Единство народов – единство литературВыступление на пленуме Союза писателей в Саранске, посвященном 1000-летию вхождения мордовского народа в состав России
У памятника адмиралу Ушакову
Уважаемые друзья!
Уважаемый Владимир Дмитриевич!
Участники и гости пленума!
Наш пленум проводится в связи с важной и знаковой датой, в связи с 1000-летием вхождения мордовского народа в державную Русь, в семью народов России. С высоты сегодняшних дней мы можем оценивать это событие как историческое и символическое, ибо сегодня мы можем сказать, с что с тех давних пор Московская Русь, будущая российская держава, становилась многонациональной. И мы сегодня должны показать, что нас связывает, объединяет и что необходимо крепить и считать главным в нашей общероссийской цивилизации, в нашей литературе.
Решение мордовского народа того периода, опыт многовекового существования и жизни Мордовии показывает, сколь давно мы соединены братскими узами, как единила нас история, совместный труд, борьба с общими врагами, уважение к культуре и образу жизни друг друга, как единила нас наша земля. И этот опыт бесценен, как для мордовского народа, так и для всех народов России.
Этнические культуры в России, которые в разные моменты истории Русского государства вошли в его состав, способствовали становлению, рассвету и могуществу нашего Отечества. Мы сказали о Мордовии; уже во второй половине XVI века в России проживали русские, украинцы, малороссы, белорусы, карелы, мокша, эрзя, саамы, вепсы, коми, ханты, манси, татары, башкиры, удмурты, марийцы, чуваши, кумыки, ногайцы и другие народы. В XVII веке вошли якуты, буряты, эвенки, эвены и другие.
Народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность своей духовной культуры, создали яркое самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью. Именно в такой многонациональной стране, как Россия, значение каждого отдельного этноса огромно, потому что его культурные ценности становятся достоянием других народов, обогащают и оплодотворяют единую полиэтническую культуру. Россия и по сей день является уникальной полиэтнической системой культур. «Сколько малых племен Россия получила в истории, – писал Иван Ильин, – столько она и соблюла!»
Но именно русский народ, который составляет сегодня 83% общего населения, сохранял и сохраняет ведущую этнокультурную функцию, именно он сыграл огромную роль в сохранении и развитии этнических культур России. В настоящее время в России насчитывается 150 языков ее народов, из них около 80-ти – литературных языков. По данным переписи 1989 года, 94,6% опрошенных россиян назвали родным язык своей национальности. Это была победа русской этнокультурной миссии.
После 1917 года была создана письменность более чем 50-ти народов, причем вначале она создавалась на основе латинской или арабской графики, а только в 1936-1941 гг. переводилась на русскую графику, кириллицу.
Бесценен опыт взаимного обогащения в области культурного взаимодействия наших народов. Так, например, русские, переселившиеся в Поволжье в XVI-XVIII веках, быстро овладели языками местных народов. А местные передавали русским свой тяжелый плуг – сабан. У татарских крестьян русские заимствовали способ хранения необмолоченного хлеба в снопах. У народов Поволжья под влиянием русской земледельческой культуры начался переход от пестрополья к трехполью. Примеры эти бесконечны. Трудно представить сегодня нашу жизнь, наш общий быт без федоскинской лаковой миниатюры, павлово-посадского платка и кубанского медночеканного искусства или удмуртской, марийской и мордовской великолепной вышивки.
А как ярко проявила себя национальная живопись народов России. Достаточно напомнить имена, вошедшие в золотой фонд нашего многонационального искусства. Башкиров Домашникова, Латфуллина, Бурзянцева, Басырова, Мустафина; бурятов Сампилова, Мэрдыгеева, Дугарова, Дульбеева; карелов Ланкинена, Юнтунена, Ниеминена; марий-эл Григорьева, Горбунцова, Платунова; калмыков Рокчинского, Ольдаева, Бадмаева; якутов Васильева, Манхулова и многих-многих других. А вспомним гениального мордвина эрзю Степана Дмитриевича Нефедова, который раскрыл свой талант благодаря вниманию и участию русской интеллигенции. Ведь он стал мировой сенсацией уже в молодые годы. Примечательно, что его называли «новый Паоло Трубецкой», «новый Роден» и, наконец, «русский Роден». Россия и Москва стали его родным домом.
Расцветает театральное искусство, фольклор. Происходит рождение национальных театральных школ. В Татарстане в 1939 году создан Казанский театр оперы и балета, литературную часть которого возглавлял Муса Джалиль. Огромную роль на развитии национальных культур сыграли декады искусства и литературы в Москве: 1955 год, Башкирская декада; 1940 год Бурятская; 1957 год, Кабардино-Балкарская; 1960, Дагестанская; 1959 год, Карельская; 1957 Татарская.
Аварец Гамзат Цадаса, его последняя поэма «Уроки жизни» – нравственное завещание последующим поколениям. Качественно пополнилась многонациональная литература после Великой Отечественной войны выпускниками Литературного института им. Горького. Это особенно заметно было на примере алтайской литературы. В конце 50-х годов в алтайскую литературу пришла когорта талантливых выпускников литинститута: Адаров, Кокышев, Палкин. В эти годы создается Горно-Алтайское отделение СП СССР и начинается издание «Ученых записок».
Основоположник коми литературы, поэт, просветитель Иван Куратов – первый переводчик европейской и русской литературы на коми-зырянский язык. Помните строки: «К зырянам Тютчев не придет…» А вот и пришел с таким переводчиком.
Удмурты. Еще в 1775 году в Петербурге вышла первая научная грамматика удмуртского языка, созданная под руководством Пуцека-Григоровича, положившая начало удмуртской письменности. В 80-е годы XIX века Русское географическое общество выпустило две книги первого удмуртского писателя и ученого Григория Верещагина. (Великая заслуга Зои Александровны Богомоловой.)
Яковлев Иван, педагог-просветитель, ученый, литератор (Удмуртия? Чувашия?). 1907 год, статья «Современные вопросы инородческого просвещения». Первым из чувашей выступил с требованием национального равноправия. Одновременно «Завещание» поставило вопрос. Примечание: (В книге «Словарь литературы народов России. XX век», выпущенной ИМЛИ РАН в 2005 году Иван Васильевич Яковлев определен и «прикомандирован» к удмуртской литературе. В этом, как говорится, нет ничего удивительного). У Яковлева разнообразная, пестрая география и биография: и Казань, и Кострома, и многое другое. Яковлев много сделал для изучения и развития удмуртского языка. Но вот что Яковлев на основе русской графики составил новый чувашский алфавит, написал буквари и учебники, в этой книге не сказано. И уж совсем непонятно, почему «Духовное завещание чувашскому народу» под названием «Халал» и вовсе не упомянуто. Не потому ли, что звучит оно так: «Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши… Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли… Идите за ним и верьте в него… Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем… Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью».
Разве это завещание и поучение только чувашскому народу, а не всем народам России? И не самому русскому народу?!
Вот что говорит далее о языке и языках, о Вере нашей Иван Яковлев: «В обращении к родному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому Отечеству можно, не забывая родного языка… Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские…»
Какая сила в этих словах! Какая вспыхивает благодарность великому просветителю! Он, кстати, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Пора нам и на могиле Ивана Яковлева (так же, как это мы делаем на могиле Владимира Даля) устроить бы вместе общероссийское поклонение. А?
А как важна была объединяющая сила любви поэтов разных национальностей вокруг осетина Косты Хатагурова. Дагестанские, грузинские, кабардинские, украинские и белорусские поэты не просто отдавали ему должное, но посвящали свои сердечные и задушевные произведения. О нем восторженно писали и Горький, и Тычина и многие другие.
Наша страна имеет великий и неоценимый опыт единства народов. Не плавильный мультикультурный котел наций, а великое содружество народов сложилось на территории России. И в этом многовековом содружестве наряду с факторами экономическими, геополитическими, военным важнейшими факторами была культура и литература.
Мы говорим сегодня о литературе, которая сыграла выдающуюся духовную роль в создании этого уникального многоцветья культур. Бесспорно, что главенствующую роль играла русская литература. И, конечно, великий Пушкин, как цель он определил направление: «Когда народы, распри позабыв, в единую семью объединятся…» Думаю, это и цель нашего Союза писателей, всех писателей – членов нашего Союза.
Мы, может, единственный творческий, да и общественный Союз, у которого во всех субъектах федерации, областях и республиках есть полноценные отделения. На пленуме, посвященном 50-летию Союза писателей России, справедливо говорили, что наш Союз исполняет своеобразную миссию министерства по делам национальностей и культуры. Ибо за эти годы у нас побывали с отчетами писатели из Якутии, Дагестана, Удмуртии, Бурятии, Хакассии, Адыгеи.
К сожалению, нам не всегда удается посетить все литературно-культурные мероприятия у наших друзей в республиках или принять некоторые из них в Союзе писателей. Назовем некоторые из них. Это праздник «Белых журавлей» имени Расула Гамзатова в Дагестане, ставший подлинным праздником литературы.
Несмотря на драматические, а порой и трагические события в Чечне, мы проводили там два пленума. Один в 2000 году, когда еще шли бои, но мы привезли 2 тысячи томов А. Пушкина. Мы были как у бойцов федеральных войск, в окопах и казармах, так в школах встречались с учениками и учителями чеченской земли. Вспоминаю, в Гудермесе мы – я, Распутин, Костров, Василий Лановой, Татьяна Петрова – выступали в школе, возле которой стояли три танка. Учительница погладила Валентина Распутина и сказала: «Мы знали вас до войны, а сейчас забыли. Но если Пушкин пришел, то значит, мир будет…» Мир и наступил.
Второй секретариат Союза писателей в Грозном состоялся в прошлом году. Когда мы познакомились с творчеством наших коллег, побывали в почти сказочном трехэтажном здании отделения Союза писателей, где благоустроены помещения библиотеки, зала. Чеченская организация живет сейчас полнокровной жизнью. А ее председатель Канта Ибрагимов стал лауреатом Государственной премии России за прекрасный, насыщенный бедой и любовью роман «…………………………………………….». Это большое достижение нашей национальной литературы.
Глыбисто встает на Кавказе аксакал нашей литературы сопредседатель Союза писателей Исхак Машбаш. Как принято у нас в Союзе, мы обсуждали вместе с представителями постпредства его роман «Хан Гирей», как и другие его романы.
А якутская литература как бы прописана в Союзе писателей России. Ну во-первых, тем знаменитым пленумом Якутск-Лена-Нюренгр и той знаменитой уже нынче Большой литературной премией России, появившейся от усилий компании Алроса и якутских президентов Николаева и Штырова и нашего Союза. Все крупнейшие и известные писатели России с признательностью и благодарностью приняли ее. Специальной премией в прошлые годы за достижения в области отечественной культуры и литературы удостоены были Распутин, Ножкин, Исаев, Лановой, Петров. Отдельной строкой в премии всегда выделены якутские писатели, переводчики с якутского на русский. Всем нам памятен отчет мудрейшего и всеобъемлющего писателя Якутии и всей России Сууруна Омоллона (Сивцева) на его девяностолетии в Союзе писателей. Это была подлинная художественная панорама литературы Якутии-Саха. Ведь он создатель якутского букваря, первых пьес, исторических романов, фольклорных поэм, был наказан за критику, награжден за воспевание труда, был признан как якутский классик и великий радетель русской литературы. Обращаясь, как и чуваш Яковлев, к молодому поколению своих соплеменников об исторической необходимости овладевать как собственной, так и русской культурой.
А недавно в зале Союза писателей обсуждали одну из книг якутского писателя, интеллектуала и большого художника Николая Лугинова «Хунские повести». Это было одно из ярких художественных и философских литературных обсуждений. На обсуждении были писатели, философы, историки, этнографы. Это был подлинный пир мысли, гипотез, слова и образа. Умнейшая книга. (Переводили Н. Лугинова Петр Краснов, Николай Шипилов и Владимир Карпов.)
Приходится сожалеть, что ни наше телевидение, СМИ, так называемые, в такого рода обсуждениях не заинтересованы. Им бы международные кинофестивали, где премии присуждаются за сквернословие. Им не нужна классика, Они не вдохновляются общением литературы русской провинции, произведениями национальных авторов.
К чему же мы должны стремиться, какие задачи пытаться осуществить, несмотря на безразличие властей, общества, да и самих наших союзов, самих писателей? В чем причина упадка культуры, снижения уровня чтения, невежества? Во-первых, мы убеждены, что системный подход к культуре, который состоял в том, что культура должна быть самоокупаема – ошибочен. Все эти годы нас убедили, что такой подход не только нелепость, но и обман, ибо нацелен в первую очередь на уничтожение культуры. Если народ, нация, власть хотят иметь свою культуру, а не заемную, они должны поддерживать ее. Во-вторых, утверждение о том, что появится широкий слой благотворителей и он снимет заботу о культуре с плеч властей, оказалось несостоятельным. Да, появилась небольшая богатая прослойка людей. Но, к сожалению, она оказалась в большинстве случаев духовно несостоятельной, ее выразителем стала массовая культура, куршавельские забавы, гламур с его примитивизмом, пошлостью, забвением всего лучшего, что было в ведущей по культуре стране мира.
Мы можем со скорбью, основываясь на многих фактах, связанных с падением уровня чтения, внедрения пресловутого ЕГЭ, закрытием многих библиотек, говорить, что невежество не только не сдало свои позиции, но укрепило их. Большинство наших ВУЗов оканчивают люди, не знающие и не понимающие историю, литературу, искусство. Но, несмотря на глобалистские устремления в мире и у нас в стране, нивелировать все национальные культуры в стране, особенно в наших национальных республиках, не удалось, и принимаются меры спасения.
В Дагестане продолжает работу фонд Расула Гамзатова, оказывающий поддержку мастерам литературы и искусства. В Якутии Академия духовности обобщает и пропагандирует лучший цвет достижений культур народов Якутии. Воссоздано эталонное государственное издательство «Художественная литература», одной из задач которого и является выпуск писателей из национальных республик. Но мы мало заботимся о наших интересах в этом смысле.
Окончание в следующем сообщении