Александр ШУСТОВКонфликт Узбекистана и Таджикистана обостряетсяВ ноябре 2011-го - январе 2012 г. конфликт между Узбекистаном и Таджикистаном, который развивается уже не первый год, стал обостряться вновь. Обладая заведомо более выигрышными позициями, Ташкент использует свое географическое положение, что позволяет ему ставить и без того небогатый Таджикистан в сложное социально-экономическое положение.
Задержки в Узбекистане железнодорожных составов с грузами, предназначенными для Таджикистана, начались в ноябре 2009 г. К началу 2010 г. Узбекскими железными дорогами под разными предлогами были задержаны около 150 вагонов, а к февралю их число увеличилось до 400. После обращения премьер-министра Таджикистана к своему узбекскому коллеге Ш.М. Мирзиеёву 178 задержанных вагонов были пропущены, однако общая ситуация с пропуском железнодорожных составов не изменилась. По данным таджикской стороны, с начала февраля по начало июня 2010 г. в Узбекистане было задержано порядка 2000 вагонов с грузами для Таджикистана. В южную Хатлонскую область с начала марта по начало мая не был пропущен ни один вагон. В общей сложности объем транзитных перевозок Таджикской железной дороги за первое полугодие 2010 г. снизился на 40%. Нехватка топлива поставила на грань срыва посевную кампанию, которая в аграрной стране имеет огромное значение для продовольственной безопасности.
По мнению Душанбе, транспортная блокада Таджикистана, осуществляемая узбекской стороной, связана с активизацией работ на Рогунской ГЭС. В 2009 г. власти Таджикистана начали кампанию по размещению акций станции среди населения и приступили к восстановительным работам. Узбекистан, стремясь помешать строительству, начал задерживать грузовые составы. Рогунскую ГЭС, возведение которой может привести к снижению стока Амударьи, Узбекистан считает едва ли не главной угрозой своей безопасности. В республике, 3/4 жителей которой проживают в сельской местности и, так или иначе, заняты в сельском хозяйстве, нехватка поливной воды может вызвать крайне негативные последствия. Между тем в течение 2010 г. таджикские строители завершили подготовительные работы на Рогунской ГЭС и в июне 2011 г. заявили о том, что готовы к перекрытию русла Вахша, решение о котором должна принять государственная комиссия. Окончательное решение было отложено до завершения экспертизы Всемирного банка. Не исключено, что именно активизация работ по проекту Рогунской ГЭС вызвала очередной виток напряженности в таджикско-узбекских отношениях, которые в последние годы и без того были непростыми.
В ноябре 2011 г. узбекско-таджикский конфликт вновь обострился. В ночь с 16 на 17 ноября на перегоне Галаба – Амузанг железнодорожной линии Термез - Курган-Тюбе недалеко от границы с Таджикистаном и Афганистаном произошел взрыв. По версии узбекских СМИ, это был теракт. После него Узбекистан закрыл движение на линии Галаба – Амузанг, что привело к транспортной блокаде южной Хатлонской области Таджикистана. К концу ноября на территории Узбекистана скопилось 270 вагонов с грузами для Хатлонской области. Узбекские железнодорожники предложили направить их в Душанбе и затем переправить на юг, однако таджикская сторона отказалась, так как это требовало больших расходов. При этом в версию теракта таджикские эксперты не верят. Они считают, что сообщение о взрыве было использовано Узбекистаном для того, чтобы оказать давление на Таджикистан. «Такой небольшой мост при возможностях, которыми располагает Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари», можно восстановить в течение суток», - заявил заместитель начальника Таджикской железной дороги В. Собкалов, отметив, что от предложенной помощи Узбекистан отказался.
Очередной виток таджикско-узбекского конфликта вызвал изменения в функционировании транспортных магистралей Центральной Азии. С 3 ноября по 12 декабря «Казахстанские железные дороги» (КЖД) ввели временный запрет на погрузку и отправку всех грузов назначением в Афганистан через Таджикистан, а также на отправку всех грузов, кроме зерна, в Узбекистан, мотивировав это задержкой составов в Узбекистане. По просьбе туркменских железнодорожников на тот же период введен был запрет на погрузку всех грузов, в том числе зерна и муки, для отправки в Афганистан через Серхетебат. Комментируя этот шаг, управляющий директор КЖД К. Альмагамбетов заявил, что запрет связан с необеспечением приема поездов железнодорожной администрацией Узбекистана по стыку Сары-Агаш, где задержано 20 поездов. В это время люди в Центральной Азии обычно делают запасы на зиму, и прекращение отправки грузов из Казахстана вызвало напряженность на потребительских рынках.
13 декабря директор таджикского офиса Всемирной продовольственной программы ООН Алзира Феррейра заявила, что транспортная блокада Таджикистана Узбекистаном грозит таджикскому населению нехваткой продовольствия. По ее словам, до Таджикистана не доходят даже поезда с гуманитарной помощью, предназначенной для малоимущего населения, а общее количество задержанных Узбекистаном составов с продовольствием достигло 23. Продовольственная помощь ООН предназначена примерно 500 тыс. жителей Хатлонской области и 2 тыс. расположенных на ее территории школ. По данным А. Феррейры, из-за задержки поездов в Таджикистане наблюдается рост цен на продовольствие и все больше людей не могут приобрести товары первой необходимости.
18 января первый заместитель начальника «Таджикской железной дороги» Владимир Собкалов заявил, что Узбекистан блокирует железнодорожное движение на Хатлонском участке по политическим мотивам. По словам заместителя начальника «ТЖД» Усмона Каландарова, узбекская сторона утверждает, что восстановление моста будет начато только после завершения следственных мероприятий. «Узбекские коллеги утверждают о необходимости ремонта несущих опор, - отметил он, - однако мы думаем, что с мостом все в порядке». К этому времени на границе скопилось 298 вагонов с грузами для южного Таджикистана, в том числе 72 вагона с мукой, 26 – с пшеницей, 25 – с цементом, 26 – с бензином, по 8 вагонов с реактивным топливом и газом, 3 - с дизтопливом и 56 - с другими грузами.
Ситуация на границе еще больше обострилась из-за произошедшего 13 ноября инцидента, в результате которого погиб узбекский пограничник. По версии таджикской стороны, узбекские пограничники, преследуя пытавшихся пронести бытовую технику контрабандистов, нарушили государственную границу Таджикистана. Узбекская сторона утверждает, что пограничники преследовали наркоторговцев, у которых было обнаружено 3,8 кг героина. В качестве ответного шага к середине декабря Узбекистан стянул к границе с Таджикистаном танки и артиллерию, вызвав панику у жителей приграничной Согдийской области. В середине января Узбекистан неожиданно закрыл 9 из 16 пропускных пунктов на границе с Таджикистаном, объяснив это проведением ремонтно-восстановительных работ. По словам первого заместителя начальника Таможенной службы Таджикистана Негмата Рахматова, Узбекистан уведомил таджикскую сторону о закрытии только некоторых постов, остальные же были закрыты без предупреждения. Для полноты картины следует добавить, что с 2000 г. между Узбекистаном и Таджикистаном действует визовый режим, а также отсутствует наземное и воздушное положение.
Узбекско-таджикские отношения сегодня являются самыми напряженными в Центральной Азии. Если визовый режим уже не выглядит чем-то уникальным, то транспортная блокада и регулярные пограничные инциденты, сопровождающиеся перестрелками и гибелью людей, характеризуют этот конфликт как один из самых острых в регионе. При этом внешнеполитические приоритеты Узбекистана и Таджикистана не так уж и различаются. В последнее время и Ташкент, и Душанбе делают ставку на развитие отношений с Соединёнными Штатами, укрепляя позиции США в своих странах в противовес позициям России. Будущим президентом Таджикистана Вашингтон, по данным Wikileaks, видит главного проводника прозападного внешнеполитического курса нынешнего министра иностранных дел республики Х. Зарифи. Однако нормализации серьёзно обострившихся таджикско-узбекских отношений это вряд ли поможет.
http://www.fondsk.ru/news/2012/01/29/konflikt-uzbekistana-i-tadzhikistana-obostrjaetsja.html