Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« : 06 Апреля 2011, 14:40:49 » |
|
Надо читать чаще Евангелие... В.Г. Белинский о религии, о вере, о душе
В 2011 году исполняется 200 лет со дня рождения Виссариона Григорьевича Белинского – великого деятеля русской культуры. Он был не только литературным критиком, но и философом, стремившимся осмыслить главные вопросы бытия: зачем живет человек, каково его место в мироздании, какова его роль в обществе, каков замысел Бога о нем?
Хотя в советский период о Белинском сложилось стереотипное представление как об атеисте и революционере, но при более тщательном рассмотрении его творчества можно убедиться, что не был он революционером, а ратовал за демократические реформы (отмену крепостного права и телесных наказаний, провозглашение гражданских свобод). Не был он и атеистом. Более того, на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к Христу и Евангелию как к самому важному, самому святому в жизни. Негативно относился он не к религии в целом, а к церкви – в том виде, в каком она существовала в то время, то есть как своего рода государственное учреждение.
Такое сочетание было характерным для некоторой части просвещенных людей в России XIX века. Среди образованных слоев общества того времени, то есть среди тех, кого потом назовут интеллигенцией, стали появляться моменты разочарования в традиционной церковной практике, в месте церкви и роли священника в обществе, да и в нравственном уровне самого общества, на которое, по-видимому, религия и церковь не смогли оказать должного влияния. Возможно, последнее и было главным. Например, возникал вопрос: как в стране, где христианство признано официальной, государственной религией, может существовать такое безобразное явление, как крепостное право? И закрадывалось сомнение: а способна ли христианская вера сделать людей лучше и отношения между ними – гуманнее, и желает ли церковь что-то сделать в этом направлении? Это сомнение может привести к далеко идущим выводам – к атеизму, безверию. Таким образом, недовольство несовершенством общества переносится на религию, которая, по идее, должна была бы это общество воспитывать, облагораживать, и на ее «проводника» – церковь.
Во времена Белинского такой ход мыслей начинал приобретать всё большую популярность. Некоторую часть интеллигенции в дальнейшем это привело к атеизму. Однако это не относится к Белинскому. Его отношение к религии было сложным: в церковь он ходить не любил, со священниками общаться не стремился. Однако атеистом он вовсе не был и в своей жизни практически стремился следовать существу христианства – жить по правде. А ведь это важнее внешних проявлений религиозности.
Впрочем, даже и в том, что касается тех же «внешних проявлений», тоже всё не так однозначно. Например, 18-летний Белинский, недавно приехавший в Москву и поступивший в университет, с юношеской запальчивостью отвечал матери на ее напоминания о том, что нужно больше посещать храмы: «Вы уже в другом письме увещеваете меня ходить по церквам. <. . .> Шататься мне по оным некогда, ибо чрезвычайно много других, гораздо важнейших дел, которыми должно заниматься».
Но слова из другого его письма, написанного много лет спустя, свидетельствуют о том, что в церковь он ходил. 32-летний Белинский в переписке со своей невестой, М.В. Орловой, сообщая ей о неком документе, необходимом для венчания, в частности, заметил: «Я просил моего знакомого переговорить со священником, у которого я исповедуюсь и причащаюсь, может ли он обвенчать меня по этому университетскому свидетельству».
Вот еще один пример. В письме к тому же адресату, М.В. Орловой, Белинский замечал, как бы шутливо поддразнивая ее: «Вы меня по вечерам крестите: почему ж и не так, если это забавляет вас? А я – меня тоже забавляет эта игра: продолжайте».
Но при этом несколькими годами ранее в письме другу Д.П. Иванову он настоятельно (и при этом повторно – так как первое письмо, по-видимому, было потеряно адресатом) просил вернуть ему потерянный крестик. Здесь видно искреннее сожаление и беспокойство по поводу этой потери: «В прошлом письме моем, которое теперь приходится повторить, благодаря твоей аккуратности, я писал, во-первых, о том, чтобы ты как-нибудь постарался переслать мне крестик, который я, сняв с себя в бане, отдал Ване, а он, по своему ротозейству, забыл мне его отдать. Этот крестик мне дорог, и если он пропал, мне будет очень грустно: я получил его от Н.Я. Петровой, которая дала мне его с таким искренним желанием мне добра и счастья, какого можно ожидать только от людей родных и близких. Бога ради, похлопочи переслать его по почте».
Вот так всё не просто и не однозначно в отношении Белинского к религии. Тем более что его идейное развитие, сложное и стремительное, продолжалось всю жизнь. При этом некоторыми философскими идеями он то пламенно увлекался, то оставлял их в прошлом, как пройденный этап своего непрерывного движения вперед. Но, как видно из его писем, через всю жизнь пронес он восприятие религии как «основы всего» и Христа как высшей истины.
Замечателен и тот факт, что дед Белинского был сельским священником, который в своем служении тоже был «неистовым» (как потом его внук Виссарион). На склоне лет он фактически принял схиму – вырастив детей, удалился от семьи и вел затворническую жизнь в посте и молитве. Этот внутренний огонь передался и Виссариону Григорьевичу, который замечал в письмах друзьям: «Наша участь – схимничество», «Как попристальнее и поглубже всмотришься в жизнь, то поймешь и монашество, и схиму». Неистовость веры, самопожертвование в служении своему делу – всё это было и у него. Но в его религиозности акцент всегда был не на внешних проявлениях (от которых зачастую было, наоборот, отталкивание), а на любви к ближнему, на внимании к участи каждого человека. «Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? Прочь же от меня блаженство, если оно достояние мне одному из тысяч!», – восклицал он в одном из писем.
В своей переписке Белинский нередко размышлял о религии, о вере, о внутреннем мире и духовном пути человека. Вот отрывки из некоторых его писем разных лет.
***
Из писем В.Г. Белинского
Маменька, вы уже в другом письме увещеваете меня ходить по церквам; право, подобные увещания для меня не всегда приятны и могут мне наскучить. <. . .> Вы хотите из меня сделать благочестивого, странствующего пилигрима и заставить меня предпринять благопохвальное путешествие по московским церквам, которым и счета нет. Шататься мне по оным некогда, ибо чрезвычайно много других, гораздо важнейших дел, которыми должно заниматься. Вы меня еще в прежнем письме упрекали в том, что я был в театре, а не был во всех соборных и приходских церквах. Театр мне необходимо должно посещать для образования своего вкуса и для того, чтобы, видя игру великих артистов, иметь толк в этом божественном искусстве. Я пошел по такому отделению, которое требует, чтобы иметь познание и толк во всех изящных искусствах. И потому я прошу вас уволить меня от нравоучений такого рода: уверяю вас, что они будут бесполезны.
Из письма Г.Н. и М.И. Белинским, Москва, около 5 января 1830 г .
***
Не думай, чтобы дружба была так же ревнива, как любовь, не думай, чтобы многие предметы любви истощали любовь; дружбы нет и не может быть между людьми, но есть между ними братство, о котором проповедовал Христос, есть между ними родство, основанное на любви и стремлении к Богу, а Бог есть любовь и истина. Бог не есть нечто отдельное от мира, но Бог в мире, потому что Он везде. Да, Его, как говорит великий Иоанн, любимейший ученик Христа, Его никто не видал; но Он во всяком благородном порыве человека, во всякой светлой его мысли, во всяком святом движении его сердца. Мир, или вселенная, есть Его храм, а душа и сердце человека, или, лучше сказать, внутреннее Я человека, есть Его алтарь, престол, Его святая святых. Итак, ищи Бога не в храмах, созданных людьми, но ищи в сердце своем, ищи Его в любви своей. Утони, исчезни в науке и искусстве, возлюби науку и искусство, возлюби их, как цель и потребность твоей жизни, а не как средство к образованию и успехам в свете – и ты будешь блажен, а кто достиг блаженства, тот носит в себе Бога, потому что цель жизни человека есть блаженство, а блаженство заключается в Боге. Бог есть истина, следовательно, кто сделался сосудом истины, тот есть и сосуд Божий; кто знает, тот уже и любит, потому что, не любя, невозможно познавать, а, познавая, невозможно не любить; Бог есть вместе и истина, и любовь, и разум, и чувство; так, как солнце есть вместе и свет и теплота. Отвергнись, отрекись самого себя для истины, будь счастлив истиною, а не своими успехами, будь счастлив потому, что ты знаешь истину, а не потому, что ты знаешь истину. <. . .>
Ты должен быть равнодушен к обиде твоей личности; ты должен быть неравнодушен только к оскорблению истины, которой ты служишь, потому что ты любишь истину, а не себя. Конечно, мы страдаем, когда оскорбляют наше самолюбие, но это оттого, что в нас больше эгоизма и самолюбия, нежели любви к Богу: в ком же много любви к Богу, тому легко переносить оскорбления своему самолюбию, или, лучше сказать, ему даже и нельзя будет и получить такого оскорбления, потому что у него нет самолюбия. Любовь есть сила, бóльшая Сампсоновой.
***
Быть апостолами просвещения – вот наше назначение. Итак, будем подражать апостолам Христа, которые не делали заговоров и не основывали ни тайных, ни явных политических обществ, распространяя учение своего Божественного Учителя, но которые не отрекались от Него перед царями и судиями и не боялись ни огня, ни меча.
***
Мы должны выкинуть из головы всякую мысль быть полезными, потому что желание быть полезным проистекает из самолюбия и эгоизма. Человек свободен, долга не существует для него; он должен быть добродетелен не по долгу, а по любви, он должен следовать добру не потому, что оно полезно, а потому, что в нем заключается его счастие. Истина не имеет цели вне себя, так и наука и искусство. Не из делания распространить в своем отечестве здравые понятия должен ты учиться, а из бесцельной любви к знанию, а польза общественная будет и без твоего желания. Кто любит добро, тот не упустит случая сделать его, но не станет искать этого случая. Если я сделал добро, которое ты готов был сделать, ты должен не огорчаться, что упустил случай сделать доброе дело, а должен радоваться, что оно сделано, и тебе нет нужды, кем оно сделано – тобою или мною. Совершенствуя себя, ты необходимо будешь совершенствовать и всё, что близко к тебе. <. . .>
Забудь самое слово польза, но помни твердо слово любовь; а любовь существует не для пользы, а для самой себя. Когда великий гений распространяет в своем отечестве свет знания – он не отечеству дает знание, но знанию дает отечество, потому что, чтó ты любишь в своем ближнем? известный образ, известное лицо или сознание, которого он есть орган? Не любовь к отечеству должна заставлять нас делать добро, но любовь к добру, не польза от добра, но самое добро.
Из письма Д.П. Иванову, Пятигорск, 7 августа 1837 г .
***
В любви нет гордости, и человек, живущий в любви, счастлив тем, что он живет в любви, а не тем, что он живет в любви.
***
Истинное совершенство измеряет себя не тем достоинством, которое оно уже приобрело, но тем, которое остается еще приобресть ему. А кто может сказать себе, что ему уже ничего не остается приобретать в этом отношении? Никто, потому что если кто сказал это – тот хуже пал. Человек, освободившийся от оков ничтожества и ощутивший в себе Царство Божие, плачет от умиления и умоляет своих братий, как о милости, разделить с ним его блаженство.
***
Благодать Божия не дается нам свыше, но лежит как зародыш в нас самих; но не в нашей воле вызывать ее действие, и в этом отношении она нам дается. Человек ничего не может сделать для своего совершенства, действуя своею волею положительно, но много может для него сделать, действуя ею отрицательно. Я не могу возбудить в себе чувства, когда оно замерло во мне, не могу наполнить блаженством мою душу, убитую и истощенную пороком, словом, я не могу взять себе добродетель, но могу бросить порок. Тогда во мне не останется ничего, потому что не быть порочным еще не значит быть добродетельным, я буду пуст совершенно. Но для человека с потребностию жизни нельзя долго оставаться в состоянии пустоты: сильнейшее начало его натуры скоро должно взять верх, если только он не вздумает удовольствоваться отрицательным совершенством; но так как для последнего случая надо родиться подлецом, пошляком, квакером, сектантом и не иметь никакого зародыша человеческой жизни, то, повторяю, добро должно в нем восторжествовать.
Из письма М.А. Бакунину, Пятигорск, 16 августа 1837 г .
***
Ты забыл заповедь Спасителя: «не мечите бисера перед свиньями», ты забыл, что всё святое жизни должно быть тайною для профанов.
Из письма М.А. Бакунину, Москва, 1 ноября 1837 г .
Присутствие человека, сильного верою, дает веру, а вера есть – всё.
Из письма М.А. Бакунину, Москва, 15 ноября 1837 г .
***
Если теперь, в редкие минуты дисгармонии, ты с досадою на самого себя воспоминаешь о своем враждебном чувстве ко мне и обвиняешь себя в нем, – брось это, как призрак, а я прощаю и благословляю тебя, как человек, христианин и твой друг, я – повторяю тебе – еще более люблю и уважаю тебя за твое неприязненное чувство ко мне, и мне от этого самому легче и лучше. <…>
Во внутренней жизни нет случайностей и призраков; там всё необходимо и действительно. Дух как в человечестве, как в народе, так и в индивиде развивается во времени и в обстоятельствах, и каждое обстоятельство, хотя бы даже внешнее, но имеющее влияние на внутренний мир человека, есть необходимое средство к развитию, –
Всё в жизни к великому средство! [1]
Из письма М.А. Бакунину, Москва, 15-20 ноября 1837 г .
***
Основа и причина нашего совершенства, а следовательно, и блаженства есть благодать Божия.
Из письма М.А. Бакунину, Москва, 21 ноября 1837 г .
***
Друг, я верю твоей вере в бессмертие, верю, что ты теперь находишься в состоянии глубокого созерцания истины. Отчаиваться, мучиться от ее смерти [2] было бы грехом: тихо грустить, молиться – вот что надо делать. На этой земле она была вестницею другого мира, и смерть ее есть не отрицание, но доказательство этой другой жизни. <. . .> Да, ее смерть – это откровение таинства жизни и смерти. Зачем не был я свидетелем ее последних минут? Нет, не напрасна была моя последняя поездка в Прямухино [3] : я вижу в этом волю неба, доказательство, что и я имею отца, который печется обо мне. Мне надо было усвоить себе это бледное, кроткое, святое, прекрасное лицо, с выражением страдания, не победившего силы духа, силы любви благодатной, этот голос, которого нельзя лучше назвать, как голосом с того света... Да, благодарность небу! я знал, я видел ее, – я знал великое таинство жизни, не как предчувствие, но как дивное, гармоническое явление. Нет, если несчастие когда-нибудь одолеет меня и я паду под его бременем, я, который некогда видел ее, еще здоровую, прекрасную, гармоническую, полную веры в блаженство жизни, в осуществление лучших, святейших мечтаний души своей, а потом, бледную, больную, и всё прекрасную, всё гармоническую, – что я тогда буду?
Из письма М.А. Бакунину, Москва, 13-15 августа 1838 г .
Окончание в следующем сообщении
|