Русская беседа
 
20 Января 2021, 22:54:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
 11 
 : Сегодня в 00:25:15 
Автор Алексей Поповкин - Последний ответ от Дмитрий Н

Как родился праздник Крещения Господня

Дмитрий Володихин,  Фома.Ru



Фото: flickr.com/spbpda
<...>    

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Русская православная церковь празднует Крещение Господне 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус – не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название – Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро – еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант – «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство – наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными – с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие – один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды – и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй – на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие – даже если никого из новообращенных нет в храме – сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме – для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».


http://www.pravoslavie.ru/89790.html

 12 
 : Сегодня в 00:25:03 
Автор Алексей Поповкин - Последний ответ от Дмитрий Н

Давайте будем соучастниками!

Когда святая вода действительно освящает нас?


О смысле и значении праздника Крещения Господня, о том, как и когда проявляется благодатная сила святой воды и может ли она оказаться «бесполезной», рассуждает протоиерей Александр Лебедев.


Фото: В.Ештокин / Expo.Pravoslavie.Ru

Каждый православный праздник – это свидетельство о том, что Бог, несмотря на все наши грехи, немощи и недостатки, не оставляет нас Своей милостью; это напоминание о том, что Бог сделал «нас ради человек и нашего ради спасения». Вместе с тем каждый православный праздник – не только воспоминание о каких-то прошедших событиях, но еще и проекция этих событий в нашу повседневность.

Праздник Крещения Господня (или иначе – Богоявления) яркий тому пример. Мы не просто вспоминаем погружение Христа в воды реки Иордан – мы на самом деле соприкасаемся с той самой благодатью, которая вместе с нашим Спасителем снизошла на воды этой реки. Как в евангельские времена вода реки Иордан освятилась прикосновением к телу Спасителя, так и в наши времена она освящается в этот день молитвой Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть Тело Христово. Как в давние времена Бог явил Себя в Своем Сыне – Христе, так и в наши времена Он являет Свою силу нам через благодатные свойства святой крещенской воды, которая дарует «недугов исцеление, бесам губительна, ангельския силы исполнена… ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядна» (из молитвы на Великом водосвятии).

    Благодатная сила святой воды напрямую зависит от нашей с Богом синергии

Есть в православном богословии термин «синергия», по-гречески он означает «соучастие». Спасение человека возможно лишь при его (человека) сотрудничестве с Богом: спасение и вечная жизнь – это дар Бога, но его нужно принять и сохранить, а это уже требует усилий человека. Бог не может спасти человека без участия самого человека. Таким образом, синергия означает совпадение воли и усилий Бога и человека. Я заговорил об этом для того, чтобы напомнить: благодатная сила святой воды, то, как она проявляется в нашей жизни, тоже напрямую зависит от нашей с Богом синергии. Святая вода служит «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей и недугов» в том случае, если мы сами стремимся к тому же – к очищению души и преодолению своих грехов.


Фото: В.Ештокин / Expo.Pravoslavie.Ru

    Воспринимая святыню как инструмент благополучия, мы убиваем ее, делаем для себя бесполезной

Обывательскому сознанию свойственен потребительский взгляд на окружающее: мы чрезвычайно отчетливо видим всё то, что приносит или может принести нам доход, пользу, удовольствие, вместе с тем мы стремимся избегать того, что требует от нас усилий, труда, жертвы. В крещенской святой воде все мы видим возможность поправить или утвердить наше благополучие – прежде всего, конечно, здоровье. (Под «всеми нами» я имею в виду верующих людей, считающих себя православными; отношение атеистов или сектантов к святой воде либо равнодушное, либо враждебное – их я не беру в расчет.) Однако многие ли из нас осознают, что, прибегая к помощи святой воды, мы берем на себя обязательство трудиться над исправлением своих грехов и преодолением своих страстей? Многие ли из нас осознают неразрывную связь телесной пользы и духовных усилий? А это важно осознавать, потому что телесное и духовное в человеке связаны неразрывно, отрыв души от тела мы называем смертью, прекращением жизни. Это справедливо и по отношению к святой воде – свою живительную силу она проявляет тогда, когда человек воспринимает ее как целостную духовно-телесную реальность. Если мы расчленяем эту реальность – воспринимаем святыню лишь как инструмент, способный «сделать мне хорошо», – то тем самым мы убиваем ее, лишаем жизни, делаем для себя бесполезной. Святая вода, конечно, не перестает быть святой – она перестает быть освящающей нас. Будем об этом помнить и будем трудиться над преодолением наших грехов, тогда благодать, даруемая святой водой, станет для нас источником сил для этого труда, плоды которого – исцеление души и тела. Аминь.


Священник Александр Лебедев

http://www.pravoslavie.ru/89716.html

 13 
 : Сегодня в 00:19:45 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Дмитрий Н

Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.





Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории.

Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия.

В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

О святом Иоанне Крестителе см.:  Мф. 3, 1-16;   Мф. 11, 1-19;   Мф. 14, 1-12;   Мк. 1, 2-8;   Мк. 6, 14-29;    Лк. 1, 5 - 25Лк.1, 39 - 80Лк.3, 1 - 20Лк. 7, 18 - 35Лк. 9, 7 - 9;   Ин. 1, 19-34;   Ин. 3, 22-26.

В тот же день вспоминается перенесение десной руки святого Предтечи из Антиохии в Царьград (956) и чудо святого Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце ХIV - начале ХV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.

В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796-1801) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. На этот праздник была составлена особая служба.

Помимо Собора честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Русская Православная Церковь празднует следующие его памяти: 23 сентября - зачатие (2 г. до Р. Х.); 24 июня - рождество (1 г. до Р. Х.); 29 августа - усекновение главы († ок. 32); 24 февраля - первое (IV) и второе (452) обретение главы; 25 мая - третье обретение главы (ок. 850); 12 октября - перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).



Тропарь Предтечи,    глас 2

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.


Кондак Предтечи,    глас 6

Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.




***



Седмица 33-я по Пятидесятнице . Глас 7


Евангельские Чтения этого дня:

https://days.pravoslavie.ru/Days/20210107.html


Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




(Дея. 19, 1-8; Ин. 1, 29-34). Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину "Агнец Божий, Который берет на себя грех мира", - есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и уверовали. От них прошло это свидетельство в народ и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек. Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме, предложил главам церковным вопрос откуда крещение Иоанново, с неба или от человек (Мк. 11, 29)? Те устранились от ответа; потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это; тотчас должны были признать и свидетельство его, что перед ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства Св. Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства.


Патриархия.ru
Православие.ru

 14 
 : Сегодня в 00:15:29 
Автор Дмитрий Н - Последний ответ от Дмитрий Н

20 января


Сегодня мы вспоминаем царя Феодора Иоанновича, героев Советского Союза Г.С.Григорьева и А.С.Евстигнеева …
 






Сегодня мы вспоминаем последнего Царя из династии Рюриковичей, сына Государя Иоанна IV Грозного и Анастасии Захарьиной-Юрьевой Феодора Иоанновича, который скончался на второй день после праздника Крещения 7 января 1598 года.

Он вступил на Престол в ночь с 18 на 19 марта 1584 года. По отзыву англичанина Д.Флетчера, новый Царь был "росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах... Он прост..., но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен".  «… До крайности суеверен» - так «гордый взгляд иноплеменный» судил о кротком и боголюбивом Феодоре Иоанновиче.

Государь Иоанн Грозный, передавая власть Феодору, поручил сына и государство заботам ближних бояр - И.Ф.Мстиславского, Н.Р.Захарьина-Юрьева, И.П.Шуйского и Б.Ф.Годунова. Последний из них - Борис Годунов, на сестре которого Ирине был женат Феодор Иоаннович - и стал фактическим правителем страны. "Феодор молится, а Борис управляет", - говорили злые языки. При последнем Рюриковиче свершилось великое дело на Руси - было учреждено Патриаршество. Это случилось 23 января 1589 г. Этим актом Русь окончательно заявила о себе как о наследнице Византийской империи, Третьим Римом. Промыслительно, что русский народ обрел Патриарха в канун первой смуты.

Царь скончался бездетным, пресеклась династия Рюриковичей. Когда Феодор лежал уже на смертном одре, Патриарх и бояре спросили: «Кому царство, нас, сирот, и свою царицу приказываешь?» Царь ответил тихо: «Во всем царстве и в вас волен Бог: как Ему угодно - так и будет; и в царице мой Бог волен, как ей жить, и об этом у нас уложено».

А.Д.Нечволодов пишет: «Народ, услышав весть о смерти Государя, толпами шел в Кремль; все выражали свою глубокую скорбь, и многие горько рыдали. Феодор Иоаннович был последним Царем из дома Рюрика, давшего столько великих Государей Русской Земле. Непомерное напряжение всех сил на пользу Родине, которое служило отличительной их чертой на протяжении веков, по-видимому, привело в его лице царский род к истощению».

В народном сознании Царь Феодор Иоаннович оставил по себе добрую память как боголюбивый и милостивый Государь.


***




Сегодня мы также вспоминаем Героя Советского Союза Георгия Степановича Григорьева.

Григорьев Георгий Степанович - разведчик 94-й гвардейской отдельной разведывательной роты 91-й гвардейской стрелковой дивизии 39-й армии Западного фронта, гвардии сержант.

Родился в 1924 году в деревне Лошки Можайского района Московской области в семье крестьянина. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года.

20 января 1944 года группа воинов, в которой был и Георгий Григорьев, находясь в разведке в районе деревни Волчки (южнее Витебска), уничтожила до 20-ти гитлеровцев и захватила двух «языков».

В критический момент боя, будучи уже тяжело ранен, отважный воин, собрав последние силы, бросился на вражеский пулемёт. Разведчики выполнили боевую задачу.

Похоронен в деревне Шапуры Витебского района Витебской области Белоруссии. На могиле установлен памятник.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии сержанту Григорьеву Георгию Степановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.


***




Сегодня мы также вспоминаем Героя Советского Союза Александра Семёновича Евстигнеева.

Евстигнеев Александр Семёнович - стрелок 1085-го стрелкового полка 322-й стрелковой дивизии 60-й армии 1-го Украинского фронта, рядовой.

Родился в 1894 году в деревне Пёстровка ныне Стерлитамакского района Башкирии в крестьянской семье. На фронте Великой Отечественной войны с мая 1942 года.

А.С. Евстигнеев совершил подвиг 20 января 1945 года. Вскочив на вражеский бронетранспортер, он гранатами уничтожил его экипаж. Во время очередной контратаки противника А.С. Евстигнеев подорвал вражеский танк, ценой своей жизни обеспечив выполнение боевой задачи. Танки и бронетранспортеры гитлеровцев не дошли до боевых порядков нашей пехоты, контратака противника была сорвана. Похоронен в с.Борек Фоленски, (Краковское воеводство, Польша).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество рядовому Евстигнееву Александру Семёновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, медалью.

В деревне Петровка Стерлитамакского района Башкирии Герою Советского Союза Евстигнееву А.С. установлен памятник.


***




Также в этот день 20 января в Русской истории произошли следующие события:



1388 - Завершив трехлетние скитания после бегства из Орды, сын Дмитрия Донского князь Василий вернулся в Москву.

1652 - Посольство украинских казаков отправилось из Чигирина в Москву для заключения союза с Россией.

1793 - Скончался Александр Алексеевич ВЯЗЕМСКИЙ (14.8.1727 - 1793), князь, генерал-прокурор, один из ближайших сановников ЕКАТЕРИНЫ II.

1817 - В России создано Императорское минералогическое общество.

1825 - В Москве открывается Большой театр.

1865 - Родился Патриарх Тихон, (Василий Иванович Белавин), (ум. 25.03.1925), возглавлявший патриарший престол в годы жестоких гонений на Русскую Православную Церковь.

1887 - В возрасте 24 лет умер Семен НАДСОН, один из ведущих поэтов того времени.

1921 - В составе РСФСР образована Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика.



1942 - В течение 20 января наши войска продолжали теснить немецко-фашистские войска на запад. Противник несет большие потери. Наши части заняли город Можайск.

1942 - От Советского Информбюро

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 20 ЯНВАРЯ

В течение ночи на 20 января наши войска продолжали вести активные боевые действия против немецко-фашистских войск.

За два последних дня бойцы Н-ского соединения (Западный фронт) захватили 27 вражеских орудий, из них 6 дальнобойных, 44 пулемёта, 243 автомашины, 7 тягачей, 3 радиостанции. Немцы потеряли убитыми 600 солдат и офицеров. На другом участке кавалеристы тов. Белова, произведя внезапный налёт на противника, перебили 500 вражеских солдат и офицеров.
Бойцы части тов. Лысенко, действующей на одном из участков Западного фронта, в результате трёхчасового боя заняли селение А. и захватили 3 немецких танка, 6 орудий, 5 автомашин, 40.000 патронов и много другого военного имущества. На поле боя осталось 200 трупов солдат и офицеров противника.

Артиллеристы батареи младшего лейтенанта Теплякова, умело замаскировав орудия, подпустили на близкое расстояние четыре немецких танка и расстреляли их прямой наводкой. В этом же бою батарея тов. Тепляком уничтожила вражескую миномётную батарею.

Объединённые отряды орловских партизан окружили в Брянских лесах большой карательный отряд, посланный немцами для поимки партизан. В происшедшем бою убито 200 немецких солдат и офицеров. В руки партизан попали богатые трофеи.

У убитого на подступах к Севастополю немецкого ефрейтора 2 роты 32 пехотного полка Рудольфа Тунша найден дневник. Приводим краткие выписки из этого дневника:

«13 декабря. Двигаемся к фронту для штурма Севастополя.

17 декабря. Русские стреляют как никогда и как раз туда, где мы находимся.

18 декабря. Кран, Гербер, Гейнц, Маттелде убиты. Сегодня у нас много мёртвых и почти 30 процентов раненых.

20 декабря. Наконец-то мы окапались. Ночь и весь день прошли в боях. Ружейные залпы, миномётный, артиллерийский огонь. Можно сойти с ума... Эдгард ранен, Дональд Рейф также. Я назначен командиром отделения, но со мной только 5 солдат. А весь взвод насчитывает лишь 12 человек. Нервы слабеют.

21 декабря. Продвинуться не удалось. В течение 3 дней без сна, без покоя, что может быть хуже?

22 декабря. Всё ещё лежим здесь. Кто нас вызволит из этого тяжёлого положения? Русские нас совершенно сотрут с лица земля. В нашей роте осталось 42 человека. От этого можно обезуметь».

У убитого немецкого солдата Герберта Фридмана найдено письмо от дяди из Дрездена. В нём говорится: «Жаль, что ты влип в эту битву. Но и нам не сладко. Очень хотелось тебе послать чего-нибудь. Но мы сами скоро протянем ноги».

В селе Кривино, Тосненского района, Ленинградской области, гитлеровские бандиты закопали живыми в землю директора школы Воробьёва и заведующего лесопунктом Матвеева. Перед этим немцы долго издевались над своими жертвами: избивали прикладами, кололи ножами, отрубили кисти рук.


ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 20 ЯНВАРЯ

В течение 20 января наши войска продолжали теснить немецко-фашистские войска на запад. Противник несёт большие потери. Наши части заняли город Можайск. Захвачены пленные.
За 19 января уничтожено 16 немецких самолётов. Наши потери — 5 самолётов.

За 19 января части нашей авиации уничтожили 39 немецких танков, 2 бронемашины, более 730 автомашин с войсками и грузами, 12 орудий с прислугой. 6 зенитно-пулемётных точек, подожгли 2 железнодорожных эшелона, разрушили 21 железнодорожный вагон, рассеяли и частью истребили 7 батальонов пехоты противника.

Заняв районный центр Осташево, часть тов. Алексеева захватила 15 вражеских танков, 101 автомашину, 2 склада с боеприпасами и другие трофеи.

В ожесточённом бою с противником у села Плесенское (Западный фронт) часть тов. Боброва вывела из строя около 500 солдат и офицеров противника и захватила большой обоз с военным имуществом. На другом участке бойцы подразделения младшего лейтенанта Подрезова успешно отразили контратаку вражеского батальона. На поле боя осталась до 200 трупов немецких солдат и офицеров. Красноармеец М. Фомин подбил в этом бою из своего противотанкового ружья 2 немецких танка.

Наша часть, действующая на одном из участков Северо-Западного фронта, выбив немцев из населённого пункта, захватила 100 вражеских автомашин, 9 орудий, склад горючего и склад с продовольствием, большое количество пулемётов, винтовок, мотоциклов и другого военного имущества.

Красноармеец тов. Васильев, обнаружив в окопе 15 вражеских солдат, незаметно подполз к окопу и забросал его гранатами. Все 15 гитлеровцев были уничтожены.
Партизанский отряд тов. Ф., действующий в одном из районов Московской области, захваченных немцами, ведёт успешную борьбу против гитлеровцев. Ниже приводим выдержки из дневника командира отряда:

«6 января. Встретили на дороге две немецкие повозки с грузом. Повозки уничтожили. Оказавших сопротивление 5 солдат и офицера убили.

8 января. Разрушили телефонную линию противника. Уничтожили ещё две повозки. В завязавшейся перестрелке с немцами убили 5 солдат и 2 офицеров.

9 января. Из засады застрелили 6 немецких солдат и офицера, патрулировавших дорогу.
11 января. Совершили нападение на вражеский обоз в 100 подвод. Огнём из автоматов и винтовок убили 45 немцев. Подожгли 2 фургона с боеприпасами.

12 января. Вырезали два пролёта кабельной связи. В другом месте разрушили линию связи на протяжении 600 метров. Убили 3 немецких солдат и офицера. Заминировали несколько участков дороги».

Пленный ефрейтор 1 роты 402 немецкого велобатальона Фриц Грушке на допросе привёл следующие данные о потерях батальона за последнюю неделю: «Убитых— 55 человек, раненых —112. Из строя выбыло также 112 обмороженных солдат. Кроме того, свыше 120 больных солдат отправлено в госпитали».

Курт Рем из Хемниц (Германия) писал немецкому обер-ефрейтору Максу Юнгансу на советско-германский фронт: «Не жизнь у вас там, а мука. Да и у нас то же самое. Снова получен список убитых; среди них Курт Гайн и Фриц Миллер. В общем и здесь на родине нехорошо. Часто даже нечего покушать».

Близ гор. Цейц (Германия) гитлеровские бандиты подожгли баржи, в которых находились пленные красноармейцы. Выбегавших из горящих бараков людей изверги расстреливали из пулемётов.
1943 - Войска Воронежского фронта сломили сопротивление блокированного гарнизона противника и овладели городом Острогожск.

На Юго-Западном фронте наши войска, продолжая развивать наступление, заняли районный центр и крупную железнодорожную станцию Белокуракино, районный центр Беловодск, крупные населенные пункты Даниловка, Городище, Большая Черниговка, Митякинская и железнодорожную станцию Чеботовка.

Войска Южного фронта в результате решительной атаки овладели городом и крупной железнодорожной станцией Пролетарская. Северный берег Манычского канала на всем протяжении очищен от немецко-фашистских войск.

Войска Закавказского фронта в результате упорного боя овладели городом и крупной железнодорожной станцией Невинномысск, районным центром Икон-Халк, железнодорожной станцией Эркен-Шахар, населенными пунктами Эркен-Халк, Клычевский и другими.

1944 - Войска Ленинградского фронта продолжали развивать успешное наступление и овладели городом и железнодорожным узлом Урицк (Лигово), а также с боями заняли населенные пункты Тималово, Большой и Малый Симоногонт, Сашино, Беззаботный, Стрельна, поселок Володарского, Сосновая Поляна, поселок Ленина, Рюмки, Иннолово, Ниукази, Малое и Большое Никкарово, Куттузи, Капорская, Алакюля, Коцелово, Михайловка, Расколово, Нижняя. Войска, наступающие из района Пулково, соединились с войсками, наступающими из района южнее Ораниенбаума. Отдельные разрозненные группы разгромленных немецко-фашистских частей окружены нашими войсками и уничтожаются.
Войска Волховского фронта в результате умелого обходного маневра 20 января штурмом овладели городом Новгород. Продолжая развивать наступление, войска фронта овладели населенными пунктами Долгово, Старая Мельница, Большое Ляпино, Горынево, железнодорожной станцией Нащи и вели успешные бои по ликвидации окруженных частей противника в лесах западнее Новгорода.
Севернее Христиновка наши войска успешно отбили контратаки пехоты и танков противника.

1945 - Войска 3-го Белорусского фронта 20 января штурмом овладели городами Восточной Пруссии Тильзит, Гросс Скайсгиррен, Ауловенен, Жиллен и Каукемен - важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев на Кенигсбергском направлении, а также с боями заняли более 250 других населенных пунктов, среди которых Каркельн, Рагинг, Скепен, Бриттанин, Рукен, Йургайтшен, Грюнхайде, Штаблякен, Биркенфельде, Куттен, Бибелен, Блумберг, Пройсендорф и железнодорожные станции Помлеттен, Аргенингкен, Верфен, Грюнхайде, Байтчен.
Войска 2-го Белорусского фронта овладели на территории Польши городами Хожеле, Яново, Зелюнь, Бежунь, Дробин, Вышогруд, а также с боями заняли более 500 других населенных пунктов, в числе которых Дурляссы, Малехово, Гачиска, Еднорожец, Рембелин, Белявы, Бялуты, Скурпе, Вылязлово, Любовидз, Бруднице, Журомин, Липники, Козеброды, Гура, Воровице, Оршимово.
Войска 1-го Белорусского фронта в результате стремительного наступления танковых соединений и пехоты овладели городами Влоцлавек и Бжесьць-Куявски - крупными узлами коммуникаций и опорными обороны немцев на левом берегу Вислы. Одновременно войска фронта, форсировав реку Варта, с боем заняли город Коло. В ходе наступательных боев за 20 января войска фронта также овладели городами Гомбин, Коваль, Ходеч, Домбровице, Озоркув, Пабянице, Тушин, Ласк и заняли более 1000 других населенных пунктов.
Войска 1-го Украинского фронта овладели городами Видава, Люблинец, Олькуш, Бжеско, а также с боями заняли более 300 других населенных пунктов, среди которых крупные населенные пункты Шерцув, Русец, Осякув, Скомлин, Млыниско, Мелешын, Хотынин, Лубнице, Пшедмосце, Данковице, Луги-Радлы, Каминьско, Козегловы, Лазы, Поможаны, Острежница, Боженцин, Щепанув и железнодорожные станции Видава, Русец, Панки, Кулейе, Гербы, Богумиловце, Бядолины.
Войска 4-го Украинского фронта, продолжая наступление в трудных условиях горно-лесистой местности в полосе Карпат, с боем овладели на территории Польши городом Новы Сонч и на территории Чехословакии городами Прешов, Кошице, Бардева - важными узлами коммуникаций и опорными пунктами обороны немцев, а также с боями заняли более 450 других населенных пунктов, в числе которых крупные населенные пункты Крулювка, Слопнице, Богуша, Берест, Зборов, Клюшов, Великий Шариш, Соливар, Обишовце, Шаца, Великая Ида, Мокранце и железнодорожные станции Писажова, Каменка, Бардева, Клюшов, Гертник, Осиков, Словацкая Раславице, Дэмьята, Капушаны, Великий Шариш, Мольдава, Великая Ида, Ханиска, Барца.
В районе Будапешта наши войска продолжали бои по уничтожению гарнизона противника, окруженного в западной части города (Буда).
Южнее и юго-восточнее города Секешвехервар наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника, стремящегося прорваться на восток к реке Дунай.

1945 - Последний "огненный" таран в Великой Отечественной войне. Гвардии младший лейтенант Н. Гурин и гвардии сержант П. Арбузов из состава 58-го гвардейского Донского Краснознаменного ордена Суворова штурмового авиационного полка при штурмовке железнодорожной станции Мацишевице (Польша) направили свой горящий Ил-2 на железнодорожный эшелон противника.



1953 - Первый полет стратегического бомбардировщика М-4 ОКБ Владимира Мясищева. Самолет не имел аналогов в практике отечественного авиастроения, он значительно превосходил по размерам, массе и летным характеристикам все ранее постоенные в стране тяжелые самолеты, однако судьба его сложилась неудачно. Довольно быстро ему на смену пришел более совершенный 3М, поэтому все выпущенные М-4 переделали в топливозаправщики.

1960 - На вооружение принята МБР Р-7, знаментая "семерка" С.П. Королёва. Для военных целей она была малопригодна и на вооружении простояла недолго, но зато стала основой почти всех космических ракет-носителей.



http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/20/etot_den_v_russkoj_istorii/
http://www.warheroes.ru
http://www.pobeda.ru

 15 
 : 19 Января 2021, 17:11:31 
Автор Алексей Поповкин - Последний ответ от Дмитрий Н

Для чего крестился Господь?

Протоиерей Александр Шаргунов




Праздник Крещения Господа во Иордане — праздник Богоявления: «Бог Господь и явися нам». В Благовещении тайна Воплощения была открыта только Божией Матери. В Рождестве Христовом Бог становится видимым человечеству через пастухов и волхвов. И вот здесь, в этих водах, Христос принимает Крещение, чтобы начать служение всем людям, чтобы явиться всем.

Откровение дается пока только Иоанну Предтече, большему из рожденных женами, первому пророку Нового Завета. В этом мире, колеблемом всяким ветром учений, где слишком много пророков лжи, он стоит пророком Истины. И больше, чем пророком. Исключительность пророчества святого Иоанна Предтечи — в том, что он возвещает о приходе Христа, причем не когда-то в отдаленном будущем, а сегодня, сейчас.

Он готовит народ к этому событию призывом к покаянию, сила которого определяется близостью Христа, и глубину которого он знает больше, чем кто-либо на свете из собственного опыта молитвы в пустыне. Этот призыв его будет звучать для всех людей до скончания века. Покаяние — первое, что необходимо для того, чтобы стать христианином. И прежде чем причаститься Христовых Таин, мы должны покаяться. «Покайтесь, — говорит принимающим его крещение Предтеча, — ибо приблизилось Царство Небесное».

Для чего же крестился Господь от Иоанна? Для того чтобы все узнали Его как истинного Бога и истинного Человека, что Он «Сын и дадеся нам», Сын Божий и Сын человеческий. В Крещении Господнем происходит узнавание Его как истинного Человека. В Своем Божестве, в Превечном Совете, Он уже принял все последствия Своего Воплощения. Но было бы чудовищным, если бы Его человеческой воле, Его человеческому телу не была дана свобода принять или отвергнуть эти последствия.

Здесь, на Иордане, Христос в Своем непорочном человечестве принимает призвание стать единым с нами в нашей смертности. В Своей совершенной любви к нам Он решительно принимает то, в чем Сам нисколько не нуждается. Нет для Него никакой нужды, чтобы Он крестился крещением покаяния, ибо грех в Нем абсолютно отсутствует. И когда Иоанн с ужасом видит, что Тот, Кого он крестит, — Мессия, Христос, все понятия человеческой разумности и справедливости оказываются перевернутыми.

Точно так же Христос, Тот, Кто — вечная жизнь, Тот, Кто не может по этой причине подчиниться естественному закону смерти, предает Себя на распятие, отвергнувшись Своего всемогущества и всех последствий Своего совершенства, чтобы взять на Себя всякое человеческое ограничение, до последнего предела. И все это — не по необходимости, но из совершенной любви к нам. И потому в Крещении Господнем совершается узнавание Его как Бога.

Его Крещение было полным и совершенным отождествлением с Царством, которое Иоанн возвещал, через свидетельство о всей правде Царства Небесного, Им исполняемой. И далее, видимым знамением Духа, сходящего на Него «в виде голубине», дается нам уверение, что это — Помазанник, Царь, грядущий в Свое Царство. Он приходит теперь не в силе Страшного Суда, а в кротости голубиной: «Се, Царь твой грядет кроток». И наконец, гласом с небес, который Иоанн слышал при Крещении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», — открывается личность Царя как Сына Божия, Бога.

Как сказано в богослужебном тексте праздника, когда люди, приходящие на Иордан, входят в воду, исповедуя Иоанну свои грехи, они омываются от своих грехов, и вода становится тяжелой их грехами. Но затем Христос входит в воду, и выходит из нее, неся на Своем пречистом человеческом теле тяжесть всех грехов.

Мы празднуем это великое событие нашего спасения в радости и надежде. Мы крещены Его Крещением. После Крещения перед Господом открывается путь, ведущий ко Кресту и Воскресению. Именно это означает и наше крещение. Оно возведет меня и тебя на крест и дарует нам воскресение, если мы сохраним этот дар Господень. Я должен умереть для себя и воскреснуть со Христом для новой жизни.

Мы приходим к Нему такими, какие мы есть, исполненные грехов, но Он не даст нам остаться такими, какие мы есть. Воскресший Христос не успокоится ничем меньшим, пока не приобщит нас этой Божественной жизни, которая излилась на нас в крещении Духом Святым.

Как говорит преподобный Серафим Саровский, крещенская благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от человека еретика не отъемлется до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного свыше, по Промыслу Божию, для пожизненной пробы человека на земле.

Приидите, все крещеные, — все неверы и полуверы, все отступники от Церкви и от таинств церковных, все, предавшие святыню крещения страшными своими грехами, все, клевещущие на Бога жизнью своей, что будто Ему невозможно что-либо изменить, — еще не поздно! Но завтра все мы станем перед судом Христовой любви.

Сила Божия, которой запечатлены наши душа и тело, неодолима. И что бы с нами ни произошло, обратимся сегодня к истинному во всех грехах наших покаянию. Будем участвовать в бесконечной, каждодневной борьбе — стать теми, кем мы уже являемся во Христе, чтобы по дару Христа нашим стало Его драгоценное Царство, и Сила, и Слава. Чтобы мы были, как Он, царями по любви Его, чтобы по благодати Христовой каждый из нас, принявший святое крещение, был сыном возлюбленным Отца Небесного, в котором Его вечное благоволение.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

18.01.2021


Источник

 16 
 : 19 Января 2021, 17:05:31 
Автор Алексей Поповкин - Последний ответ от Дмитрий Н

Крещенская (Богоявленская) вода


19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением.





Крещенская вода называется также Богоявленской.

Великое водоосвящение совершается дважды. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

(Священник Василий КУЦЕНКО)


Таинство освящения воды.

Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым.

(Митрополит Иларион Алфеев)


Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы – причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.

(Священник Василий КУЦЕНКО)


По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

 
Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет мне дар Твой святый - святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.


Источник

 17 
 : 19 Января 2021, 17:04:42 
Автор Алексей Поповкин - Последний ответ от Дмитрий Н

Вся ли вода становится святой на Крещение, как ее использовать и хранить


Архимандрит Спиридон (Ходанич) о распространенных заблуждениях и суевериях, связанных с крещенской водой.



– Становится ли вся вода святой на Крещение или только та, которую освятил священник? Считается, что даже вода из крана в этот день святая... Так ли это?

– Действительно, этот вопрос животрепещущий и интересующий очень многих по причине всегдашних расхождений во мнениях как священнослужителей, так и мирян.

Наиболее правильным будет обратиться к чинопоследованию великого освящения воды Святых Богоявлений и вникнуть в смысл слов. В первом же тропаре мы увидим, что Церковь призывает нас прийти и принять Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явившегося Христа. Можно ли получить эти дары, не желая посетить Церковь и оправдывая свою лень тем, что вода святая и в водопроводе? Думаю, ответ очевиден. В чинопоследовании также есть слова, которые многие интерпретируют на свой лад, а именно, что в этот день освящается вод естество, но нигде, заметьте, не говорится, что освящается всех вод естество. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?

Традиция почитания святой воды, набранной в день Богоявления, известна с IV века. Святитель Иоанн Златоуст в своей речи на день Крещения Господня в 387 году сказал, что в праздник Богоявления все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят целый год, так как в этот день совершилось освящение ее. Снова возникает вопрос: неужели ни у кого из древних не было в доме воды, дабы ее и считать святой, а нужно было черпать и приносить домой? Нигде мы не найдем такой практики.

Если же вникнуть во все молитвы и особые прошения в чине освящения воды на Крещение, становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке. Думаю, на Ваш вопрос я ответил, хотя уверен, что у многих возникнут возражения.



– Нужно ли запастись на год крещенской водой? Говорят, что ее нужно пить при недугах. И как ее хранить?

– Каждый благочестивый христианин старается сберегать крещенскую воду на протяжении года, употребляя ее натощак, при этом не нужно набирать огромное количество: можно добавить немного освященной воды в бόльшую емкость, и вся она под действием благодати становится крещенской. 

При недугах обязательно с молитвой нужно выпить святой крещенской воды, ведь если мы посмотрим на особые прошения ектении в день освящения вод Богоявления, то увидим, что крещенская вода дается нам для того, чтобы сокрушиться сатане под ногами нашими, чтобы просветиться нам просвещением разума и благочестия и наитием Святого Духа, грехов избавлению и во исцеление души и тела.

Крещенская вода имеет название «Великая агиасма», что означает «великая святыня», и относиться к ней нужно соответственно – с благоговением. Хранить воду желательно в темном месте возле святого угла в стеклянной баночке или в ином сосуде, применяемом только для святой воды.

– Нужно ли обязательно пить воду на Крещение? При этом читаются какие-то молитвы?

– В день Богоявления все молитвы священником уже произнесены, и мы все пьем святую крещенскую воду целый день и не натощак. В другие же дни пьем только натощак и с молитвою: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

– Обязательно ли освящать свое жилище святой водой в этот день?

– Да, обязательно! Ведь в чинопоследовании освящения вод Богоявления есть прямое указание: «во освящение домов».


Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Беседовала Наталья Горошкова

Портал «Православная жизнь»



http://www.pravoslavie.ru/89798.html

 18 
 : 19 Января 2021, 15:45:59 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Выбор веры. О картинах Павла Рыженко



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=IId1dtj89ic

http://павел-рыженко.рф/документальное-кино-выбор-веры-о-карт/

https://youtu.be/IId1dtj89ic


 19 
 : 19 Января 2021, 15:05:13 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Любимая Россия Павла Рыженко. Документальный фильм



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=n45Zr-MvDOs&feature=emb_logo

https://youtu.be/n45Zr-MvDOs

https://ruskline.ru/opp/2021/01/19/bozhi_voiny_i_vnutrennyaya_tishina

 20 
 : 19 Января 2021, 14:59:35 
Автор Александр Васильевич - Последний ответ от Александр Васильевич
Божьи воины и внутренняя тишина

Тема монашества в работах Павла Рыженко



Работы Павла Рыженко, посвященные теме монашества, – лиричны и проникновенны, в отличие, скажем, от многофигурных композиций на исторические темы, которые звучат громко, порой даже пафосно. Эта проникновенность в изображении человека, который находится в гармонии с окружающим миром, а не в конфронтации с ним, – идет еще от русских художников XIX – начала XX веков (например, знаменитая «Лисичка» Михаила Нестерова (1914). «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя», – говорил преподобный Серафим Саровский. И вот именно этот «дух мирен» стремятся передать в своих работах художники, в том числе и Павел Рыженко.

Преподобному Серафиму он посвятил триптих (2006). В центральной работе святой изображен занимающим все изобразительное пространство, даже выходящим за него: если он встанет, то фигуре точно не хватит места на холсте. Тем самым подчеркивается духовная мощь, величие святого. Еще на картине – медведь, собирающийся взять хлеб из рук преподобного, кружево растений – цветов, травы на переднем плане, зелень леса на заднем – все это говорит о гармонии, в которой святой находится со всем окружающим миром. В левой части триптиха – то, что ведет к гармонии, внутренней тишине – сосредоточенная, упорная молитва. И лес на ней уже далеко на такой благостный – колючие сухие ветки елей без иголок, резкое движение совы летящей куда-то вперед – все это заставляет вспомнить о тех искушениях, с которыми сталкивался святой во время своего молитвенного подвига. В первой части триптиха святой выходит к людям. Здесь тоже есть сухие колючие ветки, но они словно расступаются – за спиной преподобного остается широкая дорога…


Павел Рыженко. «Победа Пересвета» (2005)

У Павла Рыженко есть работа «Победа Пересвета» (2005). Сюжетно это словно продолжение того, что было изображено на известной картине Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943) – где остро, динамично показан кульминационный момент битвы богатырей – татаро-монгольского Челубея и русского монаха Александра Пересвета. Рыженко в каком-то смысле композиционно идет за Авиловым – у того бой показывался на переднем плане, крупно, почти на зрителя, и у Рыженко Пересвет скачет вперед, на зрителя. Но, посмотрев на одеяния Пересвета, зритель понимает, что речь здесь не только о батальной победе, пусть и крайне важной, но и, что гораздо важнее, о победе духовной. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что в картине Авилова на Пересвете – кольчуга, а в картине у Рыженко на герое – монашеские одежды.


Павел Рыженко. «Молитва Пересвета» (2005)

На другой картине – «Молитва Пересвета» (2005) мы видим Пересвета с главным «оружием» – молитвой. Если допустить, что мы не знаем названия картины, не понимаем, кто конкретно на ней изображен, то главный посыл все равно не меняется, а копье в руке героя заставляет вспомнить другое копье – на иконе святого Георгия Победоносца, – и мыслится здесь как символ борьбы со злом…

В «Победе Пересвета» много внешнего движения, динамики – прежде всего, сама фигура скачущего на коне Пересвета, и фигуры воинов на заднем плане (они натягивают луки, падают, сраженные копьем и так далее). В «Молитве Пересвета» – движения почти нет, тишина, статика, которая нарушается (а, точнее лишь более подчеркивается) неслышно падающими листьями, шуршаньем ежика. Статична фигура коня на заднем плане, статична фигура Пересвета, замершего в сосредоточенной молитве. И эти тишина и статичность лишь еще более показывают внутреннее, духовное движение.


Павел Рыженко. «Ослябя» (2005)

Другой герой Куликовской битвы – Родион Ослабя тоже изображен застывшим в молитвенном раздумье (2005). Мир вокруг него прекрасен, наполнен солнцем, зеленью, благоуханьем цветущих деревьев. Но справа, на переднем плане – щит, шлем – напоминание, что скоро герою предстоит идти в бой. Но все-таки, перед нами не просто изображение воина, которому предстоит погибнуть в тяжелой битве, а образ воина Божьего, высота и глубина которого простираются за рамки ратной тематики.

Молитва «звучит» и в картине «Сергий» (2013). Молитва за умерших и живых, за тех, кто находится за ним, и – за всю Россию. Всеобъемлющее значение молитвы святого подчеркнуто бескрайностью окружающего мира, который развертывается за спиной преподобного Сергия. Этой цели служит и мотив дороги, уходящей куда-то влево и теряющейся в пространстве, и высокая, чуть «размытая» линия горизонта.


Павел Рыженко. «Сергий» (2013)

Тишиной наполнена работа «Муравейник» (2004) из триптиха «Покаяние». Но мы не будем останавливаться на двух других картинах: в контексте именно этого разговора мы можем пропустить трудный, противоречивый путь, по которому пришел изображенный на картине монах к вере, к «духу мирну». Ничто вокруг не мешает раздумьям, в которые погружен герой работы – листик не шелохнется, и птица словно застыла на ветке… Здесь та же гармония с природой, то же ощущение радости бытия, которые возможны только от опытного личного понимания присутствия рядом Бога. Принято считать, что муравейник – воплощение бессмысленного, суетного существования людей во внешнем мире. Однако здесь, в этой работе, муравейник выглядит лишь частью Богом созданного мира.


Павел Рыженко. «Муравейник». Центральная часть триптиха (2004)

Внутренней сосредоточенностью полна картина «Молитва» (2001). Крепкие каменные стены словно контрастируют с физической немощью пожилого монаха, но, вместе с тем, подчеркивают мощь его духа, крепкую силу молитвы. Опадающие и уже опавшие листья помогают зрителю понять, что на дворе – осень, что можно читать здесь и как приближение окончания земного пути героя. Но вместе с тем, в картине есть красные, пасхальные цвета, которые напоминают нам о настоящей Жизни.


Павел Рыженко. «Силуан Афонский»


Павел Рыженко. «Молитва» (2001)

В картине «Пасха» Павла Рыженко – историко-реалистические детали (пейзаж, награда на груди монаха-фронтовика ) перерастают в символическое понимание Пасхи – как огромного События, изменившего человеческую историю, давшего жизнь каменистой и, казалось бы, уже безжизненной почве… От мыслей о победе в войне, через которую прошел герой, художник ведет нас к размышлениям о победе жизни над смертью, и – Жизни над смертью. Но Пасха была бы невозможна без Креста, и монах со свечой в руке, смотрящий с молитвой ввысь, это отчетливо понимает.


Павел Рыженко. «Братия» (2006)

В работе «Силуан Афонский» – тоже показана гармоничная жизнь монаха с окружающим миром, мотив «Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12:10). А еще – изображение колодца, который напоминает нам о встрече Христа с Самарянкой и Его слова: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14–15).

Но путь жизни тех, кто отказался от мира, совсем не всегда спокоен и тих, чтобы прийти к «тихости», нужно выстоять, не поддаться ветрам и бурям искушений, надо быть твердыми, как древние каменные стены, – об этом, в том числе, и работа художника «Братия» (2006).

https://ruskline.ru/opp/2021/01/19/bozhi_voiny_i_vnutrennyaya_tishina

https://monasterium.ru/publikatsii/stati/bozhi-voiny-i-vnutrennyaya-tishina-tema-monashestva-v-rabotakh-pavla-ryzhenko/

http://павел-рыженко.рф

Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!