Брошенная деревня. Когда-то в деревнях жило 90% всего населения России. Из деревни в город особо никто не рвался, вдеревне всяко свободнее чуствовал себя русский человек. Пришла сов. власть, приказала забыть Бога, зато разрешила пить водку каждый день. Вот и результат.
[князь] Мещерский горячо приветствовал имевшие место в период голода 1891-1892 гг. и экономического кризиса 1900-1903 гг. опыты по организации общественных работ. Практическое их применение, считал он, «имеет важное значение не только экономическое, но политическое и народовоспитательное. Политическое значение оно имеет потому, что оно сломило тот либеральный предрассудок, ещё недавнего времени, в силу которого всякая общественная или обязательная работа являлась как будто нарушением личной свободы человека и получала характер принудительной барщины… О воспитательном значении для народа введения общественных работ нужно ли говорить: когда в обиход крестьянина войдёт как потребность и как привычка обязанность посвящать часть своего труда общественной пользе, он сделает гигантский шаг вперёд на пути самообразования и саморазвития» [185] .
От этих идей Мещерский не отказался до конца жизни. В 1914 г . продолжал повторять, что «миллионы людей три месяца в году работают в поле, а 9 месяцев спят и пьянствуют». В то время как, по подсчётам князя, «если бы за 50 лет все свободные руки миллионов народа работали на постройках и земляных работах или на кустарном деле, то в народ входило бы ежегодно средним числом до 10 миллиардов и в казну 5 миллиардов чистого дохода». А вместо этого, благодаря либерально-бюрократическому предубеждению против принудительных общественных и государственных работ, «народ везде обнищал, везде выродился телесно, везде нравственно испортился от пьянства» [186] .
Широкое применение общественных работ вкупе с небюрократическим, «отеческим» управлением способно было, по убеждению князя, произвести чудодейственный эффект в экономике. «Одним приказом губернатора можно сделать всю Россию проездною и несгораемою, — утверждал Мещерский. — Нужно только две вещи: губернаторам — приказать, а земским начальникам — поручить исполнение, и через 10 лет вместо 400 миллионов убытку от пожара будет иметь их 4 миллиона, а у земства получится громадный страховой капитал, которым оно может воспользоваться для устройства проездных дорог общественными работами» [187] . В подтверждение исполнимости своих предложений Мещерский ссылался на «блестящий результат» опыта одного земского начальника, в принудительном порядке осуществившего в деревнях своего округа поголовную замену пожароопасных крыш на крыши из огнеупорных материалов [188] . По примеру этого земского начальника и надлежало перестроить управление экономикой.
Обвинения в том, что его проекты «обязательных общественных работ» есть «коммуна и аракчеевщина», князь не оспаривал, ведь, по его мнению, «есть нечто худшее и опаснее для России аракчеевщины — это отношение к крестьянскому миру настолько либерально-снисходительное, в силу коего всякое предъявление к нему требований обязательств и, между прочим, обязанности работать, признаётся каким-то актом произвола, насилия и деспотизма» [189] .
«Государственным вопросом» считал Мещерский проблему использования и распределения трудовых ресурсов населения. «Кажется мне, — писал князь, — прежде всего, необходимо в России, ввиду её пространств, регулирующего движения рабочих в России учреждения, нечто вроде центрального рабочего бюро для всей России, которое бы ведало нужды в рабочих и удовлетворении их с обеих сторон: со стороны рабочих и со стороны нанимателей». Речь шла не просто о всероссийской «бирже труда» с информационно-консультативными функциями, а о «таком центральном бюро, которое, по возможности, регулировало бы цены на рабочие руки и предупреждало везде недостаток в рабочих» [190] . Таким образом, фактически ставился вопрос о монополии государства и на трудовые ресурсы.
...................................
Выдвигая в качестве идеала дореформенные социально-экономические и политические порядки, Мещерский, разумеется, не рассчитывал на реставрацию николаевской системы. Но он горячо призывал вернуться на ту траекторию развития страны, которая, по его убеждению, была резко и неоправданно изменена после 1861 г . Именно совершённый тогда крутой поворот на путь либеральных реформ породил, по его мнению, противоречия, угрожавшие самому существованию самодержавного государственного строя в России. Экономическая модель Мещерского представляла собой программу выживания этого строя в условиях конца XIX – начала XX вв.
http://www.voskres.ru/economics/dronov1.htm#_ftnref206