Михаил Леонидович ХазинОтмолчаться Кудрину уже невозможно В Красноярске, на местном экономическом форуме, который традиционно используется либералами для обкатки новых идей, выступил реальный лидер нашей либеральной общественности Алексей Кудрин.
Он сказал много нового и интересного, что имеет смысл обсудить подробнее. И начнем мы, естественно, с самого начала. Итак, Кудрин сказал: «В этом вопросе нам еще много нужно пройти, поскольку вопросы, связанные с посткризисной экономической политикой, будут решаться в период, когда нам предстоят парламентские выборы».
В переводе на русский язык: кризис кончился, пора подумать о будущем. Затем Кудрин еще несколько абзацев обсуждает эту тему, а потом произносит замечательную фразу: «Хотя мировой кризис и снизил глобальные дисбалансы, тем не менее, многие страны по инерции возвращаются к некоторым докризисным моделям. Так происходит в США, стране с дефицитом счета текущих операций, где основным источником роста был спрос населения. Он опять восстанавливается, и эта модель в американской экономике восстанавливается».
Не могу не отметить, что Кудрин наконец понял (хотя бы частично), в чем причина кризиса (падение совокупного спроса в США), но, судя по всему, не до конца. Он прав, что главный дисбаланс (между спросом и доходами домохозяйств) не восстановился, однако откуда взялась версия, что спрос в США начал расти, мне совершенно непонятно. Может быть, Кудрин имел в виду потребительский спрос? Да, он сейчас не падает (хотя и не растет), но если учесть еще и спрос на недвижимость, то общее падение – налицо.
В общем, мы понимаем, что кризис не кончился. Понимает это и Кудрин (что будет хорошо видно в дальнейшем), и по этой причине весь зачин говорит о том, что он будет обсуждать не реальное состояние дел, а некие другие обстоятельства. Посмотрим, какие.
Кудрин говорит: «В целом же прогнозы по России благоприятные. Мы сможем в ближайшие годы иметь устойчивый рост около 4% и выше, хотя для России это недостаточно. Это примерно на среднем уровне мировой экономики. Мы не будем отставать, но и не будем продвигаться дальше, выходить вперед. Нам нужны темпы роста 6-7%. В связи с этим надо думать о новых факторах экономического роста, которых не было до кризиса. Мы должны существенно улучшить инвестиционный климат, чтобы обеспечить как приток инвестиций извне, так и мобилизацию наших внутренних инвестиций».
Откуда он взял 4% роста – большой вопрос. Инфляция в стране много выше официальных показателей (об этом уже только ленивый не пишет), официальная экономическая статистика уже явно не имеет никакого отношения к реальности... но пусть. Кудрин говорит о 6-7%, и, скорее всего, ключевое слово здесь – «Надо!». Иными словами, проинтерпретировать его можно примерно так: пусть у нас все относительно хорошо, но нам этого мало. Нужно существенно больше.
Кудрин продолжает: «Необходимо снижать риски российской экономики. Например, нашу нефтегазовую зависимость. Мы много говорим о том, что от нее нужно избавиться. Пока это не удается. Есть риски, что мы снова станем воспроизводить докризисную модель, когда большой приток средств связан именно с высокими ценами на энергоносители. А приток капитала ведет к быстрому укреплению национальной валюты под напором временных, отчасти случайных нефтедолларов. Какие риски выявил кризис? До него мы понимали, что когда-то некоторые из них станут реальными. Имею в виду снижение цены на нефть».
Это – не просто серьезный риск, но и, в некотором смысле, неизбежность. Понимаем это мы, понимает и Кудрин, а поскольку сказать о том, что кризис продолжается, он не может (это запрещает либеральная корпоративная солидарность), он несколько переворачивает ситуацию: вместо того, чтобы говорить о том, что экономику ждут неизбежные сложности, с которыми нужно бороться, он говорит, что нам нужен еще больший рост, а под это нужны дополнительные ресурсы. Смысл – тот же самый, обоснование – несколько разное.
Какие же ресурсы имеет в виду Кудрин? Прежде всего резервные фонды: «Надо восстанавливать наш Резервный фонд, который перед кризисом был 10% ВВП. И еще было 8% ВВП в Фонде национального благосостояния. Суммарно у нас была «резервная подушка» в размере 18% ВВП накануне кризиса». Далее он объясняет, что пока цены высокие, что-то можно откладывать. Тут все сказано почти прямым текстом: цены на нефть будут падать (пусть не завтра, а послезавтра), а значит, нужны резервы.
Далее он говорит о низкой инфляции, но вот как он собирается ее добиваться – большой вопрос. Если так, как это предлагает Центробанк, повышая курс рубля, то лучше сразу закрыть всю нашу промышленность, чтобы она не мучилась. Кстати, и с доходной частью бюджета будут проблемы. Но тут о рецептах Кудрин молчит. Точнее, говорит некоторые общие слова о повышении эффективности госуправления, об опросах предпринимателей и их предпочтениях и т. д., но это – не ответы (скорее перечисление части вопросов).
А вот дальше он начинает говорить о бюджетных проблемах. В частности, развеивает иллюзии, что здесь у нас все в порядке: «Когда я говорил, что у нас нет ресурсов, чтобы сохранять пенсионную систему, то мне говорили, что они есть. После этого повышаются страховые взносы на бизнес. Значит, ресурсов все-таки нет. Дефицит Пенсионного фонда в бюджете Российской Федерации остается 1 трлн руб, а на строительство дорог в федеральном бюджете заложено 340 млрд руб. Для такой страны, как наша, строительство дорог в таком объеме – это очень мало. Это говорит о том, что мы не принимаем главные стратегические решения должным образом». И еще довольно долго рассуждает на эту тему, в т. ч. обсуждая различные налоговые льготы.
Собственно, официальный текст на сайте Минфина, с которого мы и цитировали фрагменты речи Кудрина, заканчивается. Но все знают, что на этом же форуме (может быть, в той же речи, только за пределами заранее подготовленной ее части) он сказал о необходимости свободных выборов и о том, что подготовленная часть «Программы-2020» никуда не годится, поскольку предполагает большой дефицит бюджета, а это – неправильный источник роста. Мы же, на основании вышесказанного, можем сделать простой вывод: Кудрин понимает, что с учетом реального развития событий удержать бюджет он не сможет. Что-то придется резать очень существенно, либо уже в предвыборный, либо в первый послевыборный год.
Делать это очень не хочется, поскольку Кудрин, который возглавляет Минфин уже 10 лет, несет личную ответственность за устойчивость бюджетной системы, а если она «посыпется», то нести придется не только бюрократическую ответственность (хотя и уходить с привычной должности Кудрин не хочет), но и политическую. С совершенно непредсказуемыми последствиями. А отменить требования Медведева и правительства Кудрин сам не может: это – требования политические, вне его компетенции. И потом, что ж он раньше-то молчал? Точнее, не протестовал, вплоть до прошения об отставке?
Единственно, кто может ему помочь, – это Госдума, но не в нынешнем своем составе, с полной монополией «Единой России». Вот зачем Кудрину свободные выборы: чтобы в Госдуме была возможность всерьез обсудить состояние дел с бюджетом и отменить «вредные» предложения по увеличению расходной части бюджета, выдвинутые и лично Медведевым, и правительством, и той же «ЕР». Но пока последняя контролирует Госдуму, это бессмысленно: Кудрин столько лет ее демонстративно игнорировал, что дискуссия невозможна.
Но кто поддержит Кудрина в его желаниях? Разве что лично Медведев, но и он в этом месте беспомощен: ни правительству, ни региональным лидерам свободные выборы сейчас не нужны. Кроме того, события в арабских странах настроили власти всех стран, от России до США (Мэдисон), против публичной демократии. Теоретически тут бы Кудрину и промолчать, но он, в отличие от нас, знает реальное состояние дел в бюджетном секторе, и не исключено, что оно таково, что отмалчиваться уже невозможно.
Разумеется, все приведенные рассуждения – это только рассуждения. Не исключено, что все немного или даже серьезно иначе. Но как один из возможных вариантов, которые стоит рассмотреть, эти рассуждения вполне годятся.
http://fintimes.km.ru/ekonomika-rossii/rossiiskaya-ekonomika/15223