Русская беседа
 
30 Ноября 2024, 10:31:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Куда приведут конституционные реформы в Армении?  (Прочитано 1262 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 11 Марта 2015, 10:09:53 »

Андрей АРЕШЕВ

Что принесёт Армении изменение формы правления?



 Минувший февраль и начало марта были отмечены в Армении серьёзными изменениями политического ландшафта, способными повлиять не только на внутреннюю стабильность, но и в определённой мере на внешнюю политику страны, с января ставшей полноправным участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Крупные митинги, состоявшиеся в октябре прошлого года в Ереване и организованные коалицией парламентских оппозиционных партий («Процветающая Армения», Армянский национальный конгресс и «Наследие»), положили начало острой полемике о путях развития страны. Наиболее внушительной силой в стане оппозиции была до недавних пор партия «Процветающая Армения», возглавляемая крупным бизнесменом Гагиком Царукяном, риторика которого, направленная против власти, раз от раза становилась всё более радикальной. Интриги происходящему добавляли и критические выступления второго президента Армении Роберта Кочаряна, чьё имя также ассоциировалось с политическим проектом партии «Процветающая Армения».

Власть, однако, не бездействовала. 12 февраля с резкой критикой в адрес Гагика Царукяна выступил президент Армении, лидер правящей Республиканской партии Серж Саргсян. В ответ оппозиционеры объявили о проведении 20 февраля в Ереване крупного митинга, не санкционированного городской мэрией. Дело шло к серьёзному обострению, однако сторонам конфликта удалось прийти к согласию. 17 февраля, по итогам встречи Сержа Саргсяна и Гагика Царукяна, организованной при посредничестве партии «Дашнакцутюн» и крупного российского бизнесмена Самвела Карапетяна, были достигнуты договорённости, позволившие разрядить обстановку. Организационно они были оформлены на внеочередном съезде «Процветающей Армении» 5 марта, когда Г.Царукян сложил с себя полномочия главы партии и председателя её парламентской фракции. В партии были произведены и другие перестановки; продолжился отток из партии крупных чиновников и бизнесменов. Некоторые наблюдатели оценили случившееся как «капитуляцию» олигарха и развал оппозиционной структуры, ещё недавно казавшейся столь мощной.

Проблема, однако, состоит в том, что запрос на оппозицию в Армении высок, и он сохранится, пока экономическая и социально-психологическая ситуация в стране не начнёт ощутимо меняться к лучшему. В то же время в создавшихся условиях существует соблазн попытаться заполнить оппозиционную «нишу» организациями, связанными не только с теми или иными «крыльями» в структурах власти, но и с западными посольствами в Ереване. Представители общественных организаций «Гражданский договор», «Учредительный парламент», активисты НПО и некоторых прозападных группировок уже заговорили о необходимости создания так называемой институциональной оппозиции. Подбираются и «новые» лидеры, среди которых следует обратить внимание на депутата Национального Собрания Никола Пашиняна, отметившегося рядом экстравагантных инициатив.


Никол Пашинян

В вопросах внешней политики Н.Пашинян, как и другие из этой когорты, смотрит на Запад. По мнению некоторых армянских наблюдателей, налицо попытки США и некоторых других западных стран сформировать в Армении эффективно действующую прозападную «колонну». Причастна к этим попыткам и посетившая Армению в феврале помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, которая провела в Ереване закрытые встречи с представителями финансируемых американцами армянских НКО.

Попытки манипулировать политическими процессами в Армении с целью получения «на выходе» управляемого парламента особенно беспокоят в связи с предстоящим переходом республики на парламентскую форму правления. Надо отметить, что именно партии оппозиционной «тройки» (которая, видимо, всё же уходит в прошлое), способные вывести на площади Еревана и других городов республики десятки тысяч людей, выступали ещё недавно против предлагавшихся руководством страны изменений в конституции. К концу 2014 года власти, реагируя, очевидно, на этот протест, объявили о приостановке реформ, но сейчас всё поменялось, и работа по внесению изменений в конституцию форсируется. Концепция конституционной реформы должна быть утверждена президентом, после чего в десятимесячный срок главе государства должен быть представлен разработанный конституционной комиссией проект. По словам председателя Национального Собрания Галуста Саакяна, проект изменений Основного закона будет вынесен на референдум, который может состояться через год.


Новый посол США в Ереване Ричард Миллс

В первых числах марта глава Конституционного суда Армении Гагик Арутюнян представил процесс конституционных реформ в стране новоназначенному послу США Ричарду Миллсу. Внимание Вашингтона к предстоящим изменениям формы правления в Армении - факт немаловажный. Неустойчивость социально-экономической ситуации, рыхлое партийное поле и усиление позиций административного аппарата в системе власти увеличивают возможности влияния на Армению извне. Речь идёт, прежде всего, об «урегулировании» конфликта вокруг Нагорного Карабаха по западным схемам, о «нормализации» армяно-турецких отношений, а также о дискредитации России как основного гаранта безопасности Армении. Так, чудовищное преступление, совершённое 12 января в Гюмри (следствие по нему ещё не закончено), уже вовлекло раскрутку в общественном мнении незамысловатого тезиса о выводе из Армении объектов российской военной базы.

Попытки направить общественно-политические дискуссии в Армении в антироссийское русло вполне очевидны. Так, падение национальной денежной единицы - драма, рост цен и иные негативные явления в экономике объясняются рядом экспертов едва ли не исключительно присоединением Армении к ЕАЭС. В аналогичном ключе интерпретируются преференции для трудовых мигрантов из стран – участниц ЕАЭС. Если раньше Россию обвиняли в искусственном сдерживании миграционного потока, то сейчас после распространения на граждан Армении преимуществ в рамках общего экономического пространства – в её искусственном стимулировании. Всё говорит о том, что информационная война против сближения Армении и России будет продолжаться и в ней будут использованы самые разные приёмы.

Надо быть готовым к тому, что выбор, сделанный Арменией, попытаются поставить под вопрос. Так, уже появилась информация о планах подписания в мае «политической» части соглашения об ассоциации Армении с Европейским союзом. Разработки ряда аналитических центров навязывают выводы о «неизбежном» в будущем ухудшении российско-армянских отношений. Создают напряжённость и перманентные обострения обстановки на линии соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха. Это вынуждает официальный Ереван выступать с жёсткими заявлениями и менять оборонительную тактику применительно к условиям идущей фактически вялотекущей войны.

В дополнение ко всему прорабатывается вопрос об организации ряда визитов армянских лидеров разного уровня, которых, видимо, в очередной раз похлопают на Западе по плечу, выразив уверенность в дальнейшем «победном шествии демократии». Не следовало бы только забывать, что поддержкой переворота на Украине Запад поставил знак равенства между демократией и «майданом», который в свою очередь превратился в символ катастрофы государства.

http://www.fondsk.ru/news/2015/03/11/chto-prineset-armenii-izmenenie-formy-pravlenia-32155.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 07 Сентября 2015, 10:08:32 »

Андрей АРЕШЕВ

Куда приведут конституционные реформы в Армении?



 4 сентября исполнилось два года с момента подписания указа президента Армении о создании в стране Специальной комиссии по конституционным реформам (СККР). Произошло это на следующий день после заявления Сержа Саргсяна о курсе на интеграцию в Таможенный союз. Договор о Евразийском экономическом союзе тогда ещё только готовился. Целью конституционной реформы была объявлена «…необходимость реализации принципа верховенства закона, совершенствования гарантирующих основные права и свободы человека конституционных механизмов, обеспечения баланса властей, необходимости повышения эффективности общественного управления...».

В марте 2015 года президент официально одобрил концепцию преобразований, которая предполагает переход Армении к парламентской системе правления. После этого концепция была представлена Ричарду Майлзу, новому послу США в Ереване. В разработке проекта деятельное участие приняли специалисты, тесно контактирующие с Германским обществом международного сотрудничества (GIZ, ранее GTZ) – неправительственной организацией по типу американского USAID. Большинство заказов GTZ получает от Министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ, специализируясь в том числе на реформах органов безопасности, «представляющих опасность для граждан». Сейчас с помощью немцев для Армении составляется программа, направленная на «создание демократически контролируемых органов безопасности соответствующих размеров с привлечением соответствующих ресурсов на профессиональном уровне» (1). О том, для чего это делается, рассказал в недавнем интервью бывший советник президента Армении по национальной безопасности Ашот Манучарян: «…так называемые конторы по реализации программ, действующие при всех министерствах и, как правило, финансирующиеся за счет кредитных средств, проектировали программы, направленные на уничтожение нашей промышленности, науки и т.д. Параллельно с этим данными конторами опять-таки, как правило, нарабатывались соответствующие законы, ведущие Армению в соответствующем направлении под диктовку западных партнеров… мы финансировали проекты, управляемые извне и направленные на наше полное порабощение».

Чем всё это может обернуться? Прежде всего, будут затронуты традиционные устои армянского общества. Так, не осталось незамеченным заявление Кристофа Грабенвартера, одного из членов Венецианской комиссии (структура Совета Европы, много работающая над «усовершенствованием» конституционно-правовых систем восточноевропейских и постсоветских стран), о необходимости для Армении разрешить благодаря новой конституции однополые браки. Видимо, армянам надо готовиться к тому, что с принятием нового Основного закона давление по этому вопросу со стороны адептов «европейских ценностей» возрастёт.



20 августа СККР утвердила проект конституционных изменений с приложенными к нему обоснованиями и представила документ президенту, опубликовав его на официальном сайте Министерства юстиции. 21 августа Серж Саргсян направил проект в Национальное Собрание Армении. Обсуждение проекта в парламенте намечено на середину сентября. После возможного внесения поправок в октябре планируется утверждение президентом и парламентом окончательного варианта проекта Конституции, который будет вынесен на референдум – предположительно в конце осени. На публике при оценке этих преобразований демонстрируется оптимизм, но в «коридорах власти» и среди отдельных политиков отношение к предстоящим изменениям далеко от однозначно позитивного. Так, заявила о себе гражданская инициатива «Не проведёте», способная объединить сторонников самых разных политических взглядов. Отсутствует чёткое заявление в поддержку реформ не только со стороны небольших парламентских фракций, но и со стороны правящей Республиканской партии.

Обращают на себя внимание высказывания в связи с этим Гарника Исагуляна, советника второго президента Армении (Р.Кочаряна) по национальной безопасности. Он полагает, что предложенный вариант конституционных изменений несёт опасность увеличения нестабильности в стране. По словам Исагуляна, предлагаемые изменения не предполагают наличия органа управления, имеющего первичный мандат на решение проблем, волнующих народ в реальности, а не в политтехнологических конструкциях. Особенно интересно утверждение политика о том, что глава государства «...является сторонником сильной президентской модели». Если так, что означает продвижение плана конституционных изменений, ограничивающих полномочия президента?

Ещё одна деталь: западными и некоторыми армянскими политтехнологами модель, предполагающая ослабленный центр президентской власти для страны–члена Евразийского экономического союза, рассматривается как оптимальная. По сути, предупреждает А. Манучарян, Запад стремится трансформировать Армению в «страну с системой управления гораздо более легко поддающейся внешнему манипулированию со стороны геополитических соперников России».

Возможные перемены в конституционном устройстве Армении, влекущие сужение круга полномочий главы государства, могут оказать влияние и на российско-армянские отношения, лишить чёткой субъектности взаимодействие Москвы и Еревана на высшем уровне, сделать переговорный процесс более вязким, а механизмы реализации договорённостей – размытыми. Последствия радикальных изменений в политической системе непредсказуемы. Иногда можно слышать даже высказывания о том, что на кон поставлена судьба постсоветской армянской государственности как таковой.

К актуальным вопросам взаимодействия двух стран относится и обеспечение совместными силами региональной безопасности. Турция - неспокойный сосед, и следствием этого уже стал ряд инцидентов в приграничных с Арменией районах с курдским населением, протестующим против дискриминационной политики турецких властей.

Не снижается напряжённость на границах Армении и Нагорного Карабаха с Азербайджаном. Под постоянным обстрелом, в том числе из крупнокалиберного оружия, находятся сёла Тавушской и других областей Армении, что обессмысливает усилия переговорщиков из Минской группы ОБСЕ, куда входит и Россия. По словам пресс-секретаря МИД Армении Тиграна Балаяна, «провокационными действиями Баку пытается отвлечь внимание от нарастающей критики международного сообщества по поводу ужасной ситуации, связанной с грубейшими нарушениями прав человека в Азербайджане». Высказанное в ходе визита Сергея Лаврова в Баку предложение азербайджанской стороне принять участие в выставке Russia Arms Expo-2015 породило очередную тревожную волну в армянских СМИ. Предметом критических оценок регулярно становится и членство Армении в ЕАЭС.

Таким образом, повестка дня в переговорах руководителей двух государств – членов Евразийского экономического союза - остаётся насыщенной. На 7 сентября запланирована встреча президента России Владимира Путина с прибывающим в Москву с рабочим визитом его армянским коллегой Сержем Саргсяном. «В повестке дня – вопросы дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной сферах и интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве», – говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

Что же касается задуманного введения парламентской формы правления в Армении, то оно сделает политическую модель страны однотипной с моделью управления Грузией, где президент и премьер-министр спорят о том, кто будет выступать в ООН, или Молдавией с её нескончаемой парламентско-правительственной чехардой. В целом такая форма правления противоречит политической практике постсоветских государств. Она по определению питает силы внутриполитической дестабилизации. А стремление показаться большими демократами, чем европейцы, не избавит Армению от родимых пятен олигархического строя, скорее наоборот – приведёт к его дальнейшему укреплению.

Примечание

(1) См. Уэсселер Р. Война как услуга. Пер. с немецкого. М.: 2007. С. 281.

http://www.fondsk.ru/news/2015/09/05/kuda-privedut-konstitucionnye-reformy-v-armenii-35179.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 08 Декабря 2015, 06:23:41 »

Андрей АРЕШЕВ

Конституционный референдум в Армении: противоречивые итоги



 6 декабря в Армении состоялся референдум по предложенному властями страны проекту конституционных изменений, предусматривающему изменение системы государственного управления страной и превращения Армении из президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую.

Уже к шести часам утра 7 декабря, по сведениям Центральной избирательной комиссии, был завершён электронный подсчёт голосов. Согласно данным ЦИК, «да» проекту конституционных реформ сказали 63,35 % избирателей, пришедших к урнам для голосования, в то время как отвергли его 32,35 %. При этом референдум отличился довольно низкой активностью избирателей. В нем приняли участие лишь 50,51%, что на 9,5% процента ниже, чем на президентских выборах 2013 года. Большинство избирателей крупных городов, включая Ереван, данное мероприятие проигнорировали. Например, в Ереване к моменту закрытия избирательных участков проголосовали 388 тысяч 506 избирателей, то есть менее половины зарегистрированных избирателей. Наиболее низкую активность проявили известные своими оппозиционными настроениями жители второго города Армении Гюмри – административного центра области Ширак. На избирательные участки здесь пришли лишь 33,1% жителей, обладающих правом голоса. Немногим выше этот показатель был в Ванадзоре, Капане и других крупных городах Армении. 

Как сообщил глава ЦИК Армении Тигран Мукучян, «да» проекту конституционных реформ сказали 825 851 избирателей (63,35%),  «нет» - 421 600  (32,35 %). Согласно статье 113 действующей Конституции, вынесенный на референдум проект считается принятым, если за него проголосует более половины участников голосования, но не менее одной четверти граждан, включенных в избирательные списки (таковых, по данным полиции, более 2,55 млн человек). Следовательно, для прохождения представленного проекта конституционных изменений его сторонникам  было достаточно набрать около 640 тысяч голосов «за».

Сразу после завершения голосования противники конституционных реформ приступили к распространению данных с мест, согласно которым значительная часть избирателей отвергла предложенный властями проект. Один из лидеров партии «Армянский национальный конгресс» (АНК), руководитель штаба движения «Нет!» Левон Зурабян даже заявил о сокрушительном поражении инициировавших референдум властей. Он подчеркнул, что, хотя власти использовали полный арсенал фальсификаций, носивших «системный характер», доверенные лица и наблюдатели от оппозиции на местах отмечают, что подавляющее большинство граждан говорили на референдуме «нет». В Ереване всю ночь с 6 на 7 декабря продолжались акции протеста оппозиции, которые, не исключено, в ближайшие дни примут более массовый характер.

Несмотря на противоречивые итоги и отсутствие полной ясности с данными по некоторым избирательным участкам, референдум, хотя и не без трудностей, но признан состоявшимся. Низкая явка сенсацией вовсе не стала; более того, преобразование общественных настроений в активность избирателей с самого начала было главной проблемой противников конституционных изменений.

Согласно новой схеме управления страной, значительная часть властных полномочий переносится из президентского дворца в правительство (оно становится высшим органом исполнительной власти) и избираемый на пять лет парламент. Вооруженные силы также будут подчиняться правительству, а Верховным главнокомандующим во время войны будет премьер-министр. При этом критики конституционного проекта подозревают власти в стремлении воспроизвести существующее положение вещей, а главу государства – в стремлении сохранить влияние на парламент и правительство, находясь на посту главы правящей Республиканской партии.

Одобрение предложенных властями изменений в Конституции  означает начало нового этапа политической истории постсоветской Армении. И будет он, судя по всему, непростым, и не только потому, что достаточно радикальная перестройка механизма государственного управления потребует значительных усилий и «тонких настроек». Принятие новой схемы предполагает усиление роли партий, и не случайно, что проект был поддержан, помимо правящей Республиканской партии Армении, также партиями «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения» и некоторыми депутатами остальных парламентских фракций. Они составили костяк сил, приветствовавших инициативу перемен, опиравшуюся также на мощный административный ресурс. Достаточно сказать, что республиканский штаб инициативы «Да!» возглавил премьер-министр Армении Овик Абрамян, заместителями которого стали ещё шесть высокопоставленных государственных чиновников. Участие в агитационной кампании представителей государственных структур не могло не вызвать критику, равно как и некоторые элементы «агитации и пропаганды», в частности телешоу с министром образования Арменом Ашотяном в качестве ведущего.

Вместе с тем противники конституционных реформ не смогли объединиться в единый лагерь. Наиболее последовательно против предложенного властями проекта выступила парламентская партия «Армянский национальный конгресс». Её активисты приложили максимум усилий к установлению контроля за голосованием посредством института наблюдателей, которыми АНК постарался охватить максимально возможное количество избирательных участков. Сделать это можно было бы более эффективно в случае помощи некоторых общественных групп, объединившихся в народную инициативу «Армения». Накануне голосования  представители «Армении» вели активную агитацию против конституционных изменений, призывая избирателей бойкотировать сам процесс голосования. Однако от наблюдения за голосованием и подсчетом голосов данная «народная инициатива» самоустранилась. Так же поступило и объединение «Новая Армения», в которое входят партия «Наследие», организация «Предпарламент» и некоторые другие силы. Все они изначально заявляли о необходимости начать после референдума массовые акции неповиновения с целью отстранения от власти правящей администрации. С 1 декабря «Новая Армения» проводила на площади Свободы в Ереване круглосуточный пикет с участием нескольких десятков человек. В целом мероприятия «Новой Армении» собирали от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, не создавая для власти значительных проблем. Интересно также, что некоторые потенциально влиятельные игроки на армянском политическом поле, такие, например, как партия «Гражданский договор», почти полностью дистанцировались от происходящего, время от времени выступая с вялыми заявлениями.

Ближайшие месяцы в Армении будут отмечены возрастающей конкуренцией за право на «место под солнцем». Очередные выборы должны состояться в 2017 году, на них предстоит нешуточная борьба, но и до этого армянская внутренняя политика может принести сюрпризы. Опыт постсоветских стран свидетельствует, что благотворное влияние парламентской системы на устойчивое развитие ещё только предстоит доказать. Многое будет зависеть от того, сможет ли новая схема государственного управления положительно сказаться на рядовых гражданах. Конечно, если социально-экономическая ситуация в стране будет улучшаться, это даст дополнительные аргументы правящей Республиканской партии, но пока это не очевидно…

Перед армянской государственностью стоят сложные задачи, и необходимо избежать создания «круга безответственности», то есть ситуации, при которой никто из субъектов власти не имеет достаточных полномочий для эффективного управления государством. Это важно не только в плане стабильности переживающей непростые времена Армении, но и для российско-армянских отношений, которые по мере обострения ситуации на Ближнем Востоке и Южном Кавказе приобретают особое значение – как для Еревана, так и для Москвы.

http://www.fondsk.ru/news/2015/12/07/konstitucionnyj-referendum-v-armenii-protivorechivye-itogi-37268.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!