О прошлом и будущемКредо русского православного консерватораВ жизни любого человека назревает такой момент, когда он чувствует себя способным и в то же время обязанным отдать обществу и своим близким, может быть, последний отчет и подтвержденные всем жизненным опытом предложения о том, как улучшить общее дело.
Надо торопиться это сделать, пока твой мозг адекватно реагирует на все интеллектуальные сигналы и пока болезнь и смерть не вырвали тебя из этой круговерти личного и общественного существования.
Отдаю дань доброй и благодарной памяти моим русско-украинским крестьянским предкам, Бог весть когда поселившимся на холмистых степях Луганской области. Предки и родственники по материнской линии практически до самой Отечественной войны жили в избушках с земляным полом, частично поменяв в начале XX века сельскохозяйственный труд на шахтерский. Обитавшие в соседнем селе родители по линии отцовской лишь в начале 30-х годов могли позволить себе настилку деревянных полов в двухкомнатной хате под черепичной кровлей.
О прабабушке по линии отца сохранилась память как о весьма «ученой» особе, о чем свидетельствовало некоторое количество книг, хранившихся в ее сундуке. Родители же мои, начинавшие свою трудовую жизнь на индивидуальном земельном участке, всю свою грамотность приобрели в первых трех классах церковно-приходской школы.
Зато детство мое и моего старшего (на 2 года) брата проходило на фоне интенсивной индустриализации всего народного хозяйства Донбасса в постоянных учебе и домашнем труде, под слабеющим традиционным воспитательным влиянием со стороны дедушек и бабушек и усиливающимся атеистическим влиянием школьной и внешкольной советской среды.
Мы, как все мальчишки того времени, мечтали стать летчиками, папанинцами и стахановцами и прочими героями. Война внесла поправки в наши планы. Старший брат, едва закончив среднюю школу, ушел на фронт в 17 лет, и в 20 лет сложил свою голову старшим сержантом Советской Армии.
На фронтах Отечественной войны погибли еще три двоюродных брата, а четырем братьям Бог дал возвратиться с войны живыми и продолжить жизнь в труде по восстановлению разрушенного хозяйства.
Мне удалось, совмещая труд и учебу, закончить среднюю школу в годы войны, а в 1944 - 1949 гг. - Горный факультет Донецкого индустриального института. В качестве горного инженера я получил в 1949 - 1953 гг. трудовую закалку на шахтах Донбасса. Затем прошел школу аспирантской учебы в Москве, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Многие годы работал руководителем отраслевого научно-исследовательского института экономики угольной промышленности, а также госплановского института, занимавшегося научным обоснованием перспектив развития народного хозяйства СССР.
Написал много книг и статей экономического, экологического и публицистического содержания. В годы ельцинского лихолетья работал деканом Экологического факультета Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Московского патриархата.
Ничуть не претендуя на оригинальность и, не кривя душой, скажу, что всю свою сознательную жизнь я никогда не замыкался в узкой скорлупе личных или семейных интересов. Так было воспитано наше поколение, что мы рассматривали жизнь и труд как свой, так и своих близких, в первую очередь с точки зрения их ценности для укрепления мощи и доброй славы нашего Отечества. Мы гордились и гордимся всеми его достижениями и переживаем как личные несчастья все его беды.
Сердце обливается кровью, когда анализируешь и оцениваешь последствия двух гигантских социальных катаклизмов, потрясших нашу страну и нашу Российскую государственность в ХХ веке. Впервые в тысячелетней истории нашей страны и нашего Русского народа мы сидим, можно сказать, у развалин нашего государства.
Невольно задаешь себе вопрос: кто мы и что мы, почему подобная катастрофа стала возможна в обществе традиционной, старой христианской цивилизации? Почему мы так податливы на призывы наших недругов, настолько лживые и коварные, насколько же и гибельно-разрушительные?
Вновь подвергнем нашу общественную мысль строгому и последовательному анализу здравого смысла.
Начнем с самоидентификации.
Что значит: «я принадлежу к Русской православной цивилизации»?
Это значит, что я принадлежу к сообществу людей, которые в сфере своего материального и духовного творчества и в формировании целей личной и общественной жизни руководствуются, в основном, принципами Христианского учения (интерпретируемого Русской Православной Церковью), а главным действующим субъектом этой цивилизации является Русский суперэтнос (великороссы, малороссы, белорусы).
Есть все основания считать, что Русская православная цивилизация имеет на своем счету исторические достижения, как-то:
создание нетрадиционной, многовековой и мирной (не ставящей перед собою открыто завоевательных целей) Российской Империи, защитившей человечество от нескольких глобальных и варварских нашествий претендентов на мировое господство;
создание оригинальной духовной и материальной культуры, родственной по форме и содержанию другим христианским культурам белой человеческой расы;
выполнение до последнего времени роли защитника Православного Христианства и роли «удерживающего» от объявления в мире «сына погибели и человека греха - антихриста».
Прежде чем перейти к достижениям последнего времени, еще раз остановимся на причинах крутого съезда российского общества с не столь уж гладкой и спокойной дороги многовекового эволюционного развития на неизведанный и изобилующий ухабами и гибельными провалами путь радикальных революционных экспериментов.
Борьба между сторонниками национально-консервативной стратегии развития страны, позднее получившими название «славянофилов», и сторонниками широкого заимствования на Западе решений не только технического, но и политического и культурного характера (вплоть до посягательств на основы религии) на Руси шла уже в той или иной форме давно.
Становление Русской православной цивилизации происходило по XIX век включительно, хотя и не всегда спокойно и гармонично, но, можно сказать, в общем поступательно и от менее зрелых форм к более зрелым.
Уступка монархической власти левому движению в виде создания в 1906 году наделенной правом законосовещательной деятельности Государственной Думы не принесла умиротворения в ряды антимонархической оппозиции. Напротив, за исключением активного правого меньшинства в лице монархистов и националистов (Н.Е. Марков, П.Н. Балашев и некоторые др.) Государственная Дума превратилась в трибуну антиправительственной и антироссийской пропаганды и клеветы, в гнездо предателей, наносящих удар в спину воюющей с тремя империями Российской армии и подготовивших открытый мятеж против Монарха и правительства своей страны.
Можно сказать, в ХХ веке борьба носителей двух принципиально отличных мировоззрений и идеологических течений, а именно: «почвеннических» (славянофильских, русско-националистических, консервативных) - с одной стороны, и западнических, космополитических, настаивающих на необходимости полного слома всех традиционных институтов власти и традиционного образа жизни достигла своей кульминационной стадии.
Левая печать начала XX века безудержно стенала о «разгуле реакции», тогда как на самом деле речь шла об установлении шаткого и неустойчивого периода элементарного полицейского порядка (по словам бывшего народовольца Л.А. Тихомирова о том времени (1910 г.): «В результате стали меньше нагло резать и выжигать, поменьше грабят банки, в учреждениях вместо стада каких-то маньяков явились люди, более или менее рассуждающие, старающиеся не разрушить, а что-нибудь устраиваться. Радоваться ли, однако, этой «реакции»? [1]
Представители славянофильского направления склонны были рассматривать московский (допетровский) период развития русской цивилизации и государственности как идеальный и полностью соответствующий национальным традициям и интересам России. Петербургский период Российской Империи ознаменовался не только существенными территориальными приобретениями в северо-западных и южных пределах страны, освоением некоторых технических новшеств Запада и переносом столицы государства на берега Финского залива. Роль Русской Православной Церкви была заметно принижена, многие традиционные государственные институты управления были перестроены по западному образцу, а аппарат власти был сильно деруссифицирован привлечением на высшие должности большого числа иностранцев.
Во времена Екатерины II и Александра I правящий класс России продолжал заимствование некоторых идей западного Просвещения и некоторые обычаи западного аристократического быта. Были увеличены привилегии дворянства, упрочнено и расширено крепостное положение крестьянства. Русское мещанство и торговое сословие было очень существенно разбавлено вливанием многочисленной массы инородного (еврейского, польского, прибалтийского, кавказского и др.) населения.
В XIX «золотом» веке русской культуры дворянская, а затем и разночинная интеллигенция начинают с энтузиазмом изучать многие западные философские и политические идеи и учения, в соответствии с духом которых они пытаются теоретически и практически изменить неподатливую российскую действительность.
Начиная примерно с 60-х годов XIX столетия, в России неуклонно и по нарастающей развивается и крепнет антимонархическое и антигосударственное революционное движение. От критики (во многом справедливой) некоторых традиционных институтов власти и благодушных «походов в народ» осуществляется переход к непримиримым народовольцам, легальным и нелегальным социалистам, анархистам, бундовцам и сторонникам массового революционного террора.
Итак, к концу XIX века все способствующие формированию революционной ситуации факторы эрозии и деформации основополагающих составных элементов Русской православной цивилизации были налицо:
ослабление Православной Церкви (по словам Л.А. Тихомирова, «мы омертвили (Православие - А.К.) формализмом» [2]);
снижение роли и ущемление прав государствообразующего Русского народа;
появление практически ничем не компенсированного со стороны государственной власти, мощного оппозиционного движения со стороны большей части интеллигенции и сил профессиональных революционеров, опирающегося на находящиеся в монопольном владении еврейских и экстремистских организаций средства печати и на поддержку антироссийских масонских и сионистских сил за рубежом.
Революция 1905 г. потерпела поражение в значительной мере благодаря решительной поддержке власти со стороны массовой народной организации «Союз русского народа» (руководители А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич, Э.И. Коновницын, Н.Е. Марков).
По-прежнему все наиболее заметные (сильные) люди государственного аппарата дореволюционной России жили под непрерывной угрозой жизни со стороны эсеровских, анархистских и экстремистско-еврейских террористических групп. «Союз русского народа» был лишен активной поддержки царской власти, правящий класс (аристократия, помещики, армейский генералитет, буржуазия) был обезоружен усилиями масонов и запуган террором и вместо поддержки власти шел на поводу у бульварной антиправительственной пропаганды, превратив Думу в главное и публичное ристалище оппозиции Царю и Царскому правительству.
Интеллигенция в большинстве своем поддерживала антимонархические и революционные настроения, а подавляющая масса населения Империи, лишенная объективной информации и уставшая от многолетней и тяжелой Первой мировой войны, была деморализована и безучастно наблюдала перипетии политической борьбы, ведущейся в основном в столице.
Полоса отдельных и ярких сторонников и защитников монархического режима, таких как святые Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский, премьер-министр П.А. Столыпин, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, депутат Госдумы Н.Е. Марков, публицисты Л.А. Тихомиров и М.О. Меньшиков и некоторых других тонули в многоголосом и агрессивном хоре политиканов-демагогов и ненавистников не только Царя и существующего строя, но и всей России в целом.
Создается впечатление, что и правящий класс и формирующая общественное сознание интеллигенция России накануне трагических событий 1917 года полностью утратили инстинкт самосохранения, отдав себя без остатка во власть заботливо поддерживаемых с Запада настроений злобы, мести, анархии, безответственной демагогии, т.е. общего политического хаоса. Проникнутая гнилым духом масонства буржуазия и псевдосоциалистические политиканы, совершившие государственный переворот в феврале - марте 1917 года, оказались совершенно неспособными руководить страной, находящейся в состоянии войны. Той войны, которую, при сохранении и укреплении надлежащего порядка в стране, Россия имела все шансы победно завершить. Два противника - Австро-Венгрия и Османская Турция были практически разгромлены, а Вильгельм II прощупывал почву для заключения мира.
Об ослаблении роли Церкви в то время свидетельствует переход Святейшего Синода РПЦ на сторону предателей, - окопавшихся в Государственной Думе Российской Империи, инициировавших отречение Царя от власти и создание нелегитимного Временного правительства.
Развал армии, террор, заигрывание с параллельной властью Советов в период восьмимесячного правления Временного правительства в конечном итоге открыли дорогу для прихода к власти в столицах бескомпромиссной и жестокой диктатуре большевиков и сионистов во главе с Ульяновым-Лениным, Бронштейном-Троцким, Я. Свердловым, Радомысльским-Зиновьевым, Дзержинским. Начался период невиданного кровавого террора, тотального слома институтов прежнего режима, гражданской войны, территориального и экономического развала страны, голода, безработицы, абсолютной ликвидации частной собственности и жестоких репрессий по отношению к Православной Церкви.
В процессе переворотов 1917 года и последующих эксцессов в ходе становления Советской власти были физически уничтожены или изгнаны из страны как представители правящего класса Царской России, так и значительная, если не подавляющая, часть той интеллигенции - «буревестников революции», которые подготовили общественное сознание массы российского населения для совершения этих переворотов.
Интересно отметить, что представители этих частично расстрелянных, частично изгнанных и частично «перевоспитанных» «буревестников революции», так и не смогли понять и до конца осознать своей вины и своей попросту предательской роли, играя которую они содействовали всем трагическим событиям, постигшим Русский народ и его государство.
Так, например, один из предателей-думцев, бросавший с трибуны этого уродливого парламента грязные обвинения в адрес Царской семьи, вначале (1920 год) так оценивал итоги февральского 1917 г. переворота: «Пусть Россия разорена, отброшена из двадцатого столетия в семнадцатое, пусть разрушена промышленность, торговля, городская жизнь, высшая и средняя культура. Когда мы будем подводить актив и пассив громадного переворота, через который мы проходим, мы, весьма вероятно, увидим то же, что показало изучение великой французской революции. Разрушились целые классы, оборвалась традиция культурного слоя, - но народ перешел в новую жизнь, обогащенный запасом нового опыта и решивший для себя бесповоротно свой главный жизненный вопрос: вопрос о земле».[3] Несколькими годами позже когда стала укрепляться большевистская власть, этот делатель «народной революции», (так он именовал февральский переворот - А.К.) заявил, что режим «пролетарской» диктатуры «доведет Россию до крайней степени разрушения всех ее национальных целей - государственных, экономических и культурных, которые копились долгими веками». Вот тебе и решение «вопроса о земле»! [4]
(Продолжение следует)