Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 16:45:57  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Последняя битва за Мировой океан  (Прочитано 1812 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106518

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Сентября 2011, 04:50:19 »

Владимир Дергачев

Последняя битва за Мировой океан

В глобальной конкуренции двух сверхдержав Соединёнными Штатами в середине 70-х годов была выдвинута на первое место геополитическая формула «Кто владеет Мировым океаном, тот владеет миром». Геополитическая цель — окончательный подрыв экономической мощи Советского Союза в результате перенапряжения материальных и человеческих ресурсов. Советский торговый флот по водоизмещению не уступал американскому, а деятельность советских океанологов оценивалась исключительно высоко.

Чтобы окончательно подорвать экономическую мощь Советского Союза, Соединенные Штаты предложили гонку за освоение ресурсов Мирового океана, в том числе железомарганцевых конкреций. Спецслужбы США через СМИ начали распространять информацию о начале освоения ресурсов дна  Мирового океана. Мировые СМИ печатали материалы о строительстве в США специализированных судов для  глубоководного бурения океанического дна1. Судно «Эксплорер» западная печать называла кораблем двадцать первого столетия, опередившего советские технические разработки на полвека. Советский Союз вынужден был ответить  на это вызов разработкой государственной программы «Мировой океан».

В 1980-х годах за Советским Союзом был закреплен участок  на дне Тихого океана, где по прогнозам находились  значительные запасы железомарганцевых конкреций. Несмотря на большое количество месторождений железной руды, марганца было недостаточно для отечественной промышленности, поэтому намечалось к 2011 году начать технологически сложную его добычу в Мировом океане.
Были созданы академические институты во Владивостоке и Одессе. Одесское отделение Института экономики АН УССР ориентировалось на разработку экономических проблем Мирового океана с учетом экологии.

Много лет спустя стала известна  предыстория последней гонки сверхдержав.   

***
24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на боевое патрулирование  дизельная подводная лодка К-129 с тремя баллистическими ракетами с ядерными боеголовками2. 8 марта подводная лодка затонула на глубине 5 тыс. м. Но об этом советский народ узнал много лет спустя.  По заведенной традиции о гибели подводной лодки и экипажа  советская печать не сообщила. Корабли советских ВМФ  систематически патрулировали  предполагаемый квадрат  гибели подводной лодки, но официального заявления советского правительства о её гибели не было сделано. И много лет спустя причина гибели лодки не установлена. Возможно, она столкнулась с американской субмариной, которая и зафиксировала координаты трагедии.


Советская подводная лодка К-129

Центральное разведывательное управление США по согласованию с американским президентом  решило поднять советскую субмарину, на которой кроме баллистических ядерных ракет находились шифры советского ВМФ. Детальное ознакомление с советскими технологическими ноу-хау могло быть исключительно полезным для американских специалистов в области оборонной техники. Однако не было мирового опыта поднятия субмарины с глубины в 5 тыс. м. Кроме того, операция должна была быть совершенно секретной. Так как самое правильное демократическое государство мира грубо нарушало международные конвенции, запрещающие подъем иностранного военного корабля, затонувшего с членами экипажа в нейтральных водах, и ставшего братским воинским захоронением, без соответствующего разрешения.

Осуществить подъем советской субмарины было поручено частной американской компании. В результате реализации секретного проекта  «Дженнифер», стоимостью в $500 млн., было построено судно «Гломар Эксплорер», которое идентифицировалось как второе после «Гломар Челленджер» судно для глубоководного бурения, что зафиксировали советские разведывательные спутники. Но спутники не могли «разглядеть» конструктивные особенности судна с «лунным бассейном» — огромным раскрывающемся с днища  секретном отсеке, позволяющим незаметно для разведывательных спутников поднимать объекты со дна океана.

Но благодаря случайности, проект стал достоянием американской общественности. В июне 1974 года в Лос-Анжелесе грабители пробрались в офис фирмы, выполняющей секретный заказ, вскрыли сейф, где вместо долларов обнаружили секретную документацию. Они начали шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат изъятых документов.   


Специальный корабль ЦРУ Glomar Explorer

После несостоявшегося торга, информация была передана в СМИ и газета «Лос-Анджелес таймс»  в феврале 1975 года первой поместила сенсационную статью о секретном проекте.  Призывы ЦРУ к журналистам  не дразнить Москову в интересах национальной безопасности не были услышаны. Но и советское руководство отреагировало исключительно вяло и удовлетворилось уклончивым ответом американской стороны.
Для маскировки в районе подъема советской субмарины находилось однотипное с «Гломар Эксплорер» исследовательское судно «Гломар Челленджер». И советская разведка не предала  этому событию должного значения. При подъеме субмарина раскололась и только носовая часть оказалась в секретном «лунном бассейне». Но американцев ждало разочарование, шифры не были обнаружены3. Но были извлечены тела  погибших подводников, которые были перезахоронены в море по советскому ритуалу с исполнением гимна Советского Союза. В целях соблюдения секретности церемония проходила ночью. Видеозапись церемонии была рассекречена после распада СССР и передана Борису Ельцину (видеозапись размещена в Интернете).
Так как Советский Союз после реализации американского проекта по строительству судов для глубоководного бурения отстал от США в битве за океан, ставка была сделана на создание глубоководных аппаратов. Для океанографических  и спасательных работ была создана серия глубоководных аппаратов «Мир»  с глубиной погружения до 6000 метров. В 1987 году два аппарата были изготовлены финской компанией, которая подверглась давлению со стороны США, стремившихся не допустить приоритет СССР в этой области. На этих аппаратах в августе 2007 года  впервые в мире было достигнуто дно  Северного Ледовитого океана  на Северном полюсе, за что акванавты получили звания Героя России. Аналогичные глубоководные аппараты были изготовлены в США, Франции и Японии, которой принадлежит рекорд погружения (6527 метров). 

***
После распада Советского Союза Российская Федерация последовательно утрачивает морскую мощь бывшей второй сверхдержавы. Пока занимает второе место по числу атомных подводных лодок. Военно-морской и торговый флот стареет. Советский океанический рыболовный флот, который был одним из крупнейших в мире, в основном утрачен, в том числе разворован. В результате крупномасштабной коррупции в России хищнически используются ресурсы одной из крупнейших отечественных рыбных кладовых в Охотском море — одном из самых высокопродуктивных районов Мирового океана.

Россия обладает самым крупным по площади континентальным шельфом. Согласно Морской конвенции ООН 1982 года осуществлен раздел континентального шельфа морскими державами. Из 30 млн. кв. км континентального шельфа России досталось 7 млн. кв. км, но страна не располагает судами для глубоководного бурения.

В Российской Федерации реализуется федеральная программа «Мировой океан» с относительно небольшим объемом финансирования, не обеспечивающего в полном объеме содержание научно-исследовательского флота, включающего такие крупные суда как  «Академик Келдыш», «Академик Иоффе» и «Академик Вавилов». В Советском Союзе ежегодно организовывалось  до 25 морских научных экспедиций, а в настоящее время в Российской Федерации —  2-3 экспедиции.

В начале двадцать первого столетия наряду с  лидирующим в Мировом океане военно-морским флотом США, наиболее высокими темпами наращивается мощь ВМС Китая и Индии. В средневековье Китайская империя владела мощным морским флотом, отказ от которого послужил одной из важных причин упадка Поднебесной в последующие столетия. Усиление экономической мощи современного Китая и зависимость от импорта энергетических ресурсов поставили перед  Пекином стратегическую задачу превращения прибрежного флота «желтой воды» в океанский флот «голубой воды»4.

В доктрине «желтой воды» главной задачей было обеспечение безопасности приморских экономических центров и  возможный захват Тайваня. Чтобы обезопасить в будущем  наиболее экономически развитые приморские регионы, где сосредоточено доминирующее число современных предприятий, Пекин сделал ставку на доктрину «голубой воды» – создание современного океанского флота, способного нанести удар противнику в открытом океане.  Согласно доктрине «голубой воды» важной задачей ВМФ Китая является обеспечение безопасности торгового (танкерного) флота на стратегических морских коммуникациях.  На первое место вышли задачи  охраны коммуникаций  по бесперебойной поставки нефти  из зоны Персидского  залива (Ирана) и Африки, обеспечение добычи нефти на шельфе, в том числе на спорных участках Южно-Китайского моря.

Военно-морские силы КНР разделены  на три оперативных флота (Северный, Восточный и Южный). В составе китайского ВМФ насчитывается  13 атомных подводных лодок, в том числе 5 подводных крейсеров с баллистическими ракетами, 60 дизельных подводных лодок, 28 эсминцев. По количеству атомных  подводных лодок Китай занимает третье место в мире после США и России, а по эсминцам так же третье место после США и Японии. Китай вышел на первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных катеров и десантных кораблей. Морская авиация  Китая стала второй после США. В начале 90-х годов Китай приобрел  на Украине  недостроенный авианосец «Варяг» для переделки в «плавучее казино»  за смешную сумму в 28 млн. долларов. Возможно, коррупционная составляющая этой сделки превысила стоимость корабля. В ближайшее время  авианосец будет введен в строй  ВМФ Китая5. Это событие станет символическим завершением краха морской мощи бывшей советской державы.

После геополитического самоубийства СССР Россия была отброшена от Мирового океана, утратив значительную часть балтийских и черноморских портов.

http://dergachev.ru/Landscapes-of-life/B4O/index.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!