(Окончание)Действительно, мы знаем из истории открытий немало таких примеров. Может, Господь, одаривая своими идеями ученых и изобретателей, делает это так, чтобы они не зазнавались?
Его вызвали тогда в ЦК партии и сказали: «Игорь Борисович, придумайте что-нибудь еще». Он ответил: «Такая идея приходит раз в жизни. Придумать я ничего не могу. Я могу усовершенствовать то, что есть».
Тогда ему дали институт.
Слава Александровна говорила мужу:
– Я живу с тобой, как американский шпион: ничего не знаю, чем ты занимаешься… Узнаю только на банкетах, когда тебя награждают.
Она вспоминала, как с другими военными они и в советское время собирались на Пасху… Однажды на такой встрече дважды Герой Советского Союза летчик-бомбардировщик генерал-лейтенант Павел Андреевич Таран (386 боевых вылетов) сказал:
– Я ни разу не сел в самолет, не перекрестившись.
– В уставе русских летчиков Царской Армии было: «Бой в воздухе – это бой насмерть», – говорит Слава Александровна. – Маршал Тимошенко был верующим. Они поэтому ничего не боялись. У многих из них были жены поповны. У Чуйкова была жена поповна, он тоже был верующим. У Неделина жена была диаконица… Авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов был сыном священника. Звал священников, они приезжали, освящали ему все самолеты. Однажды был неудачный полет – Николая Николаевича перед этим не предупредили, – и он очень жалел, что не успел освятить тот самолет: «Ну что же я не освятил!»
***
Тайна русской истории не разгадана.
В ней всё неоднозначно, не очевидно, даже парадоксально - по-русски… В этом наша сила, непредсказуемость для врагов. Так Богу угодно…
В 1917 году, прямо в день вынужденного отречения от престола святого Царя-мученика Николая, в Коломенском неожиданно явилась Державная икона Пречистой с Богомладенцем, где Матерь Божия изображена как Царица на троне, со скипетром и державой. Начались гонения на Церковь, закрывались храмы, Державная икона исчезла. Но теперь мы знаем, что с 1929 по 1988 годы она находилась на Красной площади – в Историческом музее. Чего только ни носили мимо него в это время, чем только его ни «украшали», но главной оставалась невидимая для внешнего взора Небесная Царица Русской земли.
Император Александр I, помазанный на Царство в 1801 году, впервые прочитал Евангелие в 1812 году. А генеральный секретарь ЦК ВКП(б) учился в духовном училище, потом в семинарии, не только прекрасно знал Евангелие, но даже и в советское время цитировал Библию, часто говорил, по воспоминаниям современников, в том числе Главного маршала авиации А.Е. Голованова: «Ну, с Богом», «дай Бог», «помоги, Господь!»
Верховный, надо думать, лучше всех знал, Кто помогал нам побеждать.
***
Русская история учит нас, что революция – это ложь и горе. Это узаконенное беззаконие, это право на бесправие.
Революция - это грех. Это ропот на Бога, это богоборчество, это служение нечистой силе – недаром все революции на деле оборачиваются кровью.
Революция страшна тем, что дает полную внешнюю свободу человеку, отменяет все правила, законы, обычаи: «именем революции». Человек ведь хочет не только хорошего, он использует свободу не только для добра – хотя именно это громогласно возвещает революция. Нет, человек – грешный, и эту свободу он использует и для греха, для зла, и даже в первую очередь – отвергая Божественный закон. Вот почему от революции в результате всегда больше зла, чем добра, и она наконец захлебывается во зле, и люди гибнут, тонут в море насилия и лжи, в том числе пытающейся оправдать революцию.
Эта ложь, эта кровавая суть революции проявилась отнюдь не в 1937 году. Нет, сразу, с 1917 года, который был отнюдь не справедливее и гуманнее 1937-го. А 1937 год, казни большевиков – это было не «извращение революции», не коварный отход от ее «высоких идеалов», от ее сути –это было, прежде всего, неотвратимое возмездие за «красный террор», начатый двадцать лет назад, ибо, по слову Спасителя, «все взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52).
Для того, чтобы не погибнуть в истории в нынешнее катастрофическое время, русскому народу нужно решительно пересмотреть свое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо» в русской истории ХХ века, и прежде всего отвергнуть «прелести» революции и демократии – и обратиться не к разрушению, а к созиданию. К высокому христианскому идеалу, который только и улучшает жизнь по-настоящему – улучшает людей, к нему стремящихся. К неприемлемости греха во всех его видах. А потому и к настоящим, созидательным, спасительным ценностям самодержавия, праведной государственной власти, основывающейся на служении этим идеалам, с неизбежным ограничением «свобод», ведущих к пороку и разложению общества, с цензурой на грех во всех его проявлениях. К традиционным понятиям нашего народа, который веками воспитывался в монархической православной патриархальной традиции.
***
Какой будет будущая история России ХХI века, которая будет еще, Бог даст, написана? Хочется надеяться - объективной. Без ретуши и клеветы. Историк не должен быть ни обвинителем, ни адвокатом. Нужно во всем разобраться спокойно, отдать должное всем ее деятелям, не закрывая глаза и на самое черное, но и не умаляя героических усилий каждого. Видеть не столько идеологию, сколько дух, в котором совершались те или иные деяния.
Мы не должны быть ни «сталинистами», ни «антисталинистами» – мы должны быть «правдистами». Нам нужна достоверная картина этого сложнейшего периода русской истории такой, какой она была на самом деле. И не столько личность Сталина нас интересует, сколько суть происходившего как часть Промысла Божия.
Нам нужно, по слову Н.В.Гоголя, не препираться об истине, а углубляться в истину. Он же писал друзьям: «Экзальтации у меня нет. Складываю цифры и сами собой выходят суммы».
Вот и нам нужно «складывать цифры». Не спешить «подбивать итог». Тем более не «подгонять под ответ» факты истории, отбирая те из них, которые нам нравятся, которые подходят под сформировавшиеся у нас, навязанные нам представления, отставляя другие в стороне. Собирать – из самой жизни.
Эта история будет, конечно же, написана с любовью к России. «Нет убедительности в поношениях и там нет истины, где нет любви», – писал А.С. Пушкин в рецензии на «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Русофобия есть тяжкий грех, потому что русский народ – это народ, избранный Богом для хранения и возвещения мiру истинной веры, как показали в ХХ веке лютые гонения на Церковь, на народ Божий, воздвигнутые диаволом на Родине, как показала наша эмиграция, воздвигавшая в это время на всех континентах Земли православные храмы.
Россия – Дом Пресвятой Богородицы. Суть русофобии – богоборчество. Безумная, дьявольская затея, орудие которой – ложь, отец которой, по слову Спасителя нашего, – враг рода человеческого.
***
На днях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в Польше с официальным четырехдневным визитом, в рамках которого совершил ряд богослужений, встретился с православным духовенством и представителями высших властей страны, а также подписал совместное католико-православное воззвание о примирении народов России и Польши.
И как тут не вспомнить о катастрофе самолета Ту-154 с президентом Польши и другими руководителями этой страны, произошедшая 10 апреля 2010 года, в субботу Светлой седмицы, – это было испытание веры польского народа.
В Светлую субботу пасхальной седмицы, когда мы поем: И ненавидящим нас простим вся Воскресением… – этот самолет направлялся из Польши на русскую землю для того, чтобы русских братьев-славян стыдить и унижать за те «преступления», которые нам приписаны символом лжи в истории человечества – Геббельсом.
Так называемые «документы», якобы изобличающие в этом нашу страну, как теперь установлено, – поддельные. К тому же взаимные упреки за прошлые горькие события в истории их стран народы могут предъявлять друг другу до безконечности, в том числе и к Польше Россия. А могут строить свои отношения на основе заповедей Спасителя о любви даже ко врагам, о неосуждении и прощении.
Будет ли, наконец, это трагическое событие воспринято нашими братьями как знак Свыше – который для верующих людей убедительнее любых «документов»? Как призыв к смирению, к покаянию? Как сигнал для поляков о том, как нужно относиться к Катыньскому расстрелу, к России, к Победе, к своей роли в истории? Или оно будет воспринято без всякой веры в то, что в нашей жизни нет ничего вне Промысла Божия, как учат святые отцы? И даже такое суровое событие не принесет ныне духовной пользы польскому народу?
Да, это решают в конечном итоге не наши человеческие представления, не наше мудрование, не крикливые телеобозреватели – всё это, как Господь сказал, отстоит как небо от земли от мыслей Божиих. Всё это решает только Господь. Он, как известно, правду видит, да не скоро скажет. Бог долго терпит, да больно бьет. На всё воля Божия. Это наизусть знает наш православный народ.
В тот же год, 7 сентября, такой же самолет, Ту-154, который летел из Полярного в Москву и который по-человечески как раз не мог не разбиться, поскольку через три с половиной часа полета на высоте более десяти тысяч метров в самолете отказали системы электроснабжения и навигации, сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Но воля Божия была ему приземлиться, и он благополучно приземлился на чудом оказавшейся на его пути взлетно-посадочной полосе. На борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Пилоты рейса Евгений Новосёлов и Андрей Ламанов провели экстренное снижение, пробили облака и визуально стали искать подходящую площадку для посадки. Они смогли совершить ее в недействующем аэропорту села Ижма. Посадку пришлось производить без приборов и на повышенной скорости, поскольку не удалось выпустить закрылки. Сделать это удалось лишь с третьей попытки. Не работало оборудование, позволяющее маневрировать и снижать скорость, отсутствовала связь с землей. Кроме того, полоса была слишком короткой (1,4 километра), и потому лайнер на скорости 100 километров в час выкатился на землю и проехал еще 180 метров по лесополосе. Но все его пассажиры, включая женщину, ждавшую ребенка, остались целыми и невредимыми.
Специалисты утверждали, что такое в истории авиации еще не удавалось никому.
Супруга штурмана рассказывала:
- Я всегда перекрещиваю Сережу перед полетом. В тот раз тоже перекрестила. А еще летом Сергей вез как-то Патриарха нашего Кирилла. И тот в благодарность за полет благословил Сережу и подарил ему иконку.
Сергей был счастлив. Ведь иной раз не осмелишься попросить об этом прямо. А тут Патриарх сам вдруг так захотел. Может быть, это благословение и спасло Сережу?
Так Сам Господь сопоставил в один год два этих события.
***
В истории двух наших народов есть еще одна важная страница. Об этом рассказала мне С.А. Шапошникова.
Однажды отец Валериан приехал и причастил ее мужа, Игоря Борисовича. Это было большое семейное событие, тот до этого долго не причащался. А после этого причащался регулярно.
Батюшка спросил в тот день:
– У вас есть церковный календарь?
Раскрыл, сказал:
– Сегодня – Ченстоховская икона Божией Матери.
Слава Александровна говорит:
– Так ее же спас Борис Михайлович!
После учебы в Академии Генерального штаба, в 1912 году, Б.М. Шапошников служил в Ченстохове. Неожиданно к ним обратился городской глава:
– Панове офицеры, помогите! У нас несчастье: похищена Ченстоховская икона.
Как потом оказалось, ее хотели увезти в Америку и наняли похитителей.
Б.М. Шапошников разделил наших воинов на три отряда, и они бросились в разные стороны в погоню. Борису Михайловичу с его воинами удалось нагнать похитителей, и он возвратил главную польскую святыню на ее место.
Батюшка Валериан сказал о Ченстоховской иконе:
– Она – покровительница вашей семьи.
Когда генерал Войцех Ярузельский учился в нашей Академии Генерального штаба, он представился однажды Игорю Борисовичу Шапошникову, который был тогда одним из руководителей кафедры стратегии, поклонился и сказал:
– Наш народ не забудет того, что сделал ваш отец для Польши.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/net_nam_dorogi_unyvat_379.htm