Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 09:38:30  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Сила - в единстве. К 900-летию победы войск Владимира Мономаха над половцами  (Прочитано 2592 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 31 Марта 2011, 16:22:05 »

Сергей  Моисеев

Сила - в единстве

К 900-летию победы войск Владимира Мономаха над половцами на реке Сальница близ Изюма

26 марта 2011 года в городе Изюме прошли мероприятия, посвященные 900-летию победы войск Владимира Мономаха над половцами на реке Сальница близ Изюма 27 марта 1111 года.



Торжества начались с открытия памятного знака. Погода выдалась далеко не весенняя, дул сильный ветер, мела метель, но когда все приглашенные собрались у памятника, и началось его освящение, то сквозь плотные, казалось, непроницаемые облака пробилось солнце, и лучи осыпали всех золотым дождем. Солнечный луч держался ровно столько, сколько мы находились у памятника. Нам стало ясно, почему день выдался пасмурным, ведь солнечный луч, пробившийся сквозь тучи и осветивший памятник, помог всем ощутить значимость происходящего. В том сражение полегли наши далекие предки, и теперь мы вспомнили о них.

Памятник был воздвигнут фондом «Честь и Достоинство» при поддержке Изюмской районной государственной администрации Изюмского городского совета при участии фонда «Спаси и Сохрани», общественных организации «Русь Триединая», «Память Державы», «Русское вече» «Харьковского Губернского дворянского собрания», «Слобожанского Казачьего Войска», «Чугуевской городской казачьей общины «Пластунъ», Харьковского десантно-спортивного клуба «Маргеловец».

После освящения памятника в большом зале райгосадминистрации состоялась научно-практическая конференция «Владимир Мономах - защитник внешних границ и единства Руси». Ученые Харьковского национального Университета им. В. Н. Каразина, депутаты Харьковского Областного совета, представители общественных организаций, учителя и учащиеся средних школ Изюмского района, студенты Академии управления при президенте Украины. Перед собравшимися с приветственным словом выступили:

- Председатель Изюмской районной государственной администрации Михаил Зубко, который в своем выступлении отметил, что эта памятная дата в Изюмском районе будет отмечаться ежегодно.

- Консул Генерального консульства Российской Федерации в Харькове Виталий Богданов обратил внимание на важности изучения нашей общей истории и значении памятных дат, которые служат укреплению нашей дружбы.

- Президент фонда «Честь и Достоинство» Игорь Массалов в своем выступлении подробно описал ход сражения. Он особо отметил, что это было поворотным историческим событием, ведь после этой битвы половцы покинули эти земли и их набеги прекратились на двадцать лет. К тому же, будучи государственником, Владимир Мономах проводил мудрую политику. Власть для него была не самоцелью, ведь еще в 1093 году после смерти отца, Великого князя Всеволода, он имел возможность занять Киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку.

- Депутат Харьковского Областного совета, советник председателя Харьковской государственной администрации Олег Шаповалов, как уроженец Изюма отметил, что ему радостно сознавать, что в череде знаковых побед появилось и это историческое событие. Ведь обычно Изюм прочно ассоциировался с крупным поражением Советских войск в «Барвенковском котле» в мае 1942 года. А теперь у нас есть и победная веха.

- Гость из Москвы, заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов свое выступление посвятил важности системной работы по восстановлению исторической памяти: идейный вакуум недопустим, иначе возникает благодатная почва для различных идей-химер. После распада Советского Союза история и религия стали главным оружием тех, кто пытается посеять между нами цивилизационный раскол. Все силы брошены на то, чтобы лишить нас исторической памяти. Также Кирилл Александрович обрисовал суть и историю этого процесса. И отметил, что эти сложные перипетии далеки от завершения.

- Профессор Харьковского Национального Университета им В. Н. Каразина Куделко Сергей Михайлович яркой и образной речью перенес собравшихся в далекое прошлое. Изюмский край хранит следы пребывания множества культур и народов здесь решался многовековой спор Руси со степью.


Михаил Леонов

- Всех поразил или скорее потряс рассказ учащегося 8-го класса Михаила Леонова. Практически не заглядывая в текст, мальчик увлеченно рассказывал о выдающихся заслугах Великого князя.

- Учащийся Капитуловской средней школы Изюмского района Константин Лагота продемонстрировал, практические поучения Владимира Мономаха в виде слайдов стилизованных под рукопись.

Я в своем выступлении сосредоточился на том, что до нас дошли мысли Владимира Мономаха. Мы знаем не только его поступки, но и то чем они обусловлены - он думал о душе, о вечной жизни.

Председатель фонда «Честь и Достоинство» Игорь Массалов объявил конкурс сочинений среди школьников, посвященный древнерусскому периоду, а также викторину. И еще один конкурс на памятник-мемориал, посвященных 900-летию победы объединенных сил русских князей, под руководством Владимира Мономаха. Ведь осмысление героического наследия предков, приобщение молодежи к научно-исследовательской работе, послужит восстановлению и сохранению исторической правды.


вынос хоругвей и шапки Мономаха

Завершающим действием был вынос хоругвей и шапки Мономаха (реквизит Харьковского Национального Академического Театра оперы и балета) офицерами МЧС Изюмского района под «Славься» Михаила Глинки... Зал рукоплескал стоя. Эта памятная дата в СНГ отмечалась впервые.

В Изюме мы так же посетили Свято-Вознесенский храм. Кирилл Фролов с особым благоговением приложился к величайшей святыне Русского Мира, Чудотворной Иконе Божией Матери Песчанской. Ведь неблизок путь из Москвы, и такая возможность открывается не часто.

Но все же перейдем к личности Владимира Мономаха. Изложим, что же удалось прояснить по ходу конференции.

Владимир Мономах (1053-1125) - внук Ярослава Мудрого, сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078-1093) и греческой царевны, дочери византийского императора Константина IX Мономаха (отсюда прозвище). Он стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.

В прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Был одним из инициаторов созыва Любечского съезда князей 1097 г. «Пошто губим Русскую землю? - вопрошал Великий князь. - Половцы землю нашу разоряют и рады, что между нами идут войны».

Первую победу Владимир Мономах одержал до сражения, сумев сделать то, что казалось невозможным, - объединить своенравных, вечно конфликтующих между собой князей.

Удивительно, но через девятьсот лет мы из летописи, в подробностях, знаем, как проходили переговоры, будто они проходили вчера: «Дружина же сказала: "Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни". И сказал Владимир: "Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет. Об этом-то почему не подумаете?". И сказала вся дружина: "Впрямь, воистину так оно и есть". И сказал Святополк: "Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою"».

И результат не заставил себя ждать, ведь, когда люди поднимаются над частными интересами, умеряют свои амбиции, то Бог, видя это высокое состояние умов и душ, Благословляет начинание.

Противоположный пример, когда, ища славы, действуют в одиночку: князь Игорь потерпел сокрушительное поражение, которое описано в «Слове о полку Игореве».

Также были разбиты монголами на реке Калке, три князя Мстислава, вышедшие в поход вместе, но между ними не было единодушия.

В этот раз Владимир Мономах решил перенести боевые действия вглубь территории врага, и если обычно походы совершались в апреле, на этот раз князь выступил с 30 тысячным войском в феврале, имущество везли на санях. Продвижение полков было быстрым и неожиданным.

В «Повести временных лет» летописец описал не только внешнюю сторону похода, но и обосновал суть этого события.

«Ко всем тварям ангелы приставлены; также ангел приставлен к каждой стране, чтобы хранил каждую страну. Молитвами святой Богородицы и святых ангелов смилостивился Бог и послал ангелов в помощь русским князьям против язычников».

«И возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы. И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы».

Город сдался без боя. В летописи сказано, что через день пал и второй крупный половецкий опорный пункт - Сугров.

Половцы потеряли города, но главное сохранили свою армию. Несколько десятков тысяч опытных воинов, степняков-наездников, с детства приученных держаться в седле, стрелять из лука и размахивать саблей рвались в бой отомстить за свои семьи и добро.

В половецком стане верх взяли молодые ханы «Избивши этих, пойдем в их землю, возьмем их города. И кто тогда защитит их от нас?»

Русские устали, многодневный переход и стычки с небольшими половецкими разъездами ослабили их. Самое время нагрянуть главным силам.

24 марта половцы атаковали передовые части русичей у реки Сальницы. В короткой схватке княжеские полки устояли и отбросили врага. Это была проба сил - главный бой намечался впереди.

Половцы сосредоточились в устье Сальницы. Сюда к ним стекались подкрепления с окрестных территорий. Вскоре к вражескому стану подошли войска русских князей. Утром 27 марта две армии были построены к битве.

Войско половцев было многочисленней полков Мономаха. Половцы хотели окружить русские полки со всех сторон и меткими выстрелами из луков расстроить ряды. Однако, вопреки обычаям, князья, по совету Владимира, сами резко перешли в наступление.

Степняки ожесточенно атаковали пешие полки русских в середине, но копейщики выстояли. В это время фланги, где стояли княжеские дружины, уже разворачивались для нанесения страшного удара. Решающую роль вновь сыграли переяславцы Владимира Мономаха. Русская конница несколько раз разрезала половецкий строй и внесла полную сумятицу в ряды противника. Как пишет летописец: «И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давид прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками. И спросили пленников, говоря: "Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?". Они же отвечали, говоря: "Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?". Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам».

Далее летописец заключает: «Это ведь ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху мысль поднять братию свою, русских князей, на иноплеменников. Это ведь, видение видели в Печерском монастыре, будто стоял столп огненный над трапезницей, затем перешел на церковь и оттуда к Городцу, а там был Владимир в Радосыни. Вот тогда-то и вложил ангел Владимиру намерение идти в поход».

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 31 Марта 2011, 16:22:42 »

(Окончание)

«Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм, полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и вечно и во веки веков, аминь».

Действительно, половцам был нанесен тяжелый удар - многие из них покинули степи Придонья и ушли кочевать к берегам Каспия.

Ведь Изюмский перелаз место стратегическое, здесь же переправлялась дружина Игоря Святославовича во время своего рокового похода на половцев в 1185 году, воспетого в «Слово о полке Игореве».

Сняв угрозу с востока, русские открыли себе возможность освоения новых земель, и вскоре один из восьми сыновей Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий основал Москву.

При Иване Грозном, здесь пролегала граница Московского царства и татарского Ханства, сюда посылали стрельцов Изюмский шлях сторожить.

Битва при Сальнице - это точка отсчета. Русские князья поняли, что сила в единстве и при Владимире Мономахе Русь была едина.

Так совпало, что славная победа 27 марта в 1111 году пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, которая является хранительницей Русской государственности. Совпало ли?

Когда шестидесятилетний Владимир Мономах занял Киевский стол. Первым его делом стало реформирование социального законодательства. «Устав» Мономаха существенно дополнил в свод законов «Русскую Правду», значительно ограничил произвол местной администрации и ростовщиков (теперь их прибыль от ссуды не могла превышать 20 процентов), ограничил использование рабского труда и источника его пополнения. В годы его правления на Руси воцарились порядок и покой. Имя русского князя было хорошо известно в средневековой Европе. Он являл образец княжеского служения. Князь был силен, но предпочитал опираться не на силу, а на нравственный закон.

Как пишет Карамзин в «Истории государства Российского»: «Мономах спешил благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного.

До нас дошло письмо Владимира Мономаха двоюродному брату, князю Олегу Черниговскому - его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года).

Когда есть сила, очень велико искушение пойти по простому пути, используя ее, как дополнительную возможность, но Владимир прощает убийцу своего сына и, по существу, снимает с него ответственность за случившееся.

Предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости, но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме - редчайший случай в истории войн - нет никаких политических требований. Только требования, нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. И именно они рассматриваются автором как непременные условия установления прочного мира, способного положить конец междоусобию...

Как отмечал академик Д. С. Лихачев, мировая история не знает "ничего похожего" на это "письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу".

Владимир Мономах был человеком хорошо образованным, заботился о развитии древнерусской культуры, в частности истории и литературы.

Всего до нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - рассказ о «Путях и ловах» (автобиография), третье - «Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу».

Всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. Причем все то, о чем Мономах писал в своем "Поучении", было в буквальном смысле выстрадано им. Хотя поучение в основном построено на Псалмах Давида и других литературных источниках, он мог бы, с полным основанием, сослаться на собственный опыт. Это его духовное завещание, обращенное не только к его собственным сыновьям, но и к другим русским князьям.

Владимира Мономаха можно сравнить с Авраамом, который, пройдя все испытания, сподобился посещения Троицы и узнал, что за его праведность потомков у него будет как звезд на небе. Ведь и потомки русского князя размножились в сотни раз за 1000 лет. Княжили в Москве, Минске и Киеве, освоили 1/6 часть суши. Создали великую культуру, и даже первыми вышли в космос. «Всякое дерево познается по плоду». Сейчас, через тысячелетие, очевидно, что в послании Владимира Мономаха потомкам запечатлена воля Творца. И не случайно происхождения власти помазанника.

В советские времена запустили миф о ее монгольском, а не византийском происхождении, чтобы имя Владимира Мономаха вместе с монархическим принципом власти, как формы ответственного служения, кануло в историческое небытие. Нет уже ни половцев, ни хазар, с которыми доводилось воевать князю, их культура утрачена. Они были подобны строителю, возводившему свой дом на песке, и как значимо, что один из Киевских князей Владимир Мономах возвел свой дом на твердом основании веры. И пока его завет для нас что-то значит, значит и дом будет стоять.

Когда-то, девять лет назад, я прочел «Повесть Временных лет», и «Поучение» Владимира Мономаха произвело на меня неизгладимое впечатление, стало мировоззренческой основой. Трудно не поверить человеку, наделенному высшей неограниченной властью, прожившему долгую и трудную жизнь, полную опасностей. Слова эти глубоко запали в душу. «Поучение» Владимира Мономаха должно быть настольной книгой каждого политика. Завещание Владимира Мономаха никогда не потеряет своей актуальности.

Вот лишь некоторые мысли Великого Князя: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего. Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».

«О, дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот; судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной.

Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей.

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе.

Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.

Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев.

И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого. Господь наш - не человек, но Бог всей вселенной, - что захочет, во мгновение ока все сотворит, - и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары, и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? - сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, - другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей».

А молился Владимир Мономах так: «О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради».

Без малого тысяча лет прошла, а к этим словам и сейчас добавить нечего, только теперь уже ясно, что завещание сыновьям лучшее свидетельство того, что духовность - это системообразующий «скелет» нации. Когда человек становится над природными инстинктами, когда побеждает праведность, выживаемость социума постепенно восстанавливается. В момент кризиса и «один в поле воин», состоится катастрофа или нет, может зависеть от единиц.

Ведь любая цивилизация живет по законам живого организма. Дух нации, программа ее развития реализуется через ее выдающихся представителей, помазанников, или, как принято сейчас говорить, «пассионариев». Они выступают зародышевыми клетками, которые формируют весь организм. Киевский князь Владимир Мономах является отцом Триединого русского народа, восточнославянской цивилизации, под названием Русский Мир, он вполне мог бы фигурировать на гривне. Но с таким же правом россияне могли поместить его на рубле или белорусы на зайчике - это наш общий предок, и он жив в своем творении. Один из его восьми сыновей Юрий Долгорукий стал основателем Москвы. Но и сейчас имена этих князей заставляют трепетать недругов России, их именами названы самые мощные современные подводные лодки с ядерным вооружением на борту.

Отечество - это не только территория, это еще и смыслы. Американец, зайдя в Макдональдс где-нибудь в Бердичеве, ощутит себя на родине. Русский человек за границей, войдя в Православный храм, тоже почувствует себя на Родине.

Святой Князь Владимир, обратившись из язычества в Христианство и Крестив Русь, заложил фундамент духовного единства славянских племен, но Владимир Мономах с детства был взращен в Православии и он являет собой образец того, как возвышается душа Христианским учением, и не только простого смертного, но и власть имущего.

Пути к святости различны и Церковь учит тому, что каждый на своем месте потенциально может достичь этого состояния. Мы миряне, сейчас в основном ориентируемся на путь Преподобных, боимся политики, а многие просто уверены, что это грязное дело, забывая, что есть путь Благоверных.

Благоверные князья, понимающие жизнь как форму ответственного служения и запечатлевшие это своей жизнью приближаются к чину ангельскому, потому что ангелы - это служебные Духи.

Благоверные своим жизненным и ратным подвигом свидетельствуют, что врата Царствия Небесного открыты и политикам, но выдержать тяжесть шапки Мономаха по силам далеко не каждому.

Может, пришло время задуматься над канонизацией князя Владимира Мономаха?

Не случайно венец, который по преданию достался ему от византийского императора, стал символом Русской государственности и идеи Третьего Рима.

Владимир Мономах за свою жизнь совершил 83 больших похода. Часто подвергался опасности, а умер своей смертью на 73 году жизни 19 мая 1125 г. Славный победами за русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Эта смерть ознаменовала завершение целой эпохи в истории Древней Руси.

Потом было греховное разделение и вследствие этого потеря независимости. На столетия Русь оказалась поделена татарами, Литвой и Польшей. А сейчас возрождается в новом качестве - Триедином.

900 лет назад на Харьковской земле Русь одержала историческую победу. В прошлом году мы были свидетелями того, как подписывались исторические Харьковские соглашения между Россией и Украиной, которыми была закрыта эпоха открытого противостояния. Харьков - ключ русско-украинского союза. Будущая победа Руси выковывается на этой земле!

http://www.ruskline.ru/analitika/2011/03/31/sila_v_edinstve/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 01 Апреля 2011, 11:18:31 »

Алла  Новикова-Строганова

«Как отец, чадо своё любя...»

Памяти Владимира Мономаха



  Великому князю киевскому Владимиру Мономаху (1053 - 1125) - выдающемуся государственному деятелю древней Руси - в этом году исполнилось бы 958 лет. Незадолго до кончины он написал «Поучение» своим детям, которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Его вдохновенные строки проникнуты не только заботой о благе собственной семьи, но и каждого русского человека в отдельности, всей русской земли в целом.

 

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу, -

эти пушкинские строки призывают современного человека воспринимать древность, прошлое страны как своё, родное, значимое в настоящем, сохраняю­щее непреходящую ценность для будущего.

В нынешней ситуации в России вспомнить о «Поучении» чадам Владимира Мономаха особенно актуально. Великий князь - собиратель русских земель - уже в древности осознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа. К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются, нивелируются. Девальвация наших национальных духовных сокровищ, в том числе - крепких семейных основ - в составе «оружия массового демографического поражения», ведущего к вымиранию страны. Кризис семьи одним «материнским капиталом» в 350 тысяч рублей за рождение второго ребёнка уже не поправишь. Необходима целая стратегия семейной политики, государственная система укрепления и поддержки российской семьи - её материального благополучия и морально-нравственного климата, благоприятной «погоды в доме».

Показательны результаты опроса, проведённого мной среди 18-летних студентов-первокурсников. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на семью ваших родителей» - большинство ответило: «Нет!»

В нашем историческом прошлом, бесспорно, сохранялись начала нравственного порядка - надёжные нити, связующие чад и домочадцев - членов единой семьи. Хорошо бы внимательно прислушаться и присмотреться к тому, что говорит и открывает нам мудрость традиций, культуры и языка. Этимологически слово «семья» связано с сакральным числом «семь», которое символизирует соединение Божественного начала (три - Троица, триединство Бога) и земного мира (четыре стороны света, четыре угла дома и т.д.). Время создаёт новые «углы зрения», по мысли академика Д.С. Лихачёва, постоянно позволяет по-новому взглянуть на старое.

Стоит поучиться у Владимира Мономаха уважению к предкам, гордости своим семейно-родовым древом. Оставляя в наследие детям «Поучение», князь ведёт его от собственных корней, своего родословия, на исходе жизни продолжая осознавать себя звеном в цепи поколений: внуком «благословенного, славного» князя Ярослава Мудрого - составителя «Русской Правды» (по линии «отца возлюбленного» - князя Всеволода, которого Владимир, как указывают летописи, никогда и ни в чём не ослушался) и византийского императора Константина Мономаха (со стороны матери - княгини Анны). Именно в честь своего греческого деда получил князь Владимир прозвище Мономах. В переводе «мономахос» означает «единоборец». В Ипатьевской летописи князь характеризуется как «братолюбец и нищелюбец, и добрый страдалец за Русскую землю», просветивший её, «как лучи солнца».

Из земли греческой добродетельному христолюбивому князю были присланы драгоценные дары: крест животворящего древа, на котором был распят Христос, сердоликовая чаша кесаря Августа и знаки царской власти Константина: золотая цепь и бармы (оплечья), венец, известный на Руси как «шапка Мономаха». Золотой головной убор куполообразной формы, отороченный переливчатым собольим мехом, усыпанный драгоценными камнями и увенчанный крестом, напоминает золочёную главу-маковку православного храма, нередко украшаемую, как свод небесный, сияющими звёздами.

Среди бесконечных внешних и внутренних войн, раздоров и распрей, измен и клятвопреступлений Владимир Мономах выступал как князь-миротворец, умел вести праведную, благочестивую жизнь, спасая русские земли и святыни монастырей. Его «Поучение», составленное в христианском духе, - не скучное дидактическое назидание, а настоящий кодекс русской нравственности. Князь адресуется не только к собственным детям, но и ко всем русским людям - своим «чадам». Так, тема семьи преодолевает узкие бытовые границы, раздвигает домашние рамки и поднимается на новый высокий уровень: дом - это вся Русь, семья - все русские люди, среди которых благоверный князь снискал любовь и уважение. После кончины Владимира Мономаха, как передаёт летописец, «весь народ и все люди» плакали о святом и добром князе, как дети об отце или о матери.

В «Поучении» светится незаурядная личность автора. Он преисполнен возвышенных чувств, прославляя дивную красоту Божьего мироустроения. Господь - любящий Отец Своих детей, «человеколюбец». В свою очередь человек, исполняя христианские заповеди, призван иметь «помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела». «Уклонись от зла, - наставляет Мономах, - сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

В орбите внимания князя - семейственность и государственность. В государственный принцип он возводит библейский завет: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены». Князь также учит «увлекающихся властью» избегать суеты и «ни во что ставить общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? - сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, - другие собранное нами разделят».

Непрестанно помышляя о благе народа, Мономах призывает своих преемников защищать всех обездоленных: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, и не давайте сильным губить человека», «не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам». Автор «Поучения» также возводит в принцип абсолютное право на жизнь: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, не губите никакой христианской души».

Князь советует спасать душу не только в затворе монастырей, но и в миру, зовёт к праведной деятельной жизни: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которое иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». Из этих «малых дел» слагается морально-нравственный кодекс поведения человека в быту, в семье, в обществе, в государстве: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте». Владимир Мономах остерегает сыновей от пороков: лжи, пьянства, блуда (общения «с нелепыми женщинами»), «от того ведь душа погибает и тело». Князь внушает идеалы милосердия, гостеприимства, доброжелательства, непрестанного самосовершенствования: «напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл», «больного навестите, покойника проводите», «не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите», «что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь».

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что Мономах спешил благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного. Когда в Киеве случился мятеж, вызванный «лихоимством евреев», которые «угнетали должников неумеренными ростами», Мономах определил, что ростовщик-заимодавец, «взяв три раза с оного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала».

На примерах собственной жизни, исполненной трудов и опасностей, формирует князь свою стратегию воспитания. Сыновьям он оставляет примеры мужества, доблести, благородства: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское», «добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».

Идеалы добра, красоты, целомудрия, верности видит Владимир в женщинах. Заботясь о собирании семьи, он просит князя Олега Черниговского, в битве с которым погиб юный сын Мономаха Изяслав, отпустить вдову Изяслава: «сноху мою послать ко мне», «чтобы я, обняв её, оплакал мужа её», «и села бы она, как горлица, на сухом древе горюя». Простое и понятное «Поучение» Владимира Мономаха, как и десять веков назад, формирует чувство христианской семьи, её образ как духовно-нравственную модель жизнеустроения.

Сохранились два письма к Мономаху митрополита Никифора, знаменитого своими познаниями и красноречием. Одно из писем - о посте - содержит хвалу добродетелям Мономаха: «Не имею нужды во многоречии: ибо ум твой летает быстро, постигая смысл каждого слова. Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын княжеской и царской (греческой) крови, властитель земли сильной, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь властительскую; когда, угощая других обедами княжескими, сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли в тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простёрта; когда ты ни сребра, ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаёшь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. <...> пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует великого отчёта; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда пастыри церковные должны и князьям смело говорить истину».

Алла Анатольевна Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор

http://www.ruskline.ru/analitika/2011/04/01/kak_otec_chado_svoyo_lyubya/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!