Кино в стиле квасУже не музы теребят плечо
Давно известно, что политика противопоказана художнику, но грубое политиканство его просто уничтожает. Ярчайший пример – режиссер Станислав Говорухин. В последние месяцы в мире искусства только и слышалось: «Великий режиссер, но зачем он предвыборный штаб Путина возглавил?» Великий, думалось мне, а почему же он по нисходящей скользит? Великим был, например, Федерико Феллини, каждая новая картина которого и в старости поражала свежим взглядом на мир, неподдельным мастерством. А тут прибавляется титулов, веса, регалий и опыта, а каждая новая картина хуже предыдущей. Например, тезка Говорухина – Станислав Ростоцкий – в преклонные годы снял молодую блестящую ленту «А зори здесь тихие».
И вот подошел предпраздничный вечер. В программе на Первом в лучшее время объявили новый фильм Говорухина «В стиле jazz». Как звучно и иностранисто, а на экране пошел пустейший фильм в стиле квас. Да и квас-то прокисший и ослабший. Разбирать мыльную попсу и бездарные монологи – просто сил нет. Несколько примеров навскидку: «Мужики все дураки или через одного?» Женский тост: «Пусть сдохнут те, кто нас не хочет!» «С именинницей вас!» – заходит и говорит главный герой в день рождения одной из героинь, хотя надо поздравлять с новорожденной. В общем, перлам, банальностям и нелепостям несть числа. Но время сказать о сюжете – он кисел, как тот же ослабший квас, и выражается одной частушкой, которая мне никогда не нравилась своей пошловатостью:
Будь старуха, молодуха –
Ничего я не боюсь.
Если с дочкой будет глухо –
На мамаше я женюсь.
Новаторство Говорухина заключается в том, что вместо классического любовного треугольника он вводит в отечественный кинематограф четырехугольник: в главного героя Сергея влюбляются сразу обе сестры и мамаша их в исполнении Елены Яковлевой. Я сперва подумал, чего же она на роль матери взрослых барышень согласилась? А потом понял: по сценарию-то и она еще ого-го! Кстати, кто его писал? В фильме начинающий (так сказано в анонсе!) писатель в исполнении лысеющего Михаила Жебровски заявляет младшей сестре: «Ты знаешь, сколько мне за новый сценарий заплатили? Страшно называть!» Не знаю, сколько отвалил Говорухин сценаристу (или сам его накатал?), но сценарий откровенно плох. Плохи и артистки, носящие знаменитые фамилии А. Шиловская, О. Красько. Надеюсь, это просто совпадения…
Ко всем перечисленным недостаткам следует добавить главный: фильм ни к чему не приводит, не ставит никаких проблем и не расставляет хоть каких-то нравственных оценок. Сергей в конце обнимает на дороге старшую сестру и говорит мечтательно: «Теперь у меня большой выбор!» Я думал, дальше просто реклама пошла, а продолжение хоть какое-то последует. Нет – это все: жеребец радуется, что может выбирать из трех дурех. Сильно! Такого я еще в мировом кино не встречал. Надо было вконец потерять совесть и нравственное чутье в предвыборном штабе главного претендента, чтобы сварганить такую ленту, – вот к чему ведет ощущение вседозволенности, поскольку ты при теле. Кстати, никакого легкого, импровизационного стиля, напоминающего джаз, там нет и в помине…
Александр Бобровhttp://voskres.ru/kolonka/bobrov28.htm