Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106549
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 17 Февраля 2012, 19:53:52 » |
|
(Продолжение)
* * * Уважаемый Николай Иванович! Судьба нашего народа и государства в руках Господа Бога и нынешних руководителей. В Священном Писании сказано, что невозможно служить Богу и мамоне так же, как нельзя служить двум господам сразу. Как Вы считаете, от Бога ли нынешняя власть российская (у Путина есть духовник и т.п.) и какую ныне истинную позицию в борьбе между Добром и Злом в России должна занимать православная Церковь, служащая Богу и любящая свою паству, свой народ? Благодарю за ответ. Евгений Голоднов, краевед, журналист.
* * * Уважаемый Евгений!
Я не уверен, что знаю ответы на подобного рода вопросы.
Видимо, всякая власть от Бога, но не всякая власть - Богу угодна. В том смысле, что Богу угодную власть, как и победу, надо себе еще добыть. И не только молитвами, а и всей своей жизнью, ответственной перед Богом и перед добрыми людьми.
Нынешняя власть именно нашему православному нравственному чувству и, значит, Богу противостоит. Потому что узаконивает воровство, жестокосердие, моральное разложение и прочую мерзость.
То есть, власть наша, захаживающая в храмы, на самом деле куда более богоборческая, чем та, что была атеистической.
Вот и Церковь должна относиться к ней соответственно. Не думаю, что если на наших глазах нашего ближнего кто-то станет грабить, то надо ограничиться одними молитвами о вразумлении всех грабителей.
Кстати, преодоление смуты начала 17 века и изгнание самозванцев стало возможным прежде всего потому, что патриарх Гермоген не устрашился оказаться в яме.
Да и нынешнее возрождение религиозности в мусульманском мире началось с того, что нашествие "либеральных ценностей" мусульмане восприняли как агрессию со стороны самого дьявола. И глядя на гей-парады в некогда великой Европе, теперь они убеждаются, что религиозное чувство их не обмануло.
* * * Уважамый Николай Иванович, в 70-х противостояние национальных сил и т.н. «космополитов» в писательской среде обострилось, что привело к идеологической специализации изданий и издательств. Какова ситуация, на Ваш взгляд, сейчас? Каких издателей и авторов Вы считаете национальными и порекомендовали бы вниманию читателей? И каких – нет? С пожеланиями творческих удач Селезнев Сергей Викторович.
* * * Уважаемый Сергей Викторович!
Противостояние "космополитов" и национальных сил "обострилось" гораздо раньше. А после 1917 года именно антинациональные силы стали у нас уже государственной властью.
Нельзя не обратить внимания на то, что тогдашние аналоги Ксении Собчак ходили в красных косынка и вместо "Дома-2" в обнаженном виде проводили, например, шествия под лозунгом "Долой стыд!".
Или, если тогда Джек Алтаузен мог написать вот такие стихи: Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал? Довольно нам двух лавочников славить, Их за прилавками Октябрь застал, Случайно им мы не свернули шею Я знаю, это было бы под стать. Подумаешь, они спасли Россию! А может, лучше было не спасать? - то нынешний аналог Алтаузена, Эдуард Багиров, тоже считающий себя писателем, в «Новой газете» от 10 февраля 2012 года пишет так: «Россия всю жизнь являлась в моем подсознании разнузданно пьяной, горластой и плохо вымытой тупорылой бабой…». Или - он же о Санкт-Петербурге: «Ненавижу этот быдлогород всеми фибрами души... Сжег бы собственными руками. Заживо. Или еще одну блокаду бы устроил, чтоб снова вместо хлеба жрали казеиновый клей и известку со стен обгладывали. Животные. Животные. Деревенщина...»
Лишь через 19 лет, в 1936 году, когда поэт Демьян Бедный написал русофобское либретто комической оперы о крещении Руси, сначала Молотов, затем и Сталин все-таки возмутились. В результате Демьян Бедный был выселен из Кремля, где, как "самый прогрессивный писатель", привык квартироваться. Но - случилось это, видимо, прежде всего потому, что в Германии Гитлер уже пришел к власти, а американские банкиры уже стали инвестировать фашистский военно-промышленный комплекс. Так что "вождям мирового пролетариата" в целях даже собственной безопасности ставку делать пришлось на патриотизм.
Новый антинациональный крен начался уже при Хрущеве. Например, во время его "оттепели" было разрушено церквей гораздо больше больше, чем до войны. Соответственно, в культуре и литературе стала господствовать так называемая "эстрадная поэзия". И если сейчас на телевидении принято рассказывать о гонениях Хрущева на Вознесенского и прочих "эстрадников", то при этом принято и умалчивать, что на самом деле эти якобы борцы с советской властью в юном возрасте получили квартиры в сталинских высотках и дачи в Переделкино, в то время как, например, национальный поэт Рубцов долго вообще не имел своего угла.
Да и при Брежневе глава КГБ Андропов национальных писателей (он называл их "русистами") боялся куда больше, чем диссидентов.
Кульминационным же моментом этой государственной русофобии стал донос А.Н. Яковлева в "Литгазете" на писателей-почвенников. Но Брежнев побоялся идти на обострение и Яковлева из ЦК услал послом в Канаду.
Андропов же, придя к власти, успел расправиться лишь с журналом "Волга", напечатавшим знаменитую статью Михаила Лобанова "Освобождение".
Поскольку сегодня тот же Эдуард Багиров, мечтающий устроить питерцам "еще одну блокаду", вместо повестки в суд за разжигание межнациональной розни и за надругательство над памятью о жертвах Великой Отечественной войны получил право быть доверенным лицом будущего президента В. Путина, то, надо понимать, что наш Кремль по отношению к русским будет оставаться коричневым еще очень и очень долго.
С другой стороны, вполне возможно, что "оранжевые" после выборов попытаются устроить Путину такую же заваруху, как в Египте или в Ливии. И, призадумавшись о судьбах абсолютно проамериканского Мубарака и более вольного Каддафи, Путин, может быть, на нынешних Демьянов Бедных, как и Молотов со Сталиным, вдруг "рассердится".
Что касается современных национальных писателей, то вы можете заглянуть на нашем сайте на страницу "Современная русская литература. Избранное". Мы еще далеко не достроили эту страницу, но многих вы там уже найдете.
Из новых и уже сложившихся прозаиков - я бы обратил особое внимание на Василия Дворцова.
А тех, кого я бы "не порекомендовал", вы найдете в списках, составляемых госчиновниками для встреч с властью или для отсвечивания "русской литературы" за рубежом.
* * * Уважаемый Николай Иванович, не постесняюсь назвать Вас одним из лучших современных прозаиков. Одним из лучших мастеров не документальной, не исторической, а именно художественной прозы в ее классической традиции. Той прозы, которая облагораживает душу, просветляет сердце, развивает художественный вкус, учит чувствовать и жить. Особенности Вашего творчества я рассматривала в двух своих больших статьях посвященных повестям «Прохожий» и «Ушедшие». Только что опубликованный на сайте Ваш небольшой рассказ еще раз подтвердил мое убеждение, что Ваше творчество непреходяще – рассказ написан достаточно давно, но значим и сегодня. (Кстати, интересно было бы на Вашем сайте проследить эту временн у ю зависимость творчества писателя, послушать, как звучат сегодня произведения, написанные 10-20 лет назад). С Вашими героями даже в трагические времена радостно жить и любить Россию. Вы открываете читателю красоты русского бытия. Ваши произведения заставляют вспомнить, что есть понятия милосердия, сострадания, чести и верности. В Вашем художественном мире много солнца и любви даже в пасмурные, несправедливые дни и времена. Следя на сайте за Вашими горячими публицистическими политизированными выступлениями, которые захватывающе интересны, но сиюминутны, имеют не столько художественное, сколько информационное и в смысле дискуссии провокационное значение, но теряют свою актуальность уже в течение месяца, я задумываюсь – надо ли писателю разменивать свой дар на страстные, бесплодные споры? В ущерб глубинам всеобъемлющих смыслов достойно ли биться в плоскости одного дня? Или же эта полемика подпитывает Ваше творчество, дает Вам новые углы зрения, обогащает общением, поддерживает совпадением мнений? Как Вы считаете, страстный разум писателя и умное, глубокое его сердце могут творчески взаимодействовать или они противоборствуют? Валентина Ефимовская, Санкт-Петербург
* * * Дорогая Валентина Валентиновна!
Спасибо за добрые слова!
Что касается того, что надо бы хоть остатки лет посвятить прозе, то об этом твердит мне и моя жена.
Но - не могу я, Валя, как Архимед, чертить на песке что-то более важное, чем мои родные и уже, к сожалению, горящие Сиракузы.
Ты же сама впряглась в журнал "Родная Ладога"; ты сама по принципу, если не я, то кто, уже написала большую серию более чем объемных статей о своих лучших питерских поэтах.
Что касается того, " надо ли писателю разменивать свой дар на страстные, бесплодные споры?" - то, пять-таки, ты сама ответила однажды на этот вопрос своим стихотворением "Сальери": " Рассудка откровенья хороши//До тех лишь пор, пока он к точной мере//Талантливости творческой души//Не подступает с “алгеброй” Сальери,//Который был судьбой не обойден//И все ж хотел, гордынею влекомый,//Постигнуть вдохновения закон.//Но не стяжал он формулы искомой.//И потому сказал, что правды нет,//Когда пытался зрением поверить//Земного бытия незримый свет,//Лишь Господу доступный в полной мере ". Знаешь, страстность - это и есть ощущение правды. Мне скучно читать писателей, к правде равнодушных, заменяющих живую гармонию мертвой алгеброй.
И это не полемика " подпитывает" творчество, а сама жизнь, в которую мы бросаемся, не раздумывая, от которой невозможно спрятаться. " Страстный разум писателя и умное, глубокое его сердце" не могут ни "противоборствовать", ни каким-то способом "творчески взаимодействовать" между собой. Чтобы написались на бумаге вот эти твои же строки, - " От мамы знала, помнящей войну, -//Нам никогда не подпоет Европа… И лишь тому царю на верность присягну,//Кто возвратит России Севастополь", - надо чтобы и ум, и сердце срослись в тебе в единый горячий и живой комочек. Тогда и читатель правду твою не только умом поймет, а и сердцем примет.
* * * Уважаемый Николай Иванович! Созданные Вами произведения свидетельствуют о Вашем потенциале как о возможностях большого, подлинного художника слова. Между тем Вы активно работаете как публицист. Безусловно, Ваше пламенное злободневное слово вдохновляет людей, помогает им ориентироваться в происходящих событиях. Однако не кажется ли Вам верным утверждение, что публицистика иссушает мозг художника? Если бы пришлось выбирать между художественным творчеством и публицистикой, что бы Вы выбрали? И еще один вопрос. Как Вы оцениваете состояние современной русской прозы и как относитесь к творчеству прозаиков нашего поколения Веры Галктионовой, Александра Сегеня и Михаила Тарковского? С уважением к Вам Светлана Сырнева, г.Киров
* * * Уважаемая Светлана Анатольевна!
Утверждение, что публицистика иссушает мой мозг, мне могло бы показаться верным только в одном случае: если б я писал публицистику по заказу, если бы это была рутинная работа.
Например, после школы я был приглашен в местную районную газету. И большие очерки о вызвавших у меня сочувствие доярках или ткачихах я писал за один присест, особо не задумываясь. А вот коротенькие информушки о том, как некие труженики в очередной раз перевыполнили план, хоть и складывались из готовых штампов, но - мой ум действительно иссушали. Но точно так же нас иссушает любая тупая работа. Например, за всю свою жизнь я, может быть, раза три пропылесосил дома ковер. Но уверен, что ущерб своему мозгу нанес невосполнимый. А вот если жена поручает мне работу, требующую сообразительности, я не только не иссушаюсь, а, как и всякий нормальный человек, становлюсь гораздо "сочнее".
Опять же, мне не приходится выбирать между публицистикой и прозой. Времени на прозу, требующую регулярной, не урывками, работы, чаще всего у меня нет.
И то, что в современной нашей литературе проза стала в количестве ярких имен заметно уступать поэзии, объяснение имеет самое простое: отдаться трудоемкой и непродажной прозе, значит, остаться без средств к существованию.
Что касается Галактионовой и Тарковского, то, по моему давно устоявшемуся мнению, это вполне крепкие прозаики. Но по-настоящему я позавидовал рассказам Сегеня и тем его произведениям, которые, как "Русский ураган", кажутся мне самородными.
* * * Дорогой Николай Иванович! Всегда рад встрече с Вами, поскольку сочетание ума, таланта и порядочности встречаешь не на каждом шагу. Ваши аналитические заметки в газете постоянно дают пищу для размышлений и, судя по степени реакции читателей, востребованы. И спасибо Вам за них. Но вот новые художественные произведения, писать которые Вам тоже Бог дал, появляются редко. Можно ли надеяться на то, что Ваши поклонники увидят и что-нибудь из такого, чем покорили Вы нас ещё с 80-х?... Во всяком случае, пожелаю это всем нам - Вашим читателям. Григорий Блехман
* * * Дорогой Григорий!
Спасибо за теплые слова и за ожидание.
Вот и вы противопоставляете мою публицистику моей прозе, а добавить к тому, что я сказал, отвечая на другие вопросы, мне нечего.
Поверьте, сайт у меня отнимает гораздо больше времени, чем публицистика. И, лучше уж, предложите мне сайт закрыть, а новую вещицу написать.
Но, полагаю, к весне у меня все-таки отлежится новая и для меня несколько непривычная повесть "Пасха в Лищиновке", где героями являются уже не "лузеры", а действующий и бывший губернаторы.
* * * Дорогой Николай Иванович! Пишете ли что-нибудь сейчас, есть ли вдохновенные часы, когда забывается все вокруг, кроме того, над чем работаете? Желаю Вам, чтобы таких духоподъемных дней было у Вас побольше. А также хочу призвать всех, кому близок сайт «Российский писатель», присоединиться к призыву Игоря Тюленева. Давайте не будем гадать, надолго ли хватит Николаю Ивановичу терпения, чтобы одному, без нашей помощи тащить на себе наш общий сайт. Любовь Берзина, Москва
* * * Люба, на твой вопрос я уже ответил выше. Да, вдохновение меня посещает, но чаще всего в обнимку с необходимостью отвлекаться на что-то иное.
Конечно же, Игорь Тюленев прав в том, что наш сайт должен быть не только моей, а нашей общей заботой.
* * * Уважаемый Николай Иванович, Союз писателей России переживает сейчас не лучшие времена. Но были времена ещё хуже. Литературное пространство было разорвано и рядовые писатели из регионов не знали, какие книги выходят в Москве. А столица не знала, что появилось в провинции. Сейчас благодаря Вашему сайту ситуация частично исправлена. Почему частично? Потому что на Вашем сайте представлены не все писательские организации. Союз писателей России конечно представлен в Интернет-пространстве, это и Ваш сайт, и сайт «Русское воскресение». Но ведь не хозяева они там, а вроде приживал. Нет ли у руководства Союза писателей России намерения сделать наконец свой сайт, и рекомендовать писательским Союзам на местах открыть свои сайты. И, когда это будет сделано по всей России, объединить общее литературное пространство? Тем боле, что опыт уже есть. Я имею в виду сайт «Российский писатель». Если это сделать невозможно, то что мешает? С уважением, Юрий Калашников. г. Пермь.
* * * Уважаемый Юрий!
Проблема только в средствах.
Требуется огромная работа, чтобы сайт "Российский писатель" стал в какой-то степени полным путеводителем по литературной карте России. Чтобы в бесконечных Интернет-пространствах читателю можно было найти ту дверку, сквозь которую легко попасть на сайты всех региональных писательских организаций, всех региональных писательских изданий, а так же на все личные писательские сайты.
Если у какой-то региональной писательской организации или у какого-то издания сегодня нет своего интренет-ресурса, то завтра - будет. И мы, конечно, должны не отставать от входящих в наш обиход коммуникационных технологий.
Но пока у Союза писателей нет денег даже на зарплату сотрудникам, поскольку, роль цензора, запрещающего уже весь Союз писателей России, взяло на себя Росимущество. Мы вроде бы дом свой сохранили. Но - без права сдавать часть помещений в субаренду.
Такова проза жизни.
(Окончание следует)
|