Говоров Кирилл«Кремлевские мечтатели» бьются о «противоракетную стену» Российские дипломаты признают, что на переговорах с США по ПРО «прогресса мало»Российские власти по-прежнему демонстрируют неиссякаемый перезагрузочный оптимизм и с упорством, достойным лучшего применения, продолжают биться головой о «противоракетную стену», возводимую по периметру границ РФ нашими американскими «друзьями и партнерами». Несмотря на то, что натовское руководство в лице генсека Альянса Андерса Фог Расмуссена не так давно снова отфутболило предлагаемые «кремлевскими мечтателями» утопические прожекты по созданию совместной системы ПРО (недвусмысленно дав понять, что вопросы национальной безопасности США не могут быть предметом торга для Белого дома), очередной десант российских переговорщиков на днях все по тому же самому поводу высадился на берегах Потомака (США, округ Колумбия).
Не исключено, что подобная настойчивость (если не сказать «внешнеполитическая наивность», или даже вовсе «неадекватность») все же имеет менее тривиальное объяснение. Например, неустанное географическое перемещение «стола переговоров» может являться разновидностью «дипломатического фен-шуй», который практикует российское внешнеполитическое ведомство. В таком случае следует признать, что нашему МИД пока не удается эффективно адаптировать древнюю даосскую практику к актуальным задачам современной российской дипломатии. По крайней мере, из своего заокеанского вояжа российские дипломаты вполне предсказуемо возвратились несолоно хлебавши.
Как сообщает «Коммерсантъ», российская делегация в очередной раз потерпела фиаско, так и не сумев убедить своих американских контрагентов в необходимости предоставления России письменных гарантий ненаправленности системы ПРО США в Европе против стратегического оборонного потенциала нашей страны. «По состоянию на конец июля в переговорах по важным составляющим, таким, как наше требование о гарантиях ненаправленности ПРО США против наших стратегических ядерных сил, прогресса мало», – был вынужден признать в интервью изданию один из членов переговорной команды, заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков.
Однако, как выясняется, провал переговоров по ПРО, по мнению г-на Рябкова (к которому, видимо, вполне применимо определение «парадоксов друг», данное известным отечественным литературным классиком), отнюдь не дает «оснований для пессимизма». Как выясняется, всячески стремящаяся сохранить хорошую мину при плохой игре российская дипломатия с радостью ухватилась за последнюю переговорную соломинку, «великодушно» оставленную ей американской стороной. Ее «последней надеждой» является запланированный на конец этого года визит в Россию президента США Барака Обамы, в ходе которого нобелевский лауреат-миротворец (который, напомним, в настоящее время продолжает «демократизировать» сразу три страны с использованием самого широкого спектра средств военно-политического принуждения), скорее всего, окончательно предложит Москве «смириться с реальностью». А именно с тем, что решение Вашингтона набросить на РФ «противоракетную удавку» является «окончательным и обжалованию не подлежит».
Впрочем, даже если Обама не сочтет нужным заявиться в оговоренные сроки в российскую столицу на переговоры (и, соответственно, вопрос о сближении позиций в сфере противоракетной обороны опять повиснет в воздухе на неопределенное время), жизнеутверждающая российская дипломатия не собирается предаваться греху уныния. Поскольку в таком случае, как добавил Сергей Рябков, руководители смогут пообщаться в рамках мероприятий по линии АТЭС в Гонолулу или на встрече в формате «Двадцатки» в Канне. Видимо, малоприятная перспектива «отлавливать» высокопоставленного американского «фигаро» по всей планете лишь ради того, чтобы услышать ответ, в содержании которого никто не сомневается, не улыбается даже самым «неисправимым оптимистам» из числа российских тружеников дипломатического цеха. Вот почему им, конечно, «хотелось бы визита, поскольку он позволяет фундаментально обсудить всю повестку наших отношений». «Такой разговор необходим как стимулятор (или все-таки «симулякр»? – Прим. KM.RU) диалога и по вопросам безопасности», – резюмировал замглавы МИД РФ.
Искренне желая избавить «столпов российской внешней политики» от такого неблагодарного занятия, как необходимость гоняться по всему миру за г-ном Обамой, хотелось бы обратить их внимание на совет, который совсем недавно дал российским переговорщикам премьер Владимир Путин. Напомним, что один из участников российского правящего тандема высказал свое мнение по поводу очередной пробуксовки переговоров по вступлению России в ВТО, раздраженно (но при этом абсолютно справедливо) заметив: «На хрена им нас в ВТО принимать, если мы и так все исполняем?». По большому счету, эта же универсальная формула успеха (настаивать на своем, чтобы в будущем добиться уступок от Запада, не раскрывать первыми свои «перезагрузочные объятья» нашим внешнеполитическим оппонентам в надежде, что это будет ими по достоинству оценено, а действовать с позиции силы) применима и к ситуации с ПРО. Поскольку, спрашивается, какой смысл США и НАТО идти навстречу России по одному из стратегических вопросов, если все возможные уступки (обеспечение транзита военных и невоенных грузов через территорию РФ в Афганистан, «пропуск» резолюции Совбеза ООН по Ливии и в целом «широко закрытые» глаза официальной Москвы в отношении беспредела, творимого североатлантическими союзниками в этой стране, хранение золотовалютных резервов РФ в преддефолтной казначейской «кубышке» дяди Сэма и т. д. и т. п.) нами и так уже сделаны?
В этой связи также будет нелишним напомнить известный принцип «Оказанная услуга ничего не стоит», которого неукоснительно придерживаются западные государственные деятели, практикующие realpolitic в процессе обмена конкретных российских уступок на «перезагрузочные завтраки» и прочие невыполнимые обещания.
Тщетные переговорные потуги властей РФ убедить Вашингтон в необходимости отказаться от своих планов по размещению элементов ПРО в Европе в интервью KM.RU прокомментировал вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов:– Честно говоря, смысл проводимых переговоров не очень понятен. Я думаю, что главная их мотивация – это дипломатическое спасение лица России. США в одностороннем порядке прекратили действие прежнего Договора по ПРО и начали без каких-либо ограничений развивать свою систему противоракетной обороны. Если элементы ПРО будут установлены в соответствии с новым планом, то никаких гарантий того, что они не будут направлены против России (кроме бумажно-декларативных), получить невозможно, даже с технической точки зрения. Если системы ПРО фиксируют любой летящий баллистический объект, то они будут реагировать соответствующим образом, невзирая на его «национальность». В данном случае имеет значение только радиус действия самой системы.
Так что любые переговоры с США насчет каких-либо гарантий с нашей стороны по определению могут быть только пиар-ходом, потому что Вашингтон уже принял решение отказаться с позиции сильного от всех своих прошлых обязательств и будет поступать так, как ему нужно. Все возможные форматы координации действий в сфере ПРО, которые предлагает Москва (секторальная система, создание совместных центров по обмену информацией, совместное использование возможностей Габалинской РЛС и т. д.), в случае обострения отношений между Россией и США будут автоматически аннулированы. А системы РФ и США будут сразу же переориентированы на работу друг против друга.
Что касается предлагаемых нашей стороной ограничений на технические параметры развертываемой американской системы ПРО, то это – достаточно бессмысленное требование. Противоракета, как говорится, и в Африке противоракета. Т. е. она должна обладать способностью сбивать цели в пределах определенного радиуса действия, причем этот радиус должен быть достаточно большим. Иначе их размещение просто не имеет смысла. Повторюсь, у ракеты нет национальности, а есть скорость, высота полета, курс и прочие технические характеристики. Сделать систему, которая будет избирательно сбивать только иранские ракеты и при этом гарантированно «пропускать» российские, невозможно. Любые ограничения на этот счет (например, в отношении сектора действия) в условиях конфронтации легко преодолеваются. Вот почему никаких гарантий здесь быть не может, кроме сугубо декларативных.
Конечно, для того, чтобы развернуть радар, может потребоваться какое-то время (зависит от конструктивных особенностей этой системы), но в условиях обострения военно-политической конфронтации никто не помешает модернизировать эту систему. Важно понимать, что система ПРО – это не только радар и противоракеты. Не менее важны выстроенная инфраструктура обслуживания, подготовленные специалисты и т. д. Все это будет существовать. Дело за малым – в нужный момент переориентировать данную систему на Россию.
Конечно, наши переговорщики, которым нужно каким-то образом сохранить лицо, могут имитировать любой результат переговоров. Однако суть происходящих процессов от этого не изменится: по отношению к РФ американская администрация уже давно перешла на позиции одностороннего диктата. Стратегически значимые вопросы с нами не обсуждаются, а императивно навязываются. Никакой необходимости лавировать и уступать нам у американцев нет.
Справка KM.RUПо информации «Ъ», Москва не отказалась от планов вместе с США задействовать Габалинскую РЛС в Азербайджане для взаимодействия по вопросам ПРО. В 2007 году с такой инициативой выступил Владимир Путин. И, по словам собеседников «Ъ» в МИД и Минобороны РФ, этого предложения никто не отзывал. http://www.km.ru/v-rossii/2011/07/27/otnosheniya-rossii-i-ssha/kremlevskie-mechtateli-byutsya-o-protivoraketnuyu-sten