Андрей Степанов«Кровавое воскресенье» по-египетскиСнова на улицах Каира льется кровь. Силы безопасности и армейские подразделения жестоко разогнали демонстрацию египтян-коптов, протестовавших против сожжения церкви на юге страны. В ход пошли средства подавления, включая огнестрельное оружие и бронетехнику. Итог ожесточенных столкновений - несколько десятков убитых, сотни раненых.Копты образуют значительную часть общеегипетского демократического движения. Они составляют от 10 до 15 процентов почти 80-миллионного населения страны. Но фактически подвергаются дискриминации во многих сферах преимущественно мусульманского общества. Это касается и вопросов образования, и занятия государственных должностей, и строительства культовых сооружений. Тем не менее, за исключением отдельных проявлений нетерпимости и религиозного фанатизма, отношения между христианами-коптами и мусульманами в целом исторически носят дружеский добрососедский характер. В целом – да, но вот последние события…
К расправам над коптами присоединились и отдельные группы мусульман, что поставило страну на грань межконфессионального конфликта.
После февральской революции, приведшей к падению президента Хосни Мубарака, Египет постиг острейший внутриполитический кризис. До намеченных на конец ноября парламентских выборов остается совсем немного времени, однако обстановка в стране накаляется. Правящий Высший военный совет слабо контролирует ход событий, а временное правительство премьера Исама Шарафа, как говорится, в большей степени отбывает номер, чем управляет страной.
Нынешний кризис разразился на фоне сложного процесса кристаллизации и оформления тех политических сил, которые пойдут на выборы и в итоге сформируют новые органы гражданской власти. Их диапазон весьма широк – от закоренелых исламистов до либералов западного типа. Составляются партийные списки. Формируются блоки, союзы и коалиции. Все находится в динамике. Ясно одно: ныне правящей военной верхушке все-таки придется передать власть избранным представителям народа. А верхушка армии, хоть и поспособствовала смещению Хосни Мубарака и в определенном смысле перехватила инициативу у революционно настроенных масс, представляет собой неотъемлемую часть старой политической системы. Она тысячами нитей связана с прежним режимом. Это касается и ее сказочного обогащения за счет щедрой военной и гражданской американской помощи, и привилегированного положения в обществе, и особого положения в структуре государственной власти.
Позиция этой верхушки противоречива. С одной стороны, она не может не учитывать настроений народа и идет на некоторые уступки. Скажем, по вопросу о сроках и порядке проведения свободных парламентских и президентских выборов, привлечения к судебной ответственности наиболее одиозных фигур прежнего режима, относительной свободы прессы и партийной деятельности. С другой, она не только сохранила, но и ужесточила действующий еще со времен Хосни Мубарака режим чрезвычайного положения, формально запретила забастовки и демонстрации и жестоко преследует всех, кто осмеливается открыто критиковать ее шаги. Весьма двойственна позиция армейской верхушки и на судебном процессе над бывшим президентом Хосни Мубараком.
Возникает вопрос. Если военная верхушка поступится властью - а это неминуемо грядет в ближайшем будущем - то кто гарантирует ей сохранение всех ее привилегий?
Кто оградит ее представителей от возможный судебных разбирательств в связи с многочисленными злоупотреблениями?
Военная верхушка всерьез задумывается над этим вопросом, ей волей-неволей приходится заглядывать в будущее и строить соответствующие планы. Среди них - создание своей собственной партии Аль-Адль – «Справедливость» - которая бы уже в условиях гражданского правления отстаивала ее интересы. На организацию партии выделены колоссальные средства. К ее поддержке привлечены многочисленные остатки прежнего режима в виде ушедших в тень сотрудников спецслужб, госчиновников, функционеров распущенной правившей Национально-демократической партии, тесно связанного с прежней коррумпированной властью бизнеса, мафиозных структур, которые безраздельно хозяйничают в сельской местности… Естественно, на политическую монополию ей рассчитывать не приходится, поэтому она ищет потенциальных союзников. А на такую роль, по ее мнению, подошла бы исламистская Партия свободы и справедливости – политически оформившееся умеренное крыло движения братьев-мусульман. По предварительным оценкам, она могла бы претендовать на 20, а то и 25 процентов голосов на предстоящих выборах и стать лидирующей силой. Поэтому Аль-Адль представляет собой лакомый кусок для тех, кто не хочет расставаться с реальной властью.
Только имеется одно серьезное «но». Ореол народных заступников, который окружал армейское командование после свержения Х. Мубарака, поблек и потускнел. В обществе назревает недовольство Высшим военным советом и зависящим от него правительством.
Острейшие социальные проблемы не решаются, военные пытаются затянуть политическую узду, медлят с обещанными реформами, демонстрируют свою некомпетентность в деле управления страной.
В этих условиях исламисты, чутко улавливающие настроения масс, не спешат отвечать взаимностью на ухаживания со стороны командования армии и его доверенных лиц.
В связи с этим неизбежно встает еще один вопрос: кто же заинтересован в провоцировании нового витка насилия с конфессиональным привкусом? Ведь это прямая угроза гражданскому миру. До выборов ли, когда, с точки зрения военной верхушки, в стране надо железной рукой наводить порядок, бороться с насилием, преступностью, межконфессиональной рознью? Не лучше ли их вообще отложить «до лучших времен»?
Благоприятный повод предоставил назначенный еще при Х. Мубараке губернатор Асуана. Он фактически прямо призвал к сносу построенной коптами церкви в населенной ими деревушке. Для толпы мусульманских экстремистов этого оказалось достаточно, чтобы сравнять ее с землей. Разрушение церкви, на строительство которой якобы не было получено разрешения властей, естественно спровоцировало всплеск возмущения в коптской общине. Но странное дело, по мирной демонстрации протеста, направлявшейся к зданию телевидения на набережной Нила в самом центре Каира, открыли огонь какие-то неопознанные провокаторы. Тут же вмешались силы правопорядка и армейские подразделения. Из толпы демонстрантов раздались ответные выстрелы. Как говорится, налицо образцовая провокация. Характерно, что тему межконфессиональной розни и необходимости призвать к ответу зарвавшихся коптов охотно подхватил ряд зависимых от властей средств массовой информации. Кто был в ней объективно заинтересован, думаю, ясно из предыдущего хода размышлений. Однако ее организаторы явно просчитались.
Протесты против армии, открывшей огонь по мирному населению, стали для Египта своеобразным «9 января». Была, перефразируя слова классика, окончательно убита вера в армию-защитницу народа.
Страну охватили массовые выступления - как коптов, так и мусульман. Фигура главы военного совета, маршала Хусейна Тантави, все больше ассоциируется с образом Хосни Мубарака. Умеренные мусульмане в Партии свободы и справедливости тут же отмежевались от актов насилия и жестко осудили их. И без того слабая перспектива ее блокирования с партией Аль-Адль растаяла как дым. Военная верхушка поспешила пойти на попятный. Создана комиссия по расследованию причин и выявлению организаторов столкновений. Обещано не переносить сроки выборов и легализовать все построенные коптами церкви.
Но от слов до конкретных дел - дистанция огромного размера, что наглядно демонстрируют власти. Так что страну еще ждут немалые потрясения. Стоит ожидать и новых провокаций со стороны тех, кто упорно цепляется за власть и уповает на совет и материальную помощь зарубежных «благодетелей».
http://www.stoletie.ru/geopolitika/krovavoje_voskresenje_po-jegipetski_2011-10-11.htm