Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 10:52:08  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Я не согласен, что советский период является черной полосой»  (Прочитано 2135 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 15 Января 2013, 17:35:48 »

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я не согласен с теми, кто утверждает, что советский период является черной полосой»



Россия призвана не заимствовать идеи гражданского общества из зарубежного опыта, а реализовывать те, которые соответствуют самосознанию народа, полагает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, сообщает Интерфакс-Религия.

«Некоторые радикальные политические силы пугают нас 2017 годом, говорят, что цифра 17 для России - это роковая цифра. На самом деле, у нас есть все шансы сделать так, чтобы грядущий семнадцатый год был совсем другим по сравнению с 1917 годом, был годом не разрушения, а созидания, не кризиса государства, а его укрепления, укрепления связи власти и народа», - сказал священник в среду на пресс-конференции в «Интерфаксе», посвященной планам Всемирного русского народного собора (ВРНС) на 2013 год.

На его взгляд, ошибки России в XX веке в основном заключаются в том, что она пыталась заимствовать идеологии, «которые не были органичны для ее развития, самосознания, исторического пути, для ее народа».

«Это заимствование привело к 1917 году, породило массу проблем после этой даты, принесло серьезный надлом в развитии России в девяностые годы, когда также почему-то решили, что для построения достойного будущего нужно принимать какие-то внешние идеи, модели», - сказал представитель Церкви.

Между тем, отметил он, в России есть своя культура общественного строительства, и в рамках нее сейчас рождаются две идеи, которые Всемирный русский народный собор готов предложить обществу для обсуждения, «чтобы 2017 год был не годом раскола, а годом триумфа России, единения народа и власти, разных слоев народа, - идеи солидарного общества и гражданского союза».

Священник заявил, что сегодня многими в России предлагается заимствованная идея гражданского общества, в которой изначально заложена идея конфликта между народом и властью, разными общественными институтами, разными слоями населения.

«Эта идея глубоко антихристианская, глубоко противоречащая самосознанию нашего народа, сформированному христианством, исламом и другими традиционными религиями. Для нас органична мысль об обществе как об обществе-семье, в котором конфликты противоестественны, в котором власть, являющаяся частью общества, органично существует вместе с этим обществом и внутри него», - заявил он.

По его словам, конфликт между народом и властью, разными группами населения - «это не необходимый, не неизбежный конфликт», а идея взаимопомощи разных слоев населения, людей разных национальностей, поколений, религиозных традиций, взаимопомощи народа и власти «лежит в основе принципа солидарного общества, и эта идея глубоко христианская».

Что касается идеи гражданского союза, то она, как напомнил отец Всеволод, восходит к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву - «человеку огромного ума, великой чести, глубокого понимания процессов, происходивших в современной ему России», личности осмеянной, но являющейся одним из основателей общественной и государственной мысли в современной России.

«Я надеюсь, что реализация таких идей, как солидарное общество и гражданский союз, поможет сделать Россию великой и побеждающей, побеждающей прежде всего своих главных врагов - разделение и безволие. Если мы победим этих врагов, никто нам не страшен, и тот же 17-й год, и весь XXI век у нас пройдет в условиях единства, мощной позитивной нравственной воли, в условиях, когда нам не будет стыдно за то, что происходит в нашей стране», - добавил он.

«Одна из целей, которую будет преследовать Всемирный русский народный собор, это оценка советского периода нашей истории, в котором было очень много хорошего. Я не согласен с теми, кто утверждает, что советский период является черной полосой», - цитирует слова отца Всеволода РИА Новости.

В свою очередь, как сообщает РИА Новости, директор правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев сообщил, что одной из тем обсуждений на площадке Всемирного русского народного собора в наступившем году станет роль в истории Иосифа Сталина.

«Мы намерены одно из первых обсуждений посвятить роли Сталина, поскольку на эту тему сейчас очень сложно говорить беспристрастно. Одни считают Сталина исключительно кровавым тираном, другие практически обожествляют его и даже многих его сподвижников, что, конечно, сильно мешает объективной дискуссии, но, тем не менее, такая дискуссия нужна. Сегодня нам не хватает именно спокойных разговоров об острых моментах нашей истории», — сказал Силантьев.

КПРФ поддерживает инициативу РПЦ активно привлекать представителей партии к диалогу для выработки оценки советского периода российской истории, сообщил РИА Новости в среду секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов.

По словам Обухова, диалог КПРФ и РПЦ идет в постоянном режиме. «Несколько раз собиралась рабочая группа. Мы согласны активизировать эту работу и не только на уровне федерального руководства, но и на местах», — сказал Обухов.

Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов в свою очередь также поддержал идею диалога между РПЦ и левыми силами. «Моя позиция очень простая: любой диалог по существу, не поверхностный, а глубокий по конкретным темам, в котором могут представить позицию разных сторон, особенно, что касается нашей истории, — это полезно. Это не значит, что мы по итогам этого диалога должны прийти к какому-то единому мнению, побрататься, снять все противоречия. Но для понимания истины, приближения к этой истине такой диалог полезен», — сказал он РИА Новости.

Удальцов добавил, что если «Левому фронту» поступит приглашение принять участие в дискуссии, он с удовольствием его примет и «выразит свою позицию по поводу советского периода и конкретных личностей».

ВРНС - международная общественная организация, которая была создана в 1993 году и стала всероссийской трибуной общественной мысли. В заседаниях ВРНС принимают участие представители всех ветвей власти, общественных объединений, силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий России, преподаватели и студенты, деятели науки и культуры. Главой Собора является патриарх Московский и всея Руси. В 2005 году ВРНС был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/12/protoierej_vsevolod_chaplin_ya_ne_soglasen_s_temi_kto_utverzhdaet_chto_sovetskij_period_yavlyaetsya_chernoj_polosoj/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 15 Января 2013, 17:39:01 »

«Считать, что советский период - это "черная дыра", значит роптать на Промысел Божий»

Диакон Владимир Василик солидарен с отцом Всеволодом Чаплиным, считающим, что СССР нельзя оценивать исключительно негативно



Как сообщалось, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что он не согласен с исключительно негативной оценкой советского прошлого. «Одна из целей, которую будет преследовать Всемирный русский народный собор, это оценка советского периода нашей истории, в котором было очень много хорошего. Я не согласен с теми, кто утверждает, что советский период является черной полосой», - сказал священник.

Прокомментировать слова отца Всеволода Чаплина и выразить свое отношение к советской эпохе мы попросили нашего постоянного автора, доцента исторического факультета СПбГУ, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика.


Я поддерживаю заявление протоиерея Всеволода Чаплина по поводу советского периода. Считать, что советский период - это «черная дыра», значит роптать на Промысел Божий, который нам этот период даровал. Даже с чисто исторической точки зрения в истории не бывает «черных дыр» - совершенно провальных периодов. Бывают провалы, но бывают и достижения. Это относится к темным векам византийской истории, к векам, которые предшествовали архаическому периоду и «греческому чуду».

Тем более нельзя назвать «темным провалом» советский период, который, без преувеличения, явился великим периодом в жизни России. С одной стороны, это период трагический - разгул безбожия, уничтожение храмов, расстрелы священнослужителей. С другой стороны, это время мученичества, Собора новомучеников и исповедников российских и множества дивных святых, которые принадлежат к советскому периоду. Нельзя говорить, что это всего лишь наследие дореволюционного периода, тем более, что многие из них приняли рукоположение в советский период. Это все равно, что Церкви отрекаться от доникейского периода.

Советский период - это не только провалы. Если сравнить советский период с эпохой серебряного века, то по многим характеристикам, особенно, если мы будет отсчитывать с 1930-х годов, советский период выглядит в духовно-нравственном плане чище и целомудренней. Целый ряд позорных явлений, бывших в Российской Империи, например, легализованная проституция, был в советскую эпоху невозможен. Все-таки пуританская мораль советского времени: идеи аскетизма, равенства и взаимопомощи не были лицемерием, не были пустым звуком для миллионов наших сограждан. Конечно, они базировались, несмотря на революционную катастрофу, на евангельской нравственности, глубоко укорененной в сердцах наших прадедов, дедов и отцов.

Благодаря своему нравственному потенциалу советское общество смогло победить в страшной Великой Отечественной  войне. Вдумаемся, сокровенная теплота патриотизма, которая и решила все, оказалась в советскую эпоху на порядок выше, чем, к сожалению, в предреволюционной России. Достаточно сравнить 19 миллионов добровольцев во время Великой Отечественной войны с миллионами беглецов с фронта в 1917 году. Царская Россия с самого начала воевала в достаточно благоприятной ситуации, со вторым фронтом. Советский Союз большую часть Великой Отечественной войны провоевал без значительной, реальной помощи союзников. И, тем не менее, диаметрально противоположные результаты.

Советский период - это небывалый взлет научно-технической мысли и за ним небывалое торжество русского духа и русского человека. Победа над Германией в том числе, - это и победа русского научно-технического гения и русского труда. Это и полет в космос.

Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин,
Каким по счету будешь ты?

Советское общество показало путь разрешения национального вопроса во всемирном братстве. К сожалению, это братство опиралось на неверные духовные онтологические основы, поэтому оказалось беспомощным перед проповедью воинствующего капиталистического материализма и перед проповедью пещерного русофобского национализма. Однако следует отметить, что Советский Союз не распался, а его ликвидировала переродившаяся верхушка, поддавшаяся соблазну приватизации и сладкой жизни. За этот соблазн мы все расплачиваемся уже 20 лет.

По поводу Сталина. Я уже в свое время выдал свою формулу и не намерен от нее отрекаться. Для меня Иосиф Виссарионович Сталин одновременно Диоклетиан и Константин: убийца русского народа и его спаситель.

В своем неоднозначном отношении к Сталину я не одинок. Неоднозначно к нему относится и мой старший коллега, уважаемый Михаил Иванович Фролов, ветеран войны, доктор исторических наук, один из наиболее компетентных историков блокады Ленинграда. Репрессии оправдать невозможно, но понять их можно. 1937 год для меня представляет некую тайну. Это и тайна народного страдания, тайна беззакония, но и тайна Промысла Божия.

Каков может быть его механизм? Тот же, что у Варфоломеевской ночи. Вспомним, первоначально Карл IX и его мать Екатерина Медичи хотели  ликвидировать адмирала Колиньи, главу протестантов, за то, что он втягивал страну в войну с Испанией, войну заведомо безнадежную. Сравним, Сталин стремился избавиться от троцкистов, которые втягивали Россию в мировую революцию и войну со всем миром. Когда ликвидировать одного Колиньи оказалось невозможно, тогда было принято решение ликвидировать его ближайший круг. Но народный энтузиазм, ненависть к протестантам, зависть к богатым дворянам, желание разбогатеть и не платить долги привели к массовой резне.

Во многом сходные механизмы были и в 1937 году. Число жертв многократно умножилось за счет энтузиазма, карьеризма, корыстных расчетов. Характерно, что снизу требовали увеличения контрольных цифр для расстрела и для посадки. В результате, число их превысило цифры, заявленные в печально известном приказе Николая Ежова от 30 июля 1937 года. Разгром Церкви и уничтожение тысяч священнослужителей тоже представляют собой некую тайну, загадку, потому что в том же самом приказе особо священники не выделяются среди других категорий «бывших». Однако самый тяжелый удар выпал на них. В приказе Ежова речь шла об антисоветски настроенных церковниках в местах заключения, а удар пришелся на всех священнослужителей, независимо, где они находились. С чем это связано? С рядовым карьеризмом и, возможно, с большим количеством троцкистов в органах, которые, предчувствуя свою скорую погибель, стремились перевести удар с себя на людей Церкви.

Может быть, в этом была страшная логика обмена. Сталину как бы предлагалось обменивать ленинскую гвардию на духовенство. И он в русской Голгофе сыграл роль Пилата: умыл руки и устранился. Подписи Сталина нет ни под одним расстрельным приговором ни одному священнослужителю. С другой стороны, об уничтожении духовенства он знал. Когда уже готовился материал на митрополита Сергия (Страгородского) и его арест, он не допустил этого, равно как не допустил окончательного уничтожения Русской Православной Церкви как организации. Он сохранил ее про запас, разумеется, из чисто прагматических соображений.

Что касается логики обмена, то вспоминается рассказ о терроре, который устроили Октавиан, Атоний и Липид в Риме и о торге за голову Цицерона, который шел целых два дня. Сначала Октавиан отстаивал Цицерона, затем уступил в обмен на родственников Липида и Октавиана. Что-то подобное могло быть и в случае со Сталиным. Бывшему семинаристу в обмен на уничтожение его бывших товарищей по партии предлагалось уничтожение духовенства. И он этот страшный обмен принял.

С другой стороны, велика и несомненна роль Сталина в восстановлении Русской Православной Церкви в 1943 году, в открытии храмов и духовных школ, в частичном восстановлении ее положения. Вряд ли здесь можно искать какую-то особую роль союзников по антигитлеровской коалиции. Сталин был прагматиком и понимал значение Русской Православной Церкви.

С именем Сталина связаны как поражение в начальном периоде Великой Отечественной войны, так и победа в ней. Неправомерно приписывать ему одни лишь победы или одни поражения. Факт в том, что его воля в 1941 году способствовала тому, что мы отстояли Москву, и страна не рухнула, и он же привел страну к Победе в 1945 году.

В 1953 году, говоря о нем в надгробном слове, святитель Алексий I, претерпевший и тюрьмы, и лагеря и едва не погибший в водовороте 1937 года, сказал так: «Упразднилась великая нравственная сила». И это действительно было так, потому что его эпигоны, такие, как Хрущев, подготовили крушение великой страны.

Фигура Сталина неоднозначна. О ней подобает судить спокойно, с фактами на руках, а не по лагерному фольклору, не опираясь на сказочников и фантазеров типа Солженицына, который приводит дутые цифры потерь от репрессий в 60 миллионов и более. Возникает вопрос, кто тогда оставался, работал, жил, воевал?

То, что в нашей стране сидел каждый третий, это неправда. Есть семьи, совершенно не задетые репрессиями, и, напротив, практически нет семьи, которая бы не пострадала от Великой Отечественной войны. Поэтому в оценке личности Сталина нужна правда. Нам не нужна ложь ни красная, ни коричневая, ни звездно-полосатая. И отрадно, что Всемирный русский народный собор проведет дискуссию, связанную с его личностью. Надеемся, дискуссия будет честной, спокойной, объективной, потому что без вдумчивой, достойной оценки советского периода мы не можем двигаться дальше. Это невозможно без правильного, духовного отношения к истории, сообразно словам Пушкина: «История, которую нам Бог дал».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/15/schitat_chto_sovetskij_period_eto_chernaya_dyra_znachit_roptat_na_promysel_bozhij/
Записан
Иаков Масляков
Новичок
*
Сообщений: 21


Просмотр профиля
Православное вероисповедание!
« Ответ #2 : 15 Января 2013, 19:20:43 »

Хотелось бы согласиться с тем, что советский период, и правда, не является такой уж черной полосой, как многие говорят.
вообще, если рассуждать и вспоминать, то период СССР отличался большей терпимостью, уважением семейных ценностей, верой в чудо - в то время как современное общество отличается лишь всеобщим равнодушием и безразличием ко всему.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!