Русская беседа
 
26 Октября 2024, 14:23:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Тени прошлого - Речь Посполитая Четырёх Народов  (Прочитано 2689 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Февраля 2012, 16:13:56 »

Речь Посполитая 4-х народов



Из истории нам известны разные формы польской государственности. На пике своей мощи Польша превращалась сначала в Речь Посполитую Обоих народов (поляки плюс литовцы), затем – в Речь Посполитую Трёх народов (к полякам и литовцам решили присоединить Великое княжество русское, созданное поляками на землях Червонной Руси, т.е. современной Западной Украины). Теперь раздаются голоса о возможности попробовать склеить Речь Посполитую Четырёх народов (поляки, литовцы, украинцы и белорусы).

Идею эту высказал польский этнограф Ярослав Лещинский, и даже издал соответствующую книжицу в 2005 г., которая так и называлась – «Речь Посполитая Четырёх Народов». Пан Лещинский ни в коем случае не призывает к захвату Литвы, Украины и Белоруссии! Что вы! В наш демократический век такие вопросы решаются совсем по-другому. Он предлагает создать не столько территориальный, сколько духовный союз поляков, литовцев, белорусов и украинцев, основываясь на их общем историческом наследии в составе давней Речи Посполитой.

Для обоснования своей позиции он приводит следующие аргументы. Литовцы находились в унии с Польшей, создав Великое княжество Литовское (ВКЛ). В состав ВКЛ входили также значительные территории современных Белоруссии и Украины. Кроме того, прозападный электорат на территории Украины, сосредоточен, преимущественно, в областях, входивших в состав Польши до её второго раздела в 1793 г. Наименее пророссийскими городами Украины и Белоруссии являются Гродно, Брест, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Житомир, Луцк, т.е., опять же, города, входившие в состав Речи Посполитой, и где до сих пор наблюдается высокий процент польского и католического населения. Украино- и белорусоязычными являются области, бывшие в составе польского государства, что заставляет польских историков утверждать о заботливом отношении поляков к белорусской и украинской культуре, ибо там, где не было Польши, нет ни украинцев, ни белорусов в полном понимании этого слова, а есть только русские (вспомним фразу польского геополитика Влодзимежа Бончковского: «Украинец, лишённый своей украинскости, это политический русский!»).

Пропагандистская лживость идей Лещинского бросается в глаза. Во-первых, белорусы и малороссы (украинцы) чувствовали себя, мягко говоря, не очень комфортно рядом с поляками. Во-вторых, литовцы до сих пор считают исторический опыт, полученный от общения с Варшавой в составе ВКЛ, крайне негативным, и всеми силами стараются «переварить» местных поляков в литовском ассимиляционном «котле».

Единственная правдивая фраза – это о заинтересованности Польши в отрыве белорусов и малороссов от остальной Руси. В этом и заключалась истинная забота поляков о культуре этих народов. Опять не могу не сослаться на Влодзимежа Бончковского с его статьёй «Мы – не украинофилы!». Красноречивое название. Поляки – не украинофилы, но ради стратегической выгоды всегда поддерживали украинофильство, если оное выступало против России.

О руке Варшавы (и Вены) в деле создания украинской нации писал полковник Чеслав Мончинский, участвовавший в обороне Львова в 1918 г. Его заметка была опубликована на сайте Kresy.pl, правда, автор в ней больше печалуется о том, что украинство оказалось обоюдоострым ножом, которым австрийцы иногда уничтожали поляков: «Гниющая Австрия, которая всегда придерживалась принципа «разделяй и властвуй», дабы задушить польское освободительное движение, создала и разожгла в Галиции … мощное руское [“ruski” т.е.«руский» (с одним «с») – так поляки называли иногда местное население Западной Украины] движения в восточной части края…

И с того времени Вена всегда это движение поддерживала, особенно в моменты, когда австрийцы видели угрозу в требованиях поляков разрешить национальный вопрос … Из представителей религиозной конфессии, которые молились в церквях ещё на нашей памяти очень часто по-польски…был слеплен во второй половине ХІХ в. отдельный народ. Правда, у народа этого не было своего литературного языка, и он не знал ещё, как себя называть, к какому государству и к какой национальной общности присоединиться, но зато считал себя уже народом. Здесь, на месте называясь и нами называемый русинами, народ этот вначале считал себя – в умах своих поводырей – обломком русских. Из-за связей с москалями обломок этот превращался во всё более небезопасное дело, поэтому при серьёзной помощи некоторых польских движений принялись создавать и поддерживать тех, кто доказывал отдельность этого народа, а не считал себя, как сначала, обломком великороссов.

Долгое время их ещё называли рускими (с одним «с») или русинами. Но в конце ХІХ в. неожиданно этот народ обнаружил своё имя, которое не знала история этой земли. Имя это – Украина и украинцы, имело польскую этимологию. Для них были учреждены особые школы, куда силком гнали греко-католическую молодёжь. Потом им дали интеллигенцию с промытыми мозгами…»
и т.д.

О том, как натравливали украинскую публику на русских, полковник Мончинский предпочёл умолчать. Ну да ладно. До него об этом много писали сами же западно-украинские авторы, которые всегда ожидали недоброе со стороны Польши. И не ошиблись.

Но автор «Речи Посполитой Четырёх Народов» утверждает, что необходимо создавать единое духовно-культурологическое поле, на базе которого должна сформироваться некая особая пропольски
настроенная региональная идентичность литовцев, белорусов и украинцев. Для этого уже даже изобретены соответствующие молитвы к иконе Божьей Матери Стопницкой. Стопница – небольшое село в восточной Польше, где в 1863 г. был сформирован повстанческий полк под командованием знаменитого Кароля Калиты (псевдоним Рембайло), и где находится т.н. Гора виселиц. Там, по устному приданию, происходили казни через повешение участников неудавшегося восстания 1863 г, охватившем не только исконно польские, но и белорусские, украинские и литовские территории. Документальных свидетельств этих казней пока не обнаружено, о чём говорят сами же поляки.

Приведём лишь некоторые отрывки из сочинённых молитв, специально приуроченных к идее образования Речи Посполитой Четырёх Народов. «Матерь наша, помяни заслуги последнего правителя Галицкой Руси Болеслава …, который положил начало вечным узам дружбы русинов, позднее названных украинцами, с Польшей …. чтобы эти народы опять вошли в лоно европейской культуры. …Просим тебя, Матерь наша, чтобы снова наши народы объединились, как это было в веках… мирно, как это было всегда в Речи Посполитой благодаря мудрости наших королей…и гетманов запорожских, в единый государственный организм. Дай вечное успокоение запорожским гетманам Яну Выговскому и Ивану Мазепе, гордым продолжателям сего дела…ибо это они охраняли наши северо-восточные границы от агрессивных московских орд. Пусть под твоим покровом восстанет единая наша семья... Ты хранила литовских крестьян, …которые с песней «Ещё Польши не умерла, пока Жмудь живёт!» сражались за благо Польши Ягеллонской, … заслугами Константина Калиновского, который в «Мужицкой правде» призывал крестьянство белорусское помогать восставшим, а также украинца Андрея Потебни, офицера царской армии, сражавшегося вместе с повстанцами во имя будущего наших народов…, дабы ценой их жертвенности наступила дружба между нашими народами…. Споспешествуй тесному сближению народов наших на основе концепций маршала Пилсудского, поддержанного украинской армией Симона Петлюры…Милосердная Матерь, помни, что это Польша, Литва и Украина в 1998 г. указали на злоупотребления властью президента Белоруссии, и вспомни массовый протест поляков против фальсификации выборов на Украине в 2004 г.».

А далее вдохновители очередной Речи Посполитой невзначай призывают всех, кому дорога эта идея, в т.ч. не только католиков, но и православных литовцев, украинцев и белорусов, совершать паломничество к иконе Матери Божьей Стопницкой в Стопницу, как символу их общей антироссийской дружбы.

О нереальности изложенных Лещинским идей пишут сами же польские авторы. Им же автор отвечает, что главное – это дождаться нужного момента.

Илья Макаров

http://www.segodnia.ru/content/105577
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 15 Февраля 2012, 14:13:50 »

Владислав ГУЛЕВИЧ

Тени прошлого - Речь Посполитая Четырёх Народов



Русско-польское пограничье на протяжении веков служило разделительной линией двух цивилизаций – западно-католической и русско-православной. Эту функцию оно выполняет до сих пор.

Страны, расположенные между Польшей и Россией (Украина, Белоруссия, республики Прибалтики), всегда рассматривались Варшавой как потенциальный буфер, который должен обеспечить ей стратегическую глубину и предохранить от чрезмерного, по мнению поляков,  проникновения российского влияния. Все наиболее известные проекты преобразования польского государства, сначала в Речь Посполитую Обоих Народов (Польша + Литва), а затем и Речь Посполитую Трёх Народов (Польша + Литва + Великое княжество Русское, созданное поляками на землях части современной Украины), были направлены против России. С недавних пор циркулируют идеи создания обновлённой Речи Посполитой, на этот раз – четырёх народов: к Польше, Украине и Литве предложено присоединиться Белоруссии. Впервые эта мысль прозвучала в книге польского историка и этнографа Ярослава Тадеуша Лещинского (Jarosław Tadeusz Leszczyński) «Речь Посполитая Четырёх Народов». Книга вышла в 2005 г., но активное обсуждение данной работы началось только сейчас (1).

Я. Лещинский, ностальгируя по временам, когда «восточные территории» («кресы всходни») были неотъемлемой частью польского государства, предлагает план не территориального, а духовно-идеологического объединения четырёх народов на основе общей истории и демократических принципов. Хотя Польше и отводится ведущая роль в будущей Речи Посполитой Четырёх Народов, всё же официально каждому из четырёх участников обещаются равные права с другими. Иными словами, поляки, украинцы, белорусы и литовцы должны приступить к формированию особой региональной идентичности, замешанной на пропольских симпатиях, не лишаясь при этом своей государственности.  Католическим символом такого объединения должна выступать Стопницкая икона Божией Матери, покровительницы польских повстанцев 1863 года, на которой начертано: «Матерь Божья Стопницкая, приведи к согласию и единению народы Речи Посполитой».

Стопница – небольшое село в восточной Польше, где в 1863 г. был сформирован повстанческий полк под командованием знаменитого Кароля Калиты (псевдоним Рембайло). Рембайло участвовал в самых кровавых сражениях с русскими войсками и похоронен во Львове, что имеет дополнительный символический смысл. В Краковском национальном музее хранится одна из его сабель с инкрустированной надписью: «Во имя Бога добудь саблю, а москалей пусть возьмёт дьявол» (W Imię Boga Dobądź Szabli, а Moskali Wezmą Diabli). Недалеко от Стопницы находится т.н. Гора виселиц, где, по устному преданию, происходили казни через повешение участников неудавшегося восстания 1863 г., охватившего не только исконно польские, но и белорусские, украинские и литовские территории. Документальных свидетельств этих казней пока не обнаружено. Икона Божией Матери Стопницкой очень похожа на образ Матери Божией Трембовельской (греко-католический собор св. Юра в Львове) и икону Божией Матери Черниговской-Ильинской (православная Ильинская церковь в Чернигове). Такие совпадения в иконографии вселяют в поклонников Речи Посполитой Четырёх Народов ещё большие надежды.

 Историческим символом общей боевой польско-литовско-украинско-белорусской славы Я. Лещинский предлагает избрать битву под Грюнвальдом 1410 г., где объединённое польско-литовское войско при помощи союзных русских смоленских полков одолело рыцарей-тевтонцев. Однако современная польская историография не рассматривает русских, в отличие от белорусов и украинцев, как помощников в противостоянии с крестоносцами. Как один из эпизодов военно-стратегического сотрудничества поляков и украинцев в новейшей истории приводятся факты совместных операций польского антикоммунистического движения «Свобода и независимость» с отрядами УПА в конце 1940-х.

С первого взгляда заметна схожесть описанной теории с доктриной «Междуморья» Юзефа Пилсудского, которая, однако, имела гораздо большие масштабы (в конфедерацию с Польшей предлагалось вовлечь также Румынию, Венгрию, Эстонию, Латвию, Финляндию, Молдавию) и была разработана в других геополитических обстоятельствах. Проект Речи Посполитой Четырёх Народов – это попытка обоснования идеологической переориентации литовцев, украинцев и белорусов на Варшаву и Ватикан. И если в истории Литвы тесный факт духовно-политического слияния с Польшей имел место (Люблинская уния и переход литовской знати в католичество), то для малороссов и белорусов Польша никогда «второй матерью» не была, поскольку Ватикан, следуя по пятам за поляками, делал всё возможное для искоренения православной веры на землях Малой и Белой Руси.

Сегодня в молитвах к  Матери Божией Стопницкой, сочинённых специально для этого случая,  католики возносят молитвы (больше похожие на призывы пропагандиста) о даровании мира польскому, литовскому, украинскому и белорусскому народам, а землям от Одера и Нисы, от Двины и Чёрного и Балтийского морей до Днепра – процветания. В понимании конструкторов Речи Посполитой Четырёх Народов мир и процветание этих народов возможно лишь при максимальном ослаблении России и искоренении русской культуры на этих землях. Вот как звучат эти молитвы: «…просим тебя, Матерь наша, чтобы снова наши народы объединились, как это было в веках… мирно, как это было всегда в Речи Посполитой благодаря мудрости наших королей…и гетманов запорожских, в единый государственный организм. Дай вечное успокоение запорожским гетманам Яну Выговскому и Ивану Мазепе, гордым продолжателям сего дела…ибо это они охраняли наши северо-восточные границы от агрессивных московских орд. Пусть под твоим покровом восстанет единая наша семья... Ты хранила литовских крестьян, …которые с песней «Ещё Польши не умерла, пока Жмудь живёт!» сражались за благо Польши Ягеллонской … Споспешествуй тесному сближению народов наших на основе концепций маршала Пилсудского, поддержанного украинской армией Симона Петлюры…Милосердная Матерь, помни, что это Польша, Литва и Украина в 1998 г. указали на злоупотребления властью президента Белоруссии, и вспомни массовый протест поляков против фальсификации выборов на Украине в 2004 г.».

Концепция Я. Лещинского страдает рядом существенных огрехов,  замеченных и польскими экспертами. Во-первых, никто из крупных европейских держав не заинтересован в появлении чуть ли не в центре Европы нового извода польской имперской политики. Германия и Россия в своих отношениях прекрасно обходятся без Польши, и Варшава нехотя должна подстраиваться под геополитическую логику оси Берлин – Москва.  Ну а Вашингтон занят делами поважнее (Ливия, Сирия, ситуация вокруг Ирана).

Во-вторых, идеи  Я. Лещинского напоминают программу создания IV Речи Посполитой братьев Качиньских,  заявленную в 2006 г. Их проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации.  Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. В данной инициативе просматривается стремление создать религиозно – культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. Но если Качиньские опирались на польский этнический элемент за восточной границей Польши,  то концепция Речи Посполитой Четырёх Народов предполагает слияние региона в единый духовно-политический организм. Некоторые польские историки утверждают, что Речи Посполитой нет лишь на карте, однако она незримо присутствует в истории и политике, по крайней мере, в усечённом варианте, поскольку:

- ближайшим внешнеполитическим партнёром  Вильнюса всегда выступает Варшава, а уже потом «сильные мира сего» в лице Вашингтона или Лондона;

- для разрешения ситуации вокруг дела Юлии Тимошенко, как ранее в 2004 г. для посредничества между Виктором Януковичем и Виктором Ющенко, привлекались президенты именно Польши и Литвы, а не других стран;

- прозападный электорат на территории Украины, голосующий против сближения с Москвой, сосредоточен преимущественно в областях, входивших в состав Польши до её второго раздела в 1793 г., а наименее пророссийскими городами Украины и Белоруссии являются Гродно, Брест, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Житомир, Луцк, т.е. города, входившие в состав Речи Посполитой,  где до сих пор высок процент польского и католического населения;

- украино- и белорусоязычными являются опять-таки  области, бывшие в составе польского государства, что заставляет польских историков утверждать о заботливом отношении поляков к белорусской и украинской культуре, ибо там, где не было Польши, нет ни украинцев, ни белорусов в полном понимании этого слова, а есть только русские (вспомним фразу польского геополитика Влодзимежа Бончковского: «Украинец, лишённый своей украинскости, это политический русский!»).

Сегодня  практически нет шансов для реализации этого проекта. В Минске правит «последний диктатор Европы»,  отказывающийся кланяться Западу. Киев, при всех своих проевропейских желаниях, понимает губительность полного разрыва с Россией. Исторически основным союзником Варшавы на востоке выступал Вильнюс, но сегодня литовские власти продолжают придерживаться политики жёсткой ассимиляции национальных меньшинств, в т.ч. поляков, которые составляют 6,7 % населения Литвы. В таких обстоятельствах никакого единения не получится. Правда, приверженцы идеи очередной Речи Посполитой заявляют, что главное – дождаться подходящего момента.

1) Jarosław Tadeusz Leszczyński “Rzeczpospolita Czterech Narodów” Kielce 2005

____________________________

http://www.fondsk.ru/news/2012/02/15/teni-proshlogo-rech-pospolitaja-chetyreh-narodov.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 28 Июня 2013, 17:02:09 »

Алексей ПОЛОЗОВ

Четвёртая Речь Посполитая



 Любые серьёзные геополитические потрясения и особенно распад мощных государственных образований всегда возрождают из небытия дремавшие до поры до времени геополитические проекты.

Казалось бы, провозглашение Союзного государства России и Белоруссии прочно связало наши страны и народы в стремлении жить в общем экономическом и культурном пространстве, а проект Евразийского экономического союза лишь подтверждает поступательное движение в направлении интеграции. Однако не всё так просто. В последнее время серьёзно активизируются силы, выдвигающие геополитический проект, альтернативный проекту евразийской интеграции. Речь идёт о создании Четвёртой Речи Посполитой в составе Польши, Белоруссии, Украины, Литвы и Латвии. Этот проект имеет и другие названия – Междуморье, Балто-Черноморский союз.

В 1569 году в результате Люблинской унии было образовано государство Речь Посполитая, объединившая Корону Польскую (Польшу и Украину) и Великое княжество Литовское (Белоруссия, Литва и часть территории Латвии). В пределы Речи Посполитой попала также часть земель России, Эстонии, Молдавии и Словакии. В этом федеративном «государстве двух народов» Польша играла ведущую роль и даже аннексировала у Великого княжества Литовского малороссийские земли, ранее захваченные литовскими князьями.

В Речи Посполитой господствовала польская шляхта. Местная украинская и белорусская знать была в значительной степени ополячена и постепенно переходила в католичество. Территории Белоруссии, Украины и Литвы рассматривались поляками, прежде всего, как колонизуемые. Любые попытки России и русских вернуть свои земли на западе, утраченные в результате монголо-татарского нашествия и экспансии литовских князей, воспринимались с тех пор поляками крайне агрессивно.

Речь Посполитая прекратила своё существование в 1795 году в результате её раздела между Россией, Пруссией и Австрией, но польская имперская идея не канула в небытие. В 1920 годах, после революций в России и Германии, Польше удалось частично заполучить территории Украины, Белоруссии и Литвы. Польский диктатор Ю.Пилсудский выдвинул идею Междуморья – создания конфедерации Польши, Белоруссии, Украины и Литвы. Этот период в Польше называют периодом Второй Речи Посполитой. Однако имперским планам не суждено было осуществиться, так как в 1939 году захваченные поляками украинские, белорусские и литовские земли были воссоединены с СССР.

Казалось бы, с окончанием Второй мировой войны Польша, получив значительные немецкие территории, должна была отказаться от своих попыток экспансии на восток. Тем не менее эти идеи, дремавшие в польском обществе, начали возрождаться в конце 80-х годов ХХ столетия. В 1989 году в новой польской конституции было записано определение польского государства как Третьей Речи Посполитой. В контексте исторического прошлого это означает, что территории Украины, Белоруссии и Литвы вновь начали восприниматься в Польше как часть польского мира.

В современной Польше развернулась борьба двух идеологических направлений, именуемых пястовской и ягеллонской концепциями развития страны. Первая подразумевала тесные связи с Германией и евроинтеграцию, вторая – польскую экспансию на восток. В последнее время эти два подхода сближаются на той почве, что, с одной стороны, Польша является участником евроинтеграции, с другой – изображается страной, несущей якобы особую историческую ответственность за положение в Белоруссии, на Украине и в Литве. Идеи Междуморья Ю.Пилсудского возрождаются в проекте Балто-Черноморского союза, который по инициативе Л.Качиньского получил более определённое название – Четвёртая Речь Посполитая. Л.Качиньский провозгласил в своё время, что его цель – Польша «от моря до моря», от Гданьска до Одессы.

Суть данного проекта в том, чтобы при помощи «мягкой силы», опираясь на культурное и экономическое взаимодействие, продвигаться в направлении поэтапного создания регионального политико-экономического сообщества Польши, Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии и, возможно, ряда других приграничных стран. Ведущая роль при этом отводится, безусловно, Польше.

В общем-то, для этого Польша обладает определённым ресурсом – вопрос лишь в том, достаточен ли он для решения столь амбициозной задачи. «Оранжевая революция» в Киеве и приход к власти В.Ющенко был воспринят в Польше как личный успех А.Квасьневского, что уже говорит само за себя. Ещё больше влияние поляков в Белоруссии. Так, известного своим участием в развале СССР С.Шушкевича на посту руководителя Белоруссии на некоторое время сменил Мечислав Гриб – этнический поляк, который ради карьеры изменил свою национальность в паспорте, записавшись ещё в советское время белорусом. Один из соперников А.Лукашенко на предыдущих президентских выборах, единый кандидат от оппозиции А.Милинкевич, был членом Союза поляков Белоруссии. В Белоруссии функционирует полсотни «Польских домов», традиционно обеспечивающих значительное польское влияние.

В проекте Четвёртой Речи Посполитой речь идёт о создании на западных границах Российской Федерации нового мощного геополитического образования с населением около 100 миллионов человек. При этом доля Украины и Белоруссии в населении должна в таком случае составить 56% (46%+10%), Польши – 38%, Литвы и Латвии – 5% (3%+2%). Преобладание Украины и Белоруссии будет наблюдаться и в отношении занимаемой площади – 65% (48%+17%), в то время как у Польши – 25%, соответственно у Литвы и Латвии – 10% (5%+5%). Казалось бы, налицо преобладание западнорусских территорий. Однако при экономическом анализе выясняется, что совокупный ВВП Украины и Белоруссии в рамках гипотетической Четвёртой Речи Посполитой составил бы всего 35% (25%+10%), тогда как Польши – 58%, а Литвы и Латвии – 7% (4%+3%).

Надо сказать, что идеи такого рода распространены не только в Польше или в среде, связанной с ней белорусской оппозиции. Одной из самых многочисленных общественных организаций в Белоруссии является объединение «Белая Русь», насчитывающая в своих рядах около 80 000 человек. Организация достаточно аморфная, созданная административными методами, но интересная тем, что её активисты порой оглашают то, что не очень афишируется белорусскими чиновниками. Руководителем «Белой Руси» является первый заместитель главы администрации президента Белоруссии А.Радьков, хорошо осведомлённый о настроениях в правительственных кругах. Так вот в 2010 году, как раз в период ухудшения российско-белорусских отношений, появилась статья представителя Белорусской группы развития (аналитического центра «Белой Руси») А.Сивицкого «Балто-Черноморский коридор развития как модификация «Восточного партнёрства», где идеи образования Междуморья приобрели новое звучание. А.Сивицкий писал о том, что Восточное партнёрство необходимо принципиально изменить. Во-первых, на его взгляд, Закавказье имеет мало общего с европейскими проблемами. Во-вторых, Белоруссия, опираясь на свои возможности в рамках Союзного государства, может выступить экономическим локомотивом в новом образовании, которое станет «мостом» между Россией и Европой. То есть сам проект Балто-Черноморского союза (Четвёртой Речи Посполитой) представляется белорусским властям вполне приемлемым, но интересует их в первую очередь с точки зрения возможности получения экономических преимуществ, а не как инструмент восстановления польской империи, каким он видится в Варшаве.

О том, каким образом в «Белой Руси» предполагают сочетать интеграцию в рамках Междуморья с интеграцией в рамках Союзного государства, ничего вразумительного не услышишь. А.Сивицкий лишь подчёркивает, что решение данного вопроса «обеспечит безопасность России» и избавит от «лимитрофного комплекса» страны Междуморья.

Проект Четвёртой Речи Посполитой рассчитан на десятилетия. И в этом смысле между белорусской властной элитой и оппозицией, за спиной которой стоит Польша, наметилось определённое согласие. В обмен на лояльность белорусские власти не препятствуют ведению этой пропагандистской кампании и даже начали активно в ней участвовать.

С 1991 года выросло целое поколение молодёжи, которое уже не мыслит критериями общерусского единства и воспринимает независимость Белоруссии как нечто само собой разумеющееся. В Белоруссии все школы в городах русскоязычные, но никак не русские. А вот польских школ появляется всё больше. Как и на Украине, в Белоруссии практически отсутствуют пророссийские партии. Усиливается проникновение польского капитала. В фирмы и организации, принадлежащие полякам, трудоустраиваются пропольски ориентированные белорусские граждане. Распространение пропольских настроений получает солидную финансовую поддержку. Открыт и функционирует сайт «Идея Новой Речи Посполитой. Жить вместе — наша судьба!».

Однако много серьёзнее то, что движение в этом направлении происходит уже и в белорусских государственных структурах. Министерства культуры, образования, в значительной степени – спорта и туризма, информации, государственные СМИ в той или иной мере активно пропагандируют период Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, называя его «золотым веком» Белоруссии. Здесь же находится место и культивированию русофобии, Россия объявляется виновницей многочисленных разрушений и уничтожения населения на белорусских землях во время многочисленных русско-польских войн. Так, Министерством культуры Белоруссии принята программа «Замки Белоруссии», направленная на восстановление замков польской шляхты, которая на основании географического принципа проживания объявляется белорусской. В замках устраиваются всевозможные фестивали и мероприятия в полонизированном стиле. Отдельный вопрос – тональность экскурсий, которые проводятся в этих замках. Белоруссия в рассказах экскурсоводов – это уже не страна Хатыни и Брестской крепости, отныне — это страна польской шляхты и польских королей!

При прямой поддержке белорусских властей возобновлены сценические представления в замке Радзивиллов, а в Несвижской ратуше торжественно установлен штандарт 27-го полка уланов Войска Польского. По всей Белоруссии реставрируются польские памятные знаки. Активно устанавливаются памятники деятелям периода Великого княжества Литовского и Речи Посполитой – в Витебске, например, в ближайшее время собираются установить памятник князю Ольгерду, несмотря на протесты общественности, неприемлющей антироссийскую подоплёку этой акции. Одним из принципов государственного телевещания в Белоруссии давно стало тиражирование культурологических передач, которые воспитывают настроения, противопоставляющие белорусов русским. Фактически такие телепрограммы идут на всех белорусских государственных каналах. Так, в проекте Агентства телевизионных новостей «Земля белорусская» Белтелерадиокомпании основной упор сделан на разъяснении отличий белорусов от русского народа, рассказах о шляхте, костёлах, католических святынях. На телеканале ОНТ выходит аналогичный специальный проект «Белорусская шляхта. От раздела [имеются в виду разделы Речи Посполитой. – А.П.] до разбора [имеется в виду подтверждение шляхтой своей принадлежности к благородному сословию Российской империи. – А.П.]». Но особенно неприкрыто подобные высказывания звучат на минском столичном канале СТВ в программе «Новые путешествия дилетанта».

В том же ряду стоит и отказ от признания войны 1812 года отечественной для Белоруссии – в белорусской официальной историографии, опять же не без польского влияния, возобладала точка зрения, согласно которой война 1812 года была «русско-французской» и принесла белорусам много бед от действий обеих армий.

Всё это постепенно приносит свои плоды. По данным издания «Ежедневник» А.Даутина от 3 апреля 2013 года, опубликованным в материале «Россия теряет интеграционную привлекательность для белорусов», представители Белорусского института стратегических исследований (BISS) провели опрос и выяснили, что в 2013 году число сторонников независимости Белоруссии вне всяких союзов увеличилось до 31%, а число сторонников интеграции с Россией в рамках Союзного государства упало до 43% (при этом примерно половина из них соглашается только с экономической интеграцией).

Тот интеграционный потенциал, который оставался в Белоруссии со времён СССР, постепенно тает, уходят из жизни старшие поколения, которые ещё помнят жизнь в одном государстве… Общественные организации пророссийской направленности слабы и в основном занимаются мероприятиями этнографического плана.

Я убеждён, что Россия должна противопоставить концепции «Четвёртой Речи Посполитой» собственный геополитический проект, имеющий понятное, конкретное содержание и ясные, привлекательные цели - причём не только в сфере экономики, но и в сфере единой культурно-исторической практики.

Это только кажется, что проект «Четвёртой Речи Посполитой» чересчур фантастичен. Один из его идеологов Я.Лещинский, издавший в 2005 году книгу «Речь Посполитая Четырёх Народов», в ответ на критику оппонентов заявил, что самое главное – дождаться нужного момента.

И они ждут этот момент, они готовятся к нему…

Это серьёзный вызов, и он не должен остаться без ответа.

http://www.fondsk.ru/news/2013/06/28/chetvertaya-rech-pospolitaja-21310.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!