Пострадавший за Истину3 февраля 1556 года, 405 лет назад отошел ко Господу преподобный Максим Грек
В знаменательном 1988 году, в празднование 1000 летия Крещения Руси, был причислен к лику святых прп. Максим Грек — философ и богослов, в мiру Михаил Триволис. Судьба его трагична и поучительна. Он родился около 1470 года в греческом селении Арта в аристократической семье. Один из его предков был Константинопольским Патриархом.
В 1492 году Михаил уехал в Италию, где прожил почти 10 лет. Там он получил образование в университетах Болоньи, Падуи, Феррары, Милана, а позднее учился в парижской Сорбонне. В Италии на него произвели впечатление проповеди монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, страстно обличавшего развратного и честолюбивого папу Римского Александра VI Борджиа. В мае 1498 года Савонаролу сожгли на площади во Флоренции.
Пример несломленного проповедника побудил Михаила перейти из православной веры в католическую, принять иноческий постриг в том самом доминиканском монастыре апостола Марка во Флоренции, где настоятелем некогда был Савонарола. Но спустя несколько лет он снова вернулся в лоно Православной церкви.
Покинув Италию, Михаил приехал на Святую Гору Афон — духовный центр Православия. В 1505 году он принял постриг с именем Максим в одном из афонских монастырей. Вскоре он стал известен как весьма просвещённый в книжных делах инок.
В это время на Афон прибыло русское посольство с целью подыскать хорошего толмача (переводчика) священных книг из числа монахов. Недавно занявший трон Великий князь Василий III в кладовых своих палат обнаружил множество греческих духовных книг, большую часть которых привезла с собой из Константинополя ещё его мать, Царица София Палеолог. Государь решил, что надо перевести их на русский язык и для того снарядил на Афон посольство. Афонская братия решила послать на Русь образованного Максима Грека. В 1518 г. инок Максим прибыл в Москву в качестве «переводчика книжного» по приглашению Митрополита и Царя Василия III Ивановича. Удивительный факт: Максим в то время не знал русского языка, но это не остановило его.
Сначала всё шло как нельзя лучше. Василий III обласкал греческого ученого. Жил он в Чудовом монастыре в Кремле, неподалёку от великокняжеских палат. Сделанный им перевод Толковой Псалтири — огромной книги в полторы тысячи страниц — вызвал всеобщее восхищение. В работе ему помогали болгарин и несколько сербов, которые знали славянский, греческий и латинский. Первое время он был вне различных церковных и политических партий. Но уже в 1522 году посмел подвергнуть критике процедуру избрания Московского митрополита. Этот шаг стал для него роковым.
Всё более понимая проблемы Московского государства, Максим Грек видел множество недостатков русской жизни и всё чаще выступал против существовавших жестоких порядков. «Любя вступаться за гонимых, он тайно принимал их у себя в келье, — замечает Н.М.Карамзин, — и слушал иногда речи, оскорбительные для Государя и Митрополита…».
Постигнув русскую действительность, Максим решил покинуть Россию. Но ему было отказано.
После падения Византийской империи в 1453 году на Руси стала преобладать мысль о превосходстве «русского» Православия над греческим. Теперь Москва должна стать центром православного мiра. Этот догмат был вскоре озвучен в известной формуле старца Филофея «Два Рима падоша, а третий стоит, и четвертому не бывать».
Вскоре стало известно и о католическом прошлом Максима Грека. Особенно сильно он настроил против себя митрополита Даниила своими словами о том, что считает его избрание «безчинным», т.е. незаконным. А Царя — «Словом к оставляющим жен своих без вины законныя». Это «Слово» было посвящено разводу Государя с Соломонией Сабуровой, которая после 20 лет брака не имела детей, и женитьбой на Елене Глинской.
Судьба Максима Грека была решена: обвинённый в умышленном искажении при переводах сути Священного Писания, он был осуждён как еретик. Произошло это в 1525 году. По приговору церковного суда он поначалу жил в заключении в Иосифо-Волоцком монастыре, а затем целых 20 лет, с 1531-го по 1551-й, в тверском Отроч монастыре.
Здесь, в сырой и тесной келье уроженец солнечной Греции терпел голод и холод, угар и смрад. Ему не позволялось даже на несколько минут выйти на свежий воздух. Но сила веры и сила духа «держали» бренную плоть. Максим Грек выдержал все удары судьбы.
Лишь в 1551 году, проведя в общей сложности более 25 лет в заточении, он был освобождён и переехал в Троице-Сергиевую Лавру, где в 1556 году обрёл вечный покой.
В церкви Святого Духа над могилой прп. Максима возвышается ныне каменный саркофаг, сооружённый в знак признания его заслуг. На камне высечен тропарь текста торжественного песнопения из службы святому Максиму Греку. Церковь отмечает его память 21 января (3 февраля по н.ст.).
Творчество прп. Максима Грека многообразно, его литературное наследие огромно. Очень многое было создано им на тверской земле, в заточении. В древнерусской литературе сохранилось четыре сказания, посвящённых ему: «Сказание о преподобном Максиме-философе, иже бысть инок Святые Горы Афонския преславныя обители Ватопедския, иже зде пострада довольна лета за истину» XVII в., «Сказание известно о приходе на Русь Максима Грека и како претерпе до скончаниа своего» XVI в., «О премудром и многотрудном Максиме иноке Святыя Горы….» XVII в., а также житие преп. Максима Грека, составленное в XVIII веке.
Виктор Михайлович ГРИБКОВ-МАЙСКИЙhttp://russdom.ru/node/3657