Секрет спасения - в терпенииПреподобный Анатолий Оптинский (старший)
Преподобный Анатолий (Зерцалов) в 1853 году, 29-ти лет от роду, поступил в число братства Оптиной Пустыни. Он возрастал духовно под непосредственным руководством двух великих наставников монашеской жизни: преподобного Макария и преподобного Амвросия. Старец Анатолий нес послушания скитоначальника, духовника Оптинскаго братства и, по поручению прп. Амвросия, сестер Шамординского монастыря. По свидетельству современника, «он умел ласково, нежно, отечески прикасаться ко всякой больной, мятущейся, ни себя, ни других непонимающей - душе человеческой, успокаивать ее, расчищать пред нею путь жизни духовной и указывать ей, куда и как идти».Мир тебе, М. Спасайся! Не горячись, моя родная! От пыли, кроме пыли, ничего быть не может. А от терпения: мир, свет, благодать. Ведь это все пройдет, как туман раннего утра, лишь только солнышко взойдет. А наше солнышко скоро, скоро возсияет. В терпении вашем стяжите души ваша!
* * *
...Мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому ж мы обязаны, чтобы всех любить; но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. Мир тебе, спасайся. Потерпи и спасешься. А гневна и непокорна ты-от гордости. Молись, терпи и пройдет.
* * *
Мир тебе, А. Письмо твое получил и тебе пишу строчку. Рад, что ты мирна, будь и скромна, т. е. не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрительна, осторожна, знай, что одно слово может разрушить счастие, и недаром живет пословица: слово не воробей: выпустишь - не поймаешь. А нам с тобой и воробья-то не поймать. Спасайся!
* * *
Письмо твое длинное все прочел. Видно, что стараешься и желаешь спастись, - только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь. Что тебе скучно, это не беда - это со всеми бывает; но всегда проходит скука со временем. И твоя пройдет. А что ты плачешь - это хорошо. Блажени плачущие. Ведь это Господа ради. Но дерзости всеми силами избегай; и не груби сестрам.
* * *
Письмо твое получил, прочел и очень сожалею, что Г. не слушает меня, не почитает старших сестер, гордится, упрямится, не просит прощения. За это и оставляет ее Господь своею помощию, и сквернит ее диавол нечистыми помыслами. А как я тебя просил, чтобы ты была смиренна, послушна, покорна; потому что таких послушниц любит матерь Божия и Господь и все добрые люди. И бывают покорныя послушницы любимы начальницами, и мир такой у них всегда на душе! А у дерзких девочек - все зависть, злоба, раздражительность, гнев, блуд и все непотребства. Исправься, Г., время пришло. И меня утешишь. Мир тебе и благословение от Господа!
Прощенья просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения. Но диавол живет восьмую тысячу лет, а Г. нет и 18. Во всем тобою исповеданном Бог простит тебя.
* * *
Не забыл я тебя, малодушная! Помню, всегда помню я тебя! Но утешить не в моей власти. Ибо утешитель наш - Дух Святый. Обращайся к нему чаще сердцем. И Он непременно придет к тебе. Только не тогда, когда ты сама захочешь, и когда срок назначишь. А что помыслы мутят и ропот, и малодушие, то это обычный плод неправильной и слабой жизни. Но придет час, и ныне есть, егда мертвии (т. е. духом) услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, т. е. Духом Святым.
* * *
Письма твои получил. Во всем исповеданном тобою, Бог да простит тебя. Только исправляйся. Знай, что для девочки хуже всего упрямство и непослушание; скоро всем опостылешь. И потому всеми силами переламывай характер злой. Это признак гордости... А что нет у тебя матери, и никто к тебе не ходит проведать - радуйся. Сама Матерь Божия будет блюсти тебя. Ибо сказано: «Отец мой и мати моя остависта мя! Господь же восприят мя!». С родными трудно жить монаху. А что ты по-монашески живешь, это видно из того, что у тебя есть скорби, и ты их по силе своей несешь. Не унывай. Господь спасет тебя.
* * *
Едва я прочитал письмо твое, Д., как взялся отвечать тебе. Уж какие это беды сокрушают тебя, я из письма не вижу, а вижу только, что жить тебе в тягость. Ибо - первое дело: тебе не позволяют спать постоянно, а второе дело: нет мужа-буяна, который поколотил бы тебя и выбил бы дурь из головы, и еще много-премного скорбей, которые одни - больше других.
Так что Д. думает, что последнее письмо пишет ко мне. А я так надеюсь еще писать Д., ибо думаю, что она девочка умная и одумается, возьмется за свое дело. И книжки полюбит. И Богу станет молиться. И ко мне будет писать, и я ей буду отвечать. Поэтому я и остаюсь спокоен за тебя.
Отвечаю на твои недоумения: молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую. А ты думаешь неправильно; ибо ты -девочка неопытная, да еще своенравная. А ты старайся смирять себя, и молитва скоро привьется к тебе. Только не спеши, а жди помощи Божией. А что другие про тебя говорят, об этом не беспокойся. Ты пришла в монастырь угождать не людям, а Богу, который и спасет тебя - в этом ручаюсь - только потерпи.
* * *
Ты скорбишь, что тебя пробирают; а я за тебя радуюсь. Если б ты знала, как это полезно ко спасению, особенно страстным... И Господу подражать зело хорошо... Многогр. И. Анатолий.
* * *
Сестра о Господе Т.! Очень порадовала ты меня своим разумным прошением: просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине, нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношения? - Просто: не судите, и не судими будете. Молю Господа, чтобы он даровал тебе эту добродетель. (Хотя сам я ее и не имею)...
Ты боишься смерти - какая ты бестолковая! Боишься чего нет на свете. Да разве ты не понимаешь и не знаешь, что знает весь белый свет.
Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Смерть Иисусом Христом умерщвлена, и бояться ея - мертвой - нечего!
* * *
... Ты все с Настей воюешь. Это уж так вечно: два медведя в одной рукодельной. А ты вот что сделай: в благоприятную минуту поговори Насте, чтобы начать с нею жить мирно. Но только знай, что тогда нужно будет ей уступать: Честью друг друга больше себе творяще. А без любви к ближнему трудно спастись. Да и все-таки придется взяться эту добродетель, а то и вовсе не спасемся.
* * *
Мир тебе и благословение от Господа! Получил письмо твое и очень поскорбел за тебя и за себя. Но верую, и ты веруй, что все, что не от нас, а от Бога, то зело добро. Ты не сама накликала клевету, а Бог попустил. И будет ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны... Знай и твердо веруй, что бесчестие есть монаха истинная честь и слава. Я радуюсь, что тебя винят, в чем ты неповинна, за то Господь избавит тебя от других опасностей. Когда я поступил в монастырь, моим родным сказали, что я спился скругу, а я пил в год по два стакана пива в трапезе на Рождество и Пасху. Мужайся, и да крепится сердце твое. Потерпи Господа и мужайся. Читай этот весь псалом: Господь просвещение мое... каждый день, по крайней мере, по два раза, и в туге повторяй. А злоречие развеется, как пыль. Господь защититель неповинных. Будь же благонадежна.
* * *
Что касается укоризн от сестер, я говорил, и сто раз повторю: ты без них пропадешь. Если ты до такой степени тщеславна, что правды слышать не можешь, то что бы было, если бы этой немощи нельзя было подметить у тебя. Ведь в самом деле не богачка, в самом деле немощная! Так нет, не смей так говорить!.. Мирно жить от тебя зависит. Потерпишь и будет мир. А станешь воздавать злом за зло,- то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир - там Бог. «В мире место Его».
* * *
А что тебя не жалуют - не смущайся. Искушение с этой стороны подошло. Но что подошло, то и отойдет. Только чему быть, того не миновать. Видишь, и родные переменились. Когда нужно смирить человека, то не только начальница, сестры, чужия, свои, даже, по слову Исаака Сирина, вся тварь возстанет на такого человека. А ты еще говоришь, что хуже всех - и ленива, и сонлива, а вот делом стали смирять, мишура смиренномудрия твоего и сползла, и показала суть. Впрочем, все это исправимо. Потерпим еще. А там дело покажет наше дело...
* * *
Мир тебе, М.!.. О твоем устроении душевном очень сожалею, но я тебе не раз говорил и кажется писал: что этого должно было ожидать. Это -духовная эпитимия. Не для тебя одной она дана, но закон духовный положил ее в основу всех правил на согрешающих; ибо из нас, грешников сущих, милосердый Господь судил соделать Ангелов. А потому терпи, веруя искренно и непоколебимо, что за все наше страдание (хотя оно нами же подготовлено) воздастся сторицею.
Помни того патриарха, который, оставив престол, трудился незнаемый в числе рабочих. И когда изнемогая под тяжестью труда, однажды усумнился, будет ли ему за это награда: увидал возле себя идущего прекрасного юношу. Когда патриарх его спросил: зачем он тут? Юноша ответил: «я считаю все твои шаги на работе и каждый твой вздох». Вот как бывает на свете!
Преподобный Анатолий Оптинскийhttp://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61235&Itemid=3