Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан«Нужно всеми силами избегать “механического участия” в таинствах»Вопрос о том, как следует готовиться к принятию Святых Таин и, в частности, нужно ли исповедоваться перед каждым причащением, в последнее время вновь привлек внимание православных христиан. Мы попросили поделиться своими рассуждениями на эту тему архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилина.Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан– Владыка, обязательно ли исповедоваться перед Причастием? Насколько я знаю, сегодня высказываются разные мнения по этому поводу. Более того, в некоторых Поместных Церквах христиане причащаются, не исповедуясь годами. Сам видел в Сербии: забегает человек в храм после Херувимской, спрашивает, не кончилась ли еще служба, совершенно спокойно подходит к Чаше и стремительно убегает. Востребован ли такой опыт нашей Церковью, или лучше от него держаться подальше?– Если говорить о данном конкретном случае, то, думаю, такой «опыт» не востребован ни нашей, Русской, ни Сербской, ни любой другой Православной Церковью. Насколько я знаю, в той же Сербии существуют монастыри, где очень строго подходят к подготовке к таинствам и без исповеди человека к Причастию не допустят. Впрочем, оставим этот случай на совести того христианина – Богу ведомы и степень его веры, и мера его подготовки к тому, чтобы принять Христа. Поговорим о правилах, касающихся всех христиан.
Спаситель создал Церковь на земле с одной единственной целью – спасения человека. Он установил в ней таинства для вспоможения на тесном пути к Царствию Небесному. Многие верующие считают, что таинства помогают в том числе и в разрешении земных проблем. Особенно это касается святой Евхаристии. При этом упускается из виду, что любое таинство требует соответствующей подготовки, не только внешней, но и внутренней. Полагая, что самое главное – причаститься, верующие в лучшем случае ограничивают приготовление к Евхаристии внешней стороной – телесным постом, посещением храма, молитвой, оставляя без должного внимания внутреннюю, духовную составляющую.
Между тем при намерении приступить к таинству нас встречает апостол Павел с кротким, но строгим научением: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11: 28). Да испытывает себя человек, достойно ли он подготовился и с правильным ли внутренним расположением приступает к причащению, ибо от этого будет зависеть, принесет ли он приобщением плод духовный. Достоинство определяется не только количеством и строгостью понесенных подвигов при приготовлении, но главным образом сердечным расположением, к которому эти подвиги приводят.
Святые отцы внешний подвиг уподобляли листьям, а внутренний – плоду. Дерево в саду, имеющее листья, но не приносящее плодов, оказывается в большой опасности: оно может быть срубленным, ибо в саду насаждают деревья ради урожая. В Евангелии повествуется о том, как Спаситель проклял смоковницу, которая имела только листья, но не имела плодов. Значит, можно навлечь на себя гнев Божий и проклятие, если сосредоточиться на одном телесном подвиге, оставив в небрежении подвиг духовный. Зная эту важную истину, святые отцы главное внимание обращали на правильный настрой сердца перед причащением.
Расположение сердца гораздо важнее наших телесных подвигов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Помни, что Господь дает по сердцу: каковое сердце, таков и дар».
Какое же должно быть расположение сердца причащающегося?
Перед причащением необходимо исполнить молитвенное правило, которое подобно камертону, точно воспроизводящему звучание определенной ноты. Эта нота является эталонной, по ней настраивается оркестр или хор. Молитвы святых в правиле перед причащением и есть тот самый духовный камертон, с которым мы обязаны сверять свое душевное расположение, приступая к принятию Тела и Крови Спасителя. Святые, постоянно испытывая свою совесть, находили себя далекими от совершенства, были преисполнены осознания своего недостоинства, страха быть наказанными, но при этом не теряли надежды на милосердие Божие. Правильный сердечный настрой, расположенный между страхом и надеждой, – это проходит красной нитью в текстах святоотеческих молитв, которые входят в молитвенное правило перед причащением.
Ко Христу надо приступать со страхом и трепетом, с верой и благоговением. Чем меньше веры и благоговения, чем безразличнее и равнодушнее сердце, тем бесполезнее таинство. Мало того, по мнению святого праведного Иоанна Кронштадтского, при небрежном приготовлении «оно (таинство) прогневляет Бога». Именно поэтому каждый раз, прежде чем приступать к Евхаристии, должно испытывать свою совесть, свое сердце, следуя совету апостола Павла.
– Как же тогда причаститься достойно, не в осуждение себе?– Посильными подвигами, молитвой, самоосуждением и покаянием очистить сердце от всякой скверны. Надо изменить настрой души. Стараться жить во взаимной любви, прощать обиды, носить немощи друг друга, оставить пристрастие ко всему земному и тленному, порабощающему душу и порождающему сребролюбие, которое есть «корень всех зол» (1 Тим. 6: 10). Должно проявлять воздержание в пище и питии, бороться с празднословием, сквернословием, осуждением, ложью, клеветой и т.п. Надо стараться жить в чистоте, правде, истине и святости, удаляясь от всякого греха и порока. Если мы не понуждаем себя на борьбу с грехом, насаждая добродетель, а остаемся в нечистоте и совершаем вольные грехи, тогда Христос не может обитать в нас. «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6: 15). Мало того, в таком случае таинство может послужить не во благо, но во осуждение причащающемуся.
Понимание своего недостоинства подвигает христианина к трудам и подвигам. Сами по себе телесные подвиги не делают нас достойными великих благодеяний, подаваемых Богом в таинствах, но трудами мы свидетельствуем об осознании своей греховности и желании исправиться. Это малая лепта, которую мы приносим Богу. Только осознание себя грешником и покаяние делает нас достойными великого дара Божия. По мнению святителя Феофана Затворника, покаяние совершается достодолжно тогда, когда оно сопряжено «с сокрушением искренним и твердой решимостью более не оскорблять Господа. Для этого назначаются все другие подвиги говения – и хождение в церковь, и домашняя молитва, и все прочее».
Итак, желающий причаститься должен испытать свою совесть, осудить себя и положить твердую решимость более не согрешать. Самое главное в деле покаяния – познание своих грехов. Только после этого мы обратимся ко Христу, ибо Спаситель пришел не мнимых праведников спасать, а тех, кто осознаёт себя погибающими грешниками, ищущими помощи у Бога.
Осознающих себя грешниками искренно, от всего сердца и стремящихся с Божией помощью к исправлению можно считать достойными и готовыми к причащению. В противном случае велика вероятность не получить никакой пользы. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Бывает иногда и так: здесь, на земле, приобщается, а у Господа остается не приобщенным». Это происходит тогда, когда к таинству приступают без должного приготовления, настроя и благоговения.
– Но некоторые сторонники причащения без исповеди ссылаются на то, что Кровь Христова смывает все грехи человека.– Предлагаю немного подумать над этим вопросом. Что такое грех? Это рана, болезнь, яд, то есть это нечто чуждое, смертоносное для души. Когда подобное касается тела, то мы стремимся как можно быстрее начать лечить рану или болезнь или избавляться от смертоносного яда. Средствами для лечения души от греха являются покаяние и исповедь. Поэтому, как только осознали, что согрешили, необходимо сразу, немедленно принести покаяние пред Богом, а потом, при первой возможности, на исповеди священнику. Так поступал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Грех исповеданный становится меньше, а не исповеданный – больше». Грех – эту ядовитую змею – необходимо умерщвлять как можно быстрее. А умерщвляется грех исповедью, слезами, покаянием, самоосуждением. Чем раньше приложим лекарства, тем меньше потерпим вреда от греха.
При таком понимании сути греха и его действий на душу видится несколько странным желание некоторых христиан не торопиться с исповедью, откладывая врачевство смертоносной душевной раны на потом. Ни один нормальный человек, будучи тяжелобольным, не медлит с обращением за помощью. Он стремится как можно скорее начать лечение, так как промедление может усугубить последствия болезни и привести к самым печальным результатам. По мнению святителя Василия Великого: «Грех умолченный есть гнойный вред душе, есть тяжесть, влекущая душу на дно адово».
Живой человек чувствует боль от раны, немощь от болезни, жар от яда. Только умерший ничего не чувствует. Так и душа, закосневшая в грехах, замедляющая с исповедью, покаянием и слезами, теряет чувствительность, слабеет. Она перестает чувствовать боль от греха. Не чувствуя боли от греха, такая душа не спешит с исповедью, болезнь усугубляется, и человек, все более погружаясь в пучину греха, приближается к аду.
Святитель Феофан писал: «Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные уже не в нас и не на нас. Они то же, что сучья, срубленные от дерева. Когда любили мы грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от грехов, стали гнушаться ими, раскаялись и исповедались, этими действиями мы отсекли их от себя. Теперь это сухие ветки. И Господь идет попалить в нас это терние прегрешений».
Если мы готовимся принять дорогого и любимого гостя, мы дома наводим чистоту и уют, приводим себя в порядок, готовим самое лучшее угощение. Словом, делаем все, чтобы гостю было у нас приятно, чтобы ничем его не расстроить. Точно так же мы должны поступать и перед причащением, готовясь принять Христа: вымести свою душевную храмину от грязи греховной через искреннюю исповедь, очистить одежду души постом и молитвой, примириться с ближним и со страхом Божиим и верой и надеждой приступить ко Христу. Если же мы приступим к Нему в одежде, оскверненной грехами и не очищенной исповедью, мы можем наследовать наказание, которое понес неразумный гость, явившийся на брачный пир в небрачной одежде, от чего да избавит нас Господь.
По мнению некоторых святых отцов, Иуда причастился, но сделал это недостойно, без соответствующего внутреннего настроя, и в него после этого вошел сатана. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Сатана входит часто после недостойного причащения Святых Таин». С ним согласны многие святые. Почему это происходит? Тот, кто, будучи недостоин причащения из-за своих нераскаянных грехов, нежелания исправиться и неблагоговения, все же приобщается Святых Таин, «виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11: 27). На него враг рода человеческого нападает со всей силой. Господь отступает от дерзкого причастника, подходящего к Святым Тайнам без должного покаяния в грехах, лишает его Своего покрова и защиты, а диавол, видя такового беззащитным, впадшим в совершенное бесчувствие и развращение, смело нападает на него со всей силой и дерзостью. Именно так он поступил с Иудой, который был порабощен страстью сребролюбия и готовился предать Спасителя, но дерзнул приобщиться. Этим Иуда показал свое бесчувствие и дерзость, и диавол всецело вошел в него. Как Иуда после недостойного причащения стал орудием сатаны и совершил страшный грех, так и христианин, приступающий недостойно, может стать орудием злых духов и совершать тяжелые преступления.
(Окончание следует)