Церковь св. Николая до 1934 г. находилась в распоряжении русской православной общины, 23.11.1934 советский полпред Ф. Раскольников передал храм Болгарскому экзархату. А русский приход Свято-Николаевского храма был переведен в ц. св. Николая на улице царя Калояна. Известная часть болгарских прихожан, любящих русский богослужебный чин, и, конечно же, боготворивших владыку Серафима, последовала за приходом в новый храм. Церковная жизнь здесь шла своим чередом, как и прежде в «посольской» церкви. В 1935 г. 7 июля именно в этом храме торжественно встречали Курскую Коренную чудотворную икону Божией Матери «Знамение», прибывшую из Королевства Югославия. Встречало её русское и болгарское духовенство во главе с архиепископом Серафимом, русские и болгаре буквально заполонили перрон и привокзальную площадь, а владыка осенял собравшийся народ чудотворным образом. Из Софии икона отправилась в Варну и далее по многим городам, где иногда её ожидали и войска, выстроенные во фрунт, что сообщало всему церемониалу особую важность. Сей удивительный праздничный Крестный ход буквально всколыхнул всю Болгарию, охваченную духовным подъёмом. 29 сентября Царица Небесная отбыла в Югославию. Во время войны, при бомбежках Софии 10 января 1944 г. храм на улице царя Калояна серьёзно пострадал, но богослужения не прекращались, а к середине марта уже был закончен ремонт, храм был полностью восстановлен. Однако 30 марта церковь сгорела от попавших в неё бомб и снарядов. В мае русская община была переведена в кладбищенский храм св. великомученицы Екатерины, а затем — в небольшой храм преподобномученицы Параскевы Самарджийской на бульваре Марии Луизы. И вот в этой крохотной церквушке в апреле 1945 г. русская община впервые принимала архипастыря Русской Православной Церкви из России архиепископа Псковского и Порховского (впоследствии митрополита Ленинградского) Григория (Чукова).
В 1946 г. архиепископ Серафим вместе со всеми подчинёнными ему приходами вернулся в лоно Матери Церкви.
Надо сказать, что во время войны порядочно пострадал и «посольский» храм; в 1945-1946 гг. были проведены реставрационные работы, и в том же 1946 г. после обширного ремонта (восстановление стенописи проводилось под руководством русского художника-беженца М. М. Малецкого) представитель патриарха Московского и всея Руси и управляющий русскими православными общинами в Болгарии архиепископ Серафим вновь принял русский храм св. Николая. Он был освящен накануне Вербного воскресения 1946 г. Особенною была Пасхальная служба того года, один из участников которой вспоминал: «Заутреню совершал архиепископ Серафим с духовенством храма. На хорах прекрасно пел хор под управлением Н. И. Капустина, перед хорами находился как бы второй мощный, слаженный хор. Это были доблестные воины и офицеры Советской армии, в то время находившейся в Болгарии. Пела и славила Воскресшего Христа вся Святая Русь — Русское зарубежье с Русью воинской славы» [7] . А 22 мая 1946 г. Божественную Литургию здесь совершал патриарх Алексий I в сослужении с митрополитом
Григорием /Чуковым/ и архиепископом Серафимом. До сих пор это единственное богослужение, совершенное по русскому патриаршему чину первоиерархом Русской Церкви в Болгарии.
13/26 февраля, в неделю Торжества Православия 1950 г. окончил свой многотрудный путь земной владыка Серафим, тихо почил он в своей скромной квартире, окруженный духовными чадами и почитателями. На следующий день тело почившего было с почестями перенесено в русский Никольский храм. На пути процессию встречало болгарское духовенство. Кончина архиепископа Серафима острой болью пронзила православные сердца. Это была общая русско-болгарская утрата. «Многочисленная паства покойного до глубокой ночи шла потоком в храм проститься с почившим владыкой. В течение четырёх дней церковь была свидетельницей многих слёз и скорби осиротевшей паствы. 1 марта отпевание благоговейно чтимого приснопамятного русского иерарха возглавил заместитель председателя Св. Синода Болгарской Церкви митрополит Врачанский Паисий (экзарх Болгарский Стефан по распоряжению властей был в заточении в Бачковском монастыре). <…> После отпевания, которое продолжалось четыре с половиною часа, была оглашена телеграмма соболезнования Его Святейшества Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I . По решению Болгарской Православной Церкви тело почившего русского иерарха было погребено в крипте храма, в котором он долгие годы с любовью и ревностью служил» [8] .
С 10 ноября 1952 г. Свято-Николаевская церковь — подворье Московского Патриархата… Первоиерархи Русской Православной Церкви неизменно во время всех своих визитов в Болгарию посещали заветный Никольский храм. Патриарх Алексий /Симанский/ был здесь в 1946, 1951, 1957, 1962 гг. Патриарх Пимен — в 1972, 1975, 1977, 1983 гг.
Также бывали в храме, а по возможности совершали богослужения, высокопреосвященные митрополиты и архиепископы, преосвященные епископы Русской Церкви. По разным церковным праздникам иерархи Болгарской Церкви не раз возглавляли богослужения в храме-подворье МП, иногда это бывали и первоиерархи Болгарской Церкви патриархи Кирилл (1901-1971, 1963-1971) и Максим (1914, 1971-по наст. время).
19 мая 1994 г. храм торжественно встречал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Его сопровождали патриарх Болгарский Максим и иерархи БЦ, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), ныне патриарх Московский и всея Руси, и Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии (1992-1996) Александр Алексеевич Авдеев, ныне министр культуры РФ. После молебна и приветствий была отслужена заупокойная лития у гробницы архиепископа Серафима.
Спустя немногим более сорока лет по кончине владыки Серафима игумен Герман /Подмошенский/писал: «Почти неизвестными прошли праведная жизнь и посмертные явления Святителя Болгарской Церкви архиепископа Серафима /Соболева/ для современного вселенского Православия, точно праведник сей подвизался на другой планете. Так, увы, наша современность с молниеносной скоростью прославляет великих злодеев и массовых убийц, а к праведникам вселенского значения относится не только равнодушно, но как бы нехотя и втихомолку отмежевывается от признания существования нового Богоносца. Уже библейское сорокалетие прошло с тех пор, как погас светильник Божьей благодати для освящения нравственно тускнеющего мира сего, нашего времени и поколения. А между тем Богом посылаются эти светильники именно для освещения, как прожектора на главных дорогах, дабы современным христианам не сбиться с пути. Таков был и есть и будет до конца вселенной Святитель Серафим! И слава Богу, что до нас из под коммунистической Болгарии дошёл и просиял луч святорусский и утешил этим наши томящиеся в современном бездушии сердца» [9] .
Владыка Серафим принадлежит к замечательным русским богословам и проповедникам XX столетия. Сей дивный пастырь и выдающийся ревнитель Православия был, по словам архимандрита Пантелеимона /Старицкого/, «...одарен ангельской чистотой и целомудрием. Эта чистота дала ему возможность проникать в глубины духовного ведения и богословия. За свою чистоту владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы ее совестью. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину» [10] . Духовное воздействие владыки Серафима на Болгарскую Церковь и болгарское духовенство, пожалуй, можно сравнить с тем могучим импульсом, который сообщил в Сербии митрополит Антоний /Храповицкий/ всей церковной жизни.
Однако, кажется, в Болгарии оно не было таким решающим, ибо болгарское благочестие как будто более отличается от благочестия русского, нежели сербское. По этой причине ему часто приходилось сталкиваться с непониманием, равнодушием, теплохладностью братьев-славян, но со смирением и кротостью переносил владыка эти скорби. И все же в Болгарии ему удалось основать два монастыря: один, мужской Кокалянский (1924), другой, женский Покровский в Княжеве (1949). С ревностью исполнял он свои архипастырские обязанности: служил в храмах, проповедовал, рассматривал прошения, посещал приходы, ездил на заседания Архиерейского Синода в Сремские Карловцы (Королевство СХС, позже Королевство Югославия), заботился о сирых и убогих, помогал голодающим русским инокам на Афоне, окормлял страждущих, нуждающихся в его советах и помощи. Не забывал владыка Серафим и русские общественные организации: присутствовал на их собраниях, стремясь к утверждению везде истинно православного духа.
Крупным вкладом в отстаивание чистоты Православия явился его фундаментальный труд «Новое учение о Софии Премудрости Божией» (София. 1935), изобличавший софианскую ересь парижского богослова протоиерея Сергия Булгакова, за который архиепископ Серафим был удостоен звания магистра богословия (1937). В 1938 г. владыка составил «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Иоанну, пустынножителю Рыльскому, чудотворцу» (на ц/сл. языке), который был переведён на болгарский язык, полюбился болгарам и читался повсеместно. В 1939 г. в Софии вышла его книга «Русская идеология», она явилась плодом раздумий об исторической судьбе России, о значении Православия и самодержавия для становления русской государственности; а в следующем году в ответ на критику своих взглядов написал труд «Об истинном монархическом миросозерцании»; в 1943 г. он опубликовал сочинение «Искажение православной истины в русской богословской мысли», а в 1944 были впервые изданы некоторые проповеди владыки… Яркими по своей бескомпромиссности были выступления архиепископа Серафима на московском Совещании глав и представителей поместных православных Церквей (1948): против экуменического движения, против введения нового стиля в церковный календарь и об англиканской иерархии. Подчеркнём ещё раз, что одним из самых важных заветов святителя его духовным чадам было ревностное стояние в вере Православной, строгое воздержание от малейшего соприкосновения с экуменической всеересью.
Владыка говорил: «Мои книги — это моя кровь». И действительно, вся жизнь архиепископа Серафима, его богословская деятельность — это стояние за Христа, стояние за веру православную. Такой благодатный путь земной Господь дарует лишь праведникам Своим, такого дара сподобился и владыка Серафим. Апологет и большой русский патриот, владыка Серафим еще при жизни прославился многочисленными чудесами, по смерти же его непрестанно являются новые свидетельства о помощи святителя всем страждущим. Особенно почитают его в Болгарии [11] и Греции, в последние годы почитание ширится в Америке и России, где, по понятным причинам, он менее известен.
А нам, Русской Православной Церкви, остается сделать последний шаг, прославив архиепископа Серафима в лике святых, впрочем, Господь и так знает своих присных…
[1] Русский Свято-Николаевский храм в Софии. София, 1995. С. 11.
[2] 1/14 октября 1920 г. архимандрит Серафим был возведен в сан епископа Лубенского (с 18/31 декабря 1929 г. – епископ Богучарский; хотя это изменение титула было совершено патриархом Тихоном ещё в 1921 г., в документах, практически до конца 1929 г., владыка именовался – епископ Лубенский). Его хиротонию возглавил митрополит Киевский Антоний /Храповицкий/, позже предстоятель Русской Церкви заграницей. 14 ноября 1920 г. епископ Серафим покинул Россию вместе с другими беженцами и оказался в Константинополе; весной 1921 г. переехал в Болгарию.
[3] Кострюков А. А. Архиепископ Серафим /Соболев/. Жизнь, служение, идеология. М., 2011. Настоящий труд стал первым наиболее полным исследованием биографии владыки и его деятельности.
[4] См. Буевский А. С. Русская Православная Церковь и другие Поместные православные Церкви в своих взаимоотношениях в синодальный период//история Русской Церкви. В 9 кн. М., 1994-1999. Кн. 8. Ч. 2. С. 753-755. Еще в 1872 году Константинопольский Патриархат отказался признать учреждение самостоятельной Болгарской Церкви, Экзархат, объявил болгар раскольниками – схизматиками – и отлучил от Церкви. Хотя Русская Православная Церковь не присоединилась к этому определению, однако, не желая осложнять отношений с Константинопольским Патриархом, уклонялась от богослужебного общения с Болгарской Церковью. Впервые после провозглашения Болгарской Экзархии Св. Синод Русской Церкви обратился к предстоятелю Болгарской Церкви с просьбой лично освятить храм при Русской Миссии в Софии, что свидетельствовало о стремлении к восстановлению канонического общения. Болгарский Экзарх Иосиф назвал это событие началом братского единения двух православных церквей. В своих телеграммах, направленных императору Николаю II и Петроградскому митрополиту Владимиру он благодарил Русскую Церковь за протянутую братскую руку. После божественной литургии архимандрит Стефан обратился к собравшимся с проникновенным словом: «...Будем жить в единомыслии и любви в полном братолюбии и единении». Приняв широкое участие в освящении русского посольского храма, болгарская общественность в свою очередь продемонстрировала свою верность духовным узам с православной Россией в дни, когда заполыхали пожарища Первой мировой войны, и было уже очевидно, что в этом конфликте Болгария и Россия окажутся по разные стороны баррикад.
[5] Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора, состоявшегося 8-20 ноября /21 ноября-3 декабря 1921 г./ в Сремских Карловцах в Королевстве С., Х., С. Срем. Карловцы, 1922. С. 7.
[6] Деяния Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей… Белград, 1939. С. 398.
[7] Русский Свято-Николаевсский храм… С. 22.
[8] Русский Свято-Николаевский храм… С. 25.
[9] Святитель Серафим /Соболев/. Жизнеописание и сочинения. St. Herman of Alaska Brotherhood press. Platina , California , 1992. C . 7.
[10] Там же. С. 27.
[11] 25-26 февраля 2002 г. архиепископ Серафим был прославлен в лике местночтимых святых Болгарской Старостильной Православной Церковью (в 1968 г. в БПЦ был введен новоюлианский календарь, новый стиль, из экуменических побуждений; небольшая часть духовенства, в основном духовные чада арх. Серафима, не приняли этой реформы; в 1990 г. старостильники отделились от БПЦ). Из прошения о канонизации архиепископа Серафима (Соболева) игумении Покровского Княжевского монастыря Серафимы (кн. Ливен) епископу Фотию Триадитскому (предстоятелю БСПЦ) от 30. XI /13. XII . 2001 г. : « Жизнь и заветы архиепископа Серафима неотделимы от бытия нашей святой обители. Мы верим что ее создание, укрепление и возрастание в годы атеистического тоталитарного режима были настоящим чудом владыки Серафима. Его молитвенное заступничество особенно ярко проявилось в нашей жизни, когда 33 года тому назад мы не приняли введение нового богослужебного календаря в поместной Болгарской Церкви. Это церковное нововведение было роковым актом, совершенным по официально высказанным экуменическим мотивам, и новым ударом по разорванному еще в 20-ые годы прошлого века литургическому единству поместных православных церквей. А мы все знаем, что один из самых важных заветов архиепископа Серафима его духовным чадам было не иметь ничего общего с экуменической всеересью». Прошение было удовлетворено 25. XII . 2001 г. (Поскольку БСПЦ находится в расколе с БПЦ эта канонизация не признается поместными православными церквами).
Ниже помещена икона Святителя Серафима Архиепископа Богучарского Софийского Чудотворца.
Наталья Масленниковаhttp://voskres.ru/podvizhniki/maslennikova4.htm