(Окончание)Научное общество учащихся (НОУ) школы создает условия для реализации проектной деятельности учащихся во внеурочное время. В школьном НОУ представлены различные направления экспериментальной, исследовательской, прикладной и творческой видов деятельности: естественнонаучное (химия, экология, физика, биология); математика и программирование; техническое проектирование и конструирование; социально-экономическое и гуманитарное (экономика, социология, литературоведение, журналистика, этнография, история, краеведение); прикладное искусство (художественное оформление изделий, художественное проектирование аксессуаров и украшений, живопись). Руководят секциями НОУ преподаватели вузов, с которыми школа сотрудничает многие годы (Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова, Московский государственный открытый педагогический университет, Московский государственный университет инженерной экологии, Московский институт коммунального хозяйства. Российская правовая академия), Российский государственный медицинский университет преподаватели школы. Деятельность секций НОУ осуществляется на базе учебных кабинетов, мастерских школы, а также на базе вузов; программа дополнительного образования «Гидропоника» – на базе Дворца научно-технического творчества молодежи.
В рамках НОУ организуются экспедиции учащихся в различные регионы России.
В течение только 15-ти последних лет были организованы: этнографические, краеведческие экспедиции в города Смоленск, Гжель; экологические – в города Переславль-Залесский, Ногинск Московской области, на Камчатку, Алтай, озеро Байкал. Финансирование экспедиций обеспечивается за счет средств родителей, спонсоров, управы «Выхино-Жулебино».
Условия для самореализации творческих возможностей и потребностей личности ребёнка в школе создаются и обеспечиваются развивающей средой не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, что способствует социализации учащихся.
Сочетание дополнительного и базового школьного образования, включающего все образовательные области и направления деятельности, решает проблему девиантного поведения, занятости и развития детей. Выход на другие виды деятельности, по данным школьного мониторинга, положительно сказывается на результатах успеваемости учащихся. В школе широко представлены различные направления дополнительного образования учащихся:
– Художественное и литературное творчество представлено народной хореографией, песенно-танцевальным фольклором, музыкально-инструментальным и театральным видами образования, бальными танцами, творческими мастерскими, литературным и журналистским клубами;
– Научное направление в области научно-исследовательской, социальной, опытно-экспериментальной и краеведческой представлено спецкурсами по истории, экономике, школьным музеем истории района «Выхино-Жулебино», при котором постоянно действует исследовательская секция НОУ, секциями истории, химии, математики и других вышеперечисленных секций НОУ школы, творческими мастерскими, ежегодной научно-практической конференцией школы;
– Техническое творчество в области научно-технической, естественнонаучной представлено помимо секций НОУ клубом юных изобретателей, ракетомодельным кружком;
– Эколого-биологическое направление включает экологическую, туристическую, оздоровительную области деятельности, которые представлены секцией краеведения, творческой мастерской (руководитель Потапова Э.А.), экскурсионным клубом (руководитель Шумейко Н.Г.), кружком классов «Фенология и народные приметы», этнографические и экологические экспедиции, туристические поездки в города и регионы России;
– Спортивное направление воспитательной работы включает оздоровительную, культурно-досуговую, спортивную деятельность и представлено спортивными секциями: волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, подвижные игры для младших школьников на основе русских народных игр. Ежегодно проводятся внутришкольные чемпионаты по различным видам спорта,показательные выступления и матчи в Дни открытых дверей школы. Спортивные команды принимают участие в районных и городских спортивных соревнованиях по летним и зимним видам спорта, в том числе и традиционным: «Выхинское кольцо», легкоатлетические и лыжные эстафеты, спартакиада по военно-прикладным видам.
– Декоративно-прикладное направление представлено кружками: бисероплетение, батика, моделирование одежды, росписью по дереву, вязание на спицах (крючком), театром моды, изостудией. Постоянно действует выставка рисунков, в дни открытых дверей организуются выставки работ школьников, занимающихся декоративно-прикладными видами деятельности.
– Профориентационное направление представлено факультативом по психологии, регулярными встречами с кураторами вузов, посещением «Дней открытых дверей» этих вузов, ежегодной выставкой «Образование и карьера»; традиционными встречами с выпускниками школ.
Выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности и способной в будущем участвовать в духовном развитии общества – цель дополнительного образования, которая реализуется на основе вышеназванных программ, имеющих социальную, культурологическую, оздоровительную, профориентационную и досуговую направленность.
Наиважнейшие социально педагогические задачи дополнительного образования в школе следующие:
– нравственное совершенствование среды,
– предупреждение духовной пустоты в сфере быта, свободного времени,
– общение взрослых и детей,
– создание целостной воспитательной системы.
Реализация концепции воспитательной работы школы основывается:
– на принципах интернационализма как идейной основы конструирования отношений;
– на ценности культур народов и значимости народной педагогики, как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации личности;
– на терпимости к воззрениям личности, в том числе различным религиозным верованиям, к социокультурной среде и развития;
– на учете специфики широких социальных движений в России и мире и на использовании их возможностей, традиций, обычаев, развития самобытной личности.
Вышеизложенные принципы воспитательной работы, описанные нами компоненты и структура, направления деятельности воспитательной работы позволили нам разработать программу воспитательной работы, создать единую целостную систему воспитательной работы в школе. Программа состоит из циклов, рассчитанных на десять лет обучения. Каждый из циклов представляет собой концентрическую программу, состоящую из блоков: исторический эпос, литература, искусство (живопись, музыка архитектура) и блока под общим названием «Светочи Земли Русской», включающего изучение жизни и деятельности наших соотечественников, внесших вклад в развитие государства, оставивших след в истории отечества.
Каждый из блоков предполагает обязательную экскурсионную деятельность, определяемую тематикой блока в соответствии с возрастными особенностями и тезаурусом школьников. Экскурсионная деятельность планируется на учебный год и осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями совместно с родителями, педагогами дополнительного образования школы по видам деятельности. Внеурочная деятельность предполагает разнообразные формы: беседы, классные часы, читательские конференции, научно-практические конференции и заседание дискуссионного клуба для старшеклассников в рамках предметных недель и деятельности научного общества учащихся (НОУ).
Блок «Искусство» предполагает проведение литературно-музыкальных салонов, общешкольного лектория, отчеты творческих объединений школьников в дни открытых дверей и традиционных праздников школы: хоровых, вокальных, танцевальных коллективов; регулярные выставки рисунков, эскизов и моделей, работ кружков и секций декоративно-прикладного и технического творчества.
Блок «Литература» включает проведение литературных вечеров, инсценировки литературных произведений в соответствии с общей тематикой цикла, конкурсы чтецов, творческих работ и как итог – создание ежегодного литературного альманаха (детский рукописный журнал), в который входят лучшие работы школьников; выпуск школьной многотиражной газеты, где публикуются статьи юных журналистов.
Взаимоотношения участников педагогического процесса в школе основываются на соборности, сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии.
Соборность в обучении и воспитании означает единение вокруг общего дела при сохранении индивидуального и коллективного. Это взаимное духовное и душевное обогащение, происходящее в разнообразных формах общения, взаимодействия детей и взрослых – учителей и родителей в педагогическом процессе.
Роль семьи в воспитании подрастающих поколений определяется независимостью её воздействий на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, знанием особенностей ребенка, которого родители знают лучше других воспитателей. Кроме того реальная ориентация ребенка в национальной культуре зависит во многом от семейного воспитания.
Народы в своем историческом развитии создали высокую педагогическую культуру. В прошлом, когда не было специального обучения, основной воспитательной силой была семья, родители, близкие, окружающая среда. «По традиции народной педагогики функция нормальной семьи состоит в гуманизации человека, в превращении грубых инстинктов в социальные мотивы добротворчества и созидания» (Педагогика/под ред. П.Н.Пидкасистого, М., Рос.пед.агентство, 1996, с.473).
Игнорирование в образовательной сфере роли семьи, приоритет общественного воспитания в ущерб семейному отрицательно сказалось на семейных национальных традициях, привело к деформации традиционных семейных устоев и авторитетов межпоколенных семейных отношений и к деградации семьи как самого естественного транслятора национальных и культурных традиций. Об этом свидетельствует наблюдаемый социологами кризис, выражающийся в сокращении многопоколенных семей. Именно многопоколенная семья, членами которой являются дети разных возрастов, и родители родителей являются оптимальной средой для развития нравственных качеств ребенка. Часто встречается непонимание родителями детей и детьми родителей. Слабые контакты или их отсутствие во многом объясняется недостатком поводов общения, в том числе и со старшим поколением, отрывом от этносемейных традиций.
Этнокультурная воспитательная среда школы предоставляют зоны для культурного семейного общения. В год празднования двухсотлетия А.С.Пушкина учащиеся изучали родословную поэта. Эта работа вызывала искренний интерес у всех учащихся, и в следующем учебном году была предложена исследовательская работа по составлению собственной родословной. Составление собственного генеалогического дерева требовало подготовки, терпения, долгих вечеров в беседе с родителями, бабушками и дедушками, с которыми наши исследователи рассматривали снимки в семейных альбомах, документы, копии, писали письма и звонили далеким родственникам в поисках недостающего звена (ветви) своего родословного дерева, запрашивали архивы и музеи. Многие из учащихся нашей школы гордятся тем, что для созданной ими родословной родители выделили почетное место в доме – среди самых ценных семейных реликвий. Таким образом, созданная педагогическая ситуация в семье создала зону общения, объединила и сблизила членов семьи.
В течение последних 6 лет мы наблюдаем положительную тенденцию усиления связи с родителями, их все более активное участие в организации совместной деятельности.
Положительным мы считаем то, что участие родителей не ограничивается только лишь финансированием поездки, экскурсии. Родители активно помогают в создании костюмов, в разработке сценариев, вместе с детьми играют на сцене и поют, отправляются в экспедиции и походы, благоустраивают классные кабинеты и школу.
Важную роль в создании атмосферы доверия учащихся, учителей и родителей играет управляющий Совет школы, состоящий из трех фракций. Совет школы координирует работу совета параллелей и активов классов по фракциям (родители, учащиеся, учителя). Фракции учащихся – орган самоуправления. Школьное самоуправление дает ученику возможность приобрести опыт ведения выборной и предвыборной кампаний; раскрыть и реализовать организаторские и лидерские способности; сформировать коммуникативные навыки, освоить правила делового и бытового этикета, осознать ответственность за свой выбор; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы, её развития.
Результаты психолого-педагогических исследований на рефлексию воспитательной работы позволяют сделать позитивный вывод о том, что степень влияния на воспитанность учащихся, внутренних условий и факторов выше, чем внешних. Это объясняется высокой ответственностью учителей, творческим отношением к работе классных руководителей, всего педагогического коллектива, которых отличает заинтересованность в результатах воспитательного воздействия. Результаты психолого-педагогических исследований подтверждают оптимальность созданной в школе системы воспитательной работы.
Творческое и ответственное отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточно высокий уровень базовых знаний учащихся, обогащенных национальными русскими традициями, позволили школе стать воспитывающей средой, влияющий на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру, стать фактором социального развития личности на фоне природного окружения ребенка.
Среди глобальных проблем современное мировое сообщество и мировая пресса выделяют проблемы нравственности.
К ним относят: создание мирового нравственного общества как общества нравственной культуры и справедливости, укрепление общественной нравственности в целом и ее правовую защиту, непосредственное нравственное просвещение всех народов и постоянное сообщение им важнейших и основополагающих базовых общечеловеческих моральных знаний.
Школа не может устраниться от этих проблем и не касаться их, т.к. они исходная база её общеобразовательных задач и необходимый компонент общего среднего образования.
Школа сегодня в силу объективной необходимости является главным, если не единственным, центром нравственного развития и воспитания детей и содействия этому процессу вне школы и в семье.
Изменившиеся условия жизни общества требуют, разумеется, новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и разработки его нового содержания в самой школе.
Одним из таких подходов является систематическое нравственное образование в течение всего периода обучения в школе (с 1 по 11 классы), т.е. введение обязательного последовательного непрерывного сообщения детям минимума нравственных знаний в рамках базового компонента учебного плана, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения школьников.
Постоянное и последовательное сообщение базовых нравственных знаний по классам представлено в виде отдельных самостоятельных учебных курсов основ морали с учетом возрастных возможностей их усвоения, т.к. именно здесь даются исходные понятия, необходимые для осознания и освоения нравственных норм, организации и оценки отношений людей в соответствии с нравственными требованиями, принципами и идеалами.
Учебные материалы курса основ морали состоят из трех разделов: «Азбука нравственности» (1-4 классы), «Грамматика нравственности» (5-9 классы), «Основы морали» (9-11 классы). Комплект учебных материалов включает методические рекомендации учителям по проведению уроков, рабочую тетрадь и книгу для чтения. Программа курса предусматривает определенные требования к учащимся, оканчивающим курс средней общеобразовательной школы.
Содержательная сторона курса направлена на создание целостного непрерывного нравственного формирования и развития школьников и выработку у них нравственных основ мировоззрения. Усвоение детьми системы нравственных знаний может быть сгруппировано в следующие взаимосвязанные содержательные линии, каждая из которых находит свое воплощение в разных формах на соответствующих этапах школьного обучения:
– базовые понятия морали;
– правила культуры поведения;
– нравственные отношения;
– нравственная деятельность;
– нравственные ценности правовые нормы;
– мораль и личность.
Работа над содержательными линиями курса представляет собой спиралеобразную схему моделирования углубления знаний от класса к классу.
Совершенно новые подходы были использованы при отборе текстового материала, где основополагающим стал принцип нравственного содержания. Литературный материал подбирался также с учетом эстетического принципа. Для изучения были выбраны произведения, входящие в золотой фонд русской или мировой литературы, а также материалы, ранее никогда не включаемые в книги для чтения, но представляющие собой уникальный историко-литературный материал для обсуждения с детьми нравственных проблем.
При составлении книг для чтения соблюден принцип вариативности.
После каждого текста идет ряд вопросов нравственного содержания, в которых находит отражение тема каждого урока и общее направление курса. Последние вопросы к текстам имеют свои особенности, так как составлены с целью:
1) повторение пройденного;
2) для сравнительного анализа;
3) для творческой работы.
Материал рабочей тетради не дублирует материала книг для чтения, наоборот – он расширяет и углубляет представления учащихся об основных понятиях морали.
Тексты, вопросы и задания, кроссворды, пословицы и поговорки – весь этот разнообразный материал, включенный в учебный пакет, позволяет детям приобщиться к сокровищнице русской и мировой культуры, познакомиться с историей возникновения этики, с традициями и обычаями наших предков. Таким образом, реализуется взаимосвязь нравственного и этнокультурного компонентов образования и воспитания школьников.
* Николаева Антонина Ивановна – директор Государственного образовательного учреждения г. Москвы Центра образования № 1420, который за высокий уровень образования награжден национальной премией президента РФ в номинации «Лучшие школы России», грантом мэра г. Москвы в номинации «Лучшие школы Москвы», грантом префекта ЮВАО г. Москвы в номинации «Лучшие школы Юго-Востока».
Николаева А.И. – заслуженный учитель школы РФ, отличник народного просвещения РФ, магистр-менеджер, имеет национальную премию президента РФ в номинации «Лучшие учителя России», премию правительства г. Москвы в области образования, премию правительства г. Москвы в области природопользования, лидер образования России, кандидат педагогических наук, доцент, депутат района Выхино-Жулебино, лучший директор России 2011 года.Антонина Николаеваhttp://www.voskres.ru/school/nikolaeva.htm