Валерий ПановРусский американизмПочему мы всегда живем с оглядкой на ЗападНа «Первом канале» ТВ запустили новый проект под красноречивым названием «Голос». Но ни о преимуществах этого проекта, ни о его недостатках говорить не буду. Скажу только, что от подобных конкурсно-певческих программ он разительно отличается тем, что здесь – действительно поют, и поют хорошо. Без фонограмм, т. н. подтанцовки и прочих, заимствованных у западной попсы, «спецэффектов». Первые выпуски «Голоса» доставили истинное удовольствие. И - не менее сильные огорчения: проект, как выяснилось, опять из серии «Made in USA», а подавляющее большинство конкурсантов исполняли американские произведения, и на английском языке.Споем по-английски?Не давал покоя вопрос: неужели нет уже ни отечественной музыки, ни песен на русском, ни на любом другом языке из населяющих Россию 130 наций и народностей? В конце концов, можно было сделать перевод. Но винить в этом молодых артистов просто рука не поднимается.
Даже к жюри, активно демонстрировавшему хорошее знание оригиналов, подпевавшему и приплясывавшему, особых претензий нет: «рыба» откуда американизируется? Правильно – с головы.
А недавно издание «РБК daily» порадовало своих читателей публикацией о строительстве рядом с МКАД «Московского Манхэттена». И еще одна «радость»: оказывается, «в Москве введена в эксплуатацию новая автомагистраль, которая позволяет добраться от Звенигородского шоссе до международного делового центра «Москва-Сити». В связи с чем не может не вселять оптимизма в москвичей, а также гостей столицы, сообщение о международной выставке на ВВЦ «CityBuild. Городские технологии».
Эти московские истории связывает одно: погоня за золотым тельцом, и уж во вторую, а то и в третью очередь, - забота о русской культуре. Подобных примеров – масса, и, к сожалению, не только в Москве. В глубинке их тоже хоть отбавляй.
А что в политике? Вначале в России (Советском Союзе) появился свой президент, как в Америке (не где-нибудь!). Одно время был даже свой вице-президент: знай, мол, наших! Затем - свой Белый дом, опять на американский лад. Хотя на «белом» доме в Москве совсем другая вывеска. И в этом якобы Белом доме сидят премьер-министр с вице-премьерами, хотя, согласно обязательной для исполнения всеми гражданами Конституции РФ, они тоже называются иначе. Есть в России и законодательная власть - Государственная Дума и Совет Федерации. Возглавляют их люди, занимающие конституционные должности председателей, а называются, опять же на американский манер, - спикерами. Один спикер спикает в Думе, другой - в Совете Федерации со своими невесть откуда взявшимися сенаторами. Чем не еще одна иллюстрация к тому, что требования Конституции действуют избирательно?
Анализируя сегодня ход «реформ» 1990-х годов, мы отчетливо видим, что вряд ли нынешним олигархам удалось бы так лихо «кинуть» всю Россию, если бы не запустили они в обиход свои лукавые «ваучеры», не переименовали знакомые и привычные русскому уху слова в «маркетинг» и «консалтинг», если бы пороки, замаскированные американизмами – «киллер» и «рэкетир», - не скрыли подлинный облик убийц и вымогателей. А нынче чиновники прекрасному русскому слову «встреча» предпочитают странное «саммит». Американизация по сей день не знает преград.
Кинофильмы - американские, шоу - американские, презентации - на американский лад, любовь - по-американски, мечта - американская (делать деньги). Прекрасное, тонкое, словами почти не передаваемое чувство любви заменили грубым, унижающим человеческое достоинство, - «заниматься любовью». Происходит некая духовно-языковая оккупация нашего сознания.
С англо-американскими словами навязываются обозначаемые ими реалии, модели поведения, образа жизни, морали и т.п., т.е. чужие и чуждые нам культурные ценности. С помощью заимствований последних двух десятков лет осуществляются манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Неуемное вторжение англо-американизмов в угрожающих масштабах засоряет сознание людей, затрудняет их общение между собой, и, что еще хуже, прививает чужеродный взгляд на мир, разрушает нашу языковую экологию, обесценивая национальное слово, его духовную суть. Таким образом, иноязычные слова играют роль фактора внешнего влияния на общество. Не случайно поэтому, когда Государственная Дума попыталась было принять закон о защите русского языка, поднялся либеральный «вой».
Мощное давление американской культуры и английского языка в его американском варианте на другие культуры и языки во многих странах мира вызвало серьезное беспокойство о сохранении родного языка, национальной культуры, мышления (менталитета). Так, во Франции в 1994 году был принят «Закон об использовании французского языка» (так называемый «Закон Тубона»). Он запрещает необоснованное использование американизмов в публичной и официальной речи под угрозой большого денежного штрафа. В музыкальных программах иностранной музыки не должно быть больше 40%. Специальные цензоры следят за употреблением заимствований в газетах, журналах, на телевидении и радио. Принятие закона о защите французского языка послужило сигналом и стимулом для обсуждения аналогичных законопроектов в других странах, насколько известно мне, в Германии, Польше (закон принят в 1999 г.), Румынии.
Не мешало бы нам прислушаться к совету известного американского драматурга Артура Миллера: «Я очень надеюсь, что в России не появится еще одна Америка. Вам не нужна подражательная культура. У русских любовь к слову намного более распространена и более страстно выражена, чем в большинстве других стран».
Американизированная речь в современной России, таким образом, - это не только показатель состояния русского языка. Это, вместе с тем, и показатель состояния русской национальной психологии, которая в прошлом неизменно служила стержнем евразийского союза народов и евразийского типа культуры. Отсюда ясно: России не обойтись без осмысления собственной истории, неотделимой от истории других входивших и входящих в нее народов, и своего достойного места в будущем человечества. Определенную долю надежды в то, что не все еще потеряно, вселяет, скажем, тот факт, что недавно по решению российских властей прекращена деятельность представительства USAID.
Напомним, что, в соответствии с бюджетом США, средства, выделяемые по статье USAID, должны расходоваться исключительно на продвижение стратегии национальной безопасности США на территории иностранных государств. И они успешно расходовались через НКО, которых в России до 1987 года было 40, а теперь расплодилось до 300 000.
USAID в РФ сфокусировалась на госуправлении – 316 работ; здоровье – 205 работ; городском планировании и развитии – 135 работ; демократии и управлении - 124 работы и т.д. (данные на начало октября 2006 г.). По оценке известных демографов И. Медведева и Т. Шишкова, программы USAID по планированию семьи и половому просвещению стимулируют раннее знакомство молодежи с половой жизнью, рост числа венерических заболеваний, количества абортов и, в конечном итоге, ускоряют вымирание населения России.
Оказывается, эта организация участвовала в разработке Конституции РФ, первой части Гражданского Кодекса, Налогового кодекса и Земельного кодекса.
Были приняты практически все инициативы USAID в области реформы судебной системы РФ, более того, 5000 российских судебных чиновников учились в США «демократическому» правосудию. Без USAID не обошлась также реструктуризация и реформа РАО ЕЭС, развитие конкурентного рынка электроэнергетики.
И много еще чего «очень хорошего» успели натворить в России представители этого международного агентства по развитию «демократии». За 20 лет (1992-2012 гг.) США через USAID проникли практически во все государственные структуры управления и нанесли России такой ущерб, сравнить который можно разве что с последствиями крупномасшатбных военных действий на нашей территории. И эти последствия придется ликвидировать долгие годы. А сколько еще организаций, подобных USAID, продолжают в России свою подрывную деятельность?
Запрет на деятельность USAID в России – всего-навсего первый шаг в противодействии тому захлестнувшему нашу страну явлению, которое можно назвать «русский американизм», а точнее – внутренний американизм. Другие шаги в этом направлении будут даваться не менее трудно, поскольку русский американизм, ко всему прочему, имеет под собой глубокие исторические корни.
Страна свободы?В обыденном сознании укоренилось представление о том, будто русский американизм появился в России вместе с «перестройкой», был порожден ею и использовался как инструмент в реформировании страны. Отнюдь нет. Представление о США, как об эталоне государственного устройства, стремление «обустроить» российскую жизнь по американскому образцу возникли еще в конце XVIII века. Наш американизм со времени своего зарождения прошел большой путь развития, оставив заметный след в отечественной истории, в русском и российском сознании, в личных судьбах большого числа людей, стал составной частью российского менталитета.
Сегодня, наверное, можно было бы отмечать 146-ю годовщину с начала официальной американизации России. Точнее, с 1866 года, когда в Российской Империи побывала с визитом делегация американского конгресса. Американцев восторженно встречали по всей стране. Это был апофеоз в русско-американских отношениях. Побывавший годом позже на юге России писатель Марк Твен отмечал: «... здесь мы чувствовали, что достаточно быть американцем, никаких других виз нам уже не требовалось... Где только мы не побывали... всюду встречали радушие и внимание».
В поисках рецепта исправления российских реалий радикальная мысль устремлялась за рубежи Родины, вначале в Европу, затем - за океан, в Новый Свет. Америка воспринималась как альтернатива русской жизни. Так воспринимается она и сейчас.
Негативное отношение к отечественной действительности и восприятие США как эталона - основа русского американизма.
Такая оценка США и России была свойственна, например, уже Александру Радищеву, считавшему Соединенные Штаты страной свободы, а Россию - страдалицей. США виделись ему «словутой», т.е. знаменитой, ликующей страной, где живут «счастливые народы», которым «случай вольность даровал».
В России были популярны сочинения русских литераторов, посвященные США, например, книга П.П. Свиньина «Опыт живописного путешествия по Северной Америке», сочинения К.С. Станюковича, в которых он касается США. Особенно - его повесть «Похождения одного матроса». Эту повесть можно назвать гимном Америке: «... вольная сторона, ... одно благоухание!» - так отзываются о Соединенных Штатах герои Станюковича. А театральный деятель князь С.И. Волконский писал в те времена: «Удивительная страна Америка, как она умеет заставить работать, как развивает работоспособность и работоготовность... какое гордое чувство испытываешь, приезжая в Америку со своим делом: входить на эту землю не в качестве туриста, а в качестве работника - эта есть одно из приятнейших оправданий своего существования».
Знакомство с Соединенными Штатами вызывало желание перенести американский опыт на русскую почву. Как это случилось в 1893 г. с Великим князем Александром Михайловичем, идея которого заключалась в том, чтобы перестать ориентироваться на Европу и взять в качестве образца США.
В середине XIX в. начинается экспансия американского капитала, техники и технологий в Россию. В 1860-х гг. на русском Дальнем Востоке всех иностранных купцов, независимо от их национальной принадлежности, поселенцы называли американцами. Американцы приняли участие в железнодорожном строительстве в России, русский военно-морской флот пополнялся кораблями, построенными в США или с помощью американских материалов и оборудования. Русская армия вооружалась американским стрелковым оружием - винтовками Бердана, револьверами системы «Смит и Вессон», а с 1896 г. на вооружение российских войск стали поступать знаменитые пулеметы Максима. Сельское хозяйство использовало американские машины, велась пропаганда американских агротехнических достижений.
(Окончание следует)