Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 02:27:32  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Судьба капитана  (Прочитано 1828 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 04 Августа 2011, 07:31:40 »

Судьба капитана

11 апреля 1945 года подпольный Интернациональный комитет Сопротивления, действовавший в Бухенвальде – одном из самых страшных гитлеровских лагерей смерти, отдал приказо начале вооруженного восстания (ныне 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей). Одним из его организаторови руководителей был уроженец Нижегородской земли, человек удивительной судьбы Валентин Егорович Ситнов…

Экипаж к бою и полету готов

Он родился в 1918 году в селе Дивеево, что приютилось средь вековых лесов в тех самых местах, где когда-то творил благие дела известный праведник Серафим Саровский.

Природа щедро одарила Вальку Ситнова, не поскупившись отпустить ему полной мерой и богатырской силы, и молодецкой стати, и разухабистой удали. Да и светлую голову на саженные плечи поместить не забыла. В 30-х годах таким орлам была одна дорога – в небо. Поэтому одновременно окончив химический техникум и аэроклуб в Дзержинске, Валентин получил комсомольскую путевку в школу военных летчиков, а после обучения в ней – направление в тяжелый бомбардировочный полк Ленинградского военного округа. Едва успел притереться к коллективу и освоить новую технику, как началась Финская кампания.

Экипаж молодого пилота практически ежедневно сбрасывал бомбы на укрепрайоны противника под Выборгом и Кексгольмом. За успешный удар по военно-морской базе на полуострове Котка Ситнова наградили орденом Красной Звезды. Свой сорок пятый боевой вылет в той недолгой Зимней войне Валентин совершил за два дня до подписания мирного договора.

Затем Ситнову пришлось летать на юге, над Донбассом и Причерноморской низменностью, Крымским полуостровом и Черным морем. А потом грянула Великая Отечественная.

За два года Валентин более двухсот раз отправлялся на боевые задания. Шесть раз его подбивали. Дважды машина горела в воздухе. Трижды ему приходилось сажать самолет, будучи легкораненым. Но бомбардировщик каждый раз дотягивал до родного аэродрома.

Над машиной, изрешеченной пулями «Мессершмитов», осколками зенитных снарядов, колдовали инженеры и техники. Над ранеными пилотом, штурманом и стрелками – врачи и медсестры. По прошествии нескольких дней Ситнов вновь докладывал командиру полка: «Экипаж к бою и полету готов». И опять поднимал самолет во фронтовое небо.



В начале лета 1942-го фотография старшего лейтенанта Валентина Ситнова обошла все центральные газеты. Возглавляемая им группа тяжелых бомбардировщиков уничтожила нефтехранилища в районе румынского города Плоешти, в которых хранились стратегические запасы топлива для всей южной группировки вражеских армий. А еще через несколько дней разрушила мост и нефтепровод через Дунай на железной дороге между Бухарестом и портом Констанца, надолго прервав снабжение главной военно-морской базы противника на Черном море. За выполнение этого специального задания Валентин Ситнов 20 июня 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Плен

Его самолет сбили в июне сорок третьего. Валентин, к этому времени уже капитан и командир эскадрильи, привел восьмерку Ил-4 на бомбардировку одного из укрепрайонов в Донбассе. Когда группа встала на боевой курс для бомбометания, весь огонь немецких зениток сосредоточился на ведущем. От прямого попадания вспыхнул правый мотор, через несколько секунд пламя объяло и левый двигатель. Надежды дотянуть хотя бы до линии фронта не оставалось. И Ситнов – впервые за два года войны – приказал экипажу покинуть горящий бомбардировщик. Сам прыгал последним, когда огонь уже подбирался к пилотской кабине.

Едва над головой раскрылся спасительный купол парашюта, Валентин потерял сознание. В себя пришел уже в сумерках: пожилая женщина из шахтерского поселка, недалеко от которого в поросший густым кустарником овраг опустился капитан, холодной водой омывала лицо летчика. Твердо решив пробираться через фронт, Ситнов передал ей на хранение летный планшет, партбилет, офицерское удостоверение, погоны и ордена, оставив при себе лишь пистолет да Золотую звезду на гимнастерке под обгорелым комбинезоном. Зачем? Наверное, Валентин и сам не смог бы объяснить.

Четыре ночи он медленно брел на восток, каждый раз с наступлением рассвета укрываясь в воронках от авиабомб или неглубоких ложбинах. А утром пятого дня, пытаясь перебраться через большак, нос к носу столкнулся с немецким патрулем. Из выхваченного пистолета капитан не сумел сделать ни одного выстрела. Единственное, что удалось, пока его, сбитого с ног, топтали сапогами и избивали прикладами, так это сорвать геройскую звездочку, сунуть ее в рот да покрепче сжать зубы. Ни на первом, ни на последующих допросах, как бы ни усердствовали палачи, он не проронил ни звука.

После нескольких недель содержания в полевом фильтрационном пункте «молчуна» вместе с другими советскими военнопленными вывезли в концлагерь, расположенный на территории Польши. Через два месяца Ситнов пытался бежать. Его схватили, избили до полусмерти. Новый лагерь, новый неудачный побег. И направление в блокгауз смертников в Освенциме. Еще через какое-то время Валентин и несколько его товарищей оказались в Бухенвальде.

Не сломленные в аду

Через этот концлагерь прошли 240 тысяч узников из 33 стран мира. 56 тысяч были умерщвлены в крематориях и «медицинских» лабораториях. Но даже внутри такого ада люди находили в себе силы активно сопротивляться фашизму. В 1943 году разрозненные подпольные ячейки Бухенвальда, сформированные по национальному признаку, объединились в Интернациональный комитет, который начал координировать действия заключенных в борьбе за самоосвобождение.

После разгрома под Сталинградом нацисты стали использовать заключенных Бухенвальда и других концлагерей на военных предприятиях, заменив ими мобилизованных в армию германских рабочих. С заводов в лагерь с большим риском для жизни в разобранном виде доставлялись автоматы и карабины, которые затем собирались и хранились в надежных тайниках, оборудованных в подвалах лагерной котельной. Также небольшими партиями похищались и боеприпасы. В глубокой тайне в подпольных мастерских было налажено производство самодельных ручных гранат.

Одновременно с заготовкой оружия комитет прорабатывал несколько вариантов восстания, для осуществления которого шло формирование боевых групп. К моменту появления в лагере Валентина Ситнова их насчитывалось 178. Наряду с другими узниками там были свыше 850 солдат и офицеров Красной армии. Капитану, связанному с подпольщиками еще с Освенцима, доверили руководство несколькими группами, которым ставилась одна из самых трудных задач – захватить и удержать лагерные ворота.

Охране Бухенвальда, привыкшей видеть в своих «подопечных» бессловесных и безропотных рабов, пришлось иметь дело с организованной и сплоченной вооруженной силой. Валентину и его бойцам понадобилось около двадцати минут для уничтожения находившихся у ворот эсэсовцев. На освобождение всего Бухенвальда ушло меньше часа. Более 21 тысячи заключенных, включая 914 детей, самому младшему из которых едва исполнилось четыре года, были спасены от уничтожения.

Лишь утром 13 апреля к Бухенвальду подошли американцы…

В июне сорок пятого союзники передали капитана Ситнова представителям советского командования. Проверка бывшего узника не отняла много времени у военных контрразведчиков: свидетелей достойного поведения офицера нашлось предостаточно. Да и сохраненная им в гитлеровском плену Золотая звезда сыграла не последнюю роль. В августе Валентин, восстановленный в воинском звании и с возвращенными наградами, предстал перед сослуживцами по дальнебомбардировочному полку, который в то время базировался на территории Польши. Радости друзей, не чаявших уже увидеть его среди живых, не было предела.

Пришла осень, за ней зима. Вот-вот наступит новый, 1946 год. Первый послевоенный, по-настоящему мирный. И все, казалось, уже позади…

…Из донесения начальника особого отдела Н-ского авиационного полка: «Вечером 20 декабря 1945 года на автомашины, доставлявшие летный состав с аэродрома в жилой городок, совершено бандитское нападение отряда польских националистов. В завязавшейся перестрелке убит Герой Советского Союза капитан Ситнов Валентин Егорович».

А ему на тот момент едва исполнилось двадцать семь…

Игорь Софронов

http://topwar.ru/5925-sudba-kapitana.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!