(Окончание)Муж министра экономразвития – Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета «Высшая школа экономики» (ГУ ВШЭ). Доход за 2008 г. составил более 11 млн руб., за 2009 г. – 15 млн 325 тыс. 316 рублей, за 2010 г. – более 17 млн руб. Источники дохода Кузьминов не раскрывает. Владеет автомобилем «Infiniti M35».
ВШЭ работает над рядом научно-исследовательских работ (НИР) для Минэкономразвития, в том числе для Правительства, часть которых проходит через бюджет Минэкономразвития. Так, в 2010 г. ВШЭ выиграла 16 из 58 конкурсов, проводившихся Минэкономразвития, на общую сумму более 197 млн руб., что составляет примерно 33% от всей суммы, затраченной министерством на закупки.
Ведомство в «Трансе»За что следует отправить в отставку министра транспорта РФ Игоря ЛевитинаМинистр транспорта и связи РФ Игорь ЛевитинДо назначения министром транспорта и связи РФ Левитин официально занимался частным бизнесом. В 1996–2004 гг. – начальник железнодорожного отдела и заместитель генерального директора компании «Северстальтранс» («Н-Транс»). Работая в этой структуре, способствовал приобретению пакетов акций Таганрогского и Туапсинского морских торговых портов.
Вместе с дочерью Юлией Игоревной Левитиной учредил ООО «Стальтехинвест» (дата регистрации предприятия – 2000 г.). После перехода отца на государственную службу Юлия Левитина фигурировала в числе собственников под фамилией мужа как Юлия Зверева.
Согласно СПАРК-Интерфакс, семья Игоря Левитина через ООО «Стальтехинвест» вместе с ООО «Промсбытинвест» и бизнесменом Резчиковым владела специализирующимся на дорожном строительстве и производстве деталей транспортных средств ЗАО «Дормашинвест». За время государственной службы Игоря Левитина годовая выручка ЗАО «Дормашинвест», согласно СПАРК-Интерфакс, превысила 1 млрд руб. – не считая финансовых показателей аффилированных компаний, измеряемых цифрами аналогичного порядка.
Структура собственности ООО «Н-Транс» скрыта – владельцем компании является зарегистрированный на Кипре офшор «Транспортейшн Инвестмент Холдинг Лтд». В связи с этим пока невозможно документально доказать публиковавшуюся прессой версию о том, что акционером группы «Н-транс», где работал коммерсант Игорь Левитин, остаётся министр транспорта. Конечных собственников юридически возможно выявить только по полицейскому запросу.
Из официальных заявлений «Н-Транс» известно, что определяющим её деятельность лицам частично принадлежит (с 2010 г. – совместно с партнёром Владимира Путина по занятиям дзюдо Аркадием Ротенбергом) другая кипрская компания «Марк О’Поло инвестментс Лтд». Данный офшор, согласно СПАРК-Интерфакс, владеет основным пакетом акций ОАО «Мостотрест». Последнему принадлежит свыше 50% доли в ООО «Корпорация Инжтрансстрой» и свыше 50% акций ОАО «Трансстроймеханизация». Младшие партнёры владельца «Н-Транса» в этих двух предприятиях – члены семьи Ефима Басина, считающегося ближайшим доверенным лицом Игоря Левитина на протяжении последних десятков лет.
Общий бенефициар, которому через данную офшорную систему принадлежат доли в компаниях «Н-Транс», «Мостотрест», «Инжтрансстрой» и «Трансстроймеханизация», оперирует значительными финансовыми средствами. Последние три организации получили из российского бюджета денежную сумму, сопоставимую с капиталами бизнесменов топ-рейтинга журнала «Forbes».
Согласно СПАРК-Интерфакс, только по особо крупным транспортным контрактам 2005-10 гг. ОАО «Мостотрест» должны быть перечислены государством около 80 млрд руб. – более $2,5 млрд. Эта сумма распределена по статьям финансирования олимпийских объектов в районе Сочи-Адлера, автострад «Дон» и М-27 «Джубга-Сочи», петербургской кольцевой автомобильной дороги (КАД), федеральных трасс М-6 «Каспий», М-7 «Волга», М-9 «Балтия», М-10 «Россия».
По неполным данным, общий объём контрактов, заключённых структурами министерства транспорта с «Инжтрансстроем», приближается к $3,5 млрд. Кроме портового проекта в Усть-Луге, корпорация участвует в строительстве порта в Сочи, производит основную часть работ на дорогах, путепроводах и мостах федерального значения, включая трассы, ведущие к сочинскому олимпийскому центру. В списке контрактов – КАД Санкт-Петербурга, автодорога «Амур», трассы М-1 «Белорусь», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-9 «Балтия», М-10 «Россия», аэропорты в Нижнем Новгороде, Уфе, Адлере, московский авиационный узел, оснащение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).
Около $500 млн из бюджета выделено ОАО «Трансстроймеханизация». Компания занималась реконструкцией аэродрома и действующего аэровокзального комплекса аэропорта «Сочи-Адлер», аэропорта в Уфе и трассы М-5 «Урал». В числе заказчиков – Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), ФГУ «Автомагистраль» и другие подведомственные Минтрансу федеральные органы.
Собственникам холдинга «Н-Транс» также принадлежит 50% ООО «Северо-Западная концессионная компания», осуществляющего прокладку через Химкинский лес трассы Москва – Санкт-Петербург. Ранее в качестве инвестора должен был выступать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), впоследствии финансирование было поручено консорциуму Внешэкономбанка (ВЭБ) и Сбербанка – обе российские структуры принадлежат государству. Отказ ЕБРР от участия в проекте был вызван рядом факторов, включая длительные общественные протесты, коррупционно-политический скандал и критику со стороны экологических организаций.
Согласно докладу международной мониторинговой организации «Transparency International», за строительством данной автострады и вырубкой Химкинского леса мог скрываться личный интерес министра транспорта Игоря Левитина. Соглашение с ООО «Северо-Западная концессионная компания» подписано подчиненным Минтрансу Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Оправданием проекта стал транспортный коллапс, произошедший на Ленинградском шоссе в июне 2006г. По результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, причиной кризиса были названы нарушения в работе Московского правительства и Росавтодора.
По мнению лидеров экологических протестов в Химках, «коллапс был срежиссирован специально и скорее всего именно в недрах Минтранса – как главного заинтересованного в получении европейских денег на строительство дороги».
В ходе вырубки Химкинского леса были задействованы наёмные охранники, избивавшие протестующих местных жителей. Жертвами нападений стали главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, журналист газеты «Гражданское согласие» Виталий Кузьмин, эколог Константин Фетисов и другие противники проекта, лоббируемого, как полагают, Игорем Левитиным.
Господин бенефициарЗа что следует отправить в отставку министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия ТрутневаМинистр природных ресурсов РФ Юрий ТрутневС 1990 года Юрий Трутнев был генеральный директор предприятия «ЭКС Лимитед», которое занималось поставкой продуктов в Пермь из-за рубежа (в частности, шоколадок «Нестле»). В 1996 г. на базе «ЭКС Лимитед» была создана фирма «Э.К.С. Интернешнл», объединившее предприятия группы «Э.К.С.», президентом которой стал Юрий Трутнев.
Согласно данным ЕГРЮЛ на сентябрь 2010 года, «Э.К.С. Интернешнл» владеют Светлана Геннадьевна Кузьмич, Олег Анатольевич Чиркунов (губернатор Пермского края), а также швейцарская фирма «Норпексаль Холдинг СА» (76,42%). «Э.К.С. Интернешнл» является учредителем более 50 пермских компаний (в основном занимающихся торговой деятельностью).
В 2004 г., согласно официальной декларации о доходах, среднемесячный доход Трутнева составил $317 198. «Ведомости», опубликовавшие эти данные, со ссылкой на представителя Минприроды указывали, что министр ежегодно получает деньги за акции группы компаний «Э.К.С.». Он якобы продал их в рассрочку после того, как стал госслужащим.
Тем не менее в 2004 г. Трутнев (именно в этом году он был назначен министром) получил за бумаги «Экса» $3,5 млн, что составило 92 процента от его годового дохода. В 2005г. министр получил наибольший доход среди других членов правительства, заработав за год 211 млн 403 тыс. 810 руб. В 2006 г. личное содержание снизилось на треть – до 133 млн 605 тыс. руб. В 2008 г. Трутнев получил почти 370, в 2009 – 155 млн руб, в 2010 - 114 млн руб.
По данным на 2010 г. глава Минприроды владеет внушительным парком движущихся средств: автомобилями «Porsche Cayenne Turbo», «Maserati», «Gran Turismo S», aвтоприцепом T«IKI-Treiler-X 300L», квадроциклом «ATV Polaris» и снегоходом «Bombardier».
В декабре 2008 г. министр природных ресурсов Юрий Трутнев вступился за компанию «Уралкалий», принадлежавшую его давнишнему другу Дмитрию Рыболовлеву. Компанию могли признать виновной в аварии на одной из её шахт в Березниках в 2006 г. Авария повлекла за собой обвал грунта. В конце того же года специальная комиссия Ростехнадзора решила, что техногенная авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия».
Однако в октябре 2008 г. на совещании у заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина было принято решение о создании новой комиссии и возобновлении расследования. В 2009 г. правительство определило окончательную сумму, которую «Уралкалию» придётся выплатить в качестве компенсации за аварию в Березниках. Всего компания должна перечислить 7,8 млрд руб., из них 5 млрд «Уралкалий» передаст на строительство обходного железнодорожного пути вокруг всех участков Верхнекамского калийного месторождения – общей длиной 53 км.
Между тем уральское агентство «URA.Ru» опубликовала сенсационное расследование. Журналисты выдвинули доказательныую версию, что Юрий Трутнев может являться бенефициаром, то есть совладельцем «Уралкалия». В связи с этим многие слова и движения министра предстают несколько в ином свете… Прочитав об этом, Юрий Трутнев составил обращение в Генпрокуратуру и потребовал возбудить в отношении заказчиков публикации уголовное дело по статьям 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»), 306 УК РФ («Заведомо ложный донос») и 129 УК РФ («Клевета»). Последствия этого обращения в Генпрокуратуру нам не известны.
Офшорное правительство РоссииНаивно было бы полагать, что после отставки министров с такими «чистыми руками» на смену им придут честные и неподкупные. В России испокон веков кормились с огорода те, кому положено было его охранять.
И потом, потенциальные уголовные дела на любого министра о «нецелевым образом использованных» миллиардах – это элемент управления системой. Как дамокловы мечи висят они над головами руководителей высшего звена страны, и в случае неповиновения или особой социальной напряжённости всегда можно ту или иную папочку достать из-под сукна, сдуть с неё пыль и реализовать. Люди с чистыми биографиями при таком раскладе дел просто не нужны.
Впрочем, при Ельцине было так же: чиновник без скелета в шкафу – неуправляемый чиновник. Только вот масштабы чёрных дыр, куда проваливались бюджетные миллиарды, были вроде не так значительны. Друзей у Бориса Ельцина было меньше, а семья попроще. А, может, просто бюджет тогда не лопался от лёгких нефтедолларов, которыми сейчас набиты под завязку многие офшоры по всему миру. В нищете у нас умирают народные артисты, гениальные художники, великие учёные… министры – никогда. Особый сорт людей? Сегодня под мудрым руководством Самого Главного Россией управляют несколько семей. Отцы на государственной службе, а дети возглавляют крупнейшие корпорации. Так и будем жить, дивясь всё новым и новым коррупционным схемам тех, у кого есть право первой финансовой подписи распоряжаться всеми государственными, нашими с вами деньгами? Или все же, может, что-то в консерватории подправить…
http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/3069