«Есть такая профессия...»Памяти майора Сергея Солнечникова«Есть такая профессия – Родину защищать». Все мы помним эти замечательные слова из фильма «Офицеры». Действительно, кто-то гордился богатством, кто-то знатностью рода. Но русские офицеры гордились тем, что защищают Отечество. В службе Отечеству – была Честь. И Россия гордилась своими героями.
В свое время генерал Жомини написал: «Горе тому государству, где алчные герои кошелька ценятся более, чем мундир храброго, который жертвует своей жизнью, здоровьем, имуществом в защиту Отечества».
В начале ХХ века, во время Русско-японской войны, приезжая в Москву или Петербург из Маньчжурии, боевые русские офицеры с удивлением встречали открытую неприязнь «прогрессивного общества». Российские либералы в те годы сумели создать в обществе враждебное отношение к Русской Армии и прежде всего к офицерскому корпусу. «Передовое общество», мечтая о «небе в алмазах», с презрением относилось к офицерам - «солдафонам», ограниченным «скалозубам», верным слугам «отсталого самодержавия», «царским опричникам». К сожалению, почти все газеты и журналы были в то время в руках либералов. Старались и писатели, - вспомним «Поединок» Куприна. Предательством собственной Армии «прогрессивной общественностью», поддержкой революционеров, террористов, развязавших кровавый бунт в воюющей стране, во многом обусловлены и вынужденное завершение Русско-японской войны в то время, когда Русская армия наконец нарастила силы в Маньчжурии и готова была нанести решительный удар истощенным японским войскам.
Такое же отношение царило в российском обществе и перед Германской войной. В то время, когда русские офицеры три года сражались на Великой войне, проливая кровь за Отечество, «передовое общество» в тылу мечтало о свержении «царского режима». В лучшем случае представители этой общественности пребывали в «земгусарах». После 1917 года боевые офицеры, к которым «прогрессивная общественность» относилась с нескрываемым презрением, в большинстве своем в Белой армии храбро сражались за честь России, пытаясь спасти страну. А представители «прогрессивной общественности» в большинстве ныли от страха, мечтая, чтобы немцы или Антанта спасли их от большевиков и ужасов «чрезвычайки».
В конце 1980-х вновь в обществе усердно поливали грязью Армию, все «перестроечные» СМИ старательно формировали враждебное отношение к русскому офицеру. Теперь уже офицера Советской армии клеймили позором, называли прислужником прогнившего режима. Наступило время, когда человек в офицерской форме даже в общественном транспорте чувствовал на себе недоброжелательные взгляды окружающих. А «афганцы» слышали все чаще от чиновников: «Я вас туда не посылал». Чем это закончилось для страны, мы хорошо помним.
Что происходило в «новой России» вспоминаешь с содроганием. Постоянные рассуждения о том, что Армия нам не нужна, никто на нас нападать не собирается, пора прекратить кормить «бездельников» и пр. и пр. Группировку войск из Восточной Европы выводили в голое поле. Офицеры месяцами не получали жалование, семьи голодали. Некоторые жены не выдерживали, бросали мужей-офицеров, забирая детей, уезжали к родителям. Мой друг, опытный офицер, за плечами которого была служба в бригаде спецназа в Афгане, тяжелые ранения, заслуженные боевые награды, затем Академия им. Фрунзе, горячие точки, подрабатывал ночью грузчиком, чтобы прокормить семью. Летчик Стратегической авиации(!), чтобы прокормить семью «бомбил» на своей легковушке по ночам. Так же зарабатывал на жизнь и блестящий, великолепно подготовленный офицер Генерального Штаба. Некоторым удавалось подрабатывать охранниками. Но, главное, что официально было запрещено подрабатывать. Если я расскажу о том, как выживали в то время офицеры, то сравнить это можно будет только с жизнью русских офицеров оказавшихся в изгнании, где им приходилось работать таксистами, рабочими на шахтах и литейных заводах. Но офицеры преданной и разгромленной Советской армии должны были при этом нести службу. Потому что дали Присягу. Хотя, конечно, не все выдерживали. Ведь делалось все, чтобы офицер, махнув рукой, бежал от такой армейской службы, куда глаза глядят.
СМИ создавали в обществе мнение, что служба в Армии – удел неудачников, не способных вписаться в новую, прекрасную жизнь. А в этой новой жизни – яхты, мерседессы и пр. блага для достойных лучшей участи. Но не для «лохов», которые этого недостойны. В новой, «демократической» России с полос газет и глянцевых журналов, с телеэкрана новые «хозяева жизни» навязывали свои «новые ценности». Такие понятия, как Долг, любовь к Родине высмеивались, - им не было места при «рыночных отношениях». Издевались даже над Победой в Великой Отечественной войне. Смердяковы упрекали ветеранов за то, что отняли у них возможность с детства пить баварское пиво. У «новой» России были новые герои - те, кто мог заработать миллион. Не важно где, – в шоу-бизнесе, в финансовой пирамиде, просто украсть. Цель жизни – миллионы «зеленых», яхты и «мерседессы».
И в это подлое время, несмотря ни на что, юный Сергей Солнечников поступает в военное училище. Сергей с детства мечтал стать военным летчиком. С 4-х лет, приходил на аэродром, где служил его отец и заворожено смотрел, как поднимаются в небо боевые самолеты. Закончил Ахтубинскую летную школу, поступил в знаменитое Качинское высшее авиационное училище. К сожалению, пришлось по состоянию здоровья отказаться от мечты стать летчиком. Но без армии Сергей жизни не мыслил и поступил в Кемеровское высшее командное училище связи.
И в это же время, когда молодежи внушают, что воинская служба – удел неудачников, такие ребята, как Сергей, не прошедшие по конкурсу в Рязанское училище ВДВ, роют в лесу землянки. Остаются жить рядом с училищем, надеясь, что их возьмут вместо тех, кто не выдержит трудностей первых месяцев учебы. Они мечтают стать офицерами ВДВ. Потому что есть такая профессия – Родину защищать!
Что это, как не яркое свидетельство неистребимости и несгибаемости русской души. Никакие аналитики западных спецслужб никогда не сумеют просчитать русского человека. И никто и ничто не в силах сломить его дух.
А затем была первая Чеченская война. И русские офицеры разгромленной и разваленной в мирное время Российской армии, в которой годами не было даже батальонных и ротных учений, командуя «сводными» (!) танковыми экипажами из новобранцев, взводами и ротами необученных мальчишек, в тяжелейших и упорных, кровопролитных боях разгромили сильного, обученного и жестокого врага. Который был вооружен и экипирован гораздо лучше, чем подразделения Российской армии. У нас принято было смеяться над званиями полевых командиров – «бригадный генерал». Но что такое «бандформирование» из 500-700 бойцов, прекрасно оснащенных, среди которых большинство взрослых, сильных мужчин, множество наемников-профессионалов, которые прошли отличную подготовку по методикам специальных подразделений. Как назвать бандформирование из 2500 бандитов во главе с Хаттабом и Абу-Валидом, на пути которого встала 6-я рота псковских десантников? Воевать в горах Кавказа пришлось с очень опасным и жестоким врагом. Кто с нами только не воевал на Кавказе – арабы, пакистанцы, турки, граждане Великобритании.
Но это было не самое страшное. Страшно было другое – удары в спину «демократических» российских СМИ, которые били воюющую Армию по всем законам и правилам информационно-психологической войны. Но самое страшное было – невиданное предательство Кремля. Именно из Кремля исходили приказы о перемириях, прекращении огня, которые не давали добить разгромленные банды, позволяли им перегруппироваться, пополнить ряды, вновь получить вооружение и боеприпасы. Из Кремля исходили приказы, после которых приходилось выводить войска из взятых в бою «мирных» аулов, а затем вновь приходилось брать штурмом эти селения, расплачиваясь кровью.
А закончилась война предательством Хасавюрта, которое умело организовал нынешний «лондонский сиделец».
Русские офицеры хорошо понимали, кто и как их предает, кто наживается на этой войне. Но воевали, потому что с Россией шла навязанная ей война. И уйти они с этой войны они не могли. Присягу давали Родину защищать. Тогда же появилась песня Сергея Трофимова «Аты-баты»:
Мои друзья – начальники,
А мне не повезло,
Который год скитаюсь с автоматом.
Такое вот суровое
Мужское ремесло –
Аты-баты, аты-баты.
Афганистан, Молдавия,
И вот теперь Чечня
Оставили на сердце боль утраты.
За всех, кого не вывел
Из-под шквального огня –
Аты-баты, аты-баты.
Жена моя, красавица,
Оставила меня,
Она была ни в чём не виновата.
Ни дома, ни пристанища,
Какая ж тут семья –
Аты-баты, аты-баты.
Служил я не за звания
И не за ордена,
Не по душе мне звёздочки по блату.
Но звёзды капитанские
Я выслужил сполна.
Аты-баты, аты-баты.
Россия нас не жалует
Ни славой, ни рублём,
Но мы её последние солдаты.
И значит надо выстоять,
Покуда не умрем...
Аты-баты, аты-баты.
Разные были офицеры и генералы, воевавшие в первую Чеченскую войну. Имена некоторых генералов и вспоминать не хочется. Но победили врага солдаты настоящих военачальников – Шаманова, Булгакова, Рохлина, Трошева, Пуликовского и других замечательных русских генералов. Низкий им поклон.
Когда-нибудь, пройдут годы, возможно даже десятилетия, и Россия по достоинству оценит подвиг Русского офицера и Русского солдата, что в годы невиданного предательства и измены, годы торжества торгашей и воров, до конца выполнили Священный Долг. Их верность России спасла страну от распада. Они остались действительно «последними солдатами» России. Четыре столетия назад именно такие «последние люди государства Российского», оставшиеся верными Богу и Отечеству спасли Россию в дни смуты.
Во время войны на Кавказе наши солдаты и офицеры совершили сотни настоящих подвигов. Но о них знают лишь боевые товарищи героев и их родные. Страна не слышала о подвиге дважды Героя Николая Майданова, легендарного летчика. Когда книга его боевого товарища по Афганистану Виктора Николаева «Живый в помощи» вышла в свет, Николай Майданов был командиром вертолетного полка. В книге Виктор описал один из подвигов Майданова в горах Афганистана. Майданов затем воевал на первой Чеченской. Погиб на второй Чеченской, как всегда взяв на себя самую тяжелую и опасную боевую работу. Спасая людей под шквальным огнем, Майданов получил первое несовместимое с жизнью ранение – пуля перебила шейные позвонки, вторая пуля, отрекошетив от приборной доски, попала в сердечную сумку. С двумя несовместимыми с жизнью ранениями, Николай Майданов все же поднял машину в воздух, и лишь выведя «борт» в безопасное место передал управление правому пилоту, скончавшись на руках борттехника. Это настоящая смерть «за други своя».
Николай Майданов совершил то, что человеку, физически невозможно было совершить. Это была победа силы духа над смертью. Двадцатиминутный документальный фильм о Николае Майданове «Летчик от Бога», так и не вышел в эфир на РТР. Виктор Николаев и все, кто знал Майданова, говорят, что он был необыкновенно чистым, добрым и очень скромным человеком. На параде в честь 65-летия Победы в вертолетной группе над Красной площадью прошел с флагом ВДВ Руслан Николаевич Майданов. Мы до последнего ждали, что диктор объявит о том, что один из вертолетов пилотирует сын дважды Героя Советского Союза и России Николая Майданова. Но никто о Герое не вспомнил.
Рассказывать о подвигах наших солдат и офицеров, совершенных в этой войне на Кавказе, можно очень долго. И необходимо нам всем собирать летопись доблести и мужества героев Кавказской войны. К сожалению, многие настоящие подвиги остаются лишь в памяти сослуживцев и друзей. Изредка о героях писали в газетах Министерства Обороны, таких журналах, как «Братишка». Настоящих русских офицеров, как Сергей Солнечников, в нашей армии немало. В горах Кавказа воевало много комбатов, которые «сердце не прятали за спины ребят». Они самоотверженно сражались и в первую, и во вторую Чеченские компании. Многие из них и подвигами свои поступки не считают – обычная боевая работа, обычное «мужское ремесло». Русский офицер и солдат всегда был скромен.
Но на современном российском ТВ это никому не нужно. «Не формат». Чудом вышли два-три фильма («Грозовые ворота», «Честь имею»). Создается впечатление, что о Чеченской войне приказано особенно не вспоминать. Грозный отстроен и необыкновенно украшен, фонтаны, красивые улицы, самая большая мечеть. Мир наступил. Зачем вспоминать подвиги солдат и офицеров, бередить раны? Так, по-видимому, рассуждает власть. Но только мы не забудем о сфабрикованных судебных процессах над теми, кто сражался, чтобы этот мир наступил - Юрием Будановым, Эдуардом Ульманом, Сергеем Аракчеевым и Евгением Худяковым, Владимиром Квачковым. Ради «соображений высшей государственной целесообразности» в деле замирения Кавказа русских офицеров вновь предали.
А в это время Сергей Солнечников был выпущен из училища, получил лейтенантские погоны. Ему не пришлось воевать на Кавказе, насколько мне известно. Но офицером он был профессиональным и добросовестным, раз к тридцати годам майор Солнечников был командиром батальона. Но главное – Сергей Солнечников был, по отзывам сослуживцев, очень светлым и добрым человеком. Не случайно его называли комбат Солнце. Таким светлым, добрым и глубоко порядочным человеком помнят Сергея Солнечникова все – от школьных друзей и учителей, до товарищей по военному училищу и солдат его батальона. Школьные учителя вспоминают, что Сергей любил читать книги о Великой Отечественной войне, о подвигах героев. Сергей рос и воспитывался в Сталинграде, на священной земле. Школу N 27, где учился Солнечников, закончили еще два героя. В 1984 году в Афганистане геройски погиб один из выпускников школы Петр Токарев. В январе 2003-го в Чечне, спасая от гранаты местную девочку, погиб майор Вадим Гордеев. Ему посмертно было присвоено звание Героя России.
Сергея Солнечникова достойно воспитали родители, Александр Васильевич и Зоя Александровна. Они, сдерживая скорбь, говорят, что иначе их сын поступить не мог. Всегда старался жить для других и очень ценил чужую жизнь. Александр Васильевич сразу же сказал журналистам, чтобы не смели упрекать бойца, который неудачно бросил гранату - всякое бывает. Нельзя парню портить жизнь – ради того, чтобы он жил, и погиб Сергей.
Виктор Николаев, который был свидетелем многих героических поступков наших воинов в Афганистане, говорит, что подвиг всегда готовится всей жизнью человека. Он результат того, как человека воспитали, как он относится к жизни. Когда думаешь о Сергее Солнечникове, то понимаешь, что это действительно так. За одну-две секунды подумать, как поступить невозможно. Решает собой закрыть гранату не разум, а душа и сердце.
Жертвует собой, спасая других, только человек с чистой душой и чистым сердцем. Сергей Солнечников был именно таким человеком.
В 2008 году совершил свой подвиг майор Денис Ветчинов. Во время войны в Южной Осетии, смертельно раненный майор вел до конца огневой бой с грузинскими спецназовцами, спасая жизни безоружных журналистов. О подвиге майора Дениса Ветчинова я рассказывал в августе 2008 года в передаче «Кто спас Южную Осетию». У Дениса Ветчинова и Сергея Солнечникова много общего. Оба офицера красивые русские парни с добрыми и хорошими лицами. И Дениса, и Сергея все вспоминают, как замечательных, светлых людей. Такими сильными духом, мужественными и чистыми людьми были и комбат гвардии подполковник Марк Евтюхин и гвардии майор Александр Достовалов, который с группой бойцов пробился на высоту 776, на помощь своей погибающей 6-й роте, чтобы геройски сложить голову вместе с ребятами. И подполковник Константин Васильев, который добровольно пошел на смерть в «Норд-Ост», заявив убийцам: «Я Русский офицер. Готов обменять себя на детей».
Я могу назвать имена еще многих известных мне русских офицеров, которые самоотверженно и геройски сражались в войне на Кавказе. И тех, кто остался жив, сохранив в сердце навсегда «боль утраты за тех кого не вывел из под шквального огня», и тех, кто погиб, отдав жизнь «за други своя». Это люди, которые с детства знали, что «есть такая профессия – Родину защищать». И служили и служат они действительно «не за звания и не за ордена». И хотя Родина по-прежнему особенно не балует своих защитников «ни славой, ни рублем», они знают, что они и есть «ее последние солдаты». Кстати, Денис Ветчинов свою дочь назвал Машей в честь невесты Егора из фильма «Офицеры», как сына хотел назвать Егором.
Как бы ни пытался министр «рыночной обороны» Сердюков внести дух «рыночных отношений» в Российскую армию, ребята будут идти в военные училища, потому что есть такая профессия – Родину защищать.
И всегда в Русской армии будут такие офицеры, как Денис Ветчинов и Сергей Солнечников. Хотелось бы снова повторить слова, сказанные в передаче памяти Дениса Ветчинова: «Пора понять нашей власти, что главное богатство России, это не нефть и газ – главное богатство России, во все времена, это – Русский человек. Такие, как Денис Ветчинов и Сергей Солнечников. Красивые, сильные духом, мужественные и добрые русские люди, на которых веками стояла Россия. Лучшие сыновья России, самое дорогое, что у нее есть».
Во времена, когда элиту России составляли люди Долга и Чести, а именно такими на протяжении всей истории были русские офицеры, - Российское государство было крепким и процветающим. Сегодня говорят о необходимости смены обанкротившейся и проворовавшейся демократической «элиты», которая третье десятилетие терзает Россию либеральным проектом. На смену ей должны придти настоящие «государевы люди», посвятившие себя служению Отечеству, те, кто жизнью доказал, что может произносить слова: «Честь имею!».
Сергею Солнечникову присвоено звания Героя России. Его именем будут названы улицы в трех городах Приамурья. Он не успел жениться, только собирался, получив отпуск, поехать с невестой к родителям, а вскоре сыграть свадьбу. Надеемся, что солдаты, чью жизнь спас Сергей Солнечников, назовут будущих сыновей Сергеями.
А мы с Вами помолимся о родителях Сергея Солнечникова – Александре Васильевиче и Зое Васильевне, сестре Елене, его невесте Ольге. Помолимся, чтобы Господь и Царица Небесная утешили их скорбь, укрепили в уверенности в Жизни Вечной, которую, несомненно, стяжал их сын и брат исполнивший завет Христов: «нет больше той любви, как кто душу положит за други своя».
Наступают Великие дни Страстной Седмицы. Завершится она Светлым Христовым Воскресением. И Сергей Солнечников, Денис Ветчинов, Константин Васильев, Марк Евтюхин, Александр Достовалов, Вадим Гордеев, Евгений Родионов и тысячи русских воинов, отдавших свои жизни «за други своя», за нас с Вами, за наших детей, за Россию, твердо верим вошли после окончания своей короткой земной жизни в радость Воскресшего Христа.
Царствие Небесное и Вечная память новопреставленному воину Сергию, всем нашим воинам, погибшим, защищая Россию. Вечная память и Вечная слава. Пресвятая Богородица спаси нас!
Виктор Саулкин, иконописец, обозреватель радио «Радонеж»http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/04/06/est_takaya_professiya/