Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« : 19 Ноября 2011, 07:22:40 » |
|
Великий человек О М.В.Ломоносове
Чует Запад приближение славянского духа, пугается его, как наши предки пугались Запада. … Не бойтесь, братья по человечеству! Нет разрушительных стихий в славянском востоке – узнайте его, и вы в том уверитесь… …вы преклоните колено перед неизвестным вам человеком, который был и поэтом, и химиком, и грамматиком, и металлургом, прежде Франклина извёл гром на землю – и писал историю, наблюдал течение звёзд – и рисовал мозаики стеклом, им отлитым, - и в каждой отрасли подвинул далеко науку; вы преклоните колено перед Ломоносовым, этим самородным представителем многосторонней славянской мысли… Тогда вы поверите своей тёмной надежде о полноте жизни...
В.Ф.Одоевский
Всякое прикосновение к любезной сердцу его России, на которую глядит он под углом её сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной.
Н.В.Гоголь
«Великий человек», «он… сам был первым нашим университетом», «величайший гений» – вот пушкинская оценка личности и деяний Михаила Васильевича Ломоносова. Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» насчитывает во всей русской литературе «всего только три» «бесспорных гения»: «Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь». Та же мысль звучит и в его письме к Н.Н. Страхову 1870 года: «Пушкин, Ломоносов – гении». Итак, гений. И гений истинно русский – русский по всеохватности, универсализму дарований и трудов, всеотзывчивости на феномены мира, русский по необыкновенному внутреннему простору, беспредельной широте и беспрецедентной свободе мысли и в то же время удивительной цельности натуры и мирочувствия, русский, наконец, по самому богатству и даже, кажется, избыточности разнообразнейших талантов. В самом деле, затруднительно найти подобную личность даже среди всемирных гениев вроде Леонардо да Винчи. И это без всякого преувеличения. Вспомним: физик, химик, изобретатель, астроном, создатель живописных мозаичных картин, поэт, драматург, красноречивейший ритор, историк, масштабный организатор и общественный деятель, создатель первой научной грамматики отечественного языка и один из создателей русского литературного языка, основоположник современной системы стихосложения, минеролог, металлург – и этот список далеко не полон, его можно продолжать и продолжать. Так что прав С.И.Вавилов – советский физик, академик, президент АН СССР, когда, сравнивая Ломоносова с другими великими людьми энциклопедического склада, пишет: «Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете более специальны и сосредоточены». (Для справки: Гете – классик немецкой литературы был и естествоиспытателем, натуралистом, зоологом, оптиком, минерологом, создателем своего учения о цвете, которое оказалось, правда, ошибочным).
Важно ещё и то, что Ломоносов стоял у истоков новых наук, которые созрели и оформились лишь в конце ХIХ – ХХ столетии: геофизики, демографии, физической химии, экологии, даже электрофизиологии растений(!) и многих других. Нередко он выступает как создатель основных базовых понятий, без которых наука не может существовать и развиваться. Так, например, знаменитый немецкий ученый Леонард Эйлер оценил вклад Ломоносова в развитие химии в письме к нему от 23 марта 1748 года следующим образом: «Из Ваших сочинений с превеликим удовольствием я усмотрел, что Вы в истолковании химических действий далече от принятого у химиков обыкновения поступили и с пространным искусством в практике высочайшее основательной физики знание везде совокупляете. Почему не сомневаюсь, что нетвёрдые и сомнительные основания сея науки приведёте к полной достоверности, так что ей после место в физике по справедливости дано быть может». То же и в гуманитарных науках: создание научной грамматики – основание лингвистики, стихосложение – опять же заложены основы и т. д. и т. д.
Эта всеохватность, этот универсализм – именно в природе русской национальности, и шире – в славянской стихии. Запад стремится к атомизации в общественных и семейных отношениях, к всё более узкой специализации в сфере научной. В России же всегда жаждали цельности в многообразии, искали «цельнознания», единства при нашей – вспомним слово Достоевского – «всемирной отзывчивости». И в этом смысле гений Ломоносова – чисто русский, выражающий в себе нашу национальную природу, все постигающий в полете не скованного никакими условностями свободного духа. (В.И. Вернадский видит еще «русскость» Ломоносова в сочетании масштабности мысли с жизненной практикой, в оригинальной простоте научных решений: «История русской науки показывает, что её гениям свойственна особая широта задач и результатов, связанная, однако, с удивительной почвенностью и реальностью и вместе с тем с простотой подхода к решениям. Эти черты, этот стиль работы, которые мы встречаем у Менделеева и у Павлова, особо выразительны у Ломоносова»).
Цельность, внутренняя свобода, нескованность никакими догмами в сочетании с мощной интуицией обусловили опережение Ломоносовым своего времени в различных направлениях научного поиска на века. Вот несколько примеров. В 1755 году по инициативе Ломоносова Академия наук выдвинула интересную конкурсную тему по физике: ученые должны были «сыскать подлинную електрической силы причину и составить точную её теорию». Тема была поддержана, в Академии начались исследования электрических сил. По результатам исследований М.В. Ломоносов дал объяснение атмосферному электричеству, предложил громоотвод и предсказал, что опыты с электричеством «великую надежду к благополучию человеческому показуют». Время подтвердило значимость и актуальность для науки изучения и практического применения электромагнитных сил – была изобретена радиосвязь, телевидение и др., в настоящее время почти каждый из нас пользуется сотовым телефоном.
Ломоносов первый научно доказал и обосновал возможность освоения и значимость для России Северного морского пути, открыл перспективы освоения Арктики. В наше время всем известны слова ученого о том, что российское могущество будет «прирастать» Сибирью и Северным океаном. Наверное, только в ХХI веке мы в полной мере смогли оценить и это научное предвидение Ломоносова.
Крупный русский ученый В.В. Докучаев – создатель генетического почвоведения и учения о географических зонах – в 1901 году сделал признание: «…Я с удивлением узнал от профессора Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, – и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом». Сам великий В.И. Вернадский в статье «Памяти М.В. Ломоносова» подчеркивает удивительную актуальность идей первого русского академика: «Из его работ, написанных по латыни или стильным русским языком древнего мастера, перед нами открываются поразительные прозрения науки нашего времени. Как это ни странно, это так. Ряд идей М.В. Ломоносова ближе, яснее и понятнее в начале ХХ века, чем они были в середине века прошлого». Добавим: ещё ближе и понятнее прозрения ученого в ХХI веке на фоне новейших открытий науки и техники. Вернадский же размышляет о непонятости русского академика в его великих проникновениях в таинства природы: «Ещё резче сказалась сила его гения по отношению к двум областям знания, сложившимся на наших глазах, – геофизике и физической химии. Как геофизик Ломоносов не оценен до сих пор. Его значение в физической химии было понято лишь в конце ХIХ века, ибо в это время только была создана эта наука». Особый оптический инструмент, изобретенный ученым, – «ночезрительная труба» вообще считался его ошибкой и был реабилитирован лишь через двести лет С.И. Вавиловым, а приборы ночного видения получили широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Без них не представишь, конечно, ведение военных действий в ХХI веке.
Всё это наводит на печальные размышления о некоторых вековых изъянах нашего национального самосознания: всё-таки как мы мало почитаем и ценим то, что являет славу России, как мы мало знаем наших великих людей. Напротив, мы привыкли умалять значение отечественной науки, рабски преклоняясь перед Западом. От этого холопства, от этого презренного лакейства также нам поможет избавиться наш великий земляк, пример его жизни и борьбы до последнего вздоха за процветание России. Как совершенно справедливо заметил Н.Г. Чернышевский, Ломоносов «хотел служить не чистой науке, а только отечеству». И он предупреждал, что тот, кто будет примерять к нему имена других великих людей, тот и есть холоп. Он русский ученый Ломоносов и никто другой.
Ломоносов пролагал пути не только в сфере естественных наук и гуманитарного знания, но и в области идеологии, закономерно обусловленной историческими познаниями ученого. Ломоносов являет для нас замечательный образец гражданина и патриота. Именно пламенная любовь к России подвигла его на труды исторические – написание «Древней российской истории» (труд остался незавершённым) и на непрерывную борьбу с «академическими» немцами, начиная с бездарного интригана и вора И.-Д.Шумахера, который управлял всеми делами Академии в течение долгого времени. Петр Великий приглашал в Россию крупных немецких ученых. Вместе с ними прибывали и не весьма ученые. Засилье немцев прочно укоренилось со времён Анны Иоанновны и бироновщины. Власть их в научном мире несколько ослабилась в царствование «кроткия Елисавет» и вновь укрепилась при Екатерине II, чувствующей, видимо, своё кровное родство с немцами-академиками.
Ломоносов был решительно лишён национализма, шовинизма и проч. и проч. Он глубоко уважал и любил настоящих ученых и честных людей независимо от национальной принадлежности – немцев Х.Вольфа, Л.Эйлера и других, подобных им. Но он не мог примириться с врагами Отечества – немцами ли, русскими ли – всеми, кто чинил препятствия для распространения в России просвещения, света научных знаний, кто очернял историю родины и клеветал на русский народ, кто разворовывал академическое имущество и деньги, кто не допускал к обучению русских студентов. Вот его любопытное письмецо не к немцу – к русскому, асессору академической канцелярии Г.Н. Теплову, имеющему большую власть в Академии. В письмеце нелицеприятный и прямой Ломоносов преспокойно обличает Теплова, поставляющего на должности и назначающего оклады, нимало не заботясь о возможных последствиях для самого себя: «[Академия без академиков, Канцелярия без членов, Университет без студентов, правила без власти и в итоге беспорядок, доселе безысходный]. Кто в том виноват, кроме вас и вашего непостоянства?» И далее Ломоносов рисует неприглядную картину действий Теплова в Академии. В этом же письме есть замечательные слова ученого: «Я спрашивал и испытал свою совесть. Она мне ни в чем не зазрит сказать вам ныне всю истинную правду. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего Промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий и распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже». Всем готов пожертвовать Ломоносов ради чести науки и славы отечества – и жертвовал. Жертвовал и здоровьем, и покоем, и даже свободой своей.
Почти в полном одиночестве он отстаивал честь Российской Академии от посягательств Шумахера с его родственниками, ставленниками и земляками, не признавая никакой политкорректности и лживой толерантности. Боролся словом и делом, а иногда шёл и в рукопашный бой. Вот, например, повод для коллективной жалобы немцев Академии Елизавете Петровне на Ломоносова: он явился в конференц-зал, «имея на голове шляпу». Это только первая его «продерзость». Дальше события развивались драматически: он «показал кукиш» Иоганну Мессеру, от адъюнкта Трескотта потребовал, чтобы тот разговаривал с ним по-латыни. На жалкие оправдания последнего, что, де, он не умеет, Ломоносов поставил его на место: «Кто тебя сделал? Шумахер. Ты никуда не годишься и недостойно произведён». После этого адъюнкт Ломоносов ушёл, напоследок обозвав Шумахера вором и пообещав профессору Винсгейму «поправить зубы». И никакой политкорректности! Правда, академики-иностранцы иногда дрались и между собою, но их ссоры заканчивались мирно за кружкой доброго пива. Ломоносову же они устраивали остракизм: во время его выступлений доставали табакерки, нюхали табак, громко желали друг другу здоровья, показывали кукиши под столом (явно, очевидно, не решались, памятуя, что необузданный мужик может и «зубы поправить»). Писали на него бесконечные кляузы, не давали хода его научным изысканиям, препятствовали реализации выгодных и полезных для России проектов. Борьба достигла такого ожесточения, что из-за интриг врагов и недоброжелателей Ломоносову пришлось восемь месяцев просидеть в тюрьме!
Русских адъюнктов и академиков было так мало, что это вызывало беспокойство в официальных кругах. Доходило до курьезов: В.К. Тредиаковского назначил академиком… сенат – на предмет того, что «ежели профессора-немцы ему путь заграждают, то их должность не в том состоит, чтобы не допускать до академической степени российского человека». Вот в таких условиях приходилось жить и творить Ломоносову. И ведь удивительно, как в нас укоренено преклонение перед иностранцами и перед всем западным. О заигрываниях Екатерины II с французскими энциклопедистами хорошо известно, и они понятны. Но ведь даже Елизавета Петровна, которая, казалось бы, олицетворяла торжество русского начала, так почитала Вольтера – кумира Европы, что, по свидетельству академика Якоба Штелина, ему «посылали от имени Ее Величества императрицы подарки великой цены, полное собрание или коллекцию русских золотых медалей, изрядный запас драгоценных мехов, отборных соболей, черных и голубых лисиц, которые одни только даже в России оценивались в несколько тысяч рублей». Что-то не слышно о подобных пожалованиях Ломоносову, которого, конечно, императрица высоко ценила. «Историю Петра Великого» она заказала писать Вольтеру, который об истории России имел самое приблизительное представление и не владел необходимыми материалами. Ломоносов же и другие члены Академии должны были поставлять ему соответствующие документы. Серьезнейшее исследование русского ученого «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» было почти дословно воспроизведено в работе Вольтера. Ломоносов исправлял многочисленные фактические ошибки вольтеровского сочинения, написал к нему «Примечания». Возникает вопрос: почему же «Историю Петра Великого» поручили писать не Ломоносову? Впрочем, вопрос этот риторический.
Идём далее. Немцы придумали новую каверзу, которую русский академик перенести не мог. Они задумали написание истории России. И написали. Написали и внедрили в общественное сознание не только обывателей, но и ученого мира и, что особенно обидно, русских ученых-историков идеологически враждебную и разрушительную для национального самосознания концепцию, да, пожалуй, и не концепцию, а русофобский миф, не подтвержденный фактами и убедительными аргументами, – так называемую «норманнскую теорию» происхождения Российского государства. Начал исторические эти изыскания почтенный Г.З.Байер – филолог, историк и ориенталист. Академик Байер знал много языков, включая китайский, не знал он только русского языка. Эта «малость» его не устрашила, и он смело взялся за дело, читая древние летописи в неполных, сомнительных, а иногда и искаженных переводах. Байер собирал всё без разбора: древние и новые труды, канонические и апокрифические сочинения. Он чувствовал себя носителем цивилизации, свет которой озарит дремучее прошлое непросвещённых славян. Он всегда ощущал превосходство древних германцев над дикарями-славянами и искал в памятниках истории подтверждений его убеждений. И нашёл! В «Повести временных лет» он прочитал известный фрагмент о призвании славянами братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора и из него заключил, что русские дикари, будучи не в состоянии самостоятельно организовать государство, пригласили скандинавов, каковые и взяли на себя управление славянскими племенами. Так возникла «норманнская теория» возникновения русской государственности. (Хотя подумаешь: да где же это видано, чтобы какой-нибудь народ, даже самый слабый и незначительный, вдруг бы пригласил другой народ господствовать над ним? Как можно серьезно исповедовать подобный вздор?) Он же заложил и основные приемы псевдонаучных исследований: произвольный отбор фрагментов летописей и других источников в качестве достоверных (другие – противоречащие его концепции – объявлялись легендарными), основная аргументация строилась на основе ложной этимологии, фантастической ономастики. Так, например, Байер умудрился исконно славянские имена – Святослав, Владимир и прочие – произвести от скандинавских корней. Что касается его труда в целом, то еще В.Н. Татищев заметил его главную особенность: возвышение им своей родины и всяческое умаление русских. Вот так и возникли поистине мифические «скандинаво-норманно-шведо-варяго-руссы»!
Верным последователем неутомимого Байера стал столь же самоотверженный в ученых трудах по русской истории Г.Ф. Миллер. В 1749 году он представил в Академии свою диссертацию-речь «О происхождении имени и народа Российского». Этот труд Миллера был подвергнут сокрушительной критике Ломоносовым в его «Замечаниях» на диссертацию немецкого историка. Надо заметить, что русский язык Миллер знал ещё очень слабо, не говоря уж о древнерусском. Но он, как и Байер, был отважен. Результаты оказались сходными. Ломоносов совершенно справедливо указал, что Миллер опирается в своем труде только на иностранные источники, часто весьма недостоверные (например, безусловно верит исландским сагам), а отечественные или «поносит», или выбирает произвольно то, что вписывается в его теорию. Вся диссертация строится на «зыблющихся основаниях» ложной этимологии и искажениях настоящих названий и имен. Наш древнейший город Изборск у него получает название Иссабург. Имена Аскольд (Оскольд) и Дир он понимает как неславянские, а самих князей он каким-то образом соединяет в одно лицо. Летописца Нестора Миллер постоянно дерзко обличает и осмеивает, всюду видит его «ошибки». Самый же главный и явный порок работы Миллера состоит в том, что он всячески принижает русских, умаляет их древние подвиги и славу: «…на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают, разоряют, огнём и мечом истребляют: гунны Кия берут с собой на войну в неволю. Сие так чудно, что ежели бы господин Миллер умел изобразить живым штилем, то бы он Россию сделал толь бедным народом, каким ещё ни один и самый подлый народ ни от какого писателя не представлен».
Окончание в следующем сообщении
|