Русская беседа
 
29 Ноября 2024, 09:31:04  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Фёдор Кузьмич или Император Александр Благословенный?  (Прочитано 1504 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Февраля 2016, 20:30:49 »

Фёдор Кузьмич или Император Александр Благословенный?

2 февраля отмечается память святого праведного Феодора Томского



Накануне праздника Рождества Богородицы 1816 года, в 4 часа пополудни, большой лаврский колокол известил киевлян о приближении царского поезда. Император Александр І остановился против Наводницкой пристани, где сейчас мост Патона, на той стороне Днепра. Колокольня и весь монастырь были ярко освещены плошками. Выйдя из экипажа, Александр Благословенный выслушал приветственную речь митрополита и, приложившись ко кресту, проследовал со свитою пешком, в предшествии митрополита и всего духовенства с горящими белыми свечами в руках, в Великую лаврскую церковь. Наутро, в Рождество Богородицы, император молился за поздней обедней в Софийском соборе, подпевая низко басом возле клироса. После Литургии Александр входил в сопровождении митрополита в алтарь, видел гробницу Ярослава Мудрого. А в третьем часе пополудни дано знать в Лавру духовнику иеромонаху Вассиану, что князь Волконский будет у него вечером.

Слепой схимник не узнал венценосного посетителя:

 — Благодарение Господу Богу, что государь император удостоил и Киев, и Лавру своим посещением. Вчера государь был в Лавре и всех обрадовал своим благочестием и своею кротостью.

— Да он здесь. Он у вас. Я — Александр. Благословите меня. Еще в Петербурге наслышался я о вас и пришел поговорить с вами. Благословите меня. Я человек, как и прочие, и христианин. Исповедуйте меня, и так, как всех вообще духовных сынов ваших.

После долгих разговоров, остающихся для нас тайной, император сказал: «При первом вступлении моем в Лаврскую церковь, такое благоговение наполнило мою душу, что могу с апостолом Павлом сказать: "Бых аще в теле, или аще кроме тела, не вем, Бог весть"». Затем, по благословению Вассиана, государь велел позвать наместника. Когда же явился наместник и, узнавши государя, хотел отдать ему достодолжное почтение, то и его государь не допустил: «Благословите, как священник, и обходитесь со мною, как с простым паломником, пришедшим в сию обитель искать путей ко спасению; ибо все дела мои и вся слава принадлежит не нам, а имени Божию, научившему меня познавать истинное величие».

В 12 часов ночи государь вышел от Вассиана и из Лавры, запретив наместнику сопровождать его до ворот и сказав, что завтра рано он будет в пещерах. Лаврский напев так понравился императору, что он велел сохранить его и впредь, употребляя только в одной Киево-Печерской Лавре. Государь своими руками возложил налаврского наместника Антония Смирницкого наперсный крест, украшенный бриллиантами. Другой такой же крест он поручил передать иеросхимонаху Вассиану, «яко духовному своему отцу».

В день отъезда государь молился за Литургией в пещерной церкви близ гроба прп. Антония. После обедни митрополит представил государю схимника Вассиана во всем схимническом одеянии...

А спустя почти полвека, 20 января 1864 года, в Томске скончался странствующий старец Федор Кузьмич. Томский купец Семен Хромов, в доме которого последние годы проживал Федор, свидетельствовал, что за несколько дней до кончины он задал старцу вопрос: «Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный... Правда ли это?..» Федор перекрестился и ответил: «Чудны дела Твои, Господи... Нет тайны, которая бы не открылась».

В 1984 году Русская Православная Церковь канонизировала старца Федора Кузьмича как праведного Феодора Томского. И по сейдень не существует ни прямых доказательств, ни опровержений версии тождества Феодора Томского и Александра I.

Как известно, Александр всю жизнь мучился тем, что ему пришлось принимать косвенное участие в убийстве собственного отца — императора Павла. Возникло предположение, что он решил инсценировать свою смерть и начать подвижническую жизнь под чужим именем.Князь В.В.Барятинский был убежден в том, что Государь покинул мир и стал странником, о чем издал своё исследование.В 1911 году (или в 1912 году, точная дата издания книги неизвестна) князь Виктор Владимирович Барятинский, издаёт книгу «Царственный мистик», убеждающую читателя в тайном подвиге Государя – уходе русского императора из мира в странничество и старчество под именем Феодора Козьмича. В исследовании князя словно содержится намек на то, что данное событие является первым мирным переходом самодержавной власти Романовых от брата к брату. Ведь сам император Александр Павлович могпредотвратить удушение отца, но не сделал этого.

Многие историки трактуют мятеж декабристов как антимонархический бунт. Существуют исторические исследования, доказывающие, что декабристы прикрывали безвластие, переходный период в России: при фактически живом царе Александре I власть относительно мирно перешла к брату Государя Николаю I. Александр Благословенный знал от своего секретаря князя Волконского о недовольстве некоторых военных правительственными действиями, в частности охлаждением в отношениях с Западом. К тому времени, будучи глубоко православным человеком, прочитав список недовольных, в ответ на предложение кн. Волконского об их аресте, Государь молвил: «Как я могу наказывать людей, если сам не безгрешен в вопросе власти». Мнимые похороны якобы скоропостижно скончавшегося императора длились несколько месяцев: похоронная процессия из Таганрога в Петербург двигалась медленно. Публикация исследования князя-Рюриковича В.В.Барятинского была напоминанием правящему дому Романовых о первом христианском православном  подвиге представителя династии. Существует предположение о том, что мнимо погребенный государь Александр Павлович, после того, как тело его двойника было с монаршими почестями захоронено в Александро-Невской Лавре, отправился в Соловецкий и Валаамский монастыри. А оттуда, по благословению старцев, начал путь странника в Почаевскую Лавру, где и подвизался тайно 7 лет, до 1833 года - присвоения обители императором Николаем Павловичем статуса Лавры.

Годом позднее выхода в свет исследования о Государе и Феодоре Кузьмиче, в 1913 году родная сестра автора книги княжна Анна Владимировна Барятинская (в замужестве княгиня Щербатова) приобретает поместье Боловск (ныне Балви в Латвии).

Напомним, что владельцем имения в 1825 году был брат Александра Семеновича Горожанского - Петр, сын управляющего Боловским и иными поместьями на Балтике царского вельможи и царедворца Ивана Перфильевича Елагина. Александр Горожанский состоял членом Петербургской ячейки Южного общества декабристов (1824), участвовал в деятельности Северного общества. Арестован 19 декабря 1825 года, очутился в Соловецком монастыре. Сохранилось отклоненное прошение его матери о перемещении больного из монастыря в дом умалишенных. Скончался Александр Горожанский в Соловецком монастыре.

Скорее всего «соловецкий декабрист» Александр Горожанский сопровождал в тайном странническом пути Александра Благословенного и вместе с государем какое-то время тайно проживал в поместье брата в Боловске: именно тогда по доверенности арестованного Александра Горожанского имение Корытово неподалеку от Пскова перешло к брату Петру, владельцу Боловского поместья. Уже в 1834 году, вслед за присвоением Почаевской обители статуса Лавры и в память о тайном пребывании Александра Благословенного в Боловске, домовая церковь Горожанских в честь Тихвинской иконы Божьей Матери переносится из соседнего поместья в Боловск. Эта дата считается началом создания православной Боловской общины, существующей доныне и уже отметившей свой 180-летний юбилей освящением воссозданного изящного деревянного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Кем бы ни был праведный Феодор Томский, да пребудет с нами его святое благословение и молитвы. А в чем каялся император, что поведал тогда Печерскому схимнику венценосный паломник — строго хранит могильная плита возле храма Рождества Богородицы на Дальних пещерах – академического храма Киевской Духовной академии и семинарии во Святой Печерской обители…

Неонилла Пасичник, кинорежиссер, член Национального союза кинематографистов Украины

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/02/fyodor_kuzmich_ili_imperator_aleksandr_blagoslovennyj/
« Последнее редактирование: 02 Февраля 2016, 20:39:57 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Февраля 2016, 20:35:36 »

Фильм "Благославенный старец Федор Кузьмич "



См.фильм по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/D9arW4IQ1B0

http://vsevideo.net/v/LTcyMjU5NTM0XzE2ODg5NzEwNXwyODU4NDE5/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 02 Февраля 2016, 20:50:19 »

Загадка Федора Кузьмича



140 лет назад в Томской губернии скончался благочестивый старец Федор Кузьмич. По народной легенде, под этим именем провел свои последние годы российский император Александр I. Поговаривали, что будто бы царь не умер, а странствовал с посохом по России. Потом долго жил в Сибири под именем Федора Кузьмича. Невероятная историческая загадка и по сей день будоражит умы.

Как-то раз Вяземский обронил об Александре I: "Сфинкс, не разгаданный до гроба". Добавим, что и после гроба. Но кто только не брался отгадывать!

Мог ли царь бросить все и уйти? Всю жизнь над Александром I тяготел укор совести за участие в заговоре против собственного отца - Павла I. В свое царствование император осуществил в России немало реформ, выиграл войну с Наполеоном, за что и был прозван Благословенным.

Однако грех цареубийства не отпускал даже и четверть века спустя. Александра тяготила и незавершенность реформ по облегчению участи народа, сама невозможность их завершить.

В последние годы жизни он отличался смиренной жизнью. Его все чаще видели стоящим на коленях. Царь подолгу молился. И стоит ли удивляться легенде, что однажды душа его и вся судьба перевернулись - император стал нищим странником?!

…Александр I неожиданно скончался в Таганроге 19 ноября 1825 года от страшной и неизвестной болезни. Спустя несколько дней прошло погребение императора в закрытом гробу в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На престол вступил его младший брат Николай I.

В царствование внучатого племянника Александра Благословенного - Александра III - могила была вскрыта, но саркофаг обрели пустым. А в 1919 году подвергавшие все и вся ревизии большевики также вскрывали гроб в поисках сокровищ царской семьи, после чего пустили слух, что тела самодержца нет.

Жизнь Федора Кузьмича более или менее хорошо прослеживается с середины 30-х годов ХIX века. О том, что он делал прежде, имеется несколько весьма смутных намеков. Есть версия, что после своей мнимой смерти государь отправился в Саровскую пустынь, где окормлялся преподобным Серафимом под именем послушника Федора. Сохранился рассказ, как император Николай I не поленился однажды проскакать сотни верст до Сарова, чтобы повидаться с Федором Кузьмичем.

В пользу этой версии можно сказать лишь то, что первые упоминания о Федоре Кузьмиче появляются через какое-то время после смерти святого Серафима. Некоторые изречения старца выдавали его знакомство с преподобным. Обратимся к официальным документам.

Первое свидетельство о Федоре Кузьмиче датируется 4 сентября 1836 года. Старец ехал на лошади, запряженной в телегу через Кленовскую волость Красноуфимского уезда Пермской губернии. Ехал в неизвестном направлении.

Документов при нем не нашли, зато на спине обнаружены были следы ударов кнутом или плетью. 10 сентября дело бродяги было разобрано в суде.

Старик имел величественную наружность, приятное обхождение и манеры. Это очень расположило к нему судей, однако все просьбы открыться, сообщить, какого он звания, были тщетны. В результате бродяга был присужден к 20 ударам плетей. Хотели отдать его в солдаты, но по возрасту он был к этому непригоден. Тогда решено было выслать старика в Сибирь.

И здесь вот что любопытно. Старец приговором остался доволен, но, сославшись на неграмотность, доверил расписаться за себя мещанину Григорию Шпыневу. Между тем нам доподлинно известно, что Федор Кузьмич был не просто грамотен, но хорошо образован. И всю жизнь опасался, что образец его почерка попадет к властям. Не только красноуфимцы дивились манерам Федора Кузьмича. Он был единственным человеком во всей партии заключенных, отправленных в Сибирь, кто не был закован к кандалы.

На ночлегах ему отводили особое помещение. Офицеры, солдаты и сотни каторжников полюбили старика, как отца. Он заботился о слабых и больных, для всякого находил теплое слово. Здесь важно подчеркнуть, что почитание старца началось задолго до появления легенды о его царственном происхождении.

В Томск арестанты прибыли 26 марта 1837 года.

Первые пять лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в селе Зерцалы близ Томска. Заметив желание старца удалиться от людей, казак Семен Сидоров построил ему келью-избушку в станице Белоярской.

На праздники его заваливали дарами - пирогами, шаньгами. Он охотно принимал их, а потом раздавал нищим и странникам. Денег никогда не принимал и не имел.

Никто не видел, как он молился, но после смерти обнаружилось, что колени старца представляют собой сплошные мозоли. Он строго постился, но не требовал, чтобы и другие следовали его примеру.

Ходил по селениям и учил детей грамоте, но поучать, лезть с советами ни к детям, ни ко взрослым не пытался. Быть может, поэтому к нему шли за советами отовсюду, шли тысячами. Огромного роста, большой силы, голубоглазый старик в белой полотняной рубахе не воспринимался как юродивый и не вызывал жалости. Поднимал на вилы целую копну сена и легко ворочал бревнами. Это был добрый и умный богатырь, искупающий старые грехи.

Все понимали, что он птица высокого полета, спрашивали, не тяготит ли его нынешняя жизнь, полная лишений. Старец улыбался в ответ и говорил примерно следующее:

"Почему вы думаете, что мое нынешнее положение хуже прежнего? Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне - кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа".

Императора Александра опознал в старце местный священник отец Иоанн Александровский. Он за какую-то провинность был выслан в Белоярскую из Петербурга. Священник неоднократно и открыто заявлял, что не мог ошибиться, так как видел императора много раз. Все это заставило Федора Кузьмича жить в своей келье почти безвылазно. Наконец он решился покинуть станицу Белоярскую.

Многие зажиточные крестьяне стали его звать к себе, но старец выбрал избушку беднейшего крестьянина Ивана Малых. Тот только что окончил срок каторжных работ, жил с большой семьей, в кругу которой старец провел зиму. Затем ему из старого овечьего хлева крестьяне соорудили новую келью. Здесь Федор Кузьмич прожил десять лет.

В 1849 году старец перебрался в келью, построенную для него крестьянином Иваном Латышевым близ села Краснореченского, рядом с пасекой. Об этом периоде сохранилось воспоминание, как Федора Кузьмича навещал архиерей - Афанасий Иркутский.

Что поразило местных жителей: разговаривали они на иностранном языке - скорее всего, на французском. На этом языке старец общался и с другими знатными посетителями.

Удивительны были рассказы Федора Кузьмича о последних десятилетиях русской истории, которую он знал едва ли не досконально.

Рассказывая о войне 1812 года, он сообщал такие подробности, что его знакомые из образованных ссыльных, священники, казаки, солдаты не переставали удивляться.

Вспоминал об Аракчееве, Суворове, Кутузове. О Кутузове старец обронил, что царь Александр этому полководцу завидовал. И рассказал, как вышло, что Кутузов был назначен главнокомандующим в Отечественную войну:

"Когда французы подходили к Москве, император Александр припал к мощам Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику.

В это время он услышал, как внутренний голос сказал ему: "Иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов".

Когда пришло известие о смерти Николая Первого, Федор Кузьмич отслужил панихиду и долго, истово, со слезами молился.

Однажды в присутствии старца рабочие запели песню "Ездил Белый русский Царь", в которой рассказывалось о победоносном шествии Александра Благословенного на Париж. Федор Кузьмич слушал, слушал, потом заплакал и сказал:

"Друзья, прошу вас больше не петь этой песни".

Последние годы Федор Кузьмич жил в доме купца Семена Феофантьевича Хромова, который то богател, то разорялся, одно время даже владел золотыми приисками.

"Охота тебе заниматься этим промыслом, - заметил ему старец при первой встрече, - и без него Бог питает тебя". Потом строго наказал не обирать рабочих, пока будет владеть приисками, и не развивать добычу золота. Человек Хромов был, впрочем, хороший, и старец в конце концов согласился переехать к нему.

Перед смертью Федор Кузьмич немного погостил у своего первого благодетеля казака Семена Сидорова. На обратном пути до самого Томска перед повозкой двигались два ослепительно белых столба. Старец не глядел на дорогу, но когда дочка Хромова Аня обратила на столбы внимание Федора Кузьмича, тот промолвил тихо:

"О, Пречистый Боже, благодарю!"

В последние свои дни старец страдал, но терпел, стараясь никого не беспокоить. Это было для него очень характерно. Когда прибыл его исповедовать отец Рафаил из Алексиевского монастыря, то и на смертном одре Федор Кузьмич наотрез отказался раскрыть свою тайну.

"Это Бог знает, - тихо проговорил Федор Кузьмич в ответ на предложение назвать имя своего ангела, для помина души. Имена родителей он также назвать отказался, сказав лишь, что Святая Церковь за них молится.

Симеон Хромов рассказывал, что ему больше посчастливилось. Упав на колени, он спросил у старца, не Алекандр ли Благословенный тот? Федор Кузьмич будто бы ответил:

"Чудны дела твои, Господи... нет тайны, которая не откроется".

Было ли то на самом деле, или Хромов себя в этом убедил, остается неясным.

Умер Федор Кузьмич, сложив пальцы для крестного знамения. В момент его кончины многие увидели, как из дома Семена Хромова трижды поднялись громадные языки пламени. Пожарные, увидев зарево, долго искали место пожара, но так и не нашли.

Похоронили старца, как он и завещал, в томском Алексиевском монастыре. Над могилой был поставлен крест, выкрашенный белой краской, с надписью: "Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича". Слова: "Великого Благословенного" власти велели скрыть. Но со временем белая краска слиняла, и надпись вновь себя обнаружила.

Вскоре после кончины Федора Кузьмича пошли разговоры о том, кем был на самом деле старец-подвижник. Лев Толстой написал об этом повесть, а историк-архивист Иван Василич - документальную книгу, в которой поместил портрет во весь рост старца Федора Кузьмича, написанный неопытной кистью местного сибирского живописца.

Этот портрет ошеломляет. Огромный, голый, полусферический череп. Над ушами - остатки волос, совершенно белых, наполовину прикрывающих ушные раковины. Чело, на "хладный лоск" которого "рука искусства" наводила когда-то тайный гнев, теперь почти грозно. Губы, отчетливо видные между усами и редкой бородой, сжаты с невыразимой скорбью. В глазах, устремленных на зрителя, - суровая дума и непроницаемая тайна. Горестной мудростью светят эти испепеленные черты - те самые черты, которые видели мы все столько раз на портретах императора, - именно те. Они преобразились именно в той мере и именно так, как могли бы преобразить их года и внутренний огонь подвига. Для того чтобы "подделать" это портрет, чтобы умышленно (да и ради чего?) придать старцу нарочитое сходство с Александром и при этом с такой глубиной психологического проникновения постичь всю логику духовной трагедии этого царя, - для этого безвестный живописец должен был бы обладать прозорливостью гения. Но здесь не может идти речь не только о гении, но даже о скромном таланте: как произведение искусства портрет почти безграмотен.

На месте кельи старца после его смерти забил родник, вода которого с тех самых пор считается целебной. Семен Хромов основал там Федоровский мужской монастырь, позднее вошедший в состав томского Богородице-Алексиевского монастыря. Царь Николай Второй приезжал сюда, хотел на месте кельи начать возведение каменной церкви и детского приюта. Благословение на строительство было получено от отца Иоанна Кронштадтского. Однако первая мировая война и Октябрьский переворот помешали осуществлению этого проекта. Успели, однако, построить часовню на могиле старца.



Возведение ее благословил в 1903 году настоятель Богородице-Алексиевского монастыря архимандрит Иона. Пожертвования собирали в Томске и близлежащих селах - отказа ни от кого не было. А когда начали рыть фундамент под часовню, частично вскрылась могила старца. Как засвидетельствовано настоятелем монастыря в присутствии подрядчика Леднева и архитектора Оржешко, мощи старца остались нетленны...

После Октябрьского переворота могилу Федора Кузьмича разорили. В 1923 году многие горожане стали свидетелями явлений старца в Томске.

Прославление Федора Кузьмича состоялось в 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена. Тогда было установлено празднование в честь Собора сибирских святых, в число которых включили, конечно, и старца Федора - небесного покровителя Томска. Тогда же была написана и его икона.



В начале 1990-х годов начались поиски мощей старца. Нашли косточки Федора Кузьмича там, где им и положено было быть - на месте часовни, построенной в его память. Там какие-то местные студенты устроили уборную.

Когда семинаристы стали доставать из зловонной ямы мощи, прибежали представители комитета по защите памятников, заявили, что мэрия, разрешив раскопки, превысила свои полномочия. Семинаристы под эти безумные выкрики продолжали работать. Кости омыли и сложили в специальный сосуд, который был помещен в храме монастыря. 5 июля, когда томские христиане обрели мощи старца, стал еще одним православным праздником.



В 2001 году, в день всех российских святых, в честь старца Федора над его могилой возведена часовня-келья.

Очевидно, по какой-то причине Господь не благословил нам окончательно раскрыть тайну Федора Кузьмича.

Святой Федор Томский, моли Бога о нас!

Николай Головкин

http://www.pravoslavie.ru/100.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!