Греческий демаршПочему торжества в честь 65-летия Святейшего Патриарха Кирилла проигнорировали представители половины Православных Церквей?Важнейшим событием церковной жизни последних дней, несомненно, стало празднование 65-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Такого рода событие - круглая дата в жизни главы как светской, так и церковной власти - обречено быть не только личным делом политика или церковного деятеля, но прежде всего событием общественной и государственной важности. Таким событием и стали прошедшие юбилейные торжества в честь 65-летия Предстоятеля Русской Церкви. Неудивительно, что наблюдатели обращали внимание на все обстоятельства на то, как проходили церемонии, кто и как поздравлял юбиляра в этот день, какие делегации приехали в Москву. Эти, казалось бы, мелочи лучше всего порой характеризуют состояние отношений нашей Церкви с другими Церквами и государством.
Неудивительно поэтому, что аналитики обратили пристальное внимание на тот факт, что празднование 65-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви было проигнорировано представителями целого ряда Православных Церквей. В Москву, как известно, прибыли Предстоятели Грузинской, Польской и Чешской Церквей, а Болгарский, Румынский и Антиохийский Патриархаты были представлены официальными делегациями во главе с архиереями. Но на торжествах не было официальных представителей Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской, Албанской, Сербской и Американской Церквей. Понятно, что это - нарочитая демонстрация пренебрежения не только к Святейшему Патриарху Кириллу, но и к Русской Православной Церкви и даже к России. В чем же дело?
С Американской Церковью ситуация более-менее понятна, - там идет ожесточенная внутренняя борьба между сторонниками курса на сближение с Русской Православной Церковью и их противниками. Им не до визитов в Россию. Но демонстративное игнорирование мероприятий, посвященных 65-летию Предстоятеля Русской Церкви, представителями греческих и сербской Церквей весьма и весьма показательно, оно заставляет задуматься, что же на самом деле происходит в мировом Православии и кто виноват в этой ситуации.
Почему Сербская Православная Церковь откровенно и демонстративно проигнорировала юбилей Святейшего Патриарха Кирилла? И это при том, что симпатии к России в сербском обществе весьма сильны. Мне представляется, что игнорирование сербами московских торжеств - это своего рода месть Патриарха Иринея и сербского Синода (самого прокатолического и проэкуменистического в истории Сербской Церкви) за то, что Патриарх Кирилл по сути сорвал проект Патриарха Иринея по всеевропейскому празднованию 1700-летия Миланского эдикта в Сербии. Как известно, нынешний Сербский Патриарх, в прошлом возглавлявший Нишскую епархию, давно вынашивал проект торжественного празднования 1700-летия Миланского эдикта в городе Ниш, откуда, согласно преданию, был родом святой равноапостольный Император Константин, подписавший, как известно, Миланский эдикт. Причем, согласно проекту Патриарха Иринея, предполагалось пригласить на это торжество представителей всех христианских деноминаций - не только Предстоятелей Православных Церквей, но и папу Римского и даже глав протестантских объединений. Свое намерение пригласить католиков и протестантов на эти мероприятия Патриарх Ириней обосновывал в духе экуменизма, - мол, в те времена все христиане были едины.
Этот проект вызвал активное неприятие со стороны верующих Сербской Православной Церкви, были активные протесты с их стороны. Особенно возмущало верующих приглашение на торжества папы Римского, учитывая, что буквально накануне католики причислили к лику святых вдохновителя усташского геноцида против православных сербов в годы Второй мировой войны архиепископа Алоизия Степинаца. «Русская народная линия», как известно, провела совместно с историческим факультетом Санкт-Петербургского университета международную конференцию, посвященную хорватскому лагерю смерти Ясеновац, по итогам которой было принято обращение к православной общественности, содержащее призыв добиваться деканонизации «архиепископа геноцида» Алоизия Степинаца. Однако, как нам стало известно из источников, в Сербской Патриархии, не недовольство верующих, а твердая позиция Святейшего Патриарха Кирилла, который заявил, что если на празднование приедет папа Римский, то Московский Патриарх не приедет, сыграла ключевую роль в принятии решения Архиерейским Собором Сербской Церкви папу не приглашать. Видимо, игнорирование празднования 65-летия Предстоятеля Русской Церкви со стороны Сербской Церкви - это своего рода месть экуменического лобби в Сербской Церкви.
Однако отсутствие делегаций Американской и даже Сербской Церквей не так бросилось бы в глаза, если бы не демонстративное игнорирование юбилейных торжеств Предстоятеля Русской Церкви греками, - ни одна из греческих Церквей «не заметила» этого события (напомним, что Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская и Албанская Церкви возглавляются греками). В чем же дело? Откуда такое нарочитое пренебрежение? Думается, причин тут много, но, на мой взгляд, есть две главные.
Первая причина кроется в росте влияния Русской Церкви в мировом Православии. Ревнивое отношение греков к русским - не новость, это было известно и нашим предкам. Идея Москвы как Третьего Рима греками никогда не признавалась и не признается. Для них Третьего Рима нет, Рима только два - старый и новый. Сейчас мы видим, как Москва начинает приходить в себя после государственного погрома 90-х. Буквально накануне 65-летия Святейшего государственные власти преподнесли главе нашей Церкви шикарный подарок - были отреставрированы и переданы Предстоятелю Патриаршии палаты Кремля. Именно там наш Патриарх принимал гостей и провел совещание с Предстоятелями и представителями Православных Церквей, прибывших на торжества. Ну кто из греческих Патриархов может похвастаться подобным?! Юбилейные торжества наглядно продемонстрировали единство светской и церковной власти в России. После воссоединения Русской Церкви, которое произошло также по инициативе и под патронажем государственной власти, Президент России явно претендует на роль политического лидера православного мира, а Русская Православная Церковь стала де-факто Вселенской Церковью, приходы которой расположены теперь на всех континентах. Но для Константинопольского Патриархата, львиная часть приходов которого находится в США, мировым лидером является глава другой страны, а Вселенская Церковь - это только и исключительно Константинополь.
Так что нарочитое игнорирование греками торжеств в честь 65-летия Предстоятеля Русской Церкви - это своего рода попытка не допустить доминирования Русской Православной Церкви и России в православном мире, не допустить восстановления подлинной симфонии властей в России. Ну не удастся не допустить, так хотя бы испортить. Пусть будет ложка греческого дегтя в русской бочке меда.
Но есть и вторая причина демонстративного отсутствия греков на торжествах в Москве. Сколько бы мы не кивали на греков, на их ревность и проч., но нужно признать, что этот демарш - явный провал нашей церковной дипломатии. Можно ведь было своевременно провести переговоры в Александрии или Афинах и разбить единый фронт греческий Церквей, тогда бы не было такой нарочитости в отсутствии греков. Впрочем, такой итог неудивителен. Мы видим, как в последнее время особым направлением деятельности ОВЦС стало ватиканское. Там с завидной регулярностью бывает митрополит Иларион, туда регулярно ездят наши священники. А потому результат закономерен, если Русская Церковь так пренебрежительно относится к грекам, то чего ожидать от них. Стоит надеяться, что греческий демарш станет серьезным звонком для церковного внешнеполитического ведомства, и в результате мы станем видеть митрополита Илариона и его помощников чаще на Православном Востоке, а не в Ватикане.
Однако на фоне отсутствия на московских торжествах официальных представителей греческих церквей весьма символичным был тот факт, что в торжественном богослужении в честь 65-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участвовал полномочный представитель Греческого Афона наместник монастыря Ватопед архимандрит Ефрем, сопровождающий великую православную святыню Пояс Пресвятой Богородицы в паломничестве по России. Характерно, что многие афонские монахи в последнее время все чаще и чаще обращают свои взоры к России. И это весьма символично и обнадеживающе. Значит, Афон понимает роль Москвы в условиях антихристовой глобализации, победно шагающей по планете.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии» http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/11/23/grecheskij_demarsh/