Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 19:15:46  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Любовь святая  (Прочитано 1942 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 27 Апреля 2012, 06:54:30 »

Любовь святая
К 150-летию новомученика Николая Любомудрова (11/23 апреля 1862 г.)



Новомученик Николай Любомудров

Хорошо известна икона новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написанная к прославлению их на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. На правой стороне иконы, среди лика священников, есть изображение иерея Николая Любомудрова. Священник села Лацкого Мологского уезда Ярославской губернии, Николай Любомудров принял мученическую кончину 20 октября (2 ноября н. ст.) 1918 года..

Что такое святость? Кто такие – святые люди? Как часто при слове «святой» возникают у нас холодноватые, отстраненно-недосягаемые фигуры праведников, в которых стерто подчас все человеческое. Но это вовсе не так. Причисленные ныне к лику святых, наши соотечественники жили когда-то среди нас, были людьми со своими неповторимыми характерами, со своими добродетелями и слабостями (безгрешен един Господь!). Казались они людьми вполне «обыкновенными». Не всегда можно было разглядеть, постичь их сокровенную, внутреннюю жизнь духа. Шли они путем, по которому призван устремиться каждый верующий. Идти путем святости – значит все теснее соединяться с Богом, проникаться, пропитываться Его благодатью. И, в решающий момент, не отречься от Него. Сидя на веранде за чашкой чая с сельским священником в ярославской глубинке конца позапрошлого века, наверное, никто не догадывался, что рядом – избранник Царства Небесного.

Приглядимся к облику праведника.

Николай Иванович Любомудров родился 11 (23) апреля 1862 года (в среду Светлой седмицы) в семье псаломщика. Окончив Семинарию, более 30 лет служил священником в многолюдном торговом селе Лацком.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? <…> покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих», - сказал апостол (Иак. 2, 14-18). Вера и любовь сельского батюшки засвидетельствована его делами. Жизнь для него была действительно служением – Богу и пастве. Именно священник приобщал своих земляков, многие из которых до того знали лишь одну дорогу – в «монопольку», и к мировой культуре, и к новейшим достижениям агрономической науки, и к классической музыке.

Духовно-просветительская деятельность его была необычайно активной. Он создал в Лацком первую в округе библиотеку-читальню для крестьян. Узнав об этом начинании, 100 рублей прислал св. Иоанн Кронштадтский. Отец Николай устраивал воскресные «народные чтения», иллюстрируя их диапозитивами при помощи «волшебного фонаря» – предшественника нынешнего кинематографа. Звучали там и жития святых, и русская классика, и тексты по агрономии и медицине. Чтения продолжались пятнадцать лет, собиралось на них до шестисот человек.

Николай Иванович консультировал крестьян по вопросам плодородия земли, щедро делился с ними высокосортными семенами зерновых культур, выписал из Америки несколько сельскохозяйственных машин на конной тяге, которые облегчали труд хлебопашцев. Сам раз и навсегда преодолевший природную наследственность (отец скончался от алкоголизма), о. Николай поистине как воин вышел на бой со страшной бедой русского человека – пьянством. Были и победы, и поражения, но сколь многих он все же вызволил своим трудом и молитвами от этого недуга, от гибели.

Супруга священника, Софья Петровна Дьяконова, была учительницей школы для крестьянских детей, основанной Н. А. Некрасовым в селе Абакумцеве. У о. Николая и матушки Софьи было восемь детей. Семья являла пример высокой нравственности, прочного быта, была пронизана атмосферой любви, естественной и незаметной.

Жизненный путь о. Николая освящен благословением и молитвенной поддержкой двух великих российских святых. В 1898 году батюшка заболел тифом. Софья Петровна, несмотря на то, что была беременна, отправилась в Петербург к Кронштадтскому чудотворцу и просила помощи. Помолившись, о. Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Муж, действительно, вскоре поправился, а родившийся сын, Николай, прожил 93 года. Отца Николая хорошо знал Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх.

Жизнь о. Николая увенчалась подвигом за веру, но и вся она была подвигом – любви к ближнему. Энергия, бесстрашие, воля к добру отличали этого сельского священника.

В начале 1918 года, как и в большинстве российских сел, власть оказалась у комбедовцев, по сути – маргиналов, которые терроризировали население, отнимали скот, имущество, угрожали «попу» расправой. Сельский быт раскачивался, начались пьянство, разгулы, убийства. После известного эсеровского восстания в Ярославле большевики объявили повсеместный «красный террор». Осенью по Ярославской губернии вновь прокатилась волна крестьянских выступлений, одно из которых, Мологское, коснулось и Лацкого. 16 октября в село вошли никому не известные вооруженные люди, они собрали всех мужчин на площади, и, действуя уговорами и угрозами, повели для захвата железнодорожной станции. Матери, жены, сестры ушедших бросились к о. Николаю, слезно прося помолиться о спасении родных. Он отслужил молебен о здравии. Отряд повстанцев двигался медленно. Пройдя около десяти верст, они попали под дождь, стали разбредаться, и к вечеру того же дня все лацковцы вернулись домой целыми и невредимыми. Если бы они дошли до станции, то разделили бы участь своих собратьев, которые были убиты в бою или расстреляны.

Восстание было быстро подавлено прибывшими из Рыбинска отрядами ЧК, и каратели отправились в окрестные волости. Повод для расправы над священником был найден – молебен! Собравшиеся вскоре активисты-комбедовцы объявили молебен контрреволюционным актом. Когда в село направились каратели, крестьяне предлагали о. Николаю убежище: «Батюшка, пойди в любую избу, и будешь цел». Но о. Николай отвечал: «Я не совершал никаких преступлений и ничего не боюсь». Не находя возможным оставить в трудный час свою паству, он всецело предался воле Божией. В решительную минуту он пошел за Христом, выбрал Небо, а не землю. Готовясь к кончине, он оставил записку – последнее благословение родным: «Дорогая Соня и милые дети! Всех вас целую и крепко обнимаю, призывая Божие благословение. Если буду казнен, то совершенно невинно... Готов ко всему. Молитесь о упокоении моей души. Безмерно вас любящий иерей Николай».

20 октября 1918 года была Димитриевская родительская суббота О. Николай отслужил заупокойную литургию и панихиду. Участь священника была решена утром этого дня на совещании командира карателей и волисполкома. Комиссар с солдатами-латышами арестовали о. Николая прямо в церкви. Закончив службу, тот простился с женой и детьми, благословил всех. Солдаты вели батюшку через все село, за ними шли родные и несколько лацковцев, они надеялись, что ведут на допрос. Но священника вывели за село, в поле. Он повернулся лицом к солдатам, перекрестился со словами: «Господи, прими дух мой!» Раздались выстрелы, о. Николай упал… Солдаты подошли к нему, выстрелили еще раз, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешили в дом священника, где в это время другие члены отряда производили грабеж. Запуганные, деморализованные крестьяне, которых на протяжении трех десятилетий отец Николай крестил, венчал, исцелял, просвещал, ради которых жил – не воспротивились беззаконной казни…

Семья получила распоряжение: погрести тело немедленно и без всяких обрядов. Могила о. Николая на сельском кладбище с тех пор стала почитаться как место упокоения святого мученика, обстоятельства казни и похороны которого схожи с преданием на смерть и погребением Самого Спасителя.

На примере семьи о. Николая можно лишний раз убедиться, сколь беспощадно-разрушительна оказалась власть безбожников, катком прокатившаяся по ни в чем не повинным людям. Расстрелян сам отец Николай, через год убит бандитом-дезертиром (будущим большевиком) его брат Петр. Другой брат, Константин, на седьмом десятке лет арестован и погиб в заключении в1942 г. Матушка Софья провела два месяца в застенках ЧК. Ее брат, Константин Дьяконов, арестован в1924 г. Сын Николай арестован по доносу в 1941 году и провел в лагерях два года… Все сыновья и дочери священника всю жизнь несли на себе клеймо «детей расстрелянного попа».

В 2000 году Архиерейским собором Русской Православной церкви о. Николай причислен к лику святых. В 2001 мощи его перенесены в Яковлевско-Благовещенский храм Ярославля.

Суть его подвига лучше всего передают строки тропаря:

Возлюбил еси Христа паче живота своего, добродетельный образ жизни показуя, истинный пастырь чадам духовным явился еси, в богоборческое время лихое к благочестию и вере народ призывал еси, истину учения мученическою кончиною запечатлел еси, убивающих тя с любовию благословляя, землю Лацкую кровьми своими освятил еси, и ныне со святыми мучениками ярославскими молитвенник за землю Русскую явился еси, священномучениче Николае, моли спастися душам нашим.

Алексей Суслонов (Санкт-Петербург)
http://voskres.ru/podvizhniki/aleksiy.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!