Имени Собчака
Никто так не помогает несистемной оппозиции, как кремлевская власть и лично Владимир Путин. После демонстративно циничных обысков в квартирах "вождей" недовольных - Алексея Навального, Сергея Удальцова и Ксении Собчак, которые освещались всеми СМИ - от федеральных телеканалов до западных газет, популярность мучеников выросла, а количество митингующих на проспекте Сахарова увеличилось на четверть или треть. Особо следует выделить "страдалицу" Собчак: у нее нашли наличными 1,5 миллиона евро, разложенных в конверты (сначала говорили о трех миллионах), то есть Чубайс со своей коробкой из-под ксерокса с полумиллионом долларов посрамлен, как мальчишка. Всем, готовым ринуться в политику через "болотную" оппозицию, дан сигнал: там крутятся огромные бабки и платят - черным налом, в собчаковских конвертах. По нынешним понятиям, она, выходит, самая главная.
Примадонна отечественной сцены, звезда шоу-бизнеса Алла Пугачёва спела песню про Ксению Собчак. Пугачёва написала ее после скандального интервью с Собчак, в котором телеведущая пыталась вывести певицу на разговор о политике. Пугачёвой было нелегко отвечать на жестко сформулированные вопросы, но она осталась под впечатлением от этой беседы и решила посвятить своей мучительнице песню. В этой песне звучит обращение к Ксении: "Не высовывайся, дочка!", где слово "дочка" используется, чтобы лишь раз напомнить телеведущей, что она знает Ксению с младенчества и относится к ней по-матерински. "Алла Пугачёва посвятила мне песню, могла ли я, будучи маленькой девочкой, такое предположить? Жду памятник от Церетели", - съязвила Собчак в своем микроблоге в Twitter.
Будет! Скульптору, может быть, тоже сам Владимир Путин позвонит. Мне начинает казаться, что он пообещал вдове своего патрона и благодетеля, что после новых двух (или трех?) его затянувшихся сроков следующим президентом России будет наконец-то женщина, а именно - Ксения Анатольевна. Ну все для этого делается: ореол страдалицы за народ, беспрерывное присутствие в СМИ с измененным имиджем, обсасываемое дело о налоговой проверке. Кто-то из политобозревателей начал утверждать, что усиленное преследование женщины с крупной нижней челюстью - следствие личной обиды: как, мол, посмела поносить за после всего сделанного для семьи, лично для Ксюши? Ведь звонками с самого верха было совершено беспрецедентное: Собчак переводом ринулась из питерского университета в МГИМО. И вот благодарность...
Думается, игра сложнее, чем просто наказание за строптивость: такая вот оппозиция больше всего нужна самому Путину для контраста, для укрепления собственных позиций. Ну а вырастет подопечная до раскрученного политика (правда, с самым большим отрицательным рейтингом) - тоже хорошо: можно кивать многозначительно и говорить, мол, вы что же, таких вот дам во власти хотите? А после нас - хоть потоп. Тем более потоп имени Собчака.
Все для музея!
Ровно век назад, 13 июня (31 мая по ст. стилю) 1912 года, был открыт для публики Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском московском университете. В 1932 году, 80 лет назад, он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году, к 100-летию гибели Пушкина, музею было присвоено имя великого поэта. Он внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства было создано на общественные и частные, главным образом Ю.С. Нечаева-Мальцева, средства в 1898-1912 годах. В 1880 году Нечаев получил от дяди, Ивана Сергеевича Мальцова, наследство, включающее несколько фабрик и заводов в различных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской области (ныне разоренный завод в Гусь-Хрустальном, больше известном теперь своим криминальным беспределом). Вот из кого состояла тогдашняя элита - из государственных мужей, созидателей, радетелей о просвещении и славе России, а не спекулянтов, скупающих зарубежные футбольные и баскетбольные клубы!
Документальная драма Леонида Парфёнова, посвященная юбилею музея, вызвала восторг либералов. Обозреватель "МК" Мельман чуть не плакал от умиления, живописуя, как замечательно Познер сыграл Пикассо. Но больше-то всего, конечно, в кадре было самого Парфёнова - до навязчивости. Он, натурально, и тут развел мелочную антисоветчину, но изменил почему-то своему проверенному до штампов творческому методу - осовремениванию и актуализации. Ранее, чтобы зрителям стали понятнее уроки прошлого, Парфёнов прикидывал на него наряды сегодняшнего дня. Казалось бы, новый фильм о создателях музея им. Пушкина, о староверах - патриотах и меценатах Российской империи заставит Леонида Парфёнова с присущим ему остроумием дать злободневную оценку нынешним российским "благотворителям", олигархам-иудеям. Ну, взял бы хоть пример Вексельберга, который пропиарился на "возвращении в Россию яиц Фаберже", но какому музею их бескорыстно передал, не сообщил. Однако Парфёнов - узнаваемый телеперсонаж, трибун Болотной, в котором Борис Березовский увидел будущего президента России (выключай телевизор и туши свет!), не нашел в себе смелости указать нуворишам на их жадность, дурной вкус и наплевательское отношение к русской культуре. Выходит, обличать "путинский режим" - занятие безобидное и похвальное, а вот за правду о кровопийцах в России можно и финансирования, и эфира лишиться. А параллели-то - убийственные!
Инициатором создания и становления музея был Иван Цветаев, который родился 4 (16) мая 1847 года, 165 лет назад, в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1872 году стал доцентом Императорского Варшавского университета, там же, в Варшаве, защитил магистерскую диссертацию. В 1876 году был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашен в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности. Обратите внимание, где взрастал русский патриот - в центрах нынешней русофобии: Варшаве, Киеве…
В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев произнес речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р.И. Клейна. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. В отце Марина Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Она написала за границей эмоциональный очерк "Отец и его музей". Вот он приезжает из другой страны. Везет скромные подарки детям, а главное приобретение - для музея:
- Это тебе, это - Асе, это - Андрею, а это - для Музея. "Это для Музея" было машинкой для стрижки газона: тяжелая, сверкающая и внушающая уважение садовая игрушка, которую он бережно достал из небольшого ящика, трижды обвязанного веревкою.
- Ну как, хороша?
- Великолепна!
- Угадайте, сколько я за нее уплатил?
- Марок сто?
Отец рассмеялся:
- А вот и вдвое меньше.
- А пошлина на таможне?
- Совсем ничего.
- Как это?
- Да так. Я взял ее с собой в вагон. "А что у вас в ящике, господин профессор?" - "Там греческие книги, дружок". - "А! Господин преподает греческий?" - "В Московском университете, дружок, уже тридцать лет". - "Это, наверное, очень трудный язык!" - "Нет, не очень, нужно немного терпения, вот и всё". - "Я был бы очень горд, если б умел читать на греческом!" Уже через две минуты я преподал ему урок греческого языка тут же, в вагоне. Милый человек! Мы расстались друзьями".
Владимир Иванович отказался от квартиры, положенной директору музея, чтобы там поселились бездомные сотрудники. Он очень переживал, что парадный мундир с золотым шитьем обошелся в 700 рублей, которые можно было бы потратить на музей. Вот какими были эти люди - верующие идеалисты, высокие профессионалы, бессребреники, патриоты России до мозга костей…
Детище Фурсенко
Кажется, что всё, освященное нынешней властью питерских вождей, обречено на крах, на прозябание, на пародию. С подачи Владимира Путина, который, как мы помним, встречался с фанатами за кружкой пива, многие болельщики отправились на матчи "Евро-2012" бесплатно. Это сразу дало повод политиканам-русофобам в Польше и даже известным польско-еврейским публицистам (а они поголовные русофобы - читай книгу Станислава Куняева "Шляхта и мы") кричать, что летят и едут в спецсоставах агенты спецслужб. Реакция-то была предсказуемая - зачем эти дурацкие жесты? А чего стоит провокационный Русский марш в стране, подготовленной к бесчинствам истеричными статьями и сюжетами во всех СМИ? Кто же его придумал - Сергей Фурсенко с вечно кислой физиономией? На решающей игре со сборной Греции болельщиков-горлопанов понаехало 20 тысяч. "Наши игроки будут чувствовать себя из-за такой мощной поддержки как дома!" - захлебывался корреспондент. Мы увидели этот "домашний" матч, закончившийся поражением самой пожилой команды чемпионата. Никто в спорте от поражений не застрахован, но как можно не выйти из такой слабой славянско-христианской группы? Небритый Сергей Фурсенко принялся мрачно оправдываться под дождем вопросов: "Обидно! Команда была готова играть и играть. Поверьте: команда действительно хорошая. Лучше было бы играть даже с более сильным соперником - сборными Испании, Англии, Германии…" В своем ли уме этот человек, может ли он адекватно воспринимать все, что творится в российском футболе, в сборной, в частности? Любая сборная прежде всего остерегается в любом турнире выйти на молодую и мощную сборную Германии, а он благодушно жалеет о неслучившемся. Что значит "играть и играть"? Нужно иметь сильную сборную, чтобы выигрывать и выигрывать, как немцы. Но сборной команде, созданной Гусом Хиддинком четыре года назад, уже не по силам подобное.
Корыстолюбивый и страшно консервативный, Дик Адвокат все минувшие годы не омолаживал команду, не наигрывал новые сочетания, полагаясь на сыгранность зенитовцев. Константин Зырянов простудился, пропустил игру - и сразу проблема в центре поля, отсутствие внятных комбинаций, лихорадочные запоздалые замены. Одним словом, самый высокооплачиваемый тренер Европы Адвокат халтурил, уезжая из России. Он оставляет после себя выжженное поле сборной и полную тренерскую пустоту: ни отчета, ни методик, ни видов на будущее. Поразительное транжирство с помощью того же Фурсенко! Или он надеялся на какое-то чудо? Но чудо сотворили те, кто был одухотворен, рвался к победе. Разве не показательно, что наша опозорившаяся команда повернулась спиной к болельщикам, не поблагодарила их, не объяснилась? Адвокат не покаялся сразу, не признал ошибок и заявил, что ему все равно, как о нем будут говорить в России. Оставил команду у разбитого корыта и улетел! Фурсенко глупо оправдывался без попытки анализа, вместо того чтобы сразу подать в отставку за явный провал. Да что же сегодня с петербуржской честью и интеллигентностью сталось?
Нам оставалось только радоваться за греков, хоть многие их болельщики не приехали на забронированные места из-за кризиса. Но игроки заявили твердо: мы должны скрасить жизнь тех, кто остался дома, кто находится сегодня в тяжелом состоянии. Разве дождешься подобных слов в твиттере Широкова, в самоуверенном интервью молодого Алана Дзагоева, который еще и в рекламе банка успел сняться! Однообразная реклама перед матчами и в перерывах просто задолбала: через несколько секунд - какое-то лекарство против импотенции. Но какие же таблетки прописать ничего не могущей власти и ее отражению - сборной по футболу под руководством брата Фурсенко?
ЕГЭизм
40 лет назад, в июне 1972 года, в СССР был завершен переход к всеобщему обязательному бесплатному среднему образованию - полное завершение культурной революции через 55 лет после революции политической. Вот как долго свершаются преобразования в области образования и культуры, а разрушаются - мгновенно. Мы являемся свидетелями этого.
Ответы к ЕГЭ по математике были выложены в интернете (бесплатно!) примерно за сутки до экзамена. Провальные результаты по математике (если бы ее писали честно) могли бы во всей красе продемонстрировать развал нынешней системы образования и полную некомпетентность чиновников. В 2010 году ЕГЭ стал обязательным. Под предлогом совершенствования задания упростили до безобразия, хотя баллы оставили прежние. Но детишки опять плохо справились, опять обнаружилась масса тех, кто не умеет ничего.
В 2011 году ЕГЭ по математике решали в онлайне все кому не лень. Результаты стали получше, ну а в этом году ответы выложили заранее. Полная деградация! Тенденция, конечно, общеевропейская. Например, Германия - страна великой философии - становится все глупее. Так утверждают молодые немецкие журналисты в их коллективной книге "Поколение тупых". Среди основных причин оглупления страны авторы назвали частый просмотр телевидения, увлечение компьютерными играми и отсутствие интереса к чтению книг. То, что страна действительно глупеет, показывают и социологические данные. Исследователи из университета Эрлангена установили, что с конца 1990-х годов так называемый коэффициент интеллекта снижается у немцев примерно на два пункта в год, а до этого неуклонно повышался начиная с 1950-х годов. А ведь в Германии - добротное и доступное, на 80 процентов бесплатное высшее образование.
Канцлер Германии Ангела Меркель на открытом уроке географии в одной из международных европейских школ не смогла найти столицу страны и родной Гамбург. Инцидент произошел в Берлине. На открытом уроке обсуждалась проблема миграции, и ученикам дали задание отметить на карте города, где родились они и их родители. Найти малую родину попросили и канцлера Ангелу Меркель. К всеобщему удивлению, вместо Гамбурга, который является вторым по величине городом Германии после Берлина и седьмым - всего Евросоюза, Меркель указала на территорию России, стала шарить указкой по контурной карте между Кольским полуостровом и Вологдой. Мы стремимся в худшем Западу подражать.
Быть русским!
Вся трехвековая история российской литературы и журналистики, если считать с первой газеты Петра I, представляет собой упорную, постоянную борьбу литераторов с цензурой за свободу слова, которую просветители считали благодетельной для отечества. Как выражался Радищев, "обширна и беспредельна польза вольности печатания". В ХХ веке были два исторических мгновения такой полной вольности, когда печать стала практически бесконтрольна, - в 1917 году и в начале 1990-х. Оба раза пир свободы почему-то обернулся не благоденствием, а развалом государства и неисчислимыми жертвами. Так что все стенания телевизионного сообщества по поводу любых морально-нравственных рамок, устанавливаемых обществом и государством, оправданий в истории не имеют.
После разгула вольности и раздрая Гражданской войны, в июне 1922 года, 80 лет назад, было создано Главное управление по делам литературы и искусства - Главлит, главное цензурное управление, которое часто подается как порождение советской власти, хотя, повторяю, история русской словесности есть история борьбы с цензурой. С другой стороны, цензорами выступали выдающиеся личности, а то и знаменитые писатели - поэт Константин Случевский или Иван Гончаров. Последний, не имея особых средств, был и цензором, и редактором официальной "Северной почты", и службу он окончил по выслуге скромной пенсии в звании члена Главного управления по делам печати. Но эта зависимость от государства не помешала ему создать гениальные произведения.
…В Ульяновске отметили 18 июня 200-летие со дня рождения автора "Обыкновенной истории", "Обрыва" и, конечно, бессмертного "Обломова". Вроде бы и пышно, судя по телерепортажам, да как-то странно: сказали о литературной премии имени Гончарова, но кому ее вручили - не показали. Не тех писателей выбрали? Ни словечка не обронили о том, что памятник писателю в его родном городе Симбирске (который с 1924 года называется Ульяновском) в буквальном смысле рассыпается. Он был создан Львом Писаревским в 1961 году, а через четыре года установлен напротив дома, где родился писатель. Памятник находится в списке объектов культурного наследия федерального значения, но в последний раз руки реставраторов касались его в 1973 году. Заметили трещины и ржавчину местные краеведы с фотокамерами в руках, и культурные власти Ульяновской области срочно взялись за дело. Чем там закончилось - неясно.
"Если когда-нибудь будет, по слову Христа, едино стадо и един пастырь, то, может быть (как мечтают космополиты), когда-нибудь и все национальности сольются в одну человеческую семью: пусть так, но и для этой цели нужно, чтобы все национальности работали изо всех сил и чтобы каждая из них добывала из своих особенностей - все лучшие соки, чтобы ввести их в общую человеческую сокровищницу, как делали древние, как делают новые нации. А для этого нужно русскому быть русским - а связывает нас со своею нациею больше всего - язык" - так написал Гончаров в письме С.А. Толстой в 1877 году.
Быть русским - значит знать и любить свою страну, ее великую литературу и грандиозную историю. В конце июня 1812 года разноязыкая армия Наполеона перешла Неман и начала углубляться в пределы России, захватив первый город - Ковно, нынешний Каунас. Вроде бы в СМИ есть какие-то напоминания о первой Отечественной войне, о потешных реконструкциях перехода через Неман, но социологические опросы ужасают. Практически треть россиян (31%) не знает, с кем Россия вела войну в 1812 году: 5% респондентов неверно ответили на этот вопрос, а 26% вовсе не смогли ответить, - свидетельствуют результаты опроса Фонда общественного мнения. Лучше всего осведомлены, с кем воевала Россия в Отечественной войне 1812 года, люди от 46 до 65 лет (77%), которые получили лучшее в мире советское образование. Хуже всех помнят историю пенсионеры старше 80 лет и, конечно, молодежь от 18 до 30 лет (60%). ФОМ предложил россиянам ответить на вопрос ЕГЭ по истории о войне 1812 года: выбрать сражение, которое относится к войне с Наполеоном. Верный выбор сделали только 13% респондентов, - говорится в результатах. Мрак! При этом половина россиян не помнит, кто был императором во время войны, только 29% верно сказали, что на престоле в то время был Александр I. Тут и комментировать нечего…
Замечу в завершение заметок, что 26 июня 1812 года Польский сейм поспешил провозгласить независимость Польши, однако Наполеон отказался утвердить это решение. Так что не только от России Польша терпела обиды, но сегодня всех поляков воспитывают в атмосфере черной русофобии. Перед матчем сборных Польши и России все СМИ захлебывались ненавистью. На обложках красовались призывы: "На москалей!", заголовки: "Великая битва" и "Чудо на Висле" - это параллели с поражением Красной армии под Варшавой в 1920 году. Поляки свою историю помнят и редкие победы уродливо лелеют, ненавидя Россию. Русский поэт и офицер с польской или малороссийской фамилией Фёдор Глинка восклицал два века назад:
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
И верные сыны стряхнули сон, ложное преклонение перед либеральным диктатором Франции, встав на защиту Отечества. Нам только остается следовать призывам славных предков.
Александр Бобровhttp://voskres.ru/kolonka/bobrov35.htm