Русская беседа
 
30 Сентября 2024, 23:28:59  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Русь была богаче и культурнее Запада  (Прочитано 1883 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 105877

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Июля 2012, 14:44:37 »

Русь была богаче и культурнее Запада



В нашей стране ещё с XVIII–XIX вв. внедрилась весьма своеобразная методика изучения истории. Отдельно преподносится всемирная (а на самом деле, история западной цивилизации) и отдельно отечественная. А для оценок выбран единственный критерий «прогресса» – когда и на каком этапе Россия «догоняла» Европу.
 
Зачем ей требовалось играть в догонялки, подразумевается автоматически. С одной стороны – «сонное царство», невежество, грязь, нищета, рабство. С другой – блестящая Франция, мудрая Англия, роскошная Италия, деловая и аккуратная Германия… Но если от «общепризнанных» стереотипов перейти к реальности, подобное сопоставление сразу даёт трещины.

Дело в том, что все западные авторы имели (и имеют) вполне понятную тенденцию приукрашивать и лакировать своё прошлое. Для российских историков, заражённых либерализмом и «западничеством», было характерным обратное стремление – принизить собственных предков, подстраиваясь к зарубежным мнениям. Но на формирование массовых стереотипов оказали определяющее влияние даже не предвзятые исторические труды, а художественные романы и кинофильмы.

Возьмем хотя бы допетровский XVII век. В России, как предполагается, полное «варварство», которое начнёт выправлять только царь-реформатор, прорубая «окно в Европу».

А за границей – сразу предстают перед глазами образы куртуазных дам, галантных кавалеров, учёных.

Ну, кто не помнит яркие картинки, как храбрые и изысканные мушкетёры щелкают каблуками по паркету Лувра или по парижским мостовым? Хотя стоило бы учитывать, что подобные картинки имеют слишком мало общего с истинными фактами.

Запад любил роскошь и блеск. Но достигались они вовсе не за счёт научного прогресса или более совершенных общественных систем, а за счёт чрезвычайно крутого выжимания соков из собственного простонародья и начавшегося ограбления колоний.
Да и блеск, если разобраться, оказывался сомнительным.

Например, если уж говорить о тех же мушкетёрах, то их было всего 2 роты, они составляли личную охрану короля. Кроме них, во Франции было 2 полка гвардии. Только они получали жалованье и носили форму – никаких иных регулярных частей во Франции ещё не существовало.

Остальная армия собиралась из личных отрядов вельмож, из наёмников и представляла собой разномастный сброд.

В отличие от России, где имелся десятитысячный великолепный корпус стрельцов, а с 1630 года начали формироваться полки «нового строя»: солдатские, драгунские, рейтарские, гусарские. В 1660-х гг. их было уже 75.

Цокать каблуками по паркетам мушкетёрам было бы трудновато. В их времена полы во дворцах устилали соломой. А солому меняли раз в неделю. Туалетов ещё не было. В Англии они появились в 1581 г. – британцы торговали с русскими и турками и позаимствовали полезное новшество.

Но другие европейские государства перенимать его не спешили. Во Франции даже сто лет спустя пользовались горшками, с ними по дворцу ходили особые слуги. На балах и приёмах их не хватало, господа аристократы справляли нужду по углам, дамы присаживались под лестницами, и одна из германских принцесс жаловалась: «Пале-Рояль пропах мочой». Поэтому у королей было по несколько дворцов. Время от времени они переезжали, а оставленную резиденцию мыли и чистили.

Но и сами европейцы гигиеной не отличались. Культ чистоты они восприняли гораздо позже, в XIX в. – от китайцев (в тропическом климате грязь вела к опасным инфекциям). В общем-то, и раньше перед глазами западных граждан был пример более здорового образа жизни: русские ходили в баню не реже двух раз в неделю.

Но подобный обычай иноземные гости описывали как экзотический и «варварский». Даже смеялись над ним.

Англичане указывали на свои поверья, что купание приводит к тяжёлым болезням, сокрушались, что частое мытьё «портит цвет лица» русских женщин.

Ни бань, ни ванн не было даже в королевских покоях. Вши и блохи множились в причёсках, под париками и считались вполне нормальным явлением. В Англии вошь называли «спутник джентльмена».

А во Франции уже в конце XVII в., в эпоху Людовика XIV, сборник правил хорошего тона поучал, что в гостях за столом не надо причёсываться, дабы не поделиться своими насекомыми с соседями. Тот же сборник наставлял кавалеров и дам, что не мешает хотя бы раз в день (!) помыть руки. А ещё лучше при этом сполоснуть и лицо.


Чума в Неаполе, 1656 год.

Нечистоплотность и породила знаменитую французскую парфюмерию. Заглушая запахи пота и немытого тела, аристократы щедро поливались духами – они тогда напоминали крепкие одеколоны. А чтобы скрыть грязь, прыщи и угри, дамы обсыпали лицо, плечи и грудь толстенным слоем пудры.

 Увлекались и притираниями, кремами и эликсирами из самых сомнительных компонентов, нередко доводя себя до экзем и рожистого воспаления.

Кушали в Европе, как правило, руками. В нашей стране вилки употреблялись ещё со времён Киевской Руси, они найдены и при раскопках Москвы. В Италии вилки появились в конце XVI в., а во Франции внедрились лишь в XVIII в.

А кровати делались огромных размеров. В них укладывались муж, жена, дети, вместе с семьёй могли положить и гостя. А слуги и подмастерья ночевали на полу, вповалку.

И речь европейцев очень отличалась от изысканных оборотов, привычных нам по романам и фильмам. Так, один из мемуаристов передаёт диалог тогдашних аристократов. Герцог де Вандом интересуется: «Вы, наверное, примете сторону де Гиза, раз уж вы (непристойное слово)... его сестру?» На что маршал Бассомпьер отвечает: «Ничего подобного, я (непристойное слово)... всех ваших тёток, но это не значит, что я стал вас любить».

Что касается рыцарского отношения к дамам, то и эти представления перекочевали в наше сознание из романов XIX в.

А в эпоху Возрождения германский поэт Реймер фон Цветтен рекомендовал мужьям «взять дубинку и вытянуть жену по спине, да посильнее, изо всей силы, чтобы она чувствовала своего господина и не злилась». Книга «О злых женщинах» учила, что «осёл, женщина и орех нуждаются в ударах».

Даже дворяне откровенно, за деньги, продавали красивых дочерей королям, принцам, аристократам. Подобные сделки считались не позорными, а крайне выгодными. Ведь любовница высокопоставленного лица открывала пути и к карьере, и к обогащению родных, её осыпали подарками. Но могли подарить другому, перепродать, отлупить.

Английский король Генрих VIII в приступах плохого настроения так избивал фавориток, что они на несколько недель «выходили из строя». А на простолюдинок нормы галантности вообще не распространялись. С ними обращались, как с предметом для пользования.

Хозяйство европейских стран оставалось преимущественно аграрным. Крестьяне составляли 90–95% населения. Крупных городов было мало — Париж (400 тыс. жителей), Лондон (200 тыс.), Рим (110 тыс.). Стокгольм, Копенгаген, Бристоль, Амстердам, Вена, Варшава – 20–40 тыс. жителей, а население большинства городов не превышало 5 тыс. Но характерной их чертой была грязь и скученность (до 1000 человек на гектар).

Дома втискивались в узкое пространство крепостных стен, их строили в 3–4 этажа, а ширина большинства улиц не превышала 2 метров. Кареты через них не проходили. Люди пробирались верхом, пешком, а богачей слуги носили в портшезах.

Даже в Париже была вымощена только одна улица, бульвар Соurs lа Rеinе являлся единственным местом прогулок знати, куда выбирались «себя показать». Прочие улицы не мостились, тротуаров не имели, и посреди каждой шла канава, куда прямо из окон выбрасывались отходы и выплёскивалось содержимое горшков (ведь в домах туалеты тоже отсутствовали). А земля в городе стоила дорого, и чтобы занимать меньшую площадь, второй этаж имел выступ над первым, третий над вторым, и улица напоминала тоннель, где не хватало света и воздуха, скапливались испарения от отбросов.

Путешественники, приближаясь к крупному городу, издалека ощущали смрад. Но горожане привыкали и не замечали его. Антисанитария нередко вызывала эпидемии. Оспа прокатывалась примерно раз в 5 лет. Наведывались и чума, дизентерия, малярия. Только одна из эпидемий, 1630–31 гг., унесла во Франции 1,5 млн жизней. В Турине, Венеции, Вероне, Милане вымерло от трети до половины жителей.

Детская смертность была очень высокой, из двух младенцев выживал один, остальные угасали от болезней, недоедания. А люди за 50 считались стариками. Они и вправду изнашивались – бедные от лишений, богатые от излишеств.

На всех дорогах и в городах свирепствовали разбойники. Их ряды пополняли разорившиеся дворяне, обнищавшие крестьяне, безработные наёмники. В Париже каждое утро подбирали по 15–20 ограбленных трупов. Но если бандитов (или мятежников) ловили, расправлялись безжалостно.

Публичные казни во всех европейских странах были частым и популярным зрелищем. Люди оставляли свои дела, приводили жён и детей. В толпе сновали разносчики, предлагая лакомства и напитки. Знатные господа и дамы арендовали окна и балконы ближайших домов, а в Англии для зрителей специально строили трибуны с платными местами.

Но к крови и смерти на Западе настолько привыкли, что для запугивания уголовных и политических преступников их оказывалось недостаточно. Изобретались как можно более мучительные расправы. По британским законам, за измену полагалась «квалифицированная казнь». Человека вешали, но не до смерти, вытаскивали из петли, вскрывали живот, отрезали половые органы, отрубали руки и ноги и под конец — голову.

В 1660 г. С. Пинс описывал: «Ходил на Чаринг-кросс смотреть, как там вешают, выпускают внутренности и четвертуют генерал-майора Харрисона. При этом он выглядел так бодро, как только возможно в подобном положении. Наконец с ним покончили и показали его голову и сердце народу – раздались громкие ликующие крики».

В той же Англии за другие преступления постепенно, по одной, ставили на грудь приговорённому гири, пока он не испустит дух. Во Франции, Германии и Швеции часто применяли колесование. Фальшивомонетчиков варили заживо в котле или лили расплавленный металл в горло. В Польше сажали преступников на кол, поджаривали в медном быке, подвешивали на крюке под ребро. В Италии проламывали череп колотушкой.

Обезглавливание и виселица были совсем уж обычным делом. Путешественник по Италии писал: «Мы видели вдоль дороги столько трупов повешенных, что путешествие становится неприятным». А в Англии вешали бродяг и мелких воришек, утащивших предметы на сумму от 5 пенсов и выше. Приговоры единолично выносил мировой судья, и в каждом городе в базарные дни вздергивали очередную партию провинившихся.

Вот и спрашивается, в каком отношении наша страна должна была «догонять» Европу? Правда, мне могут напомнить, что на Западе существовала система образования, университеты.
Но и тут стоит внести поправку – эти университеты очень отличались от нынешних учебных заведений. В них изучали богословие, юриспруденцию и в некоторых – медицину.
Естественных наук в университетах не было. Проходили, правда, физику. Но она (наука об устройстве природы) считалась гуманитарной, и зубрили её по Аристотелю.

А в результате университеты плодили пустых схоластов да судейских крючкотворов. Ну а медицина оставалась в зачаточном состоянии. Общепризнанными средствами от разных болезней считались кровопускания и слабительные. Безграмотным лечением уморили королей Франциска II, Людовика XIII, королеву Марго, кардинала Ришелье. А ведь их-то лечили лучшие врачи! Более совершенные учебные заведения начали появляться лишь на рубеже XVI–XVII вв. – школы иезуитов, ораторианцев, урсулинок. Там преподавалась уже и математика.

К области «науки» европейцы относили магию, алхимию, астрологию, демонологию. Впрочем, о какой образованности можно вести речь, если в 1600 г. в Риме сожгли Джордано Бруно, в 1616 г. запретили труд Коперника «Об обращении небесных тел», в 1633 г. Галилея заставили отречься от доказательств вращения Земли. Аналогичным образом в Женеве сожгли основоположника теории кровообращения Мигеля Сервета. Везалия за труд «О строении человеческого тела» уморили голодом в тюрьме.

И в это же время по всем западным странам увлечённо сжигали «ведьм». Пик жестокой вакханалии пришёлся отнюдь не на «тёмные» времена раннего Средневековья, а как раз на «блестящий» XVII в. Женщин отправляли на костры сотнями. Причём университеты активно поучаствовали в этом! Именно они давали «учёные» заключения о виновности «ведьм» и неплохо зарабатывали на подобных научных изысканиях.


А. М. Васнецов. Новгородский торг.

Что же касается России, то она в данную эпоху развивалась энергично и динамично. Её нередко посещали иностранные купцы, дипломаты. Они описывали «много больших и по-своему великолепных городов» (Олеарий), «многолюдных, красивой, своеобразной архитектуры» (Хуан Персидский). Отмечали «храмы, изящно и пышно разукрашенные» (Кампензе), восхищались: «Нельзя выразить, какая великолепная представляется картина, когда смотришь на эти блестящие главы, возносящиеся к небесам» (Лизек).

Русские города были куда более просторными, чем в Европе, при каждом доме имелись большие дворы с садами, с весны до осени они утопали в цветах и зелени.

Улицы были раза в три шире, чем на Западе. И не только в Москве, но и в других городах во избежание грязи их устилали брёвнами и мостили плоскими деревянными плахами. Русские мастера удостоились самых высоких оценок современников: «Города их богаты прилежными в разных родах мастерами» (Михалон Литвин). Существовали школы при монастырях и храмах – их устраивал ещё Иван Грозный.

Был городской транспорт, извозчики – вплоть до конца XVII в. иноземцы рассказывали о них как о диковинке: у них такого ещё не было. Не было у них и ямской почты, связывавшей между собой отдалённые районы. «На больших дорогах заведён хороший порядок. В разных местах держат особых крестьян, которые должны быть наготове с несколькими лошадьми (на 1 деревню приходится при этом лошадей 40–50 и более), чтобы по получении великокняжеского приказа они могли немедленно запрягать лошадей и спешить дальше» (Олеарий). От Москвы до Новгорода доезжали за 6 дней.

Путешественники сообщали о «множестве богатых деревень» (Адамс). «Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете видеть от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой» (Ченслер).

И жили-то русские очень неплохо. Все без исключения чужеземцы, побывавшие в России, рисовали картины чуть ли не сказочного благоденствия по сравнению с их родными странами!
Земля «изобилует пастбищами и отлично обработана... Коровьего масла очень много, как и всякого рода молочных продуктов, благодаря великому обилию у них животных, крупных и мелких» (Тьяполо). Упоминали «изобилие зерна и скота» (Перкамота), «обилие жизненных припасов, которые сделали бы честь даже самому роскошному столу» (Лизек).

И всё это было доступно каждому! «В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дёшевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать» (Хуан Персидский – очевидно, имея в виду раздачу милостыни). «Вообще во всей России вследствие плодородной почвы провиант очень дёшев» (Олеарий).

О дешевизне писали и Барбаро, Флетчер, Павел Алеппский, Маржерет, Контарини. Их поражало, что мясо настолько дёшево, что его даже продают не на вес, «а тушами или рубят на глазок». А кур и уток часто продавали сотнями или сороками.

Водились у народа и денежки. Крестьянки носили большие серебряные серьги (Флетчер, Брембах). Датчанин Роде сообщал, что «даже женщины скромного происхождения шьют наряд из тафты или дамаска и украшают его со всех сторон золотым или серебряным кружевом». Описывали московскую толпу, где «было много женщин, украшенных жемчугом и увешанных драгоценными каменьями» (Масса). Уж наверное, в толпе теснились не боярыни.

Мейерберг приходил к выводу: «В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё получаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире». А немецкий дипломат Гейс, рассуждая о «русском богатстве», констатировал: «А в Германии, пожалуй, и не поверили бы».

Конечно же, благосостояние обеспечивалось не климатом и не каким-то особенным плодородием. Куда уж было нашим северным краям до урожаев Европы! Богатство достигалось чрезвычайным трудолюбием и навыками крестьян, ремесленников.

Но достигалось и мудрой политикой правительства. Со времён Смуты Россия не знала катастрофических междоусобиц, опустошительных вражеских вторжений (восстание Разина по масштабам и последствиям не шло ни в какое сравнение с французской Фрондой или английской революцией).

Царская армия неизменно громила любых неприятелей – поляков, шведов, татар, персов, под Чигирином похоронила две турецких армии, под Албазином и Нерчинском остановила агрессию маньчжуров и китайцев.

Да и правительство не обирало народ. Все иноземные гости признают – налоги в России были куда ниже, чем за рубежом. Мало того, царь реально защищал подданных от притеснений и беззаконий. Самый распоследний холоп мог передать жалобу непосредственно государю!

Документы показывают, что властитель реагировал, вмешивался, оберегая «правду». А в результате народ не разорялся. Купцы, крестьяне, мастеровые имели возможность расширять свои хозяйства, поставить на ноги детей. Но от этого выигрывало и государство…

К слову сказать, и эпидемии случались гораздо реже, чем в «цивилизованной» Европе. «В России вообще народ здоровый и долговечный... мало слышали об эпидемических заболеваниях... встречаются здесь зачастую очень старые люди» (Олеарий).

А если уж продолжать сопоставление, то и крови лилось намного меньше. «Преступление крайне редко карается смертью» (Герберштейн); «Законы о преступниках и ворах противоположны английским. Нельзя повесить за первое преступление» (Ченслер). Казнили лишь за самые страшные преступления, причём смертные приговоры утверждались только в Москве – лично царём и Боярской думой. И уж таких садистских безумств, как массовые охоты на ведьм, наши предки не знали никогда…

Вот так рассыпаются байки о дикой и забитой Руси – и о просвещённой, изысканной Европе.

Валерий Шамбаров.


http://www.3rm.info/26621-rus-byla-bogache-i-kulturnee-zapada.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 105877

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 10 Августа 2012, 12:23:10 »

Просвещенная Европа: грязь и изуверская медицина



Док сказал:
"Диагноз: СПИД".
— Спасибо, док!
— Don't mention it!*
шутка об американской медицине
(*«Не стоит благодарности!»)


«Три мушкетера», «Черная стрела», «Ричард Львиное сердце», «Ромео и Джульетта» - нашему поколению с детства рассказывали о великих временах Средневековья, с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с романтичными трубадурами, галантными мушкетерами и роскошными дворцами европейской знати. Сегодняшние авторы фентезийных романов продолжают традицию: «Средиземьем» Толкиена зачитываются миллионы людей всех возрастов. Изысканные манеры, дворцовый этикет, рыцарские турниры, повсеместный культ «Прекрасной Дамы». Ах, ну почему я не родился в те прекрасные времена? – вздыхают юные романтики. - Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда ничем не удивляют даже сны?

В наши дни уровень развития общества зачастую определяется средней продолжительностью человеческой жизни, т.е. напрямую связано с уровнем развития медицины, фармакологии и всей сферы здравоохранения в целом. Сегодня я предлагаю читателям совершить небольшой экскурс в историю средневековой европейской медицины. Разговор наш будет в развлекательной форме, т.к. серьезно анализировать такие факты невозможно – это просто адов ужас.

Учебное пособие для маньяков

«- А теперь, сударь Билли Бонс, если вас действительно так зовут, мы посмотрим, какого цвета ваша кровь... Джим, - обратился он ко мне, - ты не боишься крови?
(Р. Стивенсен, «Остров сокровищ» )



В Средневековье медицинская наука в Европе отсутствовала как таковая. Действительно, как можно лечить, без элементарных знаний о внутреннем строении человеческого тела? В XIV веке Ватикан установил жестокое наказание для каждого, кто осмелиться провести секцию (вскрытие) или выварить труп, чтобы сделать из него скелет. Европейская медицина тех лет основывалась на трудах великих арабских ученых – Рази, ИбнСина (Авиценны), Али бин Аббаса и т.д. Большой проблемой был перевод арабских трактатов на латынь – в результате европейские медицинские тексты были полны ошибок и неверных интерпретаций.

Медицина в Европе была не в почете: врачи-хирурги приравнивались к цирюльникам и банщикам. Цирюльникам доверяли не только стрижку, бритье и вырывание зубов, но даже универсальный метод лечения всех болезней – Кровопускание. Кровь пускали всем – и для лечения, и как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода - по календарю. Если после кровопускания больному от потери крови становилось хуже, то, следуя логике изуверского «лечения», выпускали еще больше крови. А уж как «помогали» кровопускания одним и тем же грязным ланцетом при массовых эпидемиях!


Геморрой такой геморрой

Не за столом будет сказано: особых высот европейская медицина достигла в практике лечении геморроя. Лечили прижиганием каленым железом. Огненный штырь в задницу – и будь здоров!

А вот например – боевое ранение. Об успешном извлечении наконечников стрел из ран не могло идти речи, до изобретения арабами специальной «ложки Абулькасиса». Рваная рана в ноге? Случай серьезный, требует немедленной операции. Сперва анестезия: деревянной колотушкой по башке - и пациент в ауте. Не бойся, уважаемый читатель! Если врач опытный, он вырубит пациента с одного-двух ударов. Далее, коновал берет ржавый меч и рубит ногу пациента (хирургических пил еще не изобрели), после - обливает культю кипящим маслом или крутым кипятком. Амбруаз Парэ научится перевязывать артерии только в XV веке и будет за это назван «отцом хирургии». Кстати, у этой истории возможен «щадящий вариант» - если у врача есть помощник, то пациенту сделают «ректальный наркоз» в виде табачной клизмы.


Миниатюра из средневекового трактата о полевой медицине. С юмором

Ну вот, наш пациент приходит в себя после адской операции. Он каким-то чудом выдержал болевой шок и избежал сепсиса (заражения крови). Ноги нет, из задницы клубится сизый дымок, состояние стабильно тяжелое. Теперь самое время сделать ему что? Правильно! Кровопускание. Если пациент все еще жив – можно попытаться начать процедуру … переливания крови. Т.е. поставить клизму с овечьей кровью. Должно обязательно помочь.
Пациент все еще живой? Невероятно, нужно скорее прописать ему лекарство – ртуть или «рвотный камень» (сурьму). Можно угостить больного мышьяком из свинцовой кастрюльки. Если больной все еще подает признаки жизни, то придется подвесить его за оставшуюся ногу, чтобы из ушей вытекла «скверна» болезни.

Чисто для контраста. Арабский врачеватель Рази (864-925 гг.) - впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка. Другой великий ученый Ибрагим Джессар (н.и. - 1009 г.) еще 1000 лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения.
Али бин Аббас (н.и. - 994 г.) провел хирургическую операцию рака, соответствующую современному уровню хирургических операций; написанная им медицинская энциклопедия “Китабул-Малики” не потеряла своей актуальности даже сегодня.
Ибнун-Нафис (1210-1288 гг.), описал малый круг кровообращения, опередив на 300 лет европейских ученых. В то время, как на арабском Востоке проводились научные работы высочайшего уровня, в Европе врачей считали шарлатанами, а больницы - прибежищем сатаны.

Одним из самых частых заболеваний тех лет был застой в мочевом пузыре из-за сифилиса и венерических заболеваний. С сифилисом боролись достаточно просто - с помощью ртути (что само по себе уже забавно), а вот для предотвращения застоя мочи применяли куда более изощренные методы. Например - катетер для мочи, прдставлявший собой стальную трубку, вставлявшуюся в мочеиспускательный канал. Болезненно, конечно, но зато навсегда обеспечена стойкая эрекция.
Так что от профессионализма средневековых европейских лекарей и алхимиков-фармацевтов погибло ничуть не меньше народу, чем от войн, инквизиции или страшных эпидемий чумы. Что же касается упомянутой чумы, выкосившей 1/3 населения Франции (Испания и Англия потеряли половину), то это следствие пренебрежения элементарной гигиеной.



Чистота – залог здоровья

Европа утопала в грязи. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) гордилась, что за всю жизнь мылась два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь французского короля погибла от вшивости. Герцог Норфолк дал обет никогда не мыться, его тело покрылось гнойниками. Слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Французский король Людовик ХIV (Король-Солнце) мылся всего несколько раз в жизни по совету врачей. Ванна с водой привела монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо еще мыться. Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те посещали баню раз в месяц – какая гадость!

Многие лица мужского и женского рода гордились тем, что вода никогда не касалась стоп их ног, за исключением случаев, когда они шли по лужам. Ванна с водой рассматривалась как исключительно лечебная процедура. Грязь настолько въелась в мозги просвещенных европейцев, что в своей книге «Новое природное лечение», доктору Ф.Е. Бильцу (XIX век) приходилось буквально уговаривать народ помыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц, - «После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...» - Спасибо, док! - Don’t mention it!

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «жемчужинами», и слагали изысканные сонеты про «блоху на женском бюсте. Хотя, везде есть исключения – в солнечной Испании вши были не в почете, для борьбы с паразитами испанки смазывали свои волосы чесноком. Вообще, что касается женской красоты, средневековая Европа имела на этот счет свои модные тенденции. Прекрасные Дамы были вынуждены пить уксус для придания своему лицу нежный томный оттенок, волосы обесцвечивали собачьей мочой. Да, я тоже вздрогнул, когда узнал сей прискорбный факт.

Европейцы не знали туалетных комнат в привычном для нас понимании. Ночная ваза стала визитной карточкой Средневековой Европы, а когда же зловонный сосуд наполнялся – его просто выплескивали на тротуар под окном. После того, как французский король Людовик IX был случайно облит дерьмом, для жителям Парижа ввели специальное правило: когда выливаешь содержимое ночной вазы в окно, предварительно нужно кричать «Берегись!».
Улицы европейских мегаполисов утопали в грязи и фекалиях. Именно тогда, в Германии появились ходули - «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам в распутицу было весьма неприятно.

В обители французских королей – Лувре не было ни одного туалета (зато был специальный паж для ловли блох с короля во время званных обедов). Опорожнялись везде, где застигнет нужда – на лесницах, на балконах, в темных нишах дворцовых комнат. Переполненные ночные вазы стояли в спальнях недели напролет. Неудивительно, что французский королевский дво регулярно переезжал из замка в замок, в связи с тем, что в прежней обители уже было нечем дышать. Все за@рали.

Еще один пикантный момент. Все девушки мечтают о благородном рыцаре в сияющих доспехах. Но наивные девушки никогда не задавались вопросом: если стальные латы самостоятельно снять невозможно, а сам этот процесс занимает десятки минут, то каким образом благородный рыцарь справлял нужду? Читатель уже наверняка, догадался, каким будет ответ.
Все это, конечно, ужасно, но до начала ХХ века в Европе была широко распространена еще более омерзительная традиция –

Каннибализм

Разумеется, только в лечебных целях. Все началось с того, что современный австралийский историк Луиза Ноубл заинтересовалась вопросом: почему в европейской литературе ХVI – XVII веков (начиная от «Алхимии любви» Джона Донна до «Отелло» Шекспира) так часто встречаются упоминания о мумиях и частях мертвых человеческих тел. Ответ оказался незамысловат – все европейское общество – от простолюдинов до самых влиятельных вельмож лечилось препаратами на основе человеческих костей, жира и крови. Европейскую цивилизацию всегда отличало лицемерие. Яростно осуждая народы только что открытой Центральной Америки за человеческие жертвоприношения, европейцы совершенно не обращали внимание на то, что творилось у них на родине в Старом свете.

Цивилизованные европейцы (в лице ушлых аптекарей-фармацевтов) не церемонились: «Не желаете ли отведать человеченки?», а спрашивали честно глядя в глаза: «Какую часть вам подать?». Великий Парацельс не брезговал человеческой кровью, считая ее превосходным средством от многих болезней. Легендарный английский врач Томас Уиллис (1621-1675 гг.), создатель Лондонского Королевского научного общества лечил инсульты порошком истолченного человеческого черепа с шоколадом. Человеческим жиром смазывали бинты во время перевязок ран. Французский философ Мишель Монтен (1533-1592 гг.) в своем эссе «О каннибалах» благоразумно заметил, что нравы дикарей ничуть не страшнее европейского «медицинского каннибализма». На самом деле, между европейским каннибализмом и каннибализмом в других культурах была огромная разница: жителям Старого Света было абсолютно все равно, чью пить кровь, а в Новом свете между едоком и съедаемым существовала четкая социальная связь.


Армин Майвес смотрит на тебя, как на гамбургер

С развитием настоящей науки медицинский каннибализм постепенно пошел на спад, но еще в начале ХХ века в немецком медицинском каталоге встречаются объявления о продаже мумий на лекарства.

Современные европейцы недалеко ушли от своих предков-мерзавцев. Достаточно вспомнить судебный процесс начала 2000-х над немцем Армином Майвесом, сожравшем живого человека. Подсудимый не признал своей вины, заметив, что его жертва отдалась ему добровольно (прямо как во времена Ацтеков!), а по объявлению в Интернете ему пришли десятки писем от людей, которые желали быть съеденными.

Глядишь, скоро европейцы совсем одичают и начнут справлять нужду прямо в штаны, как это когда-то делали их благородные потомки, закованные в сияющие латы.

Олег Капцов

http://topwar.ru/17578-prosveschennaya-evropa-gryaz-i-izuverskaya-medicina.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!