Началась подготовка к созыву Земского Собора, последнему в истории России. В порядке его созыва очевиден был возврат к старым принципам Земских Соборов, когда интересы отдельных сословий и, что самое важное, Русской Православной Церкви выражались в первую очередь. Интересы политической борьбы должны были уступить место работе по возрождению Русской Государственности.
23 июля 1922 г. после военного парада, крестного хода и молебна, открылись заседания Собора. Первый акт, принятый 31 июля, имел огромное значение: "Приамурский Земский Собор признает, что права на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых".
Впервые за всю историю Белого движения Дом Романовых был признан "Царствующим". С марта 1917 до июля 1922 гг. вопрос о форме правления в России откладывался до решения Учредительного Собрания. Поэтому все белые правительства и сам Верховный Правитель России адмирал А.В. Колчак стояли на позициях "непредрешения", считая главной задачей борьбу с большевизмом и прекращение междоусобной войны. "В стане белых" нередко возникали конфликты между отдельными политическими лидерами и военными, на почве взаимных подозрений в стремлении к захвату власти. После этого решения идеология Белого движения получала прочную основу, на которой можно было приступить к построению новой политической системы.
Ввиду невозможности прибытия представителей Дома Романовых во Владивосток, следовало избрать Правителя Приамурского края. Он должен был позднее "дать ответ перед Русским Царем и Русской Землей". 8 августа 1922 г. Дитерихс был провозглашен "Главою Приамурского Государственного Образования". В особой Грамоте Правителю говорилось: "…Призывая на Вас Благословение Божие, Русская Земля Дальнего Русского Края в лице Амурского Земского Собора объединяется вокруг Вас, как своего Правителя и Вождя, с пламенным желанием вернуть русскому народу свободу и собрать воедино бредущих розно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя. Да восстановится Святая Русь в ея прежнем величии и славе…".
После оглашения грамоты Дитерихс в окружении тысячной толпы горожан проследовал в Успенский собор, где принял присягу. В этот же день Дитерихс зачитал свой Указ № 1, содержавший положения об основах государственного строительства в Белом Приморье.
Правитель повелевал Приамурское государственное образование именовать Приамурским Земским Краем. Земскому Собору следовало выбрать из своего состава Земскую Думу, которая станет представительной властью в крае, совместно с Приамурским Церковным Собором. Войска Временного приамурского правительства переименовывались в Земскую рать, а генерал Дитерихс становился Воеводой Земской рати. Тем самым подчеркивалась преемственность от Земской рати Минина и Пожарского, противостоявшей, как и в XVII веке, "воровской рати" самозванцев и инородцев. Местное самоуправление предполагалось построить в соответствии с особенностями национальной государственности: "Только религиозные люди могут принять участие в строительстве Приамурского государства. За основание берется церковный приход. Каждый гражданин по вере его должен быть приписан при приходе своего вероисповедания. Церковные приходы объединяются в совет церковных приходов города и земских районов. Соединения церковных приходов должны будут заменить собой то, что теперь называется городским и земским самоуправлением".
10 августа 1922 г. Земский Собор завершил работу. Состоялся парад, после которого ратникам от имени Собора и Правителя была торжественно вручена икона Коломенской Божией Матери, именуемой Державной. Дитерихсу была вручена икона Спаса Нерукотворного. В ознаменование окончания работы Собора учреждалась медаль "Чудо Св. Георгия о змие" на черно-желто-белой ленте "романовских цветов". Заседания Собора завершились торжественным молебном и пением российского гимна "Боже, царя храни".
Знакомясь с документами того времени, вглядываясь в лица участников Земского Собора, воинов Земской рати, невольно ловишь себя на мысли: на что надеялись, во что верили эти люди? Неужели они считали, что один лишь призыв к спасению Православной Веры, к возрождению Династии, к "всенародному ополчению" "как в 1612 году" вернет Россию на тот путь, по которому развивалась страна до Февраля 1917 года? Разве мог противостоять Земский Край, с его четырьмя городами (Владивостоком, Никольск-Уссурийским, Спасском и пограничным Посьетом) и 8 тысячами штыков, громадной Советской России с ее 5-миллионной армией? Ведь уже торжествовал НЭП, а лагерь в Галлиполи покинул последний солдат Русской Армии ген. Врангеля. В Москве и Петрограде царили разношерстые "Остапы Бендеры", делавшие свои "гешефты". Крестьянин, на консерватизм и антибольшевизм которого рассчитывали участники Земского Собора, закапывал свой обрез и добросовестно отвозил на ссыпные пункты продналог. И хотя крышки сундуков в избах по-прежнему украшали портреты Государя, но на полках стояли брошюрки про "Гришку, Сашку и Николашку", или "Сказ про то, как царь и попы обманывали трудовой народ". Становилось очевидным, что Акт возвращения Династии может стать результатом не ностальгических "вздохов", а прежде всего, Акта всенародного Покаяния за то, что произошло в 1917 году. Но, как известно, ничто не дается труднее, чем раскаяние в собственных грехах…
С другой стороны, все западные газеты писали про страшный голод, охвативший Юг России и Поволжье. Во Владивостоке знали о гонениях на Церковь, о борьбе с ересью "обновленчества", о преследованиях Патриарха Тихона (есть сведения, что Патриарх передал свое благословение Земскому Собору и самому Дитерихсу через епископа Нестора Камчатского). Не случайно Святейший был единодушно избран почетным председателем Земского Собора. Доходили известия о продолжающихся восстаниях в Сибири, на Украине, на Кавказе и под Тамбовом. Неплохие перспективы виделись в развитии повстанческого движения в Якутии (по приказу Дитерихса туда была направлена Сибирская добровольческая дружина ген. Пепеляева). Оставалась надежда, что Япония признает Приамурский Край де-факто. И свершится Чудо… Чудо, ради которого стоило жить и бороться.
Белое Приморье 1922 года держалось не на расчете, а на Вере. Воодушевленные этой Верой, шли на бой земские ратники. Животворный огонь Веры, прошел через все годы гражданской войны. В 1922 году это был вызов и "красному террору" и нэповским "гешефтмахерам" - "нуворишам". Это был все тот же акт непримиримого противостояния Добра и Зла…
23 августа 1922 г., в соответствии с указом Дитерихса, штаб Земской Рати, резиденция Правителя и Земская Дума переехали в Никольск-Уссурийский - "ближе к фронту". А 2 сентября 1922 г. Штаб приказал войскам перейти в наступление на Хабаровск. Началось последнее наступление последней белой армии в России. В результате упорных боев белые заняли ст. Шмаковка, но дальше не продвинуться не смогли. Тем временем реформы, провозглашенные Земским Собором, продолжались. К октябрю были созданы Приходские советы во Владивостоке и Никольск-Уссурийском. Работала Земская Дума. Но для дальнейшей борьбы необходима была мобилизация всех сил. Дорог был каждый день, каждый час. Но, увы, призыв Правителя остался без ответа. В начале октября Дитерихс получил заявление от Торгово-Промышленной Палаты Владивостока. В нем констатировалось "практически полное отсутствие средств и безусловная невозможность реализовать недвижимость и незначительные остатки товаров, имеющихся в городе". Вероятно, финансовое положение приморских дельцов было действительно тяжелым. Но как разительно отличалось их заявление от скромного подвига двух владивостокских девушек, пожертвовавших в фонд Правителя свои сережки, кольца и… серебряные щипчики для сахара. Дитерихс был поражен равнодушием владивостокских "бизнесменов". Ведь Земская Рать защищала их от "красного террора"! Но он не стал угрожать (в Приморье смертную казнь заменила высылка в ДВР). В Указе от 11 октября отмечалось: "…в отношении тех граждан, кои выказали себя неспособными к добровольной жертвенности жизнью и достоянием во имя идеи, возглавленной Земским Собором, не прибегать к насильственным и репрессивным мерам.
Им Судья - Бог".
Подобный результат, зная "нравы" белого тыла на протяжении всей гражданской войны, в принципе можно было предвидеть. Тыл безмолвствовал, а на фронт уходили студенты и кадеты. С молитвой на устах погибала молодость России, ее будущее. Пополнения добровольцев не спасали фронта и обреченность Приморья, невозможность ожидаемого Чуда с каждым днем становились все очевидней.
С 3 октября возобновились бои на линии Уссурийской железной дороги. Поволжская группа ген. Молчанова столкнулась с частями Народно-Революционной армии ДВР. Во встречных боях каппелевцы и ижевцы ген. Молчанова не смогли сдержать превосходящих сил красных. 8 октября начались бои за Спасск. В советской историографии принято оценивать штурм Спасска как проведенный по всем правилам военного искусства, с ожесточенными боями за каждый из фортов. На самом деле после того, как в течение двух дней по укреплениям было выпущено 8 тысяч снарядов, руководивший обороной ген. Молчанов получил приказ об оставлении города. Форты занимались красными уже после того, как их оставляли белые. "Штурмовые ночи Спасска" (ночь была всего одна с 8 на 9 октября) вряд ли таковыми были.
13-14 октября 1922 г. произошло генеральное сражение. Общее командование красными осуществлял легендарный В.К. Блюхер, два года назад штурмовавший "неприступный Перекоп". 13 октября прошло успешно для белых. Однако после подхода основных сил НРА, натиск на фронт Земской Рати заметно усилился и стало ясно: генеральное сражение за Белое Приморье проиграно. Понимая, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, 14 октября 1922 г. Дитерихс отдал приказ об отступлении. Войскам следовало оторваться от противника и отступать к Владивостоку и Посьету. Теперь Дитерихсу оставалось одно - правильно и своевременно организовать эвакуацию армии и беженцев.
Эта задача была решена весьма успешно. Генерал лично контролировал посадку войск и беженцев на суда Сибирской флотилии адмирала Г.К. Старка, а позднее - переход границы сухопутными войсками. 26 октября 1922 г. Владивосток - последний оплот русской государственности - был оставлен белыми войсками.
17 октября Дитерихс издал последний Указ (№ 68), ставший финалом Белого движения в России: "Силы Земской Приамурской Рати сломлены. Двенадцать тяжелых дней борьбы одними кадрами бессмертных героев Сибири и Ледяного похода, без пополнения, без патронов, решили участь земского Приамурского Края. Скоро его уже не станет. Он как тело умрет. Но только - как тело. В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его русской, исторической, нравственно-религиозной идеологии - он никогда не умрет в будущей истории возрождения великой святой Руси. Семя брошено. Оно упало сейчас еще на мало подготовленную почву; но грядущая буря ужасов коммунистической власти разнесет это семя по широкой ниве земли Русской и при помощи безграничной милости Божией принесет свои плодотворные результаты. Я горячо верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа, Россию Помазанника Божия, но что теперь мы были недостойны еще этой великой милости Всевышнего Творца".
Правитель Приамурского Края присоединился к войскам в Посьете. Здесь же корабли Сибирской флотилии, высадив на берег часть военных, отправились далее, в корейский порт Гензан, а затем в Шанхай и на Филиппины. Дитерихс договорился с администрацией китайского города Хунчуна о том, что войска переходят на положение беженцев. Рано утром 2 ноября 1922 г. (ровно через пять лет после начала Белого движения в России!) Михаил Константинович Дитерихс вместе со штабом Рати первыми перешли границу (всего Дальний Восток оставило около 20 тысяч человек).
Последняя страница гражданской войны закончилась…
После размещения части беженцев в приграничных поселках Дитерихс во главе "беженских групп" Земской Рати совершил долгий, тяжелый переход к Мукдену. Летом 1923 г., с женой и дочерью переехал в Шанхай. Начался зарубежный период его жизни.
Наибольшую известность получила деятельность Дитерихса на посту Председателя Дальневосточного Отдела Русского Общевоинского Союза (РОВС). Не отрицая необходимости борьбы под монархическими лозунгами, он заявлял, что в Зарубежье все "ищут объединения не вокруг однородных монархических принципов, а опять-таки вокруг личностей, деятелей", "…возрождение в России монархизма является для них только в формально-аксессуарном восстановлении трона, возведении на него того или другого из Романовичей". Дитерихс же видел возможность возрождения монархии не в династических спорах, не в поисках "чудом спасшихся" Царевичей и Царевен, а в построении государственной власти на принципах "идеологии исторического национально-религиозного самодержавного монархизма", которая, в свою очередь, должна основываться только на "Учении Христа". "…Ничто не удержится в русском народе, что не со Христом и не от Христа. Рано или поздно, если только Господу угодно простить временное отклонение русского народа от Христа, он вернется прочно только к началам своей исторической, национально-религиозной идеологии, идущей от Христа и со Христом…".
Дитерихс не признал Манифест великого князя Кирилла Владимировича. А когда с 1928 г. великий князь начал делать заявления в духе младороссов, считая возможным сохранить советскую власть в СССР и ждать внутреннюю эволюцию сталинского режима (за патриотизм, против интернационализма), Дитерихс осудил подобные декларации. Лозунг "Царь и Советы" вызывал у Дитерихса резкое отчуждение.
Перспективы Дома Романовых генерал видел в молодых представителях. Он вел переписку с великим князем Никитой Александровичем, внуком Императора Александра III. При этом Дитерихс считал, что встать во главе Белой борьбы представитель Династии может только после создания единого антисоветского фронта. В начале 1930-х годов, когда сила коммунизма многим в Зарубежье представлялась огромной, призывы Дитерихса к возрождению монархии могли показаться еще большим анахронизмом чем в 1922 году. Но генерал продолжал верить в спасение России через возврат к национальной государственности.
В Шанхае Дитерихс работал в должности главного кассира Франко-Китайского банка, оказывал поддержку "Обществу распространения русской национальной и патриотической литературы". На его пожертвования издан труд проф. С.С. Ольденбурга "История Царствования Императора Николая II". Попечениями Дитерихсов была устроена прекрасная домовая церковь.
Но главным делом оставалась борьба. Под его руководством в составе Дальневосточного отдела РОВСа готовились боевые группы. К сожалению, данных об этой стороне деятельности Дитерихса крайне мало. РОВС поддерживал тесные контакты с Братством Русской Правды (БРП) - боевой организацией, ориентированной на подготовку повстанческого движения в СССР. 20 марта 1931 г. Михаил Константинович был избран Почетным Братом БРП. В течение 1931-1932 гг. вышел 31 номер редактируемого Дитерихсом журнала "Голос России". Орган Дальневосточного отдела РОВСа предоставлял свои страницы для материалов БРП, а также Национально-Трудового Союза Нового Поколения (НТСНП).
В последние годы жизни Дитерихс, из-за усиливающейся болезни легких, не мог уже руководить Союзом так, как того требовала обстановка. 8 октября 1937 года, в день преставления прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в возрасте шестидесяти трех лет Михаил Константинович Дитерихс скончался. На его могиле установили каменный крест в старорусском стиле с лампадкой. Бурные события ХХ века не пощадили могилы генерала. В разгар "культурной революции" кладбище было уничтожено, и на его месте построены жилые дома.
Но идеи, служению которым Дитерихс посвятил свою жизнь, продолжают волновать наших соотечественников. И сейчас, когда идут споры о том, какой должна быть "русская национальная идея", возможно ли возрождение монархии, не лишним будет помнить о тех решениях, которые принял последний российский Земский Собор 1922 года.
"Ты будешь везде и всюду поборником справедливости и добра против несправедливости и зла" - этот завет мальтийских рыцарей стал для Дитерихса путеводной звездой жизни…
"Ты будешь верен всему тому, чему учит Церковь, ты будешь охранять ее; Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником; Ты будешь любить страну, в которой родился; Ты не отступишь перед врагом; Ты будешь вести с неверными беспощадную войну; Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову; Ты будешь щедр и всем благотворить; Ты будешь везде и повсюду поборником справедливости и добра против несправедливости и зла".
http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/22004/gd.htm