«Нам не стоит ориентироваться на то, что происходит в стране эмигрантов»Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин о миграционной политике США В США подготовлена реформа, призванная предоставить нескольким миллионам нелегальных мигрантов американское гражданство, сообщает KM.ru. Вместе с тем предполагается ввести строгие правила найма на работу и усилить охрану границы. Прокомментировать эти инициативы и ответить на вопрос, следует ли России воспользоваться опытом США, корреспондент издания попросил замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина.
Отметив, что недавно он предлагал использовать опыт США в вопросе формирования кабинета министров, В.Жарихин заметил, что в части миграционной политики он бы «сильно не заглядывался на пример США». «У нас немножко разная история. Но посмотреть на то, что у них происходит, имеет смысл. И у нас, и у Штатов примерно одинаковое количество незаконных мигрантов, и по этим параметрам мы с большущим отрывом лидируем по отношению ко всем другим странам мира», - сказал эксперт.
Комментируя инициативу американских властей, политолог сказал: «Собственно говоря, ситуация у нас и у них несколько различна. В США мигранты уже сейчас собираются укореняться. У нас подавляющее большинство мигрантов приехали работать сюда без семей и собираются вернуться на родину. Поэтому у них стоит проблема легализации этих мигрантов в качестве граждан Соединенных Штатов. Они придумывают механизмы, чтобы отделить в этом процессе лояльных граждан от определенной части нелояльных, которые тоже стремятся в Штаты, в том числе, может быть, и по заданию "Аль-Каиды". Я не уверен, кстати, что у них это очень здорово получится, но, по крайней мере, такие попытки есть».
«У нас же другая задача – легализовать временное пребывание иностранных граждан на нашей территории, которые, вообще-то говоря, и не собираются в подавляющем большинстве становиться гражданами Российской Федерации, - продолжил В.Жарихин. – Поэтому вроде бы по результату у нас ситуация близкая, а если покопаться, то и ситуация разная, и методы, которые надо использовать, кардинальным образом отличаются».
Отвечая на вопрос, кто для него является соотечественником, политолог признался, что не решил для себя до конца эту проблему: «Естественно, этнический принцип для нашей многонациональной страны не годится, а все другие принципы, может быть, годятся для публицистических дискуссий, но не годятся для применения в рамках государственных законов, которые не терпят неоднозначности. Возьмем такой пример. Пытаются называть соотечественниками представителей тех народов, которые жили на территории Российской Федерации в нынешних границах, при этом не имеющих своего национального государственного образования в мире. Представьте себе, что украинец, предки которого (пять-шесть поколений) жили в России, переехал в Приднестровье. Согласно вышеназванному подходу, получается, что он – не соотечественник, потому что у него есть Украина. Второй пример: кореец, который уехал на Украину, хочет вернуться в Россию, а ему говорят, что он – не соотечественник, потому что у него есть Северная и Южная Корея. Это – парадокс, глупость! Мы же знаем, что корейцы столетиями живут в России на Дальнем Востоке. Если же под термином "соотечественники" мы будем подразумевать всех, у кого предки жили на территории Советского Союза, то огромное количество людей, которые не считают себя нашими соотечественниками, мы признаем соотечественниками. При этом мы "отрежем" от термина "соотечественники" потомков белоэмигрантов».
«Как видим, именно для России непроста ситуация в юридическом плане с понятием "соотечественник". В моральном плане я прекрасно знаю, кто является моим соотечественником. Это тот, кто считает Россию своей Родиной. Но юридически это оформить невозможно. Поэтому нам не стоит ориентироваться на то, что происходит в стране эмигрантов – в Соединенных Штатах», - заключил Владимир Жарихин.
http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/31/nam_ne_stoit_orientirovatsya_na_to_chto_proishodit_v_strane_emigrantov/