробностей пока нет.

Как рассказал представитель Организации атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди, в результате происшествия никто не пострадал, загрязнения также не произошло.

Известно, что накануне в новые центрифуги для обогащения урана начали закачку газа.

Ядерный объект в Натанзе занимается производством усовершенствованных центрифуг, использование которых США требовали приостановить. Власти Штатов заявляли, что это является нарушением так называемой "ядерной сделки" между США и Ираном.

https://tsargrad.tv/news/v-irane-na-jadernom-obekte-proizoshlo-chp_343013

 17 
 : 10 Апреля 2021, 23:25:14 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Дмитрий Н
(Окончание)


Когда я еще был школьником, то во время Великого поста мне отец посоветовал почитать первый том «Добротолюбия». Я прочел с большим интересом и вниманием. И еще тогда меня удивил простой факт: почему от прочтения этих мыслей и советов, замечу, изложенных с блестящим лаконизмом, абсолютно компактно и без всяких лишних слов, на душе появляется какая-то невыразимая отрада, тишина и успокоенность? Откуда это? Ведь, по существу, мы читаем элементарную инструкцию к пользованию такими-то и такими-то средствами в борьбе со своими грехами. И только! Почему же возникает радость и насыщенность души, какой не возникает от чтения других инструкций – о пользовании холодильником, пылесосом, стиральной машиной? И опытные люди особенно предупреждают, что нельзя увлекаться только лишь чтением и только теорией, надо непременно под руководством опытного духовника терпеливо пробовать трудиться и выполнять на практике самые простые требования Евангелия и самые первоначальные шаги, о которых рассказывают преподобный авва Дорофей († кон. VI в.), преподобный Иоанн Лествичник, к трудам которых хорошо бы прибавлять внимательное чтение первого тома творений святителя Игнатия (Брянчанинова; † 1867) – «Аскетические опыты», а потом – «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника († 1894). И тогда постепенно читающий поймет, что эти преподобные отцы и святители для нас как будто являются современниками, они ближе к нам, чем многие и многие люди, окружающие нас сегодня и сейчас.

Ведь там, где Бог, где о Нем идет речь, мы вступаем в совершенно другую реальность – состояние вечности в полном смысле слова. Мы соприкасаемся с вечностью, находясь при этом внутри линейного времени. Как говорят: sub specie aeternitatis. Мы живем и там, и тут одновременно. Такое состояние бывает при каждом Богослужении внутри храма, особенно во время Божественной Литургии. Кстати, это состояние отражается и словесно в тексте Литургии, если внимательно отнестись к читаемому и пропеваемому тексту. Когда же мы читаем Священное Писание, особенно Евангелие, то мы слышим и воспринимаем слова Самого Бога, Господа нашего Иисуса Христа. А могут ли они устаревать? Это по определению невозможно. А слова преподобного Иоанна Лествичника не являются художественной литературой, и даже не поэзией, говорящей о вечном, которые могут довольно заметно стареть вместе с породившим их миром и их временем или эпохой. Слова Лествичника являются результатом многолетнего опытного пути к Богу. Каждое слово, сказанное им об этом, имеет колоссальную нагрузку не только смысловую, но и духовную. Такие слова могут прожигать душу, вдохновить ее, придать силы и поддержать в отчаянии. Тем более что текст «Лествицы» – это ответ на настоятельную просьбу другого игумена: «Лествица» написана не по своеволию и в творческом порыве, а как деятельно протянутая рука помощи другим монахам, в процессе послушания, что очень важно в аскетической литературе. Не надо забывать, что, по Уставу, «Лествица» прочитывается на службах Великого поста, то есть возведена на особый уровень – не келейного или домашнего чтения, а общецерковного, почти на уровень Священного Писания (как постоянное чтение многих псалмов Псалтири). Итак, в тексте «Лествицы» есть не «что-то для нас ценное» – а драгоценное или безценное.

И это легко проверить путем эксперимента. Попробуйте-ка: сядьте за стол, соберитесь с мыслями, запишите несколько фраз или изречений, какие вы найдете нужными записать. Пусть это будет что-то пережитое и продуманное или даже «выстраданное». Отложите этот листочек на неделю, а потом возьмите и прочтите как бы со стороны, как будто это не вы написали. Вы удивитесь: какой легковесный получился текст. Стоило ли его записывать, будут ли его воспринимать люди, поможет ли он им? И сразу после этого откройте «Лествицу» и прочтите два или три изречения. Контраст будет такой, что у вас появится непреодолимое желание разорвать и выбросить то, что написали вы. А древний текст поразит вас глубочайшим содержанием и мощнейшей энергией, прошедшей сквозь века и не растерянной по дороге к нам от VI века.

Так же можно попробовать сравнить свой текст с текстом, например, святителя Андрея Критского († 740). Он родился через 11 лет после кончины преподобного Иоанна Лествичника. Почему его Великий канон так любим и читается и слушается с таким вниманием и сокрушением сердечным? Это поразительная загадка. Мне пришлось в 1998 году для прославления одного очень любимого мною святого из числа новомучеников написать ему канон – такие требования тогда были необходимы для прославления. Изучая десять лет Великий канон, я, подражая святителю Андрею, решил сочинить для своего канона новомученику Троичны в каждой Песни. Написал сгоряча. Всё было правильно, догматически безупречно. Но как плоски и примитивны получились у меня Троичны! Я был несказанно удивлен. Ну почему? У святителя Андрея они насыщены силой и энергией, излучающейся благодатью, а у меня как пустые фантики без конфет?! «А ты, – подумал я, – провел в монашестве и подвигах лет тридцать? А ты пострадал в борьбе со своими страстями хотя бы несколько лет? Или посидел в лагере хотя бы пять лет? И ты хочешь, чтобы у тебя текст наполнился силой и прозвучал так же, как у святителя Андрея? Ты теперь понял, что такое святость и подвиги, выраженные в тексте?! Теперь убедись и удостоверься, что значат твои слова, можно ли ими молиться и получить через них благодатную помощь». Вот так всё сразу и встает на свое место: творчество одного и творение другого.

И последнее. О могущественном воздействии слова Божия на человека. В 1935 году летом внезапно арестовали 21-летнего юношу по имени Анатолий. Перед тем как уйти из дома, он попросил разрешения попрощаться со своим дедом, протоиереем Анатолием († 1937; прославлен в 2000 г.; память 10/23 декабря). Юноша просил его благословить перед уходом надолго, может быть навсегда. Дед встал из-за письменного стола, как-то торжественно взглянул на внука, сложил персты для благословения и сказал отчетливо и со властью: «Помни, Анатолий: Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси! (Лк. 6: 23)». Юноша Анатолий провел в лагере пять лет в трудных и тяжких условиях, потом освободился. Эти слова он помнил всю жизнь и часто повторял их детям. Он говорил: эти слова деда были для него почти ощутимой физической опорой. Он держался ими, всё выносил, существовал ими. Всё перенес благодатной силой и энергией этих священных слов, сказанных ему будущим священномучеником.

Так и слова преподобных и святителей-подвижников имеют такую действенную и мощную силу, на которую тоже можно почти физически опереться, с ними пройти сквозь все преграды и пропасти, не сорваться туда и получить так необходимое нам спасение и жизнь с Богом. Только откройте книгу, углубитесь в чтение – и сами поймете: неужели тут есть что-то для нас ценное?..


Подготовила Анна Ерахтина

http://www.pravoslavie.ru/put/69533.htm

 18 
 : 10 Апреля 2021, 23:24:36 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Дмитрий Н

Зачем нам Лествичник?

Ответы пастырей


В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся?

Вот и 4-я неделя Великого поста посвящена монаху, жившему 1,5 тысячи лет назад. Насколько же актуальны писания преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в XXI веке? Неужели в них есть что-то для нас ценное? На эти вопросы ответили протоиерей Сергий Правдолюбов, священники Димитрий Шишкин и Валерий Духанин.




Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря
   

Все основные проблемы человеческой жизни
коренятся в наших страстях и грехах, с которыми мы не умеем бороться



Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Мне сразу же вспоминаются слова известного психолога Уильяма Джемса, который, прочитав аскетические слова преподобного Исаака Сирина, сказал: «Да это же величайший психолог мира!» Оказывается, святые отцы-аскеты, жившие в древнее время, знали тайны жизни и загадки человеческой души лучше самых известных психологов нашего мира.

У Николая Васильевича Гоголя настольной книгой была именно «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Гоголь часто обращался к ней за разрешением вопросов своей духовной жизни. А известный философ Иван Киреевский, увлекавшийся Гегелем, Шеллингом, когда по просьбе своей глубоко верующей жены взял в руки «Отечник», то был настолько поражен мудростью простых святоотеческих изречений, что с этого момента посвятил себя Православной Церкви. То есть мы видим, что представители светской культуры изумлялись глубине писаний святых отцов, видели там подлинную мудрость.

Конечно, писания святых отцов – не развлекательная литература, которая уносит душу в заманчивые фантазии. Святоотеческая письменность читается с усилием, но она вносит в душу благодатный мир, открывает глаза на собственное состояние и на то, что же нам нужно делать.

В чем актуальность писаний преподобного Иоанна Лествичника для нашего времени? Если задуматься, все основные проблемы человеческой жизни коренятся внутри нашей души, в наших страстях и грехах, с которыми мы зачастую не умеем бороться. Как наводить порядок в собственной душе – об этом и писал преподобный Иоанн Лествичник. Не надо думать, что в «Лествице» – сугубо монашеские наставления; там много такого, что важно для всех христиан вообще. В этих писаниях много говорится о покаянии и борьбе со страстями, что особенно важно во время Великого поста. Например, святой Иоанн говорил, что на Страшном суде мы не будем обвинены за то, что не творили чудес, или не богословствовали, или не достигли духовных видений, но мы будем обвинены, если не приносили покаяния о своих грехах. Святой Иоанн прекрасно описывает развитие страсти и способы борьбы с ней. Вообще христианин выносит из «Лествицы» главное – необходимость всегдашней обращенности души к Богу с рассудительным отсечением от себя всего, что вредит нашему вечному спасению. «Лествица» преподобного Иоанна, несомненно, принесет пользу каждому христианину, в какое бы время он ни жил.


***


Аскетика некоторых раздражает и даже злит, потому что разрушает сиюминутный комфорт, не желающий знать о вечности


Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

– Главная проблема нашего времени – это утрата человеком понимания своего высшего призвания. Всё более преобладает в мире идея, что смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы прожить здесь, на земле, максимально комфортно и счастливо. При этом под счастьем понимается какой-то среднестатистический набор душевно-телесных радостей и удобств. Человек, «отмахиваясь» от аскетического опыта, накопленного Церковью за века, калечит себя, делает свою жизнь катастрофически усеченной, потому что отвергает помощь в труднейшем и важнейшем деле – в обретении полноты любви и согласия с Богом. Больше того, погружаясь с головой в душевно-плотскую жизнь, человек совершенно утрачивает действительное представление о духовной жизни. Он, может быть, даже знает о ней из книг, способен порассуждать, поговорить о ней, но не более того. Потому что живой опыт обретения благодати Святого Духа, опыт возрастания в познании Бога приобретается не иначе, как «любовью к достопоклоняемым заповедям и их святым исполнением». Без этого опыта вечная благодатная жизнь становится для человека лишь неким культурологическим фактом, но не более того.

Любая архисложная и ультрасовременная проблема при строгом рассмотрении имеет свое духовное измерение. И причинно-следственные законы духовной жизни неизменны со времен Адама и Евы. Меняется только внешний антураж. Глубокое проникновение святых отцов в суть человеческой жизни как раз и помогает каждому из нас лучше понять себя, разобраться в причинах многих личных проблем и найти пути их правильного разрешения.

Письменно запечатленный опыт аскетической жизни – это ни в коем случае не образец для бездумного подражания, но духовный ориентир, к которому мы все, христиане, должны стремиться, с которым мы должны сверять всё многообразие нашей душевной и телесной жизни. Если угодно, это – духовный маяк, позволяющий нам не заблудиться окончательно во тьме безумного мира.

Удаление от понимания истинных масштабов человеческой жизни, от осознания того, какой она должна быть в вечности, – приводит к постыдному обмельчанию человека. Человек сам низводит себя до уровня бессловесной твари с той только разницей, что всякая тварь бессловесная не знает греха, потому что пребывает в пределах, определенных ей законом естества, а человек, становящийся скотом бессловесным, согрешает самоосквернением, попранием в себе образа и подобия Божия. И вот этот вопрос, вопрос измерения собственной жизни – это вопрос вечный. То есть, имея призвание к достижению совершенства и святости, слыша призыв сделаться наследниками Царства Божия, каждый из нас должен сознательно совершить свой выбор, отвечая на этот призыв уже здесь и сейчас. И этот призыв есть совершенная, вечная и неотменимая для всякого человека данность, относительно которой и проходит наша земная жизнь во времени.

Душевно-плотский образ жизни означает отказ человека от высшего своего призвания, нежелание ясно и честно смотреть в будущее. Устремление же к Богу неизбежно предполагает самоограничение, сознательное воздержание от греха. И опыт христианской жизни открывает нам такие запредельные высоты, о которых мы даже не догадываемся, пока не сделаем этот свой выбор и не начнем с Божией помощью воплощать, реализовывать это высшее свое человеческое призвание – «быть причастниками Божеского естества».

Вот почему духоносные старцы, монахи, жившие много веков назад и все силы положившие на достижение единства с Богом, становятся неизменно близки каждому верующему человеку. Эти древние монахи хранят и передают нам не мертвые правила, слова и буквы – а живой и действительный опыт обретения смысла и полноты, неизреченной радости человеческой жизни.

В Псалтири есть такие слова: «с преподобным преподобен будеши». Узнавая больше о том или ином святом, читая его творения, мы вступаем с ним в общение, в духовную связь, и это не метафора, а реальность высшего порядка, потому что у Бога вообще нет мертвых, но души святых, кроме того, что живы в вечности, – еще исполнены великой благодати за свою верность Христу, за горячую любовь и устремление к Нему. А еще – что немаловажно – они имеют опыт телесной жизни со всеми ее скорбями, искушениями, болезнями, а подчас и падениями, но и покаянием, и познанием истины. И когда мы посредством молитвы или чтения жития и творений святых отцов вступаем с ними в общение, мы пусть отчасти, но приобщаемся их святости, приобщаемся их благодати, обретаем в их лице помощников, живых ходатаев и заступников перед Богом. Всякий внимательный христианин может рассказать о примерах помощи того или иного святого в самых разных делах и обстоятельствах, когда человек пусть с краткой, но сердечной молитвой обращается к этому святому за помощью. И это не какие-то исключительные и редкие случаи, а, можно сказать, норма христианской жизни.

Когда мы узнаём о жизни такого великого святого, как Иоанн Лествичник, в первую очередь мы должны понять, что его святость – это во многом результат исключительной веры, многих трудов и страданий, слез и преодолений. И каждое слово, сказанное им, – это действительно слово на вес золота. Но изложение аскетического опыта преподобного Иоанна – это не только его частная история, но, в широком смысле, – история восхождения человека к Богу, связанная с мучительным преображением падшего естества ради достижения сверхъестественного, райского состояния. И это призвание к святости, путь восхождения к Богу – то, что имеет отношение к каждому из нас независимо от того, в какое время и в каких условиях мы живем. Независимо даже от того, верим мы или нет, потому что есть реальность высшего порядка, к которой мы можем относиться по-разному, но которую мы не в состоянии отменить.

Именно потому некоторых раздражает и даже злит учение таких великих святых, как Иоанн Лествичник, что это учение разрушает ограниченный, сиюминутный комфорт, не желающий ничего знать о вечности, о величии призвания человеческого. Напоминает о призвании, от которого никому невозможно отмахнуться и на которое каждому придется – так или иначе – ответить. Вот именно эта необходимость ответа, если не осознание, то чувствование его неотвратимости и раздражает тех, кто не хочет об этом призвании ничего знать, кто хотел бы оставаться бессловесным (читай безответным) животным, пусть и наделенным разумом, волей и способностью изъясняться на человеческом языке. Но речь – это дар Божий, подразумевающий живую связь говорящего человека с глаголющим Богом, возможность разумного ответа на заданные важнейшие вопросы бытия.

Иоанн Лествичник не только всю свою сознательную жизнь посвятил тому, чтобы познать пути восхождения человека к Богу, но и приложил все от него зависящие усилия, чтобы этот труд восхождения осуществить на деле. Ответить на Отеческий зов и, Божией милостью, но и прилагая крайние усилия со своей стороны, достичь цели человеческой жизни: «войти в радость Господа своего». Об этом потрясающем, трудном, многоскорбном, но и светлом, радостном опыте восхождения и повествует нам великий святой Иоанн Лествичник. И повествование его – это не рассказ о бывших когда-то событиях, а откровение о нашей природе, о нашем с вами призвании и о путях его осуществления. Здесь всё предельно конкретно, точно и ясно. Только бы нам не оставаться глухими, только бы откликнуться на Божественный зов, только бы начать идти, а Господь милостью Своей и любовью к нам, молитвами преподобного Иоанна Лествичника не оставит: поддержит, укрепит и научит. Только бы мы стремились к Нему, искали Его, прилагали усилия к приобретению Его благодати, помня, что это возможно для нас только «во укрепляющем нас Христе».

Вот почему говорит преподобный Иоанн, что быть христианином – это значит, «насколько возможно, человеку подражать Христу словами, делами и помышлениями, свято и непорочно веруя во Святую Троицу».

Будем помнить об этом, будем сверять свою жизнь с бесценным опытом великих подвижников, будем помнить о нашем призвании христианском, выше, светлее и радостнее которого нет ничего на свете!


***


Откройте книгу, углубитесь в чтение – и сами поймете: неужели тут есть что-то для нас ценное?



Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:

– Миряне, спрашивающие, зачем им читать написанные много веков назад книги и следовать изложенным в них правилам, видимо, мало знают историю и не подозревают, что, например, своды законов римского права, дошедшие до нас в переработке византийского императора Юстиниана († 565), до сих пор являются основой и опорой современного права. Физика, математика, музыка имеют основу в греческой античности; как и философия, очень глубоко, безусловно, проработанная и развитая в нашем европейском изводе, идет оттуда же. Взаимоотношения же с Богом, борьба духовного с земным и плотским – вообще стары, как весь мир. Видимо, наши молодые миряне хорошо учились в светской школе и без всякой критики восприняли довольно поверхностную идею постоянного прогресса, не только научно-технического, но и душевно-нравственного. А об этом стоит внимательно поразмышлять и задуматься.

Но не будем сейчас говорить об этом. Скажем только об одном. В отношениях с Богом, в духовной жизни человека мало что изменилось за многие прошедшие столетия. Можно даже подметить, что в далекие от нас времена люди были намного здоровее, имели гораздо большую целостность своего миросозерцания, решимость и активность в подвигах, стремились к познанной ими Истине горячей и целеустремленней, чем наши несколько последних поколений.

В этом вопросе: «Почему мы должны читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся?» – есть совершенно неверное утверждение, взятое ниоткуда и приведенное как аксиома. О каких проблемах говорит спрашивающий? Может быть, здесь имеются в виду условия жизни в мегаполисе, транспортные проблемы, генетически модифицированные продукты, размер пенсии или напряженность рабочего дня, входящая в противоречие с требованиями монастырского устава и соблюдения строгого поста? Разве ответ на эти вопросы можно узнать у преподобного Иоанна Лествичника († 649)?

Конечно, нет! Все эти современные обстоятельства жизни вовсе не являются самым главным в отношениях с Богом, в умении молиться, сохранять ум от рассеянности, в умении не обижаться и не осуждать своего ближнего. Как сохранить мир и спокойствие в душе, когда на тебя вдруг нападает твой знакомый, такой же верующий, как ты? Всё, что касается духовной жизни и сокрушения сердечного? Ответ вот на такие вопросы мы и ищем в творениях древних подвижников – в этом они достигли таких высот, о каких мы никогда и не думали. Вот за этими ответами – о самых простых вещах, о том, как сделать первые шаги в деле спасения, – мы и обращаемся к преподобным, опытным и проверенным Учителям этой седой древности. Лучше них пока никто не сказал и не смог лучше научить. А если кто-то нашел лучше, то поделитесь с нами, расскажите – мы тоже с радостью почитаем.


(Окончание следует)

 19 
 : 10 Апреля 2021, 23:24:17 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Дмитрий Н

Великий пост


Прп. Иоанна Лествичника (649).

Память мучеников Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364).

Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.   Св. Михаила Викторова исп., пресвитера (1933).
 







Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...»

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня». Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.



Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря и была написана преподобными знаменитая «Лествица» – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестницу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...» Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Содержание одной из степеней «Лествицы» (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно все станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями – счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестье... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. «Возносяйся смирится» даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».

Этот и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени «Лествицы» – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).


Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского,   глас 4

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне,/ твоя Божественныя добродетели,/ к Небеси возводящия ны:/ добродетелей бо ты был еси воображение./ Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.



***




Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361–363). По указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) он разрушил идольское капище. Когда вступивший на престол Юлиан начал преследовать христиан и возрождать язычество, враги решили отомстить святому Марку. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчелам. Но святый старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Жители города Арефусии, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием его бесед обратились ко Христу. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.

Блаженный Феодорит рассказывает о святом мученике диаконе Кирилле, который в царствование равноапостольного Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал мучителей слепотой, язвами и другими страшными болезнями.

В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан – священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. За страшные мучения святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а мучители праведное воздаяние – вечную муку в аду.




***





Преподобный Иоанн Пустынник. Во время гонений на христиан благочестивая вдова Иулиания скрывалась от преследований с двумя малолетними детьми Иоанном и Фимистией. Своих детей она постоянно учила молитвам и чтению Священных Книг. Время от времени отрок Иоанн тайно посещал ближнюю обитель, подвергая себя опасности. Однажды ему повстречался благочестивый человек, который посоветовал найти для молитв более пустынное место. Возвратившись домой, отрок сказал матери, что идет к одному благочестивому человеку. Думая, что сын скоро возвратится, мать отпустила его. Иоанн отправился к пустыннику Фармуфию и, приняв от него благословение, удалился в пустыню. Молодой подвижник нашел пустой глубокий колодец, в котором было много змей, скорпионов и других гадов, и, помолившись, бросился вниз, но, чудесно поддержанный Ангелом, остался невредим. На дне колодца он провел в молитве с крестообразно сложенными руками без пищи и сна сорок дней, пока змеи не покинули колодец. Однажды Ангел, приносивший пищу пустыннику Фармуфию, принес хлеб и для святого Иоанна. Ангел не приносил хлеб прямо Иоанну, чтобы юный подвижник не возгордился. С тех пор святой отрок получал Небесную пищу через Фармуфия. Юному подвижнику пришлось испытать много искушений от диавола. Бесы принимали образ матери, сестры, родственников и знакомых святого Иоанна, чтобы разжалобить подвижника и заставить его прервать подвиг. Все они с плачем поочередно подходили к колодцу, прося преподобного Иоанна выйти к ним. Все это время святой не прекращал молитвы и по окончании ее произнес: «Отойдите от меня», – и бесы исчезли.

До самой своей блаженной кончины, последовавшей в IV веке, святой Иоанн жил в колодце, непрестанно подвизаясь в посте и молитве. Промыслом Божиим для его погребения пришел инок Хрисихий, подвизавшийся в пустыне в течение тридцати лет. Накануне преставления преподобный Иоанн после долгих просьб подробно рассказал Хрисихию о своем житии и подвиге спасения. После его смерти у места его подвигов происходили многочисленные чудеса.



***



Святитель Евстафий исповедник, епископ Вифинийский, уже в начале подвига был ревностным иноком, кротким и мудрым, исполненным великой веры и любви к ближним. За свою добродетельную жизнь он был поставлен епископом города Вифинии (римская провинция на северо-западе Малой Азии) и много лет управлял своей паствой, показывая пример добродетельной жизни и совершенства. Во время иконоборческой ереси святой Евстафий смело выступил против еретиков, защищая почитание святых икон. Враги-иконоборцы донесли на него императору, и святителю пришлось претерпеть заключение в темницу и жестокие побои. Наконец святого епископа Евстафия лишили кафедры и сослали в заточение. Скончался святой исповедник в IХ веке в ссылке, в течение трех лет перенося оскорбления, лишения, голод и нищету.




***




Преподобные Марк и Иона Псково-Печерские

Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря.

Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в самородных пещерах горы, которую местные жители называли «святой горой». Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: «Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама».

Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк. О нем свидетельствуется: «В начале прежде некий старец живяше на потоце Каменце при пещере, егоже неции ловцы видяху у триех камений, лежащих над церковию Пресвятой Богородицы пещерною; но о сем известно не могохом обрести, каков бяше старец, и коего рода, или како и откуду в сие место прииде, и колико время поживе, и како скончася». Второй игумен Печерской обители внес имя старца Марка в монастырский синодик. Преподобный игумен Корнилий (память 20 февраля) усомнился в верности этой записи и велел изгладить его имя из синодика. Внезапно он тяжело заболел и получил откровение, что наказан за то, что приказал вычеркнуть имя преподобного Марка из монастырского диптиха. Испросив прощение слезной молитвой у гроба старца Марка, игумен Корнилий восстановил его святое имя. Когда была выкопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми.

В 1472 году крестьянин Иван Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто приходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанавливалась.)

На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу «Шестник» – переселенец. Он был родом из «Московския страны» и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, поставленной от пскович» во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную «Богом зданную пещеру», чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.

Вскоре заболела его жена и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене «Богом зданной пещеры», но ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это – знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще усерднее.

Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псковского Троицкого собора освятить ее, но те решились не сразу, «ради необычного места». Тогда преподобный Иона испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила.

15 августа 1473 года пещерный храм был освещен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы – прозрела слепая женщина – «посла Милосердый Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю». (Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием – храмовая икона пещерной церкви.) День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел во Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель данных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен.

Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.


Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских,    глас 8

Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.




***



Неделя 4-я Великого поста. Глас 3

Великий пост


Евангельские Чтения этого дня:

http://days.pravoslavie.ru/Days/20210329.html


Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



(Ев. 6, 13-20; Мк. 9, 17-31). В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф. 5, 1-12). В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.


Патриархия.ru
Православие.ru

 20 
 : 10 Апреля 2021, 23:24:07 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Дмитрий Н

11 апреля


Сегодня, в день «апофеоза русской славы среди иноплеменников», мы вспоминаем мать великого русского поэта Н.О.Пушкину, скульптора С.М.Волнухина, художника Н.И.Кострова; Героев Советского Союза А.В.Алешина и Н.Ф.Романова ... 

 




Вступление русских войск в Париж, 1814

В этот день, 29 марта 1814 года, пришедшийся тогда на первый день Светлого Христова Воскресения, Государь Император Александр I Павлович, находясь во главе доблестной Русской армии, вступившей в Париж, устроил публичное православное богослужение – «апофеоз русской славы среди иноплеменников».

На площади Согласия, где революционерами в 1793 году был злодейски казнен французский король Людовик XVI и его супруга королева Мария Антуанетта, был воздвигнут алтарь, вокруг которого встали семь русских священников из полкового духовенства, в праздничных облачениях. С утра на бульварах и улицах Парижа выстроилось около 80 тысяч человек союзной армии, в основном русские. Толпы любопытных теснились вокруг Тюильри и по набережной Сены.

«И вот, - вспоминал Император Александр I, - при бесчисленных толпах парижан всех состояний и возрастов, живая гекатомба наша вдруг огласилась громким и стройным русским пением... Все замолкло, все внимало!.. Торжественная была эта минута для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения из холодной отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших в Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу. Сыны Севера совершали как бы тризну по королю французскому. Русский царь по ритуалу православному всенародно молился вместе со своим народом и тем как бы очищал окровавленное место пораженной царственной жертвы. Духовное наше торжество в полноте достигло своей цели; оно невольно втолкнуло благоговение в самые сердца французские».

После завершения богослужения, отмечал Государь, «французские маршалы, как многочисленная фаланга генералов французских теснилась возле русского креста и друг друга толкала, чтоб иметь возможность скорее к нему приложиться. Так обаяние было повсеместно, так оторопели французы от духовного торжества русских».



***





Сегодня, 11 апреля, мы вспоминаем Надежду Осиповну Пушкину (урожд. Ганнибал), мать великого русского поэта А.С.Пушкина, скончавшуюся в 1836 году. Она родилась 2 июля 1775 г. в семье Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком. Веселая, всегда оживленная, она свободно чувствовала себя в светском обществе. Ее называли прекрасной креолкой, тем самым подчеркивая ее необычное происхождение. Надежда Осиповна чрезвычайно гордилась успехами своего старшего сына Александра. Во время Михайловской ссылки поэта, заботясь о его здоровье, она хлопотала о разрешении Пушкину выехать из деревни для лечения, потом радовалась его приезду в Петербург в мае 1827 г. Во время последней болезни матери Пушкин проявлял большую заботу о ней, а после её смерти «жаловался на судьбу» за то, что он так недолго «пользовался нежностью материнскою». Н.О.Пушкина скончалась в 1836 г. Пушкин сам отвёз тело матери для погребения в Святогорский монастырь и выказал желание быть похороненным рядом.



***





Сегодня также день памяти скульптора Сергея Михайловича Волнухина, скончавшегося в 1921 году. Он родился 8 ноября 1859 г. в Москве. Будущий скульптор учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1886) у С.И.Иванова. В 1910 г. избран академиком Петербургской Академии Художеств. По взглядам на творчество Волнухин был близок к передвижникам. Наиболее известны его скульптурные портреты А.М.Корина и П.М.Третьякова, хранящиеся в Третьяковской галерее, памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, открытый в 1909 г. В 1895-1918 гг. Сергей Михайлович преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.




***





Сегодня также день памяти художника, живописца, графика, члена Санкт-Петербургского Союза художников Николая Ивановича Кострова, скончавшегося в 1996 году. Он родился 19 мая 1901 г. в селе Васильевском Вятской губернии в семье священника. Двоюродный племянник братьев Васнецовых. В 1926 г. Николай Костров окончил ленинградский Вхутеин (Высший художественно-технический институт), участвовал в выставках, писал портреты, пейзажи, натюрморты, иллюстрировал книги. Работал в технике масляной живописи, коллажа, карандашного рисунка. В 1932 г. Николая Кострова приняли в учрежденный Ленинградский Союз советских художников, членом которого он состоял свыше 70 лет.

В 1950-1970 годы Николай Костров совершил творческие поездки в Армению, по старинным городам Вологодской и Владимиро-Суздальской земли. Впечатления от этих поездок послужили материалом для многочисленным графических и живописных работ. Персональные выставки художника были показаны в Ленинграде (1937, 1962, 1973, 1979), Москве (1974, 1983) и Санкт-Петербурге (1996). Произведения Николая Ивановича Кострова находятся в Государственном Русском Музее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах. Более 50 его работ хранится в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М.Васнецовых. Скончался в Санкт-Петербурге на девяносто пятом году жизни и был похоронен на Смоленском кладбище.




***




В этот день 1958 года скончался народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР Константин Федорович Юон, происходивший из немцев католического вероисповедания.




***





В этот день 1963 года скончался Герой Советского Союза, танкист Николай Фёдорович Романов. Он родился в крестьянской семье в деревне Мартыново Тверской области 15 марта 1916 г. Закончив всего 5 классов, устроился на работу бригадиром тракторной бригады. В 1937 г. юноша был призван в танковые войска Красной Армии. Служил на Дальнем Востоке, где встретил начало Великой Отечественный войны. В 1941 г. окончил курсы младших лейтенантов. С августа 1945 г. Романов принимал активное участие в боях против японских войск за Фуцзинский укрепленный район и город Фуцзинь в Китае. Был командиром танка 2-го батальона 171-й танковой бригады 15-й армии 2-го Дальневосточного фронта. 11 августа 1945 г. танковый батальон, в котором служил лейтенант Романов, прикрывал продвижение советских войск. Несмотря на существенные повреждения танка, экипаж под руководством Романова на протяжении шести часов продолжал вести бой, ожидая поддержки главными силами батальона. Н.Ф.Романов получил звание Героя Советского Союза Также был награждён орденами Ленина, Красной Звезды. После войны Романов остался в армии, закончил в 1949 г. Высшую офицерскую школу. Несколько лет был комендантом гарнизона в Калининградской области. С 1957 г. в звании майора Николай Фёдорович вышел в запас. Последние годы жизни провел в Калининграде.




***





В этот день 1974 года скончался Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы старший сержант Андрей Васильевич Алёшин. Он родился 21 мая 1905 г. в деревне Новосёлки ныне Козельского района Калужской области в крестьянской семье. Работал председателем сельского совета, бухгалтером в совхозе. Участвовал в советско-финляндской войне в 1939-1940 гг. В Великую Отечественную войну в декабре 1941 г. вновь был призван в Красную Армию и направлен на фронт. Алёшин был командиром орудийного расчета 175-го гвардейского артиллерийско-миномётного полка 4-й гвардейской кавалерийской дивизии 2-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Белорусского фронта. 26 июля 1944 г. Алёшин выкатил своё орудие в боевые порядки пехоты и прямой наводкой отразил атаку автоматчиков противника, а 27 июля в боях за город Мендзыжец-Подляски уничтожил 3 пулемёта противника и склад боеприпасов. За свой подвиг в августе 1944 г. был награждён орденом Славы 3-й степени. 28 января 1945г. у города Дандсбург вместе со своим расчётом Алёшин отбил контратаку противника. При этом были уничтожены свыше десяти гитлеровцев и пулемёт. 30 января 1945 г. расчётом Алёшина были отражены 3 атаки противника, уничтожены более 20 солдат и офицеров противника и 3 пулемёта. В марте 1945 г. отважный воин был повторно награждён орденом Славы 3-й степени (19 августа 1955 г. был перенаграждён в соответствии со статутом ордена орденом Славы 1-й степени). В начале мая 1945 г. расчёт Алёшина отбил три атаки противника, уничтожив два взвода противника и пулемёт. Когда закончились снаряды, бойцы расчёта отбили ещё 5 атак, ведя огонь из стрелкового оружия. В июне 1945 г. Алёшин был награждён орденом Славы 2-й степени. Звание Героя Советского Союза гвардии старшему сержанту Алёшину было присвоено 31 мая 1945 г. После окончания войны Алёшин вернулся на родину. Работал в совхозе «Красный плодовод» главным бухгалтером. Его имя носит улица в Козельске.




***




Также в этот день 11 апреля в Русской истории произошли следующие события:



1770 - После шестидневной осады русским десантом под командованием И. А. ГАННИБАЛА взята крепость Наварин. Русские корабли получили базу для стоянки и ремонта с удобной бухтой. «Первый Наварин» в истории русского флота.

1828 - НИКОЛАЙ I подписал указ о создании Румянцевского музея, основу которого составила коллекция графа Н. П. РУМЯНЦЕВА.

1832 - В России введены звания Почетных граждан для некоторых категорий лиц недворянского происхождения. Оно могло быть личным и потомственным, освобождало его обладателей от платы подушной подати, рекрутских и прочих повинностей, а также телесных наказаний. Присваивалось звание только именным указом императора, было очень редким и отличалось от званий почетных граждан города, которое со второй половины XIX века могло присваиваться городскими властями горожанам как особая дань уважения к их заслугам.



1944 - Западнее города Скала наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника, пробивавшихся на помощь окруженной группировке своих войск. Ценой больших потерь в живой силе и технике противнику удалось занять Бунач и соединиться в этом районе с окруженной группировкой.
В Румынии, к югу от города Ботошани, наши войска, форсировав реку Серет, овладели городом и крупным железнодорожным узлом Пашкани, а также с боями заняли населенные пункты Ротунда, Концешть, Кристештий, Топиле, Гэштешть и железнодорожные станции Леспези, Кристештий.
На Ясском направлении наши войска продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли несколько населенных пунктов.
На Кишиневском направлении наши войска заняли более 30 населенных пунктов, в том числе Гартоп, Глинное, Карманово, Павловка, Шибка, Комаровка, Ново-Александровка. На Тираспольском направлении наши войска овладели районным центром Молдавской ССР Слободзея Молдаванская, а также заняли более 100 других населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты Кассель, Плоское, Славяносербка, Гребеники, Константиновка, Владимировка, Ближний Хутор, Суклея, Карагаш, Слободзея Русская, Чобручи, Глинное, Коротное, Незавертайловка, и железнодорожную станцию Ново-Савицкая. наши войска вплотную подошли к городу Тирасполь и завязали бои на его окраинах.
К югу и юго-западу от города Одесса наши войска овладели населенными пунктами Гросс-Либенталь, Клейн-Либенталь, Дерибасовка, Средний и Большой Фонтан.
Войска 4-го Украинского фронта овладели городом и важнейшим железнодорожным узлом Крыма — Джанкой, с боями заняли более 50 других населенных пунктов, в том числе Монастырка, Байсары, Ново-Александровка, Большая Магазинка, Ново-Ивановка, Леккерт, Татаркой, Владимировка, Тюй-Тебе, Джанай, 21-й Участок и железнодорожные станции Чирик, Богемка, а также очистили от противника Чонгарский полуостров, заняв при этом населенные пункты Чень-Трень, Чонгар, Марьяновка, Васильевка, Екатериновка и железнодорожные станции Джимбулук, Чонгар.
Войска Отдельной Приморской армии, перейдя в наступление, прорвали сильно укрепленную оборону противника на Керченском полуострове и овладели городом и крепостью Керчь — важным опорным пунктом обороны немцев на восточном побережье Крыма. Развивая наступление, наши войска продвинулись на запад от Керчи до 30 километров, перевалили через Турецкий Вал и с боями заняли более 40 населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты Катерлез, Мама Русская, Большой Бабчик, Труд Крестьянина, Чурбаш, Мысырь, Джайлав, Чистополье, Кош-Кую, Михайловка, Айман-Кую, Маяк-Салын, Аджыэли, Султановка, Сараймин, и железнодорожные станции Багерово, Салын.

1945 - В полосе Карпат, западнее города Ружомберок, наши войска, наступая совместно с чехословацкими и румынскими войсками, с боями заняли город и железнодорожную станцию Святой Мартин, узловую железнодорожную станцию Врутки и более 40 других населенных пунктов, в том числе Шутово, Ратково, Турани, Сучаны, Дражковце, Забарье, Жабокреки, Бистричка, Требостово, Прибовце, Валча, Лазаны, Врицко.
Северо-западнее Братиславы войска 2-го Украинского фронта заняли на территории Австрии населенные пункты Дюрнкрут, Штилльфрид, Оллерсдорф, Вейдендорф, Эбенталь, Проттес, Орельм, Шпаннберг, Мацен, Раггендорф, Рейерсдорф.
В Вене войска 3-го Украинского фронта, форсировав Дунайский канал, овладели юго-восточной половиной городского района, расположенного между каналом и рекой Дунай.

1945 - Войска США захватывают завод ракет ФАУ в Нордхаузене и срочно эвакуируют все оборудование, чтобы оно не досталось русским. Эпизод гонки за немецкое ракетное наследство. Польский полигон и Пенемюнде захватывают и эвакуируют советские войска. Затем по Ялтинскому договору занимают и Нордхаузен. Л.М.Гайдуков добился разрешения Сталина откомандировать в Германию специалистов по ракетной технике, бывших «зеков», работавших пока ещё в так называемой Казанской «шараге». В списке Гайдукова были Королёв, Глушко, Севрук и ещё два десятка бывших «врагов народа». Гайдуков возглавил многопрофильный институт «Нордхаузен», в котором Королева назначил главным инженером.

1962 - Скончался Юлиан Александрович ШИМАНСКИЙ (17.12.1883 — 1962), ученый-кораблестроитель, академик (1953).

1990 - На вооружение принят модернизированный вариант зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Тунгуска" - 2К22М "Тунгуска-М". Основными доработками комплекса были введение в его состав новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом "Ранжир" (ПУ-12М) и командирским пунктом ППРУ-1М(ППРУ-1), а также замена газотурбинного двигателя агрегата электропитания комплекса на новый - с повышенным ресурсом работы (600 вместо 300 часов).

1999 - Слободан Милошевич передал Б.Ельцину письмо с просьбой о присоединении Югославии к Союзу России и Белоруссии.




http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/11/etot_den_v_russkoj_istorii/
http://www.warheroes.ru
http://www.pobeda.ru/

Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!