Две Победыи их дегероизация Юрий Алексеевич Гагарин
В минувшем году наша страна торжественно отметила 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с нами этот славный и светлый праздник со слезами на глазах достойно отметили и народы, боровшиеся с фашизмом вместе с нами в составе единого государства. В праздновании приняли также участие представители стран антигитлеровской коалиции и стран, которые были освобождены Советской Армией от ига гитлеризма.
А в наступившем году мы все готовимся отпраздновать юбилейную дату другой великой Победы нашего Отечества – 50-летие первого полёта человека в космос. И этим человеком, как все знают, был советский лётчик, майор Юрий Алексеевич Гагарин.
Чем дальше в исторические дали уходят эти два великих события, тем явственнее, как мне кажется, проявляется их ключевой, кульминационный характер для всей мировой истории XX века, да и неисчезающее влияние на общественно-исторические процессы века нынешнего, как и то, что они, очевидно, глубоко взаимосвязаны между собой.
При этом, хочу заметить, истинный, так сказать, метафизический смысл этих всемирно-исторических событий, кажется, нами до конца ещё не осознан и не высказан. Это особенно ощущается в нынешнее время, в связи с изменившейся геополитической обстановкой в Европе и мире – исчезновением СССР – страны-победительницы с карты мира, изменением общественно-политического строя в нашей стране и с процессами, протекающими в российском обществе. Когда мы отчётливо видим, как целенаправленно и системно, ещё со времени существования СССР ведётся работа по размыванию многих священных для русского духа понятий и выхолащиванию этого самого смысла великих Побед. И когда действующая ныне власть, сама всячески стараясь откреститься от советского прошлого, в значительной степени поощряет эти процессы. И в то же время, как ни странно, стремится использовать памятные даты Побед Советской страны в собственных пиар-целях, организуя показательные празднества, сопровождаемые выступлениями сомнительного содержания с едва скрытым антисоветским подтекстом. Поэтому представляется необходимым и очень важным сегодня проведение очень напряжённой общественной работы, чтобы остановить эти процессы, чтобы наши люди научились понимать, где и когда этими святыми для всех понятиями пытаются спекулировать, искажая их смысл.
Естественно и понятно, что всякое заметное достижение в какой-либо области, любая победа в общественной или личной деятельности, в том числе в жизни больших объединений, вплоть до государств, не приходит в одночасье, не даруется свыше. Они, как правило, являются результатом предшествующей упорной целенаправленной работы, учитывающей множество самых разнообразных привходящих обстоятельств и обусловленной развитием протекающих исторических процессов. Масштабы и напряженность этой работы, безусловно, определяют важность и сложность решаемых задач. Сказанное, конечно, в полной мере относится и к тем двум великим Победам Отечества, о которых мы говорим.
Отталкиваясь от этого положения, в размышлениях об истоках и смыслах этих Побед, явившихся, как отмечалось, величайшими событиями XX столетия, нужно, наверное, обратить свои взоры в 20-30-е годы прошлого века – годы становления полноценного государства "нового духа", общества труда, формирования новой русско-советской цивилизации, корнями уходящей в исторически традиционные принципы русско-славянских народных философских представлений и наследующей в целом эти принципы. В эти годы вся страна "от Москвы до самых до окраин" была охвачена идеей осуществления великого прорыва в светлое индустриальное будущее. Возводится множество новых прекрасных городов, вводятся в строй тысячи заводов и фабрик, осваиваются новые богатые природные месторождения. Все газеты публикуют материалы об успехах отечественной науки. Страна награждает и чествует ударников труда. Массово рождаются различные трудовые почины. Вся страна с энтузиазмом учится, строит. "Нам нет преград!", "Всё выше и выше …" – это девизы эпохи. Дети и молодёжь с увлечением занимаются в тысячах дворцов пионеров, научно-технических кружков, в аэроклубах. Героические перелёты экипажей Чкалова, Громова, Юмашева, подвиги исследователей Арктики – папанинцев, челюскинцев и их спасателей-лётчиков, штурм неба стратонавтами – всё это незабываемые, ярчайшие эпизоды эпохи. Самые дерзкие мечтания и проекты казались осуществимыми. К слову сказать, вековые дерзновенные мечтания людей о полётах к иным мирам, к звёздам нашли самые реальные воплощения и развитие в этом новом отечественном Красном проекте (по современной терминологии). Полуразрушенная нищая крестьянская страна была увлечена идеями космических полётов. Основоположник космонавтики К.Э. Циолковский был уверен в первенстве Советской России в осуществлении его идей, большую популярность в стране получила вышедшая в 20-х годах научно-фантастическая повесть А. Толстого "Аэлита" о полёте на Марс. Силами энтузиастов, организовавшихся в научно-инженерную группу ГИРД (группа изучения реактивного движения) под руководством Ф.А. Цандера и С.П. Королёва, велись теоретические и практические работы, главной целью которых было создание ракетной техники для осуществления космических полётов. Конечно, нельзя не сказать о том, какое громадное внимание уделялось в те годы укреплению рабоче-крестьянской Красной Армии, каким почётом и уважением были окружены военнослужащие.
Таким образом, советская цивилизация во главе с русским народом в невиданно короткие исторические сроки создала государство громадной экономической мощи, одно из ведущих в мире по объёму промышленного производства, с мощной системой обороноспособности, что явилось фундаментом наших последующих великих Побед.
В те же годы, как мы знаем из истории, в двух странах Центральной Европы утвердилась в качестве государственной идеология фашизма, претендующая на установление мирового господства как через принудительное насаждение этой человеконенавистнической, расистской системы мировоззренческих взглядов, так и через хищническое расширение жизненного пространства путём силового захвата территориальных владений других государств. Стратегические цели и устремления новых завоевателей-"крестоносцев" открыто декларировались в теоретических изысканиях правящих идеологов фашизма, присвоивших себе право решать, какие нации и народности имеют право на достойную жизнь, а какие должны быть у них в услужении или вообще исчезнуть. Агрессивный экспансионизм фашистской Германии перед лицом мира и при сознательном попустительстве властей ведущих стран Европы территориально и экономически подчинил себе большинство европейских государств и поставил под свои военные знамёна значительные воинские контингенты этих стран, не скрывая при этом своих намерений дальнейшего расширения захватнических устремлений, как на Западе, так и на Востоке. Вследствие всего этого реальный фашизм приобрёл к тому времени формы и контуры некоего всемирного абсолютного зла, своего рода антиразума. Эта идеология и сам германский тевтонский дух коренным образом не были совместимы с традиционным славянским духом, который был впитан новой русско-советской цивилизацией и поэтому схватка государств – носителей этих двух идеологий была исторически неизбежной. Это ясно сознавало руководство СССР и старалось уделять самое пристальное и действенное внимание укреплению военной мощи страны, предпринимая в то же время различного рода политико-дипломатические ходы для всяческого оттягивания момента военного высечения "Момента истины".
Однако руководство фашистской Германии и Гитлер, в первую очередь, не менее отчётливо понимали, каким серьёзным и даже непреодолимым препятствием стал бы стремительно развивающийся сверхмощный в экономическом и военном отношении Советский Союз, и почуяли в этом грозную опасность для Рейха, да и для себя лично. Поэтому, невзирая на уже развязанные ими в Европе масштабные военные кампании, исход которых складывался для них благоприятно, и не без оснований рассчитывая на невмешательство европейских стран, формально находившихся с Германией в состоянии войны, фашистская Германия всей своей собственной мощью при военной и промышленной поддержке стран-сателлитов, нарушив пакт о ненападении, вероломно обрушилась на СССР, имея целью согласно плану "Барбаросса", одним махом и покончить с коммунистической заразой, и поставить на службу великой Германии природные богатства и промышленный потенциал СССР, разделив Союз на ряд мелких государств. Сверхзадачей вторжения, очевидно, было искоренение исторической самостоятельности "славянского мира" и слом при этом его главной духовной составляющей – "русского духа", опасно усвоенного идеологией коммунистической. Здесь уместно привести цитату из директивы А. Гитлера А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана "Ост" (23 июля 1942 г.): "Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна, ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста ... Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью ... Говоря по-военному, мы должны убивать от трёх до четырёх миллионов русских в год". Исчерпывающе.
Все сказанное дает основание согласиться с теми исследователями, которые делают заключение о том, что Великая Отечественная война, да и Вторая мировая война в целом явились первой в истории человечества "философской войной", войной идеологий, что определило великое содержание Отечественной войны 1941-1945 гг., в которой русско-советский народ с немыслимым напряжением боролся не только за спасение своего родного Отечества, но отстаивал и защищал правоту некоего всемирно-исторического разумного начала, признающего примат правоты духа перед правом силы. Интуитивно этот смысл духовного противостояния, вылившегося в силовую борьбу "не на жизнь, а на смерть", первыми смогли прочувствовать и выразить в художественной форме представители отечественной культуры. Достаточно вспомнить пронзительное, и сейчас рвущее сердце "Вставай, страна огромная" В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова, где впервые прозвучало: "война народная, священная война", строки К. Симонова: "Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, всем миром сойдясь, наши прадеды молятся за в Бога не верящих внуков своих". Ну и, конечно, чеканная поэтическая формула смысла борьбы и Победы в Великой Отечественной войне, данная А.Т. Твардовским в "Василии Тёркине:
"Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле".
Символично, что квинтэссенцию именно такого смысла жестокой войны с антихристианской, античеловеческой, по сути, дьявольской силой нацизма выразила РПЦ в первые же месяцы Великой Отечественной войны устами Святейшего патриарха Сергия в обращениях к православным христианам, ко всему русскому народу.
"Лютый враг не только устраивает гонение на христианство, но хочет истребить славянские народы разорениями, пожарами, грабежами, пытками невинных, издевательством и бесчинством, а оставшихся в живых сделать своими рабами. Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и христианства. Фашистам, с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом и за христианской культурой. Вот почему прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную борьбу за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веру". 11 ноября 1941 г.
Верховный главнокомандующий И.В. Сталин, призвав народы СССР во дни этого самого грозного материального и духовного испытания, выпавшего на долю Родины, к стойкости духа, к осознанию исторической правоты в этой борьбе, осенённой памятью о Победах великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Прозвучало: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!".
Именно это осознание всемирно-исторической правды, права разума позволило русскому славянскому духу в новых исторических условиях превзойти дух германский и их союзников и предопределило победный исход великой войны, подобно тому, как в Отечественной войне 1812 года, по мысли Льва Толстого, высказанной в "Войне и мире" "русский народный дух, гениально прочувствованный Кутузовым" превзошел дух французов и других европейских народов, собранных Наполеоном. Уместно здесь вспомнить сказанное Верховным главнокомандующим на торжественном приёме в Кремле 24 мая 1945 г. в честь командующих войсками Красной Армии: "Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящая сила Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение".
При этом, разумеется, нисколько не умаляется значимость вклада всех народов Советского Союза и значение помощи народов других государств мира, включая страны антигитлеровской коалиции, в достижение Победы над фашистской чумой.
Окончание в следующем сообщении