Фронтовые сводкиЛивия. 1-2 октября 2011Текущая обстановка в Ливии
Хочу в преамбуле сказать одну вполне очевидную вещь, которая почему-то проходит мимо. Для того, чтобы понимать общую обстановку, крайне необходимо видеть текущие события, однако сами по себе они совершенно ничего не значат. К сожалению, мозг человека устроен так, что он фильтрует любую информацию в зависимости от заданных критериев. Поэтому фанатизм вреден во всех проявлениях – он ставит фильтр на том, что не соответствует предмету обожания.
Я, как агностик, лишен в ливийской войне предмета обожания, хотя мои симпатии совершенно определенны. Поэтому я фильтрую информацию по иным критериям – и поэтому вижу её такой, какой она должна быть согласно ним. Ну, а теперь собственно, амбула.
Триполи. Спасибо Екатерине, она в целом даёт общее впечатление, которое лично меня укрепляет в мысли, высказанной еще недели две назад.
ПНС и комендант Бельхадж не контролируют миллионный город, что не требует доказательств. Мятежники с удовольствием чинят разборки друг с другом – мисуратские против исламистов и наоборот. Думаю, половина стрельбы в Триполи – это обычный бандитизм, половина от оставшегося – разборки между мятежниками, а вот оставшаяся четверть – это лоялисты и сочувствующие. Именно поэтому героические победы Хамиса сильно изменить обстановку не могут – хотя, конечно, заставляют мятежников нервничать и ёжится. И именно поэтому логика неизбежно подведет ПНС и Бельхаджа к созданию "зелёной зоны", которая будет контролироваться несколько лучше всей остальной территории – а остальное будет отдано бандитам. В этом случае можно будет отслеживать активность лоялистов именно по нападениям на "зелёную зону" – бандитам вполне хватит и оставшейся территории.
Бани Валид. Судя по последней сводке НАТО , 29 сенятбря удары наносились по Бани Валиду и Сирту:
110 вылетов, из них 42 на РБУ:
Район Сирт: склад боеприпасов, 1 multi rocket launcher area
Район Бани-Валид: склад боеприпасов, 1 ПУ РС
Мятежники в последние дни стали терять своих полевых командиров. Пока непонятно – это новая тактика лоялистов, сообразивших, что в условиях отвратительной организации лучший способ окончательно дезорганизовать противника – выбивать его командование, либо это как раз то, о чём я писал днём ранее – отстрел конкурентов. Как бы там ни было, полевые командиры мятежников сейчас – мишень номер один. Думаю, что торможение под Бани Валидом во многом связано с их истреблением. Кроме того, судя по ряду сообщений, группировку под Бани Валидом покинули несколько отрядов из Мисураты, что резко её ослабило.
Сирт. Самая сложная обстановка именно под Сиртом. Твёрдо можно сказать лишь то, что Восточная группировка уперлась в линию, проходящую через Ас-Султан. "Восточные" бенгазийцы либо не горят желанием вообще воевать – что вполне объяснимо именно исходя из логики, по которой бенгазийцам край необходимо перемалывание мисуратских отрядов и их ослабление, либо все-таки речь идёт и о стойкости обороны в этом секторе. Во всяком случае, подошедшая бронетехника не очень помогает "восточным".
На юге аэропорт переходит из рук в руки по старой доброй традиции пустынных "качелей". Если кому-то интересны детали, то прямо сейчас он, похоже, под мятежниками. Что вообще ни о чём не говорит.
Юго-запад и запад – зона наиболее тяжелых столкновений. Мятежники физически не могут закрепиться на окраинах, так как попадают под очень плотный огонь. Авиация НАТО в момент входа мятежников в город практически прекращает поддержку, так как в зоне плотной городской застройки она ничем не может помочь на линии соприкосновения. Вертолёты работают очень неактивно – французы, к примеру,отчитались всего о 8 вертолетных вылетах за месяц.
В общем, под Сиртом стратегия мятежников – перемалывание противника. Другого они ничего предложить и реализовать не могут. С учётом того, что и перед мисуратскими, и перед бенгазийцами стоит задача не только победить, но и выжить в большем количестве, чем конкуренты, ходить в психические им явно не с руки.
По поводу захвата морского порта Сирта сказать ничего не могу – информация есть как про, так и контра – причем по степени недостоверности примерно одинаковая.
Хун. Вероятно, пал. Точнее, более вероятно,что лоялисты просто оставили этот район. НАТО уже неделю не бомбит его, сообщений оттуда нет вообще.
Себха. Никаких иных, чем ранее, сообщений, нет. Потому пока предположительно, она ничья. Так же, как и Хун.
Хамис. Судя по видео, которое было в Сети, 26 сентября Хамис был в Сирте. Однако с датой есть сомнения. По разным данным, это же видео ранее было датировано 22 или 23 сентября. Всё-таки, видимо, сейчас его там нет и он действительно под Триполи. Поэтому сообщения о зелёном флаге, чуть ли не лично им воодружённом над некой штаб-квартирой ЦРУ, по крайней мере, в части того, что Хамис под Триполи, видимо, верны.
Кстати, чтобы окончательно развернуть шаблон. Чтобы вы таки знали, зеленый флаг без опознавательных финтифлюшек – это еще и флаг исламистов. Просто для того, чтобы понимать одну хитрость – сам по себе зелёный флаг не есть символ или доказательство чего-либо. Ребята из Аль-Кайеды зелёный цвет тоже уважают. И даже очень.
Гадамес. Шейхи Гадамеса подписали соглашение с ПНС о нейтралитете. Они не впускают отряды мятежников к себе, но обязуются не воевать с новыми властями.
Собственно, примерная диспозиция на сейчас такова. Подробностей и героического описалова я давать не могу – ибо непонятно, где заканчивается пропаганда и вымысел, и где начинается кристалльная правда.
Эль Мюрид
ЛИВИЯ. ОКТЯБРЬ
Сообщения о том, что НАТО намерено сворачивать операцию в Ливии, встречены со вполне понятным недоверием.
Попробуем разобраться. Во-первых, свёртывание операции, безусловно, не означает её прекращения. И поэтому в том или ином формате присутствие НАТО будет продолжаться. Так что разговоры о том, что НАТО "уходит" просто бессмысленны.
Для свёртывания операции на самом деле есть очень серьёзные основания. Еще в конце весны Саид Гафуров предупреждал, что бюджетный процесс в европейских странах – это то самое непреодолимое препятствие, в которое упрутся европейцы уже очень скоро. Собственно, уже в конце весны они и упёрлись. Лето и начало осени прошли уже на стахановских лозунгах: "Давай-давай", – но далее вести войну НАТО действительно не в состоянии. Война ведётся не на выживание, а исключительно с целью перераспределения рынка. В тот момент, когда финансисты сказали: "Аллес", – политики обязаны подчиняться. Если прибыль от войны не покроет убытки – её смысл теряется напрочь.
Прибыль считают корпорации, в чьих интересах собственно, и дезинтегрирована Ливия. И именно корпорации будут оказывать поддержку политикам на будущих выборах. Поэтому связка политики и экономики в этой войне определяет её длительность и результаты.
Коалиция в принципе, добилась важнейшего политического результата в этой войне. Война с участием двух сторон конфликта превратилась в множество мелких и локальных конфликтов, которые ведутся каждый со своей целью, две более-менее устойчивые группы противников разбились на множество группировок, враждующих либо со всеми, либо с чётко выбранными противниками. Причём даже не всегда с теми, с кем воевали еще вчера. Ливия еще не пришла в стадию окончательного раздробления, но фактически близка к нему. На выходе получается афганский сценарий чрезвычайно слабого правительства, которое не высовывает нос из "зеленой зоны" и формально признано мировым сообществом. На территории страны происходит броуновское движение, в котором есть упорядоченное движение только в одном направлении – в направлении трубопроводов.
Говорить об этой войне, как о войне мятежников и правительства Ливии, видимо, уже невозможно. В ней реально сейчас участвуют около десятка сторон. На стороне тех, кого называли "мятежники", насчитываются следующие автономные силы: это формирования племен и городов Киренаики – племена Обейда, Харуба, горожане Бенгази, Тобрука, Адждабии. Внутри них тоже есть серьёзные противоречия и в дальнейшем их дробление может продолжиться. Вторая группа, а по мощи на сегодня это, пожалуй, первая в Ливии – исламисты. Как ливийцы, так и понаехавшие. Третья группа – Мисурата. Амазиги пока выбыли из перечня действующих сил, но они и во время войны были сугубо локальной силой, которая дистанцировалась от собственно мятежа. Наконец, есть четвертая группа – и хотя она не обладает вооруженной силой, её влияние сопоставимо с иными тремя. Это, собственно, ПНС. Точнее, братья Джибрили. В их руках – деньги и договора с Западом. Фактически на их стороне НАТО.
Эти четыре группы объединены только в борьбе с Каддафи и теми группами, которые сейчас образуются на месте единой правительственной силы. Внутри мятежников абсолютно непреодолимые разногласия, поэтому их можно рассматривать только по отдельности. Их интересы возможно рассматривать только отдельно от интересов других групп. Поэтому в будущем я буду стараться не обобщать, а именно конкретизировать, о какой именно группе я веду речь.
Правительственные силы после поражения в Триполи расколоты. Единое командование утрачено. Это не говорит о том, что в будущем невозможно объединение, но сейчас его нет. Варфалла и Бани Валид противостоят исламистам – и у них своя война. В эту войну практически не вмешивается уже никто. Городские мисуратские отряды покидают Бани Валид, часть остается, но это, судя по всему, тоже исламисты, которые воевали в Мисурате летом.
Задача Варфалла – удержать контроль над югом и юго-западом от Триполи. В этом случае они смогут надеяться на мир, в котором они будут контролировать часть нефтяного бассейна Гадамес и дорогу на юг.
Сирт. Каддафа. Их задача на сегодня – удержать Сирт и выжить. Помимо этого, их задача в будущем – отбить обратно Эль-Джуфру. Ваддан и Хун. Это даст Каддафа контроль над западной частью бассейна Сирт и важным перекрестком Ваддан, ведущим на юго-запад и юго-восток Ливии.
Гадамес. Туареги Гадамеса свою войну закончили и заключили выгодный для данных условий мир. Они как минимум гарантированы от вмешательства ПНС и контролируют западные месторождения бассейна Гадамес. Однако договоренности туарегов с ПНС не распространяются на исламистов – поэтому Гадамес объективно союзник Варфалла в борьбе с исламистами.
Фецан. По нему я не готов пока ничего говорить – просто нет сколь-либо внятной информации. То, что Себха на сейчас – "вольный город", видимо, факт. Кто возьмёт его под окончательный контроль – неизвестно. Разговоры о десятках тысячах туарегов я вести не буду – это некая мифическая величина, которая не проявила себя никак. Локальные стычки между разными группами и отрядами общей численностью участвующих в стычке под 100-200 человек – это не 70 и даже не 15 тысяч бойцов на боевых верблюдах и ишаках. Поэтому пока выводим их за скобки.
Мисурата. Мисурата – враг всем. Задача всех сил – от бывших мятежников до бывших правительственных сил – истребить мисуратские отряды и максимально их ослабить. В этом смысле задачи Каддафа, Варфалла и Бенгази практически сходятся. Задача Мисураты – выжить и занять Сирт раньше Бенгази.
НАТО. В данной конфигурации всех сил внутриливийского конфликта задача НАТО – лавировать между всеми силами, однозначно поддерживая только ПНС и Джибрилей. Именно поэтому смысл в сворачивании присутствия НАТО вполне логичен и очевиден – НАТО уже не требуется для тотального присутствия, его задача – помимо Джибрилей, поддержать слабейшего в любой из разворачивающихся локальных войн. Возможно, мы увидим в будущем любопытные моменты, когда НАТО будет оказывать помощь бывшим правительственным силам. Это будет не прямо сейчас, но почему бы и нет.
Страны Залива. Катар и Саудовская Аравия выиграли свой кусок масла в этой войне. Аравия – нефтяную, а Катар – газовую долю пирога. Конкурент существенно ослаблен, поэтому Катар будет присутствовать в Ливии. Его задача – не допустить возникновения вновь пагубной идеи торговли ливийским СПГ. Труба – ради бога. СПГ – нет.
Собственно, Газпром тоже в числе победителей – его кусок масла в этой войне ровно тот же, что и у Катара. Срыв политики продвижения ливийского СПГ снимает проблемы на южном европейском направлении для Газпрома, а с Катаром договариваться Газпрому значительно проще, чем с Каддафи.
США. Штаты не входят в число победителей по формальным признакам, однако их победа в ином. И себе, и всему миру США доказали, что НАТО без США – пустышка. Финансовые потери европейцы отыграют довольно быстро, репутационные – нет.
Я не готов сейчас написать о моём представлении будущего Муаммара Каддафи и его сыновей. Оно не радужно, но не катастрофично. При определенных обстоятельствах у них есть интересные шансы и перспективы. Но возврат в Джамахирию уже исключен. Это можно воспринимать с сожалением или нет – каждый решает сам. Лично я сожалею, что не удалось трансформировать этот уникальный эксперимент, так как ливийский проект мне был значительно более симпатичен, чем иранский, саудовский и, безусловно, турецкий. Но я принимаю ситуацию такой, какая она есть сейчас.
Эль Мюрид
Возвращение. Полночь. XXI век
Пускаясь в путь, никогда ничего не планируй. Если честно, не очень и хотелось. Больше года сидел дома. Ишак постарел, хурджины прохудились и дорога не звала. Всякому Насреддину свое время. И все же поехал. Чтобы понять все не с чужих слов, а если еще и сделать что-то реальное, так и совсем хорошо. Ну вот, может быть, что-то даже и сделал. Мизер, конечно, ничего не меняющий, но все же. А вернулся позже, чем предполагал, побывав не в одном задверье, как планировал, а в трех, с разными алфавитами. и слава Богу еще, что не застрял еще на недельку. Многое понимая куда лучше, чем две недели назад. Сейчас осталось только отдохнуть. Завтра начну понемногу восстанавливать режим общения. А через 25 дней, даст Бог, поеду надолго. Потому что, говорят, все-таки нужен. Что главное. А свое время или не свое, это, извините, решать Насреддину.
Относительно Ливии.
Спасибо всем. Спасибо Эль-Мюриду, спасибо дорогому Магомеду Али ака stalin_ist, спасибо Кате-Каэгхе. Я читал вас всех, очень внимательно. У вас классно получалось. Лучше, чем у меня. Зато мне есть, что добавить. А пока скажу только одно: мы все еще не скоро поймем, что уже сделал и еще сделает для всех нас человек по имени Муаммар Каддафи.
[info]putnik1
Алжир надевает каску и нахлобучивает Саркози по самые уши
С большой вероятностью в войну на Севере Африки вскоре включится Алжир. После недавней информации посла Франции в Алжире о готовности лягушатникам покинуть страну пребывания в течение недели, несколько часов назад началась их прямая эвакуация. Из Алжира выводятся все французские силы и срочно вывозится техника. Техника вывозится зачехленная, на платформах. Проведена частичная мобилизация алжирской армии и полицейских сил. Всем ливийцам, оказавшимся на территории Алжира, предлагается срочно подавать на получение гражданства Алжира по облегченной ускоренной процедуре. После ожидаемой ответной серии терактов Аль-Каиды по отмашке США, в ближайшее время надеемся увидеть достойный силовой ответ алжирской стороны.
ANNA
Соб.информ.
http://voskres.ru/info/sobinfo358.htm