Русская беседа
 
30 Ноября 2024, 01:51:36  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Альтернатива-2030 для России: прогноз от ВВС США  (Прочитано 2314 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Февраля 2011, 11:01:53 »

Альтернатива-2030 для России: прогноз от ВВС США



Ситуация в России и планы ее руководства по модернизации экономики и других сфер жизни страны продолжают привлекать пристальное внимание за рубежом. Традиционно ведущую роль в отслеживании происходящих в нашей стране процессов играет экспертное сообщество США, в первую очередь, конечно, военное. В Пентагоне постоянно проводятся исследования различных аспектов положения в России, составляются прогнозы, которые могут быть интересны и для российских наблюдателей. Один из таких исследовательских проектов американских военных анализирует генеральный директор Центра стратегического анализа и прогнозов (ЦСОиП) , доктор технических наук Сергей Гриняев.



Еще в 2009 г. в рамках проекта Blue Horizons («Синие горизонты») Центром cтратегии и технологии (CSAT) Университета военно-воздушных сил (ВВС) США был дан старт ряду исследований тенденций развития экономической и военной мощи ведущих государств мира. Основная цель исследований – выявить зарождение новых угроз национальной безопасности США и сформулировать возможные ответные действия американского руководства, направленные на минимизацию возможного ущерба.

Среди стран, потенциал которых был оценен экспертами ВВС США, особый интерес представляют оценки и выводы, сделанные ими в отношении России. Эксперты подчеркивают, что если прошедшее столетие было «Американским веком», то столетие текущее будет «Веком Азии». Россия, же географически расположенная на рубеже Запада и Востока, органически вписывается в начавшиеся глобальные трансформационные процессы передела сфер влияния геополитических центров силы.

Будущее России по версии аналитиков ВВС США

Что касается России, то американские военные эксперты подчеркивают, что на своем долгом историческом пути эта страна часто становилась ареной глубоких трансформаций, приводивших к кардинальному изменению жизненного уклада. Однако всякий раз Россия возрождалась, вырываясь зачастую далеко вперед в геополитической гонке лидеров цивилизации. Говоря о перспективах России к 2030 г., авторы подчеркивают, что разведсообщество США в недалеком прошлом уже допустило серьезную ошибку, недооценив в начале 2000-х гг. скрытый потенциал возрождения России. Сегодня США приходится считаться с тем, что РФ, выбравшая свой путь развития, равноудаленный от западной демократии и азиатского авторитаризма, к 2030 г. вновь будет представлять «серьезную угрозу национальным интересам США в мире».

Оценивая геополитические тенденции, эксперты ВВС США подчеркивают, что Россия к 2030 г. возродится в качестве мощной региональной державы, обогнав по темпам развития экономики многие западные страны. Основу российской экономики, как и сегодня, будут составлять добывающие отрасли, хотя иные составляющие экономической мощи также получат развитие. Планируя собственную внешнюю политику, РФ будет исходить именно из собственного регионального геополитического статуса, сосредоточившись на обеспечении безопасного доступа на мировой рынок энергоресурсов. Исходя из этого, ключевые интересы РФ сосредоточатся в Восточной Европе и странах СНГ.

Говоря о возможных сценариях развития российской государственности к 2030 г., авторы отмечают, что наименее вероятный сценарий – неудавшееся государство. У РФ все еще сохраняются обширные экономические ресурсы газа, нефти, древесины, драгоценных металлов, которые будут служить буфером, страхующим от серьезных социальных волнений и связанными с ними политическими изменениями. Таким образом, даже сталкиваясь с необузданной коррупцией и большими демографическими проблемами, российская экономика вряд ли полностью разрушится уже к 2030 г. Примечательно и такое замечание авторов доклада: В. Путин обладает уникальной способностью подбирать преемников и перетягивать на свою сторону общественное мнение в стране благодаря мерам социальной поддержки, что вместе с мощной сырьевой базой позволяет РФ уклониться от сценария скатывания к неудавшемуся государству.

Вероятность формирования в России демократического государства только немного выше, чем вероятность варианта неудавшегося государства, считают эксперты ВВС США. Вся многотысячелетняя история русского государства противится насаждению в этой стране ростков демократии. Именно поэтому говорить о возможности демократизации российского общества даже в среднесрочной перспективе не имеет смысла. Даже приход к власти президента Дмитрия Медведева не изменил ситуацию. Полная демократизация России потребовала бы капитального культурного сдвига в среде российского населения и революционного изменения политической структуры всего общества.

Наиболее вероятная структура власти в России, по мнению экспертов американских ВВС, – это некая, национально специфическая форма авторитарного руководства. Китайская модель руководства в этом плане кажется наиболее вероятным результатом развития государственности в России, где реализовано сильное центральное госуправление и политическая власть, в то время как экономическая сфера отдана в частные руки.

Восстановление инфраструктуры займет много времени. За следующие три-пять лет только ограниченные успехи будут сделаны в модернизации инфраструктуры, да и все эти действия сосредоточатся только в одном секторе – сырьевом. Только спустя десть лет аналитики ожидают начало возрождения иных инфраструктурных отраслей российской экономики. Для РФ эти изменения будут значительными, хотя в сравнении с достижениями таких стран, как Индия и КНР, они будут мизерными.

Изменения в экономике найдут свое отражение и в финансировании оборонных отраслей. Более высокие расходы на оборону, которые Россия сможет себе позволить к 2030 г., значительно увеличат военную мощь РФ, однако все равно они будут недостаточными для обеспечения глобальной проекции силы, что также будет способствовать формированию России как регионального центра силы.

Тем не менее, коррупция, наличие внутренней оппозиции и нехватка способности к оперативной изменчивости в быстро изменяющемся мире будут иметь негативные последствия, и к середине XXI века Россию вновь постигнут серьезные неудачи. Однако все эти тенденции займут десятилетия, но это уже выходит за рамки предпринятого исследования. В рамках же проводимого исследования авторы отмечают, что к 2030 г. РФ уже достигнет или вплотную подойдет к достижению пика своего текущего возрождения. Важно то, что к этому времени Россия станет обладать значительной силой, и в этой связи США столкнутся с серьезными трудностями, которые должны будут преодолеть.

Российская стратегия 2030 года

В течение прошлого десятилетия значительная доля геополитической силы России связывалась с ее ядерными силами и местом постоянного члена Совета Безопасности ООН. К 2030 г. РФ станет обладать еще и существенной экономической мощью. Кроме того, госконтроль над большой частью экономики позволит оживить армию (прежде всего войска общего назначения) и, соответственно, способность проецировать традиционную военную силу в регионах влияния – Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии. Таким образом, по мнению авторов исследования, к рассматриваемому сроку Россия станет обладать всеми тремя элементами национальной власти, что позволит ей укрепиться в качестве региональной державы. Вместе с тем недостаточное технологическое развитие и недостаточный военный бюджет существенно снизят ее способности к глобальному проецированию военной силы.

Даже учитывая возможный значительный прогресс во всех компонентах военной реформы, трудно предположить, что к 2030 г. РФ вновь станет обладать армией, эквивалентной по мощи советской. В лучшем случае российская армия к этому сроку станет играть существенную роль в качестве региональной силы. Однако неспособность к глобальной проекции силы не снижает способности России выстроить современную  систему национальной обороны. В этой связи только сложная демографическая ситуация может помещать реализации проекта создания мощной системы обороны.

К рассматриваемому времени Россия будет неспособна достигнуть военного паритета с США по двум причинам. Во-первых, несмотря на значительный экономический рост, Россия не сможет позволить себе существенные отчисления в оборонный бюджет. Во-вторых, российским военным сегодня приходится осуществлять реформу армии, находящейся в удручающем положении в силу систематического недофинансирования в предыдущие двадцать лет.

Однако, как подчеркивают эксперты  ВВС США, «русские» все еще обладают уникальными способностями к асимметричному ответу. Прежде всего, Россия по-прежнему обладает мощным ядерным оружием, а также надежными средствами доступа в космическое пространство. К 2030 г. эти системы и средства будут играть существенную роль в формировании военного потенциала России.

Беспилотные ВВС, хакеры и свободный доступ в космос определят будущее вооруженных сил РФ в 2030 году

Эксперты ВВС США полагают, что Россия, основываясь на своем вековом опыте «возрождения из пепла» и использования военной хитрости, вновь может преподать ВС США урок, реализовав ряд уникальных асимметричных механизмов противодействия военной силе США.

В частности, эксперты отмечают, что текущее плачевное состояние российской военной авиации (причем всех ее составляющих: самолетов, наземной инфраструктуры и личного состава), а также нынешнее стремление власти к развитию таких областей, как электроника и нанотехнологии, могут дать РФ шанс выстроить принципиально новую воздушную компоненту, основанную на боевых беспилотных платформах. Даже сегодня в РФ есть многое для реализации этой идеи, а в будущем недостающие компоненты могут быть легко реализованы.

Такой проект существенно снизит расходы России на содержание сложной и дорогостоящей инфраструктуры обеспечения действий традиционной авиации. Кроме того, существенно снизятся требования к личному составу авиачастей. Что крайне важно для России ввиду сложной демографической ситуации. Аналитики также указывают, что анализ последних событий в Эстонии и Грузии выявляет еще одну сферу интереса российского военного руководства – доминирование в киберпространстве.

Безусловно, каждая из этих идей требует серьезного подхода и времени, что в нынешних российских условиях практически невозможно. Однако, особо подчеркивают американские военные специалисты, не надо забывать феномен русского «Спутника», когда СССР, несмотря на послевоенную разруху, смог в кратчайшие сроки не только догнать США, но и по ряду параметров обогнать их.

Таким образом, по мнению военных экспертов ВВС США, Россия 2030 года – это по-прежнему поставщик ресурсов на мировой рынок, причем равноудаленный от Запада и Востока. Военная сила России сосредоточена вокруг обеспечения ее роли как поставщика ресурсов – это защита месторождений и путей транспортировки ресурсов. Страна будет обладать значительной региональной властью с точки зрения обычного военного потенциала с существенно ограниченными глобальными экспедиционными возможностями.

Вооруженные силы России будут значительно меньшими по численности, но более способными к решению новых задач, с подготовленным кадровым составом и сложными технически совершенными системами вооружения. Русские военные будут иметь способность проецировать военную силу в зоне традиционного российского влияния – Восточная Европа, СНГ и Средняя Азия. Однако способности к глобальному проецированию силы будут существенно утрачены.

С тем, чтобы хотя бы частично восстановить способность к глобальному проецированию военной силы, Россия будет стремиться к сохранению глобальной досягаемости через свои ядерные силы и развитие передовых стратегических технологий обеспечения беспрепятственного доступа в космическое пространство. Также РФ будет активно развивать силы и средства информационного противоборства, что даст возможность проводить масштабные операции и в информационном пространстве.

Эксперты ВВС США полагают, что к 2030 г. военная авиация РФ пойдет по пути повсеместного использования беспилотных летательных аппаратов. Уровень развития российских технологий позволит создавать неприхотливые беспилотники, боевые варианты которых будут вооружены твердотельными лазерами или микроволновым оружием – именно в этих областях развития современного бортового вооружения Россия все еще сохраняет приоритет.

Эксперты полагают, что традиционная авиация все еще будет сохраняться на поле боя, но РФ сегодня нет смысла активно инвестировать средства в создание машин пятого или шестого поколений, так как сопутствующие затраты и стоящие перед российской армией задачи не окупятся для растущей российской экономики. К 2030 г. около 70 % авиации России станет беспилотной. Возросшая роль беспилотных летательных аппаратов потребует переосмысления роли и места авиационных средств поражения на поле боя. В первую очередь будут поставлены на повестку дня новые задачи для систем ПВО.

В 2030 г. способность России работать в космосе будет наравне с аналогичной способностью США и существенно выше таковой у Китая. В военном отношении русские будут реализовывать агрессивную программу доминирования в космосе, так как она позволит компенсировать им недостаток стратегического потенциала проецирования военной силы на земле и в воздухе. Эксперты полагают, что русские развернут в космосе свои собственные сети коммуникации и навигационных спутников. Сети будут создаваться с избыточными мощностями на основе лазерных межспутниковых каналов, что позволит, с одной стороны, обеспечить потребности военных, а с другой – получить дополнительное финансирование военных разработок за счет реализации излишков мощностей по рыночным ценам.

Помимо этих традиционных направлений, РФ будет активно развивать направление, связанное с созданием мини- и микроспутников (особенно учитывая нынешние инвестиции в нанотехнологии). Стимулом к развитию малых спутников для России является и отсутствие приемлемых точек запуска для тяжелых ракет-носителей. Создаваемые микроспутники будут запускаться в очень больших количествах с использованием как воздушных, морских так и мобильных наземных стартовых комплексов.

Спутники будут оснащаться полным спектром современных датчиков, что позволит создавать современные системы разведки, управления и связи. Дополнительно эти микроспутники дадут возможность полностью контролировать ситуацию в околоземном пространстве. Понимание значимости мини- и микроспутников, а также создание полного цикла их производства и запуска будет играть важную роль в развитии стратегии российских космических операций.

Важным направлением развития мини- и микроспутников станет создание на их основе противоспутникового оружия, что позволит России в угрожаемый период добиваться превосходства в космосе. Кроме того, в систему противоспутниковой обороны будут включены и элементы наземного базирования – большинство современных российских комплексов ПВО разрабатываются с возможностью использования их в качестве противоспутникового оружия для борьбы с низкоорбитальными спутниками противника.

Одним из важнейших аспектов будущей космической силы России станет ее способность к восстановлению численности в результате понесенных потерь. Исторически Россия всегда оказывалась быстрее при решении задач в космосе. Обладая большим количеством традиционных средств запуска (наземных, воздушных, морских), РФ сможет в короткие сроки создавать, а при необходимости и наращивать орбитальные группировки, состоящие из мини- и микроспутников.

Вторым значимым направлением развития ассиметричных средств станет информационное противоборство. Россия обладает значительным потенциалом высокообразованных специалистов в области компьютерных технологий. Противодействие системам управления войсками – дешевый и эффективный способ получить стратегические эффекты с минимальными инвестициями, низкими требованиями к трудовым ресурсам и относительно простой реализацией.

Эксперты полагают, что к 2030 г. российские военные поставят средства информационного противодействия в ряд с наиболее мощными системами вооружения и военной техники. Средства ведения компьютерной войны позволят России отчасти компенсировать ее недостатки в способностях глобального проецирования военной силы. Таким образом, в области милитаризации информационного пространства американские эксперты ставят Россию на второе после Китая место.

Одним из достоинств российской военной школы является способность выстраивать эшелонированную оборону. Именно эта способность позволит России создать нечто подобное и в информационном пространстве. Причем такая система информационной защиты будет охватывать не только элементы военной инфраструктуры и государственного управления, но и системы управления в критических отраслях экономики – прежде всего в нефтегазовой сфере.

Россия 2030 года – серьезный противник для США

Обобщая сделанные выводы, американские эксперты утверждают, что Россия будет представлять для США «серьезную угрозу». Особенно это касается ее способности «формировать асимметричные ответы на возникающие угрозы». Доступный сегодня научно-технический потенциал, который будет развит к 2030 г. по целому ряду вопросов, позволит РФ дать асимметричный ответ дорогостоящим американским системам, что сделает российскую оборону весьма эффективной, хотя и не позволит им «реализовывать экспансионистские проекты на глобальном уровне», резюмируют заокеанские спецы.

ТПП-Информ

http://www.tpp-inform.ru/global/979.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!