Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 12:26:52  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: От души – к душе  (Прочитано 1910 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 02 Октября 2011, 12:25:34 »

От души – к душе
Размышления

Традиционный VI Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень» в Можайске прошел на одном дыхании. С первых дней получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а впоследствии и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при непременном участии епископа Серпуховского  Владыки Романа, представителей Правительства Московской области, администрации Можайского района, он с каждым годом набирает силу, становится все шире, многограннее.

Но это для нас, его ожидавших, он пролетел молниеносно, а для организаторов – председателя Союза писателей России Валерия Ганичева, сопредседателя СПР Сергея Котькало, сопредседателя СПР, актера театра и кино, поэта и музыканта  Михаила Ножкина, председателя Оргкомитета фестиваля «Бородинская осень» Виктора Лапкина и членов Попечительского совета комплекса «Святой источник преподобного Ферапонта чудотворца Можайского» во главе с Евгением Пригариным – подготовка к нему началась год назад, можно сказать, сразу, как отзвенел прощальный колокол предыдущего V-го фестиваля.

Писать о фестивале трудно, и даже не потому, что он вобрал в себя много разных встреч и добрых деяний. Как понять, чем объяснить, что из разных уголков России в Можайск шестой год подряд в сентябре, после многотысячного праздника на Бородинском поле, съезжаются народные артисты и художники, заслуженные работники культуры, профессора, маститые писатели и поэты, публицисты, историки. Они собираются, чтобы поделиться друг с другом и с нами плодами своих творческих исканий, чтобы дать должную оценку прошлому и выверить общие ориентиры в грядущее, чтобы поговорить о судьбе России, о наших героических предках, снова и снова – вспомнить о величии Бородина.

Михаил Ножкин верно сказал, что «особость этого фестиваля, которую еще не осознали власти разных уровней, – в наличии уникального фундамента, базы – Бородино. Фестивалей много, но Бородинский – один и он должен стать на порядок выше всех остальных. Значимость этой земли позволяет остановиться в поиске патриотической национальной идеи. У нас есть Бородино. Здесь люди очищаются душой. Вот и надо опираться на эту основу».

Начался трехдневный фестиваль в пятницу 16 сентября встречей гостей в администрации района с последующим просмотром документального фильма Оливии Сканта (Италия), участницы Бородинского фестиваля, о ее городке Мальконтента ди Мира, близ Венеции, и его культурных ценностях.

На следующее утро на мемориале памяти, на высоком берегу Москвы у Ильинского храма участники фестиваля совершили молебен с о. Дмитрием, настоятелем Лужецкого монастыря, и возложили венки и цветы к кованой иконе Божией Матери на звоннице и к подножию памятника воинам, погибшим в Великую Отечественную войну при обороне Можайска. Место это недавно благоустроено стараниями, силами и средствами Попечительского совета и самими организаторами фестиваля, и посещение этой братской могилы тоже стало традицией фестиваля.

И так же традиционно организаторы фестиваля привозят к нам новую выставку картин современных художников. Вот и в этот раз в художественной галерее «Бородино» народный художник России Сергей Харламов с большой радостью открыл художественную выставку «Любовь и верность». При осмотре композиции горожане с интересом ознакомились с картинами этого талантливого графика, а также с новыми работами заслуженного художника России земляка Евгения Долгачева. Бородинская тема по-прежнему волнует и вдохновляет творческих людей. В выставке приняли участие московские и местные мастера, представив на суд зрителей более полусотни картин и скульптурных работ. Впрочем, не буду на ней останавливаться, так как выставку-то как раз еще можно успеть посмотреть. Такую замечательную возможность нам предоставил хозяин галереи Виктор Лапкин.

В Можайском районном культурно-досуговом центре в концерт, посвященный открытию нового творческого сезона, гармонично вплелись художественные номера, исполненные гостями – участниками фестиваля. Всегда любо сердцу россиян выступление дуэта из Ельца Владимира Комарова и Натальи Мироновой. Обратил на себя внимание молодой поэт из Ангарска Василий Попов. Пока что у него вышли в свет всего две книжки, но его стихи позволяют надеяться, что мы являемся свидетелями рождения нового таланта. Поэт и публицист, автор 27 поэтических сборников Александр Бобров исполнил военную песню. Каждый приезд в Можайск и Бородино вдохновляет его на новые строки. Он является бессменным участником и своеобразным летописцем фестиваля «Бородинская осень». В этот раз он прочел стихотворение «Долина славы», есть там такие строки:

Выверяя путь по обелискам,

Словно год и пятьдесят назад,

Журавли над полем Бородинским,

Над притихшей Родиной летят.

Всегда неподражаем любимец публики, великолепный оратор, патриот, поистине народный артист Михаил Ножкин. В конце страстной речи он прочитал свои замечательные стихи. Насладились можайцы чистейшим голосом и душевным пеним заслуженной артистки России Татьяны Семушиной. Это был своеобразный взаимный смотр: приезжие артисты не только себя показали, но и на наших посмотрели. Состоялось выступление исполнителей народных песен на приз Фестиваля исторической народной песни «Русское воскресение». Председатель жюри народная артистка России Татьяна Петрова высоко оценила мастерство можайских коллективов: «Вы в полном объеме соблюдаете традиции исполнения народных песен и танцев, сохраняете чистоту жанра. Чувствуется, что и руководители, и участники здесь работают с душой». В этот день ни один коллектив не остался без наград Всемирного Русского Народного Собора и Союза писателей России. Можайцам понравились песни в исполнении Татьяны Петровой, поразил ее сильный голос. Она напомнила, что до пришествия Наполеона русское дворянство в манерах и одеждах подражало европейцам, говорило по-французски, в нос. И на эту часть русских он надеялся, думал, что перекинутся на его сторону. Но просчитался изверг: встав за веру, царя и Отечество, и наши дворяне с их французским прононсом, и крестьяне – «взялись за оглобли» и погнали его, да как! Без указания сверху, как только враг пересек смоленские границы, началась партизанская война. В Сарове упорно живет легенда, что саровские монахи снарядили обозы и, приехав к Московскому Кремлю, загрузили подводы драгоценностями и хранили их до лучших времен в подвалах монастыря. Примерам – несть числа. Это была поистине народная война. А после нее все в России пели песню «Шумел, горел пожар московский». Это о Наполеоне, в ужасе смотревшем на зарево:

…«Войска все, созванные мною,

Погибнут здесь среди снегов,

В полях истлеют наши кости

Без погребенья, без гробов».

Так и вышло. А самыми страшными строчками в этой песне Татьяна Петрова считает последние, подытоживающие возмездие и бесславный конец супостата:

Судьба играет человеком,

Она изменчива всегда,

То вознесет его высоко,

То бросит в бездну без стыда.

Извергом, губителем, убийцей – не иначе называли Бонопарта и в России, и в самой Франции, потерявшей в результате наполеоновских войн цвет нации, лучших своих сынов. И непонятно нынешнее обожание, заигрывание некоторых историков, музейных служителей с его именем, его образом. Кто-то из гостей фестиваля, осмотрев витрины сувенирной лавки Бородинского музея и увидев там фигурку Наполеона, спросил с издевкой у продавца: «А Гитлера у вас нет?». Действительно, есть, наверное, предел толерантности: в предъюбилейный год мы множим фигурки злодея и предлагаем их в качестве сувенира всем и вся – а ведь, это не просто игрушка. Может, и не обойтись нам во время реконструкции Бородинского сражения без фигуры Наполеона, но надо всегда помнить, что он – воплощение великого зла и ничего другого. Война, им развязанная, была завоевательной, несла России порабощение, горе и разорение. Приведу лишь одно свидетельство современника (человека даже не военного, а гражданского) – отрывок из письма поэта и драматурга Николая Николаева (1758-1815) к Д.И. Хвостову:

«1812 года. Ноября 5 дня.

Милостивый государь!

...О ежели бы свидетелем были бедственного состояния Москвы и ее окрестности, вы бы согласились со мною, что никакое перо, никакая кисть изобразить и описать той картины не могли бы, которая вживе представлялася в очах страждущего человечества! ... я же, живучи на самом опасном пути, за семь верст от Вяземы, видя всех соседей моих скрывшихся, и не имея холодного сердца к страданию своих и соседних поселян, меня окружающих, до тех пор сидел на гнезде моем, помогал и утешал бедный народ, а при том принимая, кормя, поя, леча и похороняя ежедневно приходящих ко мне раненых и умирающих паче после 26 августа, дня страшного сражения под Можайском, пока увидел уже все селения по можайской и боровской дорогам выжженным<и>, а поселян с скотом и без скота полунагих мимо себя бегущих, не зная, где искать спасения ...»

О значении литературы в период Отечественной войны 1812 года шла речь на Круглом столе в визит-центре Бородинского музея. В 1812 году появилось много язвительных эпиграмм, лубочных картин, военных песен, политических басен, создававших отрицательный образ оккупантов. Критикуя попытку Наполеона пойти на мировую, Иван Крылов написал басню «Ворон и курица», о военных событиях его басня «Волк на псарне» и «Обоз», посвященная конфликту между императором и Кутузовым. Все это печаталось в журнале «Сын Отечества», созданном императором в то время, когда Москва была оккупирована неприятелем. По материалам этого выдающегося патриотического журнала сейчас готовит три издания Татьяна Окулова-Микешина, кандидат филологических наук, литературовед ИМЛИ РАН (Москва), так взволнованно выступавшая на встрече.

Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель фестиваля «Бородинское поле», рассказал о том, какое «спасительное, мобилизующее» значение имело слово в годы войны. В то время было много воззваний, обращений, приказов по армии, автором которых был Александр Шишков, хранитель русского слова, мастер высокого слога. Не удержусь и приведу несколько строк из воззвания императора Александра I к первопрестольной столице 6 июля 1812 года:

«Неприятель вошел с превеликими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше Отечество. … да распространится в сердцах знаменитого дворянства нашего и во всех прочих сословиях дух той праведной брани, какую благословляет Бог и православная наша церковь; да составит и ныне сие общее рвение и усердие новые силы, и да умножатся оные, начиная с Москвы, ко всей обширной России. … Да оборотится погибель, в которую мнит он низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России».

И Москва отозвалась на призыв. Россия победила благодаря духовности и единству народа. Как много имен патриотов, известных широко и не очень, прозвучало в тот день за круглым столом. Вспомнили и о московском купце Петре Жданове, о Багратионе, Растопчине, Федоре Глинке, Коновницыне, Вяземском, Неверовском, Платове, Ермолове и многих других. Участники круглого стола пришли не с пустыми руками и речами. Каждый на своем месте они делают большое дело. Марина Ганичева, руководитель Центра Федора Ушакова, главный редактор журнала «О, Русская земля», вместе с издательством «Русский мир» готовит сборник для детей, посвященный войне 1812 года. Заместитель главы Серебряно-Прудского района Подмосковья Алексей Волков собирает материалы о своих земляках – героях двух Отечественных. Писатель Вячеслав Хлесткин издал книгу «Канун Бородина», ее уже можно приобрести в Бородинском музее. Он лауреат премии Центрального федерального округа, сейчас пишет книгу «Календарь 1812 года». С готовой книгой «Во имя Родины», изданной по рукописям Николая Струтинского, приехала с Урала Каринэ Кирогосьян, журналист, режиссер документального кино, обладатель гран-при фестиваля Бородинская осень в 2009 году. В ней рассказывается о расследовании обстоятельств гибели легендарного разведчика Великой Отечественной войны Николая Кузнецова. Тираж книги, изданной на народные деньги, всего 1000 экземпляров. Участник круглого стола директор издательских программ Центрального библиотечного коллектора Алевтина Панкова посетовала, что зачастую такие малотиражные издания остаются достоянием лишь узкого круга читателей: «А где СМИ, где электронные версии на нашем интернет-ресурсе? Электронная книга – это реальность».

(И не случайно я просила каждого выступающего предоставить свои интереснейшие доклады для опубликования в районной газете. Конечно, крупных произведений нам не опубликовать, но вот стихи и поэмы о Бородино совершенно реально поместить в «Новой жизни» и на сайте газеты).

Выступила поэт Елизавета Иванникова, приехавшая из Волгограда, автор поэмы «Бородинское эхо». Ее нельзя написать, не побывав на Бородинском поле, не побродив по нему, не проникнувшись его величием. Особенно меня тронули строки:

Избрав Бородино по высшей воле,

Свершился суд над жизнями людей,

И в три ручья оплакивает поле,

Полегших за Отчизну сыновей.

(Это про Стонец, Огник, Войну – ручьи и речушки на Бородинском поле).

Слушая друг друга, выступающие желали послушать и местных знатоков истории и литературы. … (Подумалось, вот они приезжают к нам издалека, а мы в выходные дни не находим времени, чтобы пообщаться с ними, а ведь встречи эти обогащают духовно). Ожидали гости за этим круглым столом увидеть можайских краеведов, пообщаться, но их, к сожалению, не было.

Пока в городе нет достойного памятника героизму наших предков в войне 1812 года, этой теме посвящено лишь мозаичное панно на здании районного культурно-досугового центра. Потому так велика была радость организаторов при обустройстве в дни фестиваля закладного камня, надпись на котором гласит: «Камень в основание памятника «Поклонение русского воинства пред Смоленской иконой Божией Матери – покровительницы России в Отечественной войне 1812 года» от благодарных потомков. 17 сентября 2011 года». Если ехать со стороны Бородино, то на въезде в Можайск с левой стороны дороги перед оврагом в канун юбилея появится памятник героям Бородинского сражения. С большим трудом инициативной группе буквально накануне удалось добиться отвода земли под него в этом месте. Будучи свидетелями, как добротно благоустроены святой источник в Исавицах и братское захоронение у Ильинской церкви, можем надеяться, что памятное место на пригорке станет достойным и посещаемым всеми, как горожанами, так и туристами. Отсюда, с будущей смотровой площадки, откроется великолепный вид на можайскую жемчужину – Никольский собор, который до сих пор лишь пару мгновений видится гостям города из окон машин, и они, проезжая, ахают в восхищении, не успев даже сфотографировать его.

В эти дни состоялся заключительный фестивальный показ документальных фильмов Всероссийского киноклуба «Небесный град и земное Отечество». Жюри, во главе с Михаилом Ножкиным в течение года просмотрело более ста документальных кинолент и отобрало 17 самых лучших. Их авторы были награждены организаторами фестиваля. Можайцы смогли посмотреть новый фильм из серии «Любовь на линии огня» – про маршала Казакова. Режиссер Галина Григорьева и продюсер Марина Петухова рассказали о любви связистки, ушедшей на фронт, чтобы отомстить за погибшую семью. На новогодний вечер для высоких военачальников девушка попала, потому что умела играть на фортепиано, там она и встретила свою судьбу. Он был старше ее почти вдвое, незадолго до этого у него погибла жена… Героиня этой трогательной истории – фронтовик Светлана Павловна Казакова, вдова маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.

Секретарь Союза писателей России, председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ, Григорий Ивлиев вручил кинематографистам гран-при фестиваля – небольшой, но настоящий колокол Бородинского поля. Уже стало традицией: его прощальным, нет, скорее зазывным, звоном завершать «Бородинскую осень».

Мы все живем в ожидании грандиозного праздника– 200-летия Бородинского сражения. Но праздник – это суета, и он пройдет, а Бородинский фестиваль духовности и культуры должен остаться, чтобы ежегодно нести свою высокую миссию. Уверена, что если идет что-то от души – слова ли, песня ли, картина, музыка, молитва – то этот посыл до души и дотронется…

Елена Алигожина
http://voskres.ru/articles/aligojina2.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!