«Никакой вражды на собственно религиозной почве у нас нет»Православные священнослужители прокомментировали доклад американских экспертов о религиозной свободе в РоссииВ докладе известного американского исследовательского центра Пью о религиозной свободе в мире Россия из категории, в которой она была в середине 2009 года («страны с высокой социальной напряженностью на религиозной почве») переведена в категорию стран с самым высоким уровнем таких проблем (в ту же, где Саудовская Аравия), в первую очередь «из-за роста давления со стороны государства в районах с преимущественно мусульманским населением», пишет сайт Regions.Ru. Имеются в виду попытки ограничить распространение фундаменталистского ваххабитского ислама и поддержка традиционного для народов России суннизма. Как свидетельство этой напряженности приводятся факты многочисленных терактов против представителей умеренного ислама.
В конце июля со сходными выводами о нарушении религиозных свобод в России выступил и госдеп, опубликовавший ежегодный доклад на тему защиты прав верующих во всем мире, отмечает «Газета.ру». Признаками неблагополучия в религиозной сфере они считают «большие преференции» Православной Церкви со стороны властей и нарушение прав некоторых религиозных групп – иеговистов, сайентологов и последователей турецкого исламского богослова Саида Нурси.
Впрочем, центр Пью отмечает, что вмешательство государства в религиозную жизнь усиливается даже в таких странах, как США и Швейцария.
Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать результаты этого исследования.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что на Западе сейчас главная религия – политкорректность и толерантность, а традиционные христианские взгляды начинают преследоваться. То крест нельзя носить, то в учебных заведениях начинают преследовать за религиозную атрибутику. Так что в самых демократических обществах религии гонимы. В общем, как говорится, «чья бы корова мычала», продолжил священник.
«И американцы будут нам доказывать, что тоталитарные секты, которые порабощают человека с коммерческой целью – завладеть сначала сознанием, а потом имуществом, - заслуживают религиозной свободы? Они хотят свободы для сектантов? А ваххабиты вообще имеют мало отношения к традиционному исламу. Так называемые салафиты – это секта внутри самого ислама. Кто поддерживает их и манипулирует ими – тот поддерживает как раз терроризм. А требовать свободы для террора, с которым американцы сами борются, просто смешно», - заключил о. Андрей.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, обратил внимание на ту поддержку, которую государство оказало мусульманам в связи с появлением небезызвестного фильма, предприняв решительные шаги по ограничению его распространения.
«Ничего подобного не было сделано для православных. Никаких ограничений на распространение книг и фильмов откровенно антихристианской направленности не предпринималось. Говорить в этой связи, что мусульмане как-то ущемляются, что им оказывается меньше внимания, чем другим конфессиям, по меньшей мере несправедливо. Такой мощной защиты Православная Церковь от государства никогда не получала. Говорить о каких-то преференциях не приходится. Это видно на примере злосчастной панк-группы. Если бы что-то подобное произошло в мечети или синагоге, это освещалось бы в СМИ совершенно по-другому. Но Православная Церковь стала объектом нападок со стороны различных общественных группировок и СМИ. Нельзя ставить на одну доску православное большинство и национально-религиозные меньшинства. Это не значит, что надо как-то ущемлять их права или не учитывать их интересы в политике государства. Надо все-таки в первую очередь ориентироваться на исторические традиции, на те духовные принципы, на которых основана общественная мораль, на которых строилась российская государственность. В этом смысле Православная Церковь действительно имеет право на особый привилегированный статус. Но на практике этого нет. Разговоры об ущемлении прав религиозно-национальных меньшинств не соответствуют истине и являются частью информационной кампании, направленной на дискредитацию и ослабление роли Православной Церкви в современном обществе», - подчеркнул о. Андрей.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, заявил: «Пускай американцы подумают о правах Осамы бен Ладена: где его права теперь, и как к ним отнеслись власти США? Пускай сперва все претензии обратят к самим себе».
«Ваххабитов и прочих религиозных экстремистов поддерживать нельзя. А то давайте еще поговорим еще о права Брейвика, который как раз на религиозной почве расстрелял столько людей. У него ведь тоже своя вера: он убежден, что нельзя пускать в Европу мусульман и выходцев из азиатских стран. Где его права, и каким образом они соблюдаются? Нет у него никаких прав, так как он – террорист. Религия, проповедующая истребление людей, неважно по какому признаку - инородцев или иноверцев, - не имеет права на существование», - заключил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, полагает, что центр Пью выдает желаемое за действительное.
«Может быть, они и хотели бы видеть социальную напряженность на религиозной почве, но, к счастью, с помощью Божией нам этого удается избежать. Никакой вражды на собственно религиозной почве у нас, слава Богу, нет. В этом плане удается поддерживать достаточно стабильный мир. А преследование сайентологов, иеговистов и подобных им маргинальных направлений деструктивного характера вполне оправдано: они приносят много вреда, поэтому в ряде стран вообще запрещены. Конечно, каждый человек имеет право исповедовать свою веру. Но дело в том, что нас фактически призывают способствовать вовлечению в эти странные культы большого числа людей, то есть на самом деле вести этих людей к погибели и десоциализации. Это-то как раз и приведет к тяжелым социальным последствиям и отрицательно скажется на духовном климате во всей стране. Что же касается преследования ваххабизма, то, кажется, все прекрасно понимают, что это движение навязывается нам и поддерживается извне. Никакой почвы в нашей стране у него нет», - заключил о. Тихон.
http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/25/nikakoj_vrazhdy_na_sobstvenno_religioznoj_pochve_u_nas_net/