Денис ТукмаковМедиаконцерны Старого Света. Кому принадлежат европейские СМИ?В своих предыдущих материалах, посвящённых глобальным медиаимпериям, мы почти не затронули европейские СМИ. Это может показаться странным, поскольку для российского уха такие бренды, как «Би-Би-Си», «Немецкая волна» или, на худой конец, «Канал Плюс» кажутся едва ли не более раскрученными, чем, например, «Ньюс корпорэйшн». Сегодня мы восполняем это упущение, с единственной оговоркой: в общепланетарных масштабах европейская пресса имеет гораздо меньший вес, нежели трансатлантические корпорации, вроде указанного детища Руперта Мердока.
В целом, над прессой Старого Света довлеют практически те же тенденции, которые определяют развитие глобальных медиакорпораций. В двух словах, это концентрация и коммерциализация. Это означает, что все больше европейских СМИ объединяются в международные холдинги, действующие сразу в нескольких странах и в нескольких сферах бизнеса. При этом вектор объединения направлен на извлечение как можно большей прибыли.
И всё же вначале напомним об активах медиаимперии мердокской News Corporation (доход в 2012 году $ 33,706 млрд., занятость 51000 чел.), которой в Европе, или точнее в Великобритании, принадлежат газеты The Times, The Wall Street Journal Europe, The Sun и The Sunday Times, а также телекомпании SKY Italia (доля 100%), British Sky Broadcasting (39%) и Sky Deutschland (49,9%).
«СТАРЫЕ ДЕНЬГИ»Наиболее успешной чисто европейской медиагруппой сегодня считается германский гигант Bertelsmann SE & Co. KGaA (€ 16,065 млрд., 104000 чел.), который вот уже почти 180 лет контролируется семейством Мон. Основным его медиа-активом является грандиозный медиахолдинг с люксембургской пропиской RTL Group (€ 5,998 млрд., 9590 чел.), в котором гиганту принадлежат 75,1%. RTL Group - это 53 телеканала и 28 радиостанций в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Испании, Венгрии, Хорватии, а также в России (в виде 7,5%-ной доли в «Национальной медиа группе», владеющей Рен-ТВ, газетой «Известия», телекомпанией «Петербург» и 25% Первого канала).
Вторым «китом», на котором покоится гигант «Бертельсманн», - это крупнейшее в Европе журнальное издательство Gruner + Jahr (74,9%, € 2,218 млрд., 11585 чел.), издающее свыше 250 журналов в 30 странах мира. Среди них такие издания как Stern и Geo. Этому же издательству принадлежит Financial Times Germany, а также 25,25% акций журнала Spiegel.
Третий кит «Бертельсманна» - это крупнейший в мире книжный издательский дом Random House (100%, € 2,142 млрд., 5712 чел.), продающий ежегодно по 500 млн. книг. Во второй половине этого года состоится его слияние с одним из ведущих конкурентов, издательством Penguin Group корпорации Pearson plc., после чего «Бертельсманн» будет владеть 53% нового суперигрока, претендующего на четверть всего мирового книжного рынка.
Среди прочей «мелочи» гиганту принадлежат 100% в сервисно-логистической компании Arvato, которая не имеет даже толковой странички в Википедии, зато дает работу 63818 сотрудникам и заработало в 2012 году € 4,449 млрд.
Отметим, что семейство Мон напрямую владеет лишь 19,1% капитала «Бертельсманна», остальными же процентами распоряжается Фонд Bertelsmann. Это весьма занятная структура, имеющая репутацию неолиберального think tank'а, вовлеченного, вопреки своему лозунгу «Как можно меньше государства», в активное консультирование немецких политиков и даже целых госструктур, вроде министерства образования. В рамках сотрудничества с немецкими преподавателями фонд настаивает, например, на введении платного высшего образования в Германии...
ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦАВторую строчку в списке наиболее влиятельных массмедийных империй Европы занимает французская Vivendi S. A. (€ 29,994 млрд., 63100 чел.), уже упоминавшаяся нами в предыдущем номере «ЖП». Напомним, что этот конгломерат владеет платным телеканалом Canal+ (100%, € 5,013 млрд., 5228 чел.), крупнейшей в мире музыкальной компанией Universal Music Group (100%, € 4,544 млрд., 6422 чел.), игровой фирмой Activision Blizzard (61,5%, $ 4,856 млрд., 7061 чел.) и рядом прочих медиаструктур, вроде телекоммуникационной компании SFR, которая в прошлом году принесла родительской медиаимперии больше всего денег - € 11,288 млрд. Каких-то десять лет назад это была грандиозная транснациональная корпорация, владевшая такими активами, как нынешняя американская NBC Corporation. Однако неверная бизнес-стратегия привела «Вивенди» к астрономическому долгу в 35 миллиардов евро, в результате чего компания была вынуждена распродать значительную часть своих вложений. Сегодня акции Vivendi официально принадлежат различным публичным фондам, вроде Black Rock, Inc. (4,62%), Groupe Société Générale AM (4,55%) и т. д.
Не останавливаясь на ведущем европейском издательстве научной и юридической литературы Reed Elsevier plc. (£ 6,166 млрд., 30500 чел.), перейдём к другому издательству, уже упомянутому выше, - Pearson plc. (£ 6,112 млрд., 37000 чел.). Помимо книжной структуры Penguin Group и образовательного отделения Pearson Education (программное обеспечение для школ и сертификация учителей), этой «семейной» бизнес-империи принадлежит также The Financial Times Group (включая издание The Economist) - в России этот «оплот экономического либерализма» частично владеет газетой «Ведомости».
Следующей в списке европейских медиаимперий идет французская Lagardère Media (€ 7,370 млрд., 26493 чел.), которой принадлежат львиная доля выпуска журналов во Франции, включая Elle и Paris Match (всего 39 французских и 85 зарубежных журналов в 45-ти странах), второе в мире книгопечатное издательство, система эфирного и кабельного вещания (11 телеканалов и 21 радиостанция по всему миру; частью империи Lagardère долгое время была первая российская коммерческая радиостанция «Европа Плюс») и многое другое.
ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ПРИБЫТОК НЕ ЗАВИСИТОдной из наиболее крупных общественных телерадиокомпаний в мире является немецкая корпорация ARD (€ 6,265 млрд., 21 052 чел.), статус которой по-своему уникален: официально она принадлежит не частному лицу и не государству, но всему немецкому обществу. К этой компании относится первый федеральный телеканал Германии Das Erste, выпускающий самую старую и самую популярную в стране новостную программу Tagesschau; а также целый ряд региональных теле- и радиоканалов. В конгломерат ARD входит также радиостанция Deutsche Welle («Немецкая волна»).
Британский аналог немецкой общественной медиакомпании известен нам гораздо больше - это BBC. Чуть отставая от ARD по финансовым показателям (бюджет 2012 года £ 5,086 млрд.), BBC является крупнейшей телерадиовещательной компанией в мире по числу сотрудников (21940 чел.). Эта формально независимая от правительства корпорация ведёт свою деятельность по королевскому патенту, обновляемому каждые 10 лет.
Mediaset SpA (€ 3,721 млрд., 6285 чел.) - это уже Италия, и это Берлускони (через семейный холдинг Fininvest владеет 38,6% компании). Крупнейшая телекорпорация страны объединяет каналы Italia 1, Canale 5 и Rete 4. Заметим, что в бытность свою премьер-министром Берлускони, в силу своей должности, фактически контролировал прямого конкурента своей фирмы - систему государственных каналов RAI (€ 2,974 млрд., 11410 чел.).
Не будем проходить мимо ещё одной европейской «семейной» фирмы - шведской Bonnier AB (29,176 млрд. шведских крон, 10905 чел.). Эта крупнейшая коммерческая медиакомпания Северной Европы (около 180 брендов в Европе и США) в России владеет газетой «Деловой Петербург» и скоро завершит сделку по приобретению интернет-портала «Фонтанка.ру».
Ещё одним авторитетным издателем прессы в Германии является компания Axel Springer AG (€ 3,310 млрд., 13651 чел.), прославившаяся своим ежедневным таблоидом Bild и газетой Die Welt, а всего в мире печатающая 230 газет и журналов - в том числе издание «Форбс» в России. Поддерживая своё реноме либерального проекта, компания продвигает идеалы объединённой Европы, трансатлантического сближения и «жизненные интересы государства Израиль», как это было сформулировано в 1967 году самим Акселем Шпригнером, основателем концерна.
Мы перечислили лишь ведущих европейских медиа-игроков; вне пределов нашего внимания остались десятки и сотни компаний и СМИ поменьше. Однако из того, что мы успели назвать, уже можно сделать кое-какие выводы.
Прежде всего: основные медиа-концерны Старого Света сегодня являются огромными диверсифицированными бизнес-империями, оперирующими миллиардами евро. Их финансовые показатели позволяют им не только сохранять вполне реальную независимость собственных СМИ, но и идти дальше - влиять на политику, государственные решения и конечно, общественные настроения. Совокупный доход перечисленных в статье информационных империй, от «Бертельсманна» до «Акселя Шпрингера», в одном только 2012 году, в пересчёте на наши деньги, превысил 5 трлн. рублей - и с этим приходится считаться.
http://ruskline.ru/opp/2013/06/18/mediakoncerny_starogo_sveta_komu_prinadlezhat_evropejskie_smi/http://jpgazeta.ru/rassledovanija/mediakontserny-starogo-sveta/